Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Первый раз за шестьдесят лет в Новой Третьяковке будет проводиться выставка советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. Иван Дмитриевич Шадр (1887–1941) — классик советской скульптуры. советский скульптор. свежие новости дня в Москве, России и мире.
Приглашаю на экскурсию
Третьего апреля 1941 года скончался скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. 1941) и установленная как украшение центрального фонтана. Скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) родился 30 января 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганской области) в многодетной семье столяра. Читайте Скульптор Иван Дмитриевич Шадр в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера.
Шадр Иван Дмитриевич. 1940.
- Правила комментирования
- Прямой эфир
- Москва | Фотографии | №40.316 (Скульптура Сезонник)
- Шадр Иван Дмитриевич (1887-1941)
- Правила комментирования
- Памятник мировому страданию
4 августа 1984 года в Шадринске открыли памятник скульптуру Ивану Шадру
Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
Это позволило сформировать выставочный проект целиком из фондов музея. Экспозиция, построенная по тематическому принципу, представляет станковую скульптуру мастера, элементы памятников, мемориальную скульптуру и графические работы. В экспозицию включена мультимедийная программа.
По заказу Госзнака выполнит «денежных мужиков». А прославит его «Булыжник — орудие пролетариата». Скульптурная композиция, где героическая фигура рабочего в сложном развороте поднимает камень, являя собой, по меткому выражению Михаила Нестерова, «красоту духа с вечной красотой формы».
Выдающийся скульптор-монументалист, представитель академического модерна, создатель героических образов советской эпохи — личности и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящен лекционный проект библиотеки «Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность».
Издательство: Советский художник Год:1951 Иллюстрированный очерк жизни и творчества советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. Искусство И. Шадра - это искусство истинного художника, влюбленного в жизнь, в человека, проникнутого пафосом революционной эпохи.
Скульптор Иван Дмитриевич Шадр
советский скульптор. Иван Дмитриевич Иванов, известный на весь мир скульптор-монументалист, родился 30 января 1887 года в г. Шадринске. Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны. (настоящая фамилия Иванов) (1887 1941), советский скульптор. Учился в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903 07), в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1907 08), в Париже (1910 11), где пользовался советами О. Родена и Э. А. Бурделя, и в Риме. Иван Дмитриевич Иванов, известный на весь мир скульптор-монументалист, родился 30 января 1887 года в г. Шадринске. Иван Дмитриевич Шадр (1887–1941) — классик советской скульптуры.
Свежие записи
Его участниками стали ликвидаторы аварии, школьники и местные жители. Память погибших почтили минутой молчание. К мемориалам возложили цветы.
Семиметровый эскиз горельефа, исполненный в гипсе и позднее переведенный в бронзу, покоряет пластической мощью и экспрессией. По реставрационным соображениям он не включен в экспозицию, но зрители смогут увидеть его полномасштабную проекцию на экране, а также представленный в экспозиции графический эскиз горельефа «Борьба с землей» 1923 с изображением крестьян, вспахивающих сохой землю. В 1920-е годы тема борьбы становится одной из главных в творчестве Шадра, его герой готов мужественно преодолевать любые трудности. Мастер видел задачи монументальной скульптуры в создании призывных, агитирующих образов, отсюда плакатная ясность одной из самых известных скульптур Шадра «Булыжник - оружие пролетариата» 1927 , ставшей доминантой выставки. Скульптуру отличает глубина психологического замысла и точность пластического воплощения. Булыжник — оружие пролетариата. Андреевым и С.
Меркуровым Шадр стоял у истоков советской Ленинианы. Наибольшую известность приобрела созданная им статуя В. Но не все проекты Шадра на ленинскую тему были реализованы. Так, на выставке представлен эскиз памятника В. Ленину для Днепропетровска 1934 , осуществлению которого помешала смерть скульптора в апреле 1941 года и начавшаяся Великая Отечественная война. Произведения Шадра 1920-х годов вошли в золотой фонд русского искусства, став своеобразной эмблемой советской эпохи. Весьма требовательный к своему творчеству, Иван Дмитриевич считал именно эти работы наиболее удачными. Слава, о которой скульптор так мечтал в юности, пришла к нему через 20 лет. Несмотря на безусловное принятие Шадром ведущего в советском искусстве метода социалистического реализма, многие его произведения конца 1920-х - 1930-х годов сохранили характерное для модерна декоративно-орнаментальное начало.
Необычна в его наследии скульптура «Освобожденный Восток» 1928 , а также графические эскизы к ней, в которых обнаруживается интерес к древнеегипетскому искусству и направлению ар-деко, вобравшему в себя черты модерна и неоклассицизма. В той же стилистике исполнены рисунки «Три фигуры» конец 1920-х , «Безликая» 1927 , «Сидящая обнаженная» вторая половина 1920-х , образная структура которых основана на криволинейных очертаниях и экспрессивном ритме. Скульптурная композиция «Борьба за жизнь» 1930 и графический эскиз к ней с их плавными, текучими линиями построены на декоративной условности и экспрессии и наделены глубоким символическим смыслом. В скульптуре «В бурю» 1931 и рисунке «Обнаженная на камне» около 1930 для достижения наибольшей эмоциональной выразительности Шадр использовал гиперболизацию жестов, позы и всего силуэта. Изысканная силуэтность, тонко нюансированная монохромность характеризуют рисунки «Материнство» 1920-е и «Девушка с мячом» 1929. В 1930-е годы для Шадра стала актуальной тема советского человека - строителя новой жизни. Облик свободной от предрассудков социально активной молодой женщины выражен в портрете «Голова девушки» 1936 , являющемся фрагментом второго варианта известной парковой скульптуры «Девушка с веслом», а также в эскизе статуи «Девушка с факелом» 1937. В то же время женский образ в искусстве Шадра неразрывно связан с представлением о пластическом идеале. Вдова скульптора, Татьяна Ивановна Шадр-Иванова, вспоминая о посещении римских музеев, писала, что Ивана Дмитриевича «привлекала Венера Киринейская, он даже говорил, что мечтает сделать такую же нежную и грациозную девичью фигуру, но только со- временную»[11].
Девушка с факелом. В намогильных памятниках скульптор отдавал предпочтение форме рельефа, как, например, в исполненном в бронзе портрете В. Гиляровского 1935. В одном из лучших созданных Шадром надгробий - Н. Аллилуевой 1933 - автор остановился на редкой для русской мемориальной пластики форме гермы, отсылающей к античной скульптуре и русскому классицистическому надгробию. Идеализированный образ прекрасной рано ушедшей из жизни женщины проникнут настроением элегической грусти. Мастер был уверен, что искусство скульптора должно быть так же богато эмоциями, как искусство актера на сцене[12]. На протяжении всей творческой жизни Шадр считал высшей формой монументального искусства скульптурно-архитектурный ансамбль. В 1930-е годы он участвовал в многочисленных конкурсах на проекты памятников, но лишь немногие из них были осуществлены.
В экспозиции, а также в мультимедийной презентации представлены интересные по композиционной разработке, но не реализованные проекты памятников челюскинцам 1934 , героям обороны города Луганска 1935-1936 , Валерию Чкалову конец 1930-х , статуи красноармейца для Центрального театра Красной армии в Москве 1939-1940 и многие другие. Мечтая об органичном включении скульптуры в общий архитектурный ансамбль или отведенное для нее городское пространство, Шадр всегда учитывал особенности архитектуры как основы синтеза искусств и тесно связанную с ними форму рельефа, которую использовал при дальнейшем проектировании монументов. Так, в неординарном по замыслу проекте памятника революционеру Андрею Желябову 1934 он поместил в основании массивного куба, символизирующего империю, два рельефа с фигурами народовольцев в подполье. Рисунки к неосуществленным памятникам свидетельствуют о широте монументальных замыслов скульптора. Мысль должна брать более широко, чем руки. Мечты помогают мне как бы представить искусство завтрашнего дня. А как можно работать, не имея такой перспективы? Горькому в Москве. Иван Дмитриевич в молодые годы встречался с писателем, жизнь и творчество которого оказали на него огромное влияние.
Настоящая его фамилия — Иванов. Среди родни — крестьяне-пахари, торговцы, ремесленники, строители. Один из дедов имел питейное заведение. В общем, никаких социально-генетических предпосылок к изящным искусствам. Хотя нет, прадед-купец подвизался ещё и в качестве богомаза. Шадр — этот хлёсткий псевдоним, был взят по названию отцовского родного города — Шадринск.
Но это случится потом. А пока... Отрочество будущего гения чем-то напоминало мытарства Максима Горького — житьё-бытьё «в людях», фабрика, работа грузчиком и сторожем, побег от хозяина, странствия и — волшебное поступление в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу. На рубеже XIX и XX столетий возник интереснейший сплав ремесла и творчества — это именно то, что впоследствии назовут эффектным словом «дизайн». В Германии процветал Deutscher Werkbund - объединение художников, архитекторов, мастеров и предпринимателей, ставивших себе целью развитие немецких промыслов и встраивание их в индустриальный ритм XX столетия. У нас были мастерские в Абрамцево и Талашкино, Кустарный музей в Москве и школы, подобные екатеринбургской.
В ходе штудий талантливый простолюдин счёл, что рамки заведения, ориентированного на расписные полочки, тканевый орнамент и печной изразец, ему тесны. Иван пешком и на перекладных добрался до Санкт-Петербурга, встретившего чужака с холодноватым презрением. Забракованный Императорской Академией Художеств, Иван подрабатывал уличным пением. Но Фортуна улыбнулась ему. Он был замечен режиссёром Александринки - Михаилом Дарским, пристроившим голосистого бедняка учиться вокалу. Однако же оперные подмостки не волновали художника, и потому судьба подарила ему ещё один шанс — его рисунки попались на глаза могущественному Илье Репину — приятелю Дарского.
К 1908 году Иванов доучился, обтесался, надел столичный фрак, а для форсу назвался Шадром. На дворе стоял Серебряный Век - держалась мода на аббревиатуры, псевдонимы и тайны-ребусы. Шадр — звучало почти по-французски. Наш герой стал известен ещё до Революции, а в «дивный новый мир» вступил уже сформированным и востребованным мастером. Его козырь — работоспособность, и ещё — осознание, что музы одаривают лишь тех, кто крепок в технике. Необходимо приобрести навыки ремесла», — сказал Огюст Роден в «Беседах об искусстве» и его ученик следовал тому велению.
В годы Гражданской войны Шадр не сразу принял сторону большевиков. Оказавшись в омском стане белогвардейцев, он готовил программу коронования Александра Колчака - потенциального «диктатора всея Руси», выступал с лекциями по истории живописи и задумывал памятник Лавру Корнилову.
Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию.
Выставка Ивана Шадра: к 135-летию со дня рождения
Художники планеты Земля. Картины и другие работы художников. Иван Дмитриевич Шадр, настоящая фамилия Иванов 1887-1941 - советский скульптор.
Шадр являлся одним из известных скульпторов советского времени и состоял в Союзе советских скульпторов. Он искал себя в создании монументальных произведений реалистической направленности.
Тематику для них он выбирал исходя из наиболее актуальных событий в стране.
Скульптурные портреты Максима Горького. Впрочем, эта же реальность не располагала к долгим поискам себя.
Шадр много работал — преподавал рисование детям, как бы сейчас сказали, с особыми образовательными потребностями, брался за любые заказы, работал в кинопромышленности. Рабочий и колхозница. Невоплощенный проект Ивана Шадра.
После революции он поехал в Омск, чтобы перевезти в Москву всю семью, но застрял там на несколько лет. В Омске состоялось знакомство с Колчаком, который предложил Шадру несколько заказов. После поражения Колчака Шадр оказался на жестоком допросе в ВЧК, но… «красные» решили, что живой скульптор может быть полезен.
И вот уже через пару месяцев Шадр работает над скульптурой памяти жертв белого террора по заказу Сибирского революционного комитета, делает барельефы и памятники с образами отцов и матерей революции… Сеятель. Создал Шадр и образы «простых русских мужиков» для изображения на купюрах по заказу Госзнака — вместе с женой он колесил по России в поисках натурщиков. Затем последовало шестнадцать скульптур Ленина, памятники Пушкину и Горькому...
Первые маркированные открытки и конверты в социалистической России вышли с марками по его эскизам. Девушка с веслом. Иконическая «Девушка с веслом» появилась в 1934 году однако множество «девушек» в советских парках — копии скульптуры другого автора; работа Шадра была разрушена в результате бомбежки в первый год войны.
А знаменитый пролетарий, поднимающий булыжник, вдохновленный образами «рабов» Микеланджело и античной скульптурой, поселился во многих городах по всему Советскому Союзу… Марка с изображением скульптуры Ивана Шадра. Его работы часто использовались для марок, открыток и другой печатной продукции. Иван Шадр скончался в апреле 1941 года.
В этом виде она простояла недолго - скульптуру подвергли партийной критике и пикантным остротам. Несмотря на повсеместное внедрение античных форм, полная обнаженность, скорее пугала и смущала, нежели радовала. Одно дело — музей и какие-то древние Фрины да Аспасии, а это — наша современница с модной завивкой «перманент». Провокационную статую не разбили и не спрятали — её тихо направили в Луганск, а Шадр довольно быстро создал новую Девушку — более скромных размеров и менее вызывающих форм. Существует необоснованная версия, что Шадру позировала юная пловчиха и гимнастка Вера Волошина, однако, ей на момент возможного знакомства со скульптором было всего пятнадцать лет, и Шадр не пошёл бы на такой риск, да и фигура подростка не годилась для Афродиты. Помимо Хоменковой, Бедринской и Волошиной, искусствоведы называют ещё ряд возможных прототипов.
Разночтения возникли ещё и потому, что Шадр ваял не точный портрет, но силуэт эпохи, и, как говорилось у Ильфа-Петрова о Зосе Синицкой: «У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки». В годы хрущевской войнушки с архитектурными излишествами, то бишь со сталинским духом, именно её, «Девушку с веслом» — преподносили этаким образчиком исторического хлама. Глумились не над конкретной работой Шадра, а над советской античностью. В экспозиции представлена небольшая бронзовая копия «Девушки», её голова, фотоматериалы и рисунки, повествующие о работе над скульптурой. Предвоенное десятилетие было непростым для Шадра — его проекты чаще всего не нравились устроителям конкурсов. Так, вариант «Рабочего и колхозницы» сочли дурацким, а «Рабочего со знаменем» и «Девушку с факелом» 1937 , предложенных для советского павильона в Нью-Йорке после недолгих колебаний, всё же отвергли.
На выставке мы встречаем эти несостоявшиеся шедевры — в них слишком много движения и — мало пафоса. Точнее, тот пафос иной — направленный в свеже-ветреное будущее, тогда как вся цивилизация 1930-х годов была обращена в сторону Вечности. Таков же и Пушкин 1940 — бунтарь и глашатай, словно бы не в редингот одетый, но в развевающуюся шинель, и Горький 1939 — растрёпанный буревестник восстания, а не патриарх соцреализма. В те годы требовалась чёткость и гладкость. На фоне капителей Московского метро, бархатных штор домов культуры и парковых партеров а-ля Версаль никакой «бунт» не смотрелся комильфотным. В 1930-х Шадр выполняет заказы по сооружению скульптурных эпитафий.
Так, известна его лиричная статуя на могиле Надежды Аллилуевой 1933. Также представлен горельеф для надгробия Екатерины Немирович-Данченко, урождённой фон Корф 1939 — жена театрального корифея изображена уходящей в небытие, но пытающейся в последний раз обернуться. Все шадровские вещи — проявленная искренность. Он до конца так и остался деревенским парнем, воспринимавшим людей, природу, явления с изумляющей и чистой наивностью. Умер Иван Шадр в 1941 году, за три месяца до начала войны. Ему было всего пятьдесят четыре года — самый плодотворный возраст для художника в широком смысле этого слова.
Кто знает, как могла бы повернуться его карьера — военное искусство затребовало огневую динамику, так нужную для битв и дерзаний. Однако история искусств не терпит сослагательного наклонения.
Обратите внимание:
- Штурм земли
- Другие работы автора
- Шадр в Омске
- Девушка с веслом. 1937. Иван Дмитриевич Шадр (1887 - 1941) БГ. Аквариум. Девушка с веслом. 2008.
- Иван Дмитриевич Шадр и его «денежные мужики»
- Новости на эту же тему
«Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»
В рамках экспозиции продемонстрируются 34 графических и 30 скульптурных произведений советского скульптора. Несмотря на то, что Иван Дмитриевич является автором ряда широко известных произведений, таких как «Девушка с веслом», «Рабочий с молотом», «Сеятель» и многие другие, имя скульптора сложно назвать общеизвестным. Также на выставке можно будет увидеть эскизы тех проектов художника, которые ему так и не удалось реализовать. Среди них нереализованный проект под названием «Памятник мировому страданию», а также группа скульптур «Штурм Земли».
Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Колгановой Крестовской волости Шадринского уезда ныне в Ильтяковском сельсовете Шадринского района. Большинство работ И. Шадра в частности, «Штурм земли», «Булыжник — оружие пролетариата» и другие находятся в Музее современной истории России в Москве. Произведения и эскизные работы Шадра хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном музее современной истории России, Екатеринбургскрм музее изобразительных искусств, др. Творчеству Ивана Дмитриевича отведен зал Шадринского краеведческого музея. К юбилею великого земляка в читальном зале организована книжная выставка «Символы советской эпохи». Шадр в 1918-1920 гг. Культура : социогуманитар. Иван Дмитриевич Шадр в 1918-1919 гг. Зауралье в 1917-1922 гг.
В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра Михаил Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы Иван мог учиться на певца. В училище Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину, который дал им высокую оценку.
Это во многом определило дальнейший путь молодого человека. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначает ему стипендию. Около двух лет скульптор совершенствует свое мастерство в Париже и Италии, учится у известного французского ваятеля Бурделя, знакомится с выдающимися образцами мирового искусства. Возвратившись в 1913 году в Россию, Шадр полон творческих замыслов. Он создает проект памятника мировому страданию, выполняет ряд работ, отмеченных печатью символизма. Но прочная связь Ивана Дмитриевича с народом помогает ему все же определиться как зрелому реалисту. Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта. Проекты памятников Парижской коммуне и Октябрьской революции свидетельствуют о том, что Шадр думает о новом монументальном искусстве. В 1922—1923 годах по заказу «Гознака» он создает замечательные скульптурные образы крестьянина, красноармейца, рабочего. Эти работы, воспроизведенные на деньгах, марках и облигациях советского государства, стали известны миллионам людей и получили их признание. Интересно, что прототипы своих героев-крестьян скульптор нашел в родных местах — в деревне Прыговой Шадринского района.
В Новой Третьяковке открывается выставка автора «Девушки с веслом» Ивана Шадра
Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов; 30 января [11 февраля] 1887 или 30 января 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва). родился Иван Дмитриевич ШАДР. 3 апреля 1941, Москва), художник, скульптор-монументалист. В Москве в Новой Третьяковке открылась выставка "Скульптор Шадр. родился Иван Дмитриевич ШАДР. (настоящая фамилия Иванов) (1887 1941), советский скульптор. Учился в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903 07), в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1907 08), в Париже (1910 11), где пользовался советами О. Родена и Э. А. Бурделя, и в Риме.