Собор Святой Софии в Стамбуле Мозаику собора Святой Софии могут скрыть освещением, пишут СМИ. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. Святая София. Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».
Собор Святой Софии (Айя-София): Интересные Факты и Часы Работы 2024
Никто не может прокормить свои семьи. Он пытается сменить тему разговора в международных и внутренних СМИ. Он не первый раз так делает Джейлан Озгюль По словам политолога, Эрдоган проиграл местные выборы во всех больших городах и знает, что проиграет общие выборы, когда они наступят. Теперь политик пытается заполучить хоть какую-то поддержку со стороны верующих людей, говоря о том, что Софию нужно превратить в мечеть. Когда Россия, Греция и другие страны говорят, что не позволят превращения собора в мечеть, что наложат санкции на Турцию, внутри государства это сразу вызывает отрицательные эмоции», — заявила Озгюль. Иногда святыня находилась в совместном пользовании мусульман и христиан. Есть и редкие примеры, когда мечети были обращены христианами в храм. Таких святынь достаточно много в Испании, напомнил «360» религиовед Сергей Антоненко.
Что касается собора Святой Софии, это один из древнейших храмов, прекрасно сохранившийся до наших дней. Это здание — всемирно известный памятник византийского зодчества и символ золотого века Византии. И до 1930-х годов оставался мусульманским местом поклонения. Там эпизодически бывали христиане, но они не чувствовали себя на своем месте. Им там не было уютно, потому что интерьер был полностью переделан под вкус мусульман», — добавил собеседник «360».
Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет. Когда султан Мехмет Завоеватель завоевал город, он превратил его в свою имперскую мечеть с добавлением ряда османских архитектурных элементов. Наконец, мечеть была превращена в музей в 1935 году. Известный своими Имперскими и Мраморными Воротами, собор имеет 104 колонны, некоторые из которых привезены из древних городов. Шедевры музея которые стоит увидеть Собор очаровывает людей не только впечатляющим архитектурным дизайном, но и позолоченной, посеребренной, стеклянной, терракотовой и цветной мозаиками, 6-го века с цветочными и геометрическими мотивами. Также можно ознакомиться с тем, как повлияло на собор пришествие османской империи. Например, мозаичной тугрой султана Абдулмецида. А также восемью большими кругами, на которых можно увидеть труды известного каллиграфа Кадиаскера Мустафы Иззета. Или с двумя громадными мраморными скульптурами, стоящими в боковых проходах. В каждой из них могло содержаться до 1250 литров жидкости. Когда собор стал впервые мечетью?
Кроме обычных полицейских, за правопорядком следят полицейские муфтията. Ильсур Нафиков, историк, гид: «Раньше, когда собор Святой Софии был музеем, можно было находиться во многих частях этого собора. Можно было пройти вперед и многое посмотреть. На сегодняшний день даже мусульмане, которые приходят молиться, не могут пройти дальше места моления. Самое удивительное, что основная архитектурная ценность или историческая ценность объектов, событий, которые происходили в соборе, находятся именно в той основной части». Учитывая архитектурные особенности строения, некоторые части собора закрывать не стали. К примеру, православный крест. Открыты и фрески серафимов.
И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Правда, оставив последнее слово за президентом. Христиане по всему миру негодуют. Армянская апостолькая церковь призывает Турцию не делать поспешных шагов. Соседняя с Турцией Греция восприняла эту новость вообще, как оскорбление. Памятник мирового значения, такой как святая София используется для удовлетворения внутренней политической целесообразности. Для России Собор Святой Софии также является особенным местом. Если бы княгиня Ольга не отправилась в Константинополь в X веке, не была поражена красотой Софийского собора и не приняла крещения, то, возможно, Русь не обрела бы православную веру. Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча. Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира. Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны? Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире. Святая София - сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», - сказал Вселенский патриарх Варфоломей. Он призвал власти Турции оставить собор музеем, что продемонстрирует готовность страны уважать религиозные традиции.
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть | Собор Святой Софии в Стамбуле в 2020 преврати в мечеть Айя-София. Время работы мечети Айя Софья в 2022 году, ФОТО, история храма, фрески. |
Путин и премьер Греции обсудили ситуацию с собором Святой Софии в Стамбуле | Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. |
Собор Святой Софии (Айя-София): Интересные Факты и Часы Работы 2024 | 29 мая Турция пышно отмечала 567-ю годовщину завоевания Стамбула. Эпицентром стал собор Святой Софии. |
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию | Интерфакс: Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить доклад о мерах, предпринимаемых для сохранения собора Святой Софии в Стамбуле, которому в 2020 году был придан статус мечети, сообщают западные СМИ. |
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция) | Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс. |
Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира
И там церковные здания, как и константинопольский собор, обзаводились минаретами, лишались изображений и статуй, но сохраняли тем не менее узнаваемые черты. Один из самых экзотических результатов таких перемен — Святая София в Никосии, она же мечеть Селимие, а также собор Святого Николая в Фамагусте, она же мечеть Лала Мустафа-паша обе на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра. До превращения в мечети они были готическими соборами, причем второй был возведен по образцу Реймсского собора в стиле поздней готики со всеми непременными чертами этого стиля. Как же случилось, что на Кипре появились готические сборы, позже превратившиеся в мечети? Дело в том, что с конца XII века остров оказался в управлении французских рыцарей, переместившихся туда из Святой земли после падения Иерусалимского королевства крестоносцев. Пика расцвета Кипрское королевство достигло в XIV веке, когда и были построены готические соборы, включая изображенный на фото собор Святого Николая в Фамагусте. В 1571 году Фамагуста и весь Кипр попали под власть Османской империи, и церковь превратили в мечеть.
Современная Турция вообще и регион, где находится нынешний Стамбул, в частности на протяжении многих веков были сейсмически неспокойным местом и остаются таковым по сей день. Впрочем, к обрушению привели не только землетрясения, но и ошибки в расчетах нагрузок, допущенные проектировщиками. Реконструкция, включавшая постройку купола новой формы и кое-какие переделки интерьера, завершились к 562 году. В таком виде собор простоял несколько веков, пережив эпоху иконоборчества с замазыванием и уничтожением икон и мозаик, сильнейший пожар и очередное землетрясение 859 года, вызвавшее обрушение одного из полукуполов, и наконец землетрясение 989 года, в результате которого обрушилась одна из арок купола. Реставрировать собор тогдашний император Василий II призвал видного армянского архитектора Трдата, который, помимо восстановления и укрепления арки, произвел еще ряд строительных и реконструкционных работ, которые заняли шесть лет. И далее здание переживало множество злоключений со стороны природы.
В частности, особенно сильный ущерб был нанесен ему в середине XIV века землетрясениями, вызвавшими частичное обрушение куполов.
Они и по сей день нагромождены в Софии, как в историческом аттракционе. Вот след в стене, в которой скрылся священник, служивший последнюю службу в день завоевания Константинополя. Вот колонна Святого Григория, влажная изнутри, прикоснуться к которой для излечения приходили паломники еще в византийские времена. Вот столб, где, как известно любому жителю Константинополя, обитал ангел храма — в ночь завоевания ангел, по свидетельству Нестора Искандера, христианина в османском войске, ушел в небо огненным столпом «бысть яко свет неизреченны». Для ее строителя императора Юстиниана это был символ величия его правления — он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится в веках. Султан Мехмед II видел себя султаном нового, мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а еще поворота на Запад, куда, к большому недовольству многих его мусульманских соратников, отныне будет смотреть его империя. Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества.
Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли. Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит.
На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации.
На стенах изображены 12 апостолов и четыре константинопольских патриарха. Во времена правления Льва VI на стенах здания появилась мозаика с изображением Христа, перед которым преклоняется сам император. На одном из столбов храма можно увидеть мозаичный портрет императора Александра, который является его прижизненным изображением: Император Александр фото wikimedia. Мозаика собора Софии фото: ayasofyamuzesi. Встречаются на мраморных парапетах храма также скандинавские руны, оставленные варягами Византийской гвардии.
Например, построить величественный храм Юстиниану посоветовали ангелы, которые явились к нему с макетом постройки в руках. Юстиниан планировал покрыть золотом все стены храма. Но астрологи не советовали императору поступать так опрометчиво, поскольку храм мог стать искушением для воров. Войдя в только что открытый храм, Юстиниан якобы сказал: «Соломон, я превзошел тебя! Именно роскошное убранство храма убедило послов киевского князя Владимира в истинности православной веры и способствовало решению о введении христианства на Руси. На одной стене есть кровавый отпечаток, автором которого считают султана Фатиха Мехмеда. По поверью, если вложить руку в отверстие медной «плачущей колонны», почувствовать мокрые следы и загадать желание, оно должно сбыться. Автор: Анна Заславская.
Как сообщают местные СМИ, вход для туристов организован со стороны южного вестибюля. По туннелю посетители смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, осмотреть оттуда убранство мечети, византийские мозаики, пристройки османского периода - фактически всю мечеть. И при этом не помешав богослужениям. Для туристов был разработан аудиогид на 23 языках.
При помощи QR-кода его можно скачать на мобильные устройства и прослушать при помощи наушников если нет своих, при входе можно будет получить одноразовые. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. В 1453 году, после захвата Константинополя Османской империей, он был преобразован в мечеть и в таком виде просуществовал до 1934 года, когда по инициативе основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка из него сделали музей. В 1985 году архитектурный комплекс вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Теперь туристы по туннелю смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, и осмотреть оттуда фактически всю мечеть, при этом не помешав богослужениям. Согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. В итоге в июле 2020 года госсовет Высший административный суд Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. А президент республики Реджеп Тайип Эрдоган распорядился начать там богослужения первый намаз был совершен 24 июля 2020 года.
С этого момента вход в мечеть стал бесплатным.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Мероприятие посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который был инициатором превращения бывшего православного собора и музея в действующую мечеть. Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии. У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.
Краткая история Собора Святой Софии в Константинополе
В ЮНЕСКО потребовали от Турции доклада по Святой Софии | Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс. |
10 фактов о соборе Святой Софии | В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. Там уже начался шумный праздник. |
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией" | Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества. |
Собор Святой Софии: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории | Собор Святой Софии Константинопольской находится под угрозой необратимого разрушения после его преобразования в мечеть. |
10 интересных фактов из истории Собора Святой Софии в Стамбуле | Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на |
Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью
В историческом районе Стамбула стоит Собор Святой Софии, с 2020 года – мечеть Айя София. История, описание для туристов, схема расположения мозаик, фото. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на В Московском патриархате призывают власти Турции с уважением относиться к чувствам миллионов христиан и не превращать собор Святой Софии в мечеть, ведь в Стамбуле и так нет недостатка в мусульманских храмах. Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле. 12 фото.
Архитектурный стиль
- София, да не та
- Кому на самом деле принадлежит собор?
- Собор Святой Софии
- Собор Святой Софии
- Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Собор Святой Софии (Айя-София): Интересные Факты и Часы Работы 2024
Святая София, а по-турецки Айя-София, стала символом толерантности, объединяющим мусульман и христиан. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на Айя-София (собор Святой Софии) – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Собор Святой Софии Константинопольской был построен за рекордные сроки, всего за пять лет, по приказу византийского императора Юстиниана I. Это был уже третий собор на этом месте, предыдущие два были разрушены.
Архитектурный стиль
- Интересное в блогах
- Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью | Точка Арт
- Краткая история Собора Святой Софии в Константинополе
- Греческие археологи призывают ЮНЕСКО спасти собор Святой Софии в Стамбуле
- Собор Святой Софии или Айя-София (Ayasofya)
- Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции.
При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной.
Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората.
Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы.
При этом возражения как политиков, так и представителей христианских церквей звучали довольно неожиданно: «Мы не хотим, чтобы здесь кто-либо молился, пусть Святая София остается музеем и только музеем». Тем не менее ситуация радикально изменилась: да, Святая София останется музеем, но и молиться в ней вновь начнут мусульмане. Почему так случилось? На протяжении 900 лет он служил главным храмом Византийской империи, но был полностью разграблен и стал мечетью сразу после падения Константинополя, в мае 1453 года. Для Османской империи мечеть, получившая название Айя-София, стала символом завоевания: христиане проиграли, и турки-победители «выгнали» из храма христианского бога и посвятили здание другому богу — Аллаху. Таким образом на следующие 482 года Святая София, стала символом не только падения Византии, но и исторической слабости Православной церкви. Мечеть существовала до тех пор, пока не пала Османская империя и новое государство на этой территории — Турецкая республика — не провозгласило себя секулярным, то есть свободным от влияния ислама.
Это повлекло и новое изменение статуса Святой Софии. Краткая историческая справка необходима для подтверждения довольно простого факта: каждое изменение статуса Святой Софии связано с грандиозными политическими переменами. Они открыто отказались от секулярного наследия Ататюрка, что позволяет говорить о возможном возвращении к идее Османской империи. Речь, повторю, идет о символах, но символах очень значимых. Не только для самой Турции, но и для Средиземноморья как региона, и для всего христианского мира это тоже знак. Но добрый или недобрый? В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд.
Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием. Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени. При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года.
Ему нужен политический и моральный подъём», — добавил эксперт. В строгом смысле неоосманским назвать этот курс можно со многими оговорками.
Я бы сказал, что это скорее использование некоторых исторических воспоминаний, игра имперскими страстями», — отметил Юрий Мавашев. Турецкая экономика вошла в достаточно крутое пике, поскольку серьёзно зависит от внешнего капитала, который, в свою очередь, к 2012—2013 годам стал уменьшаться. Сегодня у Эрдогана есть внешнеполитические успехи, но внутренних практически нет. Поэтому экономические потери власть пытается компенсировать некими внешнеполитическими завоеваниями и подобными инициативами», — отметил эксперт в комментарии RT. Дипломат добавил, что в Москве рассчитывают на полное выполнение Анкарой своих обязательств по сохранности и доступности этого объекта. Председатель синодального отдела внешних церковных связей ОВЦС Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион Алфеев назвал этот шаг Анкары «пощёчиной всему мировому христианству».
Решение турецкого руководства вызвало весьма прохладную реакцию и со стороны Вашингтона — ранее глава Госдепа Майк Помпео призвал турецкую сторону сохранить за собором статус музея. Похожей точки зрения придерживается и официальный Брюссель. Наиболее резкая реакция последовала со стороны Афин. Как пояснил глава греческого МИД Никос Дендиас в интервью телеканалу Skai, Реджеп Тайип Эрдоган своим решением «отворачивается от международного сообщества и его правил». При этом в исламском мире решение Анкары вызвало некоторые разночтения, считает Юрий Мавашев.
Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью.
А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей. А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии.
Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным
15.55, Москва Tochka Zрения Вчера президент Турции Реджеп Эрдоган подписал указ, отменяющий декрет правительства Кемаля Ататюрка от 1934 года, о превращении мечети Святой Софии (Айя София) в музей. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 16–17 июля, было принято Заявление в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии в Стамбуле.
Глава РПЦ назвал ситуацию с Айя-Софией "наказанием Божьим" Варфоломею
Собор Святой Софии переделают из музея в мечеть - Экспресс газета | Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на |
Почему собор Святой Софии хотят сделать мечетью? | 360° | Собор Святой Софии Константинопольской был построен за рекордные сроки, всего за пять лет, по приказу византийского императора Юстиниана I. Это был уже третий собор на этом месте, предыдущие два были разрушены. |
Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита | Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети. |
Греческие археологи призывают ЮНЕСКО спасти собор Святой Софии в Стамбуле | Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. |
Посещение собора Святой Софии в Стамбуле сделают платным для иностранцев
Причем указ о смене статуса построенного в 6-м веке собора Святой Софии с "музея" на "мечеть" и начале там мусульманских богослужений президент Турции словно специально сначала опубликовал в своем "Твиттере", будто желая поддразнить другого любителя этой соцсети, Дональда Трампа, который, по словам Эрдогана, "своей политикой вынудил его пойти на непопулярные меры": "Мы сменим статус с музея на мечеть. Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей Израиля. Не так ли? Присваивает Голанские высоты оккупанту Израилю. Вы получите ответ из Турции". Еще один аргумент Эрдогана - "восстановление исторической справедливости" в ее турецком понимании. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая.
Главный купол держится на подвесках: четырех вогнутых треугольных секциях кладки, которые решают проблему установки круглого основания купола на прямоугольное основание. На каждой подвеске изображен серафим. Вес купола проходит через подвески к четырем массивным опорам по углам, и между ними купол, кажется, плывет на четырех огромных арках. С западного и восточного концов арочные проемы продолжены полукуполами.
Сразу за входом каменные ядра выстилают гравийную дорожку внешнего двора. Это настоящие пушечные ядра, которые использовал Мехмет Завоеватель во время своей победоносной битвы за город в 1453 году. Все внутренние поверхности облицованы полихромным мрамором, зелено-белым с пурпурным порфиром, золотой мозаикой. Снаружи простые оштукатуренные стены демонстрируют ясность массивных сводов и куполов.
Исламские каллиграфические работы подвешенного главного купола с 19-го века остаются на месте, создавая захватывающий религиозный контраст с непокрытыми христианскими мозаиками. Имена, нарисованные на восьми деревянных медальонах: Аллах и Мухаммад по бокам апсиды ; первые четыре халифа Абу Бакр, Умар, Усман и Али по четырем углам купола ; а также два внука Мухаммеда, Хасан и Хусейн в нефе. Византийские мозаики постепенно раскрываются, но только на более высоких уровнях галереи, к которым можно подняться по лестнице за плату. Это означает, что мусульманам не нужно сталкиваться с множеством христианских образов главного зала здания, которое почти 500 лет являлось мечетью, сохранив все оборудование места поклонения мусульман.
Когда собор Святой Софии использовался как место поклонения, как для христиан, так для мусульман, центром здания считалась восточная часть, прямо напротив входа. Это потому, что христианские церкви традиционно ориентированы на восток, а мусульмане всегда молятся лицом к Мекке, находящейся к юго-востоку от Стамбула «восточный» конец собора Святой Софии фактически обращен на юго-восток. Таким образом, основная масса интересных достопримечательностей сосредоточена в этой части огромного интерьера собора Святой Софии. На первом уровне большинство достопримечательностей относятся к исламскому периоду.
Красивое мраморное сооружение в апсиде — это михраб, ниша во всех мечетях, указывающая направление на Мекку. Большая отдельно стоящая лестница справа от михраба — минбар, или кафедра, с которой читались проповеди. Слева от михраба находится ложа великого султана, построенная братьями Фоссати, восстановившие собор Святой Софии в 1800-х годах. С этого места можно увидеть великолепную мозаику апсиды, изображающую Богородицу с младенцем.
Справа — частично поврежденная мозаика Архангела Гавриила. Раньше Габриэль сталкивался с мозаикой Архангела Михаила на другой стороне апсиды, но теперь она почти полностью исчезла. Самые известные мозаики собора Святой Софии находятся на верхнем этаже среди галерей. Южная галерея, где находятся великие мозаики, использовалась для церковных соборов.
Когда собор Святой Софии ещё являлся мечетью, галереи служили местом, где женщины сидели во время богослужений. Сегодня галереи предоставляют посетителям захватывающий вид на неф со всех сторон, включая крупный план некоторых из лучших византийских мозаик, которые можно увидеть где угодно. Самая известная мозаика называется Мозаика Деэзиса, и это первая мозаика, к которой вы приходите, входя в Южную галерею через Мраморную дверь. На нем изображен торжествующий и царственный Христос известный как «Христос Пантрокрактор» , окруженнный Девой Марией и Иоанном Крестителем.
В конце Южной галереи две золотые византийские мозаики. Современный выход из Собора Святой Софии находится через Вестибюль Воинов, названный так потому, что именно там телохранители императора ждали, пока он поклонялся. Высоко и позади вас, когда вы выходите, великолепная мозаика Богородицы с Константином и Юстинианом: Константин Великий представляет Деве модель города Константинополь Стамбул , который он основал, а император Юстиниан представляет церковь Собор Святой Софии, который он перестроил.
Еще один аргумент Эрдогана - "восстановление исторической справедливости" в ее турецком понимании. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая.
И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена. Пересмотр его статуса болью отзовется в сердцах миллионов людей в мире, прежде всего православное сообщество и все христианское человечество. Прежде чем нарушать балансы, надо осознавать ответственность такого акта", - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов. У Русской православной церкви к собору Святой Софии вообще особое отношение. Именно в нем крестилась княгиня Ольга, и в этом храм пришли послы князя Владимира, когда он выбирал веру для себя и для всей Руси.
На его месте предполагалось возвести собор, который бы затмил своей красотой все храмы столицы империи. Его закладка состоялась уже 23 февраля 533 г.
Архитектор Согласно Прокопию Кесарийскому, проект храма принадлежит двоим зодчим: известному математику, инженеру, Анфимию из города Траллы; по свидетельствам современников, именно он разработал основную часть проекта, а также уникальное архитектурное решение купола; Исидору из Милета, которого Прокопий называет «механиком»; хотя он работал в подчинении Анфимия, сам Исидор впоследствии был известен как ученый, инженер, математик; стоит отметить также, что Анфимия не дожил до окончания строительства, так что его завершал Исидор. Интересный факт Кроме Софии, архитекторы могли также принимать участие в возведении по крайней мере двух других Константинопольских храмов — посвященных 12 Апостолам и мчч. Сергию и Вакху. Однако, этот вывод историки делают на основании сходства стиля этих церквей с Софией, документальных же подтверждений проектирования архитекторами этих церквей не сохранилось. А вот о том, строили ли они какие-либо храмы до Софии, нет даже косвенных данных. Строительство Величайший собор всех времен возводила вся огромная империя, которая включала в себя десятки провинций в Средиземноморье, Причерноморье, в Африке, Палестине с населением около 35 млн. Каждая из провинций принимала участие в строительстве.
Так, известно, что: на возведение амвона Софии был истрачен годовой доход Египта — тогда провинции империи; среди красивейших колонн Софии — приношения Рима, Афин, Эфеса, множества других городов, отправивших в Константинополь колонны бывших языческих храмов; из разных мест империи везли мрамор, которого в храме его большое разнообразие: белый, привезенный из Проконеза, зеленый — из Каристоса, розовый — из Фригии. Кроме того, в течение 5 лет на собор шли практически все доходы империи — даже чиновники почти перестали получать жалованье. Чтобы понять, насколько дорога была византийцам София, достаточно вспомнить, что главный престол был покрыт плитой из чистого золота с вкраплениями драгоценных камней, которые при изготовлении плиты бросали с расплавленный металл. А император Юстиниан намеревался покрыть подобными плитами стены собора — от чего его отговорили советники, резонно заметив, что последующие императоры, не столь благочестивые, могут соблазниться, лишить Софию убранства, чем совершить грех. Но, кроме участия материального, провинции империи помогали, можно сказать, технологически. В распоряжении архитекторов был весь громадный опыт храмового строительства Рима, Афин, других городов. Именно так удалось: изготовить особые кирпичи для купола, очень легкие по воспоминаниям современников, они были в 12 раз легче обычных, даже плавали на поверхности воды!
Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Темпы возведения святыни были поразительны — от закладки до освящения на Рождество 537 г. При этом храм был поистине огромен, не имея аналогов ни в христианском, ни в языческом мире: длина его 75 м, ширина 61,5 м, высота — почти 56. Архитектурный стиль Его обычно считают «переходным от базиликального к крестово-купольному храму».
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
При этом сама Святая София на протяжении примерно того же срока оставалась крупнейшим зданием и крупнейшим христианским храмом на планете. Штат собора при Юстиниане составлял 525 человек позже он был увеличен , из которых одних только священников было 50 человек — вдвое больше, чем певчих. Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций. Из-за этого кажется, что стены и купола совсем не давят, а внутреннее пространство огромно. Такая судьба постигла множество церквей по всей Византии, а также в некоторых других некогда христианских странах, попавших под власть мусульман. И там церковные здания, как и константинопольский собор, обзаводились минаретами, лишались изображений и статуй, но сохраняли тем не менее узнаваемые черты. Один из самых экзотических результатов таких перемен — Святая София в Никосии, она же мечеть Селимие, а также собор Святого Николая в Фамагусте, она же мечеть Лала Мустафа-паша обе на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра. До превращения в мечети они были готическими соборами, причем второй был возведен по образцу Реймсского собора в стиле поздней готики со всеми непременными чертами этого стиля. Как же случилось, что на Кипре появились готические сборы, позже превратившиеся в мечети?
Дело в том, что с конца XII века остров оказался в управлении французских рыцарей, переместившихся туда из Святой земли после падения Иерусалимского королевства крестоносцев. Пика расцвета Кипрское королевство достигло в XIV веке, когда и были построены готические соборы, включая изображенный на фото собор Святого Николая в Фамагусте. В 1571 году Фамагуста и весь Кипр попали под власть Османской империи, и церковь превратили в мечеть. Современная Турция вообще и регион, где находится нынешний Стамбул, в частности на протяжении многих веков были сейсмически неспокойным местом и остаются таковым по сей день. Впрочем, к обрушению привели не только землетрясения, но и ошибки в расчетах нагрузок, допущенные проектировщиками.
Принять такое решение власти Турции смогли после того, как Государственный совет страны аннулировал постановление турецкого правительства от 1934 года о присвоении религиозному учреждению статуса музея. Русская православная церковь сожалеет о том, что ее позиция по изменению статуса собора Святой Софии не была услышана турецкими властями. В то же время сенатор Андрей Климов заверил, что допуск христиан, в том числе из России, на территорию объекта, будет продолжен.
Я бы сказал, что это скорее использование некоторых исторических воспоминаний, игра имперскими страстями», — отметил Юрий Мавашев. Турецкая экономика вошла в достаточно крутое пике, поскольку серьёзно зависит от внешнего капитала, который, в свою очередь, к 2012—2013 годам стал уменьшаться. Сегодня у Эрдогана есть внешнеполитические успехи, но внутренних практически нет. Поэтому экономические потери власть пытается компенсировать некими внешнеполитическими завоеваниями и подобными инициативами», — отметил эксперт в комментарии RT. Дипломат добавил, что в Москве рассчитывают на полное выполнение Анкарой своих обязательств по сохранности и доступности этого объекта. Председатель синодального отдела внешних церковных связей ОВЦС Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион Алфеев назвал этот шаг Анкары «пощёчиной всему мировому христианству». Решение турецкого руководства вызвало весьма прохладную реакцию и со стороны Вашингтона — ранее глава Госдепа Майк Помпео призвал турецкую сторону сохранить за собором статус музея. Похожей точки зрения придерживается и официальный Брюссель. Наиболее резкая реакция последовала со стороны Афин. Как пояснил глава греческого МИД Никос Дендиас в интервью телеканалу Skai, Реджеп Тайип Эрдоган своим решением «отворачивается от международного сообщества и его правил». При этом в исламском мире решение Анкары вызвало некоторые разночтения, считает Юрий Мавашев. Также по теме Папа Римский опечален решением Турции по статусу собора Святой Софии Папа Римский Франциск во время традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра заявил, что опечален изменением статуса... В то же время Эрдоган поставил в неудобное положение своих оппонентов в лице руководства ряда арабских стран — Саудовской Аравии, ОАЭ, Иордании, Омана и некоторых других.
В 843 году в оформлении интерьера появились мозаики. Одна из самых известных - мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В 1847 - 1849 гг. В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка. Что посмотреть в Айя-София Собор Айя-София - огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход - императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора. Михраб Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам руководитель намаза впереди всех остальных молящихся. Неф Неф в Айя-София - основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности».