Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

Некоторые люди, опираясь на советскую историографию, называют Переяславскую раду «воссоединением Украины с Россией».

Воссоединение Украины с Россией в XVII в

Кадры фильма рассказывают о восстании украинского народа в 1648 году, под предводительством Богдана Хмельницкого, и о воссоединении Украины с Россией в 1654 году. Подписанию договора о воссоединении Украины с Россией в 1654 году предшествовало государственное образование, которое вошло в историю под названием гетманщина. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Было принято решение о вхождении Украины в состав России, но на условиях сохранения выборности гетманов и полковников, отсутствия русских воевод на территории Украины. 11 октября 1653 г. земский собор в г. Москве, откликаясь на предложение Богдана Хмельницкого, принял решение о принятии Украины в состав России.

Не токмо права и привилея

В марте 1648 года татары пообещали помочь, а Хмельницкий в свою очередь пообещал отправить казаков в помощь султану на войну с Венецией. На этот раз посольство должно было просить у султана «принять его Войско Запорожское под свою оборону и оказать помощь против поляков». В обмен на покровительство султана Хмельницкий должен был выплачивать ему дань, а также передать Османской империи Каменец-Подольский. Согласно исследованиям Н. Костомарова, признание османского протектората над казацкой Украиной произошло в 1649-50 гг. Подписание второго «османо-казацкого» договора состоялось в 1650-51 гг. Причиной этого стало непредоставление Россией военной поддержки, о которой Хмельницкий просил ещё в 1648 году. Грушевский писал, что эти переговоры закончились в марте 1651 года формальным признанием Украины вассалом Османской империи. Однако когда дело дошло до реализации соглашений, в отношениях между Хмельницким и Турцией возникли определённые трудности.

Весной 1651 года Хмельницкий отказался отдавать Каменец-Подольский. А после военных неудач повстанцев в 1651 году гетман и казацкая старшина заключили с Речью Посполитой Белоцерковский договор, вновь признавая власть короля. Султан отреагировал на это крайне негативно. Теперь планы реального объединения откладывались на неопределённый срок. Но в марте 1653 года переговоры возобновились и летом того же года были отклонены уже самим Хмельницким. Так было ли это реальным желанием гетмана и казацкой верхушки — принять вассальную зависимость от Турции? Это могло иметь разные последствия. С одной стороны, Украине в составе Османской империи могла быть предоставлена широкая автономия как Крымскому ханству.

Но, с другой стороны, это могло обернуться новыми религиозными гонениями, как это происходило в Болгарии, Молдавии и Валахии, а также других христианских государствах, захваченных Турцией. Возможно, если такая перспектива и существовала, то она была только на начальном этапе переговоров. Затем желание принять подданство Османской империи использовалось Хмельницкий в дипломатических целях — как своеобразные способ давления на Алексея Михайловича с целью цель. Заставить его принять решение «заступиться» за единоверцев перед Речью Посполитой. Дипломатические отношения с Турцией продолжились и после Переяславской рады. Уже в феврале 1654 года Хмельницкий вновь обращается к султану с просьбой о покровительстве, продолжает обмениваться посольствами с крымским ханом. Переговоры продолжались и после смерти Хмельницкого в 1657 году при следующих гетманах и только П. Дорошенко удалось заключить с ними союз.

Итак, возможность «поглощения султанской Турцией» действительно существовала. Но этого всё же не произошло. Насколько же крепкой была связь Украины и России после воссоединения? После смерти Б. Хмельницкого начался новый и печальный период в истории Гетманщины, названный «руиной». Фактически это была гражданская война и происходила она с 1657 по 1687 годы. После смерти Хмельницкого гетманом стал его сын Юрий. Но он не обладал теми же организаторскими способностями, что и отец.

Через месяц он был смещён. Новым гетманом стал Иван Выговский. В августе 1658 года он напал на русский гарнизон в Киеве, а в сентябре того же года подписал Гадячский договор с Речью Посполитой. Гетман вновь ставил Войско Запорожское под власть польской короны. Против Выговского был отправлен Белгородский полк князя Ромодановского. В дальнейшем Выговский, не получивший поддержки в широких массах казачества, присоединился с верными ему отрядами к польским войскам, которые вели войну против России. Так спустя несколько лет после Переяславской рады, уже не в первый раз первым были переговоры Хмельницкого с Османской империей в феврале 1654 г. Новым гетманом вновь стал Юрий Хмельницкий Выговский бежал в Польшу подписал Переяславские статьи 1659 г.

В городах размещались московские воеводы, а церковь полностью подчинялась московскому патриарху. Казаки, недовольные таким поворотом событий, сместили Ю. Новым гетманом стал Павел Тетеря — также сторонник Речи Посполитой. Он, действуя совместно с польскими войсками, заставил князя Ромодановского отступить с Левобережья к Путивлю. В 1665 году гетманом стал Пётр Дорошенко, который, как уже говорилось, заключи союз с Турцией. Это проявлялось в постоянных переходах гетманов от русских к полякам а от поляков и вовсе к туркам. Однако сначала по Андрусовскому перемирию, а затем и по Вечному миру 1686 г. Левобережье и Киев были закреплены за Россией.

Но эта связь, хотя и утверждённая политически, всё равно ещё оставалась некрепкой. Это проявилось в ходе Северной войны. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, после долгих колебаний решает воспользоваться ситуацией, чтобы выйти из-под контроля России. В этом его поддержала часть казацкой старшины хотя он и не нашёл поддержку у простых казаков. Перед Полтавской битвой Мазепа, а также та часть казаков, что его поддержала, перешёл на сторону Швеции. Пётр I был настолько поражён этим предательством, что распорядился разрушить Запорожскую Сечь, а самого Мазепу придать анафеме. Процесс объединения русских земель завершился — в состав России вошли все земли, некогда бывшие в составе Древней Руси. Вместе с ним завершился и период существования Гетманщины.

Исчезновение украинской автономии укрепило её связь с Россией. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Земли юго-западной Руси, позднее ставшие Белоруссией и Украиной, в ВКЛ не подвергались гнёту, который стал развиваться там лишь после Люблинской унии, когда часть земель Украины перешла в состав Польши. Хотя польское правительство пыталось снять сложившееся религиозное напряжение посредством унии церквей 1596 , эта попытка лишь усугубила положение. Но, если украинское население в отличие от русского в России и польского испытывало ещё национальный и религиозный гнёт, то от крепостного гнёта страдали все. Положение основной массы населения Украины было очень тяжёлым. Воссоединение Украины с Россией спасло её от религиозного и национального давления со стороны поляков, но не избавило от крепостного права.

Тем временем положение дел в союзной Молдавии обострилось. Правители соседних земель, валашский воевода Матвей Бессараб и семиградский князь Юрий Ракочи сместили Василия Лупула с престола. Хмельницкий послал на помощь союзнику казацкое войско, но оно было разгромлено. Молдавский поход вызвал недоумение и ропот среди казаков.

Помощь Василию Лупулу они расценили как бессмысленную войну в чужой стране, а Хмельницкого обвинили в корысти. Казаки угрожали обратиться с просьбой о подданстве к русскому царю напрямую: «Идем к христианскому царю… с женами и детьми и со всем скарбом; будет христианский государь, его царское величество, не велит нас принять… лучше нам умерети у христиан, чем умерети у поганцев в неволе». Shakko Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкасы, 1648, 8 июня. РГАДА Хмельницкий, которому уже было известно о возвращавшихся от Алексея Михайловича послах, заверил казаков в том, что его и их интересы едины: «Не токмо вы хотите к нему, государю, и я, кроме… его царского величества, никуды не мышлю». Наконец, 2 июля 1653 года царь Алексей Михайлович пишет Богдану Хмельницкому грамоту о принятии казаков в свое подданство: «И мы, великий государь, возревновав о бозе благою ревностию и возжелав по вас, чтобы християнская вера в вас не пресеклась, но паче преисполнялась и великого пастыря Христа Бога нашего стадо умножалось, яко же глаголет: и будет едино стадо и един пастырь, изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку, яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение». И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой. А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада. На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным.

На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему». Просьбу подхватила казацкая старшина. Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом. Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера». После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан. В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем.

Решение Земского Собора от 1 октября 1653 Процесс воссоединения Левобережной Украины с Московским царством завершился во второй половине января 1654 года принесением присяги населения малороссийских земель русскому царю. Народ принимал присягу радостно. Вот как рассказывали об этом грек М. Константинов и его товарищи, проезжавшие через Украину как раз после долгожданного воссоединения: «Во всех городех и местех слышели, что везде православные християне благодарят бога о том, что пожаловал государь, позволил их принять под свою государскую высокую руку. И радуютца де все от мала и до велика великою радостию, что господь бог над ними умилосердился и дал им его, государя християнского благосчестивого царя». Переход части южнорусских земель под власть московского царя еще долго вызывал споры. Казацкая верхушка далеко не сразу оставила надежды отстоять свои особые «права и вольности» на украинских землях. Ради этого она неоднократно предавала Россию. Раскол гетманщины, измены пропольских гетманов, лишь одним из которых был Мазепа, будоражили Украину. При этом рядовым казакам вовсе не хотелось оказаться под безграничной властью старшины.

Простой народ куда лучше относился к царской власти, видя в ней источник порядка, управу на старшину. И эту управу Москва действительно осуществляла. Со времен Мазепы старшина последовательно закрепощала не только крестьян, но и казаков. Правда, у закрепощенных до некоторых пор еще оставалась возможность свободного перехода от одного помещика к другому. Как писал известный историк А. Лазаревский: «При той обширной власти, которою пользовались козацкие старшины в Малороссии, им не стоило особенного труда подчинить себе крестьян в подданных, а самим — из старшины поделаться панами. Захватив поземельные права в свои руки, старшина стала стремиться затем к отнятию у посполитых права перехода…». И когда по инициативе старшины Генеральная войсковая канцелярия в 1739 году запретила свободные переходы, центральная власть этот запрет отменила. Тогда старшина установила порядок, согласно которому переходящий должен был оставлять своему помещику всё имущество. Также требовалось письменное разрешение от помещика на переход.

Право крепостных пожаловаться местным властям было явно формальным. В 1783 году по просьбам старшины Екатерина II всего лишь закрепила его де-юре. При этом казацкая старшина обвиняла во всех бедах Украины Москву. И именно в этой среде был сформирован негативный миф о Переяславской раде. Впервые он был открыто заявлен в «Истории Русов» — фальшивой исторической хронике казацкой Украины, написанной предположительно Г. Эпоха Речи Посполитой изображалась как время равноправного сосуществования поляков и русов. А переход под власть русских царей — как потеря воли и продажа в рабство. При этом всячески подчеркивался договорной характер российско-казацких отношений, заключенных в Переяславле, а затем «коварно нарушенных» Москвой. Тарас Григорьевич Шевченко, апрель 1859 «История Русов» оказала большое влияние на общественное мнение Малороссии. Лживые утверждения этой книги отразились в творчестве главного украинского поэта Тараса Шевченко.

В своих произведениях он неоднократно озвучивал мысль, заимствованную из «Истории Русов», — о том, что Россия якобы коварно нарушила заключенный в Переяславле равноправный союз с Украиной: Вон церковь БогдановаТам-то он молилсяЧтобы москаль добром и горемС казаком делился. Мир душе твоей, Богдан! Не так оно стало;Москалики, завидуя,Все-то обкорнали. Загубил убогуюСироту-Украйну! В стихотворении «Разрытая могила» Шевченко от имени Украины проклинает Хмельницкого за его неразумное решение: Ой, Богдан! Неразумный сын! Посмотри теперь на мать,На свою Украйну. Он был активным участником Кирилло-Мефодиевского братства, выдвинувшего в 1845—1847 гг. Костомаров озвучил псевдоисторический рассказ о Переяславской раде в своей «Книге бытия украинского народа» представлявшей собою полный плагиат с «Книг народа польского и польского пилигримства» польского поэта А. Мицкевича : «И хотела Украина снова жить с Польшею по-братски, неразделимо и несмесимо, но Польша никаким образом не хотела отречься от своего панства.

Тогда Украина пристала к Московщине и соединилась с нею как один народ славянский с другим народом славянским неразделимо и несмесимо, по образу ипостасей божественных неразделимых и несмесимых, как некогда соединятся между собою все народы славянские. Но скоро увидела Украина, что она попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что такое значит царь московский, а царь московский значил то же, что идол и мучитель.

В конце XVI века возникла военная организация Запорожская Сечь, в которой существовала выборность командиров гетман, кошевой, сотник и др. Основной единицей был полк. В Сечи быстро происходило расслоение на «голытьбу» и зажиточную верхушку — «старшину». Запорожская Сечь вела борьбу против крымских татар и турок, активно участвовала в крестьянско-казацких восстаниях против гнёта панской Польши, в освободительной войне украинского народа в 1648-54 годах. После воссоединения с Россией Запорожская Сечь сохранила некоторую автономию казачье самоуправление и пр.

Часть старшины вела изменническую политику, и после предательского договора гетмана Мазепы со шведским королём Карлом XII 1708 год Сечь была занята русскими войсками и ликвидирована. Часть запорожских казаков ушла в низовья Днепра, находившегося во власти Крымского ханства. В 1734 году русское правительство Анны Ивановны, желая использовать для обороны границ, разрешило им вернуться, после чего они создали Новую Сечь. В Сечи происходила борьба между старшиной и рядовым казачеством. Запорожские казаки активно участвовали в движении гайдамаков. Превращение Сечи в своеобразный центр антиправительственной борьбы привело к тому, что после подавления крестьянской войны 1773-75 годов под предводительством Пугачёва, правительство в 1775 году ликвидировало Новую Сечь. Часть казаков ушла в Добруджу и образовала там Сечь Задунайскую.

В 1828 году большинство казаков во главе с кошевым атаманом О. Гладким перешло на сторону России, после чего Задунайская Сечь перестала существовать. Переселённые на северное побережье Азовского моря, они составили ядро образовавшегося в 1828 году Азовского казачьего войска. Собрание в Переяславе ныне Переяслав Хмельницкий представителей украинского народа 8 января 1654 года, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией.

Русско-шведская война 1656-1661. Коренные народы Сибири: эвенки, ханты, манси якуты, чукчи и др. Присоединение Западной Сибири произошло в к.

Постепенно в Сибирь проникают землепроходцы и промышленники, за ними следуют представители царской власти. Основываются поселения и крепости. Остроги — Енисейский 1618 , Илимский 1630 , Иркутский 1652 , Красноярский 1628. Создается Сибирский приказ, Сибирь делится на 19 уездов, управляются воеводами из Москвы. Ерофей Хабаров, в 1649 осуществил поход в Даурию, составил карты земель по Амуру. Владимир Атласов, в 1696 — экспедиция на Камчатку. Напряженные отношения России с Крымом.

Постоянные набеги на русские земли, дань Крыму. Чтобы обеспечить безопасность строится засечная черта на южных рубежах городки. Русско-турецкая война 1677-1681гг. С 1677 года бои за Чигирин.

22.Воссоединение Украины с Россией.

В этот день он под влиянием разгоревшегося на Украине антигетманского восстания, организованного всё теми же украинскими эсерами и близкими к ним националистическими партиями, сложив с себя полномочия гетмана, убрался из Украины восвояси вместе с отступающими германскими войсками в Германию, где за заслуги перед последней ему было назначена пенсия, и где он впоследствии умер. Винниченко , а подчинявшиеся Директории вооруженные силы возглавил ещё более ярый украинский националист — С. Таким образом, Украинская держава была ликвидирована и вновь воссоздана Украинская народная республика, в которой Директория приняла на себя функции высшего органа государственной власти. Им воссоединение Украины с Россией было не нужно 13 ноября 1918 года на Западной Украине украинские националисты провозгласили создание Западно-Украинской народной республики ЗУНР со столицей в городе Львове. Кстати, часть территории Западной Украины до февральской революции 1917 года входила не в состав Российской империи, а в состав Австро-Венгерской империи, распавшейся 12 ноября 1918 года, то есть на следующий день после официального окончания Первой мировой войны. Он намеривался основательно взяться за собирание обломков Российской империи в единое и мощное социалистическое государство, для чего воссоединение Украины с Россией было крайне необходимо. С этой целью он решил использовать как части недавно сформированной Красной Армии, так и большевиков, которые с ещё дореволюционных времён были на территории Украины само собой, как при российском царе, так и при украинских националистах они находились в подполье. И действовать в этом направлении Ленин стал очень решительно!

При этом из политических соображений, подыгрывая национальному самолюбию украинцев и не желая его будоражить, он хоть и с большой неохотой, но публично подтверждал формальное право Украины на независимость от России. Он был за воссоединение Украины с Россией! В ночь с 1 на 2 января 1919 года в Харькове началось большевистское восстание, войска УНР покинули город и уже 3 января в Харьков вошли отряды красных. Харьковом они ограничиваться не стали. На следующий день 4 января был образован Украинский фронт и Красная Армия перешла двумя группами в широкомасштабное наступление одна группа пошла на Полтаву, другая — на Киев. Ей воссоединение Украины с Россией было не нужно Однако украинский народ, вопреки надеждам украинских националистов, не оказал Директории УНР существенной поддержки. Дело в том, что Директория, ориентировавшаяся в экономике на эсеровскую идеологию, пыталась угодить и украинским рабочим, и украинским крестьянам, и украинской буржуазии, что привело к тому, что и первые, и вторые, и третьи были ею недовольны.

Украинских крестьян и рабочих в гораздо большей мере привлекли социальные лозунги, выдвигаемые большевиками.

Значительная часть местной знати приняла католичество, униатство или протестантизм и быстро ополячивалась. Широкие слои населения крестьяне и мещане , напротив, сохранили преданность православию и национальным традициям. Напряженность в украинских и белорусских землях Речи Посполитой нарастала из года в год. Распространенной формой социального протеста в этот период стало «бегство в казаки». В низовьях Днепра еще в середине XVI в. Запорожские казаки по образу жизни напоминали донских. Они делились на реестровых, которые находились на службе у короля, и нереестровых «выписных», «вольных» , чьи ряды все время пополнялись за счет беглых людей.

Запорожцы защищали границы Речи Посполитой от внешних врагов — в первую очередь от крымских татар, но нередко вступали и во внутренние конфликты со шляхтой и правительством. Однако собственных сил для победы не хватало, и казачья старшина пыталась найти покровителя в борьбе за права и вольности, причем одни уповали на милость польского короля, а другие стремились установить контакты с Москвой. Постоянные волнения на Украине в сочетании с распрями группировок польской знати делали ситуацию в Речи Посполитой очень неустойчивой. Весной 1648 г. Народное движение возглавил Богдан Михайлович Хмельницкий — украинский шляхтич, избранный гетманом Войска Запорожского. Ему удалось сплотить вокруг себя всех недовольных польским засильем: казаков, крестьян, мещан, мелких украинских помещиков, православное духовенство. Конечные цели у этих социальных групп были разные, но их объединяло общее стремление к национальному освобождению. Также Хмельницкий заручился поддержкой крымского хана, который двинул свои войска на помощь восставшим.

В апреле-мае 1648 г. Повстанцы заняли Киев, Белую Церковь и другие города. Поляки потерпели еще несколько поражений, и в 1649 г. По этому соглашению количество реестровых казаков увеличивалось с 6 до 40 тыс. Однако польская шляхта сохраняла свои украинские владения, а увеличенный реестр не смог вместить всех простолюдинов, не желавших возвращаться в крепостное состояние. В целом Зборовский договор не оправдал надежд большей части восставших. Поляки также не спешили исполнить условия соглашения, и в 1650 г. На сей раз боевые действия складывались неудачно для Хмельницкого — в июне 1651 г.

В сентябре Хмельницкий подписал с поляками Белоцерковский договор, гораздо менее выгодный для Украины. Казацкий реестр сокращался вдвое, запорожский гетман должен был разорвать союз с Крымом и лишался права внешних сношений, польской шляхте возвращались все утраченные имения и ушедшие в казаки крепостные, и т. Фактически сразу же после подписания Белоцерковского мира на Украине начались массовые народные выступления. Недовольна договором была и казацкая старшина. Польская шляхта тоже хотела большего, стремясь полностью подчинить себе Украину. Поэтому война продолжилась. В 1652 г. Осенью 1653 г.

Заключенный затем Жванецкий договор в целом повторял пункты Зборовского мира. Несмотря на одержанные победы, было совершенно ясно, что Украина не может самостоятельно освободиться от власти Речи Посполитой.

И она росла. Поляки двинули против повстанцев 15 тыс.

Зеленский повторил слова Дуды об отсутствии границ между странами в будущем «Рабы господствуют над нами» 16 мая 1648 года повстанцы одержали крупную победу под Корсунем. Первый штурм польского лагеря Богдану не удался. Войска, верные королю, отчаянно сражались за этот рубеж. Польский гетман Николай Потоцкий, командовавший обороной города, приказал сжечь близлежащие селения короля.

Они спалили и почти всю Корсунь — кроме крепости, которую защищал 14-тысячный гарнизон. После недолгой осады и боев в окрестностях города казаки все-таки взяли Корсунь, захватив в плен двоих польских гетманов, а кроме них — около 7 тыс. Основные силы поляков попытались отступить, но конница Хмельницкого настигла их и разбила наголову. После этого восстание разгорелось по всей Малороссии.

Повстанцы прогоняли польскую шляхту и ксендзов — и присоединялись к Богдану. Что это было — тонкий дипломатический маневр или издевка над побежденными? Скорее всего, и то и другое. Но тогда Богдан еще не принял окончательного решения порвать с Польшей, был готов к переговорам.

Между тем поражения потрясли Речь Посполитую. Среди католиков началась паника. Брацлавский воевода Адам Кисель писал в те дни: «Страшные перемены наступили в нашем отечестве! Непобедимое для турецкого императора и стольких монархов, оно побеждено одним изменником-казаком...

Теперь уже рабы господствуют над нами... Все украинские провинции, откуда мы черпали всяческую силу отечества, взяли они у нас, как свои, саблею». Конечно, они готовили контрнаступление, чтобы вернуть свою гегемонию над этим обширным краем. Но военная инициатива оставалась в руках гетмана.

Можно предположить, что в те дни Богдан мечтал о создании Казацкой державы, независимой и от Турции, и от Речи Посполитой, и от России. При этом он как и большинство запорожских казаков и малороссов считал себя русским человеком, защитником православия. И сближение с Москвой было для него неизбежным. Почему Кишинев стремится дистанцироваться от Содружества и как от этого пострадают граждане страны «Волим под царя православного!

Вскоре Богдан встретился с иерусалимским патриархом Паисием, который оказался в Киеве по пути из Москвы домой. Святейший сказал Хмельницкому: «Зачем ты заключил союз с иноверцами? Есть московский православный царь». Паисий выражал мнение и киевского епископата.

Тогда Виктор Ющенко потрясал книгой перед публикой и говорил, мол, вот как прислужники Кремля подают нашу историю в общем контексте, а Украина должна быть отдельно, мы европейцы, и так далее, и так далее. Я думаю, что и это издание будет встречено точно так же, даже, вероятно, ещё более жестко. Потому что здесь мы кое-что даже обострили, довели повествование до 2014 года — переворота на Майдане. Но это уже не наши проблемы. Для меня тот раздрай, который происходит между Россией и Украиной, — личное горе. Потому что этнически мы родственники, да и культурно тоже. Надо искать пути решения, вести переговоры, собирать научные конференции. И не надо, чтобы противоречия на уровне политических элит каким-то образом отразились на отношениях народов. Политические деятели уйдут, а народам жить дальше.

Поэтому мы не имеем морального права нагромождать завалы на пути взаимного понимания.

ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

Воссоединение Украины с Россией — Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Полыни, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец Подольска оставалась под властью Польши. Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века. Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией».

Не токмо права и привилея

§ 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией. Говоря о судьбе Украины в XVII в., ее без всяких оснований принимают за судьбу Украины современной. Воссоединение Украины (особенно Левобережной) с Россией стало важным фактором укрепления российской государственности. Цель данного реферата: рассмотреть процесс воссоединения Украины с Россией, проследив дискуссионные аспекты данной проблемы. Я хочу поговорить об одном из самых важных моментов нашей истории – Воссоединение России и Украины XVII века.

Разместите свой сайт в Timeweb

  • Русская История 19Воссоединение Украины с Россией (Виталий Голышев) / Проза.ру
  • Воссоединение России с Россией - Аргументы Недели
  • Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение / ИА REX
  • Не токмо права и привилея
  • Русская История 19Воссоединение Украины с Россией (Виталий Голышев) / Проза.ру
  • § 3. Воссоединение Украины с Россией. История России с древнейших времен до конца XVII века

Вы точно человек?

К началу ХVII в. Польша стала одним из крупнейших государств в Европе. Как великое государство Польша складывалась дважды. В 1385 г. Объединение между двумя государствами не было тесным. Польша и Литва были автономными и жили каждая по своим законам. Население древнерусских земель — белорусы и украинцы исповедывали православие и не притеснялись. В 1569 г. На этот раз общим стал король, законы, армия.

На этот раз польское правительство насильно стало вводить польские порядки и законы на всей территории Речи Посполитой. Так, владеть землей в Речи Посполитой могла только польская шляхта. И польские короли стали раздавать земли белорусских и украинских крестьян полякам, а самих крестьян превращать в крепостных. Крепостное право в Польше сложилось на 100 лет раньше, чем в России и было самым суровым в Европе: польские дворяне имели право карать смертной казнью своих крестьян. В 1587 г. Он стремился окатоличить православное население. Полностью искоренить православие в Речи Посполитой польскому королю не удалось. Но Сигизмунд III добился того, что в 1596 г.

По унии православные признавали главенство папы римского над собой а не православного патриарха , переходили на католические догматы, но сохраняли православные обряды. Так, в Западной Украине возникло униатство. Поэтому украинская знать стала переходить в униатство, перенимать польский язык, образ жизни поляков. В православии остались мелкие дворяне, крестьяне. С этого времени начался национальный и религиозный гнет украинцев и белорусов в Речи Посполитой. Но Речь Посполитая цепко держалась за земли бывшей Киевской Руси. Отдав их, Польша превратилась бы в небольшое, заурядное государство. От национального и религиозного гнета население бежало на окраины Речи Посполитой и России, в частности, к нижнему течению Днепра.

Так появляются запорожские казаки и городок Запорожская Сечь. Первоначально запорожские казаки, как и казаки вообще, жили за счет набегов и грабежей на соседние территории — Речи Посполитой, России, Крымского ханства, Османской империи. Речь Посполитая решила привлечь казаков для охраны своих территорий. Польское правительство стало составлять особые списки — реестры. Записанный в реестр казак считался на службе у польского короля и получал жалованье, вооружение. Во главе запорожского войска отныне стоял гетман польск. Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки. Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг.

Украину стали сотрясать восстания. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков — украинцами. В 1648 г. Весной 1648 г.

Хмельницкого одержало ряд побед над поляками в битвах у Жёлтых вод и Корсуни май 1648 г.

Эти победы укрепили авторитет Хмельницкого и содействовали привлечению в его войско широких масс украинцев. Одновременно Хмельницкий заключил союз с Крымским ханом, ожидая его поддержки в борьбе с поляками.

Достоинством альманаха является и то, что он снабжен разнообразным иллюстративным материалом — открытки дореволюционной Вятки, фотографии лучших фотохудожников, коллажи из книг, графика. Авторы альманаха — библиотечные работники, видные исследователи и краеведы, писатели, журналисты — в популярной и доступной форме рассказывают о культурном прошлом Вятки и ее нынешнем состоянии. Образно говоря, это альманах друзей библиотеки им. О популярности издания говорят такие, например, факты: в прессе опубликован ряд положительных отзывов и рецензий; авторы среди них крупные исследователи г.

Кирова, других регионов и даже других стран считают за честь опубликовать свои материалы в нашем сборнике, а в работах некоторых учёных мы находим ссылки на наш альманах как авторитетный научный источник; студенты учебных заведений города пишут рефераты и контрольные работы об альманахе. Альманах «Герценка» — издание продолжающееся. В портфеле редколлегии ныне лежит большой объем материалов, рассчитанных на несколько лет вперед. Главное, что движет авторами альманаха, — любовь к Вятке и ее сокровищнице — библиотеке, желание заставить читателя любить нашу историю и неустанно ее изучать.

К началу 1654 года Хмельницкий оказался в очень тяжелой ситуации. И тут надо поднимать вот какой вопрос: почему на протяжении с июня 1648 года до Земского Собора в октябре 1653 года московский царь не отозвался на просьбы Хмельницкого помочь единоверному православному украинскому народу против католической Польши? Не хотел ссориться с Польшей. Не хотел.

Но можно предположить и другое: разве московскому царю было выгодно, чтобы Украина при помощи Москвы сбросила польское иго, утвердилась как государство? Что тогда будет с концепцией Третьего Рима? Ведь она предусматривает, что все земли Киевской Руси по Вислу должны быть в руках московского царя. Если московский царь поможет построить украинское государство, так ему уже не будет выхода на Вислу. Потому что сама Украина займет эти территории. Это тот вопрос, исследования которого я не вижу у российских историков. Объяснений тоже не вижу. Богдан Хмельницкий Понятно.

Но гипотетически предположим, что Хмельницкий прожил бы дольше и для Украины и внутриполитическая ситуация, и внешнеполитическая обстановка улучшились бы — он смог бы пойти на то же, на что пошел Выговский? Выговский, который разорвал так называемый Переяславский договор я подчеркиваю: никто никакого договора в Переяславе в январе 1654 года не подписывал , то есть отбросил «мартовские статьи», на самом деле выполнял политическое завещание Богдана Хмельницкого. В этом легко убедиться, если взять в руки книгу под названием «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России». Третий том, страницы 555-556. Это речь Богдана Хмельницкого, произнесенная на Чигиринской казацкой раде в октябре 1656 года. Связано это выступление с тем, что после Переяславской рады, начиная с прихода в Киев московского войска, московский царь так и не предоставил помощи Украине против Польши, а, наоборот, потребовал, чтобы казацкое войско пришло ему на помощь, потому что царь решил освободить Смоленщину, которая была в руках поляков. Царь рассчитывал на то, что ему удастся быстрее это сделать, если он сам ударит с востока через Можайск , а Украина ударит на Гомельщину и вынудит Польшу оттянуть силы от Смоленска. Но ведь это все в итоге и получилось.

Да, все правильно, но в первую очередь это было сделано в интересах московского царя. А Украине обещанной помощи не было. Богдан Хмельницкий вынужден был согласиться на условия царя, потому что против Польши все равно нужно было воевать. Тогда на юге нынешней Белоруссии еще в 1648-1649 годах были созданы 4 казацких полка. Это были украинские полки, потому что население там духовно, так сказать, было зависимо от киевского митрополита — отдельного православного митрополита в Белоруссии не было. Ну и экономически население юга нынешней Белоруссии тяготело к Киеву, а Вильно — центр — был далеко. И когда пришли на юг Белоруссии три казацких полка под командованием Ивана Золотаренко, это 20 тысяч человек, и начали вытеснять польские гарнизоны, то местное православное население, экономически зависимое от Киева, начало присягать гетману Богдану Хмельницкому. Оно захотело быть, в современной терминологии, гражданами Украинского государства, которое называлось тогда или Гетманщина, или Войско Запорожское.

Это не понравилось московскому царю. И он стал требовать от Богдана Хмельницкого, чтобы Золотаренко не назывался полковником белорусским. Потом выяснилось, что этот процесс набрал широкий размах не только на юге нынешней Гомельской области, но даже в Могилеве. Там был создан казацкий полк во главе со шляхтичем Константином Приклонским, и он со своей старшиной приехал в лагерь Ивана Золотаренко в Чаусы и присягнул на верность Украине. То есть эта территория хотела под Украину, а не под царя. А тот позволить подобные вольности не мог, и это, конечно, не понравилось казакам. Как так: мы пришли, завоевали, это наш трофей, а у нас отбирают? Тем более что само население просится в Украину.

Но этот конфликт был еще тлеющий. Самый острый конфликт разгорелся в 1655 году. Когда царь освободил Смоленщину, он послал подмогу Богдану Хмельницкому, и московские войска пошли на Запад, освобождать вместе с казацкими уже украинские земли. Пришли ко Львову. И когда Богдан Хмельницкий увидел, как московские ратники ведут себя в Городке такое поселение есть возле Львова — жгут, грабят, он сделал все, чтобы Львов не штурмовали. И как в 1648 году он сумел добиться, чтобы татары не штурмовали Львов — так и теперь. Львов откупился, его не тронули, и войско пошло дальше на запад до Вислы. Хмельницкий вернулся из Львова в Чигирин, но за себя оставил наказным гетманом Даниилу Выговского брата будущего гетмана Ивана Выговского — прим.

Союзная армия пришла к Висле, а на правобережье Вислы тогда население еще во множестве было православное, неокатоличенное. И там жители опять же хотели быть в составе Украины, а не под московским царем. И между Петром Потемкиным, военачальником царским, и Данилой Выговским начался конфликт. Доходило до острых столкновений. И это все на Богдана Хмельницкого действует не очень позитивно, как и на казацкую старшину. В этой ситуации, когда Польша была в агонии, польская шляхта ищет выходы для спасения собственного государства. Один из выходов, она считает, — пообещать Алексею Михайловичу польскую корону. Тогда царь прекратил бы боевые действия, а поляки бы сами управились со шведами, которые взяли Варшаву , и венграми, взявшими Краков , — король Ян-Казимир уже собирался бежать в немецкие земли.

И московский царь полякам поверил. Зачем воевать, когда готовая корона сама идет в руки. Хотя Хмельницкий его убеждал добить Польшу. В результате царь прекратил боевые действия. Но корону поляки не спешили отдавать. Приходит зима, весна 1656 года. Короны нет. Царские послы добились только того, что на конец августа назначается польско-московская комиссия, которая должна решить процедурные вопросы — как эту корону передавать.

Перед этими переговорами, которые намечаются в Вильно, нынешнем Вильнюсе , в казацкую столицу Чигирин приезжает посол царя Василий Кикин. Он спрашивает от имени царя а царь уже считает, что он король польский, что это его территория, и он хочет, чтобы Богдан Хмельницкий подсказал ему , как правильно размежевать украинцев и поляков. Есть документ Богдана Хмельницкого по этому поводу, и он там пишет, что граница украинцев и поляков должна быть по Висле, «как за давних князей руських», то есть украинских, и дальше по Карпатскому хребту. Также договорились, что на эти переговоры в Вильно приедет украинская делегация во главе с чигиринским городовым, атаманом Романом Гапоненком. Сперва он хотел поехать к царю в ставку под Ригу, где самодержец протянул ему руку в перчатке. Тогда он приехал в Вильно, где поляки Никите Одоевскому, главе московской делегации, выставили ультиматум: «Если казаки будут на переговорах, мы не примем участия». Для них это выгодно, ибо будут сорваны переговоры о передаче короны. И в такой ситуации Одоевский решил не пускать казацкую делегацию на переговоры.

И она осталась на улице, образно скажем. Ее не информируют, о чем идет речь, только какие-то слухи ходят по Вильно, и слухи такие, что поляки осмелели и уже требуют от Москвы, чтобы та отказалась от Украины. Конотопская битва Во всяком случае корона царю уже не светит. И казацкая делегация возвращается в Чигирин. Гетман предупрежден, и к приезду делегации он собирает казацкую раду. Именно этих событий, как я говорил, касаются страницы 555-556 политического завещания Хмельницкого. Это все пишет в письме к царю отец Ивана Выговского. Послы, которые вернулись из Вильно, упали на колени перед гетманом и, обливаясь слезами, говорили: «Пропало Войско Запорожское, потому что Москва нас может теперь отдать полякам.

А нас, твоих послов, не пустили в посольскую избу, как собак не пускают в церковь». И вот когда послы сказали эти слова, то Богдан Хмельницкий, как пишется в этом документе, кинулся, как умалишенный, и закричал на всю казацкую Раду: «Дети, вы о том не печальтесь. Я знаю, что нужно сделать. Нужно отступить от православного царя».

Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954.

Разрешить спор законными средствами не вышло. По легенде, король Речи Посполитой Ян Казимир велел передать Хмельницкому, что тот может действовать своей саблей. В Варшаве не могли представить, насколько буквально казачий лидер воспользуется этим советом. Царь заносит посох: убивал ли Иван Грозный своего сына? Восстание казаков к 1648 году перекинулось на всю территорию расселения украинцев.

Участие в нем приняли крестьяне. То, что для Хмельницкого, дворянина казацкого происхождения, было личной обидой, сельское население восприняло как возможность свести счеты с польскими помещиками. Численность войск, на которые мог рассчитывать Хмельницкий, возросла до 150—200 тыс. Ядро составляли несколько десятков тысяч профессиональных воинов-казаков.

Но и остальные в обиходе могли называть себя казаками, и многие стремились к получению казачьего статуса. Таких называли показаченными крестьянами или мещанами. Именно в среде этой народной массы пользовалась поддержкой пророссийская программа: полная независимость от Польши и упразднение польского землевладения, а также расширение казачьего официально оплачиваемого реестра до предельной степени. Ожидания Хмельницкого и его окружения были более скромными.

По его условиям интересами крестьян, в том числе считавших себя казаками, пренебрегли. Богдан добился отмены унии и расширения реестра до 40 тыс. Фактически речь шла о передышке: война почти сразу же возобновилась, и скоро на ней Хмельницкий стал терпеть поражения. В этих условиях он и запросил покровительства у России.

Две Переяславских рады вместо одной Официальное обращение от украинцев к русским с просьбой о помощи означало для России вовлечение в прямой конфликт с поляками и литовцами. В 1653 году московское правительство сделало для себя вывод, что время выбрано удачно. С севера Речи Посполитой угрожало вторжение шведов. Варшаву можно было поставить перед угрозой войны на два фронта — так и случилось уже в 1655 году.

Принимать ли Украину в состав России, решал представительный орган — Земский собор, созванный для этой цели весной 1653 года и проработавший до осени. После его решения "да" к Хмельницкому направили полномочную делегацию для проведения ответного голосования — в Переяславе и принесения присяги. В первые месяцы 1654 года Украина сглаживала острые углы с Россией. В Киеве русских встретили на подъезде к городу и провели через Золотые ворота под гром салюта.

И только трое казацких полковников испортили праздник, под разными предлогами уклонившись от клятвы. Но это было лишь начало. Последующие события показали, что раскол в казацкой элите пролегал глубже, чем казалось.

Слайд 7 1.

Россия вступила в затяжную войну с Польшей Это было связано с событиями на Украине. Вспомните, когда Украина оказалась под властью Польши. В XIV в. После уний 1385 и 1413 гг.

Литва и Польша сблизились, а после Люблинской унии 1569 г. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой? Особенно важен был вопрос об украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 10 Задание Что объединяло русский и украинский народы?

Объединяло русский и украинский народы: язык, религия, культура Слайд 11 В начале XVII века земли Украины и Белоруссии находились под властью Речи Посполитой 1569 Создана униатская церковь 1596 Крепостной , религиозный и национальный гнет Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 12 Задание С какой целью была принята Брестская церковная уния 1569г. В чьих это было интересах? Целью принятия Брестской церковной унии было подчинение православной церкви Папе Римскому и завладение церковной собственностью. Это было в интересах польского короля и шляхты, католической церкви.

Руководители: атаманы и гетманы Свободные и крепостные крестьяне Украинское крестьянство оказалось в двойной зависимости от польской шляхты и своих панов Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 15 Положение крестьян на Украине Постепенно земля на Украине сосредоточилась в руках польских панов. Крестьяне вынуждены были нести повинности в их пользу. Паны были католиками, украинские крестьяне — православными. Как сказывались религиозные различия на отношениях между панами и крестьянами?

Это дополнительно ухудшало отношения между панами и крестьянами, поскольку те и другие считали друг друга еретиками. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 16 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Недовольные польским господством казаки бежали в Запорожскую сечь — вольное казацкое поселение ниже днепровских порогов. Сначала Сечь располагалась на о. Хортица, позднее несколько раз меняла место.

Земледелие в Сечи было запрещено, женщины туда не допускались. Для отражения набегов здешние литовские власти старосты стали создавать из вольных казаков, населявших степные земли, военно-служилое сословие. Такие казаки сочетали крестьянский труд с вооруженной охраной государственных рубежей.

Народы, проживающие на территориях, входивших ранее в Древнерусское государство, испытывали в Речи Посполитой социальное, национальное и религиозное угнетение. С 1648 года начинается освободительная борьбаво главе с Хмельницким. Добились побед и заняли Киев.

Август 1649 — Зборовский мирный договор с Польшей. Казаки получили самостоятельное государственное управление в Киевском, черниговском, Вроцлавском воеводствах. Мир непрочен. Военные действия возобновились неудачно для Б. Поражение под Берестечком и новый договор в Белой церкви, по которому власть гетмана сохраняется только в Киеве. Хмельницкий понимает, что самостоятельно им с Польшей не справиться и обращается к России с просьбой: принять Украину в её состав.

Русско-польская война 1654-1667 — следствие вхождения Украины в состав России. Русско-польская война принимает затяжной характер. Существенные поражения русских у Губарева и Чуднова, при Кушликах. Гетманом стал сын Хмельницкого — Юрий. Россия теряет ранее захваченные территории.

И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех. Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божий церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никово на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у ково просити не будет и не примет. А ныне писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что король с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя монастырей и церквей божиих и християн в мучительство выдать, бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, великий государь, и ныне над ними, православными християны, не зжалится, как они у него, государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан Хмельнитцкой, а велел государю бити челом, чтоб государь велел прислать в Киев и в -ыные городы своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской салтан а обоз в Борки посланца своего, зовучи ево к себе в подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеетца на государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де посчастилось и много языков поляков поймали. А литовской де гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву землю войною. И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованья и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей соймовой констытуцыи во многие годы исправленья не учинили. И видя королевские подданные такое неисправленье и злым людем за вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к воеводам во всех годех государево имянованье и титло писали с пропискою. И при государевых послех, при боярине князь Борисе Александровиче Репнине с товарыщи, исправленья не учинили и называли то дело - государскую честь - малым делом, и смеяся и поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и тем оне вечное докончанье нарушили. А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

Брестская уния

  • Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией
  • Присоединение Украины к России
  • Этапы значимого воссоединения Украины с Россией в контексте событий и перспектив истории
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией

Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины

Тогда вход в Российский центр науки и культуры забаррикадировали несколько десятков националистов, выкрикивающих антироссийские лозунги. По словам Петра Петровича, он сам вышел к активистам и пытался поговорить с ними, но вскоре понял, что диалог просто невозможен. Презентация последнего труда академика совпала с его 80-летием. В Доме Российского исторического общества собрались многие уважаемые эксперты — историки, археологи, представители музеев и архивов. Вот что о своей новой книге Пётр Петрович Толочко рассказал Российскому историческому обществу: «Это второе, улучшенное издание. Первое называлось «Очерки истории Украины с древнейших времён». Мы старались показать нашу историю во всей её противоречивости и полноте, не с какой-нибудь одной стороны, а объективно. Мы не обошли острые вопросы нового времени, голодомор и другие темы, но всё это трактовали как общую беду для всех народов Советского Союза, а не только Украины. Великая Отечественная война у нас так и названа — Великая Отечественная.

А не просто — мировая война или война Сталина с Гитлером, как сейчас её интерпретируют некоторые историки.

В этой грамоте впервые в качестве титула русского монарха были использованы слова «всея Великия и Малыя России самодержец». День 6 апреля в истории Грамота означала фактическое присоединение и не соответствовала представлениям украинской стороны об условиях союза. Согласно документу, царь провозглашал своё право утверждать кандидатуру гетмана. Казаки же хотели только номинально зависеть от Москвы, а гетмана утверждать сами. Предполагалась широкая самостоятельность Украины, в том числе во внешнеполитической сфере.

Персидские послы привозили в Москву сведения о караванных путях в Индию, а в 1698 году купец Семён Маленькой стал первым русским, достигшим Индии морским путём. В ходе освоения Сибири, русские поселенцы столкнулись с Китаем. В 1689 году был заключён Нерчинский договор, обозначающий границу между странами. Вхождение Украины в состав Российского Государства.

В 17 веке большая часть украинских земель входила в состав Речи Посполитой. Украинские крестьяне были обязаны нести повинности в пользу польских господ, им запрещалось говорить на родном языке. Особое положение занимали казаки: за службу польскому королю их освобождали от налогов.

Вхождение Украины в состав России создавало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития Украины.

Украинские купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки. Важную статью украинской торговли составляла селитра, употреблявшаяся для производства пороха. А русские купцы на украинских ярмарках продавали соль, изделия из железа, меха.

Миф 1: Украина вошла в состав Московского царства насильственно

  • Притеснение малороссов
  • Казак лихой: как Богдан Хмельницкий вернул украинцев в Россию | Статьи | Известия
  • Воссоединение Украины | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
  • Воссоединение России с Россией

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий