Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. Сегодня не стало Леонида Борткевича – легендарного «Песняра» и заслуженного артиста Беларуси. На сцене вместе с Владимиром Мулявиным снова солирует Леонид Борткевич. Ещё когда Леонид Борткевич состоял в браке с Ольгой Шумаковой, он на гастролях в Москве познакомился со своей страстной 15-летней поклонницей.
Леонид Борткевич: Роман с Пугачевой я придумал
Как считает Маликов, Леонид Леонидович был бесспорным лидером, потрясающим вокалистом, уважаемым в творческом мире человеком. Он назвал кончину Леонида Борткевича огромной потерей для отечественной культуры. 13 апреля ушел из жизни Леонид Борткевич — голос ВИА «Песняры», а возможно, и один из лучших вокалистов Советского Союза. Причиной возмущения поклонников Леонида Борткевича стало место захоронения заслуженного артиста Белорусской ССР.
Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»
Леонид Борткевич с Татьяной и сыном Кристианом Отвечая на вопросы об отношениях с экс-супругом, Родянко рассказала, что, хотя развод был оформлен четыре года назад, это было спонтанным решением, и отношения не изменились: «мы не расставались. Мы продолжали оставаться семьей, заботиться друг о друге». Татьяна с сыном начали жить в ее квартире, а Борткевичу долго искали отдельную. В итоге поиски увенчались успехом, но в квартире требовался мелкий ремонт. Нужно было обставить квартиру мебелью, установить недостающую бытовую технику, доделать ее под себя. Оставаться на ночь у нас с сыном пока не было возможности. Мы жили по соседству, проводили у Лени полдня и уходили к себе ночевать», — вспоминает Родянко. Также она прокомментировала слухи об алкоголизме и одиночестве артиста, заявив, что женщина, говорившая об этом, «не являлась ни близкой знакомой Леонида, ни тем более его подругой».
Леонид Борткевич с первой женой Ольгой Фото: личный архив Если верить Саврасовой-Абрамовой, девочка появилась на свет после непродолжительного романа артиста с ее матерью. Имя этой женщины, как и ребенка, Антонина не называет, оговариваясь лишь, что к миру шоу-бизнеса она никакого отношения не имеет. Более того, якобы бывшая возлюбленная певца опасается заявлять о себе, потому что ее запугали близкие Борткевича. Вторая жена Леонида Борткевича — знаменитая гимнастка Ольга Корбут Фото: личный архив Известно, что Леонид Леонидович трижды состоял в браке и у него подрастают трое сыновей, рожденных от каждой из жен, а также внебрачный отпрыск, появившийся на свет от фанатки Ирины Померанцевой. С последней супругой — Татьяной Родянко, старше которой он был на 36 лет, Борткевич развелся незадолго до смерти, но они продолжали видеться вплоть до его кончины. Навещала певца и его первая супруга Ольга Шумакова, но довольно редко. Куда пропали миллионы Борткевича? Однако, по словам все той же Саврасовой-Абрамовой, экс-солист «Песняров» последние месяцы вел очень одинокую жизнь.
Артист страдал диабетом, но никто о нем не заботился, не покупал ему еду, не убирал у него дома.
Ну, да Бог с ним, с этим «скандалом». Меня больше интересуют моральный аспект поступка Борткевича-писателя, потомка, как он говорит, «старинного дворянского рода польско-литовских князей Радзивиллов» — согласитесь, это дорогого стоит! Главу «Владимир Мулявин» Борткевич начинает красиво и, я бы сказал, возвышенно и гордо: «Если бы меня спросили, есть ли в нашей эстрадной музыке человек, которого можно назвать гением, то я бы назвал только одно имя.
И назвал бы его, не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и сейчас: Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще, гений на эстраде — событие не из рядовых. Талант такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно проявляется в более серъезных и авторитетных сферах. Ну, кто же с этим не согласится!
И сказано красиво, со знанием дела. Но — стоп! Я где-то это уже читал. Посмотрим… Открываю А.
Вейценфельда: «Если меня спросят, есть ли, или был в нашей эстрадной музыке…человек, которого можно было всеръез назвать гениальным, я бы назвал только одно имя. Назвал бы не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и десять, и сегодня. Это Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще-то гений на эстраде — явление противоестественное.
Дарование такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно реализует себя в более серъезных и достойных сферах…Таковы в джазе Армстронг, Гершвин, Эллингтон и Паркер, в рок-музыке — «Битлз». Может, это редкостное, почти мистическое, зеркальное совпадение мыслей двух людей, живущих в разных странах? Где-то я слышал, что такое возможно…Читаю дальше… У Борткевича: «Гения возможно выявить исключительно по количеству и качеству того нового, что он привнес в искусство: насколько много этого нового и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты. Гениальность Мулявина не в том, что он придумал объединить фольклор с элементами рок-музыки, — кто только и до и после «Песняров» не пытался соединять фольклор самых народов с роком.
Кое-что получалось. Но не более того. По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А.
А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты». И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки. И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как».
Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно. Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…». И дальше по тексту.
Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс! Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр.
Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления. Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал. Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…».
Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена».
В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда. И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте».
Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно». А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…».
А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования».
У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай! Без сомнения, статья А.
Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича? Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта.
Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году.
В 2000 году вернулся в Беларусь. В 1999 году вновь стал солистом ВИА «Песняры» и пребывал в нём до самой смерти его руководителя Владимира Мулявина в 2003 году. Предполагалось, что именно Борткевич возглавит ансамбль после кончины Мулявина, но Министерство культуры Беларуси назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка.
Сразу же после этого Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры» под управлением Леонида Борткевича под эгидой российского ООО «Песняры» , продолжая традиции мулявинского коллектива. В 2008 году этот ансамбль распался. В феврале 2009 года Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича. Выпустил три сольных альбома и несколько синглов. Алексей Хлестов является постоянным участником Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».
Борткевич, Леонид Леонидович
Отца рано не стало, мать работала бухгалтером и одна занималась воспитанием сына. С раннего детства у Леонида Леонидовича был прекрасный слух и голос. Благодаря выдающимся способностям он стал солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров Минска. Позднее занял место солиста хорового ансамбля «Юность» при Минской консерватории.
Параллельно обучался в музыкальной школе по классу трубы. Леонид Борткевич в молодости, фото: vma-pesnyary. Дипломный проект Борткевича стал основой для проектирования кинотеатра «Октябрь» в Минске.
Во время обучения в техникуме был солистом местного оркестра, а в дальнейшем стал вокалистом вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». Творчество он совмещал с работой архитектора в «Белниигипросельстрой». Карьера В 1970 году начал свою карьеру в ВИА «Песняры» , где сумел проявить себя одним из лучших вокалистов ансамбля.
Позднее Леонид Борткевич рассказывал, как попал в «Песняры»: «Ведь я после окончания архитектурного техникума уже самостоятельно работал архитектором. Мулявин фактически вырвал меня из родной среды и «перепрофилировал». На каком-то концерте Мулявин услышал меня и пригласил на прослушивание.
Я показал всё, что умею, распелся и во весь голос спел «Ах ты, степь широкая» из репертуара Лемешева. Затем мы вместе спели, в унисон, да так, что назавтра он пригласил меня на репетицию и признался, что до того прослушал человек сорок, а ведь среди них были выпускники консерватории. В эту же ночь он написал для меня песню «Александрина», и через два дня я уже пел её в Москве, в Колонном зале Дома Союзов.
Все произошло как в сказке про Золушку. Леонид Борткевич, фото: pesnyary. Так как совмещать гастроли и учёбу не получалось, артисту пришлось уйти из ансамбля «Песняры».
И в 1980 году меня приняли на режиссёрский факультет. Мало кто верил, что человек, находящийся в здравом рассудке, может наплевать на славу, на деньги и уйти практически в никуда. Но именно так я и сделал».
Коллектив много гастролировал, вместе с ними, с собственным номером, выступала и олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Ольга Корбут.
Минск Дворец Республики. Участие в концерте-съемке телеканала СТВ "Золотая коллекция белорусской эстрады"... Неравные браки звезд. В Останкинской студии НТВ прошли съемки очередной передачи "Давайте мириться" с участием "близко" знакомых и бывших мужей Примадонны российской эстрады....
В семье он был очень поздним ребенком. Отец умер, не дождавшись появления сына на свет, от полученных во время войны ранений, и мама вынуждена была воспитывать и содержать ребенка одна. Мальчик рано увлекся музыкой, любил петь, учился играть на трубе, но посвящать свою жизнь музыке не собирался. Обладая природным голосом, Леонид успешно выступал в детском хоре, организованном при местном Доме пионеров, куда его взяли еще в начальных классах. После окончания школы Леонид решил получить профессию архитектора, поступив в техникум. Учеба давалась ему легко, он был один из самых лучших студентов.
Его проект кинотеатра стал дипломной работой студента, а в дальнейшем основой для строительства здания в Минске. Кроме занятий архитектурой, Леонид продолжал заниматься музыкой. Первое время он выступал со студенческим оркестром, а затем стал одним из солистов ансамбля «Зеленые яблоки», где позже его и увидел Владимир Мулявин. Его прекрасный голос и примечательная внешность покоряли девушек и еще будучи студентом Леонид встретил свою первую любовь - Валентину. Романтические отношения длились около года, но после окончания техникума молодые люди расстались. Услышав прекрасный голос Леонида, Владимир сразу пригласил талантливого певца приехать к нему на прослушивание.
Спев несколько музыкальных композиций написанных Мулявиным, Леонид был сразу принят в состав легендарной группы. С этого момента началась творческая биография будущей звезды эстрады и солиста ансамбля. На тот момент Борткевичу исполнился 21 год, и судьба действительно подарила ему счастливый случай, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Вместе с «Песнярами» Борткевич уже через несколько дней отправился на свои первые гастроли в столицу.
Рано потерял отца, воспитывался матерью — бухгалтером. Способности к пению проявились в раннем детстве — был солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров. Потом — солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории. До этого окончил музыкальную школу по классу трубы. Окончил архитектурный техникум. Кинотеатр «Октябрь» в Минске [5] был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича. Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». Работал архитектором в «БелНИИгипросельстрой». В 1970 году включён в состав ВИА «Песняры», где проявил себя как один из лучших вокалистов ансамбля. Туда Борткевич поступил в 1980 году, в том же году из-за невозможности совмещать учёбу и гастроли покинул ансамбль «Песняры». Записывался и выступал сольно. По приглашению Юрия Денисова работал в ансамбле «Мальвы» в Киеве [6]. Концертов там не давал. Работал в компании, которая занималась фотографией и выпуском постеров, где дослужился до менеджера [7].
Памяти Леонида Борткевича: «Что-либо доказать можно только своей работой, собственным творчеством»
Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Бывший солист ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич умер чуть больше месяца назад (он скончался 13 апреля от почечной недостаточности), а его родные уже обсуждают, кому достанется наследство артиста. — В 1970-е годы Леонид Борткевич был без всякого преувеличения одним из главных действующих лиц в «Песнярах». В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры». Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. В 1964 году Леонид Борткевич окончил 8 классов средней школы и вскоре стал студентом Минского архитектурно-строительного техникума.
Три любви, эмиграция, роман с Пугачевой. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича
Причиной возмущения поклонников Леонида Борткевича стало место захоронения заслуженного артиста Белорусской ССР. Один из лучших вокалистов ансамбля Леонид Борткевич рассказал «СВ» о дружбе с «битлами», о современной музыке и о том, почему он, режиссер по профессии, не снимает кино. Леонид Борткевич участвовал в авторских концернах Олега Молчана, созданные композитором песни вошли в репертуар Борткевича. Причиной возмущения поклонников Леонида Борткевича стало место захоронения заслуженного артиста Белорусской ССР. 13 апреля ушел из жизни Леонид Борткевич — голос ВИА «Песняры», а возможно, и один из лучших вокалистов Советского Союза.
«Он был легендой музыки и светлым человеком». Друзья вспоминают о Борткевиче
Три любви, эмиграция, роман с Пугачевой. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича | Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. |
Детство без отца, внебрачный сын, развод после 22 лет брака: превратности судьбы Леонида Борткевича | Бывший солист ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич умер чуть больше месяца назад (он скончался 13 апреля от почечной недостаточности), а его родные уже обсуждают, кому достанется наследство артиста. |
Борткевич Леонид Леонидович - белорусский певец - Наши люди | Помимо того что пел в хоре, Леонид Борткевич учился в музыкальной школе, где осваивал игру на трубе, которую позже он успешно окончил. |
Леонид Борткевич – золотой голос ВИА "Песняры"
Биография и творчество Леонида Борткевича. Вернувшись из эмиграции, Леонид Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, в 2005 году родился сын Кристиан[2]. БОРТКЕВИЧ Леонид Леонидович. Биография. Рейтинг. Новости. Персоны.
Памяти "Песняра" Леонида Борткевича: фото разных лет
Леони́д Леони́дович Бортке́вич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. Заслуженный артист Белорусской ССР (1979). Лауреат международных фестивалей и конкурсов. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича. Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР. Леонид Леонидович Борткевич — чем известен, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Скончался Леонид Борткевич, которого называют тайным любовником Пугачёвой. Почему солист легендарных «Песняров» умирал в одиночестве?
«Не хотел ехать в больницу»: жена Леонида Борткевича о его болезни и похоронах
Через 5 лет супруги разошлись. Со второй женой, Ольгой Корбут, Леонид вступил в брак в 1977. В следующем году в семье появился сын Ричард, у которого в настоящее время имеется трое детей. В 1989 году Борткевич вместе с женой и сыном уехал в Америку. Вокалисту любимого на родине ансамбля было скучно в стране, где он не был востребован. С Ольгой Корбут расстался после 22 лет совместной жизни. Разведясь, бывшие супруги остались друзьями. С третьей супругой — моделью Татьяной Родянко, которая была на 36 лет младше вокалиста, легенда «Песняров» зарегистрировал брак по возвращении из Штатов. В 2005 у супругов появился сын Кристиан.
Кроме троих детей, рожденных в браке, у артиста имеется еще один внебрачный сын Алексей 1980 от актрисы Ирины Померанцевой. Но он с ним не общается, т. Сына воспитывает ее муж.
Я любил всех своих жен, но одну больше всех. С первой супругой, Ольгой Шумаковой, он прожил пять лет. Их любовная лодка разбилась не о быт, а из-за гастролей — певец уезжал, жена оставалась дома, ей было скучно. По его словам, в какой-то момент он узнал об ее изменах.
Этого он стерпеть не мог. Нельзя молодым жениться, а потом жить порознь! Не знаю, правда это была или нет, но в один из вечеров я ей все высказал. Приехала ко мне тогда Ольга Корбут, мы дружили. Она слышала весь скандал и практически силой забрала меня из семьи», — вспоминал артист. Ольга — гимнастка, знаменитая на весь СССР, стала не просто новой спутницей Борткевича, но и настоящим другом. Вместе они прожили 22 года, из них половину — в эмиграции.
Вот только на пользу артисту смена обстановки не пошла, и в 2000-м году он вернулся. Спортсменка, которая в США в отличие от мужа снискала успех, осталась там. Я ее просто бросил. Это ее место», — рассказывал музыкант. Леонид Борткевич с Ольгой Корбут. При этом бывшие супруги сохранили теплые отношения. Последнюю любовь артист нашел в родной Белоруссии.
С моделью Татьяной Родянко он познакомился, когда она была еще молоденькой девочкой.
Музыкант со слезами на глазах вспоминал, как познакомился с певицей на музыкальном конкурсе в Каннах. Примадонна тогда была начинающей певицей и попросила «Песняров» ей аккомпанировать. Борткевич уверял, что 25-летняя артистка сама пришла к нему в номер в прозрачном пеньюаре.
Но оба были несвободны — Пугачёва собиралась замуж за Александра Стефановича, а «песняра» дома ждала жена с маленьким сыном. Борткевич и спустя годы питал к Пугачёвой самые теплые чувства. Но второй муж певицы, кинорежиссер Александр Стефанович, уверен, что она ему не изменяла. Со слов друзей, солист «Песняров» любил прихвастнуть.
Борткевич 11 лет прожил в Америке вместе со второй женой, советской гимнасткой Ольгой Корбут, и уверял, что у их сына Ричарда роман с дочерью Дональда Трампа Иванкой.
Он намерен высказать свое отношение к поступку Борткевича в газетной статье. Вайценфельд намерен отстаивать свои права в суде. Нота судьбы». Однако Фрагменты моих интервью, и самое главное, эксклюзивный, специально присланный из Москвы для нашей книги, мы, к несказанному удивлению, увидели в книге господина Борткевича, который выдал их за свои собственные. Поэтому я должен высказать и свое отношение к опусу Борткевича, — в данном случае, скорее как рецензент, а не как обвинитель.
Ну, по порядку. Все началось с заявления главного редактора московского журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда в адрес главного редактора газеты «Культура» и составителя книги «Владимир Мулявин. Нота судьбы» Людмилы Крушинской. Он еще в мае-июне этого года по ее просьбе представил для этой книги рукопись «Песняры: попытка постижения феномена» расширенный вариант его же статьи «Мне не забыть той песни…», опубликованной в том же журнале в 1999 году. С автором был заключен договор. Заявление появилось после того, как А.
Вейценфельд обнаружил в книге Борткевича «Песняры» и Ольга» на 29! Оно уже имеется на обоих форумах поклонников «Песняров» и на сайте российского информагентства Intermedia , освещающего события шоу-бизнеса. В частности, в заявлении говорится, что «кроме этого, 17 страниц прямо украдены им Борткевичем из воспоминаний Владимира Николаева «Записки песняра», опубликованных в Вологодской областной газете «Русский Север» в 2002 году, и еще несколько страниц даны в близком к тексту пересказе из Николаева… Владимир Николаев уже поставлен в известность об этом. Издательство «Вагриус» переложило всю ответственность за факты плагиата на автора…». Заявление А. Вейценфельда заканчивается словами: «В связи с этим я хочу проинформировать общественность о данных фактах, и заявляю, что намерен защищать свои авторские права всеми предусмотренными законом способами».
А, может быть, Анатолий Иванович преувеличил и раздул пожар на пустом месте? Ведь трудно поверить, что такой талантливый и уважаемый в народе солист-вокалист, как «песняр» Леонид Борткевич, не один год шедший рядом с Мулявиным, мог пойти на такое! Я лично поверил тогда, когда, еще не имея его книги на руках, увидел отдельные фрагменты моих сугубо эксклюзивных разговоров-интервью с Мулявиным, опубликованные — за авторством Борткевича! До выхода своей книги Борткевич успел ее отдельные главы «разместить», в частности, на страницах и «Белорусской газеты». И тут А. Вейценфельд начал бить в колокола, увидев свои незакавыченные мысли-раздумья, «спетые» как по нотам знаменитым артистом.
Итак, я хочу высказать и свое отношение к книге Леонида Борткевича. Высказать, как говорили древние, sine ira et studio — без гнева и пристрастия. Речь пойдет только о тех главах, которые касаются непосредственно «Песняров» и Мулявина: «Песняры» до меня», «Я в «Песнярах», «Гастроли», «Возвращение», «Гений Мулявина» — это 116 страниц, чуть меньше половины всей книги. Из них примерно 7 страниц занимают различного рода закавыченные цитаты, правда, без указания конкретного источника издания. Так, один раз он цитирует А. Вейценфельда, один раз — В.
Яшкина; пару раз дает фрагменты из интервью некого корреспондента с Мулявиным вообще без ссылок на источник — а интервью брал я, правда, к моему тексту «пришпилены» полторы страницы некоего постороннего интервьюера ; дает три выдержки из американских газет; приводит неизвестно чью цитату из «Новой газеты» и еще несколько цитат известных людей, на которых ссылался В. Яшкин в своей книге «На полпути от эстрады к театру» о ней речь пойдет позже. Остальные главы, впрямую не касающиеся ансамбля «Песняры» и Мулявина, связанные с личной жизнью автора, в том числе с его первыми шагами в музыке, с семейными отношениями с Ольгой Корбут, с жизнью в США, с какими-то приватными встречами — к разговору не относятся. Как журналиста и, в данном случае, как добровольного рецензента, эти главы меня не интересуют. Книга «Песняры» и Ольга» по стечению обстоятельств стала моей настольной книгой. Рядом — вышеупомянутые материалы Анатолия Вейценфельда, Владимира Николаева, Валерия Яшкина, мои интервью с Володей Мулявиным, некоторые газеты, в которых печатались воспоминания Борткевича, и те газеты, которые мгновенно включились в «скандал недели».
Ну, да Бог с ним, с этим «скандалом». Меня больше интересуют моральный аспект поступка Борткевича-писателя, потомка, как он говорит, «старинного дворянского рода польско-литовских князей Радзивиллов» — согласитесь, это дорогого стоит! Главу «Владимир Мулявин» Борткевич начинает красиво и, я бы сказал, возвышенно и гордо: «Если бы меня спросили, есть ли в нашей эстрадной музыке человек, которого можно назвать гением, то я бы назвал только одно имя. И назвал бы его, не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и сейчас: Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще, гений на эстраде — событие не из рядовых. Талант такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно проявляется в более серъезных и авторитетных сферах.
Ну, кто же с этим не согласится! И сказано красиво, со знанием дела. Но — стоп! Я где-то это уже читал. Посмотрим… Открываю А. Вейценфельда: «Если меня спросят, есть ли, или был в нашей эстрадной музыке…человек, которого можно было всеръез назвать гениальным, я бы назвал только одно имя.
Назвал бы не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и десять, и сегодня. Это Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще-то гений на эстраде — явление противоестественное. Дарование такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно реализует себя в более серъезных и достойных сферах…Таковы в джазе Армстронг, Гершвин, Эллингтон и Паркер, в рок-музыке — «Битлз». Может, это редкостное, почти мистическое, зеркальное совпадение мыслей двух людей, живущих в разных странах? Где-то я слышал, что такое возможно…Читаю дальше… У Борткевича: «Гения возможно выявить исключительно по количеству и качеству того нового, что он привнес в искусство: насколько много этого нового и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты.
Гениальность Мулявина не в том, что он придумал объединить фольклор с элементами рок-музыки, — кто только и до и после «Песняров» не пытался соединять фольклор самых народов с роком. Кое-что получалось. Но не более того. По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А. А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты».
И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки. И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как». Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно. Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…».
Леонид Леонидович Борткевич
В 1980 году Борткевич поступил в Российский институт театрального искусства ГИТИС на режиссёрский факультет курс режиссера, профессора Иоакима Шароева и вынужден был уйти из «Песняров» из-за невозможности совмещать концерты с учёбой. Его место в «Песнярах» занял музыкант и певец Игорь Пеня. В 1999 году к ним в гости приехал Владимир Мулявин и предложил Леониду принять участие в проекте «Золотой шлягер». Выступления ансамбля с его участием зрители встречали восторженно, популярность вновь вернулась к певцу. В 2003 году Владимир Мулявин погиб в автокатастрофе. Борткевич надеялся, что руководство ансамблем доверят ему, однако в Министерстве культуры Белоруссии назначили руководителем ансамбля Валерия Скорожонка. После чего он попытался создать свою команду, но она просуществовала недолго — распалась в 2008 году [3] В феврале 2009 года Леонид Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» [1].
Супругой Леонида Борткевича была всемирно известная гимнастка Ольга Корбут, олимпийская чемпионка. Они поженились и уехали в США еще в 1989 году.
Там прожили десять лет. У пары родился совместный сын Ричард. Правда, отношения не сложились, и они в итоге расстались. Но Борткевич и Корбут сохранили дружеские отношения. Немногие знают, но до своей звездной карьеры в "Песнярах" Борткевич собирался стать архитектором. Он даже закончил Минский архитектурный.
Первое выступление прошло в Москве. После Борткевич окончательно влился в коллектив.
Ансамбль был популярен и гастролировал по всему Советскому Союзу, а также за границей. ВИА к 1976 году выпустил порядка 45 млн пластинок. Группе часто доставались различные награды. Совмещать обучение, гастроли и запись альбомов являлось сложной задачей. Борткевич выбрал образование и оставил "Песняров". Спустя некоторое время он стал вокалистом группы "Мальвы", а по истечении 9 лет отправился с семьёй в США, обосновавшись там. Через 10 лет к нему приехал Леонид Мулявин и сделал предложение принять участие в "Золотом шлягере". В 1999 году он возвратился в "Песняры" и оставил семью с Корбут.
Такую версию рассказывал журналистам сам Борткевич, но у его бывшей жены была иная история. По ее словам, однажды она пришла домой, вернувшись с курорта раньше, чем предполагалось. Дома она обнаружила своего благоверного и женщину в халатике, чье белье сушилось в ванной. Ольга отзывалась о ней как о "неряшливой даме", в которой не смогла узнать знаменитую гимнастку Ольгу Корбут.
Жена Борткевича все сразу поняла, но муж сумел убедить ее в том, что поняла она все неправильно. Якобы Ольга Корбут остановилась в их квартире лишь потому, что остановиться ей больше было негде. На плите варилась картошка к ужину, все сели за стол, молодая жена Борткевича предпочла поверить лжи мужа, и Корбут еще несколько дней прожила в их квартире. Но позже первый брак певца распался.
Брак двух друзей То, что рассказ супруга о чисто профессиональных отношениях с Корбут был обманом, первая жена певца поняла, когда увидела сообщения о свадьбе Леонида и Ольги Корбут. Со своей второй супругой Леонид прожил 22 года. Между ними были хорошие и ровные отношения, оба позволяли себе заводить романы на стороне, о которых догадывался каждый из супругов, но никто не устраивал сцен, и такое положение дел устраивало и Корбут, и Борткевича. Мулявин, узнав об этом, пришел в ужас, поскольку понимал, что совмещать учебу и многочисленные гастроли Леонид не сможет.
Он сказал ему сделать выбор между институтом и музыкой, и Борткевич выбрал первое. Позже о своем решении он не жалел. Артист выступал с коллективом "Мальвы", где в одном из номеров была задействована Ольга Корбут. А в 1989 году уехал с супругой и их сыном Ричардом в Америку.
Здесь ему пришлось играть вторые роли, он практически стал тенью знаменитой на весь мир жены - олимпийской чемпионки.
«Как будто камертон, ни одной ноты мимо». Друзья и коллеги о «песняре» Леониде Борткевиче
Часто звали на различные мероприятия, предлагали тренерскую работу. В общем, Ольга была на виду и зарабатывала деньги. А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать. Мало того, что здесь его имя ничего не значило и он не был тут никому нужен, так еще и пребывать в тени успешной супруги после стольких лет звездной жизни в СССР было невмоготу. Отношения Леонида и Ольги постепенно сходили на нет. Еще оставаясь супругами, они уже каждый жили своей жизнью, не скрывая отношений на стороне. В конце концов, Борткевичу такая жизнь надоела.
В Америке Ольга была звездой, а он лишь приложением к ней. Лебединая песня До прежних высот было далеко, и все же в составе «Песняров» пусть уже и постаревший и не так красавец, как раньше, Борткевич чувствовал себя здесь нужным. Его имя опять было на слуху, он выступал, пел любимые песни, наслаждался звуком оваций из зрительского зала. В том составе «Песняров» он был, пожалуй, одним из самых звездных участников. Поэтому, когда в 2003 году умер Мулявин, все прочили Борткевича на место во главе прославленного коллектива. Однако, белорусские чиновники от искусства так же неожиданно пошли другим путем.
После этого обиженный Борткевич коллектив покинул, и создал своих собственных «Песняров», считая, что имеет на это право. В 2004-м Борткевич женился в третий раз. Мальчишка стал его настоящей отдушиной. Артист больше всего мечтал успеть вырастить сына и поставить его на ноги. Но и этот брак, видимо, развалился. О причинах ходили самые разные слухи.
Кто-то ругал его супругу, которая якобы разочаровалась в муже, который оказался не таким успешным, как это казалось раньше. Кто-то винил самого музыканта, который все свои неудачи заливал алкоголем, напрочь забывая о семье. Как бы там не было, но последнее время музыкант жил один. Уже не было в его жизни ни музыки, ни концертов, ни оваций. Зато было четыре стены дома и алкоголь. А еще болячки, на которые он не обращал внимания.
Одна из его знакомых, навестив его незадолго до смерти, рассказывала: «Леня был в ужасном состоянии и все время пил.
Борткевич уверял, что 25-летняя артистка сама пришла к нему в номер в прозрачном пеньюаре. Но оба были несвободны — Пугачёва собиралась замуж за Александра Стефановича, а «песняра» дома ждала жена с маленьким сыном. Борткевич и спустя годы питал к Пугачёвой самые теплые чувства. Но второй муж певицы, кинорежиссер Александр Стефанович, уверен, что она ему не изменяла. Со слов друзей, солист «Песняров» любил прихвастнуть. Борткевич 11 лет прожил в Америке вместе со второй женой, советской гимнасткой Ольгой Корбут, и уверял, что у их сына Ричарда роман с дочерью Дональда Трампа Иванкой. А сам он на короткой ноге с Арнольдом Шварценеггером.
За несколько дней до смерти с солистом «Песняров» виделась его подруга Антонина Саврасова.
На тот момент Борткевичу исполнился 21 год, и судьба действительно подарила ему счастливый случай, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Вместе с «Песнярами» Борткевич уже через несколько дней отправился на свои первые гастроли в столицу. Мулявин написал для солиста несколько новых песен, с которыми он и вышел на сцену. Успех был огромный, певца сразу заметили и полюбили зрители. После столичных гастролей ансамбль отправился в музыкальное путешествие по городам Советского Союза и в каждом из них покорял публику своими мелодиями, профессионализмом и удивительными голосами. После первых гастрольных выступлений Леонид привез домой огромную сумму заработанных денег. Вспоминая о своих первых успехах, Леонид рассказывал, что разменял первые заработанные им деньги на мелкие купюры и разложил их дома на диване, чтобы удивить свою маму.
Увидев огромное количество денег, а заработал он первый раз около 4000 рублей, мама была в шоковом состоянии, и Леониду с большим трудом удалось ее убедить в том, что эти деньги он действительно заработал. Этой суммы вполне могло хватить на покупку новой машины, но семья решила сделать ремонт, поменять мебель, купить самый лучший телевизор и обеспечить себе безбедную жизнь. Борткевич и «Песняры» Вместе с коллективом Леонид выступал на многочисленных фестивалях и конкурсах. Их приглашали с концертами не только в города нашей страны, но и за рубеж. В 1976 году «Песняры» выступили в США, где дали около 150 концертов. Музыкальные критики и публика с восторгом принимали русских музыкантов, это был настоящий успех для молодых музыкантов. Им был предложен контракт и мировой тур, но, в связи с политической обстановкой тех лет, «Песняров» и Леонида Борткевича так и не выпустили из страны. Тираж пластинок коллектива приближался к 45 миллионам.
Их популярность была огромной, ни один сборный концерт не обходился без их участия.
Одновременно учиться и быть участником «Песняров», выступая с гастролями, оказалось невозможно. По окончании вуза некоторое время работал в киевском ансамбле «Мальва». Это повышало успешность проведения концертов коллектива. Основной причиной назвал взрыв на ЧАЭС. Борткевич, оставив семью, вернулся на родину. Вновь вошел в состав легендарной группы.
Руководителем ансамбля назначили Валерия Сторожонка. Леонид не смог найти общий язык с новым лидером коллектива и организовал свою команду, которая начала выступать как российское ООО «Песняры». В группе сохранились мулявинские традиции. Причиной стала коронавирусная пандемия. Частная жизнь Любимец публики имел три официальных брака, в которых у него появилось трое детей. У супругов родился сын Алексей 1973.