Смерть Пушкина была изображена в биографическом фильме 2006 года "Пушкин: последняя дуэль". 10 февраля 1837 года после дуэли умер Александр Пушкин: подробнее о смерти поэта читайте на ФедералПресс.
Александр Пушкин
В мае 1832 года на свет появилась дочь Мария, а за следующие четыре года в семье родились еще три ребенка — Григорий, Наталья и Александр. Александр Пушкин: возвращение в Петербург Содержать семью Пушкину было непросто. Переехав в Петербург, Александр Сергеевич вновь поступает на службу. Одновременно он продолжает писать. В 1933 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Это звание обычно давалось юношам, а поэту было уже тридцать пять лет. Пушкин был глубоко оскорблен. Титул позволял поэту и Наталье Гончаровой присутствовать на императорских балах — именно этого и добивался Николай I, питающий симпатию к молодой красавице. В это время Александр Сергеевич безуспешно пытался обеспечить себе доход. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина. Однако прибыли его проекты не принесли, а долг перед казной все возрастал.
Поэт прощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина часы в его доме остановились. В то время, когда дуэли были запрещены, трагедия становилась еще более серьезной. Данзас, который был секундантом Пушкина, мог быть арестован за свое участие в дуэли. Поэтому, находясь на смертном одре, Пушкин попросил через Арендта или, возможно, через В. Жуковского императора помиловать Данзаса. Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «лидером свободомыслящих», его так тронуло последнее послание поэта, что он ответил: «Если Бог не позволяет нам встретиться на этом свете, я прощаю тебя и советую умереть как христианин. Не беспокойся о жене и детях, я возьму их на свою заботу».
Царь выполнил свое обещание, включая выделение 10 000 рублей из государственной казны Наталье Николаевне и детям, погашение долгов Пушкиных, назначение пенсии вдове и дочерям, а также отправку сыновей в пажи с выделением каждому из них 1500 рублей. Это не было единственным: монарх приказал опубликовать собрание сочинений Пушкина за счет государства и передать всю прибыль от продажи семье. По инициативе императора, похороны поэта были организованы очень просто.
Жуковского императора помиловать Данзаса. Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «лидером свободомыслящих», его так тронуло последнее послание поэта, что он ответил: «Если Бог не позволяет нам встретиться на этом свете, я прощаю тебя и советую умереть как христианин. Не беспокойся о жене и детях, я возьму их на свою заботу». Царь выполнил свое обещание, включая выделение 10 000 рублей из государственной казны Наталье Николаевне и детям, погашение долгов Пушкиных, назначение пенсии вдове и дочерям, а также отправку сыновей в пажи с выделением каждому из них 1500 рублей. Это не было единственным: монарх приказал опубликовать собрание сочинений Пушкина за счет государства и передать всю прибыль от продажи семье. По инициативе императора, похороны поэта были организованы очень просто.
Отпевание прошло в Конюшенной церкви в ночь с 31 января на 1 февраля. Присутствовали только близкие друзья Пушкина и члены иностранных миссий. Панихида проходила под наблюдением жандармов. Видимо, Николай I боялся возможных беспорядков. Что касается Геккерна и Дантеса, им было приказано как можно скорее покинуть Петербург, и они это сделали.
Он уехал в армию Паскевича, на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. Свою поездку он описал в «Путешествии в Арзрум». По настоянию Паскевича, не желавшего брать на себя ответственность за жизнь Пушкина, оставил действующую армию, жил некоторое время в Тифлисе [30] :43-44. Возвратившись в Москву, он встретил у Гончаровых холодный приём. Возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, его бедности и страсти к игре [30] :45.
Болдино Портрет Н. Пушкиной работы Александра Брюллова 1831—1832 гг. Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» « Повести Белкина » , «Опыт драматических изучений» « Маленькие трагедии » , последние главы « Евгения Онегина », « Домик в Коломне », « История села Горюхина », « Сказка о попе и о работнике его Балде », несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений. Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830. Стихотворные произведения этого периода представляют всё разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них — «Румяный критик мой…» перекликается с «Историей села Горюхина» и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием «Каприз» [9] :551. В 1821 году он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.
Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Цикл определил как дальнейшее направление творчества Пушкина: последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе, так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова [9] :551—552 [31]. Петербург 1831—1833 Уменьшенное факсимиле рукописи Пушкина проза В это же время Пушкин принимал активное участие в издании «Литературной газеты» газета выходила с 1 января 1830 г. Дельвиг, подготовив первые два номера, временно выехал из Петербурга и поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров [32]. Конфликт «Литературной газеты» с редактором полуофициозной газеты « Северная пчела » Ф. Булгариным , агентом Третьего отделения , привёл, после публикации газетой четверостишия Казимира Делавиня о жертвах Июльской революции , к закрытию издания. При обмене кольцами кольцо Пушкина упало на пол. Потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Всё — плохие предзнаменования!
Сразу после свадьбы семья Пушкиных ненадолго поселилась в Москве на Арбате , дом 53 по современной нумерации; сейчас музей. Там супруги прожили до середины мая 1831 года, когда, не дождавшись срока окончания аренды, уехали в столицу, так как Пушкин рассорился с тёщей, вмешивавшейся в его семейную жизнь [30] :62. На лето Пушкин снял дачу в Царском Селе. Здесь он пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который был его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни. Новое восприятие действительности, наметившееся в его творчестве в конце 1820-х годов, требовало углублённых занятий историей : в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. В 1831 году ему разрешено работать в архивах. Пушкин снова поступил на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, и польские события , поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности. Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой…», « Клеветникам России », «Бородинская годовщина». Последние два, написанные по случаю взятия Варшавы, вместе со стихотворением В.
Жуковского «Старая песня на новый лад» были напечатаны специальной брошюрой «На взятие Варшавы» и вызвали неоднозначную реакцию. Пушкин, никогда не бывший врагом какого-либо народа, друживший с Мицкевичем , тем не менее не мог смириться с претензиями восставших на присоединение к Польше литовских, украинских и белорусских земель [34] :236. По-разному отнеслись к отклику Пушкина на польские события его друзья: отрицательно Вяземский и А. Он знает, что они не прочтут стихов его [K 4] , следовательно, и отвечать не будут на вопросы, на которые отвечать было бы очень легко даже самому Пушкину. Россия вопиет против этого беззакония [35]. Чаадаев же направил после публикации стихов их автору восторженное письмо, его позицию разделяли и ссыльные декабристы [34] :232, 236. Вместе с тем Ф. Булгарин , связанный с III отделением, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям. С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков.
Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом « Дубровский » 1832 — 33 , герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Благородный разбойник Дубровский изображён в романтическом ключе, остальные действующие лица показаны с величайшим реализмом [36]. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставил работу над ним, хотя роман был и близок к завершению. Замысел произведения о пугачёвском бунте вновь привлекает его, и, верный исторической точности, он прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве , добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным , а в 1833 г. Пушкин едет через Нижний Новгород , Казань и Симбирск на Оренбург , а оттуда на Уральск , вдоль древней реки Яик , переименованной после крестьянского восстания в Урал. Катениным, М. Загоскиным, Д. Языковым и А. Осенью 1833 года он возвращается в Болдино.
Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над « Историей Пугачёва » и « Песнями западных славян », начинает работу над повестью « Пиковая дама », создаёт поэмы « Анджело » и « Медный всадник », « Сказку о рыбаке и рыбке » и « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях », стихотворение в октавах « Осень ». Пушкина В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург , ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора. Подлинный прибор Пушкина из музея на Мойке , 12, Санкт-Петербург Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин сделал запись: Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры что довольно неприлично моим летам. Но Двору хотелось, чтобы N. Тогда же была запрещена публикация « Медного всадника ». В начале 1834 года Пушкин дописал другую, прозаическую петербургскую повесть — « Пиковая дама » и поместил её в журнале « Библиотека для чтения », который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В.
Одоевским и Н. Гоголем альманаха «Тройчатка». Мотивом были указаны семейные дела и невозможность постоянного присутствия в столице. Прошение было принято с отказом пользоваться архивами, таким образом, Пушкин лишался возможности продолжать работу. Следуя совету Жуковского, Пушкин отозвал прошение [30] :116. Позднее Пушкин просил отпуск на 3—4 года: летом 1835 года он писал тёще, что собирается со всей семьёй ехать в деревню на несколько лет. Однако в отпуске ему было отказано, взамен Николай I предложил полугодовой отпуск и 10000 рублей, как было сказано, «на вспоможение».
В Петербурге прошел день памяти Пушкина
Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. На дату смерти поэта расхождение между Юлианским и Григорианским календарём составляла уже 12 дней! Ученые уже много лет пытаются понять, можно ли было спасти Александра Пушкина от смерти. Пушкин скончался днем 29 января (10 февраля) 1837 года, через два дня после дуэли.
Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке — как это было
Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см.
Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума.
Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души.
Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в.
Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев. Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха.
Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н.
Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С. Уваров и К. Светские и придворные успехи Н.
Гончаровой сопровождались злословием и подмётными письмами, которые сыграли важную роль в сложной интриге, разрешившейся дуэлью Пушкина с французом на русской службе кавалергардом Ж. Смерть и похороны Исповедовал и причастил А. Пушкина протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий 1774 — около 1841 , настоятель придворной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя на Конюшенной площади. Посмертная маска А. Скульпторы: С.
Гальберг и П. Мещерская, дочь Н. Карамзина, запомнила его слова о Пушкине: «я для себя самого желаю такого конца как он имел» Пушкин и его современники. Санкт-Петербург, 1908. Для совершения отпевания поэта, которое первоначально предполагалось в Исаакиевском соборе , Г.
Строганов приглашал митрополита Серафима Глаголевского , но архиерей уклонился: погибавшие на дуэлях приравнивались церковью к самоубийцам. В конце концов Николай I разрешил отпеть Пушкина в придворной Конюшенной церкви, Песоцкий совершил отпевание. Тело Пушкина сопровождал к месту погребения в Святогорском Успенском монастыре А. На могиле, вырытой рядом с захоронением матери, которую поэт похоронил за несколько месяцев до собственной смерти, оплатив при этом место для себя, был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». По условиям зимнего времени могила была сделана неглубокой, и весной гроб был перезахоронен окончательно.
Памятник на могиле работы скульптора А. Пермагорова 1786—1854 поставлен в 1841 г. Пушкин и русская литература Пушкин — основоположник новой русской литературы: обобщив наследие отечественной литературы 18 в. Пушкин канонизировал форму русской романтической элегии и романтической поэмы, создал ряд экспериментальных форм роман в стихах, драматические сцены, исторический роман, граничащий с документальной прозой, и др. Созданная Пушкиным сложная художественная система открыта самым разным культурным контекстам, как русским, так и европейским, — как вобравшая в себя существенные элементы поэтики классицизма, сентиментализма , романтизма и предвосхитившая ряд открытий реализма.
Творчество Пушкина — основной подтекст русской литературы 19—20 вв. Вскоре после смерти Пушкина в русской культуре утвердилось представление, согласно которому творческое наследие и личность Пушкина — прообраз будущего русского человека и общества Н. Гоголь и основное вневременное идеальное содержание русской жизни А. Во 2-й половине 19 в. Боратынский , А.
Дельвиг, В. Кюхельбекер, М. Погодин, А. Хомяков , С. Шевырёв и др.
Среди писателей, испытавших наибольшее влияние Пушкина, — Н. Гоголь, И. Тургенев , А. Майков , А. Фет , Ф.
Достоевский , Вл. Соловьёв , А. Блок , В. Брюсов , С. Есенин , А.
Мировое значение Значение А. Пушкина в мировой литературе обеспечено рядом особенностей. Его творчество последовательно ориентировалось на высшие достижения европейских литератур, не просто признанные европейской аристократией, но и оформившие её самосознание. Памятник Александру Пушкину, Москва. Шекспир, Н.
Буало и «французский классицизм», А. Поуп, Ж. Руссо, И. Гёте и многие другие. Пушкин придал русской классической литературе ту антибуржуазность, которая стала отличительной чертой произведений И.
Тургенева, И. Гончарова , Ф. Достоевского, Л. Толстого , А. Чехова , до сих пор востребованных на Западе.
Мировой известности А. Пушкина также способствовали международные связи современников и потомков, старавшихся пробудить интерес к его творчеству на Западе С. Полторацкий , П. Вяземский, И. Тургенев и др.
Ленинград, 1926 ; Берков П. Москва ; Ленинград, 1938. Пушкин и мировая литература. Москва, 1941 ; Алексеев. Бенева [и др.
Санкт-Петербург, 2004. Память В местах, связанных с пребыванием Пушкина, открыты мемориальные музеи: Музей-лицей и Музей-дача в г. Пушкина; Музей-квартира на Арбате — филиал Государственного музея А. Наиболее известный памятник А. Пушкину — работы А.
Опекушина в Москве на Страстной ныне Пушкинская площади. Открытие памятника стало значительным общественным событием: в Московском университете и Дворянском собрании выступили с речами Ф. Достоевский, Н. Тихонравов , В.
Можно сказать, что Пушкин поднял отечественную словесность на уровень мировой.
Все его произведения обрели широчайшую известность. Искусство празднования: В этот день принято собирать литературные кружки, разговаривать о жизни поэта, зачитывать его стихи. В школах и университетах этой дате посвящаются отдельные вечера - правда, проходят они обычно позже, поскольку на 10 февраля приходятся каникулы. На телевидении и радио показывают документальные фильмы, посвященные этому великому человеку. Это одновременно печальный и светлый день.
В Центральной детской библиотеке с раннего утра звучат пушкинские стихи. Дети и взрослые читают любимые строки. Звучат они и на месте роковой дуэли Пушкина и Дантеса на Черной речке. Там чтят память поэта минутой молчания. Кстати, точное место дуэли неизвестно.
Памятник установлен примерно в том месте, где мог состояться поединок. А в Пушкинском доме к памятной дате готовят специальную экспозицию, на которой представлены архивные документы, автографы поэта. Вспоминают поэта и в Москве.
Если он и просил докторов не заботиться о продолжении жизни его, дать ему умереть скорее, то единственно от того, что он знал о неминуемости смерти своей и терпел лютейшие мучения», — вспоминали очевидцы последних дней поэта. На слова Даля: «Не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче» — Пушкин отвечал: «Смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил!
Одно из последних стихотворений поэта оказалось пророческим... Было в его жизни ещё одно предсказание. В книге Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания князя Петра Вяземского о встрече поэта с известной гадалкой по имени Кирхгоф, которая предсказала ему «преждевременную смерть, предупредивши, что должен ожидать её от руки высокого, белокурого человека». Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием».
В свою очередь, князь Александр Трубецкой, чьи воспоминания были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901 год, называет Дантеса «отличным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе избаловал его — он относился к дамам вообще, как иностранец, смелее, развязнее, чем мы, русские, а как избалованный ими — требовательнее: если хотите, нахальнее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». Блиставшая в петербургском обществе Наталья Николаевна Пушкина, супруга поэта, которая «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств», произвела на Дантеса сильнейшее впечатление. С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена».
Первым стихотворением, созданным им в ссылке, стала элегия «Погасло дневное светило…», в подзаголовке которого Пушкин отметил: «Подражание Байрону». Стержнем, основной задачей его произведений стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни. Художественную форму стиха Пушкин разрабатывал, обращаясь к древнегреческой поэзии, изучая её в переводах. Переосмыслив образное мышление античных поэтов в романтическом ключе, взяв лучшее из творчества своих предшественников, преодолев штампы элегического стиля, он создал свой собственный поэтический язык.
Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм [9] :529—533. Сформировавшийся в 1818—1820 годах под влиянием французских элегий и лирики Жуковского условно-меланхолический стиль претерпел серьёзную трансформацию и слился с новым «байроническим» стилем. Сочетание старых, усложнённых и условных форм с романтическими красками и напряжённостью ярко проявились в «Кавказском пленнике» [21]. Михайловское Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как сам писал он в одной из своих автобиографий, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.
В это время были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»: Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес и дикий садик мой И скромную семьи моей обитель... В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы [6] :95. Он был сослан в имение своей матери, и провёл там два года до сентября 1826 — это самое продолжительное пребывание Пушкина в Михайловском.
