Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник. В этот день Рождество Христово празднуют только христиане.
Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы
Светлый праздник Рождества Христова – одна из самых почитаемых дат среди христиан, именно его историю, его традиции мы и попытаемся рассказать. Рождество Христово — поворотный момент в истории человечества, с которого началось новое летоисчисление, новая эра. Накануне праздника Рождества все храмы украшаются еловыми ветвями, священники надевают белые облачения, звонят колокола, проводятся праздничные богослужения. Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Праздник Рождества Христова издревле почитается важнейшим праздником, как бы началом и основанием всех других праздников: «Если бы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Христос не родился по плоти, то и не крестился бы. Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда.
Рождество - традиции и история праздника
На свет этой звезды пришли волхвы с подарками для Иисуса — сына Божьего. С того момента зародилась традиция дарить своим родными и близким подарки. В России Рождество — православный праздник, который отмечается 7 января, но многие христиане празднуют день рождения сына Божьего — 25 декабря. Все дело в том, что седьмое января по старому стилю — это то же, что и 25 декабря.
При этом, интересным является тот факт, что реальную дату рождения Христа не знает никто, а 25 декабря — дата, выбранная церковью. Точкой отсчета празднования Рождества стал 336 год нашей эры. В этот год Римская церковь приняла решение о праздновании Рождества.
Традиция распространилась повсеместно, и уже в 431 году праздник окончательно узаконили на Третьем Вселенском соборе. Ни что не стоит на месте. И спустя годы христиане разделились на православных христиан, на католиков и протестантов.
Православные христиане отмечают Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января, в то время как католики и протестанты отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря.
Это один из двенадцати великих праздников православной Церкви. Их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. Перед Рождеством Христовым проводят 40-дневный Рождественский пост, во время которого православные верующие соблюдают строгую диету и много времени проводят в молитвах. В этот православный праздник принято вспоминать величайшее событие: именно в этот день в городе Вифлеем родился Сын Божий - Иисус Христос. Он появился на свет в пещере: темноту ночи неожиданно озарил яркий свет и с небес явился ангел, оповещающий о свершении долгожданного события. В Иерусалим направлялись мудрецы с востока, которым пришло видение, что в этот день на земле родится сын Божий.
Первое Рождество Христово было отпраздновано в Риме 25 декабря 330 г. Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. И если бы точная дата имела значение, Господь сохранил бы её на века.
Зная человеческую природу, Иисус Христос, вероятно, не хотел, чтобы этот день превратили в культовый обряд, потому и охранил в тайне точную дату Своего рождения. Ведь суть не столько в том, что Он родился когда-то давно в Вифлееме, сколько в том, чтобы Он родился в наших сердцах сейчас. Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда. В иконографических представлениях сцена Рождества появилась на саркофагах в IV веке и до сих пор вдохновляет искусство. Так возникли вол и осел, навсегда вошедшие в число свидетелей Рождества в Вифлееме. К концу средневековья легенды и гимны трубадуров превратили мудрецов-волхвов в царей, сопровождаемых пышными свитами, в хлеву появились домашние животные, а Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь Ему. Восточно-христианская церковь имеет иную традицию представлять Рождество. Византийские художники изображали Деву Марию лежащей на кровати, а при ней - двух повитух, одна из которых обмывает Младенца. По преданию, одна из повитух, Саломея, усомнилась в том, что Дева могла родить и, чтобы удостовериться в этом, прикоснулась к ней. В этот миг рука Саломеи «отнялась, как в огне».
Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине. Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г. Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него".
Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу". Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.
Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж. Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай. Лоренцо Лотто.
Паоло Веронезе.
История праздника «Рождество Христово»
Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. В римском календаре IV века именно на 25 декабря приходится этот языческий праздник. Чтобы христиан отвлечь от него, в Риме перенесли 6 января на этот день воспоминания Рождества Христова, рождения духовного вечного Солнца. Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принёс на землю свет истинного познания Бога. Естественно, это было сделано уже после того, как император Константин объявил христианство государственной религией. Такой факт совсем не умаляет значение этого праздника, потому что, как мы уже говорили, символ рождения Спасителя Иисуса отмечался Церковью всегда. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею 3:16 писал: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе». Бог явился во плоти!
Вот смысл праздника Рождества! Примеру Римской церкви последовали и церкви христианского Востока. Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского III век , одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие — 6 или 10 января. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное.
Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию».
Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках.
Знатные вельможи устраивали балы.
Поэтому просите, и тогда они обязательно сбудутся. Желания не должны причинять зла и исходить должны из самого сердца. И, конечно, важно благодарить жизнь за то, что имеешь.
Неблагодарных ангелы не одаривают никакими подарками. Числа 12 и 7 считаются самыми важными в дни Рождественских праздников. На столе должно быть 12 блюд. Сделавший же семь благородных поступков в Рождество человек будет счастлив весь год.
Более того, ему будет разрешено попросить у ангелов исполнения одного желания и они его непременно исполнят. В этот светлый праздник будет благом подать семи нуждающимся, тогда в будущий год богатство не обойдет тебя стороной. Также принято дарить семь подарков, как правило, полотенец. Чтобы избавиться от чего-то в своей жизни, есть действенный обряд.
В этот огонь следует кинуть все, от чего вы хотите избавиться. Если же это что-то нематериальное, можно написать это на бумаге и сжечь эту записку. Если у вас появится желание станцевать у этого огня и вылить на него все свои эмоции — делайте это, не стесняясь. Улучшить свое благосостояние можно с помощью елки.
Накануне рождества необходимо украсить зеленую красавицу денежными купюрами, пряниками, сладостями. Если вешать не получается, можно положить их под елку. Также можно спрятать в ветках амулеты, которые сами по себе имеют большую силу: крестики, медальоны или другие нательные символы. Чтобы улучшить ситуацию с деньгами, можно сделать следующее.
Убирать этот рис следует только через два дня, 8 января. Соберите их в красный платочек, завяжите узелок и спрячьте туда, где никто не найдет. Этот заговоренный рис будет магнитом для денег весь будущий год. Если у вас есть заветное желание, то Рождество — самое время просить ангелов помочь вам.
Повторяйте это каждый день, в течение сорока дней. Именно в этот период ангелы прислушиваются к нам и исполняют желания. На сороковой день выйдете на улицу и покормите птиц крошками хлеба. Чтобы Ангелы знали, что вы их ждете больше других, на окно можно поставить зажженную свечу или повесить Рождественскую звезду.
По поверьям, накануне Рождества в каждом доме встречаются Зло и Добро. И то, чего в человеке было больше весь этот год, останется с ним в эту ночь. Добро зовет на улицу петь колядки и сидеть с близкими людьми за праздничным столом, а Зло собирает нечисть и стучится в окна. Именно для того, чтобы изгнать из домов нечистую силу, люди наряжаются в разные необычные платья и наряды, как будто показывая, что Зло уже есть в этом доме и оно может ступать туда, откуда пришло.
Сама природа в Рождество начинает разговаривать с людьми. Так, добрым знаком считается снегопад в рождественскую ночь. Он предвещает достаток и хороший урожай. Неожиданный мороз в волшебную ночь — также хороший символ.
Он говорит и любви в семьях и хороших отношениях. Считается, что ночью нельзя садится за стол, пока на небе не появится первая звезда, символизирующая начало жизни. Ну а когда небо покажет свои звезды, можно сесть за богатый, заранее приготовленный стол. Кстати, одним из красивых обычаев также считаются открытые двери в сочельник.
Рождественские забавы Забавы в старину были такими же простыми, как и сами люди. В праздник совершались массовые гуляния, также все ходили друг к другу в гости, веселились, дарили подарки, да играли в игры. Причем играли как взрослые, так и дети.
А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес. И проповедь апостолов — это прежде всего проповедь не о Рождестве, а о Воскресении.
А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков 1 Кор. Для христиан первых двух веков достаточно было просто факта Рождения Христа. Появление праздника Главной причиной установления праздника Богоявления было воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Стали возникать гностические учения.
Они считали главным событием в жизни Спасителя Крещение и установили для него отдельный праздник. Гностики пытались совместить христианство, язычество и греческую философию. Смешивали мифологию, египетские и восточные верования. Некоторые считали человеческую природу во Христе призрачной, кто-то не признавал воплощения и учил, что «Бог послал свой Ум» и что Христос «был простой человек, доступный греху». Отрицалась принципиальная идея христианства — уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения.
В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года.
Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником. Рождественские украшения Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря. Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет топор , на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок.
Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКОВ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И БОГОЯВЛЕНИЯ
7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника. С праздником Рождества Христова всех вас сердечно поздравляю!». Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. Празднование Рождества Христова 25 декабря вынуждало волей-неволей язычников в один день с христианами торжественно отмечать даты рождения своих богов. Рождество Христово один из самых значительных праздник литургического года и один из главнейших праздников в большинстве Христианских конфессий.
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Сегодня расскажем об истории происхождения и смысле этого праздника, а также о православных традициях и обычаях встречи и празднования Рождества.
Когда отмечают Рождество Христово в России?
- Рождество Христово: история и традиции праздника
- Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи.
- Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
- Навигация по записям
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
История праздникаРождество Христово – второй по значимости праздник для всех христиан. День Рождества не сразу стал праздником, а вот Вифлеемская звезда стала главным символом, сопровождавшим это событие. Сегодня, 7 января, православные христиане отмечают Рождество Христово — один из двенадцати великих церковных праздников. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.
Рождество Христово: история и традиции
Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия.
7 января православные христиане отмечают Рождество
Дионисий записал, что при подсчете времени рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа руководствовался Евангелиями. Но не оставил никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. Тем не менее, его расчеты были использованы Римской церковью в 533 г. Но почему именно 25 декабря? Дело в том, что день зимнего солнцестояния праздник «непобедимого солнца» - Natali sol inviti имел большое значение в жизни древних римлян. Начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле. Утвердив христианство как государственную религию, римские императоры надеялись привлечь язычников в церковь, облегчить им принятие христианства. Так появилось сравнение: подобно тому, как солнце освещает землю и дает начало всему сущему, Иисус просвещает души людей, разгоняет мрак языческого неверия. Поэтому ранние римские христиане соединили два праздника в один.
Первое Рождество Христово было отпраздновано в Риме 25 декабря 330 г. Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. И если бы точная дата имела значение, Господь сохранил бы её на века. Зная человеческую природу, Иисус Христос, вероятно, не хотел, чтобы этот день превратили в культовый обряд, потому и охранил в тайне точную дату Своего рождения.
Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество.
Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М. Орлов открыл собрание краткой молитвой. Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1—7 и отметил разницу в проведении переписи в то время по месту рождения и теперь по месту жительства. Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу... Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему? Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей!
Пением радостной песни «Младенца дал нам вечный Бог» собрание было закончено. Таково было типичное рождественское собрание в то время, но большего и быть не могло. В конце 50-х годов на Церковь вновь начала наступать атеистическая машина. Но врата ада в очередной раз не смогли её одолеть, и Церковь жила и праздновала Рождество. Верующие старались пригласить друг друга в гости, сделать друг другу хотя бы маленькие скромные рождественские подарки. Особую радость Рождество доставляло детям. Верующие родители стремились, чтобы этот день запомнился как праздник. Многие христиане-баптисты вспоминают, что на Рождество родители делали детям какой-то особый сюрприз. Ну а вечером семья собиралась вокруг Слова Божьего. Поскольку экземпляров Библии было мало, люди старались прийти в дом, где она была, чтобы в эту ночь услышать потрясающую весть о Рождении Младенца.
Читали чудом сохранившиеся старые христианские журналы, выходившие в стране до 1929 года. Позже, когда появились приёмники, слушали западные христианские рождественские программы, прорывавшиеся сквозь помехи эфира. Сегодня мы тоже празднуем Рождество. Пусть это будет светлый праздник, который ознаменуется нашей благотворительностью, жертвенностью, любовью к погибающим людям, как это стало традицией в баптистском движении.
Именно поэтому и отмечали Рождество, вначале именно 6 января. Но позже решили такое важное событие выделить и перенести на отдельный день. Христос должен был находиться на грешной Земле полное число лет. Значит, дата зачатия должна совпадать с датой смерти на кресте. Она известна точно — 25 марта в еврейскую Пасху.
Отсчитав от нее 9 месяцев, мы получим искомую дату - 25 декабря. Она совпала в древние времена с языческим праздником зимнего солнцеворота. Люди, участвуя в церковных торжествах, отвращались от древнего культа. Введение Григорианского календаря привело к тому, что католики и православные стали праздновать Рождество в разные дни. Россия, Беларусь и Украина это делает вместе с другими странами Православной Церкви по старому стилю - 7 января. История празднования Рождества на Руси С приходом на наши земли христианства, Рождество стали широко отмечать и в великой Киевской Руси. Оно здесь также совпало с древними языческими праздниками - святками. Древние славяне проводили в этот день обряды, посвященные духам-предкам. Предшествующий Рождеству день издавна носит название Сочельник.
Сочиво — каша с овощами и растительным маслом. Сочевничать накануне Рождества можно, а вот другая пища в этот день строго возбранялась, до самого восхода Вифлеемской звезды.
С середины XIX века по западному примеру дома стали украшать еловыми ветками и свечами, а под праздничную ель класть подарки, символизирующие дары волхвов младенцу Иисусу.
Еще раньше в России стала популярна европейская традиция рождественского вертепа, который создавали своими руками и устанавливали в храмах, на площадях и в домах. Кое-где до сих пор сохраняется либо возрождается традиция колядования в ночь перед Рождеством: молодые люди и дети наряжаются, а потом ходят по дворам, прославляя Христа и хозяев домов. В ответ они получают сладости, мелкие монеты и выпечку.
Колядки на улицах Твери. Что нельзя делать на Рождество Христово 7 января В светлый праздник Рождества запрещалась всякая работа, кроме неотложной. С утра не разрешалось пить обычную воду, чтобы не испытывать жажды все лето.
На Рождество не гнули, не плели и не шили, чтобы избежать бед, а ножки стола связывали веревкой, иначе разбежится скот. Остатки праздничной трапезы выносили за ограду, чтобы волки не нанесли вред скоту. Рождественская трапеза.
Фото: rospotrebnadzor. Не рекомендуется принимать ванну или ходить в баню, стричься и бриться. Не разрешается охотиться, рыбачить и резать домашний скот.
Нельзя одеваться в черное. Запрет также распространяется на старую и грязную одежду. От интимных отношений в этот день тоже лучше воздержаться.
Не стоит встречать праздник в одиночестве. Приметы на Рождество 7 января Приметы погоды По погоде на Рождество и Сочельник судили о предстоящей весне и лете, а также о видах на урожай. Крепкий мороз — к жаркому лету.
Оттепель — к затяжным весенним холодам. На Сочельник выпал снег — к богатому урожаю. Завывает вьюга — к ранней весне.
Метет метель — к медоносному лету.
Рождество Христово: история и традиции праздника
Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа.
Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение.
Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Андрей Рублев.
Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения. Утреня Рождества поется ночью. Важнейшими составляющими богослужения «Правмир» называет тропарь и кондак - не только молитвы, но также объяснения сути праздника Рождества. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ночь на 7 января совершает рождественское богослужение в храме Христа Спасителя. Символы и атрибуты Рождества Символами Рождества стали Священные дары - золото, ладан и смирна, а также Вифлеемская звезда - именно в честь нее верхушки елок начали украшать звездами. Сама ель всегда была символом Рождества.
Это связывают с тем, что Ирод, согласно Евангелию, приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение - волхвы возвещали о рождении «царь Иудейского» и Ирод считал младенца угрозой своему царствованию. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. Иисус заметил ее, улыбнулся и протянул к ней руку.
В ХХ веке зародилась традиция отмечать Рождество на Международной космической станции. Для праздничного ужина космонавтам доставляют особый рацион. Украшают на борту и ёлочку.
У наших прабабушек существовало много обычаев, связанных с этим днём. Например, обязательно надо было убрать в доме, а утром в праздник надеть новую одежду. Ещё одна традиция — делиться. На ужин в Рождество обязательно старались пригласить людей одиноких или бедных, чтобы и они могли отметить праздник. После поста, который предшествует Рождеству, стол старались накрыть побогаче. Часто подавали блюда из мяса — жареного поросёнка или гуся.
Стол и дом старались украсить свечами.
Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».
Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре. По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения дня зачатия Христа и Пасхи.
Если добавить к дате 25 марта 9 месяцев, то получается 25 декабря — день зимнего солнцестояния. В принципе, 25 декабря — день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк.
Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества до самого Нового года. В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво — зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом.
Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды. В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя: 1.
В полночь— Рождество Христово в лоне Бога Отца 2. На заре — во чреве Девы Марии Богоматери 3. Днём — в душе каждого человека.
История и традиции Рождества Христового, как и когда отмечать праздник
После 5 века эти два праздника разделили и стали отмечать раздельно, каждый — со своими традициями и обычаями. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками. Изначально это пошло от язычества и означало богатство и плодородие. И эта традиция настолько плотно вошла в Рождество, что сегодня елку на новый год и рождество принято ставить уже вне зависимости от вероисповедания.
Почему именно ель? Согласно записям, датированным 4 веком, один из монахов пошел в лес за деревом. Выбор его пал на могучий и сильный дуб.
Но когда он его срубил, тот упал и поломал все деревья рядом. Уцелела лишь ель. Монах решил, что это чудо и несомненный знак.
Согласно истории, Мария уже была беременна ребенком, когда в Риме пришел указ о переписи Палестины. Они должны были отметиться в своих городах. Но Мария с Иосифом столкнулись с невозможностью переночевать в гостиницах или домах, так как все было занято.
Один мужчина предложил им укрыться в пещере, где он скрывает свой скот от ветра и холода. Именно в этой пещере, в ночь на 7 января и родился Иисус, а на небе загорелась новая яркая звезда, названная впоследствии Вифлеемской. Царь иудеев Ирод увидел звезду и понял, что родился Спаситель.
Волхвы собрались преподнести дары будущему царю, но у Ирода была иная цель — погубить его, так как родился будущий царь. Найдя Иисуса по звезде, Волхвы нашли молодую семью и преподнесли младенцу золото, ладан и смирну. Ангелы велели им не возвращаться к царю, так как знали, что он задумал.
Ирод разгневался и приказал убить всех младенцев в городе. Но Иосиф с Марией отправились в Египет и спасли его. С тех пор этот праздник отмечается с церковными службами, зажженными свечами и веселыми колядками.
Основные традиции празднования православного Рождества Очень много интересных традиций таят в себе волшебные дни Рождества. Они передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Порой даже не все могут объяснить смысл той или иной традиции, но все равно чтят и охраняют их, понимая важность и ценность действа.
Однако, на нашу землю приходится почти половина всех верующих. Каждый христианин знает, что праздник начинается не в Рождество. Ему предшествует 40 дней Рождественского поста.
А сам рождественский стол должен состоять из 12 блюд, о которых мы напишем ниже. Традиции же начинаются с Сочельника. Это день, который идет перед Рождеством.
В сочельник принято очищать свое жилище, хорошо прибраться дома, вымыть полы. Но это, конечно, внешнее. Главное — нужно очистить душу и сердце.
Следует как следует вымыться самим, посетить церковь, сходить на богослужение, исповедаться и совершить причастие. Работать в этот день не рекомендуется. На закате дети ходят по улицам, заходя в гости к соседям и поют коляду, тем самым желая хозяевам добра, богатства и благополучия.
За это дети получают сладости и вкусную выпечку. В европейских странах из этого делают настоящий карнавал, с цветными костюмами, танцами и громкими песнями. Наутро же, еще до восхода солнца, происходит интересная традиция пожелания благоденствия хозяевам.
В дом должен войти молодой мужчина и «посеять» зерно по полу, щедро разбрасывая его по всему дома. После сытного постного ужина следует идти в церковь, где уже каждый верующий может присоединиться к рождественским богослужениям.
Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — « Ночь перед Рождеством » Н. Гоголя [3]. Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [14]. Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1]. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1].
К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1]. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1]. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада [1].
Поэтому в 1582 году в Европе появился новый — григорианский — календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским. Григорианский календарь в стране ввели только в 1918 году, однако Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. Не только католики Рождество в ночь с 24 на 25 декабря отмечают не только католики.
Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским. Рождество, которое принято называть православным, в ночь с 6 на 7 января отмечают четыре православные церкви — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. А Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января. Разные даты в разных церквях не меняют смысла самого праздника. Рождество 25 декабря Празднованию Рождества в римско-католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он начинается за четыре воскресенья до Рождества и считается временем душевного очищения и усиленного покаяния. День 24 декабря носит название Рождественский сочельник, или Вигилия.
Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Сочельник считается днем усиленного приготовления к празднику Рождества. В храмах и общинах вечером 24 декабря и в течение 25 декабря проходят праздничные мессы.
Когда родился Христос, на небе загорелась звезда. Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились младенцу, а также волхвам — мудрецам, которые поднесли Христу драгоценные дары. Почему наша эра от Рождества Христова Выражение "наша эра" и летоисчисление от Рождества Христова возникли около 1,5 тысяч лет назад, рассказывает "Вокруг Света". В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана.
Когда католический монах Дионисий Малый составил таблицу для расчета даты Пасхи, вместе и ней он вычислил и предполагаемый год рождения Иисуса Христа. В VII веке, благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, появился обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова "до нашей эры" , ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала измерять время от рождения Христа.