После свержения монархии в апреле 1931-го Асанья стал военным министром во временном правительстве республики. 19 февраля президент Самора назначил нашего старого знакомого Мануэля Асанью (кандидата от Народного фронта) премьер-министром.
Мероприятия короля Испании
Новый премьер — Мануэль Асанья — восстанавливает действие конституции 1931 года. Амнистию проводил диктатор Примо де Ривера в 1924 году, а также экс-лидер Мануэль Асанья — в 1936-м. Здесь пока нет отзывов к персоне Мануэль Асанья, хотите написать? Родившийся в богатой семье, Мануэль Асанья Диас осиротел в очень раннем возрасте. Стоявший на левоцентристских позициях президент Мануэль Асанья раздражал философа настолько, что в одном интервью последний даже предложил номинальному главе государства. Определение термина АСАНЬЯ, Мануэль. Выборка из десятков политических словарей.
Бои за Мадрид. Мятеж становится войной
Мануэль Асанья был одним из самых влиятельных испанских политиков XX века. 3 ноября 1940) был испанским политиком, который занимал пост премьер-министра Второй Испанской. В настоящее время существует Ассоциация Мануэля Асаньи — её принадлежит книжный магазин и она организует культурные мероприятия. Игрок сборной Мозамбика Нельсон Жоао Мануэль прокомментировал первую победу своей сборной на чемпионате мира."Мы выиграли сегодня, это важно после поражения с Испанией. На следующий день в парламенте выступил председатель правительства Мануэль Асанья, попытавшийся показать, что у него недостаточно информации о случившемся.
Как завершилась Гражданская война в Испании
Публиковался в изданиях El Imparcial и El Sol. С 1914 был членом Реформистской партии, лидером которой являлся Мелькиадес Альварес расстрелянный республиканскими военными в 1936 в бытность президентом Асаньи, который не сумел предупредить убийство своего бывшего политического наставника. Во время Первой мировой войны Асанья работал корреспондентом во Франции, в том числе на фронте; его материалы имели ярко выраженную профранцузскую направленность. В 1918 и 1923 гг. В 1918-м участвовал в создании Испанского демократического союза, после неудачи этого политического проекта вернулся во Францию, где работал журналистов в газете Figaro. Женился на сестре своего коллеги-журналиста Сиприано Риваса Черифа. Кроме того, он переводил труды Джорджа Борроу , Бертрана Рассела , Стендаля , занимался литературной критикой, публицист, эссеист. В 1924 году опубликовал энергичное воззвание, направленное против диктатуры.
В 1925 году , вместе с другом и соратником, учёным-химиком Хосе Хиралем , основал партию Республиканское действие. В 1930 году возглавил мадридское литературное, научное и художественное общество «Атенеум», что демонстрировало его степень влияния среди испанских либеральных интеллектуалов. В августе 1930 года участвовал в заключении Пакта Сан-Себастьяна , символизировавшего единство всех республиканских политических сил. Премьер-министр[ ] После свержения монархии в апреле 1931 -го Асанья стал военным министром во временном правительстве республики. В октябре 1931 — сентябре 1933 г. Во время своей правительственной деятельности Асанья проводил ярко выраженную антиклерикальную политику. После того, как 11 мая 1931 г.
Из страны был выслан примас католической церкви Испании кардинал Сегура, выступивший с критикой республики. Асанья был одним из инициаторов принятия республиканской Конституции , согласно которой церковь отделялась от государства, священники лишались государственной зарплаты, запрещались монашеские ордена, члены которых давали дополнительные обеты, кроме трёх обычных таким образом, из Испании изгонялись иезуиты, которые давали четвёртый обет — верности Папе Римскому. Правительство Асаньи провело аграрную и образовательную реформы в рамках последней были закрыты церковные школы и открыто большое количество светских , провело через парламент устав каталонской автономии.
Комитет государственного контроля во взаимодействии с Генеральной прокуратурой продолжит проверочные мероприятия», — проинформировало официальное агентство. Напомним, в ходе состоявшегося 22 февраля в Минске обсуждения доклада о налоговой и акцизной политике в 2016 году Александр Лукашенко подверг критике шоковое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги , заявил о необходимости разобраться с ценообразованием в коммунальном транспорте и запретил снимать налоговые льготы с самых востребованных населением продуктов питания. Он также отверг « гайдаровские реформы российского образца ». Обращаясь к послу России в Белоруссии Александру Сурикову, руководитель постсоветской республики назвал его «бывшим президентом» и пожаловался на российские СМИ, которые якобы не так донесли информацию о совещании 22 февраля, в частности — слова «Оденьте и публично посадите десяток-другой человек!
На фоне призыва со стороны организации и сообщений преждевременных о торжестве восстаний, 10 января вечером крестьяне Касас-Вьехаса и Медины вступили в борьбу, которая, как они думали, носит всеобщий характер. Касас-Вьехас, известный позднее как Беналуп-де-Сидония, был тогда маленьким селением в составе муниципалитета Медина-Сидония Кадис.
Там жило около 2 тысяч человек, в большинстве своем — крестьян-батраков. Крайне высокой была безработица, и крестьяне выживали, благодаря небольшой помощи в 6 реалов, которые они получали от мэрии. Именно в таком контексте произошли события, о которых далее вкратце пойдет речь. Те, кто глубже интересуются темой, могут прочитать целые монографии, посвященные этой истории. Провозгласив утром 11 января либертарный коммунизм, крестьяне Касас-Вьехаса поручили мэру Хуану Баскуньяне сообщить командиру поста Гражданской гвардии, что его подразделение должно сдаться, так как в Испании объявлен либертарный коммунизм. Тот отказался сдаться, и произошла перестрелка, 2 гвардейцев были ранены. Окруженные гвардейцы запросили помощи в Медина-Сидонии, и в два часа пополудни в селение прибыли подкрепления. Еще через 3 часа гражданский губернатор Кадиса отправил дополнительные силы из Сан-Фернандо. Когда первые части прибыли в Касас-Вьехас, гражданские гвардейцы застрелили безоружного крестьянина и еще двоих ранили.
Чтобы избегнуть репрессий, большинство активистов решили скрыться из селения. Через 3 часа после этих событий деревня была полностью оккупирована штурмовой и гражданской гвардией под командованием лейтенанта Фернандеса Арталя. Начались облавы в домах, и был арестован Мануэль Кихада, которого заподозрили в том, что утром он стрелял по казармам Гражданской гвардии. При попытке ворваться в хижину, один из штурмовых гвардейцев был ранен выстрело из ружья изнутри. Гвардейцы затолкнули Кихаду в хижину, чтобы тот убедил собравшихся сдаться, но те отказались.
А вскоре к ней присоединились нацистская Германия и фашистская Италия.
Мятежники начали получать из Берлина и Рима военную технику. Вскоре в войне уже участвовали немецкие и итальянские пилоты: Мадрид в итоге потерял контроль над воздушным пространством над Гибралтарским проливом. Переговоры с «иностранными партнёрами» от имени повстанцев вёл генерал Франсиско Франко. Франсиско Франко Gettyimages. Большинство европейских стран под давлением Великобритании заявили о своём «невмешательстве» в конфликт. Германия с Италией на словах разделяли эту позицию, но на практике они делали то, что считали нужным», — рассказал в беседе с RT заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, доктор исторических наук Николай Платошкин.
Также по теме Вторая гражданская: как «красные» и «белые» воевали в Испании 17 июля 1936 года в Испании началась гражданская война. Она стала и нашей войной — продолжением братоубийственного противостояния... Африканская армия националистов под командованием Франко высадилась в Испании и двинулась на соединение с войсками Молы. Вскоре националисты уже контролировали юго-западную провинцию Эстремадура. Когда генерал Хуан Ягуэ взял Бадахос — оплот республиканских сил, он устроил в городе резню. Массовые убийства, изнасилования и грабежи продолжались несколько дней.
Людей загоняли на арену городской корриды и расстреливали из пулемётов. В городе и его окрестностях были убиты около 6 тыс. Аналогично Ягуэ поступил и с жителями других населённых пунктов Эстремадуры. На фоне поражений сторонников законного правительства Асанья назначил премьером одного из лидеров Испанской социалистической рабочей партии — Франсиско Ларго Кабальеро. Он приступил к созданию регулярной армии и наладил контакты с СССР. Началось формирование интербригад из иностранных добровольцев.
Москва направила в Испанию военных специалистов и начала поставки военных грузов. Советские танки во время гражданской войны в Испании Gettyimages. Для поддержки своего протеже нацисты создали специальный авиационный легион «Кондор».
Please wait while your request is being verified...
Правильная ли это линия, покажет дальнейшее развитие кризиса. Как представляется, попытка отказаться от истории, свести ее только к последним 40 годам - это достаточно скользкий путь. Более разумно, на мой взгляд, поступает тот, кто подчеркивает, что современное каталонское общество - многонациональное по своей сути, а сама процветающая Каталония - продукт усилий всей Испании, а не только каталонцев. Об этом, в частности, постоянно говорит упоминавшийся выше Хосеп Боррель. Каталонские националисты выбрали подчеркнуто мирный, ненасильственный путь своей борьбы. Они задаются вопросом: почему гражданам Квебека в Канаде и Шотландии в Великобритании было позволено провести согласованные с центральными властями референдумы об отделении, а власти Испании воспрепятствовали этому? На их взгляд, в ХХI веке воля народа является единственным законным мерилом справедливости и легальности того или иного события, а законы, если они не соответствуют новой реальности, должны быть изменены. Поэтому постоянные отсылки в позиции центральных властей к Конституции страны представлялись теоретикам каталонского сепаратизма неубедительными. Надо признать, что каталонские сепаратисты неоднократно предлагали Мадриду согласовать условия проведения «законного» референдума, любые итоги которого положительные или отрицательные для каталонских националистов получили бы признание и закрыли вопрос об отделении Каталонии в принципе, в том случае, если бы победили сторонники сохранения единой Испании. То есть применить ту схему, которая была согласована в свое время между правительством Великобритании и автономными властями Шотландии. К этому призывали правительство Рахоя и третья сила в испанском парламенте - левая партия «Подемос», которая в то же время выступает против отделения Каталонии от Испании.
При этом в позиции каталонских сепаратистов присутствовало откровенное лукавство. Диалог с центральным правительством, «согласованный» референдум и другие подобные мероприятия имели для них смысл только как средство добиться своей цели, то есть легализовать процесс отделения от Испании. Другая перспектива их вряд ли устроила. Пострадали от действий национальной полиции и гражданских гвардейцев около 900 человек. Кадры массовых избиений безоружных людей, вламывания полицейских в школы, где должно было пройти голосование, и при этом орудовавших увесистыми кувалдами и т. Все это действо очень напоминало сцены из голливудских блокбастеров про будущее, когда угрожающего вида служители закона в неких тоталитарных государствах жестоко разгоняют участников мирных протестов. Надо в этой связи отдать должное каталонцам, которые не ответили насилием на насилие и сохранили терпение и присутствие духа. Сейчас трудно сказать, как эти события скажутся на дальнейшем развитии ситуации в Каталонии, но обычно подобные эпизоды надолго сохраняются в народной памяти и со временем обретают форму легенды или ее подобия. Нельзя исключить, что и события 1 октября 2017 года будут в дальнейшем трактоваться как эпизод мини-гражданской войны и использоваться в качестве свидетельства подавления Мадридом глубоко засевших в душу каталонского народа во всяком случае, значительной его части чаяний когда-то получить независимость. Каталония - одна из самых развитых частей Испании.
При этом налоги, отчисляемые Каталонией в общенациональный бюджет, существенно превышают обратные выплаты Мадрида. Иными словами, Каталония - это регион-донор, за счет которого покрываются расходы менее развитых областей Испании. Там это называется политикой солидарности между национальностями и регионами, закрепленной в статье 2 Конституции страны. Это, однако, дает основание местным сепаратистам утверждать, что Испания, дескать, грабит, обирает Каталонию, и если та станет независимым государством, то каталонский народ будет жить лучше. Естественно, подобные доводы сторонников независимости основаны на песке. Как показывает опыт других стран, переживших последствия распада единых государств, лишь некоторые из них смогли приспособиться к условиям самостоятельного существования, да и то не сразу и с существенными издержками для жизненного уровня населения. Большинство же таких государств по-прежнему пребывает между небом и землей в поисках своей национальной идентичности, а их население страдает от резкого снижения экономического, культурного и образовательного стандартов жизни. Так что каких-то гарантий, что Каталония и ее население что-то выиграли бы в экономическом плане от обретения независимости, нет - это не более чем иллюзия. Свидетельством же того, что крупный бизнес был не в восторге от сепаратистских планов руководства Женералитата, стало бегство из Каталонии крупнейших банков и компаний, спешно переведших свои штаб-квартиры в другие регионы Испании. Так, в течение октября из Каталонии передислоцировалось более 1,5 тыс.
Если этот процесс продолжится, то, как считают ведущие испанские экономисты, такое развитие неминуемо приведет к резкому сокращению инвестиций в каталонскую экономику и созданию условий для начала рецессии, для выхода из которой потребуются годы. Переживаемые Каталонией события в целом представляют собой крайне неоднозначное, многоцветное полотно, эпизоды на котором каждодневно рисует неизвестный художник по одному ему ведомому замыслу. На этом полотне нет ни отпетых злодеев, ни носителей истины в последней инстанции. Лидеры каталонских сепаратистов, видимо, искренне верят в то, что обретение их родиной независимости пошло бы на пользу Каталонии и ее народу. Но так ли это и стоит ли ради призрачной мечты, сильно напоминающей утопию, разрушать нормальную жизнь миллионов каталонцев, вновь делить собственный народ на две непримиримые части, как это было в годы гражданской войны, разжигать ненависть каталонцев к испанцам, с которыми им делить нечего? При всей самобытности и уникальности нынешних каталонских событий, наблюдая за ними, возникает устойчивое чувство дежавю. Сотни тысяч людей на улицах, море развевающихся над ними флагов, пылкие речи ораторов с импровизированных городских трибун и в парламентах, жаркие дискуссии политологов в телевизионных и радиостудиях - как все это нам знакомо из нашей собственной истории последних трех десятилетий и из истории других стран и народов, некоторые из которых были для нас еще совсем недавно братскими. Никогда, за очень редкими исключениями, распады стран не приводили к однозначно позитивным результатам. Скорее, к трагедиям, для преодоления последствий которых требовались не годы, а десятилетия. Как совершенно справедливо сказал в свое время Президент России В.
Эвентуальный выход Каталонии из Испании, конечно, не был бы сопоставим по своим масштабам и возможным последствиям с коллапсом Советского Союза, но это тоже могло бы быть очень серьезным катаклизмом, по крайней мере европейского уровня. Испанские и в целом европейские политики и эксперты-политологи стремятся при анализе ситуации в Каталонии и вокруг нее уходить от аналогий с распадом СССР, указывая на то, что, дескать, нельзя сравнивать авторитарное и демократическое государства и, соответственно, ставить знак равенства между центробежными процессами тогда и теперь в силу их неоднородности. Приведем для подтверждения этой мысли цитату из передовицы во влиятельной испанской газете «Эль Паис» за 7 октября 2017 года под заголовком «Антиевропейский процесс: вызов сторонников независимости создает угрозу стабильности Евросоюза». В статье дословно сказано следующее: «Ссылаться на то, что другие маленькие страны получили независимость и вошли в Евросоюз, значит извращать историю: если европейский процесс дал приют прибалтийским и балканским странам, то только потому, что это был единственный выход для одних территорий, залитых кровью усилиями ксенофобского национализма или вследствие коллапса империи-окупанта, подавлявшей свободы, как бывший Советский Союз»5. Понятно, что речь идет о желании каталонских националистов после отделения от Испании остаться в Евросоюзе, где им, однако, нет места, в отличие от новых независимых государств, образовавшихся после драматического распада Югославии и СССР. Но так ли все просто, как пишет уважаемая газета? Сам факт того, что многонациональная Испания формировалась веками, ни у кого не вызывает сомнений, равно как и тот факт, что Каталония оказалась в составе этого государства в силу исторических процессов. Поэтому отделение сегодня Каталонии от Испании выглядело бы во многом неестественно. Приходится констатировать, что отношение цивилизованного Запада к этим двум событиям, которые разделяет между собой четверть века, прямо противоположное - от скрытой или явной радости, в одном случае, до отказа сегодня поддержать устремления Каталонии получить независимость - в другом. Хотя именно четверть века назад, как можно полагать, под фундамент многонациональных государств была заложена сепаратистская бомба с часовым механизмом.
Он был секретарем Атенео де Мадрид 1913—1920 , став его президентом в 1930 году. Он был кандидатом от провинции Толедо в 1918 и 1923 годах, но оба раза проиграл. В 1930 году он подписал « Пакт Сан-Себастьяна », который объединил все республиканские и регионалистские партии. Это было воспринято как отказ от Примо де Риверы и монархии. Два дня спустя была провозглашена Вторая Испанская республика, и король был вынужден покинуть страну. В правительстве Никето Алькала-Самора , премьер-министр временного правительства республики, 14 апреля назначил Асанья военным министром. Алькала-Самора подал в отставку в октябре, и Асанья сменил его на посту премьер-министра. Когда 9 декабря была принята новая конституция, Асанья продолжал занимать пост премьер-министра, возглавив коалицию левых партий, в том числе его собственную Республиканскую партию и социалистов PSOE , а Алькала-Самора стал президентом республики.
Асанья проводил некоторые из основных реформ, предусмотренных республиканской программой. Он ввел страхование от несчастных случаев на производстве, уменьшил размер испанской армии и уволил некоторых монархических офицеров. Он также предпринял шаги, чтобы уменьшить власть и влияние Римско-католической церкви, отменив церковные школы и благотворительные организации и значительно расширив государственные светские школы. Испанский законодательный орган, кортесы , также принял программу аграрной реформы, в соответствии с которой крупные частные земельные владения латифундии должны были быть конфискованы и распределены среди сельской бедноты. Однако Асанья был «республиканцем из среднего класса», а не социалистом. Он и его последователи не были в восторге от этой программы. В аграрный закон не входили государственные колхозы, как того хотели социалисты, и он не был принят до конца 1932 года. Он также был написан неуклюже и угрожал многим относительно мелким землевладельцам больше, чем латифундистам.
Правительство Асанья также очень мало сделало для этого: только 12 000 семей получили землю в первые два года. Вдобавок Асанья мало что сделал для реформирования налоговой системы, чтобы переложить бремя правительства на богатых. Кроме того, правительство продолжало поддерживать владельцев промышленности против забастовок или попыток поглощения со стороны воинствующих рабочих, особенно анархо-синдикалисты по Национальная конфедерация труда Национальная конфедерация труда или CNT. Между тем крайняя антиклерикальная программа Азанья оттолкнула многих умеренных. На местных выборах, состоявшихся в начале 1933 года, большинство мест досталось консервативным и центристским партиям. Выборы в «Трибунал конституционных гарантий» «Верховный суд республики» проходили по этой схеме. Таким образом, Асанья вступил в конфликт как с правыми, так и с крайне левыми. Он объявил вотум доверия , но две трети кортесов воздержались, и 8 сентября 1933 года Алькала-Самора приказал уйти в отставку.
Новые выборы были проведены 19 ноября 1933 года. На этих выборах победили правая Конфедерация испанской испанской автономии CEDA и центристская Радикальная республиканская партия. Радикальный лидер Алехандро Леру стал премьер-министром.
Философию самого себя». До конца 1890-х Унамуно увлекался идеями социализма, но после смерти сына радикально переосмыслил прежние взгляды и сформулировал новое мировоззрение. Все его рассуждения с начала XX века касаются идеи конечности, которая, по мнению мыслителя, определяет существование человека и его отношения с реальностью.
Желание жить вечно и экзистенциальная катастрофа от осознания невозможности бессмертия становятся основными категориями философии Унамуно. Бытие человека он определяет как «агонию» — процесс непрерывного метания между стремлением избежать смерти и пониманием того, что она неизбежна, конфликт между чувствами и разумом, духовным и интеллектуальным началами. Бог, согласно Унамуно, выступает гарантом вечной жизни, доказательством того, что человеческий путь не обрывается с разрушением физической оболочки. Ключевым понятием его философии становится «трагическое чувство жизни» — именно опубликованный в 1913 году трактат «О трагическом чувстве жизни» принято считать его программным произведением. Под этим словосочетанием Унамуно понимал «особое переживание конечности человеческого бытия, жажду бессмертия и голод по бытию». Единственным возможным форматом подлинного человеческого существования в интерпретации философа становится непрерывный конфликт между чувствами и мыслями, который разворачивается внутри индивидуального «я» и одновременно формирует его.
Какое отношение экзистенциализм Унамуно имел к его политическим взглядам? Как концепция внутреннего конфликта соотносилась с этическими и гражданскими установками мыслителя, который одинаково страстно обличал узколобость и левых, и правых? Чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, что философия Унамуно — это прежде всего философия личности, гимн индивидуализму. Похожим образом интерпретирует концепцию Унамуно исследовательница из Университета Помпеу Фабра в Барселоне Екатерина Еремина: «В центре его философского мировоззрения стоит личность, поэтому его теорию о трагическом чувстве жизни иногда называют персонализмом. Унамуно неоднократно подчеркивал, что речь идет не о человеке как о виде, а о конкретном человеке из плоти и крови. По его мнению, каждый человек сам для себя является источником философской мысли.
Конкретный человек, о котором размышляет Унамуно, это он сам, жизнь, о которой он размышляет, — это прежде всего его жизнь, волнующая его будущая смерть — это его собственная смерть, как и жажда бессмертия, которую он считает точкой отсчета в любой истинной философии». Преданность философии персонализма, основанная не на абстрактном субъекте или всем человечестве, а на каждом отдельном человеке и его личном внутреннем конфликте, не позволяла Унамуно примкнуть ни к какому интеллектуальному или политическому движению, претендовавшему на однозначное и исчерпывающее объяснение мироустройства. Отдельная личность с самостоятельными идеями и переживаниями представляет крупнейшую угрозу для всех авторитарных или тоталитарных учений. Их последователи преследуют цель подавить любой намек на индивидуальность, свести человека к положению безликого и серого элемента безликой и серой массы. Унамуно не мог принять реальность, в которой смысл человеческого существования сводился к поддержанию благополучия партии или государства, как мечтали сражавшиеся на стороне Франко националисты. Вместе с тем философ не отвергал потребность в единстве между отдельными людьми, если только сосуществование не означает для каждого из них потерю самого себя.
Человека в смысле индивидуального человеческого существования, которого он провозглашал началом всего, не следует путать с homo sapiens Линнея, субъектом общественного договора Руссо или бесперым двуногим Платона. Человек Унамуно определяется тем, что он существует не в абстрактном пространстве философской мысли, а в реальном мире, населенном другими людьми, похожими на него исключительно в том смысле, что все они бесконечно отличаются друг от друга. Особенность этого человека заключалась в том, что ни по каким своим характеристикам он не сравним с другими людьми. Его нельзя свести к группе, частью которой он является, даже если с другими ее участниками его объединяют политические или религиозные взгляды, происхождение, язык и культура. Экзистенциальная концепция Унамуно не встраивалась ни в какую политическую идеологию — ни в правую, ни в левую, — поскольку в ее основании лежал не патриотический экстаз, не процесс обретения единства через классовую борьбу и не осмысление себя через противопоставление другим народам и культурам. Фундаментом человеческого существования философ провозглашал трагедию от осознания собственной конечности и утопическую потребность в преодолении этой конечности, что с интеллектуальной точки зрения делало его как минимум бесполезной, а как максимум — неудобной фигурой для пропаганды.
Его рассуждения о неотвратимости смерти нельзя было нанести на транспаранты и гордо скандировать на митингах. Провозглашение сомнения, неуверенности и внутреннего конфликта как принципиальных характеристик человеческого бытия противоречило программам, в духе которых в мире не существовало никакой определенности. В своих взглядах на прошлое и будущее, культурную и национальную идентичность Испании и испанцев Унамуно тоже ускользал от однозначных определений. Он критиковал и прогрессистов, которые считали, что страну необходимо модернизировать по образцу других европейских государств, и традиционалистов, призывавших во всем придерживаться консервативных ценностей. Обе позиции представлялись Унамуно слишком ограниченными, поскольку занять одну сторону невозможно, хотя бы частично не приняв другую. Отказываясь воспринимать аргументы оппонентов, по мнению философа, и «просветители», и «реакционеры» больше беспокоились о том, как доказать свою правоту, а не о том, как сформулировать лучший путь развития для Испании.
Сам Унамуно считал, что нельзя ни отгораживаться от остального мира, ни отрекаться от своих корней. Чтобы достичь процветания и выбраться из череды политических кризисов конца XIX и начала XX века, следовало совместить обе позиции. В политике Унамуно последовательно критиковал марксизм, анархизм, либерализм и национализм, но идеальной моделью государства при этом считал ту, в которой сторонники разных идеологий и представители разных этнических групп смогут продуктивно и уважительно взаимодействовать друг с другом. Испанию его мечты можно было бы определить словосочетанием «динамическое единство противоположностей». Но, пожалуй, самой главной характеристикой мировоззрения Унамуно во всем, что касалось и политики, и индивидуального существования, можно считать его человечность. Он сосредотачивался не на масштабных идеях, ради которых живет и умирает «маленький человек», а на том самом «маленьком человеке из мяса и костей, который рождается, страдает и умирает».
Унамуно оказался уникальной фигурой для интеллектуального ландшафта Испании на стыке эпох. Он выстроил концепцию вокруг фигуры реального индивида, отказавшись от претензий других философов на масштаб и универсальность, и одновременно активно участвовал в политических дискуссиях, тревожился о судьбе родины и о проблемах, выходивших далеко за рамки темы «маленького человека». Как же получилось, что мыслитель, на протяжении всей жизни неизменно выступавший против междоусобных конфликтов, насилия и притеснений, к середине 1930-х превратился в ожесточенного противника республиканского строя и поначалу поддержал восстание националистов, консерваторов и военных? Из противника Республики — в борцы против мятежников Практически вся жизнь Унамуно пришлась на период масштабных геополитических потрясений. За карлистскими войнами в конце XIX века последовала Испано-американская война, закончившаяся для европейской колониальной державы потерей Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин, и монархический кризис 1920-х с военной диктатурой Примо де Риверы с последующим установлением Второй Испанской Республики. Личные переживания Унамуно накладывались на постоянное беспокойство о том, что ждет его страну.
Прежний режим существования колониальной империи старого типа казался невозможен, а в новом мире Испания еще не обрела своего места. Философ чувствовал себя потерянным и как гражданин в государстве, которое раздирали на части противоборствующие политические силы, и как человек, мечущийся между религией и наукой, бессмертием и конечностью, скорбью и экстазом. Волнения о туманном будущем Испании, экстаз от пребывания в мире и скорбь от осознания того, что это пребывание не вечно, — противоречивые переживания одновременно вдохновляли Унамуно и погружали в глубокое уныние. Если бы не было моей жены и моих детей, моего мира, который мне дал Бог… Осужденный представлять белое черным, а черное белым и не понимаемый ни теми, ни другими, я с огорчением наблюдаю за затянувшимся спектаклем вульгарности». К моменту написания этого письма Унамуно уже восемь лет занимал должность ректора Саламанкского университета. По всей стране его знали и уважали как выдающегося специалиста по литературе и философии.
Он выпускал сборники стихов и художественных произведений, в которых не менее глубоко, чем в академических трактатах, исследовал испанскую культурную идентичность, рефлексировал над связью между прошлым, настоящим и будущим, переосмыслял классические сюжеты — от приключений Дон Кихота до убийства Авеля Каином. Его карьера складывалась триумфально, а личная жизнь, несмотря на смерть первенца, обретала новые смыслы благодаря теплым отношениям с женой и рождению детей. Тем не менее существование Унамуно даже в самые стабильные моменты оставалось агонией, нескончаемой попыткой обрести себя. В 1910-х политические симпатии философа склонились в сторону либерализма. Унамуно считал, что, лишь преодолев узость мысли карлистов-традиционалистов и бросив все силы на укрепление демократических ценностей, у испанцев получится избежать давно назревшего противостояния между соотечественниками. Одним из явных примеров непримиримого конфликта в испанском обществе философ называл разделение на сторонников и противников Германии в Первую мировую.
Сам Унамуно поддерживал Антанту и считал нейтралитет в войне не следствием пацифизма, а свидетельством разлада как среди граждан, так и во власти. Испании придется заплатить высокую цену за свой нейтралитет». Резкая критика властей в начале 1920-х воспринималась практически как измена: недоброжелатели считали, что если философ поддерживал «крестовый поход» других государств против Германской империи, то косвенно одобрял подобные меры против любого монархического строя. Несмотря на высокий статус и академический авторитет, Унамуно никогда не был ни дипломатом, ни бюрократом. Он откровенно обличал провальную политику не сумевшего примирить левых и правых короля Альфонсо XIII, чем нажил себе немало влиятельных оппонентов.
Но дипломатические усилия руководства националистов привели к тому, что уже с лета 1936 года отдельные корабли и даже отряды ВМФ Италии и Кригсмарине , а так же крупные формирования ВВС в составе "Итальянского экспедиционного корпуса" и немецкого Легиона Кондор регулярно принимали участие в боевых действиях на их стороне, полностью меняя этим существующий баланс сил. Планы сторон Разделённая экономика Испании была не в состоянии полностью обеспечивать ни одну из противоборствующих сторон оружием и необходимыми для борьбы ресурсами. По этой причине защита своих морских перевозок и нарушение перевозок противника становились важнейшей задачей флотов противоборствующих армий. Большое значение для исхода начавшейся борьбы имела позиция Франции, которая имела значительную сухопутную границу с Испанией и была крупным поставщиком стратегических материалов и вооружений. Первоначальный план действий республиканского командования был достаточно пассивен и заключался в морской блокаде побережья Марокко для предотвращения переброски верных мятежным генералам регулярных войск в районы активных боевых действий по морю. Второстепенной целью было установление с помощью флота полного контроля над Балеарскими островами, частично попавшими под контроль мятежников. Лишь третьестепенной задачей поначалу была защита собственных портов и коммуникаций от атак флота франкистов. Атаки на морские коммуникации районов, контролировавшихся мятежниками, изначально вообще не предполагались. А вот командование мятежников в свою очередь значительно лучше понимало значение флота в предстоящей борьбе и имело для него наступательные планы. В первую очередь франкистскому флоту нужно было прорвать блокаду Марокко и перевезти в Испанию свою главную ударную силу - Иностранный легион. После этого мятежные генералы планировали бросить все силы на обеспечение блокады республиканских портов и пресечение поставок противнику оружия и стратегических ресурсов. Так же благодаря своему боевому опыту мятежники значительно лучше своих оппонентов представляли себе возможности флота по поддержке сухопутных войск в прибрежных районах и собирались их использовать. Чьи планы будут исполнены должно было показать уже ближайшее будущее. Начало сражений Боевые действия на море начались 17 июля 1936 года с мятежей националистов во всех испанских военно-морских базах, как основных - Кадис, Картахена, Эль-Ферроль, так и второстепенных - Бильбао, Виго, Пальма, Альхесирас, Малага, Сеута и Маон. После первой недели боевых действий мятежники имели значительные, но всё же лишь частичные успехи: в их руках оказались Кадис, Эль-Ферроль, Альхесирас и Сеута. После захвата в главном судостроительном центре страны, Эль-Ферроле заметного количества строящихся и ремонтирующихся кораблей 1-го ранга главной задачей франкистов стал их скорейший ввод в строй и укомплектование экипажами. Линейный корабль Alfonso XIII Между тем уже с 22 июля в Гибралтарском проливе появился дозор республиканских кораблей, который на продолжительное время далее стал постоянным, что создало мятежникам серьёзные проблемы с перевозкой верных им войск из Марокко в Испанию. К тому же 22 июля и 3 августа республиканские лёгкие крейсера обстреляли позиции франкистских войск в прибрежных городах Альхесирас и Тарифа, пытаясь оказать поддержку своим отступающим войскам. Но уже 3-4 августа итало-немецкие бомбардировщики, негласно действовавшие на стороне мятежников с аэродромов в Марокко, в Гибралтарском проливе подвергли сильной бомбардировке эскадру главных сил республиканского флота, продемонстрировав как слабость ПВО испанских кораблей, так и опасность действий в зонах досягаемости вражеской авиации без истребительного прикрытия, обеспечить которое было фактически невозможно. В городе и порту Альхесираса наблюдались значительные разрушения, кроме того около него линейный корабль обстрелял и заставил выброситься на мель из-за тяжёлых повреждений канонерскую лодку мятежников Eduardo Dato. Франкисты в ответ предприняли авианалёт, но их бомбардировщики обнаружили в проливе и атаковали только республиканскую подводную лодку C-3 , которая получила серьёзные повреждения, была отбуксирована в Малагу и надолго выбыла из строя. В середине августа 1936 года автономное правительство Каталонии попыталось отбить у мятежников находившие в Средиземном море Балеарские острова, которые кроме острова Менорка все контролировались франкистами. Операция не была согласована с правительством в Мадриде, не имела единого командования, была в целом плохо организована и закономерно провалилась. Присоединившиеся было к десанту из каталонской милиции правительственные части, доставленные и поддержанные сильным отрядом боевых кораблей, в решающий момент боёв понесли потери, запаниковали и были эвакуированы; оставшиеся части республиканцев были деморализованы налётами итало-германской авиации и фактически бежали. Операция, имевшая важнейшее значение для дальнейшей защиты своих морских коммуникаций и давления на коммуникации противника завершилась в пользу мятежных генералов. Территория, контролируемая республиканским правительством, к этому времени уже была разрезана на две части: центр, восток и юг страны и, отдельно, блокированный Северный фронт - провинции Баскония и Астурия. Проблема усугублялась тем, что каждая из северных провинций имела автономное правительство, не желавшее сотрудничать с соседями и координировать планы с Мадридом. Проблемой же республиканского флота было то, что единственный в Испании завод, производивший боеприпасы для главного калибра линкоров и крейсеров , находился в северной части страны, в Рейносе и был отрезан от баз. Порты Северного фронта республиканцев были блокированы кораблями франкистов, даже перевозка боеприпасов морем была по этой причине невозможна. Единственным надёжным способом решения проблемы был поход на север главных сил флота, что и было осуществлено в сентябре 1936 года. Республиканские корабли сняли морскую блокаду северных провинций, смогли пополнить боезапас, затем перешли в порт Бильбао, оказывали артиллерийскую поддержку обороняющимся союзным войскам. Но даже на ход боевых действий на севере это оказало незначительное влияние. Тем не менее правительственная эскадра оставалась в Бильбао до 13 октября.
«Многие считали, что у них нет перспектив»: как франкисты захватили власть в Испании
Генерал Франко в центре , 1936 год. Королю Альфонсу XIII в 1900 году исполнилось только 14 лет, национальные меньшинства требовали автономии, анархисты предпочитали словам дело и убивали неугодных им премьер-министров. Не успела закончиться Первая мировая война, как анархо-синдикалисты Каталонии спровоцировали стачечное движение. С 1917 по 1923 год Испания пережила 13 правительственных кризисов, и ни монарх, ни правящие консервативная и либеральная партии не были в состоянии стабилизировать ситуацию. Навести порядок в стране вызвался генерал-капитан Каталонии Мигель Примо де Ривера, совершивший в сентябре 1923 года государственный переворот и установивший военную диктатуру. Однако Ривере не удалось решить основные проблемы, стоявшие перед страной, и в 1931 году он подал в отставку.
Король Альфонсо XIII, с молчаливого согласия которого генерал захватил власть, был обвинен в пособничестве диктатору и покинул страну, но от престола не отрекся. В апреле 1931 года во всех крупных испанских городах победу на муниципальных выборах одержали республиканцы, и был сформирован Революционный комитет, взявший на себя функции Временного правительства. Его первым председателем стал Нисето Алькала Самора. Избранные летом Учредительные кортесы 9 декабря 1931 года приняли новую конституцию, даровавшую гражданам Испании широкий перечень прав и свобод: всеобщее равенство, свободу совести и религиозных верований, неприкосновенность жилища, тайну переписки, свободу печати, свободу собраний, свободу торговли и т. По конституции церковь была отделена от государства, что имело для испанских католиков весьма печальные последствия.
Жители Мадрида празднуют победу Народного фронта на парламентских выборах, 1936 год. Военный министр Мануэль Асанья не видел в происходившем ничего плохого и не принимал никаких мер против погромщиков. В октябре Самора ушел в отставку, не желая соглашаться с подобным отношением к церкви, и Асанья занял пост премьер-министра. Временное правительство не смогло вывести страну из кризиса. Республиканское большинство боялось принимать слишком радикальные решения, чтобы полностью не лишиться поддержки националистов.
Несмотря на то что политические силы в Испании можно было разделить на два больших лагеря — левых и правых, внутри каждого из них существовало множество партий, несогласных друг с другом. Пока по всей стране шли забастовки, армейская верхушка, клерикальные круги, помещики и монархисты объединились в Испанскую конфедерацию автономных правых СЭДА и получили больше всех мандатов в Учредительные кортесы. Однако в конце 1935 года правительство правых было вынуждено уйти в отставку. На очередных парламентских выборах 16 февраля 1936 года численное преимущество в кортесах получила коалиция левореспубликанских, социал-демократических и коммунистических сил Народный фронт.
В марокканском городе Мелилья восстание началось на час раньше, поскольку офицеры боялись, что их планы будут раскрыты. На Канарских островах антиправительственные выступлениями руководил генерал Франко. Утром 18 июля 1936 года он выступил по радио, объяснив мотивы и цели заговорщиков. Тем временем контроль над Севильей установил внезапно присоединившийся к националистам генеральный инспектор карабинеров Гонсало Кейпо де Льяно. К 19 июля на стороне мятежников уже встали 14 тысяч офицеров и около 150 тысяч рядовых. Путчисты успешно захватила Кадис, Кордову, Наварру, Галисию, Марокко, Канарские острова и некоторые другие южные территории. Зенитная батарея во время обороны Мадрида, 1936 год. Левый либерал Хосе Хираль немедленно санкционировал выдачу бесплатного оружия всем сторонникам Республики. Ранее беспомощные ополченцы, наконец, смогли дать отпор бунтующим военным, а правительству позволили сохранить контроль над многими важными городами: Мадридом, Барселоной, Валенсией, Бильбао и Малагой. Республиканцев поддерживали 8500 офицеров и больше 160 000 солдат. Генерал Санхурхо должен был 20 июля вернуться в Испанию и возглавить восстание, но его самолет разбился над португальским Эшторилом. Основной причиной катастрофы считается непомерно тяжелый багаж, которым генерал нагрузил самолет, — Санхурхо собирался стать испанским вождем и хотел хорошо одеваться. Восстанию был нужен новый лидер, и националисты учредили Хунту национальной обороны, председателем которой стал генерал Мигель Кабанельяс. Хунта вынесла решение о наделении всей военной и политической властью генерала Франко. К концу июля новоиспеченный генералиссимус заручился поддержкой Португалии, фашистской Италии и нацистской Германии. Республиканцы обратились за помощью к Франции, но она объявила о своем невмешательстве. В августе к этому же решению пришло большинство европейских стран. Когда немецкая авиация прорвала морскую блокаду Марокко, на подмогу националистам хлынула многотысячная африканская армия. После серии поражений Хираль 4 сентября ушел в отставку. Он сформировал новое «Правительство победы», объявил о создании регулярной Народной армии, а также наладил контакты с коммунистами за рубежом.
Он также предпринял шаги, чтобы уменьшить власть и влияние Римско-католической церкви, отменив церковные школы и благотворительные организации и значительно расширив государственные светские школы. Испанский законодательный орган, Кортес , также приняла программу аграрной реформы, в соответствии с которой крупные частные землевладения латифундия подлежали конфискации и распределению среди сельской бедноты. Однако Асанья был «республиканцем из среднего класса», а не социалистом. Он и его последователи не были в восторге от этой программы. В аграрный закон не входили государственные колхозы, как того хотели социалисты, и он не был принят до конца 1932 года. Он также был написан неуклюже и угрожал многим относительно небольшим землевладельцам больше, чем латифундистам. Правительство Асанья также очень мало сделало для этого: только 12 000 семей получили землю в первые два года. Кроме того, правительство продолжало поддерживать владельцев промышленных предприятий против диких забастовок или попыток захватов со стороны боевиков, особенно рабочих. Между тем крайняя антиклерикальная программа Азанья оттолкнула многих умеренных. На местных выборах, состоявшихся в начале 1933 года, большинство мест досталось консервативным и центристским партиям. Выборы в «Трибунал конституционных гарантий» «Верховный суд республики» прошли по этой схеме. Таким образом, Асанья вступил в конфликт как с правыми, так и с крайне левыми. Он позвонил вотум доверия , но две трети кортесов воздержались, и 8 сентября 1933 г. Алькала-Замора приказал Асанье уйти в отставку. Восстание имело временный успех в Астурия и Барселона , но закончилось через две недели. Он был арестован и обвинен в соучастии в восстании. Он был освобожден из тюрьмы в январе 1935 года. Затем Асанья помог организовать Frente Popular «Народный фронт» , коалиция всех основных левых партий на выборах 16 февраля 1936 года. Фронт выиграл выборы, и 19 февраля Асанья снова стал премьер-министром. В его парламентскую коалицию входили PSOE и коммунисты. Это встревожило консерваторов, вспомнивших о своей попытке захвата власти всего 17 месяцев назад. Правительство Асанья объявило немедленную амнистию для всех заключенных, участвовавших в восстании, что усилило обеспокоенность консерваторов. Социалисты и коммунисты были назначены на важные должности в штурмовой гвардии и гражданской гвардии.
Республиканское большинство боялось принимать слишком радикальные решения, чтобы полностью не лишиться поддержки националистов. Несмотря на то что политические силы в Испании можно было разделить на два больших лагеря — левых и правых, внутри каждого из них существовало множество партий, несогласных друг с другом. Пока по всей стране шли забастовки, армейская верхушка, клерикальные круги, помещики и монархисты объединились в Испанскую конфедерацию автономных правых СЭДА и получили больше всех мандатов в Учредительные кортесы. Однако в конце 1935 года правительство правых было вынуждено уйти в отставку. На очередных парламентских выборах 16 февраля 1936 года численное преимущество в кортесах получила коалиция левореспубликанских, социал-демократических и коммунистических сил Народный фронт. Числившийся в первых рядах объединения Асанья уже через несколько месяцев стал президентом Испании. Правительство Народного фронта начало проводить национализацию, обещанную республиканцами еще в начале 1930-х годов. Вялотекущая аграрная реформа вдохновляла крестьян на самостоятельный захват помещичьих земель, рабочие продолжали бедствовать и бастовать. Армейской верхушке давно не нравилась антимилитаристская политика Асаньи, выражавшаяся в сокращении расходов на армию, уменьшении военных пенсий, закрытии Сарагосской военной академии и аннулировании служебных преимуществ для военных, служащих в Марокко и на других африканских территориях Испании. Демонстрация республиканцев в Мадриде, 1936 год. В Мадриде был пущен слух, что священники угощают детей пролетариев отравленными конфетами, после чего разгневанная толпа вновь отправилась жечь монастыри и убивать служителей церкви. Организаторами назревающего мятежа против республиканцев стали генералы Хосе Санхурхо, Эмилио Мола и Франсиско Франко. Санрурхо еще в 1932 году пытался поднять восстание против Асаньи, за что был выслан в Португалию. Это не помешало ему объединить консервативно настроенных офицеров в Испанский военный союз ИВС. Координатором мятежа стал командующий войсками в Наварре Мола, составивший подробный план действий, согласно которому правые силы должны были одновременно восстать во всех крупных городах в 17:00 17 июля 1936 года. Основная миссия была возложена на марокканские войска и Испанский легион, которым помогали ополчение кастильских и наваррских монархистов, а также основанная сыном бывшего диктатора Хосе Антонио Прима де Ривера партия «Испанская фаланга» и национальная гвардия. В марокканском городе Мелилья восстание началось на час раньше, поскольку офицеры боялись, что их планы будут раскрыты. На Канарских островах антиправительственные выступлениями руководил генерал Франко. Утром 18 июля 1936 года он выступил по радио, объяснив мотивы и цели заговорщиков. Тем временем контроль над Севильей установил внезапно присоединившийся к националистам генеральный инспектор карабинеров Гонсало Кейпо де Льяно.
Бои за Мадрид. Мятеж становится войной
Полное имя: Мануэль Асанья и Диас Профессиональная деятельность: Президент Испанской Республики. Стоявший на левоцентристских позициях президент Мануэль Асанья раздражал философа настолько, что в одном интервью последний даже предложил номинальному главе государства. Его сопровождал и президент Мануэль Асанья. Временной столицей Республики на несколько месяцев стала Валенсия. Президент Испании Мануэль Асанья утвердил премьер-министром Хуана Негрина — ученого-физиолога, занимавшего до этого пост министра финансов. Новости Испании» Новости» Политика» Санчес попросил прощения у испанцев, которые вынуждены были эмигрировать из-за Гражданской войны. Полное имя: Мануэль Асанья и Диас Профессиональная деятельность: Президент Испанской Республики.
Как завершилась Гражданская война в Испании
Во время своей правительственной деятельности Асанья проводил ярко выраженную антиклерикальную политику. Отрывок, характеризующий Асанья-и-Диас, Мануэль. Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня. Асанья-и-диас мануэль, воспитанник транспортной академии Каджи из города Дуала. Стоявший на левоцентристских позициях президент Мануэль Асанья раздражал философа настолько, что в одном интервью последний даже предложил номинальному главе государства. В завершении саммита Эмманюэль Макрон и Педро Санчес посетили могилу Мануэля Асаньи и стелу, возведенную в память о жертвах терактов 2012 года.
АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940)
И не важно теперь «кто виноват» в спасении их дурных голов и задниц, промысел ли божий, случай, статистическая ошибка, гм… или собственное мужество, все они были живы — и это главное. Просмотров: 1 — Для создания атмосферы доверия. Просмотров: 1 И в этот момент по лестнице в вестибюль спустился еще один гостиничный постоялец — симпатичный молодой мужчина в хорошем синем костюме с каким-то «плывущим» взглядом синих же глаз и… Просмотров: 3 «Ничего это не значит, — вынужден был согласиться он через минуту.
К тому времени Асанья был глубоко подавлен нарастающим беспорядком, но не видел способа противостоять ему. Продолжалось политическое насилие: с февраля по начало июля было совершено более 200 убийств. К июлю военный заговор с целью свержения республики был в разгаре, но ничего определенного не планировалось. Асанья и Кирога не действовали эффективно против убийц.
Однако восстание в Мадриде провалилось. Асанья заменил Кирогу на посту премьер-министра своим союзником Диего Мартинес Баррио , и правительство попыталось пойти на компромисс с повстанцами, что было отвергнуто генералом Мола. Негрин отправил его в Советский Союз, который потребовал его в качестве оплаты за оружие, поставленное в республику. Он прошел через Пиренеи пешком 5 февраля 1939 г. Комментаторы-националисты и республиканцы осудили это решение как «дезертирство». Он умер 3 ноября 1940 г.
Монтобан , Франция. В Виши французский власти отказались покрыть его гроб Испанский республиканский флаг. Вместо этого гроб накрыли флаг Мексики , правительство которого предоставило ему мексиканское гражданство и назначило его Почетным послом, чтобы предоставить ему дипломатический иммунитет. Его резиденция была официально расширением мексиканского посольства и, следовательно, мексиканской земли. Было предпринято несколько попыток арестовать его, чтобы забрать обратно в Мадрид, но все они потерпели неудачу из-за его иммунитета и присутствия мексиканских военных. Сочинения В своих дневниках и мемуарах, над которыми он кропотливо работал, Асанья ярко описывает различные личностные и идеологические конфликты между собой и различными республиканскими лидерами, такими как Ларго Кабальеро и Негрин.
Труды Асанья во время гражданской войны были источником для изучения учеными работы республиканского правительства во время конфликта. Наряду со своими обширными мемуарами и дневниками Асанья также написал ряд известных речей. Его речь 18 июля 1938 года - одна из самых известных, в которой он умоляет своих товарищей-испанцев искать примирения после окончания боевых действий и подчеркивает необходимость «мира, сострадания и прощения». Работая над пьесой в течение предыдущих недель, Асанья продиктовал окончательную версию, когда он был в ловушке в Барселоне во время игры. В пьесе Асанья использует различных персонажей, чтобы отстаивать различные идеологические, политические и социальные точки зрения, существовавшие в Республике во время войны. Он изображал и исследовал соперничество и конфликты, подрывающие политическую сплоченность республики.
Опечаленный, он подумал: [11] Политика никогда не должна основываться на истреблении противника; не только потому, что - и об этом много сказать - это мерзко с моральной точки зрения, но и потому, что это невозможно с материальной точки зрения.
Впервые за полвека правительство рассматривает возможность объявить масштабную, политически мотивированную амнистию, сообщила газета Politico. В Испании метод помилования хотят применить не впервые: за один XX век было три подобных случая.
Амнистию проводил диктатор Примо де Ривера в 1924 году, а также экс-лидер Мануэль Асанья — в 1936-м. Последний раз амнистия коснулась Испании в 1977 году. Правительство приняло закон, который затронул всех заключенных, совершивших проступки и преступления во времена долгой диктатуры Франциско Франко.
Сегодня испанская конституция не включает в себя понятие об амнистии, поэтому вызвала столь острую внутриполитическую дискуссию. Одна сторона посчитала, что амнистия не противоречит Великой хартии вольностей — одному из главных политико-правовых документов. Другая заявила, что эта мера будет походить на «всеобщее помилование», а оно запрещено статьей конституции о государственных решениях, принимаемых только с королевского согласия.
Форма правления в Испании — конституционная монархия. С 2014 года король — Филипп IV. Должность премьер-министра занимает Педро Санчес с 2018-го.
К тому же в 2010 году суд постановил, что единственная государствообразующая нация, признаваемая конституцией, — испанская.
Возглавил комитет известный праволиберальный политик Нисето Алькала Самора, в прошлом монархист, позднее ставший первым президентом Испанской республики. В 1931 году, после отречения короля и провозглашения в Испании республики, комитет стал первым временным правительством Второй республики, в котором Асанья получил пост военного министра. Вторая республика В выборах в Учредительное собрание партия участвовала в составе широкой коалиции Союз республиканцев и социалистов, объединившей силы разной ориентации — от марксистов до правых либералов.
Получив 26 мест, Республиканское действие стало пятой по силе партией в парламенте. В ходе парламентских дебатов по вопросу принятия новой конституции в Республиканское действие поддержало проект, представленный Конституционным комитетом. Партия придерживалась социалистического тренда «мы чувствуем справедливость требований социалистов, социалистической политики» и автономистской тенденции «впервые в истории у нас есть Конституция, которая отвечает внутренней структуре нашей страны» , но без ущерба для национального единства. Один из видных деятелей Республиканского действия, Клаудио Санчес Альборнос, во время обсуждения проекта конституции высказался за радикальную трансформацию.
В октябре 1931 года Асанья возглавил второе в истории республики временное правительство, сформировав его на базе левоцентристской коалиции, в которую помимо Республиканского действия вошли социалисты, радикалы, радикал-социалисты, галисийские и каталонские автономисты. Асанья возглавлял правительство в общей сложности почти два года, 699 дней, с 14 октября 1931 года по 12 сентября 1933 года. За это время сменилось три кабинета, которые постепенно становились всё левее. Так, уже во II кабинет Асаньи не вошли центристские радикалы Алехандро Лерруса и умеренные автономисты из Партии Каталонская республика, которых сменили более радикальные левые республиканцы Каталонии.
Годы правления Асаньи 1931—1933 вошли в историю Испании как «Реформистское двухлетие».
Асанья, Мануэль
После очередной неудачи при формировании Трибунала конституционных гарантий премьер-министр Мануэль Асанья 9 сентября 1933 г. подал в отставку. Мануэль Асанья. Роль Мануэля Асанья и его ответственность в начале гражданской войны в Испании являются предметом споров среди историков. 19 февраля президент Самора назначил нашего старого знакомого Мануэля Асанью (кандидата от Народного фронта) премьер-министром. Новости Испании» Новости» Политика» Санчес попросил прощения у испанцев, которые вынуждены были эмигрировать из-за Гражданской войны.
Каталонский эксперимент: от рассвета до заката за один месяц
Асанья был одним из инициаторов принятия республиканской Конституции, согласно которой церковь отделялась от государства, священники лишались государственной зарплаты, запрещались монашеские ордена, члены которых давали дополнительные обеты, кроме трёх обычных таким образом, из Испании изгонялись иезуиты, которые давали четвёртый обет — верности Папе Римскому. Правительство Асаньи провело аграрную и образовательную реформы в рамках последней были закрыты церковные школы и открыто большое количество светских , провело через парламент устав каталонской автономии. Кроме того, в качестве военного министра он стал инициатором проведения преобразований в армии, опираясь на поддержку либерально настроенных артиллеристов и военных инженеров, недовольных своим медленным продвижением по службе по сравнению с офицерами, отличившимися во время войны в Марокко. Асанья инициировал создание специальной комиссии, которая занялась пересмотром обоснованности внеочередного присвоения чинов офицерам, воевавшим в Африке, что вызвало резкое недовольство с их стороны. В 1936 г. Франко был недоволен деятельностью Асаньи ещё и из-за закрытия военным министром в целях экономии Военной академии в Сарагосе, которой тогда он руководил. В то же время преобразования Асаньи не носили революционного характера — так, несмотря на его громкое заявление о намерении «растереть в порошок» военную касту, офицеры, не присягнувшие республике, получили возможность выйти в отставку с полной пенсией.
В армии было существенно сокращено количество генералов, которое было приведено в соответствие с численностью армии. В 1932 правительство Асаньи смогло подавить военное восстание под руководством генерала Хосе Санхурхо так называемую «санхурхаду» , что укрепило его позиции. В то же время расстрел анархистов, выступивших против правительства в деревне Касас-Вьехас в январе 1933, разочаровал многих республиканцев, ранее поддерживавших Асанью. На муниципальных выборах 1933 правительственные партии потерпели неудачу, что способствовало отставке правительства в сентябре того же года и проведению досрочных выборов. Во время работы в правительстве Асанья продолжал заниматься литературной деятельностью, написав драму «Корона». По словам историка Хью Томаса, в силу застенчивости Асанья многое держал при себе, в своём творчестве в даже речах он то и дело сбивался на самоанализ и до такой степени избегал общества особенно женского , что подвергался насмешкам со стороны друзей-интеллектуалов.
И всё же Асанья сумел стать военным министром, сохраняя при этом одинокую надменность, не изменявшую ему ни при победах, ни при поражениях… Поклонник Кромвеля и Вашингтона, Асанья культивировал сверхчеловеческую отрешённость от всего лишнего и интеллектуальную чистоту мышления, которые позволили ему увидеть интереснейшие детали жизни Испании. Поскольку он был совершенно бескорыстен, врагам оставалось лишь осыпать его личными оскорблениями. Правые газеты именовали его не иначе как «Чудовище» из-за некрасивой внешности. В то же время тысячи и тысячи людей считали Асанью «сильным человеком республики». На удивление красноречивый, прекрасный знаток любой темы, о которой шла речь, нерешительный в критические минуты и ироничный перед лицом неприятностей, он мог проявлять и диктаторскую бескомпромиссность, и оптимизм, когда приходилось бороться с трудностями.
Войска националистов переходят реку Эбро Военные действия: от Теруэля до Эбро В декабре 1937 Республика предприняла неожиданную атаку на Теруэль, захватив город, но армия Франко вернула его в феврале 1938 года. Затем последовала операция националистов в Арагоне, разделившая территорию республики на две части. Следующим шагом было нападение на Валенсию. С целью ослабить натиск, республиканцы и интернациональные бригады переправились через реку Эбро. Битва длилась три месяца, после чего обессиленная "Армия Эбро" была вынуждена снова отступить за реку. Вывод интернациональных бригад Международное участие во многом повлияло на ход войны и определило ее исход.
Более полумиллиона граждан Республики, солдат, членов интернациональных бригад сделали этот бесповоротный шаг, спасаясь от наступающей армии Франко. По ту сторону границы измученные и запуганные беженцы были помещены французскими властями в лагеря для интернированных. Они страдали от невыносимых условий, многие умерли от болезней и голода. Среди наиболее известных беженцев был поэт Антонио Мачадо, который умер через несколько дней после пересечения границы и был похоронен у моря в городке Кольюр. Одно из его самых знаменитых стихотворений "Путник" Caminante no hay Camino передает горькое ощущение утраты, мужества и бесприютности.
Поэтому наше объединение — не партия, это войско; поэтому мы здесь не для того, чтобы пролезть в депутаты, статс-секретари или министры, а для того, чтобы каждый на своем посту выполнял ту миссию, которая ему поручена». В своей политической деятельности Хосе Антонио опирался на передовые для своего времени теоретические разработки философско-публицистической мысли. Впрочем, многое остается актуальным и по сию пору: «Мы все родимся в какой-то семье. Мы все живем в каком-то муниципальном округе. Мы все работаем в каком-то учреждении или на каком-то предприятии. Но никто не родился и не живет в политической партии. Политическая партия — это искусственное образование, которое объединяет нас с людьми из других муниципальных округов или людьми других профессий, с которыми у нас нет ничего общего, и разделяет нас с нашими соседями и сотрудниками, с которыми мы живем вместе. Истинное государство, каким его хочет видеть Испанская Фаланга, не будет опираться на порочную систему политических партий и породивший их парламент. Оно будет опираться на подлинные, важные реалии: семью, муниципальный округ, корпорацию или профсоюз. Таким образом, новое государство должно признать нерушимость семьи как ячейки общества. Автономию муниципальных округов как территориальных единиц и профсоюзы и корпорации как подлинные основы общей организации государства». Хотя мятеж был подавлен, стало ясно, что армия не с Республикой. Антицерковная политика Асаньи и растущее недовольство в обществе привело к конфликту премьер-министра и президента, и республиканское правительство поставило себя на грань банкротства. Мануэль Асанья подал в отставку. Опасаясь левых партий, оттесненных в оппозицию, президент Алькала Самора поручил формирование правительства чуть более «левому» политику, Алехандро Леррусу — лидеру центристской республиканской партии умеренного толка, для которой выборы оказались почти столь же успешными, как и для CEDA. Со стороны ситуация выглядела как реванш правых, консервативных сил, но раздавались и предостерегающие голоса: «…Есть люди, которые верят, что в этой лотерее победила контрреволюция. Многие так довольны. Снова Испания якобы заживляет рану, зашивая ее, тогда как внутренний процесс продолжается. Если говорить проще, то объявляют, что с революцией покончено, в то время как революция продолжает жить внутри, более или менее прикрытая тонким слоем избирательных бюллетеней. Естественно, те, кто принимал эту полуреволюцию всерьез, не ограничивали своих амбиций заменой либеральной монархии на буржуазную республику. Поэтому, овладев властью, они быстро утратили спокойные манеры, на которые возлагали надежды многие. Потом прошли выборы. Правые, имея справедливые основания для протеста и использую лучшие методы, завоевали большинство в парламенте. Сформировалось буржуазное республиканское правительство, и несколько недель консервативные массы пребывали в эйфории, воображая, будто революция «закончилась», как вызывавший раздражение кинофильм. Эти слова Хосе Антонио оказались пророческими. История Испании двух с половиной лет после всеобщих выборов ноября 1933 г. В условиях мирового экономического кризиса усиливались позиции радикальных левых, происходили восстания анархистов, которые правительство жестоко подавляло. Ларго Кабальеро, глава испанских социалистов, призывал к созданию революционной армии. Именно в этот момент коммунисты, предводительствуемые Хосе Диасом и Долорес Ибаррури кличка «Пасионария» , получили из Москвы указание усилить свое до того времени скромное влияние в союзе с другими пролетарскими организациями, и примкнули вместе с анархистами к «Alianzas Obreras» «Союзу труда» Ларго Кабальеро. Отряды молодежи спешно обучались и вооружались. Долорес Ибаррури и Ларго Кабальеро В сентябре 1934 г. Хосе Антонио пишет письмо генералу Франко именно в нем угадав будущего спасителя отечества : «…Победа социалистов равнозначна иностранному вторжению, не только потому что сущность марксизма от начала и до конца противоречит вечному духу Испании. Не только потому что идея Родины презирается при социалистическом строе, но потому что социалисты самым конкретным образом получают инструкции от Интернационала. Любая нация, попавшая под власть социализма, низводится на уровень колонии или протектората. Несомненно, Вы найдете в нем темы для размышлений…». Франко ответил Хосе Антонио не словом, но делом. Менее чем через месяц после письма Примо де Риверы, 5 октября 1934 г. Однако толпа, ринувшаяся на административные кварталы Мадрида, была рассеяна несколькими оружейными залпами. В Каталонии власть захватило автономное правительство во главе с Луисом Компанисом, который провозгласил независимую Каталонию, но после короткой перестрелки с правительственными войсками его отряды вынуждены были сдаться. А вот в провинции Астурия восстание развивалось успешно: соединенные отряды коммунистов, социалистов и анархистов перерезали все транспортные магистрали, захватили оружейный завод крупными силами, в 10-15 раз превышающими по численности местные гарнизоны, двинулись в Овьедо и Хихон. После захвата этих городов восставшие намеревались провозгласить там социалистическую республику. И вот тут-то республиканскому правительству понадобился ветеран марроканской войны генерал Франко: министр обороны Хиль Роблес пригласил его в качестве военного эксперта. Франсиско Франко Франко, хотя не занимал в то время какой-либо определенной штатной должности, с удовольствием согласился возможно, не последнюю роль сыграло и письмо Хосе Антонио , и фактически действовал как глава генерального штаба, взяв на себя управление правительственными войсками. Поскольку связь с Астурией почти отсутствовала, а резервов в достаточном количестве в близлежащих районах не было, Франко посоветовал подтянуть войска из Северной Африки, что и было сделано. К 15 октября 1934 г. Правые республиканцы во главе с Леррусом весьма охотно добили бы побежденного противника, однако Алькала Самора предостерег их от этого шага. Партии и профсоюзы левых дали клятву мщения. Они с жаром обвиняли африканских солдат в жестокости и горячо приветствовали Ларго Кабальеро и Асанью, арестованных, но вскоре выпущенных на свободу, как мучеников неудавшейся коммунистической революции. Естественно, события в Астурии вызвали ужас в среде испанского среднего класса. Теперь им казалось, что почти все, даже военная диктатура, предпочтительнее существующего политического разброда. В 1934 г. Это соперничество в конце концов привело к уходу Рамоса из Фаланги, после публично высказанной им критике в адрес Примо де Риверы за контакты с церковью и «высшими классами».