Россия располагает одной из крупнейших сырьевых баз лития в мире, входя в первую пятерку стран-держателей запасов. В литиевом секторе компании из Китая особенно активны в Зимбабве: разведанных запасов лития в стране потенциально достаточно для удовлетворения пятой части мирового спроса. Также китайские компании фактически выиграли «войну за литий» в Африке, отдельные страны которой (Мали, Зимбабве, Намибия, Гана, Демократическая Республика Конго) также обладают весомыми запасами данного металла. Самые крупные запасы лития находятся в Боливии. Свержение в 2019 году законного президента Боливии Эво Моралеса латиноамериканские эксперты связывали именно с национализацией литиевых рудников.
Будущее Кремниевой Долины зависит от Афганистана
По запасам лития (глобально — 22,3 млн т) лидируют Чили (45% мирового объема), Австралия (28%), Аргентина (11%) — страны с активной добычей лития и геологоразведкой. Литиевый треугольник (The Lithium Triangle) – обобщающее название трех стран (Чили, Аргентина и Боливия), обладающих 75% мировых запасов лития. На представленном графике показаны ведущие мировые страны-производители лития с 2012 года по 2022 и объём их добычи. Запасы лития в мире по странам.
Запасы лития, по странам
За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития. Так, по оценке IEA, для выполнения согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития необходимо за ближайшие 10 лет увеличить потребление лития в 5 раз, а за 20 лет — в 12 раз. И даже продолжение развития глобальной экономики в нынешнем русле то есть при значительном отставании роста чистых энерготехнологий, в частности, от целей Парижского соглашения по климату спрос на литий все равно увеличится в течение десятилетия в 2,5 раза, а на протяжении двух десятилетий — в 4,5 раза. Между тем рынок лития меняется не только количественно, но и качественно, структурно.
Так, для производства аккумуляторов электромобилей наиболее широко используется карбонат лития, однако со временем расширяется применение в этом секторе гидроксида лития, необходимого для аккумуляторов с высоким содержанием никеля в катоде. Кроме того, распространение батарей с твердым электролитом расширит применение металлического лития. Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития. Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид. Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы.
С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике. Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами. Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии. В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность. К последней категории относятся среди прочего прямая экстракция лития из рассолов без их выпаривания крайне длительного процесса, занимающего больше года при нынешних технологиях ; освоение рапы геотермальных источников; извлечение лития из сырья с низким содержанием металла, например из глинистых отложений или отвалов добычи других полезных ископаемых.
Имеется в виду, например, извлечение лития из отслуживших аккумуляторов, которое сегодня практикуется единичными компаниями в незначительных масштабах, прежде всего в США и Европе. Шансы на расширение «вторички» связаны, в частности, с ожидаемым накоплением огромной массы отработавших батарей по мере быстрого развития электротранспорта и практики аккумулирования энергии в электроэнергетических системах: в ближайшие 10, тем более 20 лет, объем бывших в употреблении батарей увеличится на много порядков, что неизбежно потребует создания полноценной индустрии их утилизации. К решению этой проблемы уже готовятся в ряде государств и регионов.
Негативное влияние на рынок лития также оказали сокращение в Китае государственных субсидий на приобретение электромобилей в 2019 г. В результате ряд предприятий в Австралии и Южной Америке приостановил свою деятельность. Со второй половины 2020 г. В соответствии тенденциями, характеризовавшими производство лития, в 2017—2018 гг.
В 2020 г. После прохождения «дна» в IV квартале 2020 г. В 2021 г.
Это также подтверждал источник «Ведомостей», близкий к госкорпорации см. Переговоры о возможном партнерстве с другими иностранными фирмами, в том числе Lilac Solutions и структурой «Росатома», продолжаются, говорил тогда Арсе. Нельзя терять времени [на разработку металла]», — подчеркивал он цитата по Reuters. Зачем «Росатом» идет в Боливию Боливия, наряду с Аргентиной и Чили, является страной с самыми большими в мире запасами лития.
По данным Геологической службы США, боливийские солончаки содержат 21 млн т этого металла, критически важного для выпуска литий-ионных аккумуляторов. Но в стране практически нет промышленного потенциала для их освоения. Попытки индустриализации Боливии на базе разработки и коммерциализации литиевых месторождений предпринималась еще при прежнем президенте Эво Моралесе — начиная с 2008 г. Но они фактически провалились. Причем, отставка самого Моралеса в 2019 г. Политик тогда был вынужден расторгнуть подписанное в 2018 г.
Добыча лития.
Литий добыча по странам. Литий добыча в мире по странам. Страны где добывают литий. Месторождения лития в мире на карте. Литий месторождения в мире карта. Производители лития в мире. Добыча лития в мире на карте.
Залежи лития в мире на карте. Литий запасы по странам. Импорт лития в Россию. Запасы лития в России. Добыча лития в России. Литий залежи в мире карта. Месторождения лития на карте.
Крупнейшие месторождения лития. Месторождения редкоземельных металлов в мире. Месторождения редкоземельных металлов в России. Запасы редкоземельных элементов. Запасы редкоземельных металлов в мире на 2020. Производство лития по странам. Производители лития в России.
Мировой рынок лития. Где добывают литий. Страны производители лития. Мировой рынок литий-ионных батарей. Производители литий ионных батарей в мире. Рынок литий ионных аккумуляторов в России 2020. Производство литий-ионных аккумуляторов по годам.
Литий производители в России. Производство кобальта по странам. Запасы кобальта и лития в России. Лидеры по производству кобальта. Литий в мире по странам. Количество лития по странам. Сколько лития в Украине.
Спрос на литий. Страны Лидеры по добыче лития. Добыча лития в мире. Литий мировые запасы. Карта добычи редкоземельных металлов. Месторождение редкоземельных металлов в Китае. Карта месторождений редкоземельных металлов мира.
В каких странах мира самые большие запасы лития
В прошлом году в мире было продано 10,5 миллиона машин с электродвигателем — вполовину больше, чем в 2021-м. К концу текущего года их общее число будет составлять около 40 миллионов. С 2010 по 2021-й объемы увеличились в четыре раза, до 546 тысяч тонн эквивалента карбоната лития lithium carbonate equivalent, LCE — стандартизированная единица измерения, которая может быть использована для различных соединений лития. В прошлом году показатель достиг примерно 680 тысяч тонн LCE. За 2021 год они взлетели более чем на 400 процентов, продолжив ралли в 2022 году: рекордные значения были зафиксированы в ноябре с более чем десятикратным ростом к уровню начала 2021-го. Литий описывали как самый ценный металл года, а глава Tesla Илон Маск сравнивал владение предприятиями по переработке с собственным станком для печатания денег. Сейчас это в принципе то же самое, что печатать деньги. Я бы еще раз рекомендовал предпринимателям включиться в бизнес по переработке лития: вы не проиграете Илон Маскглава Tesla Причина стремительного роста цен в том, что рынок все это время оставался дефицитным: предложение не поспевало за спросом.
Притом самого металла на планете в целом достаточно, актуальная проблема нехватки принципиально решаема развитием проектов добычи и достаточными инвестициями. Вопрос только в том, чтобы успеть нарастить мощности вовремя: к 2025 году спрос может достичь 1,5 миллиона тонн LCE, а к концу десятилетия — более чем трех миллионов тонн. В конце марта 2023 года Евросоюз согласовал запрет с 2035 года на продажу новых авто, работающих на традиционном ископаемом топливе. Странам ЕС, впрочем, не удалось договориться о полном запрете привычных авто, как предполагалось изначально: Германия пролоббировала возможность продолжать использовать машины на особом климатически-нейтральном электротопливе e-fuel , которое подходит для обычного двигателя внутреннего сгорания ДВС. Такое топливо синтезируется в результате сложного процесса с использованием электричества, воды и уловленного в воздухе CO2, но его полномасштабного производства пока нет , а первый коммерческий завод в секторе начал работу всего несколько месяцев назад. Предприятие принадлежит Porsche и ее партнерам, компания при этом подчеркивает, что, несмотря на интерес к e-fuel, по-прежнему намерена делать основной упор именно на «обычные» электромобили. Автопромышленность ориентируется именно на них, поскольку необходимые технологии в отрасли уже широко освоены.
Самым простым выходом виделось, разумеется, привлечь сторонние инвестиции. Но здравомыслящие люди в руководстве нескольких стран Латинской Америки рассудили, что это будет похоже на фактическую передачу своих природных богатств представителям сильных мира сего. И потому применительно к литиевым месторождениям постоянным рефреном зазвучало слово «национализация». Обрадор не забыл подчеркнуть, что природные ресурсы Мексики должны служить интересам ее народа: «Мы собираемся национализировать литий, чтобы его не могли эксплуатировать иностранцы.
Нефть и литий принадлежат нации, народу Мексики». С инициативой национализации литиевых месторождений выступил и президент Чили Габриэль Борич, объявивший о создании в стране госкомпании, которая получит исключительное право добывать литиевую руду и извлекать из нее литий. Заявление Борича сильно ударило по занимающимся разработкой месторождений двум крупным частным чилийским компаниям Sociedad Quimica y Minera SQM и Albemarle. Обрадор, кстати, заявил, что «национализация литиевых ресурсов не означает закрытия дверей для иностранных инвесторов», но последние в это, похоже, слабо верят.
Западная пресса пишет , что решение мексиканского президента «создает неопределенность, которая вызывает стресс у таких компаний, как китайская Ganfeng Lithium или канадская Rockland Resources, уже реализующих свои литиевые проекты в Мексике». А происшедшее с SQM и Albemarle только усиливает опасения возможных инвесторов. Эта страна занимает первое место в мире по объемам лития. Как видим, на землях Латинской Америки сосредоточено три четверти всех мировых запасов лития.
Так что нет ничего удивительного, что после анализа этих данных названные страны плюс Перу всерьез взялись за рассмотрение перспектив создания Организации стран — экспортеров лития. Альянса, который тут же получил в прессе определение «литиевый ОПЕК».
Поэтому интриги в поставках, выкуп, аренда и просто захват месторождений, санкции и контрсанкции — все это в полной мере присутствует в литиевой теме. Но почему литий так важен? Что делают из лития Про литиевые аккумуляторы слышали все.
Львиная доля добываемого лития уходит на нужды производителей батарей — на сегодня из практически применимых технологий компактного и емкого хранения электроэнергии именно литиевые элементы остаются наиболее востребованными. Научные исследования в этой области кипят, каждый год ученые обещают одну — две «безлитиевых» технологии, но все они либо требуют еще более редких и дорогих редкоземов, либо имеют недостатки, препятствующие их массовому использованию. Может быть, однажды в этой области произойдет научный прорыв, но пока что без лития никуда. Менее известны, но не менее важны другие применения лития. В черной и цветной металлургии он применяется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов.
Он добавляется в расплав стекла, чтобы оно не пропускало ультрафиолет. Крайне важен литий в атомной энергетике — его используют для получения трития. Потенциально литий может использоваться в перспективных термоядерных энергетических установках. И откуда взять столько лития? Добыча лития Удивительно, но при такой востребованности лития в промышленности, унифицированного способа рентабельного промышленного освоения литиевых месторождений нет.
В 2018-2020 годах, когда продажи электромобилей даже близко не были сравнимы с нынешними, на литиевом рынке случился обвал: цена металла упала вдвое, что повлекло за собой резкое снижение инвестиций в индустрию. Теперь же, когда потребность в литии кратно возросла, нужно наращивать добычу — только вот дело это далеко не быстрое. Как добывают литий Основных способов два. Первый широко используется в так называемом «литиевом треугольнике» — Аргентине, Боливии и Чили, где содержится более половины мировых запасов. Из-под земли выкачивается богатый литием рассол, после чего ему дают естественным образом выпариваться в огромных бассейнах, пока не получится суспензия, пригодная к дальнейшей переработке. Фото: Shutterstock Вторая технология распространена в Австралии и Канаде — это горные шахты, где добывается минерал под названием сподумен. Руду отправляют главным образом в Китай, где производится больше всего аккумуляторов в мире, а там она уже перерабатывается в гидроксид или карбонат лития, пригодный для изготовления электродов или электролита. Главная проблема в том, что быстро увеличить объемы добычи физически невозможно. Легко подсчитать, что выпаривание само по себе принесет результат только через год-два — это если представить, что у компаний нет никаких ограничений, и они прямо сейчас могут организовать много дополнительных бассейнов что, разумеется, не так.
Строительство новой шахты может занимать до десяти лет, разведка новых месторождений — процесс тоже крайне небыстрый. Например, китайцы недавно обнаружили в горах Тибета залежи примерно на миллион тонн чистого лития, но добыть его смогут очень нескоро. Еще одно препятствие — негативная реакция общественности. Той самой, которая борется за экологию и педалирует скорейшее развитие электромобилей. Дело в том, что добыча лития — дело далеко не безвредное для природы, ведь при добыче методом выпаривания на тонну продукта расходуется около 70 тонн воды — это притом, что месторождения находятся в чертовски засушливых местах вроде пустыни Атакама. Разработка горных пород еще хуже: она очень энергозатратна, а вместе с переработкой руды суммарные выбросы CO2 получаются в 3,5 раза выше, чем при выпаривании.
«Росатом» заключил важное соглашение по добыче лития в Центральной Америке
«Литий, благодаря его эффективному накоплению энергии на единицу веса, стал практически незаменимым при производстве батарей электромобилей (EV). Литиевые запасы Ирана оцениваются в 8,5 млн – Самые лучшие и интересные новости по теме: Иран, в мире, интересно на развлекательном портале Запасы лития на месторождении, расположенном в провинции Хамадан (на западе страны), оцениваются примерно в 8,6 млн тонн.
Россия выходит вперед в гонке за металл XXI века
Австралия располагает крупнейшими в мире запасами лития для производства аккумуляторных батарей, и доходы от экспорта резко возросли, а литий стал шестым по ценности экспортируемым товаром Австралии. А еще это — самое большое в мире месторождение лития. Больше данных по литию: Крупнейшие производители лития в мире, 2022 — Мировые объёмы добычи лития по странам, 1995–2021 — Цена литий-ионных батарей и объём рынка, 1992–2016.
Докопаться до независимости
- Состояние мирового рынка лития
- Запасы лития в мире по странам
- Россия может стать лидером по запасам лития
- Афганистан при талибах может стать «литиевой Саудовской Аравией». Его ресурсы стоят 1 трлн долларов
- Мировой рынок лития
Афганистан при талибах может стать «литиевой Саудовской Аравией». Его ресурсы стоят 1 трлн долларов
Литий получил широкое распространение в мире благодаря производству литиевых батарей. Всего же в мире, по данным США, 86 млн тонн доказанных запасов лития. В мире начался литиевый кризис. Всего же в мире, по данным США, 86 млн тонн доказанных запасов лития. Боливия, наряду с Аргентиной и Чили, является страной с самыми большими в мире запасами лития.
Разведанные запасы лития в Боливии выросли до 23 млн тонн
Фото: Shutterstock Это значит, что и лития для производства аккумуляторов понадобится в шесть раз больше — около 1,7 млн тонн в год. Казалось бы, в чем проблема? О грядущем нашествии электромобилей говорили уже давно, практически все мировые производители несколько лет обозначили стратегические планы, и вот теперь от слов индустрия перешла к делу — особенно китайская, где развитие машин на батарейках является вопросом государственной важности. Неужели нельзя было загодя озаботиться добычей нужного сырья? Выражаясь простым языком, автомобильные компании проспали момент — совсем как с полупроводниками, заказы на которые были массово отменены в начале пандемии, а затем начался дефицит , который сказывается до сих пор. В 2018-2020 годах, когда продажи электромобилей даже близко не были сравнимы с нынешними, на литиевом рынке случился обвал: цена металла упала вдвое, что повлекло за собой резкое снижение инвестиций в индустрию. Теперь же, когда потребность в литии кратно возросла, нужно наращивать добычу — только вот дело это далеко не быстрое. Как добывают литий Основных способов два. Первый широко используется в так называемом «литиевом треугольнике» — Аргентине, Боливии и Чили, где содержится более половины мировых запасов. Из-под земли выкачивается богатый литием рассол, после чего ему дают естественным образом выпариваться в огромных бассейнах, пока не получится суспензия, пригодная к дальнейшей переработке.
Фото: Shutterstock Вторая технология распространена в Австралии и Канаде — это горные шахты, где добывается минерал под названием сподумен. Руду отправляют главным образом в Китай, где производится больше всего аккумуляторов в мире, а там она уже перерабатывается в гидроксид или карбонат лития, пригодный для изготовления электродов или электролита. Главная проблема в том, что быстро увеличить объемы добычи физически невозможно. Легко подсчитать, что выпаривание само по себе принесет результат только через год-два — это если представить, что у компаний нет никаких ограничений, и они прямо сейчас могут организовать много дополнительных бассейнов что, разумеется, не так. Строительство новой шахты может занимать до десяти лет, разведка новых месторождений — процесс тоже крайне небыстрый.
С начала года они утроились, не в пример большинству других промышленных металлов, которые просели из-за угрозы всемирной рецессии. Сейчас литий стоит в 13 раз больше, чем два года назад, и это, пожалуй, рекорд среди всех значимых сырьевых товаров. Почему самый легкий металл оказался практически на вес золота и почему в долгосрочной перспективе он будет только дорожать — в материале «Известий». Нужный всем Цены на легкий металл подняли глобальный энергокризис и угрозу санкций против России Спрос на литий в последние 30 лет пережил три скачка. Первый произошел в 1990-е годы, когда металл, ранее имевший довольно узкое применение в небольшом числе сфер, стал использоваться в массово производящихся литийионных батареях.
Второй прорыв произошел в 2010-е годы с запуском коммерческих электромобилей, в подавляющем большинстве работающих на тех же литийионных аккумуляторах. К концу десятилетия ажиотаж немного спал и цены на литий упали в 3—4 раза по сравнению с пиком несколькими годами ранее. Рынок стал еще более «медвежьим» на фоне пандемии и локдаунов, серьезно снизивших спрос на транспортные средства, в том числе и «климатически дружественные». К тому же в последние несколько лет перед пандемией было запущено множество проектов по добыче литиевой руды, а также перерабатывающих мощностей. Добыча карбоната лития один из двух основных видов литийсодержащих материалов, другой — гидроксид увеличилась к 2019 году более чем в три раза, в результате чего на рынке возник переизбыток сырья. В 2021 году, на фоне принятия множеством стран программ «зеленых переходов», продажи электромобилей по всему миру удвоились до 6,6 млн штук.
Данные о производстве лития США не разглашают, но, по заявлениям управляющей рудником компании Albemarle , ее производство — 5 тысяч тонн в год. Мера должна также пресечь контрабанду сырья в соседние страны, из-за чего казна уже недосчиталась около 1,8 млрд долларов. Каждый понедельник рассказываем, куда вложить деньги, чтобы получить доход, и как не отдать их мошенникам Подписаться.
Источник: Capital Уже в январе 2022 года цены на карбонат лития в Китае выросли до 306 500 юаней 48 300 долларов за тонну на фоне роста мирового спроса и сокращения поставок. По данным Benchmark Mineral Intelligence, запасы карбоната лития у производителей аккумуляторов находятся на низком или нулевом уровне из-за высокого спроса на производство аккумуляторов для электромобилей. При этом текущие темпы добычи лития в Китае не соответствуют спросу. По мнению ряда участников рынка, цены на литий должны оставаться высокими в 2022 году из-за сложившейся динамики спроса и предложения. В 2020 году, согласно исследованию, опубликованному в ноябре 2021 года, объем мирового рынка лития оценивался в 2,7 миллиарда долларов США. Электрификация транспортных средств будет стимулировать рынок в течение прогнозируемого периода. В сегменте автомобильных приложений будет наблюдаться значительный рост, обусловленный строгими правилами для автопроизводителей с ДВС, введенными государственными органами для сокращения выбросов углекислого газа от транспортных средств. Производители лития в мире Аналитики investingnews. Горнодобывающая компания владеет долями в источниках лития в Австралии, Аргентине, Китае и Ирландии. Владеет активами в Австралии, Чили и Китае. Компания также управляет заводом по производству гидроксида лития в промышленной зоне Квинана в Перте, Западная Австралия. Компания работает с литием, йодом, калием и специальными удобрениями для растений. Основной производственной базой лития SQM является источник рассола, расположенный в чилийском Салар-де-Атакама. Pilbara является одним из крупнейших производителей сподумена в мире.
Содержание
- Россия может стать лидером по запасам лития
- Лучшие страны-производители лития в мире
- Приключения лития в России: Кто снимет сливки с богатейших запасов?
- Запасы лития в мире по странам
Нужно больше лития! Бум электротранспорта приводит к новым экологическим проблемам
В атомной отрасли применяются изотопы лития. Семь радиоактивных изотопов этого элемента являются искусственными и ультракороткоживущими с периодами полураспада меньше 1 секунды и непосредственно не используются. Важное применение нашли стабильные изотопы лития. Их ядерно-физические свойства диаметрально противоположны: 7Li практически прозрачен для нейтронов, в то время как у 6Li сечение поглощения тепловых нейтронов исключительно велико — приближается к 1000 барн. Благодаря этим особенностям стабильные изотопы лития нашли важные, но совершенно различные применения. Обогащенный по изотопу 7Li литий в форме гидроксида используется как один из реагентов, включаемых в теплоноситель для поддержания водно-химического режима легководных реакторов. Литий в небольших концентрациях нейтрализует коррозионную активность борной кислоты, вводимой в состав первого контура РУ для регулирования в начале кампании или аварийного гашения реактивности. Внедрение таких реакторов, которое рассматривается во многих странах, откроет новую нишу для применения этого изотопа. Он применяется для получения радиоактивного изотопа водорода — трития, используемого как для изготовления стратегического ядерного оружия, так и в проектах освоения управляемого термоядерного синтеза. Актуальная ситуация на рынке лития Преобладающим по объему сегментом рынка лития со стороны предложения является производство аккумуляторов, за ним с большим отрывом следует изготовление керамики и стекол.
При этом меняется внутренняя структура этой рыночной ниши: с 2015 года спрос на литий со стороны сектора энергетических и транспортных батарей опередил прежде лидировавший сектор аккумуляторов для компьютерной и телекоммуникационной техники; с тех пор преобладание больших батарей усиливается. Мировая добыча лития с середины прошедшего десятилетия увеличилась в 3 раза и в 2021 году превысила 105 тыс. В отличие от потребления лития, существенно диверсифицированного по составу участников, мировая добыча Li и производство основных материалов на его основе отличаются крайне высокой концентрацией. Велика и концентрация производственной базы: большая часть мировой поставки природного лития осуществляется с девяти добывающих предприятий: четырех в Австралии, трех в Китае и двух в Аргентине и Чили. Литий включен в состав многих пород, но наибольшее практическое значение получили два типа месторождений: рудные на основе сподумена — силикатного минерала из группы пироксенов, обычно ассоциируемого с пегматитами; гидроминеральные в виде различных рассолов — соляных растворов из соляных озер и подземных водоносных горизонтов, солончаков или геотермальных источников; литий извлекается из них в виде карбоната. Из упомянутых выше важнейших месторождений лития к рудным относятся четыре в Австралии и одно в Китае; к рассольным — два в Китае и по одному в Чили и Аргентине. Одна из тенденций развития сырьевой базы лития за последнее десятилетие — рост значения добычи рудного сырья, которая обходится дороже, но имеет более короткий инвестиционный цикл, то есть позволяет быстрее вывести на рынок продукцию с нового месторождения, что важно в условиях стремительного роста спроса на литий. Этот сдвиг произошел прежде всего за счет опережающего, четырехкратного увеличения с 2015 года добычи на месторождениях Австралии, благодаря чему этот континент отнял пальму первенства в поставках лития у Южной Америки. Несколько иначе выглядит мировая «табель о рангах» в отношении геологических ресурсов лития, которые в глобальном масштабе оцениваются в 89 млн тонн.
Наряду с упомянутыми странами — лидерами добычи лития, такими как Аргентина, занимающая второе место в мире по объему ресурсов лития 19 млн т , Чили 9,8 млн т; 3-е место , Австралия 7,3 млн т; 4-е место , Китай 5,1 млн т; 5-е место , ряд государств, не играющих роли на сегодняшнем рынке лития, располагают тем не менее внушительными ресурсами данного металла. К ним относятся, например, Боливия 21 млн т; 1-е место , Конго 3 млн т; 6-е место , Канада 2,9 млн т; 7-е место. Особая рыночная ниша, где продукция измеряется граммами и килограммами, — поставка стабильных изотопов лития. При этом 6Li является стратегическим сырьем и производится некоторыми государствами в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а 7Li возникающий нередко как побочный продукт наработки 6Li рассматривается как сугубо товарный продукт. Хотя принципиально апробировано несколько методов разделения стабильных изотопов лития, ведущим промышленным способом исторически и в настоящее время остается химобменный метод разделения, эффективный для ряда легких нуклидов. В случае лития он заключается в неравномерном распределении 7Li и 6Li между двумя содержащими этот элемент жидкостями — водным раствором где повышается концентрация атомов 7Li и амальгамой.
Сетуют они и на бюрократические проволочки с получением разрешений на добычу. Вторую проблему в ЕС планируют разрешить установлением конкретных предельных сроков оформления документов, но аналитики опасаются, что это не станет принципиальным решением проблемы. Разрешения на разработку рудника лишилась австралийская Rio Tinto: президент страны Ана Брнабич после протестов экологических активистов объявила , что на проекте «поставлена точка». Австралийская компания признает, что интерес к разработке никуда не делся. Как бы то ни было, в ближайшее время Европа будет серьезно зависеть от внешних поставок лития, полагают специалисты. Китай же, как считает глава готовящейся вести добычу в Германии Vulcan Фрэнсис Ведин, в первую очередь будет занят обеспечением поставок для собственной промышленности. КНР — уже сейчас лидер мирового перехода к электромобилям, в стране представлены сотни моделей таких авто. Продажи новых электромобилей и гибридов в прошлом году составили около шести миллионов единиц. Каждая четвертая машина, приобретаемая в республике, оснащена электродвигателем, подавляющее большинство из них — местного производства. Изображение: JAC Китайский автопром становится и ключевым партнером российского рынка, в целом переживающего сейчас непростые времена. Электрокар «Москвич», который начали продавать в прошлом месяце, согласно данным Росстандарта , представляет собой вариант китайской машины от компании JAC. У России есть свои планы по развитию электромобильного сектора, хотя и сравнительно скромные: согласно концепции, принятой еще в докризисном 2021-м, собственное производство машин с электродвигателем к 2030 году запланировано на уровне 220 тысяч единиц. Что касается лития, то здесь ситуация в России пока отчасти сопоставима с европейской: страна полностью зависела от импорта сырья с 1997 года, когда закрылся проработавший более полувека рудник в Красноярском крае. Собственной добычи не велось. В прошлом году, когда от поставок в Россию отказались Аргентина и Чили, с литием у нас, по выражению представителя Минпромторга , возникла «гигантская проблема».
Португалия Португалия производит шестое место по количеству лития в 570 метрических тонн согласно отчетам за 2014 год. Большая часть литиевых запасов страны находится на аплит-пегматитовом месторождении Гонсалу. Могут существовать и другие районы страны, в которых содержится литий, но для определения того, могут ли эти залежи стать экономически целесообразными, могут потребоваться дальнейшие исследования и потенциальный технический прогресс. Зимбабве Зимбабве производит пятый по величине литий по 1000 метрических тонн согласно отчетам за 2014 год. Одна компания, частная корпорация Bikita Minerals, контролирует почти всю добычу лития в стране. Шахта Бикита, одна из крупнейших в Зимбабве, расположена на юге страны. Аргентина Аргентина производит четвертое место по количеству лития в 2900 метрических тонн. Аргентина извлекает выгоду из геологических условий, которые создали литиевые соляные равнины, которые обеспечивают производство лития Наиболее значимой соляной равниной является Салар дель Хомбре Муэрто, расположенный в северо-западной части страны. Китай Китай производит третье место по количеству лития в 5000 метрических тонн. Большая часть лития страны поступает из равнины Чанг Тан в западном Тибете. Китай должен полностью нарастить добычу лития, поскольку потребность в металле неуклонно растет.
Одними из немногих компаний, намеренных работать в регионе, выступают австралийская Vulcan Energy Resources, которая начнет добычу с 2025 года, и французская Imerys, которая наладит производство гидроксида лития на нормандском месторождении с 2028 года. К тому же успех предприятиям Vulcan и Imerys не гарантирован. Власти уже осознали важность помощи отрасли, но пока речь идет скорее о формулировании целей, чем о конкретном плане действий. В середине марта Еврокомиссия представила проект закона «О важнейших сырьевых материалах», направленный на повышение самообеспеченности блока соответствующей продукцией. Пока Европа импортирует от 75 до 100 процентов необходимых ей металлов, но Брюссель , наученный свежим опытом экстренного замещения поставок газа из России , осознает, что и эту зависимость необходимо снижать. Сетуют они и на бюрократические проволочки с получением разрешений на добычу. Вторую проблему в ЕС планируют разрешить установлением конкретных предельных сроков оформления документов, но аналитики опасаются, что это не станет принципиальным решением проблемы. Разрешения на разработку рудника лишилась австралийская Rio Tinto: президент страны Ана Брнабич после протестов экологических активистов объявила , что на проекте «поставлена точка». Австралийская компания признает, что интерес к разработке никуда не делся. Как бы то ни было, в ближайшее время Европа будет серьезно зависеть от внешних поставок лития, полагают специалисты. Китай же, как считает глава готовящейся вести добычу в Германии Vulcan Фрэнсис Ведин, в первую очередь будет занят обеспечением поставок для собственной промышленности. КНР — уже сейчас лидер мирового перехода к электромобилям, в стране представлены сотни моделей таких авто. Продажи новых электромобилей и гибридов в прошлом году составили около шести миллионов единиц. Каждая четвертая машина, приобретаемая в республике, оснащена электродвигателем, подавляющее большинство из них — местного производства. Изображение: JAC Китайский автопром становится и ключевым партнером российского рынка, в целом переживающего сейчас непростые времена.
Россия столкнулась с дефицитом лития. Можно ли наладить его производство в стране?
Мировая добыча бокситов превысила 400 млн. Недавно в прессе появилась информация, что в округе Ичунь провинции Цзянси запущено расследование незаконной добычи лепидолитовой руды, сырья для получения карбоната лития. В регионе находятся крупнейшие мировые запасы этой руды 20 млн. По данным UBS, предпринимаемые Китай к 2025 г.
В настоящее время Китай получает много лития из Австралии. Чили В 2014 году Чили произвела второе место по объему производства лития - 12 900 метрических тонн. Чили, как и Аргентина, извлекает выгоду из геологических условий, которые привели к образованию солей в богатых литием.
Солончаки Атакама являются наиболее значительным источником производства лития в Чили. Чилийские рудники имеют самые большие подтвержденные запасы лития в мире. По некоторым оценкам, в стране в пять раз больше лития, чем в Австралии.
Австралия Австралия является мировым лидером по производству лития. В Австралии есть Зеленые кусты, которые являются крупнейшим в мире известным запасом лития. Компании также планируют возобновить производство лития на горе.
Каттлин в Западной Австралии. В отличие от Чили и Аргентины, чей литий содержится в рассолах ниже поверхности соляных равнин, Австралия извлекает литий из традиционных рудников с тяжелыми породами и экспортирует часть его в Китай и другие азиатские страны.
По его словам, это уже дало результат. У нас есть проекты на выходе, которые планируется сделать в Тыве, Иркутской области", — добавил он. Совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" "Полярный литий" в феврале получило лицензию на разработку Колмозерского месторождения в Мурманской области.
По данным ООН, для производства тонны лития путем извлечения и обработки рассола требуется почти 2 тысячи тонн воды, в том числе пресной. Литий здесь добывается из солевого раствора. Рудники представляют из себя череду крупных испарительных бассейнов, наполненных миллионами литров солевого раствора, выкачанного из недр и оставленных испаряться на солнце. Эта организация помогает разрабатывать местному населению правила для литиевой промышленности. В одном из горнодобывающих районов с 2013 по 2017 год погибла треть рожковых деревьев, а ведь они засухоустойчивые.
Ученые считают, что это свидетельствует о нехватке подземных вод. Международная организация по защите птиц и сохранению их среды обитания BirdLife International в комментарии для материала Йельской школы окружающей среды YSE отмечает, что ситуация с засухой в Южной Америке может измениться, если производители аккумуляторов и автопроизводители начнут требовать металл из менее экологически разрушительных источников. Если потребители лития начнут его сертифицировать по степени вреда экологии при добыче, а это вполне возможно, учитывая зеленую повестку, то российский литий получит конкурентное преимущество. В России на месторождениях Мурманской области и в Забайкалье будет использоваться рудный способ добычи лития. Металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов - горных пород и из отвалов отработанной руды. Из подземных рассолов будут добывать литий на Ковыктинском месторождении. Но, во-первых, здесь нет таких проблем с засухой, как в Южной Америке, а во-вторых, добыча лития здесь будет попутной на месторождении добывается газ, который поставляется в Китай по "Силе Сибири". А по величине прогнозных ресурсов лития Россия входит в десятку мировых лидеров.