В процессе этих поисков Виктор с печальной трезвостью констатирует свое окончательное превращение из настоящего писателя в «чучело писателя». Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года.
Краткое содержание «Чучело»
Две повести Владимира Железникова "Чучело" и "Чучело-2. Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело. Повесть "Чучело" была написана Железниковым в далёком 1975 году.
Чучело. Владимир Железников
Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли.
Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию. Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников.
Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему.
От этого страдает дочь. Второстепенные персонажи Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки.
Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе.
Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость.
В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков.
Но, конечно, самым близким и дорогим мне человеком всегда оставалась Ленка. Редкое создание, нежное и мужественное одновременно. Пришла осень, и я отвез повесть в Москву — в издательство. Проходили месяцы, но ответа не было. Я начинал думать, что повесть «Чучело» никогда не увидит света. Два года длилось это печальное время. А я все ждал и ждал и, наконец, ждать перестал. И вдруг звонок из издательства.
Они все-таки печатают мою повесть! С тех пор множество издательств выпускали «Чучело» большими тиражами, даже в миллион экземпляров. Повесть издали в Японии, США и других странах. Через пять лет повесть «Чучело» прочел знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. И тут же решил снимать фильм. Снова меня вызвал к себе все тот же большой начальник. Снова хлопнул по моему сценарию и сказал: «Будем снимать. У меня за это время внук вырос… Такой же…» Я посмотрел на него. Вид у него был испуганный. Много лет прошло с тех пор.
Но когда ты все же прочтешь эту повесть, ты увидишь, что мир наш во многом изменился, но люди — нет… И ты без труда найдешь вокруг себя многих героев «Чучела». И подлость, и трусость, и предательство встречаются и сейчас. Но очень хочется, чтобы гораздо чаще тебе встречались на жизненном пути такие светлые личности, как Ленка Бессольцева. Тогда и жизнь твоя будет легче и светлей. Желаю тебе удачи. Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути. Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн — вверх!.. Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток — вниз!.. Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот: — Дедушка!.. От злых людей!..
Пусть они грызут друг друга!.. Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком — и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждали ее радость и успокоение. Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.
В спектакле принимают участие Народная Арт-студия «Нон стоп» рук. Администрация портала « Культура. Администрация портала оставляет за собой право без предупреждения отменить трансляцию, не соответствующую критериям качества.
Учащиеся внимательно слушали, а после высказывали свое отношение к героям повести, давали оценку их поступкам, говорили о том, что история главной героини заставляет задуматься о своем поведении, об отношении к окружающим. В разговоре была затронута тема школьного буллинга. Что это такое, какой бывает буллинг и как ему противостоять. Дети составили правила для того, чтобы в коллективе не возникало таких проблем. Затем все вместе сделали такой вывод: каждому нужно научиться сочувствовать, сострадать ближнему, никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Фильм и повесть ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого.
14 сентября. Чучело
Остальные герои объединяют по несколько персонажей. Эльвина Сафина — это и верзила Попов, и хулиган Рыжий, и учительница Маргарита Ивановна, и исполнитель на терменвоксе. Ярослав Кац — и силач Лохматый, и чудаковатый Васильев. Напомним, что у Железникова у каждого героя были свои образы — безжалостная Кнопка, верящий только в силу Лохматый, использующая мальчиков Шмакова, ценящий только деньги Валька. Также у него был сюжетный поворот, связанный с тем, что Шмакова и Попова также знали, кто рассказал правду. Но использовали эту правду в своих целях. Здесь на подобные элементы времени не остается, в спектакле на первый план выходит некая общая Сила, которая, как известно, Победила. Все главные герои — жертвы.
Безусловно — Лена, которая напрасно поверила в доброту. Не пошедший против коллектива Сомов. И Валька, который теперь сторожит никому не нужный дом. На бормочущем что-то Валентине спектакль и заканчивается. Что будет с Пугалом? Этого мы не знаем. Порой даже трудно объяснить, в чем мотивы героев, поступающих так или этак.
В разговоре была затронута тема школьного буллинга. Что это такое, какой бывает буллинг и как ему противостоять. Дети составили правила для того, чтобы в коллективе не возникало таких проблем. Затем все вместе сделали такой вывод: каждому нужно научиться сочувствовать, сострадать ближнему, никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Фильм и повесть ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого.
Буллинг - мина замедленного действия, это проблема, про которую нельзя молчать, на которую никогда нельзя закрывать глаза!
Фильм о том, как можно переврать самые прекрасные идеи, превратив их в инструмент самоутверждения и травли. Автор одноименной повести Владимир Железников взял острый и жестокий сюжет «Чучела» из жизни собственной семьи — подобная история произошла с внучкой писателя. Тяжелый, серьезный, суровый, фильм все-таки не оставляет ощущения безысходности, не вгоняет зрителя в тоску, а скорее заставляет задуматься над теми проблемами, с которыми хотя бы раз в жизни сталкивается любой человек. Актерский состав Интересно, что все дети, сыгравшие в этом фильме, вспоминают время работы над ним как чрезвычайно веселое, хотя съемки сопровождались множеством проблем и происшествий. Проблемы начались еще с подбора актеров. Творческая группа отсматривала тысячи мальчиков и девочек на главные и второстепенные роли, привлекались как самые обычные школьники, так и дети актерской среды — Филипп Янковский, Мария Миронова, Таня Проценко, сыгравшая на тот момент Мальвину в фильме Буратино, Яна Поплавская и многие другие. Актрису на главную роль режиссер выбирал почти из 17 тысяч девочек Советского Союза.
В этой книге собраны самые известные произведения устного фольклора, входящие в программу для чтения детям 1-го и 2-го классов: «Теремок», «Зимовье зверей», «Золотая рыбка», «Иван-царевич и Серый волк» и др. Красочные иллюстрации Юлии Устиновой и Марины Литвиновой дополняют и оживляют мир русского фольклора на страницах этого сборника. Лучшие произведения детской литературы с цветными иллюстрациями помогут привить ребёнку любовь к чтению.
Смерть, эмиграция и никакого кино. Судьбы детей-актеров из «Чучела»
Владимир Карпович Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году и впервые поднял в отечественной детской литературе проблему школьной травли (буллинга, выражаясь по‑новому). Для журнала «Юность» была написана статья «До и после “Чучела”», за которую Быков получил в журнале премию имени Бориса Полевого, многолетнего главного редактора «Юности». Детская книга Чучело, написанная в 1975 году Владимиром Железниковым, которая станет понятной и родной любому взрослому, способная вызвать те «полезные слезы читателя», которые и взращивают в человеке доброту, гуманизм.
14 сентября. Чучело
Детский писатель Михаил Яснов, известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет. В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело». Лена, которой уже дали кличку «Чучело», не вступает в конфликты с одноклассниками, надеясь добротой и приветливостью заслужить их уважение. Лена, которой уже дали кличку «Чучело», не вступает в конфликты с одноклассниками, надеясь добротой и приветливостью заслужить их уважение.
Евангельские мотивы в фильме Ролана Быкова
- "Звезды советского экрана": "Чучело" – Москва 24, 29.02.2024
- Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!» - МК
- Краткое содержание «Чучело»
- Было Чучело, стало — Пугало
- 10 интересных фактов о фильме «Чучело»
- «Чучело» всепрощающее
Как железников написал чучело
Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию. Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию. Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию.
"Звезды советского экрана": "Чучело"
Ксения Филиппова в роли Железной Кнопки Фото: kino-teatr. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста. И сделал успешную карьеру как писатель, сценарист и режиссер: его нашумевшая повесть «Похороните меня за плинтусом» стала бестселлером. Быкова обвиняли в сгущении красок. Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет.
В газетах публиковали разгромные рецензии. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы! На съемках фильма Фото: kino-teatr. Но никто из них не знал правду, потому что на самом деле Чучело — это я...
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Фото: сайт писателя Детский писатель Михаил Яснов , известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет. Об этом в Facebook написала его жена, переводчик Ася Петрова. Не надо ничего говорить», — сообщила она вечером 27 октября.
Петрова уточнила изданию 78.
Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу — она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников. Позже дедушка Лены также принимает решение — отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму.
Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника. Характеристики героев. Главные герои Лена Бессольцева Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней.
У Лены сильный характер и стойкие принципы. Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться. Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве. Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, постриженной наголо. Она говорит правду шокированным одноклассникам. Николай Николаевич Бессольцев Дед Лены, пожилой человек, нелюдим и необщителен.
Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли.
Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию. Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова.
Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь. Второстепенные персонажи Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги.
Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них.
При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям.
Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно.
В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг.
Первое, чему они научились, перестав быть детьми, - это ненависть. Почему так получается, кто виноват и виноват ли кто-то? А может быть, это естественный этап взросления и результат гормональных бурь?
Глава первая
- Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!» - МК
- Новости партнеров
- Самое интересное в виде мозаики
- Краткое содержание «Чучело»
- Чучело история создания книги
- трейлер >>
Краткое содержание «Чучело»
Он стал для меня университетом. Восемь лет там проработал. В то время это был необыкновенный журнал — такой центр, куда стекались все знаменитые писатели, блестящие художники, и со всеми я очень дружил. Скажем, нашим художественным руководителем был известный живописец, график, мастер плаката Владимир Васильевич Лебедев. Он своей графикой иллюстрировал только Маршака, и я каждый месяц ездил к нему утверждать рисунки...
Я дружил с Виталием Бианки. Он меня любил. Я даже считался его другом. Контакт с личностью и давал толчок к обучению — образ мыслей этих людей, отношение к жизни, ко времени...
И Бианки, и другие незаурядные личности были со мной откровенны. Виталия Бианки уже к тому времени стукнул паралич. Правая рука не работала. Продолжал одной левой печатать на машинке — поправлял рукописи молодых писателей, перепечатывал их сам!
Хотя ему это было безумно трудно. Я даже не знаю, как это назвать. Это не ответственность, а любовь — к делу, литературе, людям. Постепенно пришел к тому, что полюбил возраст и героя и адресата — 11—12 лет.
Характер людей меняется. Лев Николаевич писал, что дети меняются каждые семь лет. Это так. Но главное, что детей, равно как и нас, поражают одни и те же неприятности — дети их очень глубоко переживают.
Поэтому я писал про ребят как про взрослых. Вообще не думал про детей. Просто писал. И у меня появлялся герой.
Причем я не ходил «за материалом» в какие-то школы. Все, что делал и делал это постоянно , — это бродил по улицам и подслушивал обрывки разговоров детей. Мне это очень помогало. Потому что одна живая фраза может заменить десять придуманных.
Мне нужна была реплика одна, другая... Так все и сложилось в итоге.
Причиной скоропостижной смерти детского поэта и писателя Михаила Яснова в Санкт-Петербурге могли стать проблемы с сердцем. О подробностях трагедии рассказала директор издательства "Детское время" Алла Насонова. Его искали все, жена не могла дозвониться. Написала мне.
Возможно, дети, воспитанные на рассказах Железникова, вступив во взрослую жизнь, смогут избежать многих нравственных ошибок. Сценарий Владимир Железников известен не только в нашей стране, но и за ее пределами. Его книги переведены на многие языки. И, без сомнения, такой деятельный человек не мог ограничиться публикацией рассказов и повестей.
В качестве сценариста он дебютировал в 1974 году. На советские экраны вышел фильм «Чудак из пятого класса». А спустя двенадцать лет, совместно с режиссером Роланом Быковым, была создана кинолента «Чучело», ставшая одним из лучших детских фильмов советской эпохи. За сценарии к этим двум картинам Железников был удостоен Государственной премии.
Злость и несправедливость порождает страх. Ребенок боится быть не таким, как все. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фото, расположенное выше, — это кадр из фильма, снятого по мотивам повести.
Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу. Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему детской жестокости в столь резкой форме. Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах.
Дети в книге Железникова абсолютно реальные.
Драматические спектакль ЧУЧЕЛО — актуальное произведение для подростков, учителей и родителей, раскрывающее тему буллинга в современной школе. Сценарий по мотивам пьесы В.
Железникова «Чучело» написан Э.
Все мы немного чучело
Иногда отдает за это последнее. Денег даже на новое пальто нет. И он, не задумываясь, годами латал старое. Это никого не смущало, маленькие дети его любили, бабушки восхищенно охали на лавочках, глядя на пожилого, но крепкого мужчину, ветерана войны. Только подростки, в чьем возрасте важен статус и солидность, прозвали его заплаточником. Лена быстро стала жертвой травли буллинга среди одноклассников. Из-за того, что она хотела спасти своего друга, которого полюбила, Диму Сомова, ее прозвали предателем и чучелом.
Каждый участник травли — это испуганный недолюбленный ребенок, который за счет унижения Лены Бессольцевой мечтает стать своим, признанным в подростковой социальной стае. Лидер — маленькая девочка Миронова по прозвищу «Железная кнопка». Предположительно, ее мама нарциссична, для женщины самое главное, чтобы девочка шла к целям, была прилично одета, читала и цитировала умные книги. Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик «Железная кнопка» не позволяла себе быть слабой. Ее боялись даже самые сильные мальчики в классе. Лидер красоты — Шмакова.
Однако единственным объединяющим группу фактором становится ненависть. Искреннюю сплоченность «коллектив» обнаруживает лишь перед грядущим разрушением, вытесняющим надежду на созидание. На этом, наглядно доказывает история, будущее не построить. Теряя объект нападок, участники настраиваются друг против друга, и в этом их глубинная трагедия. При нарастающем напряжении и вспышках взаимного гнева случай с Леной все больше походит на показательную казнь. Схема «все против одного» — самая действенная, и неизбежно оборачивается против каждого участника.
В конце повести персонаж Железникова, Рыжий, признается: «Я всегда был как все. Все били — я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться». Эта же идея количественного преимущества вынесена в первые слова фильма: — Мы пошли. Мы с вами! Стремление быть частью общего процесса и страх одиночества ведут к духовному краху.
Быков говорил, что «пошлость человека не так страшна, как пошлость коллектива». Подобная нравственная гибель представлена в «Чучеле» на контрасте с торжеством духа и смелости, противостоящих общему безумию. Воплощением этой полярности взглядов становятся Лена и ее одноклассник, Дима Сомов. Лена идет против всех во имя чистых помыслов, Дима же выбирает путь конформизма и предательства. Отношения с коллективом у обоих трагичны, но протест Лены выражен в открытом конфликте, в отличие от внутренней, сугубо личностной борьбы Димы со злом. В его случае зло — то есть коллективное начало — побеждает.
Условное выделение героев в пару и зеркальное отражение их характеров выполняют ключевую композиционную роль. Дима — первая Ленина любовь, человек, чью вину она берет на себя, ради которого решается на подвиг и стойко выносит неминуемые страдания. История подлинной любви и испытаний подводят «Чучело» к сюжету гонения, распятия и вознесения. Главные герои, время и обстоятельства их жизни изменены, но суть этического урока остается прежней. Один бытовой школьный случай одновременно рождает и труса, и героя. Класс сбегает с урока в кино.
Не выдержав расспросов учительницы, Дима рассказывает ей о случившемся, но наказанным одноклассникам признаться в содеянном не решается. Позже Лена скажет о Диме: «Он думал, что он герой. Он тогда не знал, что он трус». Лишенные долгожданной поездки в Москву, дети решаются на самосуд — по всем правилам, с очной ставкой и грядущей расправой. Для спасения Димы предателем себя признает Лена. Из-за жертвенной любви она подписывает себе приговор в глазах общественности и встает на путь страстей Христовых.
Самые напряженные сцены связаны с издевательствами — дети ведут интенсивную моральную и физическую атаку. В дальнейшей судьбе Лены повторяются мотивы Евангелия: одноклассники подвергают «Чучело-предателя» преследованию, избиению, поруганию, оплевыванию горохом из стеклянных трубочек , осмеянию. В кульминационной точке сюжеты объединяются, и Лену ведут на условную казнь — костер — с завязанными глазами. Вместо дома первосвященника Каифы и Голгофы местом действия выступает разрушенная белокаменная церковь, а условным терновым венцом и распятием — сложенное в форме креста чучело, наряженное в платье героини. Нравственные и телесные муки Лены проходят на фоне бушующего веселья: ликующих «ура! Тема предательства раскрывается в образе Иуды — Димы Сомова — такого же хранителя апостольской кассы, которой в «Чучеле» стала общая копилка с деньгами, заработанными детьми на вожделенную и сорвавшуюся поездку в Москву.
Поцелуй Иуды в повести, замененный в фильме на Димино объятие «Он меня обнял. При всех» , связан не только с Лениной влюбленностью, но и верой девочки в добро. Она рушится, когда именно Дима поджигает костер. Душевное падение героя символично передано в сценах запугивания Лены. Еще до казни мальчик пытается сподвигнуть подругу к побегу и пробирается к окнам ее дома с надетой на палку кабаньей головой.
То есть были обычными детьми со своими закидонами и страхами, усиленными состоянием предпубертата. О том, как жить в этой турбулентности, взрослые молчали не хуже партизан. А как, например, жить пятикласснику, на которого ровесники смотрят как на пустое место или подходящий объект для их малолетних разборок, — об этом заикаться было ни-ни. Но пионерам выписывали журналы, главным из которых был какой? Конечно, «Пионер».
И там в 81-м году, с третьего по седьмой номер, напечатали повесть Владимира Железникова «Всего-то несколько дней». Размытое какое-то было название, почти монохромные иллюстрации… Но тот, кто не поленился и начал читать, оказался вознаграждённым на всю оставшуюся жизнь, без преувеличения. Потому что речь в повести шла о девочке, которая взяла на себя чужую вину и за то оказалась преследуема одноклассниками. Впервые на пространстве советской жизни в произведении для подростков говорилось о том, что дети, как и все люди, могут быть жестоки. Что большинство не всегда право и один способен противостоять толпе. Это были мысли по-прежнему крамольные для общества, привыкшего отвергать индивидуализм, а к гуманизму непременно присовокуплять слово «абстрактный». Вот почему изначальное, данное автором своему детищу название «Чучело» было заменено нейтральным: чтобы не слишком «раздразнить гусей». Они и так уже зашипели, когда Железников, вовсе не начинающий автор — в его багаже было немало опубликованных рассказов и сценариев к нескольким фильмам, — в конце 70-х сочинил вроде бы очередной из них, то самое «Чучело». Но сценарий был слишком необычным и, дойдя до Госкино, ужаснул заместителя его председателя настолько, что тот заверил всех и вся: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране». Казалось бы, Владимир Карпович мог угомониться и подумать лучше о своей дальнейшей карьере, которой он едва не нанёс урон, но бывший курсант артиллерийского училища, которое он окончил ещё до Литинститута, что называется, развернул орудия.
И переделал свой сценарий в повесть. Никто её брать не захотел, а в «Пионере», где Железников был членом редколлегии, положили в стол, но «тамиздат», а именно «Континент», с радостью предложил напечатать. Железников, по его собственному признанию, советской власти не любивший, упёрся и «Чучело», «сам не знаю почему», за кордон не отдал. А там грянула школьная реформа, пошли разговоры о том, как и чему учить детей, и «пионеровцы» быстренько явили повесть миру. В редакцию повалили письма от читателей. Спустя несколько месяцев после первой публикации сочинение Железникова вышло в виде книги и с первоначальным заголовком. А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. В дом Быковых-Санаевых повесть попала от их соседа — режиссёра Саввы Кулиша, которому писатель приходился родственником. Выходит и протягивает мне книжку: «Прочти». Ролан в то время как раз думал над тем, где ему взять новый материал, и я сказала: «Рол, по-моему, это то, что ты ищешь».
Просыпаюсь на следующий день рано-рано, а в комнате свет горит — Ролан читал всю ночь. Он захлопнул книгу и как запустит её под потолок! Я: «Что, будешь снимать? Быков, уже подхваченный внутренней волной, позвонил Железникову и решительным тоном сказал, что хочет приехать. Войдя к нему и даже не сняв пальто, объявил, что намерен делать фильм «Чучело». Сценарий читать отказался — чтобы не портить первого впечатления. Ничто не должно было снизить высоту той волны. Он, видимо, был настроен осуществить замысел во что бы то ни стало. Чтобы высказаться сразу за всех тех, кому было что поведать по поводу своего и чужого изгойства. Ведь и Железников положил в основу повести историю, случившуюся с его племянницей.
Школьники прогуляли урок, а Лена, привыкшая говорить только правду, честно призналась учительнице, что одноклассники сбежали в кино. Те начали девочку травить, директор даже предложил её маме перевести дочь в другой класс, но Лена удивилась, почему она должна куда-то уходить, если права, и отказалась. Проявила стойкость оловянного солдатика, и это качество перешло в повесть. Елена Санаева вспоминает, что и Быков всегда был вынужден чему-то противостоять: «Обстоятельства жизни пытались сделать из него «чучело», но он сопротивлялся». Впрочем, если честно покопаться в нашем прошлом, очень и очень многие успели побывать в этой роли. Здесь справедливо заметят, что жестокость — явление повсеместное, общечеловеческое и немало книг в мировой литературе и фильмов в мировом кинематографе посвящено насилию и его преодолению. Всё так: бьют везде, хотя с разной частотой и силой. Хотя страдают и праведник, и плохиш, тем более что в простом смертном много всего намешано и может вылезать то одно, то другое. Вот Железников и Быков взяли и рассказали про невидимые миру слёзы, слёзы сильных и слёзы слабых. Оставалось найти тех, кто всю эту сложность покажет в кино.
Кристину Орбакайте сначала не утвердили, потом вроде бы заинтересовались ею, затем, во время встречи с Быковым, девочка, увидев его усталый взгляд и приняв его за выражение равнодушия к ней, отказалась сниматься. Интересно, что мама, то есть, естественно, Алла Борисовна, книжку сразу оценила и вздохнула: «Почему мне не одиннадцать лет?.. А главная героиня Ленка — Кристина — стояла снаружи у окошка и слышала, как он признаётся, потом пугается и вновь предаёт её. Ролан говорит Кристине: «Ты обернёшься к камере, улыбнёшься — ты же рада, что Дима оказался храбрецом.
На съемках фильма Фото: knowledgeblog. Сюжет был основан на реальных событиях. Писатель рассказывал: «Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники ее затравили, а учитель, который должен был во всем разобраться, слег с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу».
Но в реальность описанных событий чиновники Госкино не хотели верить: в СССР попросту не могло быть фашиствующих школьников, сжигающих чучело своей одноклассницы! Поэтому сценарий «завернули». Сюжет показался ему очень близким и понятным, ведь он и сам подвергался травле и чувствовал себя таким же изгоем, как главная героиня Лена Бессольцева, — после того, как на него все ополчились за фильм «Айболит-66». Но на самом деле поиски актрисы на роль Лены Бессольцевой длились достаточно долго, режиссер выбирал из 17 тысяч девочек со всего Советского Союза. А кандидатуру Орбакайте Быков вначале забраковал — сказал, что «с такой губой только ротой солдат командовать! Он искал ангельское лицо, белокурые локоны, наивный детский взгляд. Но потом понял, что ошибался: «Изменилось время.