Интеграция Белоруссии и России в последние годы вышла на новый уровень. Минск и Москва осознали необходимость отказаться от различного рода претензий и окончательно встали на путь не только экономического, но и политического сближения. По мнению Александра Лукашенко "союзу Российской Федерации и Беларуси удалось предвосхитить сегодняшние тектонические сдвиги во всех сферах". Европарламент выступил с очередным сенсационным заявлением: они признали нелегитимной интеграцию России и Белоруссии.
27 лет Союзному государству Россия-Беларусь: купленная дружба или выгодный союз?
Главная» Новости» Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике. Беларусь и Россия, создав Союзное государство, предвосхитили все происходящие сегодня «тектонические сдвиги». отмечает политолог Дмитрий Аграновский. На фото: президент России Владимир Путин (справа) и президент Белоруссии Александр Лукашенко (Фото: Сергей Ильин/пресс-служба президента РФ/ТАСС). Россия ТРО Online вещание РИА Новости о Союзном государстве Созвучие: Литература и публицистика стран Содружества.
Мишустин: интеграция с Белоруссией серьезно помогает в преодолении последствий санкций
Системы транспортного контроля государственных контролирующих органов России и Белоруссии интегрированы, что позволяет обеспечивать прослеживаемость передвижения грузовых транспортных средств в пределах Союзного Государства. Для бесшовного взаимодействия наших экономик важно устранить существующие транспортные ограничения в воздушном, наземном и водном сообщении, а также создать недискриминационные условия для перевозчиков. К этому мы сейчас движемся. Сегодня все виды перевозок пассажиров и грузов между Россией и Белоруссией не требуют получения разрешений. Мы идем дальше и прорабатываем вопросы обеспечения перевозчиками обеих стран всех видов международных автомобильных перевозок грузов на безразрешительной основе. Ограничения будут сниматься поэтапно начиная с января 2024 года до 2030 года. Также Белоруссия проявляет интерес к осуществлению каботажных автомобильных перевозок в России. Мы считаем, что этот рынок услуг может быть полностью открыт при условии выравнивания экономических условий хозяйствования в наших странах. Также решаем вопросы цифровизации на транспорте, в частности, 2 апреля этого года запустили пилотный проект по апробации электронной международной транспортной накладной. Фото: РИА Новости Единые рынки транспортных услуг почти сформированы, а правила дорожного движения планируется менять? Алексей Оверчук: Мы приняли решение не вносить изменения в законы о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения.
У нас нет принципиальных различий, которые бы этого требовали. При этом для удобства водителей и повышения уровня безопасности на дорогах признано необходимым синхронизировать требования к размещению и обустройству объектов дорожного сервиса, порядок регулирования и контроль за дорожным проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом, содержанием и сохранностью автодорог, классификации автодорог и сближению положений, касающихся финансирования дорожной деятельности. Вот в этих сферах гармонизация потребует внесения изменений в законодательство. Как продвигается работа в области авиаперевозок? Алексей Оверчук: По авиаперевозкам мы подготовили проект межправительственного соглашения о взимании сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, не превышающих размеров аналогичных сборов и платежей, взимаемых с эксплуатантов воздушных судов своего государства. Соглашение будет подписано до июля 2023 года. Вопрос о сроках его вступления в силу пока еще является предметом переговоров, но, думаю, что к июню выйдем на общее понимание. В декабре прошлого года согласовали выполнение полетов по схеме "треугольник". Это открывает возможность авиакомпаниям совершать такие рейсы, когда их самолеты взлетают в своей стране из одного аэропорта и, совершив зарубежный полет, возвращаются в другой аэропорт своей страны. Такого рода возможности могут давать определенную гибкость авиакомпаниям и удобство пассажирам.
Также недавно был запущен новый рейс Калуга-Минск-Калуга. Наши перевозчики могут вылетать за рубеж из одного аэропорта своей страны, а возвращаться в другой. Алексей Оверчук: В этом направлении усилия были направлены на унификацию наших законодательств, и она достигнута. Белоруссия внесла в свое законодательство ряд изменений, касающихся лицензирования для допуска на участки инфраструктуры, условий организации и осуществления пассажирских перевозок, обеспечения безопасности эксплуатации и движения, унификации требований трудового законодательства. Сейчас РЖД перевозит белорусские грузы на тех же условиях, что и российские. Интеграционной работой мы также охватили и сферу судоходства. Уже подписано соглашение о судоходстве по внутренним водным путям, проводим необходимые внутригосударственные процедуры. Соглашение позволит обеспечить перевозки людей и грузов, определить порядок и условия осуществления судоходства, а также формировать новые логистические схемы доставки белорусских грузов. Например, одним из вариантов может быть задействование международного транспортного коридора "Север-Юг" через Волгу и Каспий, что должно снизить загруженность железных дорог. За тем, как это будет реализовано на практике, проследит совместная комиссия.
Алексей Оверчук: Что касается традиционных энергетических рынков, основывающихся на ископаемом топливе, то по ним переговоры пока продолжаются. Тут важно понимать, что действует долгосрочный контракт, который гарантированно обеспечивает Белоруссию газом по самым низким ценам, по сравнению с Европой. В современных условиях эта практика раскрыла все свои преимущества. Новацией же в наших отношениях стала фиксация цены на три года вперед. Главное, что благодаря особым отношениям, вытекающим из самой сути Союзного Государства, белорусские товаропроизводители имеют очевидное конкурентное преимущество на мировых рынках и могут быть уверенны в своем будущем. В 2021 году в сотрудничестве с Россией Белоруссия ввела в эксплуатацию свой первый атомный энергоблок, дающий стране чистую электрическую энергию. Ожидается ввод второго энергоблока, что будет отражаться на стороне предложения электроэнергетического рынка Белоруссии.
Что показывают взаимоотношения Беларуси и России? Это очень дорогого стоит, потому что, действительно, мы вышли на новый уровень интеграционных процессов, которые раньше в мире, наверное, и не присутствовали. Мы видим прекрасно, эти интеграционные процессы во что вылились в Европейском союзе, где страны в подавляющем своем большинстве реальный свой суверенитет утратили. Здесь же мы созидаем сообща, поддерживая друг друга, и это очень ценно и необходимо.
Препятствием субъективного порядка остается и подход руководства обеих стран, предпочитающих решать острые вопросы на двустороннем уровне без активного задействования институтов Союзного государства. Объективные преграды Объективным препятствием интеграции выступают разные политические и экономические системы, которые представляют собой Российская Федерация и Республика Беларусь. В связи с существованием различного законодательства, доли частного и государственного бизнеса и даже общая структура экономической и политической модели предсказуемо будут мало совместимы без шагов по гармонизации законодательства и выработки ряда мер по нивелированию разницы между странами. Также имеющееся у обеих стран право вето превращается в обоюдоострое препятствие интеграции. С одной стороны, наличие у каждой из стран этого права гарантирует Беларуси возможность контролировать Россию при более плотной интеграции. Без этого права Россия будет доминировать политически как пример, планы по созданию союзного парламента предусматривали 75 мест для РФ и только 28 — для белорусской стороны. На таких условиях наднациональные парламентские органы не станут эффективным инструментом по развитию интеграции и не получат серьезных полномочий и ответственности от руководства обеих стран. Отсутствие институционального базиса и закрепленных общих ценностей, которые в случае ЕС стали определяющими факторами развития интеграции, могут служить серьезными ограничителями и для развития Союзного государства.
Предложение оказалось своевременным и удачным для России. У нас тогда были проблемы, причем не только с Чечней , многие другие республики также были вовлечены в сепаратистские процессы с разной степенью интенсивности. И на этом фоне президент соседней страны, пусть и небольшой, предлагает чуть ли не войти в состав России. Это было очень позитивно встречено. Без экономики сегодня в мире нельзя представить никакую интеграцию, да и в 1990-е годы рынки рушились, промышленность была в упадке. Для Белоруссии как для сборочного цеха СССР российский рынок был крайне важен, он помог пережить трудные времена, восстановиться и развить новые компетенции. Эта стратегия сработала. Понятно, что кроме экономики у России и Белоруссии всегда была близость интересов и в политике. В 1990-е годы именно ядерный зонтик который сейчас и вовсе переместился на территорию Белоруссии не позволил сделать со страной то, что Запад сделал с Югославией. СССР позволил нам оставаться близкими в ценностно-идеологическом смысле и не позволил нас растащить, а тем более превратить во врагов друг друга, как это, к сожалению, произошло с Украиной Кирилл Аверьянов Можно сказать, что Союзное государство для Белоруссии было интересно прежде всего с точки зрения экономики. В то время как для России это был проект политический. Именно с этим связано то, что за 25 лет никаких прорывов в области интеграции не было осуществлено. У сторон попросту разное понимание данного проекта Богдан Безпалько У нас есть достаточно большое количество достижений в области экономической интеграции. Но вот в области политической интеграции у нас, к сожалению, все буксует. Пока до сих пор нет ни института гражданства Союзного государства, ни паспорта, ни парламента, ни каких-либо органов власти. У нас есть только постоянный комитет Союзного государства , который представляет декоративный, ну или консультативный орган. Была создана общая российско-белорусская таможенная зона, но быстро стало понятно, что она не работает. Фактически она стала зоной контрабанды. Причем даже проект этой зоны остался по сути незавершенным, потому что единое таможенное пространство требует единой таможенной службы, а в Белоруссии тогда заявили, что это нарушает суверенитет. Параллельно с попытками экономической интеграции снизу были и попытки политической интеграции сверху. Правда, в Белоруссии настаивали, что при формировании единого парламента на одного белорусского избирателя должно приходиться три российских, и случился большой скандал из-за подобного дискриминационного подхода. Политическая составляющая проекта оказалась заморожена фактически со старта О результатах интеграции спустя четверть века Алексей Дзермант За прошедшие 25 лет интеграция однозначно удалась. Да, не было реализовано все из изначально задуманного: создание единых политических органов, единой валюты и единого гражданства с единым паспортом. Да, это не было сделано. Но для этого существуют определенные причины. Элиты обеих стран сошлись на том, что необходимо сделать то, что возможно, а невозможного друг от друга не требовать.
Последние новости по теме Интеграция
Согласно документу "Республика Беларусь считает возможным оказание военной помощи дружественным государствам на основании двусторонних и многосторонних международных договоров". Первый заместитель председателя Белорусской федерации футбола Андрей Василевич анонсировал дату и место проведения товарищеского матча между сборными Белоруссии и России. Интеграционное взаимодействие России и Белоруссии продолжает развиваться, выполнено около 90% мероприятий из 28 союзных программ, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Россия, Белоруссия 7 декабря в Сочи состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, которая продлилась пять с половиной часов. Алексей Оверчук: Реализуя Союзные программы, Россия и Белоруссия прошли очень большой отрезок пути интеграции. Национальная система Интеграция проводит ежегодные Всероссийские научные конференции для детей и молодежи в Москве.
Путин: Союзное государство РФ и Белоруссии укрепляет оборонный потенциал
Премьер в четверг присутствовал на заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, которое провели Владимир Путин и Александр Лукашенко.
Внешнюю политику Вашингтона критикуют даже некоторые американские политики. Санкции коллективного Запада в отношении России и ее стратегического союзника получили обратный эффект. Экономика ведущих стран ЕС, например, Германии и Франции демонстрирует спад. На этом фоне экономика России устойчива.
Как уже было сказано мною, я не исключаю того, что этот конфликт может перерасти в прямое военное столкновение между Россией и НАТО. Сейчас североатлантический альянс в ходе украинского конфликта пытается исчерпать наши военные и моральные ресурсы и если это удастся, то риски масштабного столкновения критически возрастут. Однако по опыту мы помним, что сборная Европы проигрывала России в 1812 и 1945 годах.
Противники России в Первой мировой войне продержались ненамного дольше и по итогам оказались еще в большей степени проигравшими. Так что если столкновения не избежать, то предпочтительно все же быть на одной стороне с Россией. И даже если представить себе иной сценарий, менее благоприятный для России, то все равно стоит помнить о том, что белорусский народ рассматривается на Западе достаточно цинично как еще одна торпеда, которая может быть выпущена в сторону России. Такой роли ни при каком раскладе не позавидуешь. Да, прямого участия белорусских военных в боевых действиях нет. Но сама по себе позиция Минска оценивается очень высоко. Два государства — одна экономика — Какие перспективы экономической перестройки Белоруссии вы теперь видите, исходя из того, что извлекать прежние выгоды из своего географического положения страна не сможет? Транзитная роль позволяла Минску не только зарабатывать на перевозках и реэкспорте, но также получать существенные таможенные пошлины.
Переработка российской нефти и продажи нефтепродуктов на Украину и в Евросоюз также вносили существенный вклад в белорусский ВВП. Но опять же еще до СВО Москва стала пересматривать систему взимания налогов: произошел так называемый налоговый маневр, исходя из своей внутренней логики. Поэтому и выстроенная в Белоруссии экономическая модель не могла не претерпеть изменений. Сегодня белорусы могут участвовать в российских госзакупках. Это сложный, но во многих случаях весьма рентабельный вид бизнеса, который позволяет диверсифицировать белорусскую экономику. Это более перспективный путь чем поставки калийных удобрений и нефтепродуктов в Европу. Мы видим, как весь этот год активно выстраивалась модель взаимодействия, основанная на принципе «два государства — одна экономика». Российская и белорусская экономики изначально дополняли друг друга, и даже там, где интересы могли бы вступать в противоречие, как например, в калийном производстве, на практике реализовывались кооперационные сценарии.
Иногда картелизация является лучшим вариантом, нежели обострение конкуренции и способствует ускорению развития. А это значит, что Лукашенко придется провести свою страну через весьма сложный период испытаний. И если не «Батька», то я даже не знаю, кто еще может быть к этому готов и способен. Что касается западного влияния на страну, то оно в Белоруссии в тех или иных формах останется. Но осуществить смену власти уже, очевидно, не удастся. Для этого должны быть внутренние предпосылки. Этих предпосылок даже пару лет назад не хватило. Более того несмотря на то, что Лукашенко остается во главе республики с 1994 года, нельзя сказать, что в стране есть властный застой.
Окружение президента меняется, появляются новые молодые и способные руководители. Лукашенко их взращивал.
Перешли практически полностью на торговлю в национальных валютах. В условиях новых вызовов принята новая военная доктрина союзного государства, действует единая группировка войск. Вместе с нашим братским народом будем и дальше строить общее союзное пространство», - сказал он. Первый зампредседателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий добавил, что подписанное 28 лет назад соглашение об образовании Союзного государства полностью себя оправдало.
Союзный поворот: Что пишут западные СМИ о сближении и интеграции России и Белоруссии
Программы углубленной интеграции Беларуси и России основываются на положениях Договора о создании Союзного государства от 1999 года. Создание условий интеграции России и Белоруссии началось с подписания 21 февраля 1995 года в Минске двустороннего договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию в разного рода направлениях. Главная Наша деятельность Новости «Единая Россия»: Россия и Беларусь строят союзное пространство для процветания и защиты обоих государств.
Данилович о Союзном государстве: Взаимодействие с Россией – уникальный пример новой интеграции
Интеграция России и Белоруссии в том виде, как она прописана в союзном договоре, сейчас уже невозможна, заявил Александр Лукашенко. Политконсультант, член Общественного совета при Минприроды РФ, автор ТГ-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин рассказал «ФедералПресс» об особенностях взаимодействия России и Белоруссии. Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали 28 союзных программ по интеграции России и Белоруссии. Беларусь и Россия планируют разработать в ближайшем будущем новые программы интеграции Союзного государства. На фото: президент России Владимир Путин (справа) и президент Белоруссии Александр Лукашенко (Фото: Сергей Ильин/пресс-служба президента РФ/ТАСС). 23–25 апреля в Гродно в рамках проекта «Россия-Беларусь: крепкое партнерство — 2» прошла консультационная сессия по социальному проектированию с участием российских и белорусских экспертов.