Новости почему рождество 7 января

Почему Церковь празднует Рождество Христово именно 7 января? Вероника Онищенко. Рождество Иисуса Христа. Рождество отмечают как 25 декабря, так и 7 января.

Почему западный мир празднует Рождество 25-го декабря, а русские - 7-го января? Объясняю просто

Вместе с ними осмыслить ветхозаветные прообразы Рождества. Именно дети возвращают нам то ощущение праздника, которое порой под грузом лет ощущается утерянным. Во многом причина этому груз наших грехов. Часто священнослужители напоминают прихожанам о недопустимости обращений к языческим обрядам, гадалкам, и астрологам.

Понятно, что такое желание порой рождается из-за страха перед будущим, но не случайно Господь открывает будущее исключительно святым праведникам. Несмотря на то, что волхвы в древнерусской традиции были служителями дохристианских языческих культов, Спаситель все же указал им свет истинного пути тоже совершенно не случайно, ведь он пришел не к одному народу, а ко всем людям, поэтому появление волхвов и выбор их подарков говорит о том, что они не были лишены прозорливости. Они хранятся на горе Афон в монастыре святого Павла.

Те самые золото, ладан и смирно. В афонский монастырь св. В январе 2014 года святыня была доступна для поклонения в Москве, куда она была доставлена с горы Афон прямо к рождественской службе, при этом реликвия впервые покинула стены обители.

В знаменитом соборе Ахена, который построил Карл Великий, хранятся пеленки младенца Христа, часть рубахи Иосифа, которые были использованы в качестве пеленок. Эти уникальные святыни исследовалась и имеют датировку 1 века, времени той самой ночи в Вифлееме. Церковь также сохранила для нас ясли спасителя, они хранятся В Риме, в древнем храме Санта Мария Маджоре, всего несколько деревянных дощечек, которыми некогда была покрыта каменная кормушка в пещере Рождества.

А за си колядки - просим шоколадки Утро после Рождества тоже является особенным, начинается пора славления. Это древняя традиция христианских стран всего мира. Святые дни с 8 по 17-е принято называть — Святками.

Почти забытая в городе народная традиция — песни и колядки. Куда лучше, чем отправлять эсэмэс: «С Рождеством! Христославцы идут первыми и поют тропарь Праздника Рождества.

А колядующие — вслед за ними, с песнями народными, за что певцов, часто подростков следовало одаривать сладостями и пирогами, а иной раз и мелкой монетой. Традиция велела затем разделить дары поровну.

Долгие годы этот день всячески старались вычеркнуть из памяти людей, запрещая даже украшать дома нарядными елками. Но в народе продолжали отмечать великое событие, ставя под угрозу карьеру и свободу. В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днем, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Сейчас в рождественскую ночь во всех храмах проходят всенощные красивые праздничные службы, а по телевизору всю ночь транслируют службу из Храма Христа Спасителя — главной церкви страны.

В неделю Рождества принято ходить в гости, преподносить друг другу подарки и гостинцы. Но до сих пор в празднике угадываются дохристианские традиции — в святки в народе принято наряжаться и ходить по домам с песнями и играми. Пусть Рождество войдет в ваш дом, С собой неся всё то, что свято! Пусть будут смех и радость в нём, От счастья и душа богата! Пускай уютом дышит дом, Мы поздравляем с Рождеством И только лучшего желаем! С Рождеством Христовым!

Пусть этот волшебный праздник наполнит вашу жизнь светом, теплом, радостью и благополучием. Желаю вам мира, добра, любви, семейного уюта. Пусть ангел-хранитель оберегает вас от всех бед и невзгод!

Юлианский календарь был введен в 46 году до н. А все христиане начали им пользоваться в 325 году н. Этот календарь округляет год до 366 суток, хотя астрономически солнечный год длится 365 суток, 5 часов, 48 минут и 6 секунд.

Только в 16-м веке Папа Римский Григорий XIII заметил, что это летоисчисление отстает от астрономических явлений на 10 дней и ввел свой календарь в 1582 году: тогда сразу после 4 октября наступило 15 октября.

Цель воплощения Сына Божия была связана с осуществлением предвечного Божественного замысла о Спасении человечества, направленном, в частности, на его духовное и физическое возрождение. Духовное обновление христианина совершается в течение всей его жизни. Радикальное обновление верующих совершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» Мф. Откуда известны день и месяц Рождества Христова, если в Священном Писании они не называются? С достоверностью дата Рождения Христа — точные месяц и день этого события — не известна.

В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества. Согласно одному из частных суждений, Христос находился на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос, скорее всего, был зачат в тот же день года, в который и пострадал — то есть в день Благовещения, который, согласно некоторым вычислениям, совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова. Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности.

В соответствии с другим методом, дата Рождества Христова высчитывается исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, определяется исходя из данных о дате разрушения Иерусалимского Храма путём обратного хронологического отсчёта, с использованием данных о порядке чередования при богослужении священнических чред, и так — вплоть до времени служения чреды Авиина, с которым связывается чудесное явление ангела будущему отцу Иоанна Крестителя, после чего, собственно, и был зачат последний. В 747 г. Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя которая выпадает на 24 сентября 6 месяцев вперёд, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате ещё 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова см. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Предсказание о рождении Предтечи Лк.

Насколько точно известен год, когда родился Христос? Год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен. Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 г. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. Позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. В действительности Иисус Христос родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом.

Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран как и продолжается поныне.

Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео

Праздновать Рождество хоть и начинают вечером 6 января, но обычно его началу предшествует Большой пост, который длится 40 дней – с 28 ноября до 6 января. Рождество, которое принято называть "православным", в ночь с 6 на 7 января отмечают четыре Православные церкви — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. Почему Рождество 7 января называют православным. Почему Рождество 7 января называют православным.

С первой звездой: история и традиции Рождества

Народные приметы на 7 января 2023 года: что нельзя делать в Рождество Христово Почему Рождество в России празднуют 7 января. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря, а Русская православная церковь (РПЦ) — 7 января.
Рождество Христово: история праздника и традиции Рождество отмечают как 25 декабря, так и 7 января.
Рождество Христово / Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю).

Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря?

Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником. Рождественские украшения Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря. Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа.

Под столом размещают железный предмет топор , на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок. Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи. Праздничный стол Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья — каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них — открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба.

Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6].

Россия — не единственная страна, в которой месяцем рождественского праздника является январь. По юлианскому календарю живут также Украина, Беларусь и Грузия. А вот православные христиане в Румынии, на Кипре и в Греции после принятия пересмотренной версии юлианского календаря в 1923 году отмечают рождение Иисуса в декабре. Как отмечают праздник в разных странах? Интересные традиции Безусловно, у каждого народа есть собственные традиции, которые за столетия успели переплестись с религиозными ритуалами. В России времен СССР Рождество в открытую никто не отмечал, но сегодня сотни тысяч граждан совершают путешествие в Москву для того, чтобы посетить рождественскую литургию в одном из храмов столицы. В Украине празднования включают в себя переодевания в костюмы или национальные наряды, а дети ходят от двери к двери, распевая колядки. В Беларуси стол на Сочельник полностью покрывают соломой для того, чтобы помнить, где и как родился Иисус.

Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера. Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду. К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников. В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества. В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления которые, разумеется, не касались евангельских событий , дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах». Рождественские традиции Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа. В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется. В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок.

Рождество в России

Почему у католиков Рождество 25 декабря, а у православных 7 января? Русская православная церковь, а также Грузинская, Греческая, Сербская, Иерусалимская и ряд других опираются на юлианский календарь, названный в честь Юлия Цезаря. Почему Рождество в России 7 января, а в западном мире его праздник отмечают 25 декабря? Почему у католиков Рождество 25 декабря, а у православных 7 января? Русская православная церковь, а также Грузинская, Греческая, Сербская, Иерусалимская и ряд других опираются на юлианский календарь, названный в честь Юлия Цезаря.

Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать

Рождество в России отмечается 7 января. Большинство же православных будут ждать еще тринадцать дней, 7 января. Что нельзя делать в Рождество и что нужно в Сочельник: почему не стоит стирать, убираться в доме, стричься, ругаться. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря используют современный — Григорианский календарь. Другие же вспоминают о рождении Спасителя также 25 декабря, но уже по Юлианскому календарю, и эта дата в ХХ и ХХI веках приходится на 7 января.

Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать

Поэтому позже папа Римский Григорий устранил эти недостатки введя новый, григорианский календарь. Однако, пользоваться таким новым календарем стали только в Европе. В России же продолжали использование юлианского календаря. В 1918 году власти в России тоже ввели григорианский календарь в обиход, однако церковь воспротивилась этому решению. О проведенном собрании стало известно патриарху Тихону и он издал указ о переходе на григорианский календарь, но в народе начались протесты и указ был отменен. С тех пор разница в календарях осталась. Западные христиане отмечают все церковные праздники по григорианскому календарю, а восточные христиане - по юлианскому.

Во-первых, присутствие священников РПЦ в публичном пространстве за последний год выросло многократно. Если смотреть на массовые коммуникации власти с народом, то уже ни одно мало-мальски значимое событие - от запуска новой велодорожки до призыва в армию - не обходится без людей в рясах. А в материалах российских СМИ попы мелькают чаще, чем президент России. Во-вторых, уровень тревожности и растерянности россиян, который достиг максимума за 20 лет что многажды зафиксировано всеми социологами, социальным психологами и пр. Где еще, как не в церкви, получить ответы на самые "нерешаемые" вопросы? Однако саботаж рождественских литургий потенциальной паствой стал прямо пропорционален общественной активности РПЦ. В чем же дело? На наш взгляд, социологи могли бы изучить вопрос о том, не является ли чересчур деятельное участие РПЦ в государственной пропаганде причиной водораздела между верующими и церковью?

В католических храмах устанавливают вертепы с яслями и фигурками младенца Христа и Богоматери. А в домах ставят рождественские ели — это дерево символизирует жизнь и плодородие. Кстати, обычай дарить подарки тоже пришёл к нам из рождественской традиции. Это отсылка к дарам, которые волхвы преподнесли только родившемуся Иисусу. Празднование Рождества продолжается восемь дней, с 25 декабря по 1 января, — этот период называется Октавой Рождества. Из-за путаницы в календарях. Дело в том, что Церкви используют разные системы летоисчисления. Католическое Рождество отмечают 25 декабря в соответствии с юлианским календарём, который был создан астрономами в честь Юлия Цезаря. До середины XI века его использовали все: Церковь была единой, и никакого разделения на католиков, протестантов и православных в христианстве не было. Но в XI веке произошёл Великий раскол — римская Церковь отделилась от остальных. Но даже после этого все христиане ещё пять веков отмечали Рождество вместе. Он-то и решил придумать новый календарь — григорианский. От юлианского он отличается на 13 дней. В 1918 году наша страна тоже перешла на григорианское летоисчисление. Но в Русской православной церкви такое решение не поддержали. Там решили, что в новом календаре все христианские праздники отмечаются не по канону. А потому духовенство "сместило" даты всех праздников ровно на 13 дней. Поэтому Рождество православные празднуют 7 января — по старому стилю этот день как раз пришёлся бы на 25 декабря.

Любой православный человек с легкостью скажет вам, что этот великий христианский праздник Православная Церковь отмечает 7 января, и будет прав, но только отчасти. Давайте вместе разберемся, почему в сознании большого числа белорусов Рождество является всего лишь семейным праздником, своеобразным дополнением к Новому году, а также почему католики отмечают его в преддверии первых чисел января, а православные — на целых 13 дней позже. Ответ на первый вопрос очень прост. За годы советской власти на территории бывшей Российской империи многие религиозные праздники были заменены светскими. Спустя 100 лет уже мало кто вспомнит, что наряженная ель называлась рождественской, а не новогодней… Что касается времени празднования Рождества Христова в православном мире, может кто-то удивится, но мы тоже отмечаем этот праздник 25 декабря, но только по старому стилю.

Почему у православных два Рождества: 25 декабря и 7 января

Почему православные отмечают Рождество Христово, а не Новый год? | АиФ Пермь Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции.
С первой звездой: история и традиции Рождества / Новости города / Сайт Москвы Рождество отмечают как 25 декабря, так и 7 января.
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)?

Актуальные новости

  • Почему Рождество в России отмечают 7 января, а не 25 декабря?
  • Комментарии в эфире
  • Почему большинство христиан мира празднует Рождество не 7 января?
  • Почему Россия вот уже почти 100 лет отмечает Рождество Христово 7 января
  • Рождество в православных странах

Народные приметы на 7 января 2023 года: что нельзя делать в Рождество Христово

Рождество Христово — Русская вера Почему, к примеру, в России Рождество Христово празднуют 7 января, а не 25 декабря, как в Европе и других странах. С чем это связано.
Почему католики отмечают рождество 25 декабря, а православные 7 января Рождество Христово отмечают дважды. 25 декабря явление в мир Богомладенца празднуют по григорианскому и новоюлианскому календарям, а 7 января — по старому стилю РИА Новости, 13.03.2024.
Почему у православных два Рождества: 25 декабря и 7 января Этот декрет стал причиной еще одной абсурдной ситуации — с 1923 по 1929 годы в Советской России 25 и 26 декабря были государственными выходными, а 7 и 8 января, когда вся страна отмечала Рождество на самом деле, становились рабочими днями.

Почему весь мир празднует Рождество 25 декабря, а Россия – 7 января

Давайте вместе разберемся, почему в сознании большого числа белорусов Рождество является всего лишь семейным праздником, своеобразным дополнением к Новому году, а также почему католики отмечают его в преддверии первых чисел января, а православные — на целых 13 дней позже. Ответ на первый вопрос очень прост. За годы советской власти на территории бывшей Российской империи многие религиозные праздники были заменены светскими. Спустя 100 лет уже мало кто вспомнит, что наряженная ель называлась рождественской, а не новогодней… Что касается времени празднования Рождества Христова в православном мире, может кто-то удивится, но мы тоже отмечаем этот праздник 25 декабря, но только по старому стилю.

В наше время разница между этими календарями составляет 13 дней.

Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты.

Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы.

Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца.

Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца.

Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия.

К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов.

По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря.

Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М.

Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер.

Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца.

Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств.

Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 г. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. Позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. В действительности Иисус Христос родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом. Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран как и продолжается поныне. Сегодня считается, что 749 г.

Почему Рождество Христово в России празднуется 7 января, а на Западе — 25 декабря? Но в 1582 году папа Григорий ХIII предложил календарную реформу, в соответствии с которой в западно-церковный обиход был введён новый календарь получивший название «Григорианский» , пришедший на смену юлианскому календарю. На сегодняшний день различие между старым и новым стилями, обусловленное различием юлианского и григорианского календарей, составляет 13 суток. В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 г. Почему язычники-волхвы пришли поклониться Иисусу Христу? Как следует из Евангелия, побуждением для волхвов мудрецов, магов идти в Иерусалим послужило появление на небе необычной звезды. По поводу того, что представляла собою эта звезда, существуют разные мнения. Согласно одной точке зрения, довольно распространенной, под появлением необычной звезды следует понимать визуальное схождение в одной точке небесного свода, в созвездии Рыб, двух планет: Юпитера, Сатурна, к которым через некоторое время «присоединился» Марс. Это событие произошло в 747 — 748 гг.

Согласно астрологическим верованиям, которым могли быть подвержены волхвы, Юпитер указывал на славного царя, Сатурн возвещал переворот, а Марс знаменовал победителя. Доподлинно неизвестно, из какой именно страны пришли волхвы. Есть мнение, что они пришли из Аравии или из Персии. Вполне вероятно, как думает ряд исследователей, что они могли быть знакомы с библейскими пророчествами о явлении Примирителя, Спасителя, в том числе с пророчеством о восхождении звезды: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» Чис. Эти пророчества могли стать достоянием восточных вавилонских, персидских… мудрецов во времена периода плена еврейского народа Вавилонского пленения. Откуда известны имена волхвов, если в Библии об этом не говорится? В Евангелии их имена не упоминаются, но впервые встречаются у прп. Есть также мнение, что эти три волхва представляли три возраста и три ветви человечества: Мельхиор — старец, семит, Каспар — юноша, потомок Хама, Валтасар — возмужалый потомок Иафета.

На наш взгляд, социологи могли бы изучить вопрос о том, не является ли чересчур деятельное участие РПЦ в государственной пропаганде причиной водораздела между верующими и церковью? Не исключено, что вопрос не имеет реальной подоплеки и основная причина "бойкота" храмов - в аномальных морозах на европейской территории страны. Или морозы тоже не при чем, а в Новом году продолжился давний тренд на уменьшение числа верующих. Однако 1,4 процента как 7 января 2023 года - это в 10 раз меньше минимальной цифры в исследовании 2020 года! И эти былые 14 процентов не касались особо важных праздников РПЦ - Рождества Христова и Пасхи, когда к регулярно ходящим в храмы добавляются миллионы "пассивных" верующих. Так что РПЦ есть повод задуматься - а что же происходит в отношениях с прихожанами? И как крепки пресловутые скрепы, соединяющие российский народ с церковью?

Почему Рождество в России отмечают 7 января, а не 25 декабря?

Кстати, на момент реформы римского папы разница между юлианским и григорианским календарем составляла 10 суток. Сегодня же она равна 13 дням. В каких еще странах празднуют по старому стилю? Россия — не единственная страна, в которой месяцем рождественского праздника является январь. По юлианскому календарю живут также Украина, Беларусь и Грузия. А вот православные христиане в Румынии, на Кипре и в Греции после принятия пересмотренной версии юлианского календаря в 1923 году отмечают рождение Иисуса в декабре. Как отмечают праздник в разных странах? Интересные традиции Безусловно, у каждого народа есть собственные традиции, которые за столетия успели переплестись с религиозными ритуалами.

Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.

Саркофаг из Мантуи. Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи. Андрей Рублёв. Благовещенский собор Московского Кремля. Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова Рождество Христово. Икона из пещеры в Вифлееме. На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество — это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.

Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г.

Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представители двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется. Разница в традициях Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть. Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год Помимо разного подхода к учению о Святой Троице, католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает.

У католиков есть Чистилище, у православных его нет. В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах. За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной. Кстати: Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России — вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки.

Главное рождественское блюдо у многих католиков — индейка или гусь, запеченные целиком.

Хотя по церковному календарю, то бишь старому стилю, это 25 декабря. Ведь скажи патриарх так — люди бы пришли на две недели раньше — по светским 25 декабря, т. Весь документооборот, вся церковная пресса и в целом вся церковная жизнь функционирует по современному календарю. Однако иерархи очень боятся что-то менять, поскольку каждая реформа требует умелой коммуникации. А они, к сожалению, пока не умеют внятно коммуницировать с паствой. В Украине на это накладывается еще и элемент религиозной конкуренции. Если ПЦУ или греко-католики перейдут на новый стиль, то их недовольных верующих будет переманивать Московский патриархат, обещая сохранить «традиционный для предков календарь». И плевать, что он несовершенен, он для них символ, традиция, ритуал. Эта та форма, которая для многих важнее смысла, важнее содержания.

И кстати, про греко-католиков... Католики и греки празднуют Рождество 25 декабря. Греко-католики празднуют 7 января. Логики нет, есть только страх. Страх перемен. Что это значит? Что даже те, кто живут по юлианскому календарю, отмечают Рождество 25 декабря. Просто их «25 декабря» припадает на современное 7 января. И это плавающая дата. Апелляции к тому, что так праздновали наши предки, бессмысленны.

А из-за несовершенства календаря уже в 2100 году их «25 декабря» и вовсе будет припадать на 8 января. Юлианский календарь нужно менять.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий