отметил Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Смотрите видео онлайн «Свято-Троицкий монастырь в КБР посетил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт» на канале «Вести КБР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 июня 2023 года в 22:02, длительностью 00:03:03, на видеохостинге RUTUBE. Пасхальное послание архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта духовенству, монашествующим и мирянам Пятигорской и Черкесской епархии. Архиепископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту.
Президент России наградил архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта
О своем назначении на Пятигорскую кафедру владыка Феофилакт говорит:«Я вернулся домой». За Литургией архиепископ Феофилакт рукоположил Варнаву Григорьянца, учащегося 3 курса Казанской духовной семинарии, в сан диакона. Митрополиту Кириллу и архиепископу Феофилакту сослужили клирики Казанской и Бакинской епархий. 8 августа, в день памяти старца Феодосия Кавказского, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон совершили раннюю Божественную литургию.
Архиепископ Феофилакт совершил Божественную литургию в древнем Георгиевском храме на горе Шоана.
Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский | За богослужением архиепископ Феофилакт совершил поставление во иподиакона чтеца Кирилла Хлынова и диаконскую хиротонию выпускника Санкт-Петербургских духовных школ Максима Галумова. |
Покров - Мин.Воды - Архиепископ Феофилакт совершил литургию в храме хутора Красный Пахарь | Пасхальное послание архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта духовенству, монашествующим и мирянам Пятигорской и Черкесской епархии. |
Архиепископ Феофилакт молитвенно почтил пророка Илию | Конгресс карачаевского народа обратился к патриарху Кириллу с просьбой сместить архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова). |
Архиепископ Феофилакт совершил Божественную литургию в древнем Георгиевском храме на горе Шоана. | С основным докладом выступил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. |
Архиепископ Пятигорский Феофилакт посетил православные приходы Туркмении
Эти заповеди были обличением грешного мира. Этот мир не мог переубедить праведника, и поэтому лишил его жизни. Апостол Варфоломей, принявший здесь мученическую кончину, стал ангелом-хранителем Бакинской земли. Недаром здесь на протяжении многих веков здесь сохраняется подлинное дружелюбие, внимание и любовь друг к другу. В этом чувствуется покровительство апостола Варфоломея. Он пострадал, чтобы дать нам любовь Христову. Эта любовь незримо воцарилась в сердцах людей, которые здесь живут. На этой земле мирно сосуществуют мусульмане и христиане.
Люди разных религиозных мировоззрений мирно общаются, приходят на праздники друг к другу.
В 2000 году поступил в Институт Дружбы народов Кавказа в городе Ставрополе , который окончил в 2004 году по специальности « Психология ». В апреле 2001 года был возведён в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Никольского храма города Изобильного. В 2003 году для продолжения духовного образования он поступил на заочное отделение Московской духовной академии окончил в 2007 году.
В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в городе Изобильном. С декабря 2004 года нёс послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского.
И дары этого послушания наша с вами достойная жизнь! Те, кто слушается Его Слова, могут по-настоящему любить, и быть любимыми, прощать, и получить прощение, надеяться и не отчаиваться, радоваться и благодарить!
Молюсь с вами о том, что бы сети нашей жизни не были бы пусты или в тине, но приносили нам плоды добрых дел!
Ему глава государства присвоил почетное звание «Заслуженный работник физической культуры РФ». Ранее Владимир Путин наградил ставропольского священника. Настоятель Михайловского храма Новоалександровска и еще в начале СВО попросил направить его на передовую для окормления и духовной поддержки воинов.
Актуальная тема — 17 октября. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
ЧЕРКЕССК, 29 октября – Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ответил на вопрос об отношении к стихийным митингам в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. новости прихода. За богослужением архиепископ Феофилакт совершил хиротесию во чтеца заведующего канцелярией Бакинского епархиального управления Михаила Климова. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершил очередной архипастырский визит в столицу Азербайджана. За Литургией архиепископ Феофилакт рукоположил Варнаву Григорьянца, учащегося 3 курса Казанской духовной семинарии, в сан диакона.
Карачаевские общественники просят сместить архиепископа Феофилакта
Соболезнования родным погибших на Кавминводах детей выразил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. За богослужением архиепископ Феофилакт совершил поставление во иподиакона чтеца Кирилла Хлынова и диаконскую хиротонию выпускника Санкт-Петербургских духовных школ Максима Галумова. 10 сентября 2023 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт навестил протоиерея Анатолия Роткина. 14 октября после вечернего богослужения в храме святителя Алексия архиепископ Феофилакт ознакомился с ходом реконструкции храма и высоко оценил первые результаты. 22 ноября 2023 года, в день памяти иконы Божией Матери «Скоропослушница» архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию. Архиепископ Феофилакт вручил медали «За труды на благо Пятигорской епархии» III степени секретарю Архиерейского Совета Ставропольской митрополии протоиерею Иоанну Моздору, секретарю Георгиевского епархиального управления протоиерею Анатолию Маршалкину.
Фотогалерея
- Архиепископ Феофилакт поздравил и поблагодарил священника - новости Черкесска
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт — Нам нужно слышать ближних
- Президент России наградил архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта
- За Христом по горной тропе /
Архиепископ Феофилакт совершил архипастырский визит в Азербайджан
Нальчик в связи с празднеством Сретения Господня. Вместе с ним на встрече присутствовали Благочинный Нальчикского округа Пятигорской и Черкесской епархии Валентин Бобылев и руководитель Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики Владимир Курашинов. С молодежью архиепископ поделился рассуждениями об отношениях в семье, о важной роли встречи в жизни каждого человека. Любая встреча может быть вне времени и вне пространства. Это удивительный, сверхъестественный дар нам Всевышнего. Мы встречаемся с теми, кто, переживая свою жизнь, собрал что-то новое для нас, и через наследство их таланта, вдохновение общаемся с ними, — говорил святейший владыка.
Черкесы также недовольны тем, что герой кавказского нартского эпоса Уастырджи отождествляется в РПЦ с христианским святым Георгием. Победоносцу православное духовенство посвятило Шоанинский храм. По мнению местных жителей, мифический герой Уастырджи имеет исключительно языческое происхождение. Согласно «Мифологическому словарю», подготовленному в 1991 году при участии таких общепризнанных специалистов в филологии, как Елеазар Мелетинский, Сергей Аверинцев и Аза Тахо-Годи, там всё же есть упоминание об отождествлении Уастырджи со святым Георгием. С другой стороны, в словаре этот герой нартского эпоса называется «небожителем, отцом сатаны», осетинским богом войны.
Как считают авторы письма, Пятигорский архиепископ «идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления». Если патриарх не выполнит требований авторов письма, они обратятся к президенту Владимиру Путину и Константинопольскому патриарху Варфоломею. При этом массовое паломничество и богослужение на основании действующего законодательства предварительно согласовываются с государственным учреждением, оперативно управляющим данным храмом от имени собственника. Богослужение совершается только после получения согласования». Он также сообщил, что в селе Коста Хетагурова существует постоянно действующая православная община.
Моя родина — Чеченская Республика, город Грозный. Поэтому историю взаимоотношений людей разных национальностей я знаю не из книжек, газетных статей и обсуждения в «живом журнале», а из собственных ощущений и воспоминаний. Кто такие современные православные на Северном Кавказе? Это, прежде всего, потомки древних кавказских народов, которые приняли православие задолго до крещения Руси. Первые проповедники пришли на Кавказ, когда в этих местах проходил Великий Шелковый Путь, и этой артерией обеспечивались не только экономические, но, прежде всего, духовные и культурные связи между разными народностями. Хотя предание относит первое слово проповеди о Христе в этих местах еще далее — к апостольскому веку: есть сказания о приходе сюда апостола Андрея, других святых апостолов. Сегодня самое убедительное свидетельство древности православной традиции на благословенном Кавказе — единственный на территории Российской Федерации действующий храм IX века. Но если тогда это были первые брошенные христианские семена, то в Средние века на Кавказе начинается активная христианская проповедь. Строятся храмы, появляются целые епархии, местные народы принимают крещение и становятся православными людьми, при этом сохраняя в себе разные этносы. Потом произошло татаро-монгольское нашествие. Оно поменяло не только историю России, но сказалось и на небольших государствах вокруг неё, в том числе на Кавказе. И христианская традиция прервалась на долгие годы. В последующие века, не без помощи России, христианская традиция на Кавказ возвращается. Но она возвращается не как та, которая приносится извне; скорее, из России тогда были принесены условия, чтобы семя, находящееся глубоко в кавказской земле, опять тронулось в рост. Когда на Кавказ приходят первые переселенцы, начинается освоение земель, укрепление границ Российской империи. Строятся новые города, основываются новые станицы, но сама христианская традиция для Кавказа не оказывается новостью. Просто поднимается солнце, под которым вновь начинает прорастать то самое христианское древнее семя, которое в эту кавказскую землю когда-то уже посеяли. Мы видим, как местные народности принимают христианство целыми семьями. Правильней сказать, они возвращаются к христианской культуре — к своей культуре. Если посмотреть на народные постановления — адаты, — в том числе закрепленные современной исламской традицией, мы увидим много моментов, которые можно объяснить исключительно их христианскими корнями. К примеру, такой институт как куначество, — когда из одной семьи берется ребенок для воспитания в другую, — нельзя объяснить иначе как влиянием христианского представления о крестных, восприемниках. Потому что в исламе нет такого понимания, что ребенок становится для тебя по-настоящему сыном, если ты его не родил; там твоим родным может быть только близкий тебе по крови человек. И подобных следов христианского влияния — множество. Православные на Кавказе: не только русские Вопреки распространённому заблуждению, православные на Кавказе — это не только русские. На мой взгляд, сегодня этот парадокс — что «православные» не тождественно понятию «славяне» — самое удивительное сокровище и ценность Русской Православной Церкви. Он как нельзя убедительней иллюстрирует слова апостола о том, что «во Христе нет ни Иудея, ни Еллина», а есть одно тело, по-настоящему живое — тело людей разных национальностей. Православная культура, православная церковь принесли на Кавказ две очень важные вещи. Во-первых, это — язык международного общения, — в том числе, теми этносами, которые традиционно проживали на кавказских территориях. Они начали понимать друг друга, говоря на новом для них русском языке. Отсюда, конечно, и обогащение их собственных языков. В сегодняшних кавказских языках и наречиях очень много заимствованных слов, которые остались исключительно в русском произношении и не имеют национального перевода. И второе, что принесла русская культура, — это мост между культурами кавказской и европейской. Сознание европейца подразумевает извечный конфликт Востока и Запада: некоторые относятся к Востоку как антагонисты, другие говорят о нём как о некой дикости; с их точки зрения эти традиции совершенно не могут быть восприняты даже в сегодняшней Европе. Но именно православная культура стала мостиком, соединившим Восток и Запад. Этим мостом на протяжении тысячелетий воспользовались миллионы людей. И этот мост не в одном направлении, а с реверсивным движением — и туда, и сюда. С одной стороны, он дал возможность людям, которые выросли и родились в условиях восточной цивилизации, узнать европейскую культуру. И сегодня у нас есть много поэтов, и скульпторов, и художников, прославивших свою национальную культуру на весь мир. Но мы знаем и колоссальное количество людей, для которых сам Кавказ стал вторым домом. Когда я приезжаю совершать богослужение в республике, в храме стоят люди совершенно разные — казаки, русские, украинцы, армяне, карачаевцы, кабардинцы. Последнее, кстати, стало поводом задуматься о возможности появления распространения церковной информации, в том числе на адыгском языке. Сегодня на епархиальном интернет-портале осуществляется перевод основных новостей на адыгский язык. Также, вместе с Институтом перевода Библии, на адыгский язык мы переводим Священное Писание, основные богослужебные тексты, что крайне важно. В минувшем году в Нальчике мы пели на этом языке пасхальные тропарь, кондаки и песнопения. Для людей, привычных только к церковнославянскому тексту, это звучало, может быть, несколько необычно. Но мне достаточно было взглядов верующих, когда они со слезами на глазах впервые, как чудо, услышали проповедь о Христе на родном языке. Наверное, в этот момент они по-настоящему почувствовали себя участниками чуда воскресения у Гроба Господня, поняли язык ангела: «Что вы ищете живого с мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес». Эта проповедь на родном языке стала для них самым лучшим доказательством не только воскресения Христова, но и того, что они — часть великой Русской Православной Церкви, которая не переламывает носителей национальной культуры, но наоборот, бережно и трепетно сохраняет, в том числе и саму эту культуру. Кстати, Русская церковь сохранила и национальную славянскую культуру. Мы знаем множество славянских праздников, освященных церковной традицией. Та же Масленица, к примеру. Поэтому сегодня на территории Пятигорской и Черкесской епархии мы бережно сохраняем обычаи разных этносов. У нас особо приветствуется, когда таинство венчания или крещения совершается в национальных костюмах. Вот приходят казаки. Казак венчается в казачьей уставной форме, рядом стоит казачка. Над такими людьми воздеваешь венцы с особой радостью. Или приходят люди в национальных горских костюмах. Конечно, ты с особым трепетом приступаешь к таинству венчания или крестишь их детей, понимая, что они по-настоящему сохраняют свою национальную культуру и свободу выбора веры. О свободе, силе и вере — взгляд с Кавказа Конечно, в отношениях разных людей у нас не всё бывает благополучно и безоблачно. Знаете, есть такой момент, который я для себя называю комплексом родителей, которые очень боятся отдавать своего ребенка в другую семью. Вот девочка влюбилась в юношу и приняла решение выйти замуж. Посмотрите на состояние папы и мамы в семье этой девочки. С одной стороны, это бесконечная радость, но, с другой, наверное, родители из числа читателей поймут меня, они переживают очень глубокое внутреннее потрясение, как будто навсегда лишаются чего-то родного. И лишь только если родители сами выросли и вырастили своего ребенка в убеждении жертвенной любви, они смогут по-настоящему сказать: «Прилепится муж к жене, и будут двое одна плоть». Но это возможно пережить только глубокой верой. Никаким другим убеждением тот факт, что мама утром просыпается, заходит в комнату, а дочери там нет, — пережить нельзя. Вот это убеждение веры и делает возможной жизнь в условиях, когда нечто родное для тебя становится уже не твоим, самостоятельным, само определяет свою жизнь. Дочка говорит: «Мама, теперь это моя семья. Для кого-то это самоопределение становится нестерпимой преградой. Но так происходит только тогда, когда нет глубокой веры. Когда Святейший Патриарх в прошлом году посещал нашу епархию, он сказал очень глубокие слова, которые впечатлили меня как человека, живущего на Кавказе. Я там родился и вырос, и вдруг услышал слова человека, который исторически, по месту своей традиции и жизни к Кавказу не имеет отношения. Мы знаем и Кавказскую войну, и другие непростые обстоятельства войны между народами, этносами. Но почему при этом местные горские народы все равно уважали друг друга? За что? Что явилось поводом для уважения? Кто-то считает, и пытается убедить нас в том, что уважают только силу. Но современные исследователи забывают один очень важный аспект. Уважают человека сильного не физически, могущего добиться что-либо не благодаря своему политическому или какому-то другому влиянию. Уважают человека сильного верой. То есть внутренним убеждением». Почему с уважением относились к казакам, в том числе и представители исламской культуры? Да потому, что это были люди верующие, люди слова. Сказали: «Я сделаю так». И для них это данное слово было дороже всевозможных договоров или каких-либо подписанных документов. Ведь человек верный будет борцом за свой выбор до конца. Если в нём есть твёрдая вера, ничто его не переломит: с ним невозможно договориться, его невозможно приобрести. Отбери у него оружие — он не станет слабее, потому что он верен своему выбору, своей традиции, своей культуре. Как сделать человека слабым? Не отнять у него оружие, и даже не отнять у него дом. Отнять у него веру! Самое главное — веру. И все, он становится слабым. Почему Спаситель многократно говорит Своим ученикам: «Не бойтесь»? Уж, Господи, помилуй, вот бы ходил рядом со Спасителем Христом и слушал бы от Него эти слова: «Не бойтесь».
На Кавказе люди могут жить в разных местах, но хоронят их всегда в одном. Вот даже сейчас, читатель, попробуйте задаться вопросом: «а где похоронены мои родственники? Да куда только не разбежались, да где только не нашли себе пристанища. В итоге у нас нет своего родного, чтобы задаться вопросом: а где мы соберемся на родительский день? Около каких могил? Каждый у своих, но не все вместе. А теперь посмотрите на кавказский народ, там это не так. Все собираются у родительских могил, все знают, где эти могилы находятся. Умерев, люди возвращаются в свою землю. И земля по-настоящему становится родной тогда, когда в ней находятся твои корни. Для нас тоже это очень важно. Еще один фактор фобий — мы не хотим жить вместе. Его я, прежде всего, отношу к своей, славянской, традиции. Вот смотрите: селится где-то Магомед с Зухрой, они начинают там жить. Через какое-то время рядышком появляется его брат, ещё кто то, и они стараются селиться вместе. А мы как далеко селимся от своих родителей? Да как можно дальше! На одной улице сегодня редко найдешь родственников. Я уже сказал, что родился в Грозном. И прекрасно помню, как мы с родителями и с моими дедушкой и бабушкой жили на одной улице. И родственники жили еще чуть-чуть дальше — там, где смогли купить дом, но в одном районе, рядышком. Можно было пройти и минут через 10—15 быть уже у них в гостях. Мы жили вместе, не разбегаясь по всему городу, никуда не уезжали. Сегодня эта традиция тоже нарушается. Свобода понимается как возможность быть независимым во всем, и в том числе, как можно дальше. С болью говорю, именно в нашем народе почему-то появилась пословица «Чем дальше, тем роднее». Часто слышу это на русском языке и всегда возмущаюсь: ну как же так, это ложь, это неправда! Не может быть далекое родным. На самом деле — «чем ближе, тем роднее». Но мне говорят, что такова жизнь. Как общаться с другими конфессиями? Когда мы общаемся с муфтием или с имамом, мы не обсуждаем религиозный выбор, убеждения друг друга. Я не ставлю целью покрестить муфтия, а муфтий не ставит целью привести меня в ислам. И об этом мы не то, что не говорим — это даже мысли не рождается. Потому что если ты человек убежденный и живешь в своей вере, нет никакого повода тебя в чем-то убеждать или разубеждать. Это вообще не язык для общения. Мы говорим об общих проблемах, к примеру, таких как воспитание молодежи. О вопросах, связанных с социальным служением, — например, адаптации мигрантов, которые в большом количестве приезжают из среднеазиатских республик, из Закавказья, не зная языка, не зная наших традиций. Мы делаем все, чтобы этих людей не столько адаптировать к нашей жизни, сколько дать им возможность просто нормально трудиться, но при этом не вредить ни себе, ни тем, кто находится рядом. Не мешать незнанием наших традиций, наших законов. Есть вопросы, связанные с поддержанием людей, которые находятся в тяжелых, кризисных ситуациях. Словом, это какие-то общие социальные проекты, то, что соотносится с человеком. Иногда мы садимся втроем с имамом и главой республики и обсуждаем, чем можно помочь — одним, другим. Мы просто делаем одно дело, там где его можно делать. И это, пожалуй, самый продуктивный язык разговора. Вообще само понятие «человек, принадлежащий к религиозной культуре» у нас ставят на первую ступень, а потом уже идут отношения национальные. То есть на Кавказе сначала спрашивают: «Кто ты по вероисповеданию? Я приезжаю в том числе в места, где собирается много людей… Например, у нас есть замечательные горнолыжные курорты, где также существуют небольшие общины. Там я совершенно спокойно хожу в подряснике. И ни разу не слышал каких-то упреков, слов раздражения или ненависти. И люди не боятся, что кто-то может их наказать, они совершенно спокойно со мною общаются. Помню диалог с одной женщиной. Она говорит: «Ты чего бороду носишь? Такой молодой — и с бородой? Поэтому они сразу начинают спрашивать: а какой он веры и какого убеждения? Я говорю: «А я православный». Опять же, я сразу исповедовал свою веру — и все вопросы снялись. Мне даже предложили чай и что-то ещё в подарок. Начал бы долго говорить: а я русский, а я тут родился, вырос, — и это бы ее не убедило. С кем мы еще общаемся? У нас на территории епархии традиционно проживает большое количество людей, относящих себя к армяно-григорианским традициям. Мы общаемся с их духовенством и с епископатом, который нередко приезжает на Кавказ и посещает свои общины. Ещё у нас есть две старообрядческие общины. И для нас они, прежде всего, — братья и сестры, потому что относятся к традиции, которая создаёт возможность для взаимного общения. И, конечно, мы, чем можем, помогаем этим общинам, поддерживаем их. Убийца не может быть верующим Есть люди, которые изначально уже в своем воспитании встали, что называется, на тропу войны. Они ненавидят жажду мира, потому что живут кровью. Они ненавидят спокойные взаимоотношения. Они видят эту территорию только своей мононациональной, монорелигиозной или в еще каком-либо монохромном свете. И с этими людьми невозможно договариваться. Кто эти люди? Их, к сожалению, много, и там очень непростой список. В нём есть люди разных гражданств, разных национальностей, в том числе, разных, наверное, внутренних убеждений. Но все они очень умело пользуются существующими сегодня фобиями, пугают. То что-то заминируют, то запустят какие-то листовки — разбросают в ящики перед Праздником Рождества Христова, как у нас это было. То даже ворвутся в храм, и там проливается кровь священника. Так у нас тоже было в 2000-х годах, — когда в храме от руки неадекватного религиозного фанатика погиб священник. Тезис о том, что все подобные конфликты можно было бы решить полной изоляцией Кавказа от России, рождается в умах людей, которые в том числе на Кавказе делают все, чтобы эту часть оторвать от материнского тела российского. Но эти люди просто хотят власти. Ими управляет та сила, которая движет всей ненавистью и всеми войнами. По апостолу: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» Иак. IV, 2—3. Какой может быть диалог с таким человеком? Он неспособен на диалог, он сам не ищет диалогов. Его язык, к большому сожалению, это язык ненависти, а его слово — это, к большому ужасу, всегда пуля. И от таких людей страдаем все мы — не только православные, но и сами мусульмане, люди разных национальностей. Подобные непримиримые — враги для всех. Конечно, исходящая от них опасность существует всегда, но для нас она оказывается поводом быть вместе, общаться друг с другом, вот и все. Поводом для самой настоящей кавказской дружбы. И уж никак нельзя пускать этот страх в свое сердце — никогда. Вот так сложно мы живем. Что такое человек, который по религиозным убеждениям идет убивать? Это обманутый человек. Это глубочайшее искажение, насильственное использование религиозной основы. Почему это происходит?
Правящий архиерей
И может ли такая война вообще дать человеку позитивный опыт? Ведь война, по сути, школа ненависти. Может ли она научить любви? Ведь для меня Грозный — это мой дом. Полагаю, о своем доме каждый человек говорит в самой превосходной степени, потому что дом — это первые молитвы, первая Литургия в храме, первое Причащение, первые юношеские чувства. Дом — это открытие человеком самого себя. И для меня Грозный стал такой школой — школой самопознания, познания самых простых, элементарных вещей. Именно здесь я задал себе главный для каждого человека вопрос: для чего я живу? Мое решение поступать в духовную семинарию — по сути, найденный ответ на этот вопрос. Когда на Кавказе начались военные действия, я уже был студентом семинарии. Потом я стал монахом, иеромонахом и, вернувшись в Грозный в самый разгар войны, в начале 95-го года, в январе, увидел город совсем другим, не таким, каким я его оставил в 94-м, и людей — тоже совсем другими.
Наверное, самое тяжелое в переживании войны — это не бомбардировки, не ночные атаки, не комендантский час, даже не угроза твоей жизни постоянная. Это всё, конечно, есть, но к этому ты относишься не так, может быть, не с такой болью, с какой видишь страдания других людей, переживая войну через них. Мы с нашими прихожанами ходили в дом престарелых, чтоб хоть какую-то помощь им оказать. Зима, отопления нет, мы собирали для них кто что мог: продукты, лекарства, одежду. Причащать я их там не мог, потому что у меня не было Святых Даров: в городе шли бои, и храм был за линией огня. Но я мог исповедовать, мог воду для них освятить, мог помолиться вместе с ними. И вот, наверное, это переживание человеческой трагедии для кого-то — обретение веры, а для кого-то, наоборот, страшное отчаяние. Но самое непростое, что можно переживать вот так, вместе с людьми, — это потеря близких. Потому что никакими словами ты другому человеку его потерю не вернешь. Ты можешь только постараться хотя бы удержать его от того, чтобы он потерял последнее — собственную веру, а значит, и смысл жизни.
Вот это мы с нашими прихожанами и старались делать. Однако по большей части мое переживание войны связано с судьбами тех людей, для которых война стала откровением о Боге. Наша соседка до войны если и не была совсем уж неверующей любой человек ведь в каких-то обстоятельствах своей жизни молится , то, по крайней мере, решительно подчеркивала свою непринадлежность ни к одной из религиозных традиций, тем более к православной. А когда началась война, попросила, чтобы ее окрестили. Это и для меня стало откровением — оказывается, человек с уже сложившимся характером, большим жизненным опытом, человек, состоявшийся в жизни, может принимать такие радикальные решения, такие серьезные повороты делать. Когда об этом задумываешься, понимаешь, что это, с одной стороны, действие благодати Божией, а с другой — это реакция человека на войну, реакция, которая заключается в простых словах: «Хочу жить. И, если не придется жить долго здесь, хочу, чтобы эта жизнь продолжилась в вечности». Именно такие слова я чаще всего слышал тогда от людей, живших на войне. Посещение Успенского храма в Пятигорске А что касается злобы — Вы ведь задали вопрос о злобе, о ненависти — здесь тоже разных людей приходилось встречать, в том числе и тех, кто потерял веру, а вот это пространство, которое в человеке верой заполнено, оно же никогда не остается пустым. Если человек веру потерял, значит, оно чем-то другим заполнится.
Помните, как в евангельской притче — злой дух, именем Божиим из человека изгнанный, ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого Лк. И таких людей я встречал — из которых вера ушла, а вместо нее вселились эти семь бесов. Эти люди не только простить не могли, они вообще не могли жить, для них в тягость было все происходящее, и самое страшное — что собственная жизнь была в тягость. С такими людьми все, что можно было сделать, — попросить у них разрешения помолиться о них или хотя бы… просто промолчать в ответ на весь ужас, который они изливали. И еще: хорошо, если есть возможность чем-то поделиться с этим человеком — какими-то продуктами, сладостями, может быть, которых он не ждал. Вот это — лучшее, что можно для него сделать. Это хотя бы чуть-чуть, но добавляло человеку жизненных сил. Посещение Успенского храма в Пятигорске — Вам сейчас приходится общаться с людьми разных национальностей, в том числе и с чеченцами. У Вас нет проблем в общении с ними? Вы понимаете друг друга?
И тогда, в разгар войны, у меня проблем с моими друзьями не было. Вы же знаете, с кем действительно дружишь, с тем будешь дружить, несмотря на какие-то разногласия. Хотя есть люди с отравленной верой и даже уже с неверием — никому и ни во что — и с этой вот несвободой своего существования в обществе других… А что такое несвобода? Национализм, по сути, и есть несвобода. Национализм — это когда ты сам себя запираешь, и даже не в своем доме, не на своей территории, а в самом себе. И этот ужас одиночества, это ожесточение распространяются на всех. Но, Вы знаете, когда здесь, на Кавказе, живешь, когда ты и родился, и вырос здесь, ты знаешь, как отвечать — и на это в том числе. Да, немало конфликтов возникает из-за оценки исторических событий в нашей стране, в советском еще государстве, в том числе и депортации народов. Но ведь в те страшные годы пострадали люди всех национальностей: эти репрессии прокатились страшным огненным колесом по судьбам многих людей и многих народов. И поэтому нам всем сейчас необходимо эти обиды оставить — преодолеть единственным, чем можно их преодолеть, — прощением.
Ведь любая обида — это передача болезни, это заражение ею других. И, чтобы не заражать своей болезнью окружающих, нужно прежде всего самому от нее выздороветь. Урок в Православной Свято-Никольской гимназии Кисловодска Когда я слышу от чеченцев упреки — дескать, мы были изгнаны, лишены своего дома, я ведь могу в ответ сказать, что меня эта война тоже лишила и дома, и друзей, и я имел статус вынужденного переселенца и знаю, что такое оказаться в чужом городе, среди незнакомых людей. Но, с другой стороны, это и помогло мне. Помогло узнать, что такое сострадание, что такое любовь. Я не скажу теперь, что, лишившись дома, я остался без дома. Очень многие люди помогали тогда нам, когда мы бежали из Грозного, помогали с радостью и без всяких обязательств, даже без наших просьб: первыми спрашивали, чем можно помочь, что нам нужно сейчас в первую очередь, может быть, нам переночевать негде или еще что-то. И я знаю и говорю своим друзьям-чеченцам, когда мы общаемся, что так же относились и к ним тогда, в годы гонений, когда они были оторваны от своей родной земли; что им оказывали поддержку и русские, и люди других национальностей. Так ведь всегда бывает.
Тем священникам, которые служат на беднейших приходах. И делаем мы это ещё и потому, что священнослужитель, призванный помогать ближнему, получив помощь, обязательно и сам поможет тем людям вокруг, кто в этом нуждается. Так мы создаём цепочку, по которой передаётся добро. Благодарю наш отзывчивый кавказский народ за бескорыстную поддержку, благодаря которой все наши проекты могут безвозмездно помогать нуждающимся. Нам нужно слышать ближних, и жить станет немного легче. Вспомню лишь единственный пример. Один замечательный человек, узнав о своей неизлечимой болезни, дал указание своей супруге передать лошадь, которой он владел, нашему центру лечебной верховой езды. Теперь на лошади катаются дети, нуждающиеся в реабилитации, а мы молимся о новопреставленном рабе Божием, сделавшем доброе дело и после своей смерти. Примеров доброты и отзывчивости много. И всё же я хочу снова призвать всех неравнодушных людей помочь нашим социальным учреждениям в их повседневной работе. Нам дорога любая поддержка. Есть и другой, тоже важный момент. Необходимо напомнить нашему обществу, что Кавказ — древний христианский регион. И православие здесь коренная религия. Для учёных это давно не секрет. Да и для всех остальных византийские храмы Х века, расположенные в Нижнем Архызе, зримый пример верности предков многих наших народов своей вере. Понимание исторической роли православия на Северном Кавказе — одно из действенных средств против риторики идеологов экстремизма. Они пытаются накрепко привязать православие в нашем регионе к периоду середины позапрошлого века. Это историческая ложь. Тем более опасная, что христианство здесь связывается с сиюминутными политическими интересами. На самом деле использовать религию как прикрытие политических целей пытаются сами эти идеологи. Последствия такой пропаганды в нашем регионе уже оборачивались большой кровью. И события эти памятны до сих пор. Но эта память неспособна объединить нас. Память об общем духовном прошлом объединяет народы. Ведь наши предки вместе предстоят перед Богом в единстве исповедания и молитвы. А значит и нам нужно быть добрее друг ко другу. Ведь Бог есть Любовь. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям? Слава Воскресшему — мы вновь причастны величайшей радости Пасхи Христовой! Наша быстро проходящая и изменяющаяся жизнь нередко бывает наполнена такими обстоятельствами, из-за которых нам с болью приходится говорить: ничего изменить нельзя, утерянного не вернуть, разрушенного не восстановить… И с этой болью пришлось бы согласиться, если бы не Христова победа. Пасха Христова — это точка нашего возврата. Это для нашей веры — обновление, для нашей надежды — корень, для нашей любви — второе дыхание.
Его предстательством Вы преодолеваете многоразличные трудности на пути апостольской проповеди во вверенном попечению Пятигорском уделе. Вашими силами делается все возможное для распространения православия среди местного населения. В сей торжественный день молитвенно желаю Вам, дорогой владыка, жизненной радости и благоденствия, «принося плод во всяком деле благом…» Кол 1:10!
Поделиться Архиепископ Феофилакт провел богослужения в храмах Бакинской епархии Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершил очередной архипастырский визит в столицу Азербайджана. Архиерею сослужили клирики Бакинской и Пятигорской епархий. Архиепископ поздравил всех с праздником Светлого Христова Воскресения и обратился к верующим со словами проповеди.
Последние новости
- Архиепископ Феофилакт совершил архипастырский визит в Азербайджан
- Содержание
- Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане
- Архиепископ Феофилакт совершил Божественную литургию в древнем Георгиевском храме на горе Шоана.
- АРХИЕПИСКОП ПЯТИГОРСКИЙ И ЧЕРКЕССКИЙ ФЕОФИЛАКТ. ПАРСУНА - Телеканал «СПАС»
- Архиепископ Феофилакт молитвенно почтил пророка Илию
Встреча с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом
Архиепископ Пятигорский и Черкесский провёл литургию в древнем храме Нижнего Архыза | Своё ТВ | Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов). |
АРХИЕПИСКОП ПЯТИГОРСКИЙ И ЧЕРКЕССКИЙ ФЕОФИЛАКТ. ПАРСУНА - YouTube | архиепископ Пятигорский и Черкесский. 24 сентября 2006 г., в день памяти преподобного Силуана Афонского, за Божественной литургией в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию. |
Архиепископ Пятигорский Феофилакт: «В истории России межрелигиозных войн никогда не было» | 14 октября после вечернего богослужения в храме святителя Алексия архиепископ Феофилакт ознакомился с ходом реконструкции храма и высоко оценил первые результаты. |
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт — Нам нужно слышать ближних | За богослужением архиепископ Феофилакт совершил хиротесию во иподиакона студента Санкт-Петербургских духовных школ чтеца Ивана Фещенко. |
Архиепископ Феофилакт провел богослужения в храмах Бакинской епархии | Экзамены у меня принимал нынешний ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, тогда – ректор Ставропольской духовной семинарии. |
Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил Литургию в соборе Рождества Богородицы г. Баку
Архиепископ Феофилакт – Telegram | Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт назначен временно управляющим Владикавказской епархией Архивировано 15 марта 2016 года. |
Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский | Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт провел торжественное богослужение в храме святого мученика Иоанна Воина. |
Из Пятигорска – в Магадан: за что потребовали сослать архиепископа Феофилакта | Также Владимир Путин отметил ставропольского тренера Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. |
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов) | 13-18 октября 2022 года временно управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил рабочую поездку на приходы страны. |