Стахий Колотвин: Ну конечно нужно просто понимать между действиями совести, которые даже та же самая психология определяет. Стахий Колотвин – выходец из того поколения, кого коснулись важные периоды становления нашей страны: он родился в годы перестройки и воцерковлялся в 90-е, постигал азы богословия в 2000-е, а священником стал уже в современное время.
«Бывшие язычники теперь приносят детей крестить». Футбольные хулиганы, ставшие священниками
Священник Стахий Колотвин | Стахий Колотвин: Заступница на небесах: какой была блаженная Матрона Московская. |
Отец стахий колотвин в контакте | Станислав Колотвин, более известный как Стахий Колотвин, был талантливым священником Русской православной церкви. |
«Я не боюсь». Священник причащает прихожан на дому - | Похожие видео Священник Стахий Колотвин: Для нас поднять крест и идти за Господом – это великое благо Красота, вселяющая ужас. История одной скульптуры. |
Стахий Колотвин - биография священника РПЦ | Просмотрите доску «Священник Стахий Колотвин» в Pinterest пользователя Ксения Андрусенко, на которую подписаны 1 761 человек. |
Бразильский батюшка служит в московском храме / | Священник Стахий Колотвин Скачать Могут ли усопшие видеть и слышать нас? |
Стахий колотвин: биография, личная жизнь, жена, дети
Опасна ли всеобщая вакцинация? - Стахий Колотвин иерей | Протоиерей Алексей Батаногов и иерей Стахий Колотвин. |
Отец Стахий Колотвин: жизнь московского батюшки, без лоска и прикрас - Теос Медиа | ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА (с сурдоперводом) (12+). 02:00 Профессор Осипов (0+). |
Стахий Колотвин: биография, личная жизнь, жена, дети | Иерей Стахий Колотвин. |
«Неделя о Закхее». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА | Стахий Колотвин – известный российский православный священник, настоятель Храма Воздвижения Креста Господня в Митине. |
Священник Стахий Колотвин | Священник Стахий Колотвин рассказал, что в «Локомотив» регулярно приходит кто-то из служителей церкви – на «Бомбардире». |
Отец Стахий Колотвин: жизнь московского батюшки, без лоска и прикрас
А фанатская среда не особо интересуется этой темой. Что, в принципе, жаль. Возможно, после вот этих информационных событий, люди, которые теплохладно к этому относятся, пусть проявят сначала нездоровый интерес, а потом здоровый. Было ли так вначале этого сезона — неизвестно. Но, хотя многие традиции в «Локомотиве» разрушались и восстанавливались, кажется, ни одно из смен руководства не было настроено как-то специально, чтобы эту традицию прекратить. Приходят и уходят люди, которые пришли заработать. Это нормально, когда человек хочет работать и получать доход. Ненормально — когда человек хочет получать зарплату, но при этом не выкладывается на все 100. Это, конечно, печально.
Это относится прежде всего к сфере руководства. Но если люди нижестоящие не видят перед собой примера начальника, который хорошо трудится, они не будут трудиться сами. Если не видят в руководстве усилий, то, конечно, это будет расхолаживать и футболистов. Поэтому я надеюсь, что очередные перемены в «Локомотиве» по крайней мере не сделают хуже. Молюсь об этом. А там уж — как Господь управит. Потому что Господь никогда не сделает за нас чего-то. Если будет злая воля человеческая — а Господь свободу нашу ценит — и если человек выбирает зло, выбирает провернуть что-то на комиссионных и агентских, то Господь не будет поражать этого человека молнией с небес.
Потому что Господь — не Зевс. Господь он, конечно, спросит.
Получается, что человек приходит, приносит свои ошибки, заблуждения, а ты не должен с ним спорить, ты не должен их опровергать? Стахий Колотвин — Надо прежде человека принять. Ты можешь исправить человека, которого ты принял. Если ты человека не принял, то исправить его тоже не можешь. Вот представьте, пришёл к врачу человек, и ему доктор говорит, да ты больной, что ты ко мне пришёл? Вот выздоровеешь, вот тогда и приходи, давай.
Подлечился, и тогда уж на приём, а что это, ты тут кашляешь, чихаешь, ещё меня тут заразишь, а у меня тут санитарная чистота в кабинете. Ну, абсурд! Нет, как раз и берет и человек, который уже врачебное ремесло для себя поставил, он, наоборот, принимает людей, из которых там течет гной, которые там ходят, хромают, которые вот там горят жаром и так далее. Ну, в общем, и берет с этим и разбирается, надо человека принять. Вот точно так же и мы, и мы, конечно, тут не нужно чересчур возвеличиваться и тоже, батюшка благословил, сейчас я буду всех духовно лечить, сейчас приму вначале, а потом буду лечить. Нет, человек в чём-то быть ещё слаб, в чём-то быть не укреплён, или не ещё, а уже. Наоборот, на него вот сейчас навалилось, он столкнулся с какой-то там реалиями церковной жизни, которая, ну, как-то его там выбивает из колеи, и задача его поддержать в этот момент. Причём задача именно поддержать, а не вмешать в свои исправления.
Тут тоже врачебный пример может нам оказаться полезным. Например, человека нужно прооперировать. У него, правда, тяжёлая какая-то опухоль. Если эту опухоль не вырезать, то человек умрёт. Но у человека у него скачет давление, или у него температура, или он коронавирусом заболел. Да, что у него есть какие-то сопутствующие болезни. Пока вот это всё не устаканится, его оперировать нельзя, его организм не вынесет вот этой необходимой для него операции. Точно так же и вот человек немощной веры, у него сейчас и так вера еле держится, не нужно её укреплять сейчас, нужно просто вот поддержать, у тебя есть вера.
Вера, она берёт и соединена через надежду в любовь. И вот своей любовью ты взял, объял этого человека, принял, понёс его недостатки, его неправоту, его суеверии, его заблуждения, его полную порою неправоту и даже какие-то антихристианские слова, ты его поддержал. И когда человек смог на тебя опереться, укрепиться, когда он, будучи тобой вот именно принят, уже укоренился, успокоился, устаканился, то и в этот момент уже ты можешь ему начинать помогать. Всё-таки из его немощи вероучительной, из его немощи не только учительной, а поступков, поверь, чуть-чуть ему подсказывать. Но чтобы он тебя услышал, он должен чувствовать, что ты его принял и что ты о нём заботишься. Марина Борисова — Эта неделя завершается праздником таким уже общероссийским, не только церковным. За последнее время это стал день празднования семьи, память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Но тут для меня лично больше вопросов, чем ответов.
Почему именно они? Есть, например, замечательная семейная пара Дмитрий Донской и его супруга Ефросиния, принявшая имя в монашестве. Они прожили жизнь, зафиксированную летописями, жизнь удивительную, поскольку они сочетались браком, толком друг друга не зная в подростковом возрасте, оба очень сильные личности прожили жизнь такую, что там просто можно в стихах излагать, можно подробно читать, и никогда не насытишься, потому что там действительно и исторические перипетии, и личные, человеческие, и такая вера, на которую просто смотришь и удивляешься. И семья многодетная, крепкая. Что мы видим на примере святых Петра и Февронии? Мы ничего про них не знаем, это признают абсолютно все. Повесть о Петре и Февронии — это даже не житие, это литературное произведение, написанное уже в XVI веке. Там, скорее, некоторые легендарные изложения, мы можем его ценить как литературный источник.
Но почему эти святые были канонизированы, и почему до сих пор мы вспоминаем их как покровителей христианского брака? Стахий Колотвин — Конечно, то, что житие святых и даже то, что, можно сказать, художественное произведение «Сказание о Петре и Февронии» не договаривает, это не значит, что этого не было. Да, надо понимать, что житийная литература — это некий гимн, вот как богослужебная литература, как воспевание. То есть мы берём, смотрим, воспевается праздник двунадесятый, ему поётся коротенький тропарь, да, но он же не содержит всю там тайну Вознесения Господа на небеса или тайну Преображения Господня, как божественная природа проявляется в телесной природе Спасителя, как это может проявиться в нас при обоженьи, при нашем приближении ко Христу. Точно так же, и когда мы смотрим на Петра и Февроний, мы должны исходить из того, что раз люди их, в принципе, почитают как покровители семьи и брака, то ну как-то раз сказания не упоминаются как-то особо дети, это не значит, что их как-то особо и не было, да? Мы не видим в этом сказании свидетельства о том, что вот как Пётр и Февроний беспокоятся об отсутствии детей, или там думают, кого бы сделать наследником муромского княжества. Но нет вот этого беспокойства. Люди спокойно уже правят, и люди потом могут уйти раньше еще своей смерти в монастырь, значит, они на кого-то перекладывают свою власть, значит, ну тоже с детьми все было нормально.
И более того, не просто эти дети были, а значит, раз ты можешь спокойно уйти в монастырь, это значит, что ты передаешь своему ребенку, в котором ты уверен, что он вырос христианином, что он будет достойным правителем, что он позаботится о том народе, который тебе Господь поручил в твоё послушание. Потому что ну какой же это там правитель, который берёт и уходит от своего послушания, от заботы о народе для того, чтобы там просто спокойно молиться в монастыре? Безусловно, уже мы видим, некоторые, вот как семья, это ж некоторая опора, это некий тыл человека. Человек может совершать великие исторические события, служить ближнему в окружающем мире. Если он укоренён к семье, у него есть вот эта такая точка опоры здесь, то, безусловно, он служит хорошо и ближним, ему легче эту заповедь Божию будет выполнять. Поэтому здесь и в ситуации с Петром и Февронией мы не должны думать, ой, это люди бездетные. Тоже мы смотрим, конечно, на Дмитрия Донского и понимаем, что да, его прославили, но прославили же тоже относительно недавно, это уже к тысячелетию крещения Руси, это относительно вот несколько десятилетий, как церковь почитает Дмитрия Донского как святого человека. Почитался он как герой русского народа?
Да, веками почитался как герой русского народа. Но вот некий как образец, что человек, который посвятил свою жизнь святости, не воспринимался. Хотя, конечно, всё равно благоверные князья, их путь святости — это не путь святости ни монаха-отшельника, ни путь святости мученика, ни путь святости святителя, это всё-таки служение другое. Но вот всё-таки Пётр и Феврония явно с собой являли лучший пример вот такого служения Богу в своём повседневном служении. Причем возможно, что не было никакого вражьего нашествия в годы их правления, не было какой-то отчаянной битвы. И может, если мы понимаем, что Пётр и Февроний это святые до монгольской эпохи, а до монгольской эпохи, несмотря на нашествия печенегов, половцев, главные какие проблемы военные у любого русского княжества, это междоусобные битвы с другими православными русскими князьями, на которых гибнут другие православные русские люди. И то есть то, что вот не вспоминается о каких-то вот ратных подвигах за исключением победы над вот этим змеем и меч используется, да, там уже для того, чтобы силу вражью, силу злобы поднебесной там посекать, да, уже, можно сказать, в каком-то таком символическом смысле, что здесь тоже это некоторое воспоминание о том, что князь Пётр под влиянием своей жены, а мы видим, какое на него она оказывала влияние, что тоже он уклонился от каких-то междоусобиц, и его княжество, его родной Муром смог богатеть, украшаться замечательными храмами, монастырями, потому что был в стороне от вот этой горделивой погони, когда один князь хотел себе присоединить деревеньку от другого княжества, а то и целый город захватить или своего какого-то племянника посадить между чужого племянника на престол соседнего княжества. То есть это тоже некоторый образец вот такого князя благоверного, который заботится о своих людях, но при этом меч есть, если надо, защитит.
И никто не воспринимает князя Петра, что он такой вот слабый, потому что не вмешивается в чужие там какие-то усобицы. Нет, все знают, Грозный такой воин. Если мы посмотрим на какие-то уже элементы такого сказочного порядка в сказаниях Петра и Февронии, но мы всё-таки понимаем, что в житийной литературе это есть. Мы смотрим на жития святых древних мучеников и видим, как там прям по штампу идёт из одного жития в другое. Люди жили в разные эпохи, в разные века Римской империи, римских гонений, с разными правителями общались, кто-то с императором, кто-то с региональным правителем, а диалоги одни и те же. Поэтому точно так же и вот эти элементы, которыми люди, желая прославить угодников Божиих, как-то украшали житье, ну, добавили как рюшечку, как некоторое украшение, как некоторый вот элемент на иконописи, который не несёт какого-то необходимого смысла, а является просто вот прославлением. Когда ты берёшь и храм чуть более прекрасным делаешь, берёшь там какую-то колонну, резьбу по камню внешнюю, делаешь то же, что без этого храм не обойдётся, обойдётся. Но с ним тоже это прекрасно и замечательно.
И мы едем, смотрим до монгольские древнерусские храмы, и видим, как они украшены снаружи резьбой, и понимаем, что да, какая-то там и сказочные животные изображены. Что сказочные животные имеют отношение к Евангелию? Не имеют. А красоту даёт? Даёт, и замечательно. То, что мы смотрим, а как же исторические события, может, не исторические фигуры, где князья с такими именами, тоже про домонгольскую эпоху. Тут обычный маленький вот всё-таки из нашей русско-отечественной истории момент. Домонгольские князья имели два имени.
Было имя родовое, имя вот зачастую языческого происхождения. И так было со всеми князьями. Про некоторые князей мы знаем оба имени, про некоторые князей мы знаем только имя одно. Поэтому, безусловно, Пётр и Февроний — это исторические фигуры, просто мы не знаем, под каким именем, ещё языческим, славянским традиционным именем, князь Пётр правил в Муроме. В евангельском отрывке, который мы разбирали в начале нашей сегодняшней программы, есть слова, где Господь даже удивляется и говорит, вот какая вера, да, и вот именно такие люди придут и возлягут в Царство Небесное, с Авраамом, Иссаком и Иаковым. Поэтому точно так же всем пожелаю, дорогие друзья, удивить Христа своей верой. Вот и себя даже немножко можно удивить, понимаешь, что маловерен, унываешь, понимаешь, маловерен, не готов уступить, понимаешь, что маловерен, любви не хватает.
Каледа в первой части нашего интервью. В годы моей учебы складывалось впечатление, что наиболее популярным и посещаемым был курс «Пастырской психиатрии», который уже на протяжении многих лет ведете Вы. Я тогда выбрал суровые дисциплины по догматике, поэтому теперь так хочется восполнить пробелы в знаниях и начать с основного вопроса: чему может научить будущего священника человек, который занимается медициной?
Сюда входят достаточно распространенные различные депрессии, пограничные психические расстройства, так называемые эндогенные заболевания биполярное аффективное расстройство, шизофрения и др. На мой взгляд, эти цифры излишне завышены. Но в любом случае, цифры говорят о том, что расстройства встречаются очень часто. Помимо этого, мы нередко встречаемся с людьми, у которых отмечается депрессивное состояние — им не просто тоскливо «что-то грустинка меня посетила», как говорят некоторые , у них есть суицидальные мысли. Депрессия в нашей стране отмечается примерно у 8 миллионов человек, а в мире насчитывается 350 миллионов человек, страдающих депрессией. Учитывая эти цифры и то, что священник в своем пастырском служении должен быть готов встретить в Церкви каждого человека, приходящего к нему за духовной поддержкой, врач-психиатр может помочь будущему пастырю получить базовые знания, связанные со спецификой общения с этой категорией людей, ищущих помощи. У меня не было задачи изложить весь курс психиатрии, изложить его классическим образом, фундаментально и обстоятельно, как это делается в учебниках и руководствах для студентов медицинских вузов и врачей-психиатров. Главная задача, которую я перед собой ставил в этой книге, — изложить основы психиатрии максимально доступным и понятным языком, с минимальным использованием медицинских терминов для священнослужителей и студентов православных богословских учреждений, для церковных служителей и для всех, кто интересуется данной проблемой. И поэтому священник является одним из первых, к кому люди приходят со своей бедой, он должен уметь дифференцировать, где психологическая, а где духовная проблема, которая нуждается в помощи именно священника, где сфера именно его компетенции и где сфера чисто медицинская, в которой священник один не справится. Об этом недавно на епархиальном собрании Московской епархии говорил Святейший Патриарх Кирилл.
Священник не может брать на себя ответственность за такие случаи и обязательно должен обращаться за помощью к психиатру и направлять к нему людей, которые нуждаются именно в медицинской помощи. При этом люди с психическими расстройствами, как никто другой, нуждаются в помощи и поддержке священника и церковной общины. И будет ли легче спасать свою душу, если психическое заболевание преодолеваешь? Или это не влияет на духовные проблемы? Эту тему одним из первых поднимал в своих проповедях митрополит Сурожский Антоний Блюм. Можно процитировать слова ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева, который сказал, что человеку, который имеет душевную болезнь, не закрыты ни Царствие Божие, ни благодатная жизнь в Церкви. Это очень важный постулат, на который мы должны опираться. Отец Владимир потрясающе сформулировал задачу, стоящую перед священником в такой ситуации: священник должен набраться мужества и найти нужные слова, чтобы переадресовать больного человека к психиатру.
Стахий алтарничал и пел на клиросе в различных храмах г.
На несколько месяцев командировался в Покровский ставропигиальный женский монастырь и храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине. Стахия в сан пресвитера и своим Патриаршим Указом назначил его штатным священником храма Всемилостивого Спаса в Митине. В 2014 году назначен ответственным за строительство Крестовоздвиженского храма в Митине.
Опасна ли всеобщая вакцинация? - Стахий Колотвин иерей
Беседовал священник Стахий Колотвин. Поможет ли веру психически больному человеку? Протоиерей Стахий был неоднократно награжден за свое бескорыстное служение людям. Священник Стахий Колотвин Скачать Могут ли умершие слышать нас? Беседовал священник Стахий Колотвин. Поможет ли веру психически больному человеку? В Духовно-просветительском центре «Сретение» состоялась встреча со священником Стахием Колотвиным. Стахий Колотвин — выходец из того поколения, кого коснулись важные периоды становления нашей страны: он родился в годы перестройки и воцерковлялся в 90-е, постигал азы богословия в 2000-е, а священником стал уже в современное время.
«Меня встречают, как гонца из внешнего мира»
- «Бывшие язычники теперь приносят детей крестить». Футбольные хулиганы, ставшие священниками
- Стахий Колотвин - биография священника РПЦ: жизнь, служение и вера
- Иерей Стахий Колотвин
- Стахий Колотвин
Стахий Колотвин: биография, личная жизнь, жена, дети
Авторы - КОЛОТВИН Стахий, иерей. КОЛОТВИН Стахий, иерей. Настоятель и ответственный за строительство храма Воздвижения Креста Господня в Митине. Священник Стахий Колотвин: Для нас поднять крест и идти за Господом – это великое благо. У нас в студии был клирик храма святителя Николая в Тушине священник Стахий Колотвин.
Другие эфиры
- «Неделя о Закхее». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА
- «Бывшие язычники теперь приносят детей крестить». Футбольные хулиганы, ставшие священниками
- Также рекомендуем
- Отвечают священники
Отец Стахий Колотвин: жизнь московского батюшки, без лоска и прикрас
В сегодняшнем видео со священником Стахием Колотвиным отвечаем на вопрос: "Почему сейчас нет пророков?". Авторы - КОЛОТВИН Стахий, иерей. КОЛОТВИН Стахий, иерей. Настоятель и ответственный за строительство храма Воздвижения Креста Господня в Митине. До сих пор не лишенный сана священник-модернист также исповедует католическую ересь о «неизгладимости священства». Протоиерей Стахий старался каждому страждущему выделить время, помочь напутственным словом и мудрым советом. Просмотрите доску «Священник Стахий Колотвин» в Pinterest пользователя Ксения Андрусенко, на которую подписаны 1 761 человек.
«Меня встречают, как гонца из внешнего мира»
- Священник Стахий Колотвин
- Стахий Колотвин — все материалы автора | Вечерняя Москва
- «Бывшие язычники теперь приносят детей крестить». Футбольные хулиганы, ставшие священниками
- «Мою руки, волосы и бороду, чтобы вирус не прицепился»
Стахий колотвин биография
Ныне настоятель прихода храма Воздвижения Креста Господня в Митине, иерей Стахий Колотвин, в фанатском миру известен как Стас Священник, бывший участник известной в российском околофутболе "фирмы" — Red Green Vikings. Его история, совмещающая, казалось бы, несовместимое, началась в 2005 году, когда солнечным субботним днём, 28 мая, он впервые отправился на стадион "Локомотив". Проигрывая 0:1, хозяева поля победили 4:1, а я влюбился в футбол и "Локо". Кстати, болельщики команды тогда, как и сейчас, в основной своей массе были неагрессивными, дружелюбными, спокойными. Выделялись на общем фоне. Поначалу ходил на "спокойную" боковую трибуну, считал, что смотреть футбол с "фанатки" — это ниже плинтуса. Однако в итоге туда и попал — за ворота.
Билеты были дешёвые. Я ведь был ещё подростком, тратить мог только деньги, которые давали родители на карманные расходы. Церковь Станислав — старший сын в многодетной православной семье, с детства алтарничал и пел на клиросе в различных храмах столицы, поэтому к решению посвятить себя служению он был готов практически с рождения. Тем не менее это решение далось непросто. После школы собирался поступать на журфак МГУ, но закрались сомнения: а всё ли я делаю правильно? Тот ли путь выбираю?
Переломный момент произошёл после беседы с ныне покойным архиепископом Костромским Алексием Фроловым. Я точно не знал, чего хочу, но владыка смог направить меня в нужное русло. Поступил в Православный Свято-Тихоновский университет на богословский факультет, затем в аспирантуру. Диаконом служил в известном многим месте — Покровском женском монастыре у мощей святой блаженной Матроны, ну а с 20 июня этого года являюсь настоятелем прихода храма Воздвижения. В общем, дел хватает. Футбол и Церковь Рукоположенный самим патриархом Кириллом батюшка, впрочем, свои походы на стадион не оставляет.
В выходной день он нередко меняет рясу на удобные джинсы и кроссовки и отправляется хорошо известной дорогой, которую за 11 лет успел изучить досконально, в родное Черкизово, где играет любимый "Локомотив". Этот сезон вообще какой-то неудачный, потому что все игры домашние выпадают на вечер субботы, а священники накануне воскресенья всегда служат... Так что волею судеб мне доступны лишь воскресные матчи. Человек делает выбор не объективно, а под бесовским давлением. Например, страсть выпить, блуд, зависть, да много чего. Футбол для меня — увлечение, хобби.
Конечно, мои крики "го-о-ол! Но я воспринимаю спорт как творчество и так выражаю свой восторг. Мы видим игру, вроде обычную, но прекрасную, которая облагораживает душу человека. Возможно, ничуть не меньше, чем созерцание изобразительного искусства. Говорю это вполне объективно, так как искусство люблю, регулярно посещаю музеи в России, в Европе. Но я не в силах это изменить.
Я стараюсь работать и помимо храма, но не считаю это необходимостью для каждого священника. Потому что, с одной стороны, так я разгружаю приходской бюджет, а с другой — похищаю свое пастырское время. Если человек помогает священнику, тем самым он дает ему возможность не отвлекаться на сторонний заработок. Когда учился, сразу понял, что торговля благодатью ни в коем случае невозможна.
Это еще Христос сказал: «Даром получили — даром давайте». Поэтому у нас в храме нет даже примерных ценников. Когда ты не указываешь цены, становишься свободным. Приходит человек крестить ребенка, а сам не верит, не исповедуется и не причащается: «Вот я деньги в кассу внес, вы мне обязаны услугу предоставить».
И священник скован этой тарифной цепью. А так ты спокойно можешь сказать: «Дружище, тебе надо подготовиться. Какой ты пример христианской жизни для ребенка, когда ты не знаешь, какой рукой креститься». Зачем вам собирать большую аудиторию?
Мне важно достучаться до людей. Многим сейчас, как правило, тяжело сосредоточиться, они и статью не в силах дочитать — им бы осилить пост в соцсетях. При этом они по каким-то вопросам переживают, волнуются, но ничего не ищут или не находят. Обращаются к священнику — а он им: «Постись, молись, слушай радио Радонеж».
Человек либо сразу уходит обиженный, либо пытается поститься, молиться, слушать, но быстро разочаровывается. А тут ему друг пришлет подсказку — и тогда он что-то в своей жизни переосмыслит. Священники из числа опытных блогеров, которые профессионально раскручивают свои аккаунты, говорят, что обязательно каждый день нужно что-то выкладывать, не писать только о Христе и Церкви, но искать смежную аудиторию. Некоторые пишут, например, на детские темы для родителей, другие — на темы психологии.
Это интересно и полезно, но не о Христе. Это заодно. А если я смог заинтересовать человека не сопутствующей тематикой, не милой фотографией с постановочной фотосессии, не шуткой, а серьезным, но доступным для понимания богословским ответом — значит, я нашел ту самую целевую аудиторию. Вы лично знакомы?
Какая история у вас с ней связана? Я с ней знаком прежде всего не как с писательницей, а как с человеком, который немалую часть своего времени посвящает заботе о больных детях, помогает им, перенаправляет их к хорошим специалистам, регулярно публикует информацию о сборах на детское лечение. Дарья оказалась очень приятным человеком. Из открытых источников я знаю, какого она возраста, но так по ней не скажешь.
Столько энергии, как у Дарьи, я пожелаю каждому священнику. Вы хотели бы с ним лично пообщаться? И если да, то на какую тему? Я бы не ставил каких-то тем.
Иногда оказываюсь на светских телеканалах и встречаю там знаменитых людей, чье творчество я уважаю. Как максимум могу с ними сфотографироваться на память. Их облепляют поклонники с какими-то пустыми разговорами, ну зачем я тоже буду присоединяться? Мне достаточно просто постоять рядом.
Господь меня в этот день порадовал — и слава Богу. К слову, я не знаю, насколько этот аккаунт ведет сам Петр Николаевич, но его профиль отзывается в моей душе. Есть некоторые страницы, на которые я подписан для себя, мне приятно их читать. И такие простые вещи от души, а не от какого-то глубокого книжного богословия очень вдохновляют.
Я не фанат актеров, кинематографа в целом, но вот некоторый шарм Петра Николаевича мне импонирует. Как священники укрепляют мирян, так и миряне укрепляют священников — и отнюдь не денежными переводами, а своей жизненной позицией. Откуда такая страсть к путешествиям? Почему я так сказал?
Возвращаются после лета одноклассники и рассказывают, кто где побывал. Родители смеялись и очень долго потом это вспоминали. Их это развеселило, потому что они росли в советские годы, когда вообще никуда выехать было невозможно. Но именно они привили мне любовь к путешествиям.
С мамой мы ездили в паломнические поездки, папа мог меня взять в командировку. А вот пляжный отдых мне совсем неинтересен — просто трата времени. Может, когда мне будет много лет, я войду во вкус, а пока лучший отдых — насыщенный. Мне жена сказала, когда мы первый раз поехали в отпуск с тремя детьми: «Люди за деньги так не работают, как мы с тобой отдыхаем».
Отпуск — это не отдых, а впечатления. Кто пакует чемоданы? Сколько их у вас? Сейчас дети повзрослели.
Сыну 6 лет, он уже в половину моего роста, и взять ему— 5 футболок тогда и сейчас — это уже разный объем. Так что обычно берем один чемодан большой и один маленький. Дети еще сражаются, кто этот чемодан повезет. В чем причина?
Почему бы не начать откладывать деньги на ипотеку? Но, допустим, ты никуда не ездил год — ну, может, на 1 метр квадратный накопил. За 10 лет — на 10 метров. Но как-то жизни жалко.
Пока ты молодой, нужно обязательно путешествовать, это те воспоминания, которые останутся с тобой. Но даже сейчас сил меньше, чем 5 лет назад. Тогда я мог маленьких детей таскать на себе целый день, а сейчас они подросли, тяжелее стали, да и здоровья не хватает. Ладно, если бы ты не поехал в отпуск и смог купить жилье или сделать взнос на ипотеку.
Это настоящее братство. Фаны не бросают своих, в любой ситуации готовы помочь, объединяются в горе и радости. А вот среди людей, регулярно посещающих церковь, хватает тех, кто забывает о самых простых вещах. Не надо быть другом каждому. Но помогать тому, кто объединён с тобой общей молитвой, надо всегда. Человек, ещё не достигнув ничего в жизни, порой ложно отождествляет себя с успехами команды. Ну, и ненависть, конечно. Причём на пустом месте. Врага нет, а его изобретают.
В лице команды соперника, её фанатов. Ссор в нашей жизни и так хватает, а тут добавляются искусственные. Руки Лёлика чисты! Теннисные корты в Черкизове забиты до отказа. Руководство и игроки столичного "Локомотива" выходят к своим фанатам на прямой разговор. Не отворачиваясь и не отделяя себя от болельщиков, они на протяжении трёх часов отвечают на острые вопросы о трансферах, турнирных неудачах и тревожном будущем, которое после смены руководства покрыто туманом и тенью, оставленной экс-президентом клуба Ольгой Смородской. На фоне красно-зелёных цветов, в которые окрашена временная трибуна, выделяется молодой человек в чёрном одеянии священнослужителя. Он берёт микрофон и задаёт острый вопрос — вопрос, который имеет большое значение для него лично. Я сейчас говорю об Алексее Ерунове это известный в фанатском мире как Лёлик директор по работе с болельщиками "Локомотива" и многолетний лидер "Викингов", которого после марсельской бойни на Евро-2016 французские власти осудили на два года, недавно этот срок был сокращён на шесть месяцев.
Я попросил у руководства клуба сохранить за ним зарплату и простить те кредиты, что он брал в счёт своего заработка. Я очень хорошо и давно знаю Лёшу. Уверен, он не начинал драку первым. И я абсолютно уверен: так оно и было. В столкновении с англичанами участвовали молодые и горячие головы. Но Лёша уже давно не такой, у него два ребёнка, один совсем маленький, у старшей дочки Ксюши кроме него, по сути, никого и нет, её мать умерла. Алексей ответственен за свою семью, он всегда был очень осторожным. Когда нужно, он, конечно, постоит за товарищей, но рисковать бессмысленно точно не будет. Но уверен: ему всё равно необходимо помочь.
Это христианская позиция. Но даже если абстрагироваться от веры, помощь Ерунову привлечёт на стадион новых болельщиков "Локомотива". Хорошее фанатское движение не менее важно для медиарейтинга клуба, чем красивая игра команды. И Алексей Ерунов многое сделал для того, чтобы фанаты "Локо" имели позитивный имидж.
Ранее священник приходил в «Химки». Следующий соперник «Локо» — «Урал» 6 ноября. Новости по теме.
Иерей Стахий Колотвин: Сегодня общая боль и общая тревога должны объединить нас в молитве
Протоиерей Алексей Батаногов и иерей Стахий Колотвин. Ее автор, протоиерей Владислав Цыпин, опирается на обширный корпус исторических текстов и исследования специалистов. Сегодня на ваши вопросы отвечает священник Стахий Колотвин, настоятель храма. иерей Стахий Колотвин, в фанатском миру известен как Стас Священник.
Второбрачный «священник»
Стахий колотвин биография | Священник Стахий Колотвин — о путешествиях вместо ипотеки. |
Священник Стахий Колотвин | «Этот в кадре новостей будет более колоритно смотреться, заберем его». |
Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин. 13 июня 2023 | Видео | В сегодняшнем видео со священником Стахием Колотвиным отвечаем на вопрос: "Почему сейчас нет пророков?". |
КОЛОТВИН Стахий, иерей | Как решил стать священником, как попробовал курить, как болеет за футбольный клуб «Локомотив». |
Второбрачные живут во грехе ? Священник Стахий Колотвин | Сегодня на ваши вопросы отвечает священник Стахий Колотвин, настоятель храма. иерей Стахий Колотвин, в фанатском миру известен как Стас Священник. |
«Локомотив» регулярно пользуется помощью священника. Ранее его приглашали «Химки»
Лучший пример, который мы буквально на этой неделе будем всей православной церковью всего мира вспоминать, — это предательство Иуды и предательство апостола Петра. И один, и другой понимали — они отреклись от Христа, они его предали, они его оставили одного. Но при этом Петр пошел и, покаявшись, потом пришел ко Христу и стал проповедовать Христа, а Иуда пошел и повесился, потому что он не видел для себя никакого развития. Поэтому главное, как ты к этому голосу совести прислушиваешься. Мария Карпова: Отец Стахий, а если вот представить, что, не знаю, вот если человек не знает, что такое те же 10 заповедей, что такое религиозные каноны, если с детства ему родители не рассказывали, что такое хорошо, а что такое плохо. Вот если представить, что человек вырос в таком вакууме, совесть в таком случае будет работать? Стахий Колотвин: Обязательно. Собственно, тот пример, который я привел в начале уже про апостола Павла: он успокаивал христиан, у которых много было языческих родственников, первых христиан и говорил, что с христианина-то спрос больше.
Спрос был по Евангелию. Человек, которому доступны часть божественного откровения, например, Ветхий Завет, с него тоже будет спрос, но спрос поменьше. А если человек живет там в джунглях Амазонки, никогда о христианстве ничего не слышал или воспитывался в таком атеистическом обществе какого-то атеистического, коммунистического государства, каких в XX веке много появилось, то все равно этот естественный закон будет действовать, его будет спасать. Потому что он сможет отличить черное от белого.
Понимали, что такое дружба, что такое взаимопомощь. В чем-то даже могли послужить примером. А это сопутствовало зачастую. Нас посмотрели, сказали, что «этих ребят надо пригласить к нам». Так и началось это путешествие. Из личного архива Владимира Теленкова — Помнишь какие-то ощущения, когда выдавали какие-то регалии? Помню, как друг мой хороший, который в этом не участвовал, говорит: «Слушай, для вас это так важно, чтобы у вас были какие-то знаки отличия? Ну футболка, ну перестань, это же смешно. У вас должен быть перстень или что-то такое». Просто объявил о своем решении, что «ребята, я иду дальше другой дорогой». Мне очень отрадно, что это приняли с пониманием и без осуждения. Спустя полгода моя хорошая подруга говорит: «Вова, это правда, что ты батюшке заложил квартиру? Из личного архива Владимира Теленкова — После этого на стадион ходил? Я пошел на матч «Динамо» — «Спартак» в Химках. Я понял, что не хочу идти на фанатскую трибуну, пойду на центр, С. Я очень об этом пожалел. Те мужики, на нашем языке «кузьмичи», которые там сидят, гораздо хуже себя ведут. Я никогда не уходил, ждал до конца, верил в команду, но в тот раз я ушел в перерыве. На душе было неприятно от всей этой ситуации — что я так сходил, еще и проиграли. Все говорило о том, что «не твое это больше место». Это скандировали на полном серьезе. Поэтому все так плохо с результатами, с обстановкой внутри команды, внутри клуба? Думаю, здесь что-то другое. Нечего тут бояться. Главное сейчас — просто наладить отношения с украинцами, понимать, что мы вообще-то люди не далекие, а братские народы. Хочу рукополагаться, стать священником. Оставить мирскую работу и служить Богу. Из личного архива Владимира Теленкова — Очень много единичных примеров, но делают выводы обо всех: когда слишком много роскоши. Действительно ли это штамп на всю Русскую православную церковь? Священникам живется не хуже всех. Бывают крайние случаи и в ту сторону, и в другую. Как есть такое, что у батюшек вообще зажиточные приходы, так есть в нашей огромной стране и такие батюшки, у которых как раз очень тяжелая ситуация: множество детей, прихожане тоже помочь особо не могут. Понимаешь, вот есть достаточно состоятельный человек, который ходит в храм, у него есть пара своих достаточно хороших машин. Например, его Range Rover устарел, ему 10 лет. Он покупает себе новую, но понимает, что, например, батюшке бы эта машина отлично подошла. Он ее дарит.
Но чаще сталкиваешься с ситуацией, когда человеку кажется, что он и здесь молодец, и здесь у него талант, просто люди не признают. Талант зарыт глубоко, человек пытается его открыть, а злые люди засыпают. Он великий певец, поет в ванной и точно так же сотрясал бы концертные мировые залы, а пока только соседей пугает, которые сквозь шум воды слышат какие-то страшные вопли. Примерно в такой ситуации может оказаться и человек, который, увы, думает о том, чем же Господь его одарил. Лукавый искушает, что Бог дал талант, который надо пестовать, а всякого, кто это не оценит, «переезжать бульдозером». Но надо помнить, что Господь недаром сравнивает божественные дарования с зернышком, которое должно умереть в земле. Оно попадает в землю и распадается на части, но из него рождается новая жизнь. Из крохотного зернышка потом возвышается древо, в котором птицы вьют гнезда, находят себе дом. Точно так же надо относиться к своему таланту — с некоторой скромностью, смирением. Нужно погрузить его в основание христианской жизни, и даже если у тебя есть некоторое дарование, но ты не направишь его на служение Христу, оно будет только во вред. Если мы посмотрим на кровавых диктаторов мировой истории, то увидим, что это были, безусловно, люди талантливые. Сталин, Гитлер, Пол Пот в Камбодже — люди, в которых была одаренность. Ее можно было бы направить на служение людям, но в итоге, наоборот, люди миллионами уничтожались. Но даже если у нас нет таких дарований и талантов и мы не восходим на вершину государственной власти, не можем творить какое-то масштабное зло, мы тем не менее можем навредить. Например, у человека есть талант торговаться и он пошел в бизнес. Дело развивается. Но если человек делает акцент на служении злу, то он обманет множество людей, которые пострадают, недополучат своего или получат что-то вредное и ненужное, отдав за это последние средства. Если человек грамотный переговорщик, то он может добиться своих целей тихо, спокойно, никого не оставив в обиде, но в итоге навредит людям. Нужно помнить, что зернышко должно умирать. Апостол Павел говорит о каждом христианине: если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Христос мог призвать два на десять легионов ангелов от Отца, и все бы сокрушились: и иудейская стража, и римское воинство, да вся Римская империя бы рухнула, и Господь мог бы воцариться на земле. Но Он этого не хочет. Он берет Свой крест и с ним восходит на Голгофу, умирает, а потом воскресает и ведет нас уже в Царствие Небесное. Точно так же и мы, христиане, когда следуем за Христом, должны смотреть на свои дарования как на некий настоящий крест. Мне дано дарование, и я должен его реализовывать, несмотря ни на что. Я не должен использовать его, чтобы получить пользу только для себя. Это хорошо, если получаешь пользу и для себя, и для ближнего. Человек замечательно готовит — накормил ближних и сам вкусно поел. Это замечательно. Но если готовишь только для себя, а ближних не кормишь, зачем тебе этот талант? Если человек умеет возобладать над своими чувствами, привнести спокойствие в свою душу, он может почивать как Будда, которому чужды страдания этого мира, а может по-христиански постараться этим мановением тишины Глас хлада тонка и тамо Господь — ветхозаветные слова, описывающие Бога объять окружающих. Часто, когда мы видим ближнего и нам нравится какое-то его дарование, нам кажется, что Господь нас обделил. А может, Он дал нам ровно противоположное? Этот человек максимально спокойный, а ты, наоборот, бурный, импульсивный. Да, от этого могут быть проблемы, зато ты чего-то смог добиться, не сдался, дошел, выстрадал. Зато ты можешь вдохновить кого-то, взбодрить или повести за собой. Господь дает людям противоположные таланты. Мы друг друга этим поддерживаем. У Паисия Святогорца есть беседы, посвященные браку и построению семьи. Он говорит: как детали дополняют друг друга, так и супруги. Вроде полные противоположности: один очень тихий, молчаливый, другой разговорчивый. У меня в семье так сложилось. И это замечательно. Но не нужно бояться, если ты разговорчивый, а влюбился в такую же. Что теперь, не делать предложение? Здесь нет никакого механического запрета. Все равно люди чем-то друг друга дополняют и вдохновляют. Если ты поставишь себе задачу служить ближнему, обществу, Церкви, государству, народу, то Господь подскажет, как развить талант. Сейчас месяц, когда школьники сдают экзамены, поступают в вузы. Все в сомнениях: туда пойдешь — а чем потом будешь заниматься, кем работать? Бывают ситуации, когда выбрал путь и по нему идешь. Мой школьный друг с детства любил самолеты и игры, связанные с этим. Вырос, окончил авиационный институт и сейчас разрабатывает, проектирует военные самолеты в ОКБ Сухого. Но это редкие ситуации, когда реализуешься в том, к чему у тебя лежит сердце. Тем не менее нужно исходить из служения. Господь говорит: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Эти евангельские слова мы должны применять не только к молитве и спасению души. Надо помнить, что спасение души — это каждый миг твоей жизни, каждый шаг в деле, через которое ты служишь Богу и людям. Если тебе дается некоторое послушание, работа, которую ты выбрал, но потом почувствовал, что это не твое, но все равно даешь результат, выполняешь годовой план, обеспечиваешь семью, то есть приносишь пользу, то сердце твое не тут, но сокровище-то здесь. Не заработок, а то ценное, что ты даешь обществу и Богу. Тогда нужно сделать усилие и переводить сюда свое сердце. Да, может, это и не очень интересная, но важная работа, поэтому надо постараться добавить в нее своей сердечности. Можно попросить об этом Бога. Порой думаешь: зачем Господь послал мне дело, которое так тяжело дается? Но все равно работаешь. Тогда помолись, чтоб сердце приблизилось. Другой человек, может, даже тебе будет завидовать. Он занимается любимым делом, но при этом не приносит никакой пользы. Пробивается, а зарплаты нет. И он бы с радостью поменялся с тобой местами. Увы, мы часто не ценим того, что имеем. Господь раздает нам таланты, причем зачастую не очень очевидные. Есть сказка «Кот в сапогах». Конечно, кажется, тут какое-то мошенничество, тщеславие, обман, не очень понятные действия отца. Он раздает дары. Кому-то дает мельницу, кому-то ослика, а кому-то кота. Почему так нечестно? Но мы видим, что кот проводит героя в принцы, в будущие короли. Это осмысление притчи о талантах.
А вместо этого в этой самой темнице, в этой келье, в затворе он пишет на стене углём канон Святому Духу. То есть человек совершенно удивительный, и вся жизнь его сплошное удивление. Вот мы-то чему можем научиться? Стахий Колотвин — Да, и удивительная жизнь есть замечательная книга профессора Оболенского из иммигрантской семьи, британского учёного, «Шесть византийских портретов». И вот один из них посвящён как раз преподобному Максиму Греку и вот его судьба, которая его из, можно сказать, с территории современной Албании заводит вот в Италию, заводит на Афон, заводит в Россию. И вот видно, какой вот этот мир всё-таки маленький. Мир христианский, мир, который тесно связан, и вот как эти события соседствуют, мы вот воспринимаем порой, вот что-то у нас там на Руси своё идёт, а вот потом берём, изучаем историю искусства, и вспоминаем, ой, как при Савонароле уничтожались произведения искусства, и нам кажется, ну это какой-то другой мир, никак не связанный. А что там у нас происходит в Греции под османской оккупацией, ну это так вообще там какое-то третье абсолютно событие. Так нет, мы видим вот человек, который абсолютно естественным образом, не потому что он какой-то вот там профессиональный путешественник, потому что да, есть люди, которые отправлялись специально мир смотреть, на открытие новых земель, а человек, который просто в некотором служении Христу, поиске Бога, поиске общения с ним, вот естественным образом оказался вот в таких разных, не похожих друг на друга, но очень изумительных, прекрасных уголках нашего сотворенного Богом мира и украшенного потом божественными творениями. Потому что, конечно, это просто и та же самая не только природная, но и рукотворная красота. Вот это прекрасное строение Флоренции, вот эти крепостные монастыри афонские, и даже если мы посмотрим и Троицу Сергию Лавру, и Тверь как место ссылки, то тоже это, конечно, вот такая красота, которая, несмотря на все испытания, я не сомневаюсь, что преподобного Максима Грека укрепляло. Я сам, как человек, который очень любит паломничество, любит оказаться в том или ином прекрасном мире нашего, в прекрасном уголке нашего христианского мира, я очень понимаю преподобного Максима, что вот да, стремление взять и найти какой-то новый шаг в общении со Христом в новом месте, в нашей страннической душе, потому что мы странники в этом мире, это оно абсолютно естественное, поэтому тоже преподобный Максим Грек, как человек вот связывающий Россию и Византию, Византию тоже я очень люблю, ее вот культура, наследие для меня очень близко, и как вот тоже такой своеобразный покровитель паломнического пути тоже для меня он очень и очень важен да вот тоже каждое лето мы отправляемся с прихожанами в паломничество вот сейчас направляемся например в Грузию поедем и понимаешь, что это тоже часть того же христианского мира и тоже был бы промысел Божий точно так же туда бы к царскому двору мог преподобного Максима занести промысел Божий. Но в отличие от мирянина, который сам выбирает, куда ему там направиться, где каким святыням поклониться, мы видим, что преподобный Максим не даром он в лике преподобных почитается. Это монах, который ставит послушание, который воспринимает волю наставника, который где-то понимает, что наставник не прав, потому что и Савонарола такой вот, можно сказать, реформационный, там вроде с одной стороны смотришь как католик, с другой стороны смотришь не человек противостоящий католичеству, что он вдохновляет преподобного Максима, но все равно вот он находит для себя все-таки учителей других, учителей, которые не уводят в какое-то, ну вот такое разрушение. Пусть Савонарола — аскетичный человек, но не сего можно взять пример. Поэтому для нас, для людей, которые, конечно, не как монахи полностью там подчиняются воле духовного наставника, тоже порой очень важно посмотреть, в какой момент ты должен пересмотреть свои отношения со своим духовником. Возможно, тебе нужно обратиться к другому священнику. Вот для определенного момента Савонарола был для юного Михаила, будущего Максима, вот ну таким идеальным наставником, которого выросшего в такой в княжеской, в богатой среде человека, смог вот немножко отрясти от него вот это погоня за богатством, суету, и привить ему какое-то аскетическое стремление. Но вот следующий шаг уже нужно было преподобному Максиму делать на Афоне, и уже других себе наставников искать. И Мирянин тоже, который берет какие-то, может, первые шаги в храме сделал, и как-то пришел, и тоже вроде привыкаешь, и к батюшке приходишь, одно и то же говоришь, и понимаешь, что тоже некий вот наступает предел, когда нужно что-то менять. Тут не нужно стесняться, надо помолиться преподобному Максиму, и тоже, возможно, задуматься, что нужен новый наставник. И тогда, возможно, спустя там десятилетия, и ты кому-то своим советом сможешь помочь приблизиться к Христу, как это делал преподобный Максим. Марина Борисова — На следующей неделе у нас знаменательный день, известный не только православным, не только верующим, а вообще, по-моему, любому человеку, который какие-нибудь книжки читал в детстве. Вообще, все славянские народы этот праздник хранят, и он был у них в языческие времена, он остался в преображенном виде в христианские времена. Удивительное дело, что то, что осталось от этнографического наследия и то, что мы можем почерпнуть из литературы XIX века с описанием обычаев народных празднований Дня Ивана Купала, гораздо больше застревает в памяти, чем смысл самого христианского празднования Дня Рождества Иоанна Предтечи. К чему бы нам надо было вернуться? Стахий Колотвин — Конечно, любая христианизация языческого праздника — это вещь в чём-то искусственная. Когда апостол Павел приходит в Афину и говорит мужи афинские, вы такие люди благочестивые, вот у вас жертвенник неведомому Богу, я сейчас вам о нём расскажу, он вовсе не подразумевает, что афиняне, они знают вот этого неведомого Бога, или что они поставили жертвенника именно Господа нашему Иисусу Христу. Это попытка стартовать, начать некоторый диалог. Это попытка не взять испортить всё людям в жизни, а потом построить некоторое счастливое будущее. Как мы помним по печальному опыту столетней давности, это приводит только к разрушению, к смерти, к гонениям и так далее. Да, что ты берешь, и, если у человека есть радость и счастье, не нужно его отбирать. Да, лучше возьми этой радость и счастье на полный новым, куда более глубоким смыслом. Когда человек берет и радуется жизни, веселится, и он там, человек не воцерковлен, когда он приходит в храм, его задача не то, что взять, одеть кирзовые сапоги, там намотать платок на глаза, да, и вот там бить поклоны в какой-то в грусти. Нет, задача христианина, который приходит ко Христу, это радоваться в два раза больше. Потому что человек, который живет без Христа, он радуется только каким-то земным вещам. Человек, который живёт во Христе, он радуется и земным вещам, да, и простым каким-то земным радостям, и каким-то более там душевным, сложным, культурным, и духовную радость он на радость о Христе может приобрести. То есть вот этой радости приобщиться. Иоанн Предтеча и его вот этот праздник, который так для народа, можно сказать, естественным образом влился и тоже как-то синхронизировался с каким-то языческими стремлениями. Что ж такие языческие стремления? Это ж люди всё равно стремятся что-то в свою повседневную жизнь привести из мира духовного, но поскольку божьего откровения они не имеют, ну как-то пытаются вот понять там вот какой-то смены времен года, вот законы природы, вот там что-то там вырастет, особое специфическое, какой-нибудь там цветочек на папоротнике появится. Но вот когда мы смотрим на Иоанна Предтечу и видим его Рождество, для нас как для православных христиан, конечно, народные торжества, может, должны отойти на второй план, а для нас выводятся проблемы некоторого соотношения неязыческого и православного восприятия праздников, а, так сказать, секулярного, атеистического и православного. Главный праздник секулярного человека — это день рождения. Да, вот человек родился, и само по себе это праздник, да, мы вспоминаем, конечно, «во гресех роди мя мати и моя», да, и тоже вот вроде день скорбный, но мы видим, что этот день может быть освящен, что этот день освящен, если человек себя Богу посвятил, и дальше для него вот этот момент старта жизни, когда он сам на земле уже дышит своими легкими, да, так-то жизнь начинается, недаром празднуется и зачатие Иоанна Предтеча, и точно так же это праздник великий совершается. Нет, жизнь человека, конечно, не с рождения идёт, но всё равно вот рождение — это некоторый этап, когда ты уже сам по себе начинаешь, не просто под сердцем матери, а сам по себе стремиться к Богу. И насколько это получается? Когда Господь восхваляет Иоанна Предтечу, ведь тоже вот я раньше об этом не задумывался, а сейчас вот как-то эти слова больше бросились, вот как-то в память врезались, то, что как он говорит, что Иоанн Предтеча — это самый великий святой? Вот у нас нету, не может не быть каких споров, там святитель Николай, блаженная Матрона, Василий Великий, там святитель Спиридон, кто угодно. Христос однозначно сказал, «Величайший святой — это Иоанн Предтеча». Но какими словами он говорит? Вот именно вот это Рождество, рождение, что это праздник, это начало вот этой жизни, начало жизни, которое приближение к Богу. Господь дарует нам вот эту земную самостоятельную жизнь, чтобы мы могли свою свободу здесь реализовать, чтобы мы могли этой жизнью наслаждаться. И эта жизнь наслаждения, она как раз, когда Господь себя сравнивает с Иоанном Предтечей, Он неоднократно это делает, Он говорит, вот, вы говорите, сын человеческий, говорит, Христос в себе. Вот Он берет, пьет с блудниками и грешниками, но он вот такой любитель там застолий, попоек, вот вы меня в этом осуждаете, фарисеев обличает. А вот Иоанн Предтеча, он не ест, не пьет, он ходит там в шкурах диких животных, вот он такой аскет вес из себя, ну и что вам, как его обвинить? Ну, говорят, ну в нем бес сидит. Да, если человек не захочет, он не придет к Богу не через аскетизм. Если человек не захочет, его и развлечения от Бога отделят. А если ты к Богу стремишься, то тебе и аскетический момент в жизни, вот начался где-то пост, да, ты взял, попостился, укрепился духовно и вот к Богу приблизился. Раз, наоборот, у тебя какой-то праздник в жизни, и это тоже не то, что ты потерял человеческое состояние и как-то больше на скота бессловесного стал похож, который где-то там у забора пасется на четырех ногах и не может встать. Да, а нет, а для тебя это тоже момент некоторого возрастания в любви и единства с твоими друзьями, с твоими близкими, с которыми ты эту радость разделяешь. Поэтому образ Иоанна Предтечи — это не только вот этот недоступный подвижник, это не только там великий пророк, это не тот, кто благовествует «во аде Бога, являющегося плотию», как поется в песнопении его прославляющего. Нет, это действительно пример вот настоящей жизни и некоторой другой вот такого полиса христианской жизни аскетического. Мы, как люди, которые совмещают в себе и аскетическое усилие и работу над собой отсечение страстей и люди, которые радуются которые выходят к окружающим которые проводят вместе со своими близкими время вот ну праздник и она купала вот и да сейчас никто там может и она купала не празднует но все равно люди если господь обеспечил кого-то загородным поместьям да он едет на свою дачу и там устраивает какие-то шашлыки со своими друзьями, это все тоже хорошо. И нет проблемы, что человек уезжает там на дачу и там как-то радуется и отдыхает. Проблема есть в том, если он на дачу уехал, из-за этого вообще в храме не появляется. Ну нет, нет возможности до своего храма добраться, но до сельского храма доберись. Да, вот это, если у тебя будет соприкосновение с Христом, то тебя не отделит от Бога и твое веселье. А если у тебя нет соприкосновения с Христом, даже если ты будешь самый мрачный, самый аскетичный, будешь ходить насупленный и всех тоже нагонять тоску на окружающую, то ты тоже к Богу не сможешь приблизиться. Поэтому, дорогие братья и сестры, молимся Иоанну Предтече, чтобы в любом состоянии приближаться к Христу. Марина Борисова — Но я еще хотела бы напомнить нашим радиослушателям, что за Божественной Литургией в день праздника будет читаться отрывок из послания апостола Павла к римлянам, где будут слова «Наступил уже час пробудиться нам ото сна, ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ведь, казалось бы, речь идет о верующих людях. Все его духовные подвиги, его мученическая смерть, его преподобнические труды, его проповедь Христа — это всё ещё впереди. Сейчас он родился, это только начало. Для нас момент начала духовной жизни, стремления к Христу — это зачастую момент очень светлый, очень сильный, который, правда, как-то меняет нашу жизнь. Да, даже если мы просто были крещены в детстве и в христианской семье выросли, воцерковленные, то тоже, конечно, мы вспоминаем свое детство в храме. И понимаешь, вот я приходил в храм такой ангелочек и такая чистая душа, а я сейчас иду, такой грешник, который со своими грехами там покается, борется, но всё равно опять в те же грехи залезет. И, конечно, ты понимаешь, тебе кажется, ну нет, вот она образец христианской жизни детства. И Господь даже говорит, вот «будьте как дети, если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное. И ты действительно, может, не имеешь такой духовной чистоты, как в момент своего прихода в церковь. Особенно это, может, чувствуют люди, которые воцерковились в зрелом возрасте или которые крестились особенно в зрелом возрасте. Вот полностью такой был поворот жизненный. И прям вот понимаешь, вот душевная чистота какая была тогда, и какой трепет был, и как молитва шла, и как вот ты ценил богослужения, священников относился. А вот сейчас ты столько лет в церкви провёл, а уже и службы как-то там привычные, и батюшки такие, видишь, все их недостатки, и, в принципе, молитвы, это уже как-то себя понукать приходится. Но нет, нет, вот как Господь берёт, и именно когда входит на крест и страдает за нас, умирает, то вот это путь к воскресенью, победы над смертью.
Иерей Стахий Колотвин: Сегодня общая боль и общая тревога должны объединить нас в молитве
Да от той пустоты, которая внутри. Вспомним знаменитое высказывание о. Димитрия Смирнова, Царствие ему Небесное, которое даже невоцерковленную аудиторию захлестнуло, потому что оно провокационное: «Ты уже в аду, сынок! Это максимальное удаление от Бога. Бог — источник бытия, ад — это максимальное небытие. И вот человек вроде живет, действует, вокруг него жизнь вертится, и человек вроде не простой работяга, а находится на сложной работе, и он эту пустоту будет пытаться заполнить не только материальными вещами — обновками и ресторанами, но и душевными вещами — культурой, искусством. Эти вещи не сравнить с питанием и одеждой. Культура и искусство — это душевное, но и ими тоже нельзя заполнить нашу духовную потребность. И человек, заглядывая внутрь себя, может обнаружить эту пустоту и понять, что ее не заполнить ни едой, ни одеждой, ни машинами, ни дачами, ни квартирами.
Более того, ее не заполнить ни литературой, ни лекциями по искусству, ни выставками, ни биеннале, ни новыми театральными постановками. Станет лучше, но все равно пустота будет. И в чем опасность того, когда на форумах начинается поиск себя? В том, что людей уводят не туда. Ты нашел в себе эту пустоту, нашел болезнь — и вместо того, чтобы ее лечить, начинаешь принимать псевдолечение. Если у человека обнаружилась раковая опухоль и он не хочет ее вырезать, или облучаться, или химиотерапию проходить, потому что это все мучительно, ему попадается шарлатан, который говорит: пей эти чудодейственные таблетки, отдай за них все свои средства, возьми кредиты — и все у тебя пройдет. И человек тратит свои силы, средства, тратит свою жизнь на обман, и в итоге здоровье становится значительно хуже. И хорошо, если он опомнится и начнет нормальное лечение, а то может и умереть, потому что упущено время.
Точно так же и с диагнозом своей души. Человек в 45 лет, или в 20, или в 60 лет понимает, что в душе есть некоторая пустота. Она не только у невоцерковленного человека может сформироваться, но и у воцерковленного, увы, тоже может быть, если он формально относится к своей церковной жизни: пришел, отстоял службу, батюшке перечислил грехи, к Чаше подошел… Мириться с людьми вроде не хочется, но надо причащаться, поэтому так и быть, прощения попрошу, причащусь — а завтра заново поругаемся. Этот формализм церковной жизни может привести точно так же к пустоте. Ты видишь в себе эту пустоту, и тут важно не пойти за волками в овечьей шкуре. Я тоже вижу среди своих невоцерковленных друзей: человек и модный, и профессия у него есть, и широкий круг общения, и внимание прекрасного пола — а он пишет в социальной сети: «Что-то у меня не очень хорошо на душе, посоветуйте, друзья, какой-нибудь ретрит с гуру в Гималаях». Я думаю: зачем? Ты живешь в столице православного мира, столько храмов, столько священников, покайся, поменяй свою жизнь — но нет.
Начинается попытка не себя поменять, а духовную пустоту чем-то заполнить, в том числе псевдодуховными практиками. Поэтому, дорогие друзья, если вы заглядываете внутрь себя и начинаете этот поиск, видите эту пустоту, то надо помнить: чтобы меняться — нужно прилагать усилия. Нельзя поменяться так, чтобы вас это никак не затронуло, чтобы остались какие-то страсти, привычки, а вы к этому еще добавите духовность. Мы уже вспоминали сегодня фразу: где сердце ваше — там и сокровище ваше, но мы вспоминали эту фразу наоборот, как некий стимул что-то улучшить. А здесь мы вспоминаем, как некий печальный диагноз, то, что сердце наше, сокровище наше находятся просто в суете окружающего мира, и если мы хотим свою душу наполнить богообщением, не попали ни в какую секту, ни к гуру, ни на тренинги, ни к коучам, а идем ко Христу, но душу от суеты освобождать не хотим, то Господь придет и увидит, что Ему там не рады, что душа наша завалена суетой. Ты позвал Царя неба и земли в свою душу, ты признал: Господи, храм души моей пуст. И готовишься к принятию Святых Христовых Таин. Но если ты только радостно это признал и похвастался Господу словами святого Иоанна Златоуста: «да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити», — это бесполезно.
Надо свою душу очищать, надо что-то убирать из нее. Есть некоторые греховные привязанности, которые, как говорит Церковь, нужно убрать. Господь говорит — не сотвори себе кумира. Вроде это и не настолько страшно, ведь хорошо быть человеком увлеченным, хорошо, когда у тебя есть хобби, интерес какой-то, но если он перерастает в нездоровый интерес, то уже начинает занимать часть души вместо Бога. Значит, надо чуть-чуть место для этого хобби сократить. Порой к людям, у которых есть какое-то хобби, и к людям из субкультур относятся как-то с подозрением. Человек байкер, или рокер, или марки собирает, или бабочек коллекционирует — все это можно делать, но главное, чтобы это не было бегством от какой-то внутренней пустоты, от вакуума, который в душе вопит. Если все-таки у нас аудитория более воцерковленная, то здесь речь идет уже не о том, что нужно искать Христа, что мы Его совсем не знаем.
Здесь важна как раз вторая задача — найти в своей душе то, что нужно убрать, что мешает прийти Господу в душу. Нам кажется, что мы знаем наши грехи, мы их на исповеди перечисляем, но не можем целиком победить. Но помимо грехов есть какие-то привычки, стиль жизни — вот это внешнее нужно поменять. А лукавый говорит: «Ты же духовный христианин, зачем тебе что-то внешнее менять? Ты там, в душе, борись со страстями, давай и я с тобой посражаюсь». А человек говорит: «Отойди, лукавый! Как я могу душу свою спасти, если я даже свою телесную жизнь не могу под контроль взять и поставить на служение Богу, ближним? Порой этот поиск себя некоторых людей в тупик заводит, а кто-то, наоборот, открывает для себя Бога, начинает молиться в той или иной степени.
Это часто происходит на фоне каких-то испытаний и потрясений, когда кажется, что Господь на тебя прогневался. Но Господь говорит, что Он пришел тебя спасти. Ты медленно погружаешься в это болото, а Господь берет тебя за волосы и из этого болота начинает тянуть. И твоя задача не барахтаться, не пытаться остаться в этом теплом, уютном, как тебе кажется, болоте. Да — тяжело, да —засасывает, и ты понимаешь, что тяжело, и просишь: «Господи, вытяни меня отсюда, потому что у меня сил уже не осталось». И иногда Господь медленно начинает вытягивать человека, и тогда могут накапливаться какие-то проблемы, сложности, и ты спрашиваешь: «Господи, за что? А порой Господь резко, рывком вытаскивает из болота, и тебе кажется, что слом какой-то в жизни случился, ты даже не понимаешь, от чего тебя Господь спас, от чего Он тебя отгородил. И чтобы не было ни медленного вытягивания из болота, ни резкого рывка, болезненного для нас, лучше не ждать, когда Господь, пусть и по нашим недостойным молитвам, начнет за нас действовать.
Нужно Ему помогать. Если ты еще не целиком провалился в болото, а только ноги у тебя застряли и ты взываешь к Господу, то тебе куда легче будет переломить ситуацию, и для тебя она не будет очень болезненной. А если ты целиком увяз, то уже порой Господу приходится для спасения твоего идти на какие-то радикальные меры, как потеря работы, болезнь, еще какие-то искушения. Если мы не хотим этих искушений, то нужно самим потихонечку из болота выбираться. Если не справляешься, можно ли обращаться к кому-то со стороны за помощью? Раковую опухоль массажем никак не вылечить, хотя массаж очень полезен для профессиональных спортсменов, при определенных заболеваниях порой массаж может дать облегчение куда большее, чем какие-то таблетки. Но вот с опухолью он не справится. Так и здесь: если у человека есть духовная проблема, то он эту духовную проблему не сможет решить методами психологии, с помощью навыков современных практик, коучинга.
Психология решает конкретные социальные проблемы здоровых людей. У человека есть травмы, он переживает какую-то потерю, аварию. Он может от этой травмы чуть-чуть отгородиться, а может ее принять и жить дальше. И психолог ему в этом поможет. Есть какие-то подростковые, детские проблемы, это тоже можно с психологом проработать. Но надо понимать, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Ты можешь спустить целое состояние на психологов. Это со священником пришел и поговорил бесплатно, а здесь думаешь: раз заплатил — значит, какой-то результат будет.
А ты ждешь, чтобы тебе сказали какие-то магические слова — и тогда можно будет, самому не меняясь, свои проблемы как-то разрешить. Нужно различать духовные проблемы и проблемы нашей нервной системы. С нервной системой, поврежденной каким-то недугом, работают психиатры, тут уже нужно медикаментозное лечение… Человек состоит из души и тела, и есть телесные проблемы — сломанное колено, давление, которое скачет, температура, которая повышается, бактерии и вирусы атакуют наш организм. И есть проблемы здоровой нервной системы, когда нужна помощь психолога, или, увы, нездоровой нервной системы, когда нужна помощь психиатра. Это все равно проблемы телесные. Но никакие телесные средства не помогут душе.
А ведь, наоборот, люди порадовались. У нас на Новый год выходит вся страна и запускает фейерверки. Я бы всем пожелал, чтобы в жизни был некоторый ориентир, ценность. Конечно, очень хорошо, чтобы это была вера, но тут, конечно, не навязываю. Потому что человек должен выбирать свободу. Я занимаюсь тем, что алтарничаю здесь. То есть это самое низшее служащее звено в Церкви. Попал я сюда благодаря своей спортивной секции по боксу. Решили, что нужно освятить место. Так и началось мое воцерковление. Что для меня фанатская культура? Как будто я родился и уже болел за «Динамо». Нельзя объяснить. Значительный этап моей жизни, который у меня был. Это прожитые годы, потраченное время. Из личного архива Владимира Теленкова Ничего такого суперположительного про все это сказать не могу. Мы занимались спортом. Понимали, что такое дружба, что такое взаимопомощь. В чем-то даже могли послужить примером. А это сопутствовало зачастую. Нас посмотрели, сказали, что «этих ребят надо пригласить к нам». Так и началось это путешествие. Из личного архива Владимира Теленкова — Помнишь какие-то ощущения, когда выдавали какие-то регалии? Помню, как друг мой хороший, который в этом не участвовал, говорит: «Слушай, для вас это так важно, чтобы у вас были какие-то знаки отличия? Ну футболка, ну перестань, это же смешно. У вас должен быть перстень или что-то такое». Просто объявил о своем решении, что «ребята, я иду дальше другой дорогой». Мне очень отрадно, что это приняли с пониманием и без осуждения. Спустя полгода моя хорошая подруга говорит: «Вова, это правда, что ты батюшке заложил квартиру? Из личного архива Владимира Теленкова — После этого на стадион ходил? Я пошел на матч «Динамо» — «Спартак» в Химках. Я понял, что не хочу идти на фанатскую трибуну, пойду на центр, С. Я очень об этом пожалел. Те мужики, на нашем языке «кузьмичи», которые там сидят, гораздо хуже себя ведут. Я никогда не уходил, ждал до конца, верил в команду, но в тот раз я ушел в перерыве. На душе было неприятно от всей этой ситуации — что я так сходил, еще и проиграли.
Я попросил, чтобы в масках были все: и беременная, и ее домашние, и я. На всякий случай мы даже окошко приоткрыли, чтобы в комнате был свежий воздух». Он признается, что всех, кто в эти дни приглашает священника на дом для соборования и Причастия, объединяет одно: люди действительно скучают по храму, по службам, по Богу. Но потом открывается нечто совершенно другое. Часто, особенно в воцерковленных семьях, это радость совместной молитвы. Например, недавно я был в семье наших прихожан. У них гостила пожилая мама — она не успела уехать, когда начались ограничения, и осталась вместе с детьми и внуками. И вот на общую молитву собралось три поколения, это было так замечательно! Оказалось также, что сложившаяся вокруг эпидемии ситуация неожиданно дает возможность для проповеди Православия среди тех, кто в храме до сих не был или бывал периодически. Люди искренне радуются, они очень интересуются всем, что касается службы и храма, говорят, что обязательно придут к нам, когда все закончится. Хочется верить, что так и будет». После того, как 10 апреля мэр Москвы Серей Собянин объявил о введении обязательных пропусков на передвижение по городу, отец Стахий Колотвин готовится получать рабочий документ, который будет действовать до 30 апреля. Батюшка уверен, что такой пропуск будет получен, ведь в храме, где он настоятельствует, он не только служит, но и отвечает за строительство нового церковного здания. Машины у меня нет, передвигаюсь я в основном пешком, так что пропуск именно для визитов, если верить опубликованной информации, мне может пока что и не понадобиться. Но если вдруг решение изменят — конечно, буду получать его на общих основаниях. Понадобиться ехать в другой район — буду искать и такую возможность, либо просить о помощи священников других храмов. На Страстной неделе я не планирую прерывать эти визиты.
Но Лёша уже давно не такой, у него два ребёнка, один совсем маленький, у старшей дочки Ксюши кроме него, по сути, никого и нет, её мать умерла. Алексей ответственен за свою семью, он всегда был очень осторожным. Когда нужно, он, конечно, постоит за товарищей, но рисковать бессмысленно точно не будет. Но уверен: ему всё равно необходимо помочь. Это христианская позиция. Но даже если абстрагироваться от веры, помощь Ерунову привлечёт на стадион новых болельщиков "Локомотива". Хорошее фанатское движение не менее важно для медиарейтинга клуба, чем красивая игра команды. И Алексей Ерунов многое сделал для того, чтобы фанаты "Локо" имели позитивный имидж. Особенно с детьми, которые могут пропитаться агрессией и наслушаться нецензурщины. У вас их двое, скоро появится третий... Поведёте на стадион? Дочери три с половиной годика, одному сыну — два, второй через месяц родится. В таком возрасте вести малышей на стадион просто вредно: для нервной системы ребёнка такой шум — сильный стресс. Но когда дети подрастут, может быть, и сходим. Разумеется, сначала на семейный сектор. На фанатский пущу их, когда они будут к этому готовы, станут взрослыми. Знают, чем вы занимаетесь вне пределов стадиона? Ты хоть обвешайся крестами, набей на всём теле татуировок, это не имеет никакого смысла. Главное — что у тебя в душе! Вы такие матчи посещали? Кстати, ездил не только с "Локо", но и со сборной. Был на Евро-2012, шёл в той дружной колонне на матч против Польши. Тот день запомнился, конечно, но не с самой лучшей стороны. Шёл в первых рядах колонны, а напали поляки на центр. Так что в потасовке не участвовал. А если сейчас окажетесь в эпицентре какой-нибудь заварушки, как себя поведёте? Первому можно драться, если речь идёт о защите себя и семьи. Священник же не должен брать в руки оружия, и бить других ему нельзя. Впрочем, можно сделать бросок, ну или болевой. Но это всё шутки, конечно. Священника должен защищать народ.