Новости нкао расшифровка

Расшифровка аббревиатуры: «НКАО». Нагорно-Карабахская автономная область. Попытки идентифицировать Нагорно-Карабахскую автономную область и Нагорно-Карабахскую Республику абсолютно недопустимы. Если представленная расшифровка аббревиатуры нкао недостаточна, Вы можете обратиться к ресурсам. У нас собрано более 48000 аббревиатур с более чем 102000 способами их расшифровки. 2 сентября 1991 года Совет народных депутатов НКАО провозгласил о создании независимой НКР.

Значения аббревиатуры НКАО

Если представленная расшифровка аббревиатуры нкао недостаточна, Вы можете обратиться к ресурсам. Следующим шагом стало обращение НКАО в Верховные советы СССР и республик с просьбой о переходе автономной области в состав Армении. Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) (азерб.

Баку осудил заявление МИД Армении по решению депутатов НКАО в 1988 году

Данная группа активистов создала «Комитет Карабах», который начал издавать печатную продукцию ставшую их трибуной. Это достаточно быстро смогло сплотить жителей НКАО вокруг идеи о правовом решении вопроса воссоединения с Арменией, но они были подавлены азербайджанским политическим руководством, несмотря на юридическое оформление в соответствии с советским законодательством, что в свою очередь вылилось в народное негодование. Многократно проходившие митинги с требованием воссоединения с исторической Родиной привели к тому, что на основе этнических отличий, весной 1988 года противостояние переросло в гражданский конфликт с первыми пострадавшими, который пришлось останавливать силами советской армии с последующим введением в регионе в 1990 году чрезвычайного положения. Но после разрушения СССР, данный сдерживающий фактор исчез, что позволило азербайджанской стороне начать решать вопрос по своему, то есть силой. Тот геноцид армян который они устроили, вывел конфликт на уровень полномасштабной войны, проходившей особенно яростно в 1993-1994 годах и в общей сложности унёсшей жизни от 20-и до 25 тысяч человек с обоих сторон. Впоследствии, по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, конфликт был остановлен и подписано «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое соблюдается по сей день.

Декларацию о восстановлении своей государственной независимости в рамках союзной республики, соответственно, нашим соотечественникам в НКАО ничего другого не оставалось, кроме как принять в Степанакерте ответное решение. За почти четверть века своего независимого существования НКР приобрела друзей, главной отличительной способностью которых является неподкупность.

В начале 90-х армянский народ вступил в военную фазу ожесточенной борьбы за воссоединение двух обломков исторической родины. Обломков, которые в той или иной форме, в тех или иных административных границах уцелели наперекор всем обстоятельствам. Само существование на советской карте таких субъектов, как Армянская ССР и Нагорно-Карабахская автономная область с примерно одинаковым в процентном соотношении абсолютным перевесом армянского населения, воспринималось правнуками поработивших регион орд в качестве исторического недоразумения - унаследованных от невообразимого прошлого аппендикса и копчика, обреченных в силу своей вырожденной природы на скорейшее удаление. Со времен становления пантюркистской идеологии и ее последующего в начале прошлого века возведения в ранг османской имперской политики страна Армения уже трактовалась расистами как рудимент на теле единого и неделимого тюркского организма. И тем не менее… вопреки чрезмерному усердию изуверов-хирургов первой четверти прошлого столетия, отдельные участки армянского организма все еще сохранили жизнеспособность. И вот в начале 90-х они и вели ожесточенную борьбу за свое воссоединение. Это не было борьбой за выход к морю или за обладание выгодными железнодорожными коммуникациями и богатыми месторождениями.

Никакой масштабной в региональном смысле экономической и даже политической задачи она не преследовала: сугубо биологическая борьба за выживание, за сращивание отрезанных скальпелем директивного решения участков единого организма. С расстояния двух десятков лет, конечно, легко говорить или писать об утерянных возможностях.

В 1936 году, после принятия новой союзной конституции, была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область НКАО. Административно-территориальное деление город областного подчинения Степанакерт административный центр автономной области ; 5 районов в скобках указаны административные центры : Аскеранский пгт Аскеран , до 1978 года — Степанакертский город Степанакерт ; Гадрутский пгт Гадрут ;.

Кстати, интересен тот факт, что конфликты местных были обычным явлением — точно такими же, как в других местах и у других народов. Коротко говоря, межнациональными войнами их трудно было назвать. Более того, здесь мирно уживались не только азербайджанцы с армянами, хазарцы с грузинами, да и все другие горцы и жители равнин. И только после вмешательства «больших соседей» стал муссироваться «межнац», как таковой. Но если вдаваться в историю, то обойдемся периодом в последние пять столетий.

С начала XVI и до середины XVIII веков Карабах являлся бегларбекством провинцией Сефевидской империи, где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а нагорные территории в армянские меликства. В течение следующего полувека — с 1747 по 1805 годы — здесь существовало Карабахское ханство. Это было влиятельное региональное государство с собственной сильной армией, налогообложением, деньгами и развитой социально-экономической системой. Оно находилось на территории современных Армении, Азербайджана и собственно Карабаха. Там жили много народностей, различных не только по религии, но и по «методу хозяйствования» - кочевники и земледельцы, ремесленники и разводчики лошадей, воины и простые горожане. А воевать приходилось часто — в основном с Ираном, и именно новые угрозы с юга побудили тогдашнего правителя Карабаха Ибрагим-хана обратиться к северному соседу, Российской империи за помощью.

Баку осудил заявление МИД Армении по решению депутатов НКАО в 1988 году

В оторванном от реалий Азербайджане забыли, что НКАО еще в 1988 году провозгласила себя Нагорно–Карабахской (Арцахской) республикой. Председатель Республиканского оргкомитета по НКАО, второй секретарь Центрального Комитета Компартии Азербайджана, член ЦК КПСС, народный депутат СССР Виктор Петрович. Никаких решений по правовому статусу НКАО и других армянских территорий Нагорного Карабаха (Арцаха) с 1 декабря 1989 до осени 1991 года органами власти НКАО, СССР. Председатель Республиканского оргкомитета по НКАО, второй секретарь Центрального Комитета Компартии Азербайджана, член ЦК КПСС, народный депутат СССР Виктор Петрович. Нагорно-Карабахская Республика (НКР; Республика Арцах). Деятельность в области здравоохранения и 1 дополнительный вид.

Генсек ОДКБ: баланс сил на Кавказе может измениться в случае выхода Армении

Из декрета можно даже сделать вывод и о том, что АзЦИК вообще не предполагал включать Шушу в состав автономии. Однако окончательные границы автономии, установленные в 1924 году, охватили не только армянские, но и тесно переплетенные с ними мусульманские населенные пункты. Таким образом, после советизации Южного Кавказа руководство СССР решило оставить горную часть Карабаха, но в качестве автономной области, в составе Азербайджанской ССР с учетом исконного экономического и культурного единства этого региона с Баку. В сущности, и это решение носило глубоко несправедливый характер. Хотя бы потому, что на фоне совершенно необоснованного ни в историческом, ни в культурном, ни в политико-экономическом отношениях создания НКАО аналогичной автономии не было предоставлено на территории Армянской ССР районам компактного проживания азербайджанцев — коренного населения Иревана и Зангезура. Созданием НКАО, хоть и подтверждалась принадлежность горной части Карабаха Азербайджану, но была заложена почва для разгула армянского сепаратизма и реализации агрессивной политики Армении против Азербайджана в долгосрочной перспективе. На протяжении семи десятилетий советского периода Армения неоднократно пыталась поднимать вопрос о присоединении к ней НКАО.

Но руководители СССР, понимая всю опасность перекройки границ внутри единого союзного государства, пресекали эти попытки. Союзное руководство во главе с Михаилом Горбачевым фактически потворствовало территориальным притязаниям Армении. В результате, конфликт между Азербайджаном и Арменией стал одним из катализаторов распада советского государства. После крушения СССР он перешел в фазу открытого вооруженного межгосударственного противостояния. Воспользовавшись неподготовленностью Азербайджана к отражению внешней агрессии, вооруженные силы Армении в ходе военных действий 1991-1994 годов оккупировали не только территорию НКАО — искусственного образования, упраздненного решением Верховного Совета Азербайджана от 26 ноября 1991 года, — но и прилегающие к ней семь других районов Азербайджанской Республики. И все это сопровождалось актами геноцида азербайджанцев в целом ряде населенных пунктов Карабаха, включая город Ходжалы, изгнанием миллиона человек с захваченных армянскими агрессорами районов Азербайджана.

Продлившаяся почти 30 лет оккупация территорий Азербайджана обернулась не только многочисленными военными преступлениями армянской армии, но и разрушением городов и селений оккупированных районов, тотальным уничтожением памятников культуры азербайджанского народа. По итогам 44-дневной войны 2020 года агрессивная политика Армении потерпела полный крах.

Карабахский регион, как и Гянджа и другие регионы, находится в юрисдикции Азербайджанского государства и является регионом, находящимся под его суверенитетом. На чем основываемся, когда мы так говорим? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть 90-годы прошлого столетия, когда был отменен статус Нагорно-Карабахской автономной области. Согласно этим документам, НКАО не имела статуса автономного государства, как Нахчыванская Автономная Республика, а его статус определялся как культурная автономия.

Наряду с этим, Конституция СССР 1977 года давала каждому государству-члену право отменить автономный статус любой территории в пределах своей территории или предоставить ей дополнительные права без ущерба для территориальной целостности и государственного централизованного управления. Таким образом, принятый Верховным Советом Азербайджанской Республики от 26 ноября 1991 года закон об упразднении административно-территориального образования Нагорно-Карабахской автономной области не противоречит ни Конституции СССР 1977 года, ни Конституции Азербайджанской ССР 1978 года. Здесь нет нарушения закона, и это суверенное право Азербайджана. Армянское государство.

Речь идёт о законе от 26 ноября 1991, который стал реакций на создание НКР. Никакая республика не имеет на то право, так как это упразднение ленинского права на самоопределение. В итоге, Комитетом конституционного надзора СССР данный акт был отменён, как нарушающий законы страны.

Данный процесс имел объективные предпосылки. Дрейф тюркской части элиты Азербайджана в сторону национализма и навязывания азербайджанской идентичности другим народам, был продиктован рядом факторов.

Здесь, конечно, был элемент своеобразного симбиоза соблазна и страха. Соблазн заключался в том, что создавалась своего рода «мини-имперская» нация и «мини-империя» и необходимо было полноценно использовать предоставившейся возможности для этого в максимально короткий срок. Страх заключался в наличии объективных и серьезных препятствий на этом пути. И важнешим из них была именно Нагорно-Карабахская Автономная Область, как армянское государственное образование, с уже указанными особенностями. Если мусульманские народы Азербайджана, у которых много общего в традициях, культуре, религии и менталитете, могли консолидироваться в единую азербайджанскую общность, то армяне, также как и русские, евреи и другие не исповедующие ислам народы республики, сохранили свою национальную идентичность. Но в отличие от других немусульманских народов, армяне Карабаха имели не только уходящую в глубь веков историю государственности, но и свою государственность, пусть даже в форме автономной области. Ассимилировать армянский Карабах было попросту невозможо. Можно было попытаться изменить этнонациональный состав этой автономной области, добиться превращения армян в меньшинство. Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана — Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения.

Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т. В этой ситуации азербайджанская тюркская элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку. Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями. Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг. Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов.

Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов — Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других. Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения. Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне.

Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире. Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года. Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики. Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы. Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти. Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления. Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР.

Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО. Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана. В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР. В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум. В бюллетени для голосования было указано следующее: «Согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами? Необходимо подчеркнуть, что Центральная избирательная Комиссия НКР создала необходимые условия для проведения референдума на всей территории республики, включая и азербайджанонаселенные пункты. До этого Центризбирком НКР обратился с телеграммой к администрации Шушинского района с просьбой организовать участие азербайджанского населения района в референдуме.

Нагорный Карабах воспользовался своим правом на самоопределение строго в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством. Самоопределение Нагорного Карабаха не нарушает ни одного основополагающего международного принципа, в том числе и территориальной целостности. Однако, понятно, что азербайджано-карабахский конфликт лежит больше в плоскости геополитики, нежели права, тем не менее, вышеуказанные документы лишний раз показывают правовую легитимность эволюции НКАО в НКР. Какие же основные выводы можно сделать о роли и месте НКАО в истории армянской государственности и ее армянского сегмента? Выводы достаточно четкие. Во-первых, НКАО было армянским государственным образованием, образование которого было следствием наличия у Арцаха-Карабаха мощной и безусловной политико-исторической национальной легитимности, игнорировать которую было попросту невозможно.

Значения аббревиатуры НКАО

Попытки идентифицировать Нагорно-Карабахскую автономную область и Нагорно-Карабахскую Республику абсолютно недопустимы. Это наиболее распространенная расшифровка, которая используется для этого сокращения. Деятельность в области здравоохранения и 1 дополнительный вид.

В этот день. 100 лет НКАО

Кроме того, 18 июня 1981 г. Социально-экономическое развитие автономии опережало развитие остального Азербайджана и Армении. Это привело к возникновению у армянского населения НКАО сознания некоей исключительности, что создало почву для сепаратистических настроений. Начиная с середины 1980-х годов руководство Армянской ССР и зарубежная армянская диаспора, при молчаливом согласии Москвы, вели целенаправленную работу по отторжению НКАО от Азербайджана и передаче её Армении. Аскеран была обстреляна мирная демонстрация азербайджанцев-противников этого незаконного акта, погибли двое первых жертв затяжного конфликта. Одновременно начались азербайджанские погромы в самой Армении и оттуда изгнаны 250 000 азербайджанцев, 216 человек убиты.

Это аббревиатура , которая используется для сокращенного написания или произношения. Расшифровка НКАО Нагорно-Карабахская автономная область Это наиболее распространенная расшифровка, которая используется для этого сокращения. Если вам известны другие более узкие и редкие значения, пожалуйста, напишите свой вариант в комментариях или на странице — « Добавить аббревиатуру ».

Таким образом, арцахские армяне поразительно аккуратно уложились в нужные сроки. При этом Азербайджан провел референдум о независимости только 15-го декабря, когда Советский Союз уже фактически не существовал.

Когда на политической карте мира возникло государственное образование Азербайджанская Республика, Нагорного Карабаха там попросту уже не было. В последние годы на основе Права нации на самоопределение образовались новые государственные формирования: Эритрея, Восточный Тимор, Черногорье. Данный принцип все чаще обсуждается в контексте Карабахской проблематики. Заместитель ИД России Вячеслав Трубников в интервью российским и азербайджанским СМИ на вопрос относительно возможности урегулирования конфликта и принципа территориальной целостности отмечает: "Вот Восточный Тимор - воевал, воевал за свою независимость, и все-таки стал независимым. Это один пример. И эта независимость признана международным сообществом, между прочим. Поэтому, сегодняшний век, век 21, век глобализации и нового взгляда на многие проблемы, которые 100 лет тому назад казались незыблемыми, а теперь поставили под сомнение тот подход, который был верен 100 лет тому назад. Поэтому и я думаю, что на проблему в Нагорном Карабахе необходимо посмотреть с каких то новых позиций, не замыкаясь на том, к чему мы давным-давно привыкли". Другой заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин отмечает, что недопустимо применение принципа права наций на самоопределение в одном случае, делая исключения для других конфликтов. Американские сопредседатели Рудольф Перина Метью Брайза также говорили о специфике карабахского конфликта и невозможности игнорирования принципа права нации на самоопределение.

В армянских кругах существует диспут: нужно ли рассматривать Карабахский конфликт в рамках данного принципа, или указать на абсолютно легитимный процесс выхода НКАО из состава АзССР на основе советского законодательства того времени и референдума - учитывая и исторические противоречия в момент включения Карабаха в состав Азербайджана. Еще есть и третий - альтернативный подход, что данные исторически-правовые процессы усиливают и дополняют легитимные основы выхода НК из состава Советского Азербайджана и должны преподноситься армянской стороной в совокупности единого контекста.

Страх заключался в наличии объективных и серьезных препятствий на этом пути. И важнешим из них была именно Нагорно-Карабахская Автономная Область, как армянское государственное образование, с уже указанными особенностями. Если мусульманские народы Азербайджана, у которых много общего в традициях, культуре, религии и менталитете, могли консолидироваться в единую азербайджанскую общность, то армяне, также как и русские, евреи и другие не исповедующие ислам народы республики, сохранили свою национальную идентичность. Но в отличие от других немусульманских народов, армяне Карабаха имели не только уходящую в глубь веков историю государственности, но и свою государственность, пусть даже в форме автономной области. Ассимилировать армянский Карабах было попросту невозможо.

Можно было попытаться изменить этнонациональный состав этой автономной области, добиться превращения армян в меньшинство. Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана — Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения. Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т. В этой ситуации азербайджанская тюркская элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку. Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями.

Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг. Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов. Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов — Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других.

Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения. Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне. Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире.

Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года. Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики. Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы. Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти. Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления.

Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР. Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО. Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана. В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР. В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум.

В бюллетени для голосования было указано следующее: «Согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами? Необходимо подчеркнуть, что Центральная избирательная Комиссия НКР создала необходимые условия для проведения референдума на всей территории республики, включая и азербайджанонаселенные пункты. До этого Центризбирком НКР обратился с телеграммой к администрации Шушинского района с просьбой организовать участие азербайджанского населения района в референдуме. Нагорный Карабах воспользовался своим правом на самоопределение строго в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством. Самоопределение Нагорного Карабаха не нарушает ни одного основополагающего международного принципа, в том числе и территориальной целостности. Однако, понятно, что азербайджано-карабахский конфликт лежит больше в плоскости геополитики, нежели права, тем не менее, вышеуказанные документы лишний раз показывают правовую легитимность эволюции НКАО в НКР. Какие же основные выводы можно сделать о роли и месте НКАО в истории армянской государственности и ее армянского сегмента?

Выводы достаточно четкие. Во-первых, НКАО было армянским государственным образованием, образование которого было следствием наличия у Арцаха-Карабаха мощной и безусловной политико-исторической национальной легитимности, игнорировать которую было попросту невозможно. Во-вторых, НКАО сумела противостоять этно-политической агрессии Азербайджана и сохранить у себя армянскую государственность и цивилизацию. В третьих, армянство всего исторического Карабаха и разных частей бывшей Азербайджанской ССР ощущало свою причастность к армянской государственности в первую очередь именно посредством НКАО. В четвертых, именно НКАО стало основным ядром НКР, именно потенциал области, как людской, так и экономический и духовный, стал одной из надежных основ будущих побед в войне с Азербжайджаном, сохранением не только карабахского сегмента армянской государственности, но и незавивимости Матери-Армении. Однако НКАО естественным образом эволюционировала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий