Новости 1654 земский собор

В 1654 году состоялся последний Земский Собор, который принял Малороссию (Левобережная Украина) в состав страны. Боярская дума, которую распустит уже Петр I, начинает терять влияние, совещательным органом для царя становится «ближняя» или «тайная» дума. В 1654 году Украина вошла в состав Русского царства.

Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией

Земские соборы — центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 веков. И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, пришед от празника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой полате. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой.

Мартовские статьи

Хмельницкому ближнего стольника Р. Стрешнева и дьяка Ф. Бредихина, с поручением, что царь примет Б. Хмельницкого в подданство, если посольство постигнет неудача, и что на 01-го октября 1653 года созван собор, для решения вопроса принимать ли гетмана в подданство. Посольство Б. Репнина возвратилось 25 сентября вместе с представителем гетмана Л. Капуста, с известием о полной своей неудаче. В связи с этим, по передовым известиям, 20 сентября послали гонца догнать Р. Стрешнева и ему было велено уже прямо объявить Б. Хмельницкому о принятии его в Российское подданство.

Собор Выборным, надо полагать, были предоставлены все обстоятельства дела и они, ранее 01 октября высказались за принятие Б. Хмельницкого и за войну с Польшей, если только Польша не изменит своей политики. Заседание собора произошло в присутствии Государя 01 октября 1653 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после церковной службы в Соборной Успенской церкви, в Грановитой палате. Было зачитано витиеватое изложение всех обстоятельств дела и было единодушно принято решение войны с Польшей и принятии Малороссии в состав России. От собора до нас дошло три различных редакции протокола.

Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства — как один из централизаторских процессов в Истории — неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения. Реформы Никона начались не на пустом месте. Во времена эпохи феодальной раздробленности политическое единство русских земель было утрачено, в то время как церковь осталась последней общерусской организацией, и стремилась смягчить анархию внутри распадающегося государства.

Политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем. Большие проблемы в Русском государстве вызвала необходимость переписи священных книг. Как известно, книгопечатание на Руси не существовало почти до конца XVI в. Разумеется, при переписывании неизбежно совершались ошибки, искажался первоначальный смысл священных книг, следовательно, возникали разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения. В начале XVI в. В качестве авторитетного переводчика выбрали Максима Грека в миру — Михаил Триволис , ученого монаха из Афонского монастыря, который прибыл на Русь в 1518 г. Ознакомившись с русскими православными книгами, Максим сказал, что их необходимо привести в единообразие, исправив коренным образом по греческим и древнеславянским оригиналам. В противном случае православие на Руси можно даже не считать таковым. Так, об Иисусе Христе говорилось: «два Мене [меня] познайте».

Или: о Боге-Отце говорилось, что Он «собезматерен Сыну». Максим Грек приступил к громадной работе, выступая в качестве переводчика и ученого-филолога, выделяя разные способы толкования Священного писания — буквальный, иносказательный и духовный сакральный. Принципы филологической науки, которыми пользовался Максим, являлись самыми передовыми для той эпохи. В лице Максима Грека Россия впервые столкнулась с ученым-энциклопедистом, имевшим глубокие познания в области богословия и светских наук. Поэтому, возможно, его дальнейшая судьба оказалась где-то закономерной. Подобным отношением к православным книгам Максим вызвал недоверие к себе и к грекам вообще , поскольку русские люди считали себя хранителями и столпами православия, а он — вполне обоснованно — заставил их усомниться в собственном мессианстве. К тому же после заключения Флорентийском унии греки в глазах русского общества лишились прежнего авторитета в вопросах веры. Только немногие священнослужители и светские лица признали правоту Максима: «Максимом мы Бога познали, по старым книгам мы только Бога хулили, а не славили». К сожалению, Максим дал втянуть себя в распри при великокняжеском дворе и попал под суд, очутившись в итоге в заточении в монастыре, где и скончался.

Однако проблема с пересмотром книг осталась по-прежнему нерешенной, и «всплыла» во время правления Ивана IV Грозного. В феврале 1551 г. Митрополит Макарий, возглавляя ранее новгородскую церковь Новгород являлся более древним религиозным центром, чем Москва , вполне определенно придерживался Иерусалимского устава, то есть крестился тремя перстами как и в Пскове, Киеве. Однако когда он стал московским митрополитом, Макарий принял крестное знамение двумя перстами. На Стоглавом соборе верх одержали сторонники старины, и под страхом проклятия Стоглав запретил «трегубую [т. Если бы Макарий столь же яростно принялся вводить троеперстное знамение, как это сделает позднее Никон, раскол наверняка произошел бы раньше. Однако собор принял решение о переписке священных книг. Всем писцам рекомендовалось писать книги «с добрых переводов», потом тщательно править их для недопущения искажений и ошибок при копировании священных текстов. Впрочем, из-за дальнейших политических событий — борьба за Казань, Ливонская война тем более Смута — дело о переписке книг заглохло.

Хотя Макарий проявил достаточную долю равнодушия к внешней стороне обрядности, проблема осталась. Греки, жившие в Москве, монахи из Киевской духовной академии придерживались мнения о приведении обрядов, совершаемых в церквях Русского государства, к «единому знаменателю». Московские «хранители старины» ответствовали, что греков и киевлян нельзя слушать, поскольку-де они под магометанским игом живут и учатся «по латинам», а «кто по латыни научился, тот с правого пути совратился». Во время правления Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, после долгих лет Смуты и начавшегося восстановления Русского государства, проблема с введением троеперстия и переписке книг снова стала «злобой дня». Был организована комиссия «справщиков» из самых известных протопопов и священников, как московских, так и иногородних. За дело они взялись рьяно, но… далеко не все владели греческим языком, многие являлись ярыми противниками «новогреческих» обрядов. Поэтому основное снимание сосредоточили на древнеславянских переводах, страдавшими ошибками, с греческих книг. Так, издавая в 1647 г. Тем более «справщики» оставили в неприкосновенности исполнение церковных обрядов, поскольку это выходило за пределы их полномочий — подобное могло произойти только решением собора иерархов церкви.

Особое внимание в церковной реформе занимает, естественно, дилемма — насколько обоснованно креститься тремя двумя перстами? Данный вопрос является очень сложным и отчасти противоречивым — никониане и старообрядцы толкуют его по-разному, разумеется, отстаивая собственную точку зрения. Обратимся к некоторым деталям. Во-первых, православие Русь приняла, когда византийская церковь следовала Студийскому уставу, ставшему основой русскому Владимир Красное Солнышко, крестивший Русь, ввел крестное знамение двумя перстами. Во-вторых, строго в древневосточной церкви нигде не установлено, как надо креститься — двумя либо тремя перстами. Поэтому крестились и двумя, и тремя, и даже одним перстом например, во времена константинопольского патриарха Иоанна Златоуста в конце IV в. Реформа Смута поколебала авторитет церкви, а споры о вере и обрядах стали прологом к церковному расколу. С одной стороны, высокое мнение Москвы о собственной чистоте православия, с другой — непонимание греками как представителями древнего православия обрядов Русской церкви и следование ею московским рукописным книгам, которые не могли являться первоисточником православия на Русь православие пришло из Византии , а не наоборот. Никон ставший шестым русским патриархом в 1652 г.

Первоначально он повелел креститься тремя перстами «сими тремя персты подобает всякому православному христианину изображать на лице своем крестное знамение; а кто крестится двумя перстами — тот проклят! Собор 1654 г. Константинопольский патриарх и другие восточные православные патриархи Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский благословили начинания Никона. Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, выбившегося из простых людей и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви. Более того, Никон отвергал научные знания, ненавидел «еллинскую мудрость». Так, патриарх пишет царю: «Христос не учил нас диалектике ни красноречию, потому что ритор и философ не может быть христианином. Аще кто от христиан не истощит от своего помышления всяку премудрость внешнюю и всяку память еллинских философов, не может спастися.

Премудрость еллинская мати всем лукавым догматам». Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям. Книги, по которым жили их отцы и деды, всегда считались священными, а теперь - проклятыми?! Сознание русского человека не было подготовлено к подобным переменам, и не понимало сущности и коренных причин проводимой церковной реформы, а им, конечно, никто ничего не удосужился объяснить. Да и возможно ли было какое-либо объяснение, когда священники в деревнях не обладали большой грамотностью, являясь плоть от плоти и кровь от крови такими же крестьянами вспомним слова новгородского митрополита Геннадия, сказанные им еще в XV в. Поэтому низы встретили нововведения «в штыки». Старые книги частенько не отдавали, прятали их, либо крестьяне бежали с семьями, скрываясь, в леса от никоновых «новин». Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами. Усугублению ситуации способствовали ученые «справщики», порой прекрасно знавшие греческий язык, но в недостаточной степени владевшие русским.

Вместо грамматического исправления старого текста, они давали новые переводы с греческого языка, незначительно отличавшиеся от старых, усиливая и без того сильное раздражение у крестьянской массы. Например, вместо «дети» теперь печаталось «отроци»; слово «храм» заменили на слово «церковь», и наоборот; вместо «ходив» - «пешешествовав». Ранее говорили: «Запрещается ти, диаволе, Господь наш Исус Христос, пришедший в мир и вселивыйся в человецех»; в новом варианте: «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех». Оппозиция Никону сформировалась и при дворе, среди «лютчих людей» но весьма незначительная, поскольку более чем подавляющая часть староверов «комплектовалась» из простонародья. Так, в некоторой мере олицетворением старообрядчеству стала боярыня Ф. Морозова во многом благодаря знаменитой картине В. Сурикова , одна из самых богатых и знатных женщин в русском дворянстве, и ее сестра княгиня Е. Про царицу Марию Милославскую говорили, что она спасла протопопа Аввакума по меткому выражению русского историка С. Соловьева, «богатырь-протопоп» — одного из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону.

Даже когда почти все пришли «с повинной» к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью — в 1682 г. Константинопольский патриарх Паисий обратился к Никону со специальным посланием, где, одобряя реформу, проводившуюся на Руси, призывал московского патриарха смягчить меры по отношению к людям, не желающим принимать сейчас «новины». Паисий соглашался на существование в некоторых областях и регионах местных особенностей: «Но если случится, что какая-нибудь церковь будет отличаться от другой порядками, неважными и несущественными для веры; или такими, которые не касаются главных членов веры, а только незначительных подробностей, например, времени совершения литургии или: какими перстами должен благословлять священник и т.

Только просим вельми, яко и в грамоте просили есьмы, изволь нам, Твое Царское Величество, в том во всем пожалование и милость свою Царскую указати, о чем посланники наши от нас Твоему Царскому Величеству будут челом бить.

В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися, и от старшин своих чтоб товариство сужены были: где три человека козаков, тогда два третьего должны судити. Решение Сей статье указал государь, и бояре приговорили: быть так по их челобитью. Войско Запорожское в числе 60 000 чтоб всегда полно было. Решение Указал государь, и бояре приговорили: быти по их челобитью 60 000 человек.

Шляхта, которые в России обретаются и веру по непорочной заповеди Христовой Тебе, Великому Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, учинили, чтоб при своих шляхетских вольностях пребыли и меж себя старшин на уряды судовые обирали, и добра свои и вольности имели, как при Королях Польских бывало, чтоб и ныне, увидя таковое пожалование Твоего Царского Величества, склонились под область и под крепкую и высокую руку Твоего Царского Величества со всем миром Христианским. Суды земские и градские чрез тех урядников, которых они сами себе добровольно изберут, исправлены быть имеют, как и прежде сего; тако ж шляхта, которые казенную свою имели по крепостям на маетности тогда, и ныне чтоб или им поплачено, или на маетностях довлады дано. Решение Сим статьям указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью. В городех урядники из наших людей чтоб были обираны на то достойные, которые должны будут и подданными Твоего Царского Величества справляти или удержати, и приход надлежащий в правду в казну Твоего Царского Величества отдавати.

Решение Указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью. А быть бы урядникам, войтам, бурмистрам, райцам, лавникам и доходы денежные и хлебные, и всякие на государя сбирать им и отдавать в государеву казну тем людям, которых государь пришлет, и тем людям, кого для той сборной казны государь пришлет, над теми сборщиками смотреть, чтоб делали правду. На булаву Гетманскую что надано, со всеми принадлежностями Министерство Чигиринское чтоб ныне для всего ряду пребывало. Сохрани, Боже, на нас, Гетмана, смерти, понеже всяк смертен, без чего не может быть, чтоб Войско Запорожское само меж себя Гетмана избирали и Его Царскому Величеству извещали, чтоб то Его Царскому Величеству не в кручину было, понеже тот давный обычай войсковой.

Решение Государь указал, и бояре приговорили: быть по их челобитью. Имений козацких чтоб ни на что не отнимали, которые земли имеют, и все пожитки с тех земель чтобы при тех имениях добровольно владели, вдов, после козаков оставших, чтоб и дети их такие ж вольности имели, как предки и отцы их. Писарю войсковому чтоб по милости Его Царского Величества 1000 золотых для подписков, так и мельниц для прокормления, что великий расход имеет. Решение Быть по их челобитью и давать из тамошних доходов.

На всякого полковника чтоб по мельнице, для того что расход великий имеют. Решение Государь пожаловал — по их челобитью да будет. Также на судей войсковых по 300 золотых и по мельнице, а на писаря судейского по 100 золотых. Решение Государь пожаловал по их челобитью, а про судей спросить, сколько судей?