Вскоре после приезда Пушкина в Михайловское у него произошла крупная ссора с отцом, фактически согласившимся на негласный надзор за собственным сыном. В конце осени все родные Пушкина уехали из Михайловского [6] :96. Пушкинское стихотворение «Пора, мой друг! К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. Помощь по воспроизведению Вопреки опасениям друзей, уединение в деревне не стало губительным для Пушкина. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал [6] :96. Пушкин часто навещал соседку по имению П.
Осипову в Тригорском и пользовался её библиотекой [23] отец Осиповой, масон, соратник Н. Новикова, оставил большое собрание книг. С михайловской ссылки и до конца жизни его связывали дружеские отношения с Осиповой и членами её большой семьи. В Тригорском в 1826 году Пушкин встретился с Языковым , стихи которого были ему известны с 1824 года.
Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует своё профессиональное кредо, «К морю» — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму « Цыганы » 1827 , продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, оставленную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы « Борис Годунов » окончена 7 19 ноября 1825 , опубликована в 1831 , пишет шуточную поэму « Граф Нулин ». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений. В 1825 году встречает в Тригорском племянницу Осиповой Анну Керн [K 3] , которой, как принято считать, посвящает стихотворение « Я помню чудное мгновенье …».
Через месяц после окончания ссылки он вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и провёл в Михайловском около месяца. Последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни и писать на свободе. В Михайловском поэт также приобщился к игре в бильярд, хотя выдающимся игроком он не стал, однако, по воспоминаниям друзей, орудовал кием на сукне вполне профессионально [25]. После ссылки В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б.
Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I , коронованный 22 августа. Беседа Николая с Пушкиным происходила с глазу на глаз [26]. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры. Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I , царя-преобразователя.
Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале , и новой поэмы « Полтава ». В рамках одного поэтического произведения «Полтава» поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию Пушкина его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы» [27]. Опубликованная в 1829 году, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков.
К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти. В декабре 1828 Александр Сергеевич читал здесь свою поэму «Полтава». Москва, Поварская ул.
В 1827 году началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» написанного ещё в Михайловском в 1825 , в котором был усмотрен отклик на события 14 декабря 1825 [6] :122, а в 1828 правительству стала известна кишинёвская поэма « Гавриилиада ». Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина [6] :123, но за поэтом был учреждён негласный полицейский надзор. В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи.
Неопределённый ответ матери девушки причиной была названа молодость Натальи , по словам Пушкина «свёл его с ума». Он уехал в армию Паскевича, на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. Свою поездку он описал в «Путешествии в Арзрум». По настоянию Паскевича, не желавшего брать на себя ответственность за жизнь Пушкина, оставил действующую армию, жил некоторое время в Тифлисе [30] :43-44.
Возвратившись в Москву, он встретил у Гончаровых холодный приём. Возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, его бедности и страсти к игре [30] :45. Болдино Портрет Н. Пушкиной работы Александра Брюллова 1831—1832 гг.
Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» « Повести Белкина » , «Опыт драматических изучений» « Маленькие трагедии » , последние главы « Евгения Онегина », « Домик в Коломне », « История села Горюхина », « Сказка о попе и о работнике его Балде », несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений. Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический.
Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830. Стихотворные произведения этого периода представляют всё разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них — «Румяный критик мой…» перекликается с «Историей села Горюхина» и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием «Каприз» [9] :551. В 1821 году он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.
Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Цикл определил как дальнейшее направление творчества Пушкина: последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе, так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова [9] :551—552 [31]. Петербург 1831—1833 Уменьшенное факсимиле рукописи Пушкина проза В это же время Пушкин принимал активное участие в издании «Литературной газеты» газета выходила с 1 января 1830 г.
Дельвиг, подготовив первые два номера, временно выехал из Петербурга и поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров [32]. Конфликт «Литературной газеты» с редактором полуофициозной газеты « Северная пчела » Ф. Булгариным , агентом Третьего отделения , привёл, после публикации газетой четверостишия Казимира Делавиня о жертвах Июльской революции , к закрытию издания. При обмене кольцами кольцо Пушкина упало на пол.
Александр Сергеевич Пушкин
“Пушкин заставил всех присутствовавших сдружиться с смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил. Пушкин скончался днем 29 января (10 февраля) 1837 года, через два дня после дуэли. Для поэта анонимка стала страшным оскорблением, поэтому Александр Пушкин в этот же день вызвал Дантеса на дуэль. Сегодня – 10 февраля – скорбная дата в российской истории и культуре – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, пушкин, факты на развлекательном портале
День памяти Александра Сергеевича Пушкина – 180-ая годовщина со дня смерти поэта
Сегодня – 10 февраля – скорбная дата в российской истории и культуре – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, пушкин, факты на развлекательном портале 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. Ученые уже много лет пытаются понять, можно ли было спасти Александра Пушкина от смерти. В 2022 году исполняется 185 лет со дня гибели А.С. Пушкина. Недавно один из питерских депутатов отправил главе следственного комитета РФ Александру Бастрыкину письмо с требованием заново расследовать причины дуэли и смерти поэта (дескать, Пушкин мог стать жертвой заговора). Александр Сергеевич Пушкин, известный как "солнце русской поэзии", скончался 29 января (10 февраля) 1837 года от полученного ранения в дуэли.
ДЕНЬ ПАМЯТИ А. С. ПУШКИНА. 185-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ ПОЭТА - События
Весной 1835 г. Пушкин провел всего несколько дней (с 8 по 12 мая) в овском и ском. Для поэта анонимка стала страшным оскорблением, поэтому Александр Пушкин в этот же день вызвал Дантеса на дуэль. Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. «Нет, весь я не умру»: смерть Пушкина в литературе. День памяти А.С. Пушкина: когда проходит, кто отмечает. Традиции празднования события. Список праздников в 2025 году.
Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках
О жене и детях не беспокойся, я беру их на своё попечение". В течении всего дня Пушкина постоянно навещали доктора, но никто не мог облегчить его страданий. Вечером Пушкин продиктовал все свои долги Данзасу, а потом убедительно попросил не мстить за него — поэт хотел умереть христианином. Ближе к ночи состояние поэта ухудшилось, боль достигла своего апогея, Пушкин хотел застрелиться. Когда поэт остался один в комнате, он позвал слугу и велел ему подать ящик. В нём были пистолеты. Слуга догадался о намерении Пушкина и предупредил Данзаса. Тот поспешил в комнату поэта и отобрал у него оружие, которое Пушкин успел спрятать под одеяло. Соломонов Наутро о ранении Пушкина знал весь Петербург.
К его дому стали подходить знакомые и незнакомые люди, передняя была переполнена посетителями. Все задавали один и тот же вопрос: "Он поправится, надежда есть? О его здоровье часто посылали узнать государь, наследник и великая княгиня. Пушкин впускал к себе только близких знакомых, хотя и интересовался, кто к нему приходит. Среди тех, кто провёл с Пушкиным последние часы его жизни, был Владимир Даль.
Одно из последних стихотворений поэта оказалось пророческим… Было в его жизни ещё одно предсказание. В книге Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания князя Петра Вяземского о встрече поэта с известной гадалкой по имени Кирхгоф, которая предсказала ему «преждевременную смерть, предупредивши, что должен ожидать её от руки высокого, белокурого человека». Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием». В свою очередь князь Александр Трубецкой, чьи воспоминания были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901 год, называет Дантеса «отличным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе избаловал его — он относился к дамам вообще, как иностранец, смелее, развязнее, чем мы, русские, а как избалованный ими — требовательнее: если хотите, нахальнее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». Блиставшая в петербургском обществе Наталья Николаевна Пушкина, супруга поэта, которая «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств», произвела на Дантеса сильнейшее впечатление. С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена». Это был намёк на неверность его жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль. Письмо попало в руки Геккерена, и он, приняв за Дантеса вызов, попросил его отсрочить. Уже через два дня появился слух о предполагавшейся свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Натальи Николаевны. Свадьба состоялась 10 января 1837 года. Пушкин и Дантес фактически стали родственниками. Однако обида поэта не утихала.
После такого уже Дантес не мог не вызвать свояка на дуэль. Коллективный враг Эксперты уверены, что конфликт искусственно подогревали те, кто давно точил зуб на поэта. Своими острыми эпиграммами он разозлил многих влиятельных людей. Достаточно вспомнить министра народного просвещения Сергея Уварова, вокруг которого собирался кружок обиженных поэтом», — рассказал Сергей Некрасов. Сергею Уварову действительно было, за что обижаться на Александра Пушкина. Светский Петербург охотно смеялся над эпиграммой про князя Михаила Дондукова-Корсакова, который получил пост вице-президента Академии наук только благодаря сексуальным связям с Уваровым. Это же доказывает и чрезвычайно мягкий приговор, который получил Дантес. Военный суд первой инстанции приговорил его к повешению, однако вскоре приговор был пересмотрен. Дантеса просто лишили всех чинов и выдворили за границу вместе с супругой, и он вернулся во Францию. В частности, он добился того, чтобы суд учел иностранное происхождение Дантеса. Кроме того, у Пушкина были очень влиятельные враги», — напомнила Наталья Цветова. Судьба Жоржа Шарля Дантеса сложилась весьма благополучно. Первые пять лет после выдворения из России он прожил в доме своего биологического отца в Сульсе. Екатерина Гончарова родила ему трех детей и умерла в 1843 году. В деньгах семья не нуждалась. После он отправился к Австрийскому двору, однако правительство тогда возглавлял Карл Людвиг Фикельмон, семья которого была очень дружна с Пушкиным, и француза встретили холодно. Тогда Дантес решает строить карьеру на Родине, и у него получается: сменив множество должностей, он умер в статусе пожизненного сенатора.
Пушкина и дня его смерти Правильные даты дня рождения А. Пушкина и дня его смерти В тексте о праздновании 400-летия дома Романовых я упомянул: "посмотрите на день рождения А. Пушкина по-старому и посмотрите на новый календарь, когда мы празднуем его день рождения. Вы удивитесь, что разница 11 дней, а не 13. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года по русскому Юлианскому календарю царской России. На дату рождения расхождение между Юлианским и Григорианским календарём составляла 11 дней.
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
Последние дни Пушкина. | Главная» Новости» День смерти пушкина 29 января. |
День памяти А.С. Пушкина в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | День памяти А.С. Пушкина: когда проходит, кто отмечает. Традиции празднования события. Список праздников в 2025 году. |
Навигация по записям
- День памяти А.С. Пушкина.186-я годовщина со дня гибели поэта
- Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры
- Николай Стариков
- Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет? -
- Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет?
- Смерть Пушкина: как это было на самом деле — Кириллица — энциклопедия русской жизни
День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года)
Александр Пушкин (6 июня 1799 - 10 февраля 1837) , русский поэт, драматург и прозаик | Пушкин за несколько месяцев до смерти своей лишился матери и сам провожал отсюда ее тело в Святогорский монастырь. |
Последние часы жизни Александра Пушкина — из записок очевидцев | Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным. |
Когда день рождения Пушкина? (Светлана Шаляпина) / Проза.ру | Первый выпуск «Современника» после смерти Пушкина в пользу его семьи. |
Александр Пушкин (6 июня 1799 - 10 февраля 1837) , русский поэт, драматург и прозаик | “Пушкин заставил всех присутствовавших сдружиться с смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил. |
Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках | Главная» Новости» День смерти пушкина 10 февраля. |
Последние часы жизни Александра Пушкина — из записок очевидцев
С женою прощался несколько раз и всегда говорил ей с нежностью и любовью. С нами прощался он посреди ужасных мучений и судорожных движений, но духом бодрым и с нежностью. У меня крепко пожал он руку и сказал: «Прости, будь счастлив! Мы за нею послали. Прощаясь с нею, просил он перекрестить его, что она и исполнила.
Следователь и судьи считали, что дело подлежит завершению вынесением приговора подсудимым. И аудитор Маслов придерживался иного мнения по поводу окончания следствия. Он подал официальный рапорт в Военно-судную комиссию, и она, изучив его, вынесла определение: «О заслушивании в Комиссии рапорта Аудитора Маслова о том, что он считает не излишним потребовать от вдовы Камергерши Пушкиной некоторые объяснения, а как Комиссия при слушании вчерашнего числа дела имела оные в виду, нашла дело довольно ясным, то, дабы без причин не оскорблять Г-жу Пушкину требованиям изложенных в рапорте Аудитора Маслова объяснений, определила, приобщив помянутый рапорт к делу, привести оное к окончанию…».
Не известно ли ей, какие безымянные письма получил покойный муж, которые вынудили его написать… к Нидерландскому Посланнику Барону Геккерену оскорбительное письмо, послужившее, как по делу видно, причиною» дуэли... Какие подсудимый Геккерен, как он сам сознался, писал к Ней письма или записки… где все сии бумаги ныне находятся… И 3-е. Из письма умершего подсудимого Пушкина видно, что Посланник Барон Геккерен, когда сын его подсудимый Геккерен, по болезни был содержан дома, говорил жене Пушкина, что сын его умирает от любви к ней и шептал возвратить ему его, а после уже свадьбы Геккерена… они, Геккерены… давали повод к усилению поносительного для чести Пушкиных мнения. Посему я считал бы нужным о поведении Гг. Геккеренов в отношении обращения их с Пушкиной взять от нее такие объяснения. Если Комиссии военного суда неблагоугодно будет истребовать от вдовы Пушкина по вышеуказанным предметам объяснения, то я всепокорнейше прошу, дабы за упущение своей обязанности не подвергнуться мне ответственности, рапорт сей приобщить к делу для видимости высшего начальства». Аудитор был достаточно поднаторевшим в судебных делах чиновником и вполне юридически профессионально отметил ряд пробелов судебного следствия.
Во-первых, он был единственным, кто обратил внимание на то, что в деле отсутствует анонимный диплом, который должен был бы стать и вскоре стал одним из главных документов в этом процессе. Во-вторых, он настойчиво обращает внимание суда на то, что позднее Пушкин получал и другие оскорбительные анонимные письма, и делает попытку выяснить что-либо по этому вопросу. И, в-третьих, по нашему мнению, аудитор лично пришел к убеждению о виновности Дантеса, но обеспокоен тем, достаточно ли судебных доказательств его вины. В связи с этим аудитор и указывает на пути способы собирания новых дополнительных доказательств, которые, по его мнению, должны были усилить виновность подсудимого. Именно поэтому Маслов и настаивает на допросе вдовы поэта. Кроме того, следует считать попытку аудитора усилить доказательства вины старшего Геккерена, его своднической и подстрекательской роли в преддуэльных событиях. Не может нас не подкупить и то, что в своих убеждениях незначительный по своему официальному положению судейский чиновник исходит из позиции самого погибшего поэта, изложенной им в письме к Нидерландскому Посланнику.
Военно-судная комиссия отклонила ходатайство аудитора, сославшись при этом на две причины: первая — достаточная ясность по делу и без дополнительных документов и данных; вторая — нежелание причинить лишние моральные страдания вдове поэта. Строго по закону аудитор в части его предположений об устранении такого пробела судебного следствия был прав, а оценка того, противоречил ли возможный допрос вдовы Пушкина нормам существовавшей морали, - вещь достаточно тонкая. Забегая вперед, укажем, что, например, один из самых крупных военных персон, как отмечалось, причастных к делу, командующий Отдельным гвардейским корпусом генерал Бистром человек, входивший в ближний круг самого царя, и не понаслышке знакомый с моральными принципами придворного общества полностью солидаризировался с позицией «стряпчего»-аудитора по этому вопросу. Пушкину - «надлежало бы назначить такое же наказание, но, как он уже умер, то суждение его за смертью прекратить». Со смертной казнью вышла неувязка. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российском империи 1832 году, и в соответствии с ним суд не мог в 1837 года приговорить кого-либо за дуэль к смертной казни. Это противоречило и сложившейся судебной практике.
За дуэль переводили из гвардии в армию вспомним, например, «Капитанскую дочку» , из столичных центров — на Кавказ, виновные подвергались кратковременному заключению в крепости Лермонтов за дуэль был переведен в действующую армию на Кавказ. Мартынов — убийца Лермонтова был приговорен к трем месяцам гауптвахты, а секунданты прощены. Так что смертный приговор объяснялся недостаточной профессиональной юридической компетенцией как аудитора, так и членов военно-судной комиссии, что и было исправлено в решении ревизионной по современному «кассационной» инстанции по делу — определении Генерал-аудиториата вынесен и подписан 9-ю генералами-членами этой судебной инстанции. Там наконец-то уточнено настоящее придворное звание поэта: камер-юнкер, а не камергер. Таковым его именуют не только судьи, но и Дантес, и представители николаевского генералитета например, командир корпуса и другие военачальники, в том числе и приближенные к императору, люди, прямо скажем, не новички и не профаны в придворной геральдике. И лишь генерал-аудитор уже 16 марта, то есть почти через месяц после вынесения приговора по делу, усомнился в столь высоком придворном звании поэта. В Придворную контору из Аудиторского Департамента был направлен запрос, в котором была просьба разъяснить: «Какое имел звание умерший от полученной на дуэли раны Пушкин, Камер-Юнкера, или Камергера?
На следующий день, 18 марта 1837 года, на определении Генерал-аудиториата по делу о дуэли Николай I начертал следующую резолюцию: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты». Фактически царь свел наказание ему чуть ли не к символическому. Уже после его вынесения, но до принятия по нему решения Генерал-аудиториатом, Дантес написал и отправил письмо на имя презуса Военно-судной комиссии, в котором он пытался вновь объяснить причины дуэли только поведением смертельно раненого на ней поэта и его необузданной и беспричинной ревностью. Но этот документ примечателен другим. Дантес высказал в нем определенную обиду на петербургское светское общество в целом и, в частности, на якобы предвзятое отношение к нему судей, вынесших ему приговор. Как уже отмечалось, в самые трудные преддуэльные дни поэт был страшно одинок. Напротив, Дантес до последнего рокового дня был принимаем, например, даже в салоне Карамзиных, людей, как будто бы наиболее близких поэту Софья Карамзина в письме брату Андрею осуждает поведение Пушкина и его жены и сочувствует «несчастному» Дантесу.
Однако после смерти Пушкина многие из тех, кто раньше брал сторону Геккеренов, вынуждены были изменить о них мнение. Выраженная поистине всенародная любовь к умирающему поэту и всенародная же скорбь в связи с его трагической гибелью были настолько сильными, что заставили тех представителей светского общества, кто был способен на более или менее объективную оценку случившегося, понять наконец, что Пушкин был национальной гордостью и не мог быть судим лишь по меркам этого общества. Поэтому вход во многие дома, где Дантес еще вчера был с любовью и восторгом принимаем, стал для него закрыт. Дантес утверждал в письме: «Правда, все те лица, к которым я Вас отсылаю, чтобы почерпнуть сведения, от меня отвернулись с той поры, как простой народ побежал в дом моего противника…» Тон обиженности, присутствовавший в письме, объясняется именно тем, что суровый приговор был для Дантеса полной неожиданностью. Подобного рода возможных последствий он для себя не допускал, так как ответственность за участие в таких поединках обыкновенно сводилась, как отмечалось, к незначительному наказанию. При этом явная поддержка его преддуэльного поведения светским общественным мнением выглядела в его глазах чуть ли не как аванс будущего милосердия юстиции или как гарантия символического наказания, которое будет назначено ему. Дантес не мог не думать, что будущие его судьи — это те, кто принимал его, восторгался его плоским казарменным шуткам, почти открыто брал его сторону в создавшейся ситуации… И Дантес, и Геккерен-старший, и многие другие представители светского общества допустили при этом существенный просчет: не смогли предвидеть широкого общественного резонанса, выражения общего горя по поводу смерти Пушкина.
Поэтому иной, более суровый подход суда к определению наказания за происшедшую дуэль объясняется изменившимся отношением части светского общества, в том числе и гвардейских офицеров, вынесших Дантесу судебный приговор. Конечно, он понимал, что его карьера, так блестяще начавшаяся в России, рухнула. Однако он не унывал не при каких обстоятельствах. Лучше всего об этом свидетельствует содержание письма Андрея Карамзина, написанное своим родным через несколько месяцев после дуэли: «Странно мне было смотреть на Дантеса, как он с кавалергардскими ухватками предводительствовал мазуркой и котильоном, как в дни былые» на балу, устроенном в Бадене русской знатью, то есть по существу тем же обществом, которое погубило Пушкина и для которого Дантес был «несчастным». К таковым были отнесены, в том числе и Нидерландский Посланник барон Геккерен. В отношении него мера прикосновенности была следующей: «По имеющемуся в деле письму убитого на дуэли камергера Пушкина видно, что сей Министр имеется в виду бытовавшее тогда его официальное дипломатическое звание как посланника — министр Нидерландского двора , будучи вхож в дом Пушкина, старался склонить жену его к любовным интригам с своим сыном поручиком Геккереном. По показаниям подсудимого Инженера-Подполковника Данзаса, основанном на словах Пушкина, поселял в публике дурное о Пушкине и жене его мнение насчет их поведения, а из собственного Его Барона Геккерена письма, писанного к Камергеру Пушкину в ответ на вышеупомянутое его письмо, выражением онаго высказывал прямую готовность к мщению, для исполнению коего избрал сына своего подсудимого Поручика Барона Геккерена».
Наконец, есть и монаршее свидетельство. Николай I так писал по этому поводу своему брату Михаилу: «Пушкин погиб, и, слава Богу, умер христианином. Это происшествие возбудило тьму толков, наибольшую частью самых глупых, из коих одно порицание поведения Геккерена справедливо и заслуженно; он точно вел себя, как гнусная каналья. Сам сводничал Дантесу в отсутствие Пушкина, уговаривал жену его отдаться Дантесу, который будто бы к ней умирал любовью». Как видно, все свидетельства основаны на пушкинском толковании своднической роли Геккерена-старшего, и пушкинское же объяснение этому, как отмечалось, было положено в основу документа судебного дела о мере причастности голландского дипломата к дуэльным событиям.
Дуэлянты нашего времени - Не могу не спросить - суд над Дантесом некоторые эксперты рассматривают как комедию, спектакль, поставленный по сценарию, якобы написанному самодержцем. Это так? Более того, такая оценка этого процесса явно принижает то общественное положение, которое в жизни России даже в серо-промозглых сумерках николаевского царствования занимал Пушкин. Никакой комедии не было и быть не могло. Процесс свидетельствовал об обратном.
Да, суд проходил в полку, шефом которого был лично император. Да, офицеры конной гвардии, и генералы Генерал-аудиториата, которых судьба избрала в судьи поэта, были тесно связаны со светским обществом. Но судьи и не думали шутить или ломать комедию , а вынесли Дантесу суровый приговор. Суд отверг все объяснения Дантеса и его приемного отца — Нидерландского Посланника в их объяснении причин дуэльного поединка и исходил в своем решении из пушкинской версии. Сколько бы мы ни считали, вывод один посмертно подсудимый победил!
Для нас же, живущих в другом тысячелетии, это обыкновенное, по своему формальному содержанию для судопроизводства николаевской юстиции дело, является и всегда будет являться весьма необычным. А при отягчающих обстоятельствах — по ч. В интернете находится пример такой «дуэли» и ее судебного рассмотрения. После короткой словесной перепалки подвыпившие мужчины отправились выяснять отношения на улицу. Однако его оппонент настоял на немедленном «поединке».
За их боем наблюдали сотрудники Росгвардии и полиции, но предпочли не вмешиваться. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как А. Тот попытался встать, но тут же пропустил еще один удар, оказавшись в нокауте. После этого А. Медики не смогли спасти пострадавшего, а А.
Следователи вначале возбудили уголовное дело по ст. Правда, по нашему мнению, квалификация действий виновного, как убийства из хулиганских побуждений, является достаточно сомнительной и, как уже отмечалось, содеянное скорее подпадает под признаки части 1 ст. Депутат законодательного собрания Ленинградской области направлял обращение на имя главы Следственного комитета РФ Бастрыкина, в котором настаивал на необходимости инициировать расследование причин и обстоятельств гибели поэта в 1837 г. Реабилитация есть признание вынесения определенному лицу неправосудного приговора, то есть признание его невиновным в совершении того деяния, за которое он был осужден. К данному случаю это никак не подходит.
Никто, в том числе и Главная военная прокуратура РФ не смогут опровергнуть исторический факт — Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом. В соответствии с действовавшими на то время российскими законами, участие в дуэли и не только непосредственно в качестве дуэлянтом, но и секундантов рассматривалось как уголовно наказуемое преступление. Это соображение, так сказать, формально-юридического свойства. Но, кроме них, есть и нравственно-содержательное. Ничего обидного для репутации поэта в приговоре военного суда нет.
Дуэльный поединок был в те времена для дворянина формой защиты чести, к которой сам поэт прибегал достаточно часто. Не надо оглуплять и принижать духовный облик гвардейских офицеров и генералов, которым выпала нелегкая ноша — быть судьями по делу о смертельном поединке Пушкина. Они, конечно же, вынося суровое наказание Дантесу, прекрасно понимали, что значил поэт для России. И последнее для таких «сенсационных» предложений - нет сейчас такой инстанции, которая способна была бы официально отменить приговор, вынесенный в первой четверти XIX века. Не может этого сделать даже Верховный Суд РФ.
Нет у него для этого и слава Богу! Так уж распорядилась история. Общественное мнение, по-видимому, никогда не примирится с безвременной потерей Пушкина, и интерес к обстоятельствам дуэли и смерти его не ослабевает. Медики настойчиво думают над тем, можно ли было спасти тяжелораненого поэта. Криминалистам не дает покоя мысль, что Дантес отделался лишь легким ранением.
В начале это объяснялось тем, что пуля срикошетила от одной из пуговиц его мундира, задев лишь руку, что и спасло ему жизнь. Известный писатель В. Вересаев высказал предположение, что здесь не все чисто, и будто бы на Дантесе была нательная кольчуга - именно она, а не пуговица спасла ему жизнь. В начале 1990 года криминалисты выдвинули другую версию. В авторстве их сомневаться не приходится, так как они прямо подписаны А.
Да, ничего не попишешь. Ошибся поэт в своем истинном предназначении.
Александрова ; составление Г. Скрынников, Р.
Щеголев, П. Щеголев ; вступительная статья и примечания Я.
День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года)
«Нет, весь я не умру»: смерть Пушкина в литературе. Недавно один из питерских депутатов отправил главе следственного комитета РФ Александру Бастрыкину письмо с требованием заново расследовать причины дуэли и смерти поэта (дескать, Пушкин мог стать жертвой заговора). Пушкин умер своей смертью как старший.