Международная группа ученых-климатологов заявила, что изменение климата теперь представляет «экзистенциальную угрозу» для жизни на Земле.
Байден назвал главную экзистенциальную угрозу человечеству
Можно выбрать те, что подходят именно вам. Иногда срабатывает отвлечение. В таком случае люди погружаются в развлечения, путешествуют, фокусируют внимание на разных задачах. Это может быть хобби , азартные игры , экстремальные виды спорта. Творческие люди направляют своё отчаяние и страх в созидательное русло. Преодоление экзистенциального кризиса возможно, когда человек осознаёт, что может управлять своей жизнью. Он уже не хочет делать то, что предписано и решено заранее.
Он обретает свободу, к которой стремился готов принять ответственность за неё. Ставя перед собой задачи, опираясь на интуицию, оценивает результаты. Такой кризис означает взросление и созревание личности. Они затрагивают самые глубинные основы жизни, могут возникать как продолжение психологических проблем личности, когда жизненные неурядицы провоцируют «самокопание». Например, кризис среднего возраста тоже возникает от осознания бессмысленности жизни. Человек чувствует смутный дискомфорт, не имея чёткого понимания, откуда он берётся.
В поисках избавления от него люди предпринимают кардинальные попытки изменить свою жизнь — уходят с работы, расстаются с партнёрами, бросаются «во все тяжкие». Но она очень чётко иллюстрирует смысл происходящего. Как бы человек не изменял окружение, от себя убежать он не в силах.
Он обретает свободу, к которой стремился готов принять ответственность за неё. Ставя перед собой задачи, опираясь на интуицию, оценивает результаты. Такой кризис означает взросление и созревание личности. Они затрагивают самые глубинные основы жизни, могут возникать как продолжение психологических проблем личности, когда жизненные неурядицы провоцируют «самокопание».
Например, кризис среднего возраста тоже возникает от осознания бессмысленности жизни. Человек чувствует смутный дискомфорт, не имея чёткого понимания, откуда он берётся. В поисках избавления от него люди предпринимают кардинальные попытки изменить свою жизнь — уходят с работы, расстаются с партнёрами, бросаются «во все тяжкие». Но она очень чётко иллюстрирует смысл происходящего. Как бы человек не изменял окружение, от себя убежать он не в силах. Кризисные ситуации провоцируются и внешними обстоятельствами. Разного рода трагические события и потрясения оставляют след на психике человека, влияют на его мировоззрение.
Внутренняя борьба может длиться годы и десятилетия. Личность находится в постоянном поиске ответов и не находит их. Впрочем, это не означает, что человек думает о смысле бытия неусыпно и круглосуточно. Он всё же отвлекается на события, происходящие вокруг. Периодически человек возвращается к своим размышлениям, используя новую информацию о себе и окружающем мире, которую получил за время затишья.
Он может применяться везде, для любых нужд, и несет огромный потенциал для изменений. Это можно привести нас к изменению самих принципов существования общества. Полагаю, что применять такую технологию можно только если веришь, что она будет действительно служить людям», — сказала Вестагер.
В этом случае человек вступает в экзистенциальный кризис, что может повлечь за собой необходимость задаться вопросом, какие другие источники смысла им доступны и есть ли смысл вообще [8] [3] [2] [4]. В научной литературе обсуждается множество различных источников значения. Открытие такого источника для себя часто является ключом к разрешению экзистенциального кризиса.
Источники, обсуждаемые в литературе, можно разделить на альтруизм, преданность делу, креативность, гедонизм, самоактуализацию и поиск правильного отношения [4]. Альтруизм относится к практике или отношению, основанному на желании приносить пользу другим. Альтруисты стремятся сделать мир лучше, чем они его себе представляли [4] [58] [59] [60].
Это может происходить по-разному. В небольших масштабах человек может стараться быть добрее к людям из своего ближайшего социального окружения. Это может включать в себя усилия по осознанию их проблем и попытке помочь им, прямо или косвенно [4].
Но альтруистическое отношение может также выражаться в менее личной форме по отношению к незнакомым людям, например, путём пожертвования денег благотворительным организациям. Эффективный альтруизм — это пример современного движения, пропагандирующего альтруизм и дающего конкретные советы о том, как жить альтруистично [61] [62] [63]. Утверждалось, что альтруизм может быть мощным источником смысла в жизни человека [4].
Это также отражается в том факте, что альтруисты, как правило, наслаждаются более высоким уровнем благополучия , а также улучшенным физическим и психическим здоровьем [59] [64] [60]. Посвящение себя какому-либо делу может выступать в качестве тесно связанного источника смысла [4]. Во многих случаях эти два фактора накладываются друг на друга, если альтруизм является основной мотивацией.
Но это не всегда так, поскольку увлечение каким-либо делом может быть явно не связано с желанием приносить пользу другим. Она состоит в том, чтобы полностью посвятить себя созданию чего-то большего, чем ты сам [4]. Таким образом можно проследить широкий набор причин, начиная от религиозных целей, политических движений или социальных институтов и заканчивая научными или философскими начинаниями.
Такие причины придают смысл жизни человека в той мере, в какой он участвует в значимости этого дела, работая над ним и осознавая его [4] [5]. Творчество относится к деятельности по созданию чего-то нового и захватывающего. Оно может выступать в качестве источника смысла, даже если не очевидно, что творение служит определённой цели [4] [65].
Этот аспект особенно актуален в области искусства , где иногда утверждается, что произведение искусства не нуждается во внешнем обосновании, поскольку оно является « своим собственным оправданием тому, что я есть » [4] [66] [67]. Утверждалось, что для многих великих художников причиной их творческих усилий было более острое видение экзистенциальной дилеммы человеческого существования. Эти усилия, в свою очередь, могли послужить им формой терапии [4] [65].
Но творчество не ограничивается искусством. Его можно найти и практиковать во многих различных областях, как в больших, так и в малых масштабах, например, в науке, кулинарии, садоводстве, писательстве, обычной работе или романтических отношениях [4] [65]. Гедонистический подход также может стать источником смысла.
Она основана на идее о том, что жизнь, которой наслаждаются в полной мере, имеет смысл, даже если в ней отсутствует какая-либо высшая всеобъемлющая цель [4] [68] [69]. С этой точки зрения важно, что гедонизм не понимается в вульгарном смысле, то есть как стремление к чувственным удовольствиям , характеризующееся пренебрежение долгосрочными последствиями. Хотя такой образ жизни может приносить удовлетворение в определённых отношениях, в академической литературе чаще рекомендуется более утончённая форма гедонизма, которая включает в себя другие виды удовольствий и учитывает их долгосрочные последствия [68] [69].
Это более широкое понятие также включает в себя более тонкие удовольствия, такие как созерцание произведений изобразительного искусства или участие в стимулирующей интеллектуальной беседе [68] [69]. Таким образом, жизнь может иметь смысл для индивида, если она рассматривается как дар, вызывающий чувство удивления перед её чудом и всеобщую признательность за него [4]. Согласно перспективе самоактуализации , каждый человек несёт в себе потенциал того, кем он может стать [4] [70] [71].
Таким образом, цель жизни состоит в том, чтобы развивать себя, чтобы реализовать этот потенциал, и успешное выполнение этого повышает благосостояние индивида и чувство значимости [70] [71]. В этом смысле, точно так же, как жёлудь обладает потенциалом превратиться в дуб, так и младенец обладает потенциалом стать полностью реализовавшимся взрослым с различными добродетелями и навыками, основанными на его врождённых талантах [4]. Процесс самоактуализации иногда понимается в терминах иерархии: определённые низшие потенциалы должны быть реализованы до того, как станет возможной актуализация высших потенциалов [4] [72].
Большинство упомянутых до сих пор подходов имеют чёткие практические последствия в том смысле, что они влияют на то, как индивид взаимодействует с окружающим миром. С другой стороны, подход, основанный на отношении, выявляет различные источники смысла, основанные только на правильном отношении к жизни. Это касается конкретно негативных ситуаций, в которых человек сталкивается с судьбой, которую он не может изменить [4] [25].
В экзистенциальных кризисах это часто выражается в чувстве беспомощности [5]. Идея заключается в том, что в таких ситуациях человек всё ещё может найти смысл, основанный на добродетельном или достойном восхищения отношении к своим страданиям, например, оставаясь мужественным [4] [25]. Доступность определённого источника смысла зависит от человека.
Это также может зависеть от стадии жизни, на которой человек находится, подобно тому, как разные стадии часто ассоциируются с различными типами экзистенциальных кризисов [4] [2]. Утверждалось, например, что забота о себе и собственном благополучии, проявляющаяся в самоактуализации и гедонизме, как правило, больше ассоциируется с более ранними этапами жизни. С другой стороны, забота о других или мире в целом, присущая альтруизму и преданности делу, с большей вероятностью проявляется на более поздних этапах жизни, например, когда старшее поколение стремится передать свои знания и улучшить жизнь молодого поколения [4].
Последствия, клинические проявления и измерение[ править править код ] Переживание экзистенциального кризиса связано с целым рядом последствий, как для пострадавшего человека, так и для его социального окружения. На личном уровне непосредственные последствия обычно негативны, поскольку переживание экзистенциального кризиса связано со стрессом, тревогой и формированием плохих отношений [2] [5] [6] [18]. Это может привести к депрессии, если экзистенциальные кризисы не будут разрешены.
На социальном уровне они приводят к высокому уровню разводов и увеличению числа людей, неспособных внести значительный позитивный вклад в общество, например, из-за отсутствия мотивации, вызванной депрессией [2]. Но при правильном разрешении они также могут иметь положительный эффект, подталкивая пострадавших к решению основной проблемы. Таким образом, люди могут найти новые источники смысла, развиться как личность и тем самым улучшить свой образ жизни [3] [22].
Например, во время кризиса второкурсника это может произойти благодаря заблаговременному планированию и, таким образом, более осознанному выбору того, как вести свою жизнь [2] [43] [44]. Осознание симптомов и последствий экзистенциальных кризисов на личностном уровне важно для психотерапевтов , чтобы они могли поставить точный диагноз. Но это не всегда легко, поскольку симптомы обычно отличаются у разных людей [4].
В этом смысле отсутствие смысла, лежащее в основе экзистенциальных кризисов, может выражаться несколькими различными способами. Для некоторых это может привести к тому, что они станут чрезмерно предприимчивыми и ревностными [4]. В своей попытке освободиться от бессмысленности они отчаянно стремятся без разбора посвятить себя какому-либо делу.
Они могут делать это, не особо заботясь о конкретном содержании дела или о своей личной безопасности [4]. Утверждалось, что такой тип поведения присутствует у некоторых закоренелых активистов. Это можно понимать как форму защитного механизма, при котором индивид фанатично вовлекается в деятельность в ответ на глубокое чувство бесцельности [4].
Это также может проявляться сходным, но менее драматичным образом в виде компульсивной активности. Это может принимать различные формы, такие как трудоголизм или навязчивая погоня за престижем или материальными приобретениями [73] [4]. Это иногда называют ложным центрированием или недостоверностью , поскольку деятельность проводится скорее для отвлечения внимания и в меньшей степени потому, что она сама по себе приносит удовлетворение персоне [4] [74] [75].
Это может обеспечить временное облегчение, помогая человеку истощить свою энергию и таким образом отвлечь его от угрозы бессмысленности [4]. Другой ответ заключается в открытом провозглашении нигилизма , характеризующегося всепроникающей тенденцией дискредитировать деятельность, которая, по мнению других, имеет смысл [4] [53] [76] [54]. Такой человек может, например, сразу же отвергнуть альтруизм как неискреннюю форму эгоизма или рассматривать всех лидеров как мотивированных жаждой власти, а не вдохновлённых грандиозным видением [4].
При некоторых более экстремальных формах кризиса поведение индивида может проявляться в тяжёлых формах бесцельности и апатии, часто сопровождающихся депрессией [4] [77] [78]. Неспособность найти веские причины для того, чтобы приложить усилия, такой человек остаётся неактивным в течение длительных периодов времени, например, весь день остаётся в постели. Если они совершают какое-то поведение, они могут делать это без разбора, не особо заботясь о том, что они делают [4].
Косвенные факторы, определяющие серьёзность экзистенциального кризиса, включают удовлетворённость работой и качество взаимоотношений человека. Например, физическое насилие или постоянные ссоры в отношениях могут быть истолкованы как внешние признаки серьёзного экзистенциального кризиса [2]. Различные эмпирические исследования показали, что отсутствие чувства смысла в жизни связано с психопатологией [4] [79].
С другой стороны, позитивное восприятие смысла жизни ассоциируется с глубоко укоренившимися религиозными убеждениями, наличием чёткой жизненной цели и посвящением себя какому-либо делу [4] [5]. Измерение[ править править код ] Были высказаны различные предложения относительно того, как «измерить», есть ли у кого-то экзистенциальный кризис, в какой степени он присутствует и какой подход к его разрешению может быть многообещающим [4]. Эти методы могут помочь терапевтам и консультантам понять, переживает ли их клиент экзистенциальный кризис, и если да, то насколько серьёзен его кризис.
Но они также могут быть использованы теоретиками для того, чтобы определить, как экзистенциальные кризисы коррелируют с другими явлениями, такими как депрессия, гендер или бедность [4]. Один из способов оценить это — с помощью анкет, посвящённых таким темам, как смысл жизни, таких как тест «Цель в жизни» и «Индекс отношения к жизни» [4] [80]. Тест «Цель в жизни» широко используется и состоит из 20 пунктов, оцениваемых по семибалльной шкале, таких как «В жизни у меня: 1 нет целей или стремлений вообще… 7 очень четкие цели» или «Что касается смерти, я 1 не готов и напуган… 7 подготовленный и бесстрашный» [80] [4].
Разрешение проблемы[ править править код ] Поскольку экзистенциальные кризисы могут оказывать пагубное воздействие на людей, важно найти способы их разрешения [3] [6]. Были предложены различные формы разрешения [2]. Правильный подход часто зависит от типа пережитого кризиса.
Многие подходы подчёркивают важность развития новой стадии интеллектуального функционирования для разрешения внутреннего конфликта. Но другие больше фокусируются на внешних изменениях. Например, кризисы, связанные с сексуальной идентичностью человека и его уровнем независимости, могут быть разрешены путём поиска партнёра, соответствующего его характеру и предпочтениям.
Положительными показателями успеха в браке являются наличие схожих интересов, участие в общих мероприятиях и одинаковый уровень образования [2]. К кризисам, связанным с профессиональным путём человека, также можно подойти более внешне, выбрав правильный тип карьеры. В этом отношении важными факторами являются соответствие карьеры как интересам, так и навыкам человека, чтобы избежать работы, которая не приносит удовлетворения, не требует вовлечённости или является непосильной [2].
Но более распространённый подход направлен на изменение интеллектуального функционирования человека и его внутреннего настроя. Экзистенциальные психотерапевты , например, обычно пытаются разрешить экзистенциальные кризисы, помогая пациенту заново обрести смысл своей жизни. Иногда это принимает форму поиска духовной или религиозной цели в жизни, такой как посвящение себя идеалу или открытие Бога [3] [5].
Другие подходы меньше фокусируются на идее открытия смысла и больше на идее создания смысла. Это основано на идее, что значение — это не что-то независимое от внешней персоны, а нечто такое, что необходимо создавать и поддерживать [4]. Однако существуют также виды экзистенциалистской психотерапии, которые принимают идею о том, что мир бессмыслен, и пытаются разработать наилучший способ справиться с этим фактом [8] [4].
Различные подходы к решению проблемы бессмысленности иногда делятся на прыжок веры, аргументированный подход и нигилизм [8].
Экзистенциальная угроза и риск для здоровья.
В списке исследований, на которые ссылаются авторы, фигурирует ряд научных работ, где развитие ИИ называют «экзистенциальным риском». Полянский выразил уверенность, что в случае экзистенциальной угрозы России его можно применить. 10 сен 2023. Пожаловаться. «Единственная экзистенциальная угроза, с которой встречается человечество, даже страшнее ядерной войны, — глобальное потепление». Из чего следует, что если срочно не остановить разработки в области создания AGI, то экзистенциальная катастрофа станет не просто возможна, но и вероятна. потенциальная угроза самому существованию, еяно. Он заявил, что военное освоение Украины другими государствами является экзистенциальной угрозой для России.
Экзистенциональная угроза
Депрессивные расстройства и психические расстройства в целом могут быть распространены среди одаренных детей. Это люди, которые получают более высокие академические оценки , чем их сверстники. В 1970-х годах Дабровски разработал сложную теорию развития личности, названную позитивной дезинтеграцией. Согласно этой теории, некоторые люди могут справляться с травмирующими событиями и размышлять о них лучше, чем другие. Он предполагает, что эти люди способны прогрессировать и расти через пять уровней развития личности, в конечном счете, достигая новой подлинной идентичности и самоощущения. Дабровски предполагает, что люди, которые могут осмысленно улучшить трудный опыт, обладают повышенной возбудимостью, что означает, что они в некотором роде одарены. Эти люди могут обладать исключительно мощным воображением или интеллектом и обладать обостренной реакцией на чувства. Они также могут быть более чуткими и эмоциональными, чем другие люди, а также более энергичными. Согласно теории позитивной дезинтеграции, а также другим исследованиям, человек не должен характеризовать экзистенциальную депрессию только ее негативными последствиями. Экзистенциальная депрессия может помочь человеку понять свои ценности и идентичность. Экзистенциальный страх или экзистенциальная депрессия Экзистенциальный страх и экзистенциальная депрессия тесно связаны.
Хотя большинство людей в какой-то момент своей жизни испытывают экзистенциальный страх, не все люди испытывают экзистенциальную депрессию.
Некоторые военных эксперты утверждают, что военные действия, которые на текущий момент проходят в зоне СВО , являются экзистенциальной угрозой и для России, и для Украины. Вполне вероятно, что проигравшая сторона будет близка к тому, чтобы перестать существовать в привычном виде. Что такое экзистенциальный кризис? Экзистенциальный кризис — это состояние тревоги у человека; чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Говоря простыми словами, экзистенциальный кризис — это негативное психологическое состояние человека, которое вызвано непониманием смысла своего существования в этом мире. Такое состояние может возникнуть, если человек начнёт размышлять о своей цели в жизни, роли в обществе и мире. Что такое жизнь?
Согласно этой теории, некоторые люди могут справляться с травмирующими событиями и размышлять о них лучше, чем другие. Он предполагает, что эти люди способны прогрессировать и расти через пять уровней развития личности, в конечном счете, достигая новой подлинной идентичности и самоощущения.
Дабровски предполагает, что люди, которые могут осмысленно улучшить трудный опыт, обладают повышенной возбудимостью, что означает, что они в некотором роде одарены. Эти люди могут обладать исключительно мощным воображением или интеллектом и обладать обостренной реакцией на чувства. Они также могут быть более чуткими и эмоциональными, чем другие люди, а также более энергичными. Согласно теории позитивной дезинтеграции, а также другим исследованиям, человек не должен характеризовать экзистенциальную депрессию только ее негативными последствиями. Экзистенциальная депрессия может помочь человеку понять свои ценности и идентичность. Экзистенциальный страх или экзистенциальная депрессия Экзистенциальный страх и экзистенциальная депрессия тесно связаны. Хотя большинство людей в какой-то момент своей жизни испытывают экзистенциальный страх, не все люди испытывают экзистенциальную депрессию. Экзистенциальный страх Экзистенциальный страх не является чем-то необычным. Вполне вероятно, что большинство людей в какой-то момент оказываются поражены тайнами жизни. Нет ничего необычного в том, чтобы огорчаться из-за неотвратимости таких вопросов, как «в чем смысл жизни?
С помощью нее например можно поменять лицо Шварценеггера в фильме «Терминатор» на лицо Мерлин Монро. И, конечно же, не все подделки так невинны, с помощью данной технологии можно создать фейковые заявления политиков, несуществующие интервью террористов и многое другое. Учитывая все это, Гуттериш предложил идею создания международного агентства, занимающегося искусственным интеллектом, по аналогии с Международным агентством по атомной энергии, поскольку «новая технология развивается с огромной скоростью, а вместе с этим и связанные с ней угрозы».
Что такое экзистенциальный кризис: 10 главных признаков
Она может быть вызвана природными катаклизмами, такими как глобальное потепление, природные катастрофы или пандемии. Также она может быть связана с технологическим развитием, включая искусственный интеллект, ядерную энергию или быстрое развитие биотехнологий. Экзистенциальная угроза требует серьезного внимания и принятия мер со стороны человечества. Ответы на эту угрозу могут включать глобальное международное сотрудничество, научное исследование и инновации, принятие этических и политических решений, а также образование и информирование общества о возможных рисках и способах их предотвращения. Оцените статью.
По их словам, на кризисную ситуацию указывают многочисленные температурные рекорды и погодные катастрофы, случившиеся в 2023 году. Исследование опубликовано в научном журнале BioScience.
Ожидается, что 2023 год станет самым жарким годом за всю историю наблюдений. Одни регионы по всей планете были охвачены волнами экстремальной жары, другие пострадали от наводнений, а третьи — и от того и от другого. В исследовании состояния климата были рассмотрены последние данные о 35 планетарных «жизненно важных признаках».
Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим. Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию. Экзистенциальное одиночество Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине. Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов. Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем. Это обусловлено индивидуальным выбором. При этом избежать состояния одиночества невозможно. И лишь во власти самого индивида трансформировать его в независимость и вынудить работать на него. Ответственность за персональное существование и независимость также приумножают переживание описываемого состояния, поскольку в действительности невозможно никому делегировать ответственность за собственное бытие. Эта ноша индивидуальна. Экзистенциальное одиночество, прежде всего, обусловлено, соотнесением собственной личности с природой, восприятием себя в качестве целостной реальности. Если данная потребность не удовлетворена, то зарождается чувство одиночества, выражаемое тоской по Отчизне, взаимодействию с природой. Описываемая разновидность одиночества, в общении с себе подобными не исчезнет, а лишь временно приглушится, поскольку причины его возникновения обитают вне круга человеческих коммуникаций. Такое переживание наблюдается далеко не у всех, чаще оно зарождается у индивидов определенных профессий, деятельность которых имеет связь, например, с природой. У отдельных личностей сильно сформирована потребность в приобщённости к мистическому, Богу. В отсутствии ее удовлетворения зарождается характерное переживание одиночества. Данный фактор является основополагающим в формировании различных сект, в возникновении религиозного фанатизма. У некоторых субъектов часто остается неудовлетворенной необходимость ощущать и осознавать собственную уникальность. Индивид, переживающий самоизоляцию, понимает, что односторонне развитие собственного «Я» нивелирует формирование остальных сторон, вследствие чего ощущает неуютность. Данная вариация одиночества выражается в виде направленности к «Я истинному». Культурное одиночество выражается в переживании отстранения от культурного достояния, которое ранее являлось значимой частью существования. Чаще проявляется разрывом с прежними ценностными ориентирами, что является немаловажным элементом в подростковом бытие. Социальное одиночество можно повстречать гораздо чаще. Оно связано с взаимодействием личности и коллектива. Социальное одиночество возникает в изгнании, неприятии коллективом, отвержении группой.
Он снова ищет себя. Признаки экзистенциального кризиса Психологи в ходе теоретического анализа выделили 17 компонентов экзистенциального кризиса, которые условно разделили на три группы: Эмоциональный компонент. Сюда отнесли чувство вины , ощущение одиночества, отчаяние, беспомощность, потерю чувства целостности, эмоциональную боль, страх и уязвимость. Это переоценка ценностей, утрата смыслов и целей, острая необходимость принятия решений. Человек перестает справляться с обычными повседневными делами, нередко впадает в зависимости, рушит отношения с окружающими людьми, испытывает проблемы со здоровьем, начинает протестовать против общественных устоев. Какие еще симптомы экзистенциального кризиса выделяют психологи: Начинает мучить страх смерти. Пожалуй, это один из самых ярких маркеров экзистенциального кризиса. К этому может привести, например, смерть близкого человека и последующее острое осознание конечности жизни. Мысль о собственной смертности вызывает сильный страх и тревогу, а также наталкивает на сомнения и заставляет задуматься, для чего вообще тогда жить и в чем смысл. Теряются жизненные ориентиры. Еще одна ведущая проблема — это потеря смысла жизни и жизненных целей. Человек ощущает себя одиноким, не видит мотивации что-то планировать на будущее, теряет чувство опоры под ногами, перестает мечтать, желать, у него пропадает вдохновение и азарт. Нарушается сон и бытовой распорядок. Когда человек находится в стрессе, постоянно крутит в своей голове мрачные мысли, ему становится сложно заснуть, нарушается режим сна, а недосыпание только усугубляет проблему, влияя на самочувствие и взгляд на мир. Может ухудшаться аппетит, снижаться концентрация внимания, человеку становится сложно выполнять привычные бытовые задачи. Такое состояние очень схоже с депрессией. Снижается настроение. Человек в кризисе испытывает растерянность, жизнь теряет для него былые краски. Ему кажется, что все проходит мимо, ничего не имеет смысла, что он зря теряет время. Приходит страх перед будущим, чувство беспомощности, грусти. В такие периоды нередко можно наблюдать частые смены настроения, когда временные улучшения вновь сменяются глубокой апатией и подавленностью. Появляются проблемы в общении. Человеку в кризисе кажется, что его перестали любить, ценить и уважать. Снижается доверие к людям, отношения теряют смысл и больше не доставляют приятных эмоций. Виктор Франкл рассказывал еще об одном признаке экзистенциального кризиса. Он говорил о так называемом воскресном неврозе. Это ощущение бесполезности и опустошения, которое возникает в конце рабочей недели. Человек осознает, что впереди у него нет никаких срочных дел, и эти дни будто бы теряют смысл. Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Начать развиваться Причины возникновения Чаще всего экзистенциальный кризис возникает в те моменты, когда личность сталкивается с какими-то данностями бытия, на которые она никак не может повлиять. Например: Смерть или тяжелая болезнь близкого, постановка жизнеугрожающего диагноза самому человеку. Все это напоминает о том, что все мы смертны и тоже умрем. Болезненное расставание или период одиночества, которые приводят к мыслям, что никому я не нужен, никто меня не понимает, я один на всем белом свете и т. Сложная обстановка в мире, экологические катастрофы, эпидемии, экономическая неопределенность. Все это заставляет задуматься о том, что никто не знает, что нас ждет завтра, что вообще все бессмысленно.
Немецкий социолог заявил об опасности экзистенциального кризиса в Германии
*Примеры экзистенциальных угроз** Экзистенциальные угрозы могут принимать разные формы и возникать в различных сферах нашей жизни. Кибератаки: очень реальная экзистенциальная угроза для организаций. «Единственная экзистенциальная угроза, с которой встречается человечество, даже страшнее ядерной войны, глобальное потепление на 1,5 градусов в след 20. это понятие, которое означает потенциальную угрозу для самого существования человечества.
Байден назвал «единственную экзистенциальную угрозу» для человечества
Для первого подхода, характерно толкование экзистенциальных угроз как планетарного явления, к которому относят деструктивные факторы развития земной цивилизации, по существу совпадающие с глобальными угрозами. это глобальное потепление. Экзистенциальное одиночество – это такое состояние, при котором у человека возникает потребность выразить свои чувства, поделиться переживаниями, но сделать этого он не может. Об этом 27 сентября заявил постоянный представитель России при организации Александр Лукашевич.«Над ОБСЕ нависла самая серьезная с момента ее создания экзистенциальная угроза. Кульминацией всех этих рисков является экзистенциальная угроза, которую ИИ может представлять для будущего самого человечества. Что такое экзистенциальный кризис и почему он случается. Экзистенциальный кризис — это поиск нового смысла существования.
Экзистенциальная угроза: что это значит?
Инновационные сети обычно состоят из множества широко разбросанных узлов для обеспечения доступа к максимальному количеству источников новых идей и методов и ограниченного количества хабов, которые заняты преобразованием идей в действия, коллективным определением наилучшей практики, а также предотвращении эксплуатации. Такие хабы могут быть сосредоточены на конкретных регионах или, например, привязаны к конкретным «Целям устойчивого развития» ООН. Гармонизация регулирования, включая эксперименты с различными типами регулирования, потребует более широкой, свободной и максимально инклюзивной структуры. Технологии ИИ просто слишком обширны и слишком быстро развиваются, чтобы у одного или даже нескольких централизованных органов регулирования появился шанс управлять ими в одиночку. Вместо этого мы предлагаем широко распределённую сеть с множеством хабов, которая будет осуществлять « совместное цифровое управление ». Наша модель опирается на распределённую архитектуру и систему совместного управления, которую заслуженно хвалят за поддержание стабильности и устойчивости интернета.
Несколько десятилетий назад специалисты по новым технологиям при поддержке американского правительства и первых интернет-предпринимателей создали несколько организаций, составивших созвездие с мягкой координацией и получивших особые функциональные обязанности.
Независимо от того, через что они проходят, они могут легко сосредоточиться на своих задачах.
Однако когда вы находитесь в разгаре экзистенциального кризиса, он охватывает всю вашу жизнь. Вы постоянно чувствуете себя по-другому. Вы постоянно размышляете о существовании и необъятности всего.
Поскольку это такой тяжелый опыт, вы остаетесь с постоянным чувством пустоты и бессилия. Это становится частью вашей ежедневной эмоциональной окраски. Вы все время чувствуете себя совершенно иначе, чем другие.
Ваши прошлые достижения кажутся бессмысленными Переживание реальной угрозы имеет тенденцию ставить вашу жизнь в довольно суровую перспективу. В великой схеме Вселенной любые большие вещи, которые мы достигаем в нашей жизни, имеют свойство становиться незначительными и маленькими. Однако те, кто переживает экзистенциальный кризис, чувствуют себя еще хуже, потому что видят меньше смысла во всем.
Проблема в том, что мы сравниваем наши достижения с величием Вселенной. Как можно конкурировать с чем-то непостижимым? Как Преодолеть Экзистенциальный Кризис?
Если вы понимаете, что вас настиг экзистенциальный кризис, как преодолеть его — вторая мысль, которая посещает умного человека. Выход из экзистенциального кризиса осуществляется четырьмя способами: 1. Можно закрыть для себя эту тему, поставить запрет мысли о тщетности существования, изолироваться от тревожных размышлений.
Отключить критическое мышление, зафиксировав себя на правилах и убеждениях моральных, религиозных, общественных. Можно выбрать те, что подходят именно вам. Иногда срабатывает отвлечение.
В таком случае люди погружаются в развлечения, путешествуют, фокусируют внимание на разных задачах. Это может быть хобби, азартные игры, экстремальные виды спорта. Творческие люди направляют своё отчаяние и страх в созидательное русло.
Преодоление экзистенциального кризиса возможно, когда человек осознаёт, что может управлять своей жизнью. Он уже не хочет делать то, что предписано и решено заранее. Он обретает свободу, к которой стремился готов принять ответственность за неё.
Ставя перед собой задачи, опираясь на интуицию, оценивает результаты. Такой кризис означает взросление и созревание личности. Контролировать свои мысли Заменить негативные мысли позитивными.
Сделать всё, чтобы вложить смысл в свою жизнь: заниматься любимым делом, стать добровольцем или просто проявлять сострадание к ближнему.
Вслед за резким скачком цен на энергоносители и удорожанием импорта из-за девальвации евро последует снижение прибыли, что приведёт к неприятностям на предприятиях и затронет всю обрабатывающую промышленность", — отмечается в публикации. Автор напоминает, что перенос производств в страны третьего мира в рамках глобализации и курс на зелёную энергетику уже подорвали экономику Европы.
Экзистенциальная депрессия может развиться , когда человек часто размышляет о жизни и о вещах, которые вызывают чувство безнадежности или несчастья.
Когда человек рассматривает вопросы о жизни и существовании, на которые нет ответов — например, в чем смысл жизни, почему люди страдают или что происходит после смерти, — у него могут возникнуть трудности с поиском смысла. Поиск причины в несправедливости, боли и несчастье, когда их нет, может привести к экзистенциальному кризису. Экзистенциальные вопросы сосредоточены на четырех основных темах : Смерть: человек может задуматься о неизбежности смерти и о том, что приходит после смерти. Бессмысленность: Человек может задаться вопросом, в чем смысл жизни.
Изоляция: Чувство изоляции может быть результатом отсутствия связи с другими людьми и разрыва важных отношений. Свобода: Человек может обдумывать подавляющее множество вариантов и последствий в жизни. Экзистенциальная депрессия может также включать человека, сосредотачивающегося на таких вопросах, как «почему я? Если человек не сумеет вовремя принять тот факт, что на некоторые из этих вопросов нет ответа, у него может быть постоянное чувство отчаяния.
Неспособность перестать размышлять над одними и теми же вопросами может привести к тому, что человек будет испытывать постоянную экзистенциальную депрессию. Экзистенциальная депрессия может включать в себя то, что психолог Казимеж Дабровски Kazimierz Dabrowski назвал дезинтеграцией личности. Это может произойти после следующих моментов, таких как: потеря связи с жизненными целями и ценностями, которые ранее были важны чувство вины и фиксация на прошлых решениях и ошибках чувство отстраненности и беспомощности потеря интереса к ранее доставляющим удовольствие занятиям отрыв от близких и переживание разрыва отношений потеря чувства собственного достоинства Экзистенциальная депрессия у одаренных людей Исследования также показали, что интеллектуально одаренные люди могут испытывать недостаток самореализации и ухудшение психического самочувствия.
Экзистенциализм — это…
- Определение болезни
- Оглавление:
- Что такое экзистенциальный кризис: 10 главных признаков
- Байден заявил, что единственная экзистенциальная угроза человечеству - это изменение климата
- В чем суть экзистенциального конфликта Россия – Коллективный Запад: s_tarasenko — LiveJournal
Журнал Forbes Kazakhstan
- Генсек ООН: «искусственный интеллект - экзистенциальная угроза человечеству» | Madan
- Что такое экзистенциальный кризис и почему он случается
- Экзистенциальная катастрофа
- Президент США назвал единственную экзистенциальную угрозу человечеству
- Раздел 1: Определение экзистенциальной угрозы
Содержание
- Мегаизвержения
- ВЗГЛЯД / Глава ЕК назвала Россию «экзистенциальной угрозой» для Европы :: Новости дня
- Экзистенциальный кризис — Википедия
- Экзистенциальный кризис личности - что это такое, как преодолеть
- В России не исключили применение ядерного оружия при "экзистенциальной угрозе" | СмартПресс
- Генсек ООН: «искусственный интеллект - экзистенциальная угроза человечеству» | Madan
Глава ЕК назвала Россию «экзистенциальной угрозой» для Европы
Распространение ядерного оружия и возможность его использования может привести к глобальной ядерной войне и полному уничтожению человечества. В случае ядерной катастрофы, последствия будут столь разрушительными, что они могут привести к полной исчезновению человеческой жизни на планете. В сочетании с недостаточной подготовкой и медицинской помощью, подобные пандемии могут представлять реальную угрозу для выживания человечества. Подраздел 3.
Она выражается в негативных изменениях климата, уничтожении экосистем, загрязнении водных ресурсов, истощении природных ресурсов и других процессах, которые в конечном итоге могут привести к разрушению жизни на Земле. Экологическая угроза может вызвать серьезные последствия для всех форм жизни на планете, включая человека. Изменения климата, разрушение экосистем и истощение природных ресурсов могут привести к голоду, заболеваниям, конфликтам и даже вымиранию видов.
Примером экологической угрозы является глобальное потепление и климатические изменения, которые вызваны высоким содержанием парниковых газов в атмосфере. Это приводит к резкому повышению температуры на Земле, изменению климатических зон, паводкам, засухам и другим экстремальным погодным явлениям. Экологическая угроза требует принятия срочных мер для сохранения окружающей среды и предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации.
Важно осознавать наши экологические действия и прилагать усилия к сохранению природы для будущих поколений. От понимания этой угрозы зависят жизни миллионов людей и будущее всего человечества. Читайте также: Не учитывающий или неучитывающий - как писать Какая часть речи Примером ядерной угрозы является ситуация, возникшая во время Холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
Обе супердержавы накапливали ядерное оружие и могли в случае конфликта воспользоваться им. В течение десятилетий, ядерная угроза висела над всем миром, а люди жили в постоянном страхе глобальной ядерной войны, которая могла уничтожить все. Раздел 4: Влияние экзистенциальной угрозы Понимание того, что экзистенциальная угроза может возникнуть, оказывает значительное влияние на наше сознание и поведение.
Она вызывает чувство тревоги и неопределенности, приводя нас к поиску способов защиты и выживания. Как только мы осознаем наличие экзистенциальной угрозы, мы становимся более осторожными и осторожно оцениваем риски и возможности в нашей жизни. Это может выражаться в изменении наших привычек, рационализации наших действий и принятии мер предосторожности.
Когда в мире появился новый и неизвестный вирус, люди ощутили угрозу своей жизни и здоровью. Это привело к массовому внедрению мер по борьбе с вирусом, таких как ношение масок, социальное дистанцирование и ограничение передвижения. Люди стали более осторожными в обращении с другими людьми и заботятся о своей гигиене больше, чтобы уменьшить риск заражения.
Таким образом, понимание экзистенциальной угрозы имеет огромное значение, поскольку оно влияет на наше поведение и подготовку к возможным угрозам. Это помогает нам сохранять физическую и психологическую безопасность в неизвестных и небезопасных ситуациях. Она может вызывать выражение различных психологических реакций и последствий.
Очень часто люди начинают задаваться вопросами о смысле жизни и своего существования.
Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством — аномией. Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу. Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном пустом пространстве. От подобного существования люди устают.
Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны. Экзистенциальный страх Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком. По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются.
Эти страхи можно лишь минимизировать. Описываемые страхи подразделяются на: — боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего; — пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины; — непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной; — боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия. Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера — опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка.
Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку чаще такие индивиды находят себя в творчестве. Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу. Экзистенциальная вина Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина.
Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство. Вина — это неотъемлемая часть человеческого бытия.
Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения. Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы.
Свои страхи бельгиец обсуждал с чат-ботом — «Элиза» не пыталась оспаривать его тезисы, а, наоборот, развивала их. За несколько дней до самоубийства мужчина написал боту о своем намерении, и тот ответил, что «останется с ним навсегда» и «мы будем жить вместе, как одно целое, в раю». У погибшего осталось двое детей. Действительно ли искусственный интеллект угрожает человечеству?
Михаил Забежайло, заведующий Отделом интеллектуального анализа данных и автоматизированной поддержки научных исследований Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН: «Искусственный интеллект — это всего лишь инструмент, средство для расширения возможностей человека. Как, например, транспортные средства. ИИ задуман, чтобы расширить возможности решения интеллектуальных задач. Восстания роботов, конечно, не планируется — ведь, чтобы ИИ оказался на это способен, необходимо было бы снабдить его способностью к целеполаганию.
Ни сейчас, ни в обозримом будущем такое не представляется возможным». Евгений Соколов, руководитель Департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ: «Совершенно точно не стоит думать о порабощении человечества искусственным интеллектом. Сейчас GPT-4 и прочие языковые модели — это всего лишь алгоритмы, построенные для решения конкретных задач: обычно это генерация текстов и изображений. Это точно не какой-то живой организм, который может сам расти, обучаться, захватывать контроль над системами и так далее».
Александр Тормасов, ректор Университета Иннополис, член Национальной комиссии по этике в сфере ИИ: «Сложно представить, что нас поработит эта программа. Для этого она должна захотеть причинить зло, а значит — уметь отличать хорошее от плохого. На такое способен только человек, которого с детства этому обучают, причем часто — путем поощрения и наказания. А как можно наказать нейросеть?
Кто понимает, как работает искусственный интеллект, не видит в его развитии опасности для общества. Технологии, которые сейчас развиваются, еще далеки от того, что называют общим искусственным интеллектом, — цифрового мозга, превосходящего человеческие способности и интеллект». Главная претензия — письмо крайне абстрактное. Оно не называет конкретные риски.
И в этом есть лукавство. Инженеры, которые разрабатывают цифровую архитектуру, неплохо понимают, как она устроена.
Месаровича, Э. Пестеля, Я. Тинбергена, Э. Ласло и Б. Гаврилишина был осуществлен критический анализ развития цивилизации, которой угрожает глобальная экологическая катастрофа; проанализированы перспективы нового мирового порядка и модели его исследования на основе математических критериев; обоснована возможность возникновения мировой ядерной катастрофы и необходимость ее предотвращения; предложены пути разрешения экологических, энергетических, продовольственных, демографических и культурных проблем развития человечества. Таким образом, синтез рациональных, феноменологических и иррациональных знаний об угрозах существованию человечества, послужил основой формирования отношения к безопасности как к интегративному и универсальному явлению человеческого бытия. При таком подходе, понятие экзистенциальной безопасности стало употребляться, прежде всего, для обозначения состояния общественного сознания, характеризующегося обеспокоенностью судьбой человечества, существованию которого угрожают глобальные опасности экологического, техногенного и антропогенного характера, сопровождающееся поисками путей к их предотвращению.
Социокультурные горизонты осмысления экзистенциальной безопасности Теоретическое поле анализа экзистенциальной безопасности, рассматриваемого в качестве социального явления, образуется такими понятиями как экзистенциальные угрозы, опасности и риски, с одной стороны, и возможные пути и способы их предотвращения, — с другой. При этом, в публикациях встречаются два подхода. Для первого подхода, характерно толкование экзистенциальных угроз как планетарного явления, к которому относят деструктивные факторы развития земной цивилизации, по существу совпадающие с глобальными угрозами. К основным группам глобальных угроз относят: глобальный экологический кризис и связанный с ним блок экологических, антропологических, демографических вызовов существованию человечества; ограниченность энергетических и сырьевых ресурсов, детерминирующая экзистенциальные риски; угрозу катастрофического роста обнищания населения вследствие асимметричности мирового экономического и демографического развития, влекущую ряд миграционных и этнических проблем; опасность развязывания мировой ядерной войны, ядерного терроризма и ряд экзистенциальных рисков, связанных с разработкой новых видов оружия массового уничтожения. Однако, основные пути решения глобальных проблем до сего времени остаются в границах методов, предлагаемых технократическими подходами, с привлечением институционального инструментария, разработанного в рамках политологических теорий национальной и международной безопасности. Второй подход базируется на традициях, заложенных в феноменологии, экзистенциальной философии и культурологии, где акцентируется внимание на внутреннем, жизненном мире человека. А проблема сохранения существования нашла свое первичное выражение в осмыслении соотношения жизни и смерти как двух противоположных сторон единого целого — феномена существования или экзистенции. Знаковыми феноменами, рассматривающимися в качестве признаков экзистенциальной безопасности, выступают, во-первых, интенция к предупреждению возможности утраты сознанием своей устойчивости в пограничных ситуациях и, во-вторых, забота — как бытие присутствия и «проект в будущее», по М. В качестве условия полноценного существования личности, выдвигается необходимость преодоления ужаса, возникающего в пограничных ситуациях и являющегося предпосылкой экзистенциальной ситуации — трансцендирования.
В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера. Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях. Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, — обращение к онтологическому основанию безопасности — существованию человечества как единой цивилизации. Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ». Прогресс цивилизации, по мнению Тойнби, заключается в духовном совершенствовании и духовном единстве на основе синкретической религии будущего — источника норм, ценностей морали и духовности, составляющих ядро человеческой культуры и внутренний стержень истории. Предостережению общества от тоталитарной идеологии и манипуляций сознанием масс средствами культуры посвящены работы К. Поппера, Т.
Адорно, Ж. Доменака, К. Мангейма, Е. Развивая идею «паноптикума» И. Бентама — власти как всевидящего ока, М. Фуко анализирует такие механизмы тотального контроля как биовласть, психиатрический и дисциплинарный порядок [4, с. Однако, наиболее опасную форму реализации идеи «паноптикума» аналитики усматривают в возможностях, открываемых перспективой глобализации информационного пространства и конвергенции информационных и высоких гуманитарных технологий. Тотальные формы социального контроля и манипуляции в постмодерном обществе анализируются Ж. Бодрийяром в работе «Символический обмен и смерть».
Описывая механизмы контроля «бинарного пространства» информационного общества, в котором на смену традиционным ценностям пришли симулякры, мыслитель подчеркивает, «сколь велико различие между этим полем контроля и репрессивным пространством традиционного общества — пространством полицейского порядка, который еще соответствовал что-то значащему насилию» [5, с. Время торжества симулякров Ж. Бодрийяр отождествляет с виртуальным апокалипсисом, который имеет место здесь и теперь. Вопрос опасности утраты мирового культурного наследия поднимает Поль Рикер в статье «Всемирная цивилизация и национальные культуры». Представители культурологического направления Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Б. Девидсон основную угрозу человечеству усматривают в столкновении различных по содержанию культур. Причинами социокультурных конфликтов, по их мнению, являются различия в традициях, верованиях, социальных нормах, искусстве, провоцирующие социальное напряжение во взаимоотношениях между представителями различных этнических и конфессиональных групп.
Поэтому диалог между носителями различных моральных идеалов, сориентированный на достижение базового консенсуса, по убеждению О. Ахиезера, должен определяться как прогрессивные человеческие усилия осознанного противоборства с социокультурным расколом, как противостояние опасности дезорганизации [7, с. Проблема межцивилизационного конфликта является ведущей в работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Автор выдвигает тезис, что в отличие от прошлых времен, когда главным источником глобальных и локальных конфликтов были экономика и идеология, в будущем им станет культура. Столкновение цивилизаций, по его мнению, является наибольшей угрозой миру во всем свете, и международный порядок является самым надежным способом предупреждения мировой войны [8, с. Важной предпосылкой устойчивости цивилизационных образований Хантингтон считает цивилизационную идентичность. Она образуется как культурная идентичность наивысшего ранга и имеет общие черты объективного характера: язык, историю, религию, институты, обычаи, традиции, а также субъективную самоидентификацию людей. К группе экзистенциальных угроз и рисков мыслители относят опасность, таящуюся в возможности использования новых знаний во зло человечеству.
Этот феномен, названный В. Поттером «опасным знанием», наиболее ярко проявляется в развитии оружия массового уничтожения, создании новых видов вооружения, технологиях манипулирования массовым сознанием. Это обусловлено, по мнению мыслителя, опережающим ростом научного знания по отношению к возможностям его осмысления и адаптации к новым реалиям бытия, опережением темпов социальной трансформации по отношению к возможностям науки отвечать на вызовы социальных изменений. Опасное знание определяется исследователями как информация, полученная в результате научных исследований, негативные последствия которой общество не в состоянии эффективно контролировать на данном этапе своего развития [9, с. Научная деятельность, лишенная ценностных императивов, по взглядам ученых, способна завести человечество в цивилизационный тупик. Тогда, как решение вопроса об использовании новейших знаний с учетом критериев «добра и зла» открывает пути практического решения проблемы существования человеческой цивилизации, находящейся под угрозой ядерного апокалипсиса. Проблема формирования и использования научных знаний на современном этапе развития цивилизации неизбежно выводит на проблематику современных технологических рисков, поиска новых этических регуляторов, научно-технической деятельности, путей преодоления глобальных кризисов, на проблематику устойчивого развития и возможного изменения базисных ценностей технологической цивилизации [10, с. Становится очевидной зависимость направленности результатов исследования от ценностных ориентаций, гуманистических, этических, экологических принципов, исповедуемых ученым. Этичность выступает одной из предпосылок гуманитаризации науки, условием ее гармоничного включения в культуру как предпосылки сохранения человеческой цивилизации.
Изменение парадигмы мышления на основе формирования этики ответственности, по убеждению Г. Йонаса, является условием сохранения целостности человеческого существования [11]. Возрастающая рискогенность современных научно-технологических знаний в сфере ядерной физики, генной инженерии, нанонаук, синтеза информационных и высоких гуманитарных технологий актуализирует проблему выживания человечества. Французский мыслитель Жан Фурастье, в качестве негативных последствий технологического развития выделяет разрушение «тысячелетних гарантий» стабильности и психологического равновесия, проявляющихся в разрыве личностных связей, контактов с живой природой, разрушении размеренного ритма жизни и других исходных жизненных потребностей человека. Основное условие сохранения устойчивости социума Фурастье усматривает в восстановлении целостности человеческого существования, возможного благодаря развитию культуры. Известные футурологи У. Бек, Е. Ласло, Э. Тоффлер, Ф.
Фукуяма также ставят под сомнение гуманистическую ценность научно-технологического прогресса, превращающего социум в общество риска, наполненное угрозами, открытое для катастроф, неспособное гарантировать экзистенциальную безопасность. Применение высоких технологий без учета возможного негативного влияния на природу и человека создает угрозу утраты ими «иммунной системы защиты» [12, с. Вторжение технологий в фундаментальные первоосновы природы может угрожать человечеству непредвиденными, катастрофическими ответными реакциями природы. Планетарная жизнь, по мнению исследователей, становится беззащитной перед научно-технологичной активностью цивилизации [13, с.
В России не исключили применение ядерного оружия при "экзистенциальной угрозе"
Свежие новости России и мира. Home» Наука» Названа «экзистенциальная угроза» искусственного интеллекта для миллионов людей. Климатические изменения представляют собой экзистенциальную угрозу для нашей планеты. Видео: Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель. Экзистенциальная угроза и риск для здоровья.