Также есаулам войсковым и полковым, что на услугах войска завсегда обретаются и хлеба пахать не могут, по мельнице бы им было, просим Твоего Царского Величества. Решение Государь пожаловал по их челобитью. На поделку снаряду воинского и пушкарей и на всех людей работных у снаряду просим Твоего Царского Величества, изволь имети свое Царское милостивое зрение, яко о зиме, тако и о сенях, такожде и на обозного 400 золотых.

Васнецов «Новгородское вече». Русские Земские соборы в некоторой степени выполняли функцию органов местного самоуправления. В работе первых соборов принимали участие представители довольно широких слоев общества. Главным действующим лицом, безусловно, был царь, который мог инициировать созыв этого совещательного органа, а его финальное решение становилось буквой закона и не подлежало оспариванию. Активную роль в деятельности русского протопарламента играли Освященный собор из ключевых представителей духовенства, Боярская дума, наиболее родовитые дворяне и состоятельные купцы. Интересно, что в процессе эволюции Земских соборов число народных представителей, принимавших участие в их деятельности, постепенно увеличивалось.

Так, к работе в соборе в 1598 году были допущены выборные представители от городского дворянства 34 делегата , а в конечный период Смутного времени 1610 — 1613 Земский собор фактически стал основным легитимным органом власти, в компетенции которого входили и законодательные, и исполнительные полномочия. Земский собор 1613 года, положивший начало новой династии. Начальный период существования протопарламента 1549 — 1584 связан с деятельностью Ивана Грозного. Первый созыв в 1549 году некоторые историки именуют «Собором примирения», участники которого активно рассматривали отмену системы кормлений содержание должностных лиц центральной администрации за счет местного населения и возможные меры борьбы с злоупотреблениями чиновников на местах.

Воссоединение Украины с Россией

Стоит также напомнить, что после Переяславской рады под контролем России оказался Киев, население которого присягнуло Алексею Михайловичу. Осенью 1654 г. Польша и Крымское ханство выступили совместно против России. Одновременно в войска Хмельницкого влился корпус В. Между городами Ставищи и Ахматов произошло одно из крупнейших сражений этой войны, которое длилось с 19 по 22 января 1655 г. Польский полководец Станислав Потоцкий потерпел сокрушительное поражение, в котором шляхта винила крымцев. Дальнейшие боевые действия проходили с переменным успехом при постепенном наращивании преимущества российской стороной.

В мае 1655 г. Были захвачены ключевые крепости Великого княжества Литовского на этом направлении — Минск, Гродно и Ковно. В июле 1655 г. Хмельницкий при поддержке русских частей под командованием В. Бутурлина занял Брацлавщину, Подолию, Волынь. В сентябре был осажден Львов.

На этом этапе в войну вмешалась Швеция. Шведский удар оказался неожиданным и поставил Речь Посполитую на грань катастрофы. В польской историографии применительно к этим событиям употребляется термин "Потоп " — он показывает, что шведское нашествие для поляков было сродни библейскому Потопу. В начале сентября 1655 г. Король Ян-Казимир бежал в Силезию. Его власть признавали только Львов, Торунь, Брест и Ченстохов.

Гетман Великого княжества Литовского Януш Радзивилл еще 17 августа 1655 г. Это означало фактический распад Польского государства. Нападение Швеции поставило Россию в трудное положение. Если бы она продолжила активные боевые действия против Речи Посполитой, то, несомненно, польско-литовское государство постигла бы скорая гибель. Но одновременно это означало бы и чрезмерное усиление Швеции, и вообще резкие перемены в раскладе сил в регионе. Россия не хотела возвышения Швеции и потому совершила ошибку: остановила войну с Польшей, заключила с ней перемирие и напала на Швецию.

Это был серьезный политический промах. Во-первых, война не принесла удачи. Во-вторых, Речь Посполитая получила необходимую передышку, сумела преодолеть военно-политический кризис и уже в 1656 г. В-третьих, осложнились отношения России и Украины, так как Богдан Хмельницкий, рассчитывавший на помощь Швеции в войне с Польшей, не понял дипломатических кульбитов русской дипломатии. К моменту окончания русско-шведской войны Польша смогла заключить союз с Империей и Бранденбургом, что значительно усилило ее позиции. Кроме того, 27 июля 1657 г.

В многовековой борьбе Руси с Польшей он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Полыни такой удар, после которого этот строй не мог уже держаться в нравственной силе. Хмельницкий в половине XVII века наметил то освобождение русского народа от панства, которое окончательно совершилось в наше время. Этого мало: его старанием Западная и Южная Русь была уже фактически под единою властью с Восточною Русью. Не его вина, что близорукая, невежественная политика боярская не поняла его, свела преждевременно в гроб, испортила плоды его десятилетней деятельности и на многие поколения отсрочила дела, которое совершилось бы с несравненно меньшими усилиями, если бы в Москве понимали смысл стремлений Хмельницкого и слушали его советы". Иван Выговский, избранный новым гетманом, в 1658 г. Выговский хотел сыграть на противоречиях Москвы и Варшавы и создать Украинское государство под протекторатом соседней державы.

В выборе между Россией и Речью Посполитой новый гетман выбрал последнюю. Эго резко осложнило ситуацию на Украине. Гадячский договор означал отказ от решений Переяслаской рады, разрыв с Москвой. Далеко не все казаки были с этим согласны: ведь это означало отказ от всех завоеваний Богдана Хмельницкого. Было очевидно, что и Россия без борьбы не откажется от достигнутых соглашений, ее нельзя было выгнать с приобретенных земель простым росчерком пера. Возник раскол среди казачества лидерами оппозиции Выговскому были полковник Мартын Пушкарь и кошевой атаман Яков Барабаш , начались восстания в разных краях Украины, ожесточились боевые действия на фронтах русско-польской войны под Вильно, Мстиславлем, Старым Быховым и др.

Поступок Выговского Алексей Михайлович расценил как измену. Крупнейшим сражением на этом этапе войны считается битва под Конотопом 28 июня 1659 г. Пожарского и С. Потери российской стороны составили около 5 тыс. Однако это поражение мало изменило общую ситуацию на фронте: была проиграна битва, но не война. Летом 1659 г.

Выговского свергли. Вместо него избрали Юрия Хмельницкого, сына Богдана Хмельницкого. Он стал проводить политику, направленную на союз с Россией. В начале 1660 г. Князь И. Хованский 3 января взял Брест.

Но весной 1660 г. Хованского и С. Осенью ожесточенные сражения развернулись на р. Русские гарнизоны в городах Великого княжества Литовского сидели в осаде большей частью успешно отражая нападения войск Речи Посполитой. Осенью 1660 г. Они были разбиты поляками у Чуднова.

Шереметева сдалась польско-татарской армии Шереметев до самой старости будет сидеть в татарском плену. Историк А. Малов называет Чудновское поражение самой тяжелой военной катастрофой России в русско-польской войне 1654-1667 гг. Еще 17 октября 1660 г. Юрий Хмельницкий подписал с Речью Посполитой Слободищенский трактат, во многом повторявший условия Гадячского договора 1658 г. Фактически казачество опять подчинялось Польше и принимало обязательство воевать против России.

Алексей Михайлович расценил поступок Хмельницкого как измену. Положение спас киевский комендант Юрий Барятинский, отказавшийся выполнять приказ воеводы Василия Шереметева о сдаче Киева. Ему приписывают знаменитую фразу: "Я повинуюсь указам царского величества, а не Шереметева; много в Москве Шереметевых! Его противников возглавили полковники Яким Сомко и Василий Золотаренко. Речи Посполитой не удалось развить успех, и она отвела войска за Днепр. Неудачно для России развивается война и в конце 1661 г.

В октябре русские войска терпят поражение в сражении на Кулишковых горах. В ноябре 1661 г. К моменту его взятия из состава гарнизона оставалось в живых 78 человек. Зимой 1662 г. В июне 1662 г. В ноябре 1663 г.

Тетери вторглась на Украину. Они рассчитывали, что большинство крепостей откроет им ворота, но этого не случилось, напротив, начались тяжелые бои в частности, осада Глухова. Поход Яна Казимира не достиг успеха, в марте 1664 г. Война распалась на множество небольших театров военных действий по всей Украине и Белоруссии, в которых к 1664 г. Россия и Речь Посполитая совершенно измотали друг друга. Весь 1664 и 1665 г.

Малова, "мелкими взаимными набегами". Стало ясно, что войну пора заканчивать. Мирные переговоры начались в апреле 1666 г. Русскую делегацию возглавлял опытный дипломат А. Польша признавала, что за Россией остается Левобережная Украина. Киев планировалось оставить России только на два года, но он так и не был возвращен Речи Посполитой.

Апдрусовское перемирие 1667 г. Польша так до конца и не оправилась после войн середины XVII в. Факт перехода Украины "под высокую руку царя московского" получил в исторической науке различную оценку. К этому событию в российской и советской историографии долгое время прилагался термин "воссоединение Украины и России". В его использовании есть логика: и Украина, и Россия являются наследниками Киевской Руси, имеют единые исторические корни, а потому имеются основания говорить не о присоединении Украины к России, по о воссоединении Украины и Россией. В советской и российской исторической науке всегда говорилось о братской дружбе русского и украинского народов, добровольном характере объединения России и Украины в 1654 г.

В украинской национальной историографии подчеркивается "агрессивная роль" Москвы, которая во второй половине XVII в. Таким образом, украинская историография считает, что Москва не столько оказала помощь в освободительной борьбе украинского народа, сколько, наоборот, хотела воспользоваться ситуацией и подчинить себе Украину. Период 1650—1680-х гг. Важно отметить, что в середине XVII в. Россия своим врагом видела не православных казаков, а Речь Посполитую. Присоединение Украины надлежит рассматривать прежде всего в контексте русско-польского конфликта.

Целью России было нанести поражение Речи Посполитой, отторгнуть от нее новые земли так, как это делало Московское государство в ходе "порубежных войн" конца XV — начала XVI в. Эти территории в Москве считались бывшими русскими землями, "вотчиной Рюриковичей", что соответствовало исторической действительности: ведь на самом деле это были земли бывшей Киевской Руси, владений династии Рюриковичей. Украина же сама но себе для Алексея Михайловича не была военным и политическим противником, в ней, наоборот, хотели видеть союзника. Россия изначально воевала не с Украиной, а с Польшей. В Москве в 1653—1654 гг. Напротив, поддержка движения Богдана Хмельницкого расценивалась как солидарность с православными братьями.

Другое дело, что включение в состав Российской державы новых, украинских земель привело к конфликту политических культур. Украинское казачество было воспитано в вольностях Речи Посполитой и вело себя соответственно, что далеко не всегда отвечало ожиданиям России. Непонимание возникло уже при заключении договора Переяславской рады. Русское посольство во главе с В. Бутурлиным требовало присяги на верность от казацкой старшины. Однако выборный казачий орган сам хотел добиться присяги русских послов гетману от имени царя Алексея Михайловича в том, что Россия "не выдаст" запорожцев Польше и никогда не нарушит их вольностей.

Изумленный Бутурлин заявил, что русский царь не может приносить клятву своим подданным. Казаки же апеллировали к опыту Речи Посполитой, где польский король присягает своим подданным. Богдан Хмельницкий сумел погасить начавшийся конфликт, уговорив старшину принести одностороннюю присягу. Но таких эпизодов в дальнейшем было немало, и они демонстрировали принципиальную разницу политических культур. Москва смотрела на Украину, как на любую другую присоединенную территорию: раз казаки обратились с просьбой принять их "под высокую руку царя московского", то они стали его подданными и должны соответствовать этому статусу. Казаки же хотели оставить за собой право поступать по своей воле, вплоть до выбора внешнеполитических союзников, пересмотра договоров и пр.

Москва видела в этом опасность измены, бунта, сотрудничества казаков с военными противниками России. Происходила взаимная трагедия непонимания сторон, что довольно часто сопровождает объединительные процессы, создание империй и держав вспомним присоединение Новгорода Иваном III и т. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что для казачества требовать от властей удовлетворения своих нужд в обмен на политическую лояльность, грозить бунтом правителю, торговаться с властью было привычной в рамках Речи Посполитой моделью поведения. В России же такой стиль отношений был невозможен и считался изменой, мятежом. Вот почему попытки некоторых украинских политиков XVII в. В этом и крылись причины осложнения русско-украинских отношений во второй половине XVII в.

Украинские казаки участвовали в боевых действиях против России наиболее известно Конотопское сражение 1659 г. Ситуация усугублялась тем, что среди украинской верхушки не было единства и ее представители нередко сами слали доносы в Москву, обвиняя друг на друга в "измене". Мало того, с 1658 г. Гетманы, полковники, казацкая старшина, сторонники России, Полыни, Турции и просто своих "полевых командиров" начали воевать друг с другом. По сути, во второй половине XVII в. Сражения с Турцией во время так называемых Чигиринских войн 1677—1681 гг.

Это и в самом деле была "Руина". Яковенко, она закончилась только в 1680-е гг. Некоторая стабилизация в украинских землях начинается только после 1687 г. Пришедший к власти новый гетман Иван Мазепа 1687—1709 сумел подавить все внутренние выступления и наладить отношения с российской монархией. В 1687 г. По ним и "малороссийский", и "великороссийский" народы уравнивались в статусе и назывались теперь "везде единогласно": "подданные Их Царского Пресветлого Величества самодержавной державы" российского царя.

Воссоединение Украины с Россией 1654 год Другая огромная проблема правления Алексея Михайловича снова была в казаках. Эта проблема называлась Богдан Хмельницкий. Поднявший бунт на своей казацкой окраине в Польше, имея надежду добиться выгод от короля, Богдан всеми силами пытался втравить в новую войну русского царя. Он писал в Москву грамоты, объявляя, что готов передаться под власть царя, если тот пришлет денег и войска. В Москве долго думали по поводу прошения: присоединить Украину было приятно, но воевать с Польшей — нет. Поэтому Москва тянула, как могла.

Тянул с пожалованиями и польский король. Богдан был в смятении. Однако он нашел выход — прибегнул к плебисциту. Видно, нельзя нам жить более без царя, так выбирайте из четырех — царя турецкого, хана крымского, короля польского и царя православного Великой России, царя восточного, которого уже шесть лет мы беспрестанно умоляем быть нашим царем и паном. Царь турецкий бусурман: известно, какую беду терпят от него наши братья — православные греки; крымский хан тоже бусурман; подружившись с ним, натерпелись мы беды; об утеснениях от польских панов нечего и говорить! А православный христианский царь восточный одного с нами благочестия: кроме его царской руки, мы не найдем лучшего пристанища.

Кто не захочет нас послушать, тот пусть идет куда хочет: вольная дорога! В Москву поехало посольство с бумагой. Алексею пришлось собирать войско на поляков. Началась еще одна польская война. Действия русских были успешны, пока воевать Польшу не пошел шведский король. Тут и Москва, и Польша поспешили прекратить военные действия.

Богдан же, ожидавший куда большего, заключил союз с крымским ханом и повел его на поляков. В Москве не знали, что делать. Спасла только смерть Богдана, случившаяся очень вовремя. Но и после его смерти по всей Украине шлялись мятежные толпы. Для решения, кто из казачьих начальников более достоин заместить Богдана, с Украины стали ездить гонцы в Москву. Тем временем шведы отступили, и Польша снова ввязалась в войну с Россией.

Действия шли с переменным успехом, только выматывая силы. В конце концов обе стороны подписали Андрусовский мирный договор: по нему русским отходила левая сторона Днепра, полякам — правая. Но пришлось отказаться от завоеванной Литвы. На годы правления Алексея пришелся и бунт Разина, скроенный по обычному казачьему сценарию. Для его усмирения потребовалось четыре года. Завершалась и борьба с еретиками: захватившие Соловецкий монастырь монахи, отказывающиеся принять новый порядок , продержались против войск с 1668 до 1676 года.

Он еще дождался приятного сообщения, что монастырь сдался и мятежников вешают. Монастырь был взят 22 января, а царь умер вскоре — 29 января 1676 года. Алексей был женат два раза: от первой жены Марии Милославской у него осталось двое сыновей — Федор и Иван — и пятеро дочерей, от второй жены Натальи Нарышкиной — сын Петр и двое дочерей. Наследником царь назвал Федора, которому едва исполнилось 14 лет. Новый царь был слаб здоровьем и очень молод, любимый боярин прежнего царя Матвеев мог бы управлять от его имени, но он был родственником Нарышкиных, поэтому семейство Милославских отправило старика в ссылку. Страной стали управлять Милославские.

Однако царь Федор прожил недолго: в 1682 году его не стало. Наследников у него не было: первая жена и ребенок умерли в 1681 году, царя срочно женили снова, но во втором браке он прожил меньше месяца, болезнь взяла свое. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История.

На Соборе 1650 г. Некоторые важные решения даже на Соборе принимались не всем его составом, а только представителями отдельных групп так было принято положение о выслуженных вотчинах, — его приняла Дума, духовенство и служилые люди представители посадов в обсуждении не участвовали. Соборы не созывались после 1654 г. Их заменили сословные совещания: в 1672 г.

За период с 1660 по 1682 г. В1681 г. В 1682 г. Собор представленный духовенством и служилыми людьми был собран с одной целью — утвердить на престоле «старшего» царя Ивана и «младшего» царя Петра, в 1698 г. В обоих случаях состав соборов был довольно случайным.

Согласно «Вечному миру» Россия закрепила за собой Киев с пригородами за 146 тысяч рублей в качестве компенсации. Речь Посполитая отказывалась от протектората над Запорожской Сечью.

Также тринадцатилетняя война имела ряд военно-политических решений важных для России. Заключение Вне зависимости от субъективного отношения к Воссоединению Украины с Россией мы не можем отрицать, что это событие имело огромное значение как для России, так и для Украины. Часть Украины, которая воссоединилась с Россией в 1654 году, стала центром притяжения для жителей западноукраинских земель, которые не хотели жить на территории, подвластной иноземным государствам. В результате воссоединения с Россией Украина была спасена от порабощения Польшей и Турцией. Страна значительно усилила позиции и смогла достичь высокого уровня экономического и культурного развития. Воссоединение Украины с Россией имело большое международное значение. Позиции Российского государства укрепились.

Но Воссоединение с Россией усилило позиции крепостничества, что в итоге заставило обернуться часть населения на активную борьбу с самодержавием. Также активизировались те, кто считал, что присоединение к России негативно сказалось на позициях Украины. В итоге воссоединение Украины с Россией можно считать одним из факторов, который повлиял на падения самодержавия в России.

А сказано им и в ответном письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну Казимеру королю своих государевых великих послов. А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя вечное докончанье, и посольские договоры, и сеймовые свои уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не учинил.

А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом. И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих государей наших, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили. И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.

Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо.

Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею.

И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

Новости и события Российского исторического общества

В 1654 году Украина вошла в состав Русского царства. Земский собор в Москве и Всеукраинская Рада в городе Переяславле утвердили воссоединение Украины с Россией законодательно. Земские соборы 1564–1565 гг., когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, были посвящены, как предполагается, вопросам государственного управления и учреждения опричнины. 1 марта 1651 года – Земский собор в Москве.

Созыв Земского собора 1613 г.

Переяславская рада – состоявшееся в январе 1654 года собрание выборных представителей казаков, на котором решалось будущее Украинского гетманства. 18 января 1654 года Переяславская рада, где собрались представители запорожского казачества, по предложению гетмана Богдана Хмельницкого всенародно решила войти в подданство русскому царю Алексею Михайловичу. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1653 г. И ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654 г.» В истории российско-украинских отношений ключевым и поворотным пунктом была Переяславская рада 1654 года. Помимо представителей дворян, важную роль в Земских соборах при Михаиле Романове играли представители от низших слоёв населения. И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, пришед от празника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой полате. Земский собор 1654. Земские соборы и церковная реформа.

Земский собор и особенности его первого созыва

  • Земский собор и особенности его первого созыва
  • Дарья Жуковская
  • Земский собор 1654. Воссоединение украины с россией. Продолжение войны за украину
  • РУКОПИСЬ РЕШЕНИЕ ЗЕМСКИЙ СОБОР | РИА Новости Медиабанк

Мартовские статьи

Земский собор 1654. Земские соборы и церковная реформа. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией, а Переяславская рада 8 января 1654 г. провозгласила этот акт как проявление воли всего украинского народа. Поэтому не должно казаться удивительным что, на Земском Соборе 1648–1649 года, выборные люди били Государю челом об уничтожении этой исключительной подсудности [духовенства]. Запорожские казаки, война 1648–1654. Земский собор в Москве, Переяславская рада. Решение Земского собора. Русское посольство. 1 (11) октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину.

Земские соборы в России: 135 лет парламентаризма

А на соборе говорить всяких чинов людям вслух: Выписано из вечного докончанья и из Государскаго утвержденья, и как, после вечного утверждения с королевские стороны многие неправды учинились, а исправленья в том от короля и от панов рады не бывало. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Переяславская рада – состоявшееся в январе 1654 года собрание выборных представителей казаков, на котором решалось будущее Украинского гетманства. Решение Земского собора 1653 года поставило точку в довольно долгом процессе, начало которому положило посольство гетмана Петра Сагайдачного. Алексей Михайлович принял предложение, что и стало причиной Русско-польской войны 1654–1667 годов.

Арабский халифат и его распад

  • Документ №46. Из решения Земского собора 1653 г. о воссоединении Украины Россией
  • Земский собор о войне с Речью Посполитой (1651 г., февраля 19)
  • Мартовские статьи
  • Собор, воссоединивший Украину с Россией | История.РФ | Дзен
  • «С городами и с землями принять»

9. Россия в период Смутного времени. Земский Собор 1613 г.

Воссоединение Украины с Россией Новости в Одноклассниках.
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654 Туда отправилось русское посольство Бутурлина. 8 января 1654г. большая Рада Украины в Переяславле приняла решение о воссоединении Украины с Россией, которая вошла в ее состав с широкими автономными правами. На Украине сохранялась выборность гетмана.
Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования 18 января 1654 года Переяславская рада, где собрались представители запорожского казачества, по предложению гетмана Богдана Хмельницкого всенародно решила войти в подданство русскому царю Алексею Михайловичу.

Как Россия и Украина договаривались 350 лет назад

Земский собор 1653 года это совещание представителей сословий («земли») по вопросам, касающимся государственного устройства во всех возможных аспектах.
Мартовские статьи — Рувики: Интернет-энциклопедия В 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины под свое покровительство, а 8 января 1654 г. Украинская Рада в Переяславе одобрила это решение и принесла присягу на верность царю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий