Смотрите видео онлайн «Выступление Набиуллиной в Государственной Думе» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 апреля 2024 года в 12:18, длительностью 03:15:43, на видеохостинге RUTUBE. Об этом рассказала в ходе своего выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, пишет РИА Новости. Инфляция в России уже прошла свой пик благодаря жесткой денежно-кредитной политике, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пленарного заседания Госдумы.
Хазин: Что бы Путин ни говорил, а Набиуллина и Силуанов разрушают Россию
Главная» Новости» Выступление набиуллиной сегодня по ключевой ставке. Выступление Председателя Центрального Банка России Эльвиры Набиуллиной в Госдуме 15 ноября 2002 года и статья в "МКRU". Глава Центрального Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что российская банковская система хорошо выдержала шоки 2022 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на выступление Набиуллиной на совместном заседании комитетов Госдумы. В минувшем году Государственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Набиуллина: борьба с финансовым мошенничеством — один из наших приоритетов В Госдуме в преддверии годового отчета Банка России прошла встреча депутатов фракции КПРФ с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной. После представленного в Госдуме отчета Главы Центробанка России Эльвиры Набиуллина об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики.
Набиуллина назвала навязывание банками финансовых услуг позорным явлением
По словам Набиуллиной, ЦБ готов удерживать ключевую ставку на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется для устойчивого обуздания инфляции. При этом, как следует из слов главы ЦБ, базовый сценарий - по-прежнему начало снижения ключевой ставки во втором полугодии 2024 года.
Центробанк не раз подчеркивал, что у него нет каких-то количественных ограничений по курсу, регулятора интересует только его влияние на инфляцию и финансовую стабильность, но перед визитом руководства ЦБ в Думу рубль совершил удивительный разворот. После падения до минимума этого года 102,35 руб. Курс доллара даже снова опустился ниже 100 рублей, а затем и ниже 99 — 98,84 руб. Причем это происходило на резко возросших оборотах. К вечеру они почти удвоились — 184,7 млрд руб.
Глава ЦБ это предложение одобряет. Мало того, по словам Эльвиры Набиуллиной, если банк выдал кредит человеку с самозапретом, то такой кредит, получается, можно и не отдавать. Если он все же выдал такой кредит, то он не вправе требовать его обратно! Будущее замороженных российских активов за границей А вот что делать с замороженными за границей российскими активами более чем на 300 миллиардов долларов. И как ЦБ эту заморозку не предусмотрел? На эти вопросы пока конкретных ответов нет. Отчет Центробанка депутаты утвердили практически единогласно — только один "против". Расстались на понимании того, что это думское одобрение — своеобразный кредит доверия, который Эльвира Набиуллина и ее ведомство должны потратить на улучшение финансовой ситуации в России.
Это типичная экономика спекулянтов — и речь Председателя ЦБ РФ льёт воду на мельницу именно такой экономики. Идёт рост спекулятивного, ни чем не обеспеченного дохода. И при этом ЦБ играет с экономикой «злую шутку», подрывая долгосрочное развитие. Так кому выгодна высокая процентная ставка? У кого на счетах сотни миллионов рублей. Вот на кого работает процентная ставка, увеличивая расслоение и неравенство граждан. Отметим, что добротная статистика и расчёты по вкладу высокой процентной ставки через рост сбережений граждан в ликвидацию бедности — отсутствуют, и не звучат в выступлении. Сберегая деньги, люди меньше тратят. Таким образом, через ограничение спроса происходит и недопроизводства товаров и услуг. И это элемент бедности, а не её ликвидация. А вот что перевесит — вот вопрос. Набиуллина явно не взвешивала эти две вещи. Насколько мне известно, аналитики ЦБ не решают такие задачи. Поэтому такого рода заявления, что высокий процент действует по снижению бедности и поддерживает доходы граждан, — голословны. Хотя при этом понятно, что инфляция съедает доходы бедных сильнее, но процент-то её не сдерживает — вот в чём главная проблема. Это цена за пользование деньгами и она растёт, осуществляя вклад в инфляцию, а не в её снижение. Поэтому Набиуллина в Госдуме фактически оправдывала собственную политику, которая проводится много лет в пользу спекулянтов и крупных олигархических кланов и игроков. К сожалению, Центральный банк и Правительство России всегда придерживались буржуазного вектора, стремились на этой базе развивать экономику, при этом, «кидать людям социальную кость». Кстати, антинародная и античеловеческая пенсионная реформа внесла лепту в увеличение нагрузки на работающее население, которому продлено время работы без социального вспомоществования.
Кредиты, IPO и инфляция: главное из выступления Эльвиры Набиуллиной 16 ноября
Но нельзя терять из виду главную цель ипотеки — и вообще, и в частности с господдержкой. Это доступность жилья для людей. Чтобы цена квартиры, объем того кредита, который люди должны выплачивать много лет, были посильны для них, не были чрезмерными по сравнению с их будущими доходами». Эльвира Набиуллина объяснила, от чего зависит сегодня твердость рубля на валютном рынке, а также хорошо это или плохо для экономики в нынешних условиях. Эльвира Набиуллина: «Курс рубля после очень сильных колебаний вернулся в диапазон предыдущих лет. Сейчас его изменения отражают потоки экспорта, импорта, финансовых операций. Мы сохраняем приверженность плавающему курсу как к действенному стабилизатору для национальной экономики.
Вмешиваться в работу валютного рынка мы считаем допустимым и необходимым только тогда, когда события на нем создают угрозу для финстабильности, как это было, например, прошлой весной».
Помимо этого должно произойти охлаждение потребительской активности, динамика кредитования стать более сбалансированной, склонность людей к сбережению перевесить их склонность к потреблению. Также при принятии решений учитывается ситуация на рынке труда, задыхающегося от дефицита рабочих рук. Вопросы с подвохом Когда дело дошло до «открытого микрофона», депутаты Набиуллину спрашивали о льготной ипотеке, закредитованности граждан, целесообразности появления новых страховых продуктов, принятом законе о самозапретах на кредиты, ограничениях для МФО и цифровых активах в международных расчетах, а также большая роль отводилась теме борьбы с телефонными мошенниками. Но и тема влияния ключевой ставки на экономику не отпускала парламентариев. Верно, однако, обратное, — заявила депутат Госдумы из Петербурга экономист Оксана Дмитриева. Далее вы заявили на совместном заседании [комитетов ГД], что поскольку у предприятий растет прибыль, то они могут инвестировать из прибыли и в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли. Если вы считаете эту долю приемлемой, то встаёт вопрос: а зачем вообще нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу банковской системы — перелива капитала как источника развития?
Еще раз заявляю о том, что снижение инфляции важно для роста реальных доходов населения. Что касается инвестиций, они растут опережающим темпом и, по нашему прогнозу, будут расти темпом, который опережает рост ВВП», — ответила Набиуллина на первую часть вопроса. В ответе на вторую она отметила, что нужно внимательно анализировать данные и учитывать структуру экономики. Например, некоторые холдинговые компании берут кредит, передают «дочкам», а те уже инвестируют эти деньги. В целом долговые источники финансирования инвестиций относятся к собственным средствам как один к двум. Такое соотношение, по словам главы ЦБ, «более-менее нормальное» и наблюдается во многих странах. Это те ресурсы, которые принадлежат предприятиям. У них есть возможности инвестировать.
Важно здесь создать стимулы», — подчеркнула Набиуллина. Ее извечный критик экономист Михаил Делягин в свойственной ему манере спросил о возможных мерах, связанных с ограничением вывода капитала из страны: «Около года назад, отвечая на мой вопрос, вы разъяснили, что вывод капитала из России не ограничивается не только в силу вашего принципиального неприятия этой необходимой в нынешних обстоятельствах для развития и даже для выживания страны меры, но и потому, что возглавляемый вами Банк России просто не умеет отличать вывод капитала от авансирования импорта.
Откуда взяться долгосрочному экономическому росту пусть и всего 1. Разумеется, ответов на эти вопросы не будет, ключевая задача упомянутой троицы любой ценой усидеть на свои месте и продолжать выполнять задачи, поставленные МВФ. А их, с начала 90-х, всего две, ничего не изменилось точнее, менялось в короткий период управления Центробанком Геращенко-Парамоновой.
Эти задачи: обеспечить максимально свободный отток капитала из России и тут эффективность троицы великолепная, я бы даже сказал выдающаяся и обеспечить инвестиционный процесс исключительно за счёт иностранных инвестиций. А поскольку их нет, то и роста быть не должно. Зато есть полная зависимость от МВФ, который может краник приоткрыть, а может — совсем закрыть. Да, конечно, повторить успех правительства Гайдара-Чубайса-Дубинина который возглавлял ЦБ уже не получается, тогда бюджетных инвестиций практически не было. А сегодня они есть, что упомянутую тройку сильно расстраивает.
Впрочем, поскольку контроль за бюджетными расходами, во многом, у самого Минфина, он активно поддерживает разных региональных о отраслевых чиновников, которые радостно «пилят» бюджеты, я про это много писал. Так что с уверенностью можно сказать, что пока эти сидят на своих местах, экономического роста у нас не будет, небольшой росток, связанный с перераспределением оборонных денег в экономику уже чахнет в том числе, с помощью налоговой службы и контрольных мероприятий Минфина.
Председатель комитета Государственной думы по защите конкуренции Валерий Гартунг считает, что ни один бизнес не может успешно развиваться при текущих рыночных кредитных ставках. Ну не отбивается никакой цех, даже самое современное производство не отбивается. О чрезмерной жёсткости политики Банка России заявила позднее «Абзацу» и присутствовавшая на заседании депутат Госдумы Оксана Дмитриева: «Эльвира Набиуллина продолжала настаивать, что повышение ключевой ставки — это борьба с инфляцией, а инфляция — это самое большое зло, от которого страдают предприятия. При этом она почему-то утверждала, что влияние на торможение экономического роста минимальное, а главный лимитирующий фактор — не средства на инвестиции, а кадры.
«Центральный банк — не рюмочная». Почему Володин заставлял депутатов хлопать Набиуллиной
18 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступит в Госдуме. Выступление будет посвящено денежно-кредитной политике на ближайшие три года. А уже 10 апреля на пленарном заседании Государственной Думы, отвечая на мой вопрос, Набиуллина дала оценку 25%. Голосованию за повторное назначение Набиуллиной на пост главы ЦБ предшествовало ее выступление в Госдуме.
«Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой
На нее мы отреагировали повышением ключевой ставки. Мы уже видим первые результаты нашей политики — пик инфляции остался позади. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля до ноября этот показатель в пересчете на год был двузначным. Инфляционное давление было очень сильным. Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас. Я бы хотела особое внимание обратить на то, что высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью. Инфляция сильнее всего залезает в карман небогатых людей в том числе потому что цены на товары первой необходимости ускоряются в первую очередь.
Таких примеров в прошлом году было достаточно. Высокая инфляция — точно такой же налог на промышленность, как и на бедных. Большинство предприятий уже ощущает, что рост издержек, который неизбежен при высокой инфляции, кусается даже больше временного увеличения процентных расходов. Об этом говорят и руководители предприятий, а мы проводим много встреч с ними, и наш анализ издержек в обрабатывающей промышленности. В текущих условиях жесткая денежно-кредитная политика не противоречит развитию экономики, интересам реального сектора, как иногда представляют. Какие еще результаты повышения ключевой ставки, кроме замедления инфляции, мы видим на сегодняшний день?
В августе произошел важный перелом — начался активный приток денег на вклады. За пять месяцев, вплоть до конца года, вклады граждан выросли на 5,3 трлн рублей. Это рекордные темпы. Благодаря высоким ставкам граждане во второй половине прошлого года заработали почти 1 трлн рублей процентов по вкладам. Приток средств на вклады продолжается: и за I квартал этого года он составил еще почти 2 трлн рублей. Дополнительный эффект более высокой ставки — она способствует более стабильному курсу рубля.
Курс рубля, конечно, определяется прежде всего торговыми потоками. В прошлом году экспорт сократился, а импорт вырос. Курс рубля закономерно снижался, и летом это снижение ускорилось, потому что спрос на импорт возрастал. На графике валютного курса вы видите отсечку — это повышение ставки 15 августа сразу на 3,5 п. Это остановило ослабление рубля, хотя потребовались дополнительные повышения ставки для того, чтобы окончательно пресечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий. Сыграли роль и другие факторы, включая рост цен на нефть, но влияние денежно-кредитной политики, по нашим оценкам, было основным.
В том числе за счет увеличения привлекательности рубля как средства сбережения. Еще один значимый эффект — это возвращение кредита к более сбалансированным темпам роста по сравнению с очень высокими, рекордными уровнями прошлого года. Объем корпоративных облигаций прибавил 4,6 трлн рублей. Это финансирование внесло важный вклад в развитие экономики. Эти деньги в том числе пошли на закупку оборудования, замещение внешних долгов, покупку бизнеса у уходящих иностранных компаний, импортозамещение. И вряд ли, имея такие цифры на руках, можно говорить о том, что кредит бизнесу недоступен.
Ставки выросли, в начале этого года рост корпоративного кредита начал замедляться, но ни о какой остановке кредитования предприятий, а с ним и развития экономики речи не идет. Да, в этом году рост кредита будет более умеренным, но лишь в сравнении с рекордным темпом прошлого года. К тому же кредит — это дополнительный рычаг, а главный источник инвестиций — это собственные средства компаний. Реальный сектор в прошлом году показал хорошие финансовые результаты. Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, и даже с поправкой на накопленную инфляцию — более чем в полтора раза.
Это означает, что предприятия чувствуют себя увереннее — высокая прибыль снижает потребность и в заемных средствах, но даже при необходимости занимать позволяет это делать и при высоких ставках. И, кстати, именно в этом масштабе нужно оценивать прибыль банковской системы. За весь прошлый год она была сопоставима с прибылью, которую корпоративный сектор зарабатывал за один месяц. Банки кредитуют, вносят вклад в развитие экономики, а прибыль позволяет им наращивать кредитование, это основной источник их капитала. Что еще поддерживает кредитную активность: за последние два года сильно выросла доля кредитов компаниям под плавающие ставки. И, кстати, это говорит о том, что бизнес сохраняет уверенность в том, что мы вернем инфляцию к цели и перейдем к снижению ставки.
Этот вопрос депутаты поднимали при обсуждении отчета. Структурная перестройка экономики сопровождается ростом расходов, и бюджетная политика вносит более высокий, чем раньше, вклад в совокупный спрос — через госзаказ, через государственные инвестиции, рост зарплат, льготные кредиты, прямые субсидии. Чтобы это не приводило к постоянному ускорению роста цен, пространство для частного кредита уменьшается. И это означает, что денежно-кредитная политика должна быть более жесткой. Мы начнем снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость и инфляционные ожидания приходят в норму. Что бывает, когда дешевый кредит разогревает спрос, а предложение, которое растет, но оно не поспевает, мы видели на примере массовой льготной ипотеки.
Мы видим, что за последние два года в полтора раза увеличилась доля ипотеки людям с высокой долговой нагрузкой. Продолжал расти и разрыв между ценами на первичное и вторичное жилье. Ускоренный рост цен на жилье в последние годы привел к тому, что и лимит страхового возмещения по счету эскроу часто уже не покрывает стоимость квартиры. Поэтому мы предлагаем нам вместе обсудить его увеличение вдвое по закону это сейчас 10 млн рублей — до 20 млн рублей. Пример с ипотекой, на наш взгляд, показателен и поучителен. Меньше всего хотелось бы, чтобы сходные процессы начались бы и в других сегментах экономики.
На базе низкой инфляции доступность кредита будет снова расти. Вспомните, что именно тогда без всяких широких льготных программ начала быстро расти ипотека, а ставки по рыночной ипотеке снижались.
Это будет давить на рост глобальной экономики, увеличивать стоимость обслуживания долга, снижать стоимость активов. Вырастут риски финансовой стабильности. Вырастет геополитическая напряженность по этому сценарию, будет происходить фрагментация, регионализация глобальной экономики. Усилятся санкции на Россию. Мы рассматриваем этот сценарий с усилением санкций, и это станет еще одним фактором ухудшения ситуации в глобальной экономике в свою очередь. В итоге, на наш взгляд, в этом сценарии мы можем увидеть кризис, сопоставимый по масштабам с 2008—2009 годами. Для России это будет означать и падение спроса на основные товары нашего экспорта, ВВП тогда сократится сильнее, инфляция будет выше, чем в следующем году, потому что будет происходить более быстрое снижение экспорта в стоимостном и количественном выражении, что вызовет ослабление курса.
В этом шоковом — хотя и, по нашей оценке, маловероятном — сценарии потребуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием, чтобы ограничить последствия негативных внешних факторов для российской экономики, не допустить раскручивания инфляционной спирали. И вернуть инфляцию к цели можно будет только в 2025 году. Базовый сценарий. Почему мы называем его базовым? Мы считаем его гораздо более вероятным, чем альтернативные сценарии. Но сценарии альтернативные, на наш взгляд, нужно иметь для того, чтобы быть готовыми, если нужно, быстро переориентировать свою денежно-кредитную политику в зависимости от того, как развиваются обстоятельства. Действительно, за последние месяцы ситуация и баланс рисков для мировой экономики несколько сместились в сторону если не полномасштабного глобального кризиса, то более жесткого варианта развития ситуации. Мы видим это и по событиям — тем, которые происходят в мире. Но это для нас не повод просто ждать, как будут развиваться события, как говорят, ждать у моря погоды.
Напротив, мы должны, как только можем, создавать условия для ускоренной структурной перестройки экономики. Только это может быть адекватным ответом на ухудшение глобальных внешних условий. Здесь, конечно, нужен широкий спектр мер: и реформы для улучшения делового климата, меры государственной поддержки стратегически важных отраслей и малого бизнеса, и здесь Правительство активно предлагает программу мер поддержки. И про это я хочу сказать более подробно. Об этом были вопросы во время обсуждения на Рабочей группе — это меры по развитию финансового рынка, не только денежно-кредитная политика. Сейчас действительно ключевая задача — обеспечить структурную трансформацию экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Это ключевая задача для финансового рынка. Приоритетно — развитие внутренних источников долгосрочного и недолгосрочного финансирования. О том, как развивать финансовый рынок в целом, корректировать его структуру с учетом потребностей экономики, я подробнее расскажу, когда мы будем представлять в декабре Основные направления развития финансового рынка на следующие три года.
Мы каждый год представляем в Думу этот документ. Хочу сказать, что мы оперативно подготовили доклад о том, какие новые вызовы мы видим перед финансовой системой, какие новые меры должны быть приняты. Получили предложения и замечания от рынка — мы обсудили и учтем их в нашем стратегическом документе, который представим в декабре. Но сейчас я хотела бы сказать только о нескольких основных задачах. Мы видим, что изменение структуры экономики, когда вот такая трансформация происходит, да и в целом высокая общая неопределенность — это для банков делает менее понятным бизнес их заемщиков. Но при этом банки, мы понимаем, должны помочь заемщикам — предприятиям, гражданам — пройти через этот период адаптации. Чтобы банки могли удовлетворить возросшие потребности в кредите, мы планируем использовать регуляторные стимулы. В частности, именно перенаправлять ресурсы банков для кредитования критически важных для дальнейшего развития отраслей. Мы снизим нагрузку на капитал банков через регуляторные решения при кредитовании проектов, которые относятся к проектам технологического суверенитета и модернизации экономики.
Сейчас Правительство мы вместе работаем разрабатывает так называемую таксономию — то есть это критерии таких проектов, которые банки смогут применять, чтобы пользоваться такими регуляторными стимулами. Это важная мера, но недостаточная. Важно, чтобы эти проекты получали поддержку и институтов развития. Мы считаем, что институты развития должны играть более важную роль. В этих условиях риски таких проектов должны делить и банки, и сами предприятия, и государство, поэтому, на наш взгляд, должна вырасти роль государственных гарантий. Мы давно обсуждаем и с банковским сектором, что нам надо вернуть в законодательство по-настоящему безотзывные и безусловные госгарантии, на которые могли бы ориентироваться банки. Учитывая потребность именно в долгосрочных ресурсах для структурной трансформации именно нужны долгосрочные ресурсы, а не краткосрочные , конечно, рассчитывать исключительно на банковский сектор невозможно. Банки не могут и не должны быть главным источником длинных денег, а правильнее сказать, долгосрочного финансирования. Нужно увеличивать прямые инвестиции, а не только долговое финансирование.
Тем более мы понимаем, что значительная часть предприятий уже и так закредитована. Рост, основанный исключительно на увеличении долговой нагрузки предприятий, который они выдержать не могут, — это путь к кредитному кризису. Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами. Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование. Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков.
А объем корпоративных облигаций прибавил 4,6 трлн рублей.
Это финансирование внесло важный вклад в развитие экономики. Эти деньги, в том числе, пошли на закупку оборудования, замещение внешних долгов, покупку бизнеса у уходящих иностранных компаний, импортозамещение. Ставки выросли, в начале этого года рост корпоративного кредита начал замедляться, но ни о какой остановке кредитования предприятий, а с ним и развития экономики речи не идет. Да, в этом году рост кредита будет более умеренным, но лишь в сравнении с рекордным темпом прошлого года. Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, даже с поправкой на накопленную инфляцию — более чем в полтора раза.
Это означает, что предприятия чувствуют себя увереннее — высокая прибыль снижает потребность в заемных средствах, но при необходимости позволяет занимать даже при более высоких ставках. Вспомните, что именно тогда, без всяких широких льготных программ, начала быстро расти ипотека, а ставки по рыночной ипотеке снижались. Наша цель в том, чтобы кредит снова был одинаково доступен всем при низкой инфляции и умеренных рыночных ставках. Тестируем базовые операции — это открытие и пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплату, простые смарт-контракты.
Корреспондент «ФедералПресс» посетил Госдуму, чтобы разобраться, какие претензии к Центробанку высказывают парламентарии. Споры о ставке В здании на Охотном ряду 10 апреля ждали Эльвиру Набиуллину. В преддверии ее визита на встрече с журналистами с критикой в адрес Центрального банка выступили депутаты партии «Справедливая Россия — Патриоты — За Правду». Центробанк не выполняет поручение президента и подрывает веру во власть», — рассказал председатель СРЗП Сергей Миронов. Корреспондент «ФедералПресс» в кулуарах попросил депутата Госдумы от «Справедливой России» Дмитрия Гусева объяснить подробнее, почему партия критикует политику Эльвиру Набиуллину. У нас есть вопрос к учетной ставке Центробанка. Такая учетная ставка работает во вред нашей промышленности. Президент поставил указание о развитии технологического суверенитета, промышленности, машиностроения. Но заводы не могут работать без кредитов, а с такой ставкой они не могут развиваться. Политика Центробанка тормозит развитие Российской Федерации», — рассказал Дмитрий Гусев в беседе с агентством. Депутаты заверили: они продолжают политику поддержки центральной власти, в том числе Центробанка. Надо бороться с инфляцией, инфляция — это налог на бедных.
Выступление Набиуллиной в Госдуме не оставляет надежд
Мы каждый год представляем в Думу этот документ. Хочу сказать, что мы оперативно подготовили доклад о том, какие новые вызовы мы видим перед финансовой системой, какие новые меры должны быть приняты. Получили предложения и замечания от рынка — мы обсудили и учтем их в нашем стратегическом документе, который представим в декабре. Но сейчас я хотела бы сказать только о нескольких основных задачах. Мы видим, что изменение структуры экономики, когда вот такая трансформация происходит, да и в целом высокая общая неопределенность — это для банков делает менее понятным бизнес их заемщиков. Но при этом банки, мы понимаем, должны помочь заемщикам — предприятиям, гражданам — пройти через этот период адаптации.
Чтобы банки могли удовлетворить возросшие потребности в кредите, мы планируем использовать регуляторные стимулы. В частности, именно перенаправлять ресурсы банков для кредитования критически важных для дальнейшего развития отраслей. Мы снизим нагрузку на капитал банков через регуляторные решения при кредитовании проектов, которые относятся к проектам технологического суверенитета и модернизации экономики. Сейчас Правительство мы вместе работаем разрабатывает так называемую таксономию — то есть это критерии таких проектов, которые банки смогут применять, чтобы пользоваться такими регуляторными стимулами. Это важная мера, но недостаточная.
Важно, чтобы эти проекты получали поддержку и институтов развития. Мы считаем, что институты развития должны играть более важную роль. В этих условиях риски таких проектов должны делить и банки, и сами предприятия, и государство, поэтому, на наш взгляд, должна вырасти роль государственных гарантий. Мы давно обсуждаем и с банковским сектором, что нам надо вернуть в законодательство по-настоящему безотзывные и безусловные госгарантии, на которые могли бы ориентироваться банки. Учитывая потребность именно в долгосрочных ресурсах для структурной трансформации именно нужны долгосрочные ресурсы, а не краткосрочные , конечно, рассчитывать исключительно на банковский сектор невозможно.
Банки не могут и не должны быть главным источником длинных денег, а правильнее сказать, долгосрочного финансирования. Нужно увеличивать прямые инвестиции, а не только долговое финансирование. Тем более мы понимаем, что значительная часть предприятий уже и так закредитована. Рост, основанный исключительно на увеличении долговой нагрузки предприятий, который они выдержать не могут, — это путь к кредитному кризису. Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами.
Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование. Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков. И речь идет как о долговом финансировании в виде облигаций мы видим, как этот рынок бурно развивался, и сейчас это значительная часть, когда предприятия могут привлекать заемное финансирование , так и о долевом финансировании через размещение акций. Акционерный капитал в форме реинвестированной нераспределенной прибыли компаний или новые размещения — это, конечно, важный фактор для роста бизнеса. Поэтому развитие рынка капитала и долевого финансирования, которое у нас не очень развито, будет одним из приоритетов на ближайшие годы.
Для этого важно расширение спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Что касается предложения на рынке ценных бумаг, то пока бизнес это не очень активно использует как инструмент финансирования. Если мы посмотрим на российский рынок капитала, то на нем представлены компании более узкого набора отраслей, чем, например, в структуре российского ВВП. То есть многие компании просто не представлены на рынке акций. И более того, те компании, которые уже размещают акции, в основном пускают небольшой объем акций в свободное обращение.
Мы посмотрели по другим странам — в большинстве стран, и в странах развивающихся, конечно, этот объем гораздо больше. То есть нужно принять меры, чтобы стимулировать и число, и объем разнообразных ценных бумаг, доступных для выбора инвесторов, а пока он не очень велик. Набор инструментов, который доступен на российском рынке, тоже должен развиваться. Поэтому мы много внимания уделяем развитию цифровых финансовых активов. Вчера мы выпустили доклады по децентрализованным финансам и по цифровым финансовым активам, чтобы обсудить перспективы и риски для нашего рынка.
Понимая и риски, которые с этим связаны, но и преимущества, для того чтобы нам дальше более активно двигаться по этому направлению. Другая сторона развития рынка капитала — спрос на российские ценные бумаги. И чтобы спрос на ценные бумаги был а в принципе наше население, мы это видели в последние годы, готово инвестировать и вышло на рынок капитала, многие даже называли это бумом розничного инвестора , необходимо восстановление доверия частных инвесторов. Чтобы они продолжали инвестировать после тех шоков, которые рынок капитала тоже в этом году испытал. Поэтому мы сейчас очень активно обсуждаем разные варианты, меры для того, чтобы решить проблему замороженных активов для инвесторов.
С другой стороны, нужно создать те инструменты долгосрочных вложений, которые будут пользоваться доверием инвесторов. Мы поддерживаем идею введения третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов — этот инструмент позволит делать инвестиции на горизонте 10 лет. Это, конечно, для предприятий будет важный ресурс. Важно развитие сферы доверительного управления, когда граждане не один на один сталкиваются с фондовым рынком, а передают в управление свои инвестиции профессионалам, профессиональным финансовым посредникам. Требуется и повышение роли институциональных инвесторов, включая негосударственные пенсионные фонды.
И в целом должна возрасти роль долгосрочных сбережений граждан в инвестициях. На наш взгляд, этому будет способствовать и система гарантирования негосударственных пенсионных фондов, и создание стимулов для граждан формировать долгосрочные пенсионные накопления, и поддержка корпоративных систем добровольных накоплений.
Поддерживаемая регулятором жесткая ДКП предотвращает в свою очередь "самоподдерживающуюся девальвацию из-за инфляционной спирали". О главной проблеме экономики Нехватка рабочей силы, а не денег является главной проблемой российской экономики — это видно и по опросам предприятий, считает глава ЦБ. Особенно остро нехватка кадров ощущается в машиностроении и химической промышленности. О специальном продукте для закредитованных клиентов Регулятор поддерживает идею ввести специальный продукт для клиентов с высокой долговой нагрузкой. В ходе обсуждения депутаты отметили, что такой продукт позволил бы избежать ситуаций, когда банки отправляют клиентов в МФО за дорогими займами.
При этом депутат обратила внимание на манипуляции данными со стороны Банка России. Надо понимать, что оправдание низкой доли инвестиций в экономике стали обеспечивать через очередные манипулирования цифрами», — уточнила парламентарий. Москва, Елена Володина Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Это будет давить на рост глобальной экономики, увеличивать стоимость обслуживания долга, снижать стоимость активов. Вырастут риски финансовой стабильности. Вырастет геополитическая напряженность по этому сценарию, будет происходить фрагментация, регионализация глобальной экономики. Усилятся санкции на Россию. Мы рассматриваем этот сценарий с усилением санкций, и это станет еще одним фактором ухудшения ситуации в глобальной экономике в свою очередь. В итоге, на наш взгляд, в этом сценарии мы можем увидеть кризис, сопоставимый по масштабам с 2008—2009 годами. Для России это будет означать и падение спроса на основные товары нашего экспорта, ВВП тогда сократится сильнее, инфляция будет выше, чем в следующем году, потому что будет происходить более быстрое снижение экспорта в стоимостном и количественном выражении, что вызовет ослабление курса. В этом шоковом — хотя и, по нашей оценке, маловероятном — сценарии потребуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием, чтобы ограничить последствия негативных внешних факторов для российской экономики, не допустить раскручивания инфляционной спирали. И вернуть инфляцию к цели можно будет только в 2025 году. Базовый сценарий. Почему мы называем его базовым? Мы считаем его гораздо более вероятным, чем альтернативные сценарии. Но сценарии альтернативные, на наш взгляд, нужно иметь для того, чтобы быть готовыми, если нужно, быстро переориентировать свою денежно-кредитную политику в зависимости от того, как развиваются обстоятельства. Действительно, за последние месяцы ситуация и баланс рисков для мировой экономики несколько сместились в сторону если не полномасштабного глобального кризиса, то более жесткого варианта развития ситуации. Мы видим это и по событиям — тем, которые происходят в мире. Но это для нас не повод просто ждать, как будут развиваться события, как говорят, ждать у моря погоды. Напротив, мы должны, как только можем, создавать условия для ускоренной структурной перестройки экономики. Только это может быть адекватным ответом на ухудшение глобальных внешних условий. Здесь, конечно, нужен широкий спектр мер: и реформы для улучшения делового климата, меры государственной поддержки стратегически важных отраслей и малого бизнеса, и здесь Правительство активно предлагает программу мер поддержки. И про это я хочу сказать более подробно. Об этом были вопросы во время обсуждения на Рабочей группе — это меры по развитию финансового рынка, не только денежно-кредитная политика. Сейчас действительно ключевая задача — обеспечить структурную трансформацию экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Это ключевая задача для финансового рынка. Приоритетно — развитие внутренних источников долгосрочного и недолгосрочного финансирования. О том, как развивать финансовый рынок в целом, корректировать его структуру с учетом потребностей экономики, я подробнее расскажу, когда мы будем представлять в декабре Основные направления развития финансового рынка на следующие три года. Мы каждый год представляем в Думу этот документ. Хочу сказать, что мы оперативно подготовили доклад о том, какие новые вызовы мы видим перед финансовой системой, какие новые меры должны быть приняты. Получили предложения и замечания от рынка — мы обсудили и учтем их в нашем стратегическом документе, который представим в декабре. Но сейчас я хотела бы сказать только о нескольких основных задачах. Мы видим, что изменение структуры экономики, когда вот такая трансформация происходит, да и в целом высокая общая неопределенность — это для банков делает менее понятным бизнес их заемщиков. Но при этом банки, мы понимаем, должны помочь заемщикам — предприятиям, гражданам — пройти через этот период адаптации. Чтобы банки могли удовлетворить возросшие потребности в кредите, мы планируем использовать регуляторные стимулы. В частности, именно перенаправлять ресурсы банков для кредитования критически важных для дальнейшего развития отраслей. Мы снизим нагрузку на капитал банков через регуляторные решения при кредитовании проектов, которые относятся к проектам технологического суверенитета и модернизации экономики. Сейчас Правительство мы вместе работаем разрабатывает так называемую таксономию — то есть это критерии таких проектов, которые банки смогут применять, чтобы пользоваться такими регуляторными стимулами. Это важная мера, но недостаточная. Важно, чтобы эти проекты получали поддержку и институтов развития. Мы считаем, что институты развития должны играть более важную роль. В этих условиях риски таких проектов должны делить и банки, и сами предприятия, и государство, поэтому, на наш взгляд, должна вырасти роль государственных гарантий. Мы давно обсуждаем и с банковским сектором, что нам надо вернуть в законодательство по-настоящему безотзывные и безусловные госгарантии, на которые могли бы ориентироваться банки. Учитывая потребность именно в долгосрочных ресурсах для структурной трансформации именно нужны долгосрочные ресурсы, а не краткосрочные , конечно, рассчитывать исключительно на банковский сектор невозможно. Банки не могут и не должны быть главным источником длинных денег, а правильнее сказать, долгосрочного финансирования. Нужно увеличивать прямые инвестиции, а не только долговое финансирование. Тем более мы понимаем, что значительная часть предприятий уже и так закредитована. Рост, основанный исключительно на увеличении долговой нагрузки предприятий, который они выдержать не могут, — это путь к кредитному кризису. Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами. Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование. Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков.
Набиуллина выступает с отчетом Банка России за 2023 год в Госдуме
Пик инфляции позади: главное из выступления Набиуллиной в Госдуме | Новости России | 16 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина представила в Госдуме Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. |
Извините, но так надо. Набиуллина готовит россиян к высоким ценам: что нас ждёт | Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год: + По. |
Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ
Экономика РФ задействовала имеющиеся рабочие ресурсы. Для роста потребуется повышение производительности труда. Трансформация экономики продолжится в ближайшие два года. ЦБ и Минфин сошлись на том, что надо «развивать возможность выпуска цифровых финансовых активов».
Они предполагают более стимулирующую бюджетную политику. Это требует противовеса в виде более жесткой ДКП», — уверена Набиуллина. Эффект от повышения ставки не может быть мгновенным: банки пересматривают ставки по кредитам и депозитам постепенно, граждане и компании тоже далеко не сразу реагируют на новые ставки. Но первые результаты уже есть: балансировка кредитной активности, снижение импорта, граждане начали возвращать наличные в банки. Однако на то, чтобы маховик инфляции затормозился, нужно время. Экономике нужно «переварить» рекордный объем уже созданного за последние 12 месяцев кредита. Набиуллина заверила, что «это залог нормального, стабильного развития в будущем». При этом кредитование будет расти — пусть и более умеренными, сбалансированными темпами. Альтернативные сценарии учитывают риски усиления санкций, сокращения спроса на основные экспортные товары и мирового финансового кризиса. В этих двух сценариях инфляция вернется к намеченной цели в 2025 г. Для этого может потребоваться более жесткая ДКП. О ближайших целях Первой целью Набиуллина обозначила развитие рынка капитала. По ее словам, компаниям нужно активнее привлекать деньги в капитал, выходить на IPO, на рынок облигаций. Для этого нужно раскрывать информацию о компании, понимая все санкционные риски и чувствительность информации, выстраивать корпоративное управление.
Почему падает уровень жизни населения? Откуда взяться долгосрочному экономическому росту пусть и всего 1. Разумеется, ответов на эти вопросы не будет, ключевая задача упомянутой троицы любой ценой усидеть на свои месте и продолжать выполнять задачи, поставленные МВФ. А их, с начала 90-х, всего две, ничего не изменилось точнее, менялось в короткий период управления Центробанком Геращенко-Парамоновой. Эти задачи: обеспечить максимально свободный отток капитала из России и тут эффективность троицы великолепная, я бы даже сказал выдающаяся и обеспечить инвестиционный процесс исключительно за счёт иностранных инвестиций. А поскольку их нет, то и роста быть не должно. Зато есть полная зависимость от МВФ, который может краник приоткрыть, а может — совсем закрыть. Да, конечно, повторить успех правительства Гайдара-Чубайса-Дубинина который возглавлял ЦБ уже не получается, тогда бюджетных инвестиций практически не было. А сегодня они есть, что упомянутую тройку сильно расстраивает. Впрочем, поскольку контроль за бюджетными расходами, во многом, у самого Минфина, он активно поддерживает разных региональных о отраслевых чиновников, которые радостно «пилят» бюджеты, я про это много писал.
Верно обратное. Высокая учетная ставка и, соответственно, дорогой кредит оказывает минимальное влияние на сдерживание инфляции, а вот рост инвестиций подавляет», — подчеркнула Дмитриева. Как отметила парламентарий, Набиуллина на заседании двух комитетов Государственной Думы также заявляла, что поскольку у предприятий в 2023 году имел место рекордный рост прибыли, то предприятия должны прежде всего опираться на собственные источники и могут инвестировать из прибыли, с одной стороны, и, с другой, они в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли, то есть поделиться своей прибылью с банками. Если ЦБ считает эту долю приемлемой, то встает вопрос зачем нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу: перелива капитала как источника развития?
Выступление Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное
Банк России был вынужден повысить ключевую ставку, чтобы уменьшить потери и граждан, и бизнеса, сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе выступления в Госдуме. 10 апреля на пленарном заседании Госдумы с отчетом выступила Председатель Центробанка РФ Э.С. Набиуллина. Глава Центрального Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что российская банковская система хорошо выдержала шоки 2022 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на выступление Набиуллиной на совместном заседании комитетов Госдумы. Набиуллина также сказала, что антироссийские санкции оказывают влияние не только на производства, которые зависят от импорта, передает Интерфакс.