31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР Анатолия Папанова.
Вечер, посвященный Анатолию Папанову, пройдет в Театре Сатиры
Анатолий Папанов (Anatoliy Papanov). Анатолий Папанов никогда не жаловался на сердце. Анатолий Папанов. Фото: РИА «НОВОСТИ». «У Папанова поначалу было чувство обиды: «Конечно, Андрюшке Миронову хорошо. Трудно найти в истории советского кинематографа артиста, которого любили бы больше, чем Анатолия Дмитриевича Папанова. Анатолий Папанов был принят в ГИТИС сразу на второй курс. Глядя на те комедийные образы, в которых актер представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком с тяжелой судьбой.
В Театре сатиры прошел вечер памяти Анатолия Папанова
После окончания института служил в театре в Клайпеде, затем в Театре сатиры в Москве. И впоследствии сам Анатолий Дмитриевич считал эту работу одной из лучших в своей карьере. Фильм посмотрели более 40 млн человек, он занял первое место в прокате. Кадр из фильма «Живые и мертвые» 1963 г. Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов.
Свою первую крошечную роль адъютанта он сыграл в 1951 году в фильме Александрова «Композитор Глинка». Спустя четыре года молодой Эльдар Рязанов позвал Анатолия Папанова пройти пробы на роль директора Огурцова в киноленте «Карнавальная ночь». Но сыграть в этом фильме Папанову так и не удалось: пробы прошли неудачно, а роль Огурцова досталась Игорю Ильинскому. В 1960-м Рязанов снова пригласил Папанова, на этот раз сняться в фильме «Человек ниоткуда». К сожалению, фильм так и не вышел на экраны; премьера состоялась лишь 28 лет спустя, когда Анатолия Папанова уже не было в живых. Но он не стал последним в совместной работе Папанова и Рязанова.
В 1961-м вышла десятиминутная короткометражка «Как создавался Робинзон», в которой актер сыграл Редактора. В это же время Папанов снялся в фильмах «Бей, барабан» и «Ход конем». В 1963—1964 годах в прокат вышли уже три фильма с его участием: «Порожний рейс», «Приходите завтра» и «Родная кровь». Настоящий успех пришел к Анатолию Папанову в 1964 году. Игра Папанова настолько потрясла его, что писатель убедил кинорежиссера Александра Столпера, решившего в 1963 году экранизировать книгу «Живые и мертвые», взять актера на роль генерала Серпилина. Поначалу режиссер колебался, потому что Папанов был известен как исполнитель отрицательных и комедийных ролей, да и сам актер долго не верил в свои силы, хотя тема войны ему была очень близка. Когда лента вышла на экраны, Папанов обрел всесоюзную славу. В прокате 1964 года «Живые и мертвые» заняли первое место, его посмотрели более сорока миллионов человек. После этого успеха на актера посыпались роли: только в 1964-м на «Ленфильме» в производство запустили десять фильмов, и в восемь пригласили Папанова. Он принял все предложения и был утвержден во все восемь фильмов, правда, позднее в вежливой форме отказался от всех этих ролей, потому что был сильно занят в театре.
Но от предложений с «Мосфильма», поступивших в это же время, Папанов не отказался. В этом же году об Анатолии Дмитриевиче в очередной раз вспомнил Эльдар Рязанов, предложив ему роль в фильме «Берегись автомобиля! Когда стартовали съемки фильма, многие участники съемочного группы внезапно выступили против участия Анатолия Папанова. Анатолий Дмитриевич своего героя играл в близком ему и как будто вполне уместном стиле гротеска. Однако на какой-то стадии работы многие заговорили, что актер из общего ансамбля выпадает, рушит стилистику и целостность картины. На эту тему было собрано совещание. К счастью, сам Папанов о злых наших умыслах не подозревал. Даже я на какое-то мгновение дрогнул, однако удержался от поспешных решений.
За два десятилетия служения театру Анатолий Дмитриевич Папанов сыграл множество острохарактерных комических ролей. На сцене Московского театра сатиры с ним охотно работали такие видные режиссёры, как А.
Гончаров, В. Плучек, Б. Равенских, ценившие в нём лицедея, но не спешившие давать большие роли. В некоторых спектаклях он играл за вечер по две-три роли, оставаясь неузнанным публикой, и неизменно срывал аплодисменты. Каково же было изумление театральных мэтров и широкой публики, когда Толя Папанов предстал на киноэкране подлинным героем своего времени. Режиссёр Александр Столпер одного поколения и склада с А. Довженко, И. Савченко, братьями Васильевыми увидел за маской душу и предложил комедийному актёру, не сыгравшему в сущности ни одной крупной роли, воплотиться в комбрига Серпилина в экранизации романа К. Симонова «Живые и мёртвые». Роль была действительно эпохальная — не по масштабу, который занимал этот персонаж, а по наполнению, по крупности и правде характера.
Думается, выбор режиссёра определили личное знакомство с актёром, знание его биографии. Не мог играть Серпилина человек, не нюхавший пороху. Анатолий Папанов воевал, был ранен в 1942 году под Харьковом, едва не потерял ногу и вышел из госпиталя хромым, инвалидом 3-й группы. Война научила его мужеству, тактике и терпению. Папанову, примерившемуся к роли Серпилина, было уж за сорок, а война, оказывается, крепко засела в нём и требовала от него полной отдачи — как от того двадцатилетнего сержанта, командовавшего взводом. У него с Серпилиным была одна война. Велико расстояние от солдата до генерала. Но артист одолел его благодаря жизненному опыту и творческой интуиции. Константин Симонов, посмотрев фильм, говорил потом, что именно такого Серпилина он и представлял себе — актёру удалось угадать и выразить тайное тайных писательского замысла. Громадный успех актёра на новом драматическом поприще был давно заслужен.
А потом вдруг знакомый Ольги Аросевой стал продавать свою дачку по Ярославской дороге, и она сказала об этом моим родителям. Даром что огородниками мама с папой, конечно, не стали. Сажать, полоть, собирать урожай — ну когда им было этим заниматься?.. Во всяком случае, поэзию Анатолий Папанов любил больше, чем сад и огород, вместе взятые. В свое время он скупил всю библиотечку журнала «Огонек» — маленькие белые книжицы, которые до сих пор хранятся на даче.
Это были и современные авторы, и классики. С ними он выступал в своих творческих вечерах. Иногда даже пел. И нередко участвовал в совместных концертах с Андреем Мироновым, с которым народная молва «подружила» его крепко. И навсегда.
Не шибко нравился ему этот балбес — гротесковый, карикатурный… Однако режиссеру Гайдаю нужен был именно такой Лелик. И папа свою работу выполнил на «отлично». Комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» - 45 лет Подробнее В творческих встречах Папанов обычно читал что-то серьезное. После чего выходил легкий, воздушный Миронов, и в конце вечера, как правило, пел. Однако ошибочно полагать, что они дружили.
С Евгением Весником в начале карьеры его связала, скорее, любовь к крепким напиткам, чем добрые приятельские отношения. Но когда Весник оставил театр Сатиры, и дружбе, кажется, пришел конец. В последние годы в жизни папы появился Виктор Мережко. И, хотя папа был значительно старше, они смогли найти общий язык. И, да, пожалуй, действительно дружили...
Последняя роль О войне, как многие фронтовики, Анатолий Папанов вспоминать не любил, даром что День Победы, конечно, отмечал. Так войти в судьбу персонажей, не сыграть, но прожить, мог только тот, кто сам испытал ужасы войны. После премьеры картины «Живые и мертвые» одна воинская часть даже передала «комбригу Серпилину» списанный автомобиль «Победа». Хотя и не бесплатно... А вот последняя работа Анатолия Папанова — проникновенная, пронзительная роль «Копалыча» в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...
Надежда Юрьевна, помогавшая мужу разбирать сценарии, многое критиковала, браковала.
ПАПАНОВ АНАТОЛИЙ
Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ». После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [16]. Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала « Ну, погоди! Сам актёр жаловался: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию» [11]. Последней ролью в театре стал Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» по пьесе Иона Друцэ. За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой.
Сниматься приглашали в основном лишь в эпизоды, героев которых даже не указывали в титрах. Правда, потом утвердил в другую свою картину — «Человек ниоткуда». Но фильм закрыли, и он пролежал на полке много лет.
Депрессию от невостребованности он заливал выпивкой. Жена Папанова вспоминала, как на съёмках одной из первых картин его с ещё одним актёром даже заперли в номере, дабы они не хлебнули лишнего. Тогда Папанов связал простыни, прикрепил к ним деньги и с криком: «Братцы, помогите! Двум артистам водочки надо! Когда бдительный режиссёр вошел в номер, друзья уже были навеселе… В театре же он пил вместе со своим другом Евгением Весником. Однажды они на Ленинградском вокзале, провожая кого-то, зашли в вагон-ресторан. И не заметили, что поезд пошёл! Так и доехали до Ленинграда, выпивая. В Москву вернулись в том же вагоне-ресторане. А однажды Папанов в пьяном виде чуть не подрался с милиционером, за что схлопотал 15 суток.
На спектакли в театр его приводили под конвоем. По словам Надежды Юрьевны, у неё даже появлялись мысли о разводе. Периодически она прогоняла любимого мужа к его маме. Но та, будучи женщиной мудрой, вновь отсылала сына к жене. В 1973 году мама Анатолия Дмитриевича умерла. И Папанов объявил, что больше капли в рот не возьмёт. С тех пор он действительно не пил. Даже на банкетах. Правда, к этому времени и поводы для запоев пропали — Папанов превратился в настоящую звезду. Судьба улыбнулась ему в 1963 году, когда Александр Столпер пригласил его на роль генерала Серпилина в «Живых и мёртвых».
Громадный успех актёра на новом драматическом поприще был давно заслужен. Он шёл к этому успеху с отрочества. В семье любили театр. Отец, служивший в воинской части, играл в любительской труппе. И дети тоже участвовали в спектаклях, если для них находились роли. А уж когда семья переехала в Москву — для подростка открылось настоящее поприще. Работая в ремонтных мастерских Шарикоподшипника, он начал заниматься в театральной студии Дворца культуры завода «Каучук». А ещё он снимался в массовках на киностудии «Мосфильм», и в 17 лет у него была уже приличная фильмография — «Ленин в Октябре», «Суворов», «Минин и Пожарский». Правда, его фамилия никогда не встречалась в титрах.
И неудивительно, что после госпиталя он, едва укрепившись на ногах, но всё ещё прихрамывая, отправился в ГИТИС. Поначалу ему отказали, но его приметил один из педагогов — известный артист МХАТ Василий Орлов и взял в свою мастерскую сразу на второй курс. Он и сам когда-то пришёл к Станиславскому прямо из армии. Мхатовская театральная школа помогла актёру не растратить свой талант, не разменять его на мелочь и в нужное время проявить мастерство, достойное великого русского искусства. После эпохальной роли Серпилина, казалось, Папанова ждёт совсем другая стезя — академический театр. Уж такой это был человек — на всю жизнь одна труппа, одна жена, одна стезя. И пошли большие серьёзные роли на своей сцене, которым театр, оправдывая своё название, стремился придать особенно острое сатирическое звучание. Юсов в «Доходном месте» А. Островского, Городничий в «Ревизоре» Н.
Гоголя, Фамусов в «Горе от ума» А. Грибоедова, Хлудов в «Беге» М. Булгакова, Гаев в «Вишнёвом саде» А. Своему верному зрителю, идущему специально «на Папанова», артист открывал уже не комедию положений, а комедию характеров, а по большому счёту — ту самую «человеческую комедию», которая требует осознания и осмысления.
Может быть, это мелочи, но, как передать то святое чувство братства, не знаю, ведь я актер, а не писатель. Мне легче показать, чем сказать».
Семейство Папановых помимо Насти представляла дочь Елена, прочитавшая трогательное письмо, где отец советовал ей, начинающей актрисе, как правильно вести себя в профессии, а также две внучки и правнук Дима. Фото: Эдуард Корниенко В почтительном окружении молодых актеров появилась на сцене Вера Васильева, прочитавшая в память коллеги военную лирику — «Балладу о матери» Андрея Дементьева. Народная артистка СССР, которая осенью отметит 98-летие, напомнила присутствующим, что она единственная знает, каким Папанов пришел в театр в 1948 году. Когда он появился в труппе, она уже служила. Президент театра Александр Ширвиндт выехал в кресле в сопровождении молодых актрис и тоже поделился воспоминаниями.
5 августа - "День Памяти" всенародно любимого Анатолия Дмитриевича Папанова
На "Памяти народа" есть пара документов, где упоминается Анатолий Дмитриевич Папанов как осужденный военным трибуналом. Анатолий Папанов Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 октября 1922 года в городе Вязьма в рабочей семье. актерский гений Папанова как раз и проявлялся в том, что ему были подвластны абсолютно все жанры, от лихой комедии до высокой трагедии. Известно, что Анатолий Дмитриевич за словом в карман никогда не лез, а во время съемок этого фильма он просто экспромтом вставлял фразы от себя лично. 8 октября 2022 года в Филиале Городская библиотека для участников клуба «Патриот» был проведен обзор творчества «От смешного до великого», посвященный 100-летию со дня рождения известного актера, режиссера, народного артиста СССР А. Д. Папанова.
Как сражался на фронте актёр Анатолий Папанов, осужденный Военным трибуналом на 6 лет?
31 октября 1922 года родился советский актёр театра и кино, театральный педагог и режиссёр, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых Анатолий Дмитриевич Папанов. Анатолия Папанова многие считали комическим артистом, при этом в душе он всегда оставался трагиком. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова, актёра театра и кино, Народного артиста СССР, участника Великой Отечественной войны.
Вспоминая Анатолия Папанова
За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова | Анатолий Папанов был принят в ГИТИС сразу на второй курс. |
Аккуратный, но сильный: за что мы любим Анатолия Папанова | Статьи | Известия | 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова. |
20 интересных фактов об Анатолии Папанове | Мама Елены Надежда Юрьевна Каратаева и отец Анатолий Дмитриевич Папанов. |
Статья в газете "Правда" к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Анатолия Папанова | 32 года назад не стало советского актер театра и кино Анатолия Папанова. |
Вспоминая Анатолия Папанова
Среди актеров бытует поверье, согласно которому разыгрывание на сцене или экране собственной смерти не сулит исполнителю такой роли ничего хорошего. Как пишет коллектив авторов книги «100 знаменитых мистических явлений», в предпоследней в жизни Анатолия Дмитриевича картине «Время желаний» его персонаж умирает от именно инфаркта. Да и в драме Прошкина герой Папанова погибает. Алексей Казаков в своей книге «Роли, которые принесли несчастья своим создателям» вспоминает случай, который произошел во время съемок «Холодного лета». Партнер Папанова, актер Валерий Приемыхов, согласно сценарию установил крест на могиле погибшего приятеля. Когда эпизод зафиксировали на пленку, Папанов, не присутствовавший в тот момент на площадке, зачем-то попросил режиссера «показать ему могилу», а потом долго стоял возле креста. Неизвестный душитель Между тем странные события с Папановым происходили не только на работе, но и в быту. Как пишет Денис Лобков в книге «Мистика в жизни выдающихся людей», за считанные дни до своей смерти Анатолий Дмитриевич пожаловался коллегам на то, что его кто-то душит по ночам.
Наутро актер даже находил на своей шее посиневшие следы от чьих-то пальцев.
На домашний телефон ему из театра никто дозвониться не мог. У меня были ключи от квартиры. Муж поехал в Москву».
Дочь Анатолия Папанова Несмотря на наличие ключа, супруг Елены Анатольевны не смог открыть дверь — она была закрыта на задвижку изнутри. Тогда он перелез с балкона соседей и выбил окно. В квартире его ждала страшная находка: труп Анатолия Дмитриевича. Его наследница признается, что предчувствовала смерть родителя, несколько дней она ходила, что называется, не в своей тарелке.
Елена сообщила, что в день смерти Папанова его квартиру обворовали — из вазочки пропала крупная сумма денег гонорар за съемки. Артистка считает, что их могли присвоить санитары. У нас дома стояла специальная вазочка, куда он клал деньги. И вот в тот день, когда папа умер он же приехал со съемок, получив гонорар, и положил деньги в эту вазочку … Когда его увезли в морг, деньги пропали: видимо, своровали санитары, которые забирали тело, или кто-то еще», — добавила Елена Папанова, которую цитирует «Собеседник».
Дату смерти установили судмедэксперты, поэтому о его кончине объявили намного позже — 7 августа 1987 года. Дочь Папанова призналась, что от горя прорыдала целые сутки: «Если бы знать, что так все оборвется, то, конечно же, по-другому себя вела — больше бы расспрашивала, училась бы у него. Казалось, что все еще впереди, папа будет вечно, он ведь практически не болел…». Она вспомнила, что первым, кто принес соболезнования, стал Андрей Миронов: «Он позвонил и сказал маме для него это большая трагедия, что умер его любимый партнер и что всегда в этой жизни мы можем надеяться на его помощь: он никогда не бросит нашу семью.
А потом он сам через девять дней скончался», — сказала Папанова. Дуэт Папанов-Миронов сыграл в 9 фильмах Н. Каратаева: «Когда Толя не приехал в условленный день в Ригу, я забеспокоилась, позвонила дочери. Зять пробрался в нашу квартиру через соседскую лоджию, потому что дверь была заперта изнутри.
Толя сидел в ванной, уронив голову на колени, из душа лилась холодная вода... Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю почему-то вынесли на простынях, а не на носилках», — вспоминала она.
Произошло это в Вязьме 31 числа в октябре месяце. Памятник Папанову в Вязьме. Вспоминал Папанов. А в 1937 году он даже сумел впервые сняться в кино. Это была эпизодическая роль в фильме «Ленин в Октябре». С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте.
Анатолий Дмитриевич. Константин Симонов был впечатлен игрой Папанова и предложил кинорежиссеру Столперу взять актера на роль генерала Федора Серпилина в экранизацию романа «Живые и мертвые». Сомневались в выборе артиста и режиссер, и сам Папанов. Однако после выхода картины на экран, к Анатолию Дмитриевичу пришла всесоюзная слава. Анатолий Папанов впервые принял участие в спектакле в трехлетнем возрасте. В школьные года Анатолий снимался в массовках и зарабатывал деньги.
После чего он прочитал сам и принял решение. Кадр из фильма - Предложений было очень много, но так случилось, перед этим фильмом возникла пауза. И отцу очень хотелось сниматься.
Он и представить себе не мог, что работа получится настолько удачной. Что ее оценят профессионалы и полюбят зрители. Однако, если уж взялся за работу, значит, поверил в режиссера, в эту историю...
Статья по теме Анатолий Папанов. Комик с трагедией в душе Большое разочарование К слову, о вере. Сам Анатолий Дмитриевич не рассказывал — в советское время это была, мягко говоря, не самая удобная тема для интервью...
Мама его, католичка Елена Болеславовна, тайно приняла православие. И актер был человеком верующим. Это было естественно.
Но вдруг умерла бабушка Лена - его мама. И отец перестал креститься. Когда я спросила, что случилось, рассказал: он умолял Господа оставить маму, дать ей еще пожить.
Но тот забрал ее. И вера отца пошатнулась. Он как будто разуверился в Боге...
Теперь-то я уже поспорила бы с ним, а тогда не смогла. Конечно, всего, что происходило в его душе, я не знаю. Бывало, папа гулял у Новодевичьего монастыря, заходил в храм.
Но так и не воцерковился... Сама я приняла крещение в 18 лет тайно, договорившись со знакомым священником, и он провел обряд дома. В церкви это сделать было невозможно — я была комсомолкой, и данные о крещении тут же передали бы «куда следует».
Но отцу я, естественно, все рассказала. Анатолий Папанов с дочерью Еленой.
Загадочное завещание Анатолия Папанова
А знаешь, как он кончал свои выступления? Усталость можно сохранить на старость, Любовь на старость сохранить нельзя. Загадочный финал. Я его всегда спрашивал: «Толь, где ты это взял?
У меня у самого есть штамп — мол, мастер импровизации. Все ждут от меня шуток. И это пытка.
Каждый раз надо не облажаться, раз у тебя такой шлейф. Вот Папанов был абсолютно непредсказуем по реакциям. Причем без всяких заготовок.
Помню, мы поехали в Штаты — первая поездка от Союза кинематографистов. Время было такое, что всех выезжающих за границу разбивали на тройки и во главе каждой ставили отвечающего. А на нас этих отвечающих не хватило.
Наша тройка состояла из меня, Толи и его замечательной жены Наденьки Каратаевой. За нами «следила» Надя — партийная, абсолютная патриотка до мозга костей. И когда мы приехали в Нью-Йорк, она стала сразу искать язвы капитализма.
А там, понимаешь, то язва, то нет язвы, то язва, то опять ее нет — всё как-то через раз. Надюша в панике. И в это время мимо нас спешит негритенок с каталкой, полной каких-то пирожков.
Семьдесят центов! У нас такой пирожок десять копеек стоит! С повидлом!!!
Водяной запел голосом Анатолия Папанова. Кадр из мультфильма «К нам едет Хлестаков» Он же непростую жизнь прожил. Биография у него как бы разбита на две части: первая — сильно пил и буйствовал, и потом абсолютная, стопроцентная завязка.
Не то что меньше стал пить, а вообще не прикасался. Ради театра завязал. Он человек крайностей и воли.
Очень боялся первых спектаклей. Умолял всех не приходить на премьеры, может, на какой-нибудь десятый спектакль. Только тогда он раскрепощался и уже гулял.
А так был очень скованным. Валентин Плучек поставил «Ревизора», и так получилось, что сразу мы повезли его на гастроли в Ленинград. Играли во Дворце первой пятилетки, в этом огромном зале на четыре тысячи человек.
А Толя был еще в этом самом «премьерном» состоянии. В Ленинграде аншлаг, что понятно — в спектакле-то все первачи Сатиры играют.
Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ». После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [17].
Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала « Ну, погоди! Сам актёр жаловался: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию» [12]. Последней ролью в театре стал Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» по пьесе Иона Друцэ. За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой.
Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Фёдора Шаляпина и вставил её в финал [9]. Болезнь и смерть[ править править код ] Памятник А. Папанову на Новодевичьем кладбище, 2010 Скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в Москве, вернувшись домой со съёмок картины « Холодное лето пятьдесят третьего… » [6].
А после шести месяцев в госпитале все равно был вынужден ходить с тростью. Война с оружием в руках для него окончилась. Могучим усилием воли Папанов впоследствии избавился от трости и хромоты. Но с болью от травмы он жил до конца. Военный трибунал Анатолий Дмитриевич Папанов и его близкий товарищ Абрам Наумович Рафаевич, также известный как Алик Рафаевич, были осуждены военным трибуналом на 6 лет за самовольную отлучку. С 1 января 1942 года красноармеец Папанов за самоволку попал в 13-ю запасную стрелковую бригаду в Чкалов ныне Оренбург.
Самоволка — это отсутствие военнослужащего до 10 суток без разрешения и без умысла уклонения от дальнейшей воинской службы.
Папановым роли Сергея Тюленина: «Неиссякаемая энергия, инициатива, непосредственность в выражении чувств, страстность, порывистость отличают его. Зритель с первых же минут горячо симпатизирует Тюленину-Папанову». В романе Фадеева часто упоминается задиристая кепка Сергея, лихо сбитая на затылок. Папанов долго маялся, искал этот важный для него штрих внешнего облика героя. Как вспоминала В. Третьякова, однажды они шли с Папановым по городу, и вдруг навстречу - мальчишка в задрипанной кепке. Папанов так и замер. Вот она, долгожданная!
Парнишка растерялся. Зашли в магазин, купили подходящую мальчонке кепку. Он был счастлив, только все спрашивал: «А я сколько должен? Ведь надо же заплатить! Папанов отлично чувствовал себя в ней. В последней сцене - гибели молодогвардейцев - он сжимал эту кепку так, словно в ней сосредоточилась вся его жизнь. Сам же был на вид тощим, словно опалённым изнутри. Поэтому прямолинейный критик газеты «Советская Литва» в статье от 4 мая 1948 г. Но, видимо, уже тогда Папанов не разделял внешнюю комедийную оболочку и трогательную человеческую сущность, что и стало его актёрским кредо на все последующие годы.
В тот первый клайпедский сезон Папанов сыграл также роль Рекало в спектакле «За тех, кто в море! Лавренёва и Тристана в «Собаке на сене» Лoпe де Вега. А ещё много разъезжал вместе со своими коллегами по городам и сёлам Литвы с концертами, вёл кружок художественной самодеятельности в школе уж не в той ли самой гимназии им. В общем, это было очень важное и нужное молодому актёру время активного накопления сценического и жизненного опыта, энергичных поисков самого себя. Но волею судьбы этот литовский период оказался совсем недолгим. Помнить или забыть? Летом 1948 года Папановы отправились в отпуск в Москву, навестить родителей. В бытность Папанова студентом ГИТИСа, Гончаров был там самым молодым режиссёром-педагогом, он не раз видел Папанова на учебной сцене, ценил его талант. И теперь, встретив Анатолия, обрадовался, они проговорили более получаса, после чего Андрей Александрович сделал ему неожиданное предложение: «Переходи ко мне в театр».
Папанов тут же согласился. Трудно теперь сказать, чем было вызвано такое скоропалительное решение: ведь судьба молодого артиста в Клайпеде, на первый взгляд, складывалась чрезвычайно перспективно. Да и жену Надюшу, которую Гончаров тоже помнил по студенческой сцене, он в свой театр пока не приглашал - значит, ей предстояло вернуться в Клайпеду... Так оно и произошло. Надежда Каратаева-Папанова ещё на полтора года задержалась в Литве, пока.... Объяснений этому можно найти несколько, но все они вряд ли будут полными. Во-первых, как считает М. Линецкая, в ГИТИСе тех лет действительно увлекались созданием молодёжных театров, основой которых становился очередной выпускной курс актёрского факультета. Так были созданы театры в Таганроге, Клайпеде, некоторых других городах.
Но, видимо, подобный принцип построения творческого коллектива не всегда оказывался плодотворен. Начинающие актёры нуждались в контактах со старшими, более опытными коллегами, в освоении традиций. К тому же полноценную театральную труппу вряд ли можно было создать из артистов только одного поколения. Лишь в редких случаях подобные эксперименты удавались, и этому должно было сопутствовать множество счастливых обстоятельств. В Клайпеде этого, увы, не случилось. Или не должно было случиться? Правду сегодня установить уже сложно. Да никто в Литве и не пытался этого сделать. Больше не указано ни одного имени, ни одной постановки.
Зато из этой же статьи становится понятно, что изначально послевоенный театр в Клайпеде задумывался как двуязычный, русско-литовский. Кое-где в воспоминаниях однокурсников Анатолия Папанова и Надежды Каратаевой, действительно, приходилось читать о том, что на одной и той же сцене русские и литовские спектакли давались в Клайпеде поочерёдно, через день. Кажется, с тех пор лишь однажды, в апреле 2004 года, в газете «Клайпеда» местный читатель затронул эту тему несколько обиженным письмом: мол, в нашем городе начинал работать на сцене выдающийся актёр Анатолий Папанов, ещё, небось, живы, те, кто знал его в те годы, видел его в спектаклях, а память об этом никак не отражена ни в самом театре, ни в истории города. Хочется надеяться, что имя Анатолия Дмитриевича Папанова не исчезнет с этой доски и по завершении нынешней многолетней капитальной реконструкции Клайпедского драматического театра. Москва и киноокрестности О том, как непросто после клайпедского дебюта складывалась творческая судьба Анатолия Папанова в московском Театре сатиры, пытливые читатели, наверняка, смогут узнать сами из многочисленных старых и новых публикаций, которых в преддверии юбилея, наверняка, появится множество. Напомним лишь в нескольких словах, что хотя А. Гончаров, как и обещал, дал Папанову роль в своём спектакле «Вас вызывает Таймыр», первые десять лет Анатолий Дмитриевич выходил на эту сцену в основном в эпизодах, пока ему не довелось однажды блистательно заменить заболевшего коллегу в водевиле «Лев Гурыч Синичкин». После этого Папанов почти сразу перешёл в категорию ведущих актёров театра и оставался в ней уже до конца своих дней, то есть ещё тридцать лет. Ни разу выдающегося и обожаемого публикой артиста не спросили: «А что бы вы сами хотели сыграть?
Ширвиндт вспомнил, как работалось с Папановым: «Удобнее партнера не бывает»
За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова | За кадром Анатолий Папанов был очень замкнутым, скромным, мягким, чутким и даже сентиментальным человеком. |
Какие странные события произошли с Анатолием Папановым незадолго до смерти | Двадцать лет назад Анатолия Дмитриевича Папанова не стало. |
Папанов Анатолий Дмитриевич | Трудно найти в истории советского кинематографа артиста, которого любили бы больше, чем Анатолия Дмитриевича Папанова. |
Мистика в жизни актера Анатолия Папанова - Мистика - актер, кино - Паранормальные новости | Анатолий Папанов в роли солдата Егора Сысоева и Андрей Миронов (справа) в роли Всеволода Вишневского в сцене из спектакля «У времени в плену». |
Анатолий Папанов (Anatoliy Papanov) - актёр - Новости - советские актёры - Кино-Театр.Ру | Биография актера советского театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова полнится большим количеством поистине трагичных эпизодов. |
В Театре сатиры прошел вечер памяти Анатолия Папанова
В завершение мероприятия была проведена литературная викторина о жизни и творчестве актера, на все вопросы которой были даны ответы.
Человек с непростой судьбой, грандиозным талантом и большим сердцем. Его любят и знают зрители разных поколений. Фразы, сказанные его героями на сцене и в кино, давно стали крылатыми.
Когда говоришь о Папанове, надо понимать, что индивидуальность определяет все. Я много лет работал с Анатолием Дмитриевичем, изо дня в день наблюдал его.
Я обязан туда вырваться. Надо пробивать общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось! Спорить не стал. О чем бесконечно сожалею». Каратаева: «В Москве Толя был один. Он всегда любил холодный душ… Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и у него случился сердечный приступ.
Поначалу я была спокойна. И только когда он не прилетел к спектаклю, тревога меня как ножом полоснула. Я начала метаться. Звоню в Москву на пульт: говорят, квартира с охраны снята. Звоню соседке. Она вышла, на окна глянула — свет горит.
Его голосом с неподражаемыми интонациями разговаривает почти сотня мультипликационных персонажей, главный из которых — Волк из многосерийной эпопеи «Ну, погоди! Впоследствии Папанов возненавидел этот мультфильм: «Волк перегрыз всю мою актерскую биографию! Популярность в принципе тяготила Папанова. Он никогда не афишировал известность, одевался неброско, а начитанность прятал за маской простоты, хотя из-под нее то и дело проглядывал настоящий Папанов. Последней кинолентой в творческой биографии Папанова оказалась драма «Холодное лето пятьдесят третьего…», и именно она показала всем силу драматического таланта Анатолия Папанова. Его герой — политический ссыльный Копалыч, пришелся по душе не только зрителям, но и придирчивым критