Тема блудного сына в творчестве Рембрандта. Картину «Возвращение блудного сына» можно анализировать сутками в самых разных контекстах. Возвращение блудного сына» -– это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты.
КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. Рембрандт ван Рейн. Эрмитаж
«Возвращение блудного сына» Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). «Возвращение блудного сына» Рембрандта — христианская притча, воплощённая в красках. Сюжет картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Расскажем ему о том, как гуляли сегодня по Эрмитажу и видели шедевр Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына».
Последнее слово Гения, познавшего все радости и горести жизни
- Возвращение домой /
- Влюбился в девушку дворянского сословия
- «Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта ► Последние новости
- Навигация по записям
- Поиск по сайту
Возвращение блудного сына
Художник показывает финальный момент притчи, когда блудный сын возвращается домой: «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти» Лк. Описание На полотне художник изобразил группу людей на небольшой площадке перед входом в дом. Старый, сгорбленный от горя отец обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын расположен к зрителю спиной. Он уткнулся по-младенчески в царское одеяние отца. Лица его не видно, но растрескавшиеся пятки достаточно выразительно говорят о его странствиях. Бритая, будто у каторжника, голова и потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь.
Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь — он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету. Посмотрите на сам холст — он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богатым домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу. Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону — так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна. Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций. Но Рембрандт в этом плане оказался особенным — он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие. Главное действующее лицо библейской притчи — блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым.
Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения. Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе. Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей. Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны.
Такой прием смещения является типичным приемом для искусства барокко, где композиционный центр находится почти у самого края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, чтобы добиться наибольшей выразительности сюжета. Помимо отца и сына на картине изображены ещё четыре персонажа. Зрителю представлены лишь их тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне. Возможно, что это братья и сёстры главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. История Это не единственная работа художника на данный сюжет. В 1635 году он пишет картину «Блудный сын в таверне Автопортрет с Саскией на коленях », отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство.
Пылающий цвет любви: 9 загадок картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Одной из последних его работ стало монументальное полотно «Возвращение блудного сына». Рембрандту удалось передать бесконечность этого мгновения в вечности, поэтому зрителю трудно оторвать взгляд от отца и сына. Рембрандт: Возвращение блудного сына XVII век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение.
Возвращение блудного сына
Однако мог ли он прибежать с поля в одеждах, столь напоминающих одежды отца, и при этом отказаться разделить его радость резким упреком: «этот твой сын вернулся», вместо того, чтобы сказать о возвратившемся «мой брат»? А может быть, это вовсе не старший сын, а кто-нибудь из друзей отца, или его собственный брат, или управляющий имением? Среди исследователей высказывалось и такое мнение, что в этом образе Рембрандт изобразил того же отца в тот момент, когда младший сын вот-вот уйдет из дома. Он словно отводит глаза от молодого человека в черном берете, который сидит рядом, беззаботно положив ногу на ногу, устремив свой взгляд куда-то вдаль, словно собираясь в дальний путь. В этих фигурах больше вопрошания, чем повествования. Ведь тот, кто носил подобные большие береты, мог походить для современников Рембрандта еще и на мясника из еврейского квартала, в котором Рембрандт прожил последние годы своей жизни. Тогда этот усатый человек должен вот-вот подняться, чтобы пойти исполнить повеление господина: заколоть откормленного тельца для радостного пира. Пока же мы видим, как он приложил правую руку к груди и словно в изумлении безмолвно опустил глаза, не зная, что сейчас может произойти.
Высказывались любопытные мнения, что в этих двух персонажах Рембрандт, следуя иконографическим традициям своего времени, мог изобразить мытаря и фарисея из евангельской притчи. Однако не странно ли, сидя нога на ногу, вдруг начать бить себя рукой в грудь в знак раскаяния? А кто же тогда изображен в самом центре картины? Его фигура едва различима во мраке. Может, это и есть старший сын? Тогда не случайно он стоит за спиной отца, крепко держась за колонну, которая по форме напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона. Этот персонаж превосходно выражает образ праведника, который служит отцу как раб, без любви и без внутренней свободы.
Этот человек не способен радоваться царской щедрости отеческого всепрощения, для него эти долгие годы служения были тяжелой обузой, ведь за все это время отец ни разу не зарезал для него и козленка, чтобы повеселиться с друзьями… И тут возникает очередная загадка: сколько бы мы ни всматривались в это изображение, невозможно с уверенностью утверждать, кто перед нами - юноша или девушка. Зато другой персонаж, который смотрит на объятья отца и сына с верхнего левого края картины, несомненно, женщина. Кем доводится эта таинственная незнакомка изображенным на полотне? Иные исследователи предпочитают вообще не обращать внимания на эту женщину с покрытой головой и дорогим кулоном на шее, словно ее и нет на картине. Иные усматривают в ней образ Ревекки, матери Исаака и Исава. Вполне возможно, что это мать сыновей, едва показавшаяся на пороге дома. Услышав голос сына, она спешит разделить общую радость, но о ней ведь ни слова не говорится в евангельской притче.
Это можно предположить, опираясь на факты биографии самого Рембрандта: после смерти матери художника ее образ действительно появляется на некоторых картинах. Однако не правильнее ли было бы внимательнее вчитаться в евангельские притчи, которые непосредственно предшествуют истории о блудном сыне? Там говорится о другой женщине, у которой было десять драхм… Она счастлива обретением потерянной драхмы, но ее ликование меркнет по сравнению с блаженством отца, дождавшегося своего сына. Риксмузеум, Амстердам Среди персонажей картины есть еще один едва различимый образ, на который мало кто обращает внимание. Это музыкант, который сидя играет на флейте. Он изображен в профиль в виде барельефа с правой стороны от человека, который стоит, держась за стену. Его фигура словно напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.
Сохранилась нотариальная опись собственности, пригодной к продаже, которая была составлена после кончины художника: «Три старых, поношенных фуфайки; восемь носовых платков; десять беретов и головных колпаков; одна Библия и принадлежности для писания картин». Каким изданием Библии пользовался великий мастер, создавая свои шедевры, скорее всего мы не узнаем никогда. Однако остается несомненным, что до последнего дня своего земного существования Рембрандт непрестанно размышлял над Священным писанием. Поэтому попытаемся найти в пророчествах возможный ключ к еще одной загадке этой картины, связанной с ее композицией.
В настоящее время картина сильно потемнела, и потому при обычном свете в ней различим только передний план, узкая сценическая площадка с группой отца и сына слева и высоким странником в красном плаще, который стоит справа от нас на последней - второй - ступеньке крыльца. Из глубины сумрака за холстом льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру, словно ослепшего на наших глазах, старого отца, шагнувшего из тьмы к нам навстречу, и сына, который, спиной к нам, припал к коленям старика, прося прощения. Но слов нет.
Только руки, зрячие руки отца ласково ощупывают дорогую плоть. Молчаливая трагедия узнавания, возвращенной любви, столь мастерски переданная художником. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Женщина в левом верхнем углу-Фигура,которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка.
Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Существует ещё одна версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи. Флейтист В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте.
Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.
Вскоре младший сын собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну. Там он растратил все свое богатство на распутную жизнь. В конце концов он оказался в страшной нужде и был вынужден работать свинопасом. Он так голодал, что готов был набить желудок помоями, которые давали свиньям. Но и этого он был лишен, так как в стране начался голод. И тогда он подумал: «Сколько слуг в доме отца моего и для всех них достаточно пищи. А я здесь умираю от голода.
Пойду возвращусь к моему отцу и скажу, что согрешил я против неба и против него». И он вернулся домой. Когда он был еще далеко, отец увидел его, и ему стало жаль сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать. Тот сказал: «Отец, согрешил я против неба и против тебя и больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее принесите ему лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его.
Сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашелся! Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом.
Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры! Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице!
Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?.. А вот они, вот они, salve amice. Идите скорей, ваше ложе готово, И розы прекрасны, как женские щеки; Вы помните верно отцовское слово, Я послан сюда был исправить пороки… Но в мире, которым владеет превратность, Постигнув философов римских науку, Я вижу один лишь порок — неопрятность, Одну добродетель — изящную скуку. Петроний, ты морщишься? Будь я повешен, Коль ты недоволен моим сиракузским! Ты, Цинна, смеешься?
Рембрандт "Возвращение блудного сына"
«Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта - Православный журнал «Фома» | Рембрандт взял за основу сюжета евангельскую притчу о блудном сыне — это рассказ о юноше, который покинул дом и растратил наследство. |
Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» | Многие талантливые художники, впечатленные драматизмом истории о блудном сыне, посвящали свои произведения этому евангельскому сюжету. |
Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рувики | Новости культуры Инсталляция, посвященная картине Рембрандта "Возвращение блудного сына". |
В Эрмитаже представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына» | Не стало исключением и «Возвращение блудного сына» — это шедевр о торжестве любви, великодушия и Божьего всепрощения над низменной человеческой природой. |
Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рувики | одна из последних работ Рембрандта. |
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Возвращение блудного сына или прощение по Рембрандту
- Также рекомендуем
- Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна
- Возвращение блудного сына (картина) — Рембрандт Харменс ван Рейн
В Эрмитаже представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына»
Озвучены восемь победителей конкурса. Они поборются в финале. Картины одного из осуждённых будут доступны посетителям музея в течение трёх дней.
Остальные остались во мраке. По мере удаления от света их черты все менее различимы. Теперь по деталям. Смотрим на руки. Это важно. Ладони младшего сына мы не видим. Его фигура расположена спиной к зрителю.
При этом видно, что он не обнимает отца. По его позе можно предположить, что он молится, припав к своему отцу, просит его о прощении. Руки отца нежно обнимают младшего сына за плечи. Они расслаблены, нежно покоятся на плечах героя. Руки старшего сына, стоящего справа, сомкнуты. Может возникнуть ощущение отстраненности, замкнутости, но это не так. Такой жест говорит совсем о другом. За время своей работы над портретами Рембрандт детально изучил все, что касалось изображения мимики и жестов. Он прекрасно понимал, как выглядят недовольные, надменные, робкие, самовлюбленные, несчастные, печальные, разочарованные, влюбленные люди.
Да, руки старшего сына сомкнуты, но они не образуют замок, они расслаблены. Такое положение обычно говорит о том, что человек над чем-то думает. Это подтверждается, если мы смотрим на лицо. На нем нет гнева, нет досады, нет никаких негативных эмоций. Это приобщение к увиденному таинству. Вспоминаем еще раз текст притчи: «Надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». А вот положение следующей фигуры говорит совсем о другом. Этот человек сидит нога на ногу, одна рука сжата в кулак, другая лежит на правой ноге.
Художник акцентирует внимание на фигурах отца и сына: он отдаёт им много пространства на холсте и придвигает их к передней плоскости картины, чтобы подчеркнуть масштабность сцены. Контрастная светотень Ключевую роль в восприятии картины играет светотень. Рембрандт был непревзойдённым мастером драматических световых эффектов: он строил композицию при помощи контрастного освещения. Посмотрите, как светящийся золотистый свет выхватывает из тени центральные фигуры отца и сына. При этом второстепенные персонажи почти сливаются с тёмным задним планом. Богатая фактура Большое внимание Рембрандт уделял фактурам — деталям одежды и драгоценностям. Тяжёлые роскошные наряды он будто лепит краской при помощи объёмных пастозных мазков. Но художник не замыкается на этом приёме. Например, чтобы передать тонкое кружево на рукаве платья или свет на лице отца, он отказывается от жирного мазка и использует невесомые лессировки — тонкие полупрозрачные слои красок. Тональность и колорит Важную роль в создании драматизма и объёмности сцены играет колорит.
Отец положил руки на плечи сына, что может символизировать его прощение. Различие в руках отца одна мягкая, другая сильная подчеркивает двойственность его любви. Присутствие слуг на картине создает атмосферу предвкушения и волнения. Техника художника Техника Рембрандта на этой картине отличается особой выразительностью. Художник отходит от стандартной цветовой гаммы, используя сочетание красных, коричневых и золотистых оттенков. Эти теплые цвета помогают создать атмосферу интимности и глубокой эмоциональной связи между персонажами. Мазки краски наложены порывисто и создают ощущение искренности. Рембрандт не стремится к прилизанности, он оставляет мазки видимыми, что придает картине особую живость. Главные персонажи освещены неярким источником света. Акцент направлен на лоб отца.
Христос и Рембрандт. Размышления над картиной "Возвращение блудного сына"
Рембрандт: Возвращение блудного сына XVII век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. «Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). Полотно «Возвращение блудного сына» было создано голландским художником Рембрандтом приблизительно в 1668 г. Данная картина представляет собой прямоугольное по формату изображение, вытянутое по вертикали, размером 260 x 203 сантиметров, основой. В конце жизни Рембрандт создает одну из лучших своих картин — "Возвращение блудного сына".