Новости сколько метров лед на байкале

Обследование наиболее популярных мест выхода на лёд озера Байкал туристов и отдыхающих позволило государственным инспекторам по маломерным судам Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Иркутской области выявить наиболее опасные места на акватории.

На южном побережье озера Байкал установился ледовый покров

Плотность льда на Байкале пока соответствует нормативам — он не рыхлый и не игольчатый, хотя тёплая погода может быстро поменять ситуацию. В основном в это время, когда погода мягче, а лед капитально встает, организуют походы по льду Байкала, разные кемпинги, катание на коньках, лыжах, на хивусах – судах на воздушной подушке». В некоторых районах на льду Байкала наблюдаются трещины и нажимы. Об этом ИА IrkutskMedia сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по региону. Толщина и, следовательно, прочность ледового покрова на Байкале меняется из года в год и зависит от температуры воздуха, количества снега, волнения озера.

Лёд Байкала

На юге озера ледостав наступил на 26 дней раньше нормы, а на севере — на пять дней позднее нормы. В настоящее время толщина льда на Байкале практически стабильна, и лед еще должен крепнуть. Максимальную прочность он, согласно многолетним наблюдениям, набирает в третьей декаде марта. Так что переправа на Ольхон еще будет работать, как минимум до конца марта. Около поселка Хужир на Ольхоне лед имеет толщину в метр. А вскрытие льда на Байкале обычно начинается в середине апреля. Полностью ото льда озеро очищается в начале июня. Средняя часть Байкала, где располагается Ольхон, вскрывается ото льда с 29 апреля до 5 мая.

Северная — с середины мая. Однако, как говорят метеорологи, все зависит от погоды.

Он не смог выбраться на поверхность, помогая освободиться из водного плена своим родителям». В 70 м от берега, напротив гостиницы «Маяк» в Листвянке, один из грузовиков затонул полностью. Второй грузовик продвинулся дальше и провалился частично. Водителям удалось покинуть кабины». Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией. Замерзающие люди, которым удалось выскочить из тонущей машины, оказались далеко от берега без сухих вещей и спичек. Только чудо в лице А.

Бурмейстера, случайно оказавшегося на своей машине именно в это время и в этом месте, спасло практически замерзших людей от верной гибели. Вот что он рассказывает об этом случае: «Мы искали объезд трещины и наткнулись на свежую майну со следами только что ушедшей под воду машины. В ней плавали коробки с пустыми бутылками. На снегу отчетливо читались следы четырех человек, причем было видно, что с них стекала вода. День был морозным, около минус 30 градусов. Дул северо-запад 5—7 метров в секунду. Шанс выжить при таких условиях в мокрой одежде близок к нулю. Мы проехали по их следу 10 км, прежде чем увидели две шатающиеся фигуры. Когда мы приблизились к ним, поразило то, что они были настолько обессилившими, что даже не реагировали на наше приближение и не узнавали машину. Они не понимали, что это помощь, и уходили от нас прочь к берегу.

Вид их был плачевен. Вся одежда коробилась ледяным панцирем, причем в местах сгиба она лопнула, и образовались дыры до голого тела. Это происходит со всей хлопчатобумажной и синтетической одеждой, при замерзании не разрывается в местах сгиба только одежда из чистой шерсти. Замерзшую одежду невозможно было снять, она примерзла к телу. Все отмороженные места мы интенсивно протерли водкой. Из их рассказов картина случившегося предстала в следующей последовательности: «при 30-градусном морозе разорвало и раздвинуло лед. Трещина мгновенно смерзлась сантиметровым льдом, который быстро запорошило снежной поземкой. Водитель увидел разводье слишком поздно и не смог на гладком льду затормозить. Трещина была широкой, и машина целиком провалилась в воду. Погружение произошло стремительно, за 2—3 секунды.

Водитель успел перескочить с водительского кресла в салон и открыть заднюю дверь для пассажиров, но, уже выпрыгивая, зафиксировал в своем сознании кромку уходящего льда. Глубина в этом месте превышает 800 метров. На руках у него были варежки, которые удалось приморозить к кромке льда, с их помощью выбраться на лед и помочь остальным людям. Им повезло, что мы оказались рядом…» Байкальский лед знаменит своей удивительной прозрачностью. Причина этого не только в удивительной чистоте байкальской воды, в которой мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, но и в мудрости законов природы. Ежегодно при кристаллизации льда, огромные массы поверхностной воды очищается от примесей. Растущий кристалл льда всегда стремится создать идеальную кристаллическую решетку и вытесняет посторонние вещества, поэтому природный лёд обычно значительно чище, чем вода, из которой он образуется. Толщина прозрачного байкальского льда совершенно не ощущается и её можно оценить только по ширине трещин внутри льда. Когда лед молодой и рядом нет трещин, ощущение такое что стоишь над бездной, куда можно тотчас провалиться. Местами лёд на озере волнист и бугрист, как рябь на воде, иногда он — сверхскользкий, с идеальной зеркальной поверхностью.

Сквозь лед можно видеть плавающих рыб, камни на дне, аквалангиста, на глубине — до 40 м. В толще льда можно наблюдать вкрапления вмороженных пузырей газов, которые поднимаются со дна озера, удивительные узоры и причудливые сколы трещин. Из-за восходящих пузырьков газов лед может приобретать молочный оттенок. Лед таит множество загадок. Некоторые его свойства ученые так и не сумели пока объяснить. После нашумевшего фильма «Великая тайна воды» об исследованиях структуры воды, внимание было обращено и на твердую воду — лед. По последним данным лёд имеет 14 структурных модификаций. Среди них есть и кристаллические их большинство и аморфные модификации, но все они отличаются друг от друга взаимным расположением молекул воды и свойствами. В последние годы было сделано много открытий по физике льда. Лёд по своему изотопному составу отличается от воды, из которой образовался.

Большинство растворенных в воде примесей не передается льду, когда он начинает расти — они вымораживаются. Установлено, что при замерзании воды на границе между льдом и водой возникает разность электрических потенциалов, достигающая десятков вольт. Иногда ледяные поля приобретают способность долго светиться в темноте, испуская слабый свет после того, как были освещены солнцем, как будто бы обладают электролюминесценцией. Талая вода, недавно получившаяся при таянии куска льда обладает удивительными свойствами — быстрее и лучше прорастают семена, быстрее развиваются ростки. Лед поет, непрерывно издает звуки, рокочет, пугает громкой канонадой. Поляна с ледяными цветами. Остров Огой, Малое Море В конце октября замерзают мелководные заливы, 1—14 января — глубоководные районы. Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15—20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц. В сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в заливе Лиственничном, например, в начале февраля 1899, 1932, 1952, 1959, 2004 гг.

В южной части Байкал закрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной части — 6—6,5 месяца. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, белого — в два раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед. Торосы обычно бывают 1,5—3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 метров. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т.

На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время. Официальные зимние переправы, например, с материка на остров Ольхон отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г.

Антарктический Ледяной Щит — это грандиозное ледяное царство на Земле, покрывающее почти всю Антарктиду. Его обширные ледяные просторы занимают площадь в 14 миллионов квадратных километров, что делает его самым большим скоплением льда на планете. Огромный объем льда, составляющий 26,5 миллионов кубических километров, свидетельствует о колоссальной массе ледяного щита. Что такое русский поцелуй? Русский поцелуй, хоть и менее страстный, чем французский, тоже очень интересен. Это так называемый купеческий поцелуй: троекратное лобзание в обе щеки. В старину им закрепляли торговые сделки — так могли целоваться и мужчины, и женщины. Где толще лед на озере? Ледяное царство озера.

В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах, и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере. Притоки и сток В Байкал впадают 336 рек и ручьёв, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Из озера вытекает одна река — Ангара. Свойства воды Байкальская вода чрезвычайно прозрачна. Основные свойства байкальской воды можно коротко охарактеризовать так: в ней очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода. Вода в Байкале холодная. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8—10 м, и цвет становится сине-зелёным и зелёным. Лёд Период ледостава в среднем 9 января — 4 мая; замерзает Байкал целиком, кроме небольшого, в 15—20 км протяженностью, участка, находящегося в истоке Ангары. Период судоходства для пассажирских и грузовыхсудов обычно с июня по сентябрь; научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завершают её с замерзанием Байкала, то есть с мая по январь. К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10—30 км, а ширина — 2—3 м. Разрывы происходят ежегодно примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Человеку, стоящему на льду, кажется, что ледяной покров лопается как раз под ногами и он сейчас провалится в бездну. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород. По берегам Байкала можно наблюдать зимой ледяные гроты и набрызги. Байкальский лёд преподносит учёным немало загадок.

Лед Байкала – огромный каток под открытым небом

Впереди уже был виден остров Ольхон, но чем ближе мы к нему подбирались, тем больше было торосов, а дороги видно не было. Теперь стало понятно, где дорога и мы быстро её нашли. Лед настолько чистый, что его можно использовать как стекло. Жаль, что он тает. А ещё на чистом льду было здорово слушать как дышит Байкал.

Глушишь машину, ложишься на лёд и прижимаешься к нему ухом. Старик Байкал всё время то дышит, то охает, то злится, то что-то начинает тебе говорить… Ведь каждую секунду лёд издаёт различные звуки: то громкие, то тихие, то высокие, то низкие. Щелчки сменяются ударами, удары взрывами, взрывы хлопками. То где-то далеко, то прямо под тобой.

Просто незабываемо. Я много раз был на Байкале летом, но даже близко не мог подумать каков он зимой, когда более открыт и доступен, и в то же время более коварен и суров. Это два разных Байкала — зимний и летний. И их оба стоит увидеть.

Дорога привела нас на Ольхон и дальше мы поехали по нему. За те несколько лет, что я здесь не был, посёлок Хужир изменился до неузнаваемости. Раньше это была тихая и маленькая деревушка, а сейчас стал китайским туристическим центром. Ну или просто в тот день 8 марта, кстати их было так много, не знаю, но ночевали мы в большом кемпинге, где по русски говорили мы одни.

Вечером в кафе картина была примерно та же. А на утро нас постигло разочарование — ночью выпал снег и от чистого льда не осталось и следа. И только тормознув юзом можно было им хоть немного полюбоваться. Ну а дальше сначала по грунтовке в потоке маршруток, а потом по единственной на Байкале официальной ледовой дороге через Малое море мы приехали в Иркутск, где Олег, мой напарник и штурман, улетел в Москву, а я поехал по скучным асфальтированным дорогам домой.

Олег, дружище, спасибо тебе! Вот так за три недели бесконечных эмоций и драйва мы проехали по льду на Сахалин , прошли весь БАМ от Комсомольска-на-Амуре до Северобайкальска и прокатились по льду Байкала. И опять у нас не ломалась машина, мы не улетали с дороги, не замерзали и не заболевали.

Становая трещина протяженностью в несколько километров, как рваная рана в движении, — не затягивается. Местные говорят, Байкал будто дышит: лед меняет положение и при температуре минус восемь вода просто не успевает схватиться. Почему водители вынуждены идти на риск Кроме всего прочего, такие трещины мешают прокладке зимнего пути, который связывает большую землю с островом Ольхон.

Открытая вода — это крайне опасно. Он ежедневно совершает несколько рейсов. У причала об опасности выезда на лед сообщают таблички на трех языках, но водителей это не останавливает — по опасному льду каждый день проезжает десяток машин. И вынуждены ехать, рисковать. Жизнь опасная штука вообще, а на Байкале тем более", — говорит автомобилист. Невидимая ловушка При этом штрафовать нарушителей не могут ни работники переправы, ни сотрудники МЧС.

Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться». Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь.

Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега.

Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон.

Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру. Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником.

Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье. Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку. Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы. Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы. У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека. Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая. Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота.

В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры. Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега. Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду. Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода. В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20—30 м и подниматься в высоту на 15—16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г.

Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом Ночью выпал снег и мы попали в снежную ловушку. Выехать со льда оказалось очень тяжело Чистый байкальский лед до момента выпадения на него снега представляет собой привлекательное природное конькобежное поле, но это далеко не ровная поверхность, как на городских катках. Для байкальского льда характерна торосистость, бугристость и большое количество мелких трещин, в которые может внезапно провалиться конек. Участки отполированного ветром зеркального льда встречаются и в марте, но более привычная для зимнего Байкала картина — это заснеженный лед. Аналогов конькобежному и велосипедному марафону по льду не существует в мире, такого большого водоема с относительно гладким льдом просто нет больше нигде, Байкал — самый большой в мире природный стадион для достижения всевозможных рекордов. В 1971 г. Листвянка В. С 1972 г. Время проведения марафона зависит от сроков замерзания Байкала и проходит он ежегодно, как правило, через две недели после того, как Байкал встанет.

Проблемой остаётся «поймать» первый гладкий лед, сразу после ледостава, еще чистый от снега. Обычно это время самых сильных морозов и тонкого льда, незамерзших участков и замаскированных полыней. На конькобежном марафоне 2012 г. Гонку на время участники конькобежного марафона не практикуют и свои результаты официально не фиксируют. Обычно на коньках проходят в день 40—60 км, маршрут от МРС до Листвяки 200 км проходят за три дня. При попутном ветре по гладкому и чистому от снега льду можно проходить до 50 км в день. Но если придется преодолевать торосы, скорость может снизиться до 2 км в час. Байкальский лёд бывает идеально гладким не равномерно. Проблемы для быстрого передвижения создают поля пакового льда и обширные торосы.

Передвигаться лучше всего на быстросъёмных коньках, с лыжными палками и буксируемыми санями, вместо рюкзака за плечами. В 1965 г. Листвянка 40 км. Ежегодно в конце марта организуется массовый переход спортсменов через озеро пешком и на лыжах.

Зимой это огромное озеро, по площади сравнимое с Бельгией, замерзает целиком — кроме того небольшого участка, где из него вытекает река Ангара. Лёд на Байкале настолько прочный, что по нему спокойно ездят внедорожники, а в 1904 году даже ходил поезд по специально проложенной зимней железной дороге. Зимний Байкал представляет собой фантастическое зрелище: на прозрачном бирюзовом льду образуются причудливые узоры из трещин, а входы в многочисленные гроты становятся безопасными. В последние годы многие туристы стали приезжать на озеро именно зимой. Остров Ольхон — самый большой остров Байкала, расположенный рядом с наиболее глубокой его частью. С бурятского это название переводится как «немного лесистый». Лесов здесь действительно много: они занимают примерно треть поверхности Ольхона. Климат Ольхона немного отличается от остального Прибайкалья. Летом здесь жарче, чем где-либо, а зимой — холоднее. Этот остров считается сакральным центром, в котором обитают грозные духи Байкала. Мыс Хобой — самая северная точка Ольхона. Именно его напоминает острая столбовая скала, погружённая в воду. Если посмотреть на мыс с воды, можно увидеть очертания женского лица. С этим связана легенда о молодой девушке, которая из зависти к мужу попросила у духов такой же дворец, как у него. Те, со словами «Покуда на земле будет зло и зависть — будешь камнем», превратили её в скалу. К мысу постоянно приезжает много туристов. Чтобы сохранить уникальную экосистему этого места, здесь запрещено разрушать растительный покров, передвигать камни, вырывать их из дёрна и складывать пирамидки. Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала. В хорошую погоду с него можно увидеть восточный берег и контур полуострова Святой Нос. На западном побережье Ольхона находится мыс Саган-Хушун, который представляет собой массив беломраморных скал. Из-за трёх выступающих массивов его называют Три Брата. В береговых скалах спрятано очень много гротов. Самый большой грот Саган-Хушуна расположен под «старшим братом». Сосульки-сталактиты, свисающие со свода пещеры. Один из самых популярных и излюбленных туристами гротов находится на острове Харанцы. На закате он красиво подсвечивается солнечными лучами. Ледяной грот. Внутри грота температура выше, чем снаружи. Летом подойти к гротам нельзя, так как судно может разбиться о скалы.

Ледовый покров еще не окреп на юге Байкала

МЧС предупреждает рыбаков и туристов о трещине на льду Байкала в районе Утулика и Байкальска. Лёд на Байкале встаёт только в январе. Лед на Байкале зимой не везде одинаково толстый и безопасный. Благодаря сибирским морозам Байкал, прочно скованный льдом, превращается в огромное зеркало, растянувшееся на многие километры. Толщина льда может достигать полутора-двух метров, видов которого на Байкале можно насчитать около 50 — это и колобовник, и сало, сокуи, гвоздики и пузыри. Погода на Байкале в феврале. Морозы до -20 °C держатся до середины февраля, потом становится больше солнечных дней и теплеет до -10 -15 °С. Толщина льда в проливе доходит до двух метров, в открытом Байкале — более полуметра.

50 интересных фактов о Байкале

МЧС предупреждает рыбаков и туристов о трещине на льду Байкала в районе Утулика и Байкальска. В Слюдянском районе толщина льда на озере Байкал составляет от 2 до 15 см. Общая толщина льда на Байкале — от 70 до 110 см. В минувший четверг на Малом море озера Байкал из-за резкого повышения дневных температур повсеместно появилось множество щелей до 3 метров шириной, - сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области. Лёд на Байкале непостоянен: он регулярно меняет свой вид, реагируя на изменения погоды. На Байкале из-за повышения температур и порывистых ветров регистрируются негативные изменения состояния льда.

Как добраться до городов рядом с Байкалом

  • Читайте по теме
  • Выбираем тур
  • Читайте по теме
  • Все про лед Байкала: пузырьки, узоры, торосы. Где найти?
  • Интерактивная карта байкальского льда | Первый Байкальский
  • Ф.К. Дриженко. Лоция и физико-географический очерк озера Байкал. PDF

На Байкале продолжается становление льда

Об этом сообщили в МЧС Бурятии. По данным ведомства, безопасным для передвижения пешеходов считается прозрачный лед толщиной от 15 см. В связи с этим лед на озере не набрал достаточного объема и прочности. В разных районах толщина составляет от 15 до 70 см. Такие показатели считаются аномальными.

Когда будут указатели? Когда будет информационное сопровождение туристических маршрутов? Ничего этого нет, а есть только ограничительные меры в большом количестве. Не могу не отметить, что видна некоторая инициатива создания инфраструктуры на Хобое, где появились настилы, ограждения, щитки для информационных стендов, но самих информационных материалов не появилось. Тем не менее, там нет ни одной урны, туалеты ужасные! Почему этого не делает нацпарк, хотя деньги за въезд собирают, для меня это загадка?! Ведь создание инфраструктуры — это прямая обязанность нацпарка. Это наболевшая тема.

В задачи нацпарка входит, в том числе, развитие туризма на подчиненной им территории. Такое неожиданное введение нормы с запретом выезда на лед — прямо противоречит этой функции. Второй момент: даже если бы об этом стало известно заранее, сейчас технически невозможно пересадить всех туристов на хивусы, так как такого количества судов на воздушных подушках в регионе просто нет. Поэтому считаю, что подобные меры надо вводить постепенно, обдуманно, взвешенно, а также предлагать альтернативы. Например, в виде официальных промаркированных ледовых дорог до основных туристических достопримечательностей. Неофициальную — потому, что на сайте ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» я как ни старался, найти информацию именно про выезд на лед не смог. Поэтому и комментарий мой со слов третьих лиц — журналистов, разместивших в СМИ новость. Итак, что удалось уяснить?

Накануне для граждан ввели следующие тарифы: 50 рублей для жителей Иркутской области, 100 рублей — для всех остальных». Смутило слово «теперь». В соответствии с ним как раз суммы в 100 и 50 рублей и были утверждены. Никакого нового приказа на этот счет я не нашел. Хотя он должен быть согласован Минприроды России и опубликован. Но он не определяет суммы, взимаемые администрацией парка. А лишь говорит, что размер платы устанавливается для каждого национального парка. Что и было сделано в 2017 году.

Итак, делаем вывод, что приказ давний. По нему уже 2 года платят все желающие попасть на север острова Ольхон дальше деревни Харанцы. Почему он вдруг распространился на лёд? Почему именно сейчас? Если приказ действует с 2017 года — не ясно. Ответить может только руководство Заповедного Прибайкалья.

Они с легкостью сбивают людей с ног, ветер может унести лед, который кажется крепким и надежным. Безопасная толщина льда составляет 20 сантиметров.

На переправе на остров Ольхон лед еще неокрепший, его с легкостью рвут даже паромы. Наслаждаться красотой первого льда Байкала пока лучше с берега.

На лед укладывали металлические рельсы и предполагали перевозить по ним железнодорожные вагоны с западного на восточный берег, однако планы оправдались не в полной мере. Вес паровозов оказался слишком велик, и перед перевозкой их приходилось разбирать, а использовать в качестве основной рабочей силы не паровую, а конную тягу, — рассказывает сотрудник лаборатории гидрохимии и химии атмосферы ЛИН СО РАН Максим Шиховцев. В итоге за месяц активной эксплуатации по зимнему рельсовому пути через Байкал было перевезено более 2 тысяч вагонов и 65 паровозов, что стало беспрецедентным случаем реализации инженерной мысли.

В МЧС предупредили о сложной ледовой обстановке на Байкале

Чем больше снега, тем он тоньше. Вес автомобиля может выдержать лёд толщиной и в 40-50 сантиметров. В зимний сезон на машине можно добраться в обычно труднодоступные для автомобилистов места. Например, на остров Ольхон летом можно попасть, только проведя несколько часов в очереди на паром.

Если лёд гладкий и не покрыт снегом, тормозной путь после разгона до 100 километров в час составит больше пяти километров! Но такие трюки можно проделывать только в компании с опытными местными автогонщиками, которые знают ледовую обстановку и грань между экстримом и каскадёрством. Самый безопасный способ с ветерком прокатиться по льду Байкала — это судно на воздушной подушке.

За 300 рублей вы получите мощную дозу адреналина, когда катер понесёт вас со льда на воду в никогда не замерзающем истоке Ангары, а затем — с разгона — снова на лёд. Вода в Байкале настолько чистая и прозрачная, что камни на дне можно разглядеть на глубине до 40 метров. Замёрзнув, она превращается в такой же прозрачный лёд.

Поэтому на фотографиях с зимнего Байкала так часто попадаются люди, лежащие ничком на льду: они рассматривают причудливые рисунки мелких трещин и замерзших пузырьков в толще льда. Дно видно не везде, зато можно рассмотреть водоросли и мелкую рыбешку. У кромки озера вода быстро замерзает, прибой наплёскивает волны сверху, и лёд продвигается всё дальше в озеро.

В связи с чем, имеются основания брать плату за посещение. На наш взгляд, вывод это неверный, он противоречит положениям Водного кодекса РФ, согласно которому так называемые поверхностные водные объекты, к которым относится и озеро Байкал, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. И каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Иное может быть предусмотрено только самим Водным кодексом РФ или другими федеральными законами.

Причем этой позиции придерживается и само Заповедное Прибайкалье, когда летом не берет плату с владельцев плавсредств, перемещающихся по акватории Малого моря, но не причаливающих к берегу, отнесенному к особой территории. Но зимой позиция меняется? То есть переход воды из одного агрегатного состояния в другое влияет и на смену её юридического статуса? Думаю, вряд ли.

Значит, и за нарушение обязанности по оплате его привлечь нельзя. Поэтому обещанные штрафы на сумму от трех до четырех тысяч рублей видимо, по ст. И их надо обжаловать, что мы и сделаем при первой же возможности. Тема встречи — «Безопасность пребывания граждан на льду».

Цель — создать условия, при которых люди и транспорт не будут проваливаться под лед, количество происшествий сократится. Из перечня инструментов, обсуждаемых на конференции, следует, что будет маркировка маршрута и, возможно, появятся пункты обогрева. Как отметила начальник отдела туризма ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Кристина Глотова, в данный момент ведутся работы по паспортизации ледового маршрута, протяженностью 160 км по акватории пролива Малого моря от Куркутской бухты до метеостанции Узуры. Но пока, на мой взгляд, на ряд вопросов нет ответов.

Сколько будет пунктов для получения разрешений? Возможно ли получение разрешения и оплата в одно касание? Скажем, через мобильное приложение, без посещения офиса и звонка? Будет ли контроль за теми, кто оплатил и двигается по льду?

Разрешено ли движение по льду в ночное время? Что входит в оплату — только учет и маркировка или спасение? Будут ли за сумму оплаты поднимать автомобиль, если он провалится под лед на маршруте? Сколько и где будут размещены пункты обогрева?

Какова их вместительность и функционал? В целом, цена разрешений — 50—100 рублей — незначительна, если будет достигнута цель, когда по итогам сезона-2020 не будет зафиксировано несчастных случаев. Проект мне видится незаконченным, поэтому его сложно оценивать сейчас. Я думаю, что правильнее было бы использовать тестовый режим.

Это был бы хороший опыт. Потребители, местные жители тестируют услугу, дают обратную связь, идет доработка проекта, идет синхронизация услуги с туристическим бизнесом.

Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21. При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.

Так, зимой с 1903-го на 1904 год между поселком Танхой и Портом Байкал была устроена железнодорожная переправа.

На лед укладывали металлические рельсы и предполагали перевозить по ним железнодорожные вагоны с западного на восточный берег, однако планы оправдались не в полной мере. Вес паровозов оказался слишком велик, и перед перевозкой их приходилось разбирать, а использовать в качестве основной рабочей силы не паровую, а конную тягу, — рассказывает сотрудник лаборатории гидрохимии и химии атмосферы ЛИН СО РАН Максим Шиховцев.

Навигация по записям

  • На Байкале продолжает «играть» лёд
  • Лед Байкала в феврале и марте 2024 (когда лучше ехать)
  • На Байкале продолжается становление льда
  • На Байкале продолжается становление льда
  • Интерактивная карта байкальского льда | Первый Байкальский

На Байкале начался ледоход

Экспозиция занимает около 1 километра, всего в парке около 30 композиций. Это огромная черепаха, голова и лапы у нее ледяные, а панцирем служат скалы, камни и земля. Гyляя пo пapкy, мoжнo yвидeть дpaкoнoв, тpoллeй, pycaлкy, а в гротах и pacщeлинax заметить разные ледяные фигурки. Парк начал работать 13 февраля, но уже сейчас, в начале марта, скульптуры начали подтаивать, лед приобрел грязно-коричневый оттенок. Жизнь ледовых скульптур коротка, уже к концу марта они практически растают и постепенно снова превратятся в байкальские волны. После ледовых фигур мы поехали к скале Шаманка. Она есть на всех календарях и буклетах, посвященных Байкалу, но, как правило, в летнем варианте. Эта скала тоже считается местом силы, именно здесь первые шаманы приносили жертвы духу хозяина острова Ольхон. К сожалению, время не позволяло нам подняться наверх и сверху увидеть привычные очертания скалы. Удалось только издалека сфотографировать 13 сэргэ, это столбы для коновязи, священное место для каждого жителя Байкала. Каждый из сэргэ обвязан разноцветными кусками ткани, призванными донести просьбы богам.

После Шаманки поехали к мысу «Три брата». Это высокий скальный массив, отвесно обрывающийся в воды Байкала. Еще его называют «Белый Мыс» по-бурятски Саган-Хушун , возможно из-за того, что горные породы, образующие мыс, имеют светло-серый и почти белый цвет. Скалы этого мыса покрыты красным лишайником и смотрятся не белыми, а рыже-красными. Склоны небольших бухточек между скалами-братьями покрыты красивейшим наплесковым льдом на многометровую высоту. Можно представить, как поздней осенью в морозную погоду штормовые волны Байкала разбивались о скалы тысячами брызг и постепенно застывали, образуя причудливые ледяные фигуры. Ледяные наплески здесь настолько красивы, что мы не могли оторваться от них и пойти к машинам. В каждом новом гроте обнаруживались новые красоты, которые так хотелось запечатлеть на фото. Но уже наступил вечер, солнце начало прятаться за горизонтом, и пришлось срочно паковаться в машины и ехать обратно. Впереди нас ждало 60 км пути, которые хотелось пройти без неожиданностей и экстрима.

Но, увы, это Байкал, и без экстрима он не хотел нас отпускать. Трещина, через которую мы удачно проехали днем, стала шире, наша машина с разгона проскочила через нее, а для остальных пришлось прокладывать новый путь. Большие опасения были за легковой автомобиль, который ехал с нами. И не напрасно — все «буханки» преодолели трещину успешно, а легковушка погнула обе передние стойки. До берега она кое-как доехала, но ремонт предстоял серьезный. Уже почти в самом конце пути наша машина слегка сбилась с пути и застряла в глубоком снегу. Пришлось снова вытягивать ее тросами. В общем, когда мы оказались на берегу, все дружно закричали «Земля»! Этот длинный день закончился, остались только множество фото и воспоминаний о нереальном, фантастическом байкальском льде. День четвертый.

По всем прогнозам сегодняшний день должен быть единственным солнечным днем в нашей поездке, и, конечно же, его нужно было использовать для посещения Чивыркуйского залива. Радовало, что для этого нам не нужны турфирмы, мы могли ехать на своем автомобиле. И вот, после вкусного завтрака мы едем на Чивыркуй! Перед въездом в национальный парк зарегистрировались, показали пенсионные удостоверения и, рассказав, что мы здесь уже далеко не первый раз, получили бесплатный пропуск на весь год. Дорога по Святому Носу вызвала прямо-таки ностальгические воспоминания. Проезжали знакомые стоянки, места, где столько раз отдыхали летом и, конечно, любовались очертаниями полуострова. Особенно привлекала взгляд гора Маркова, вот она, прямо за моей спиной. Мы были там трижды в разные годы, есть что вспомнить! Дорога по полуострову зимой отличная, пожалуй, даже лучше, чем летом. После поворота от Глинки на Монахово она не ухудшилась, только снега в лесу стало больше.

Вот, наконец, и Монахово. Навесы для отдыхающих стоят ровной полоской среди снежной равнины, не видно, где заканчивается суша и начинается Байкал. А вот и съезд на лед. Дорога раздваивается, мы едем по правой, решив, что левая пойдет к близлежащим деревням. Качество дороги просто поразило — ровная, очищенная от снега, с указателями и вехами по обе стороны. Подъехали к острову Малый Колтыгей, его еще называют остров Голый. Судя по накатанности дороги, именно сюда возят туристов на экскурсии. Мы не ошиблись, это действительно был тот самый остров с гротами, сосульками, сказочными наплесками и прочими красотами зимнего Чивыркуя. Это, видимо, самый большой грот этого островка, и самый живописный. Огромные ледяные сталактиты, кружевные занавеси из длинных тонких сосулек, суровая каменная внутренность грота, которую не увидишь летом — все это было просто сказкой!

Опять приходилось бороться с желанием сфотографировать каждую ледяную композицию. Впрочем, обманываю, мы фотографировали все подряд, и фотоаппаратом, и телефонами, а бороться с желанием показать все заснятое приходится сейчас, когда я пишу это отчет. Многие гроты малозаметны, в них нужно осторожно заползать, чтобы не разрушить ледяную шторку На самом острове множество деревьев с гнездами бакланов. Проплывая летом мимо острова на лодке, мы видели, что остров голый, без растительности. Вернее, растительность есть, но вся она давно зacоxла из-зa ядoвитoгo пoмeтa птиц, и бакланы гнездятся на сухих мертвых деревьях. День выдался действительно замечательным, огромное голубое небо, яркое солнце, подчеркивающее всю красоту наплесков, и прозрачный воздух, позволяющий видеть все самые далекие пейзажи. Нам повезло, мы оказались на Чивыркуе гораздо раньше, чем сюда приезжают экскурсии, поэтому нам никто не мешал любоваться его красотами. По этой же причине мы поехали в бухту Змеевую, чтобы успеть искупаться в горячих ваннах без толп туристов. При входе к купальням нас остановили предупредительные плакаты. Первая ванна самая горячая, летом в ней купаться некомфортно, но весной вода оказалась очень приятной.

Очень удобно расположена раздевалка, совсем рядом от ванны, все вещи на виду. На источниках было так тепло, что мы купались, пожалуй, даже дольше положенного, выходили из воды, фотографировали друг друга и снова грелись в ваннах. Жаль, что источники далеко от Горячинска, хотелось бы посещать их каждый день. На обратном пути смотрели на скалистые берега и острова Чивыркуя, так хорошо знакомые по летним путешествиям. Нам еще предстояло подняться на гору около Монахово. Сейчас туда проложили металлическую лестницу, очень удобную, с пологим подъемом. На смотровых площадках стоят баннеры с различной информацией о Забайкальском национальном парке. С вершины Чивыркуйский залив смотрится, как огромная ровная снежная долина. На обратном пути остановились у речки Буртуй. Видимо, здесь останавливаются все экскурсии.

По данным наблюдений 21 февраля, толщина льда на озере Байкал изменяется в пределах 40-86 см: в северной акватории озера это на 13-20 см меньше нормы, в средней части озера - на 25-27 см меньше нормы, в районе острова Ольхон поселок Хужир - около нормы, в южной акватории озера - на 6-19 см меньше нормы", - говорится в сообщении. Местами в прибрежной части озера образовались торосы - скопления обломков льда. В Иркутской области в конце осени - начале зимы в 2021 году затянулся ледостав из-за теплой погоды. Зимой фиксировались температуры выше климатической нормы.

Например, в январе было до шести градусов теплее, чем обычно.

И получается, что вода, которая наполнила залив, она начинает медленно выходить и при этом она отламливает лёд и начинает выносить его в открытый Байкал. Свои коррективы внесла и тёплая осень, из-за чего в этом году процесс образования льда может затянуться. Я не помню, сколько лет работаю, что первый раз вот так. Нахождение на таком неокрепшем льду очень опасно, поэтому нужно набраться терпения. Окончательно Байкал встанет лишь к февралю, что на месяц позже обычного срока. Автор: Илья Кошлюнов.

Считается, что безопасен для передвижения по нему пешеходов прозрачный лёд толщиной от 15 см. Однако этой зимой он аномально тонкий. В связи с этим лёд на озере не набрал достаточного объема и прочности. В разных районах толщина составляет от 15 до 70 см.

Байкал не стареет

  • Насколько прочен байкальский лед, и что он может выдержать? |
  • В МЧС предупредили о сложной ледовой обстановке на Байкале. Новости. Первый канал
  • На Байкале почти полностью установился ледовый покров
  • Лёд на озере Байкал
  • Почему водители вынуждены идти на риск

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий