3.1.1969 утверждён проект строительства 2-й очереди Д. мощностью 828 МВт (введена в действие 21.4.1980). В 2018 году была смоделирована ситуация, когда на ДнепроГЭС произошел неконтролируемый сброс воды. Днепрогэс — самая мощная из шести гидроэлектростанций, построенных на Днепре, и первая в истории Украины.
ДнепроГЭС: дважды взорванный и трижды построенный
Днепрогэс был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. Заявления украинских энергетиков о полном уничтожении ДнепроГЭС в Запорожье не соответствуют действительности, считает OSINT-эксперт "Донбасский Партизан". Строительство Днепрогэса было сопряжено с огромными трудностями. Днепрогэс была построена согласно ленинскому плану государственной электрификации. по объектам энергетической инфраструктуры Украины, наиболее быстро разлетевшимися по Сети кадрами стали удары по машинному залу ДнепроГЭС в городе Запорожье.
Удар по Днепрогессу: есть ли табу после разрушения плотины Каховской ГЭС
Но когда солдатская кровь мешала сталинскому наступлению? Была иная причина, из-за которой армия не могла идти вперед. Шеститомник «Истории Великой Отечественной войны» лишь приоткрывает завесу: «Советские войска стремились во что бы то ни стало предотвратить уничтожение захватчиками ДнепроГЭС. Для разрушения станции гитлеровцы подвезли более 200 тыс. Только для уничтожения плотины они тщательно заделали в ее тело 40 тыс. Части Красной армии сбили противника с его позиций на правом берегу Днепра и освободили территорию Днепрогэса. Сразу же после этих боев на электростанцию прибыли рабочие и инженеры. Начав восстановление, они обнаружили на плотине тело советского воина. Павшего смертью храбрых при спасении гидростанции от гитлеровцев. Имя этого воина-патриота осталось неизвестным. При нем не было никаких документов.
Коллектив рабочих с почестями похоронил его на территории станции. С тех пор труженики Днепрогэса как святыню оберегают могилу и монумент в честь безымянного героя». Официальная трактовка событий казалось сомнительной еще в начале 1960-х, когда вышел в свет этот научный труд. Даже невоенному человеку было понятно, что предотвратить взрыв плотины герой-одиночка попросту не мог. Но кто не дал фашистам разом поднять на воздух 200 тонн взрывчатки? Поиск имен спасителей Днепрогэса начал украинский писатель Савва Голованивский. Формировал ее по приказу командования капитан Михаил Сошинский. А вел группу в тыл врага лейтенант с непонятно написанной фамилией — Кутузов или Курузов. Рапорты с передовой далеко не всегда отличались каллиграфическим почерком. К тому же фамилия Кутузов была более звучной и привычной.
Ей и отдали предпочтение в донесениях в высшие инстанции. Настоящий лейтенант отыскался лишь через три десятилетия после окончания войны. Награжденный обычным солдатским орденом Николай Курузов работал инженером в маленьком городке на Днепропетровщине. Он помнил боевых побратимов — участников уникального рейда по спасению Днепрогэса. Соблюдая особую секретность, из разных частей фронта были отобраны 19 бойцов-добровольцев — саперы, разведчики, водолазы. Времени на подготовку в обрез, а надо было освоить хотя бы азы альпинизма. Предстоял подъем по днепровским скалам и отвесным бетонным стенам плотины, надо было преодолеть нагромождения бетонных блоков. Почти два месяца разведчики каждую ночь шаг за шагом обследовали плотину, которая находилась под контролем немцев. Прошли огромную сеть подземных коридоров и тоннелей внутри бетонного тела Днепрогэса. Они не просто разрезали взрывные кабели, но вытащили наружу их многометровые куски.
Военные специалисты называют эту операцию беспрецедентной по степени сложности и эффективности. Когда в ночь с 29 на 30 декабря 1943 года наши войска неожиданно пошли вперед, фашисты пытались включить «адскую машинку».
ТЭЦ также не могут длительно находиться в режиме бесконечных переключений: нужны часы на то, чтобы их механизмы пришли в норму после перепада температур», — уточняет эксперт. Двигатели, задействованные на этой станции, не выпускаются массово. Речь идет о штучном товаре, каждый из которых создается под нужды конкретного объекта.
Воспроизвести столь сложное устройство в условиях военного времени и обеспечить его установку невозможно», — указывает он. На этот процесс уходило немало электроэнергии. Теперь же, в условиях веерных отключений и нехватки маневренных мощностей, продолжать данную практику будет гораздо сложней», — акцентирует Анпилогов. В то же время военный аналитик Михаил Онуфриенко ранее предположил, что удар по Днепрогэс осложнит логистику для ВСУ и преследует долгосрочные цели. Теперь Россия внесла коррективы в их планы: отключение электричества нарушит логистику.
Сейчас мы снова увидим на Украине тепловозы», — прогнозирует Онуфриенко.
Как говорит эксперт, до середины 50-х годов прошлого столетия Днепровская гидроэлектростанция была самой крупной в Европе. Ее мощность — 1569 МВт. Первоначально на правом берегу Днепра была пущена ГЭС-1. А потом на левом берегу дополнительно была построена ГЭС-2, потому что воды хватало. Там здание с машинным залом уже приплотинного типа. Первые шесть гидроагрегатов были введены в эксплуатацию в 1974 и 1975 годах, последние два — в 1980-м. ГЭС-2 стала дополнительно вырабатывать электроэнергию. Эксперт обращает внимание на то, что ДнепроГЭС выполняла роль «пикового регулятора».
Нужны мощности для маневрирования энергией. Атомные электростанции, которые сейчас обеспечивают большую часть генерации, не могут быстро нарастить и сбросить производство электроэнергии.
Днепрогэс была построена согласно ленинскому плану государственной электрификации. В его разработке принимали участие свыше 200 инженеров и ученых во главе с Глебом Кржижановским. Планировалось построить 30 электростанций общей мощностью 1,5 млн. В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: «Достаточно того, что он построил Днепрогэс».
Легендарный ДнепроГЭС: как строили символ Запорожья
Из-за чего многие российские военные просто утонули, а их технику унесло водой. Тогда как спикер Главного управления разведки Минобороны Украины Андрей Юсов, напротив, заявил в ходе телемарафона в среду, что российские военные долго готовились к подрыву Каховской ГЭС. И кроме них никто не имел возможности совершить столь масштабный теракт, подчеркнул Юсов. Между тем, как заметил «НГ» главред портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко, если через какое-то время после ухода воды из Каховского водохранилища грунт подсохнет и станет проходимым для подразделений ВСУ, то очевидно, что они окажутся в выигрыше от происшедшей катастрофы. Он также согласился с утверждениями тех экспертов, которые увидели в случившемся переход к новому этапу военного конфликта.
Хотя свидетельством такого перехода можно было признать еще атаку ВСУ по аэродрому со стратегической авиацией РФ в Энгельсе. На что в соответствии с российской доктриной о ядерном сдерживании уже тогда мог последовать ядерный ответный удар, пояснил Дрозденко. Однако не получается ли, что в нынешнем военном конфликте гидроэнергетику превратили в своеобразное оружие массового поражения? На этот вопрос «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков ответил, что пока не может однозначно утверждать — превратили ли уже гидроэнергетику в такое оружие или же она стала эдакой неуправляемой бомбой вследствие совокупности целого ряда факторов.
И в том числе наблюдавшегося в Каховском водохранилище в последнее время повышенного уровня воды, спускаемой сверху по Днепру. На это неоднократно указывали представители РФ, и также на данный факт сослались аналитики британской разведки, комментируя разрушение ГЭС. Кроме того известно, что украинские военные многократно обстреливали ГЭС.
Рядом с плотиной создавался внутренний каботажный порт, позволяющий плавание крупным морским судам от Киева до Чёрного моря. Еще со времен Екатерины Великой разрабатывались проекты. В начале ХХ века основной акцент в разработке этих проектов делался именно на развитие судоходства. Но при царской власти они оставались неосуществленными. Дело завершил Иосиф Сталин. Великий вождь получил главный канал экспорта советского сырья за рубеж, чтобы на эти деньги осуществить индустриализацию. Строительство плотины давало возможность судоходства вплоть до черноморских портов.
По грандиозной транспортной артерии потекла украинская пшеница, выкачанная из селян. После окончания Гражданской войны в условиях разрухи, международной изоляции, когда негде было получить займы на программу индустриализации, СССР экспортировал нефть, лес и самый доходный товар — зерно. Деревню обложили как прямыми, так и скрытыми налогами. В стране были введены завышенные цены на промышленные товары и сильно занижены — на сельские. Однако зерновых ресурсов советской власти не хватало. Выход был один — тотальная коллективизация, чтобы полностью взять под контроль сельскохозяйственное производство. Страшный Голодомор начала 30-х годов оказался эффективным средством, позволившим сломить непокорное крестьянство черноземного юга. По новеньким днепровским шлюзам шли десятки тысяч барж, над которыми витали души миллионов людей, погибших от голода. Без ДнепроГЭСа огромные массы отобранного хлеба было бы просто некуда девать. В последний год своего президентства Виктор Ющенко потребовал от Службы безопасности Украины назвать главных организаторов голодоморной трагедии.
Списки были обнародованы, однако среди них не оказалось ни одного русского имени — только евреи, украинцы и прибалты. Говорят, именно после публикации этих списков Ющенко лишился поддержки Запада и проиграл выборы. С тех пор тема «оранизаторов» здесь не поднимается. Днепровское цунами 30 декабря 2008 года в Запорожье большая группа ветеранов войны и войск специального назначения отпраздновала 65-ю годовщину освобождения родного города. Так советский спецназ отметил беспрецедентную операцию отечественной войсковой разведки по спасению промышленного гиганта. Наши успешно форсировали низовья Днепра осенью 1943-го. Но стояли на плацдармах больше двух месяцев, и двинулись вперед по правобережной Украине только зимой 1944-го. Красную Армию остановила угроза самой масштабной техногенной катастрофы Второй мировой. Свою тайну до сих пор хранит легенда отечественной индустрии — плотина ДнепроГЭСа. Т-34 ворвались на левый берег Запорожья 14 октября.
Через неделю сразу три гвардейские стрелковые дивизии форсировали Днепр у плотины. Еще один большой плацдарм появился чуть выше по течению в селе Каневское. И вдруг вся группировка встала. Единственный случай в истории войны — советские войска два с половиной месяца не решались штурмовать запорожское правобережье, существенно замедлив общее наступление на запад. Да, немцы оказывали бешеное сопротивление, бои были кровопролитными. Но когда солдатская кровь мешала сталинскому наступлению?
Вскоре я перевелся на строительство железнодорожных путей. Работал путевым рабочим у прораба Васильева. Это уже была довольно осмысленная работа. Ее результаты мы видели ежедневно. Наш мастер Бельчинский был типичным подрядчиком по психологии и методам использования труда людей. Дело свое он знал хорошо. Здесь я проработал месяц. Председателю постройкома гидротехнического отдела Мельникову понадобилось создать стенную газету. Я принял самое активное участие в этой работе и как корректор, и как оформитель. Стенгазета «Плотина» получила одобрение не только на стройке, но и в периодической печати, где был опубликован ее снимок. После этого меня сразу перевели в контору земельно-скального отдела. В этой конторе бытовали патриархальные дореволюционные нравы. Начальник отдела Александр Владимирович Будасси был опытным шкипером по строительству дорог. Никакого транспорта он не признавал. Каждое утро с палочкой в руках он отправлялся «в обход по епархии», как он выражался. На «Днепрострой» он привез всех своих людей. И все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа. Такая обстановка была мне не очень по душе. В октябре 27-го года меня перевели в гидротехнический отдел. Им руководили опытные инженеры-гидротехники Г. С Веселаго и Ф. Веселаго — высокий, сухощавый, в пенсне. Салов — с бледным аристократическим лицом. На стройке говорили, что оба эти инженеры — сыновья царских адмиралов, активные участники интервенции англичан в Мурманске в 1918-20 годах. В аппарате также работали Александров, Партельсон, Берг, Растопчина — недобитые аристократы. Растопчина — бывшая графиня. На местных жителей они смотрели как на туземцев. Исключение составлял талантливый инженер-гидротехник и организатор И. Коммунистов в конторе было очень мало и их иронически называли «товарищами». Впечатление было такое, будто я попал в дореволюционное учреждение царской России. Но я помнил пословицу: назвался груздем — полезай в кузов. Идти было некуда, пришлось свои эмоции отложить. Строительство жилья не поспевало за ростом числа рабочих. На стройке появились женщины. Они быстро беременели. Среди прибывающих на стройку встречались бывшие заключенные, петлюровцы, воры всех мастей. Попадались белые офицеры, контрабандисты, священники, спекулянты, кулаки, каратели, сектанты, участники мятежей, аристократы и пр. Но больше всего было обыкновенных людей, крестьян — неприхотливых и стойких. Началось строительство перемычек: в правой протоке 8. Велось строительство 80-километрового железнодорожного пути, бетонных и камнедробильных заводов, центральных механических мастерских, лесокомбината, здания главной конторы. Седьмого ноября 1927 года, в десятую годовщину Октябрьской революции, в торжественной обстановке была заложена Днепровская ГЭС. Чугунная мемориальная доска с текстом на русском и украинском языках, с высеченными подписями Петровского, Чубаря, Кагановича, Радченко, Онищенко, Винтера была забетонирована на месте будущей ГЭС. На митинге по этому случаю было около 20 тысяч человек. К концу 1927 года задымили трубы временной новой станции, встало ближнее здание управления «Днепростроя», железные дороги прорезали окраинные холмы. В жизнь тихого Кичкаса на берегу Днепра твердо вошли краны, перфораторы, паровозы, думпкары, экскаваторы. Приехали новые рабочие. Американские специалисты Ф. Файфер, Томсон, Мерфи и другие жили отдельно в специальных выстроенных для них коттеджах, сделанных в американском стиле — с гаражами и площадками для тенниса. Для них был открыт магазин «Торгсин».
Днепрогэс Строительство Днепрогэса. Работы начались весной 1927 года, а в октябре 1932 года ГЭС была запущена. Для станции в США было закуплено 5 генераторов и 9 турбин. Благодаря плотине электростанции уровень воды в Днепре повысился на 50 метров. Это позволило открыть морским судам путь на Киев. Днепрогэс обеспечил энергией крупный промышленный район с металлургическим и машиностроительным производством. В 1969—80 годах построен блок Днепрогэс-2. Начало строительства сопровождалось высокой текучкой кадров, в неофициальных источниках писали, что надо нанимать пятерых — из них останется один. В бараках не было питьевой воды, не хватало сена для матрасов, обедали поартельно и при этом пользовались одной ложкой. Беломорканал Строительство Беломорканала. Общая протяжённость канала — 227 километров. Инфраструктура Беломорканала — это не только 19 шлюзов, но ещё 15 плотин, 12 водоспусков, более 50 дамб и рабочие посёлки. Строительство канала было остро необходимо. Он должен был соединить Белое море и Онежское озеро и дать стране выход на Балтику, без огибания кораблями Скандинавского полуострова. Об этом думал еще Пётр I. Но осуществили его замысел большевики, героически и жестоко.
Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Лента новостей
- В Сети появились кадры разрушений машинного зала ДнепроГЭС после ракетного удара ВС РФ
- Строительство Днепрогэс. Как это было на самом деле. - YouTube
- Описаны последствия российского удара по ДнепроГЭС
- История ДнепроГЭСа. Взрыв и восстановление.
- ДнепроГЭС: где находится на карте, фото, история строительства, последние новости
Днепрогэс: семилетку – в пять лет. Наша общая история
Опасения были небеспочвенны: за три месяца 2022 года ВСУ взорвали на территории области девять железнодорожных мостов. Последствия от разрушения моста Днепрогэса или от неконтролируемого сброса воды по другим причинам будут огромны. Согласно выводам спасателей, 20-метровая волна обрушится на ближайший город — Запорожье — на высокой скорости и полностью его затопит. В некоторых районах вода за пять часов поднимется на 8—12 м, а подтопление значительной территории региона продлится не менее четырех дней. В зоне затопления окажутся семь больниц, 18 школ и детсадов, железные дороги и десятки километров коммуникаций. Газопровод будет разрушен в трех районах города. Помимо этого на поверхность вынесет значительное количество токсичных отходов из коллекторов.
В аварийной зоне окажется более 100 тыс. Она находится всего в 70 км ниже по течению. Кроме того, волна может разрушить или затопить мосты на правый берег. По материалам Известия.
От Днепростроя к Днепрогэс. Харьков, 1932; Каменецкий И. Днепрогэс и Днепрокомбинат. Днепропетровск, 1983; Логинов Ф.
Возрождение Днепрогэса. Киев, 1951. Карта сайта.
В нынешнем своем виде она существует с 1980-го, с тех пор основные узлы лишь модернизировались. В советское время ДнепроГЭС был народной стройкой, его возводили сначала в первый, а потом и во второй раз всем Союзом. Наверное, наши героические предки простят нам удары по их детищу, их наследию. Как и в 1941-м, это делается для борьбы с заразой, приползшей к нам с Запада.
Но, как и тогда, мы все отстроим заново».
Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом.
Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает! На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю. К слову о супе — на приобретение турбин фирмы «Ньюпорт Хьюз» пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма.
На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу. В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать. В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы. Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины. Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона.
Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона.
Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: «Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание.
Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого». Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт. В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время. В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться.
Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже.
Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают «Надежда», «Людмила», «Виктория» и реконструированная турбина «Валентина». Фото Днепрогэса днем Фото Днепрогэса ночью В настоящее время действует ограничение скорости движения по мосту —30 км в час. К такому решению пришли из-за вердикта ученых столичного института «Проектстальконструкция», которые после экспертизы бетонного гидроисполина пришли к выводу, что часть автоперехода находится в предаварийном состоянии. А ведь именно по этим транспортным полосам плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили. В последнее время у жителей города достаточно поводов для волнений за дальнейшую судьбу «гордости советской электрофикации».
Время от времени в его бетонном теле появляются трещины, что говорит о пошатнувшемся здоровье «старика». Но одно из последних заявлений ученых Днепропетровского Национального горного университета способно повергнуть в шок не только запорожцев, но и всю Украину. Якобы, геологи «по косвенным признакам» установили, что под Днепрогэсом может находиться геологический разлом. И есть угроза, что плотина разрушится от малейшего движения земной коры. Последствия, которые предрекают ученые от возможного техногенного происшествия, покруче фильмов ужасов. Хотя запорожские мостовики опровергают информацию о возможном катаклизме, и убеждают, что местные специалисты эксплуатационной службы неусыпно следят за техническим состоянием Днепрогэса, местные власти решили перестраховаться и с помощью украинских и иностранных специалистов выяснить точно: есть ли разлом под плотиной.
А пока веских доказательств тектонического разлома под плотиной нет, запорожские власти просят не создавать бурю в стакане, и не пугать людей зря. По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям. Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой «нормальное состояние». Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности».
Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине. На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало. Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k. Если тема вам интерестна, в дополнении на следующей странице очень интерестные свидетельства очевидца стройки.
В дополнение приведу выдержки из дневника участника строительства плотины — Бориса Вейде. Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика". После завершения строительства в Запорожье был переведен в Пермь на сооружение Камской ГЭС, где продолжал вести дневники. Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу недавно умершему , который жил в Ивано-Франковске. Понимая значение документов, Феликс передал их в Запорожье своему другу Арику Печерице. Чтоб получить должность в аппарате Днепростроя, нужно было иметь протекцию Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции.
Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно. Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате. У меня не было протекции, поэтому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел. Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял.
Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал.
Великие стройки великой страны: восстановление ДнепроГЭС и Запорожстали
Между прочим, строительству Днепрогэса предшествовала любопытная дискуссия. Между прочим, строительству Днепрогэса предшествовала любопытная дискуссия. — Днепрогэс обеспечивала около 10% суточного распределения электроэнергии Украины, — говорит Владимир Тетельмин. 25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы. В 1969 году утверждён проект строительства второй очереди Днепрогэса мощностью 828 МВт. ДнепроГЭС, по которой русские войска впервые нанесли удар, является мощнейшей гидроэлектростанцией на Украине.
Несколько тысяч человек в Запорожье могут погибнуть при подрыве Днепровской ГЭС
Днепрогэс был одной из немногих строек в стране, где не использовался труд заключенных, а вот вольнонаемные стекались отовсюду. А немецкая попытка подрыва плотины ДнепроГЭСа была среди пунктов обвинения немецких военных преступников в ходе Нюрнбергского процесса. История строительства ДнепроГЭС: год создания, кто строил, открытие, подрывы во время войны, восстановление; фотогалерея, отзывы; достопримечательности рядом; как добраться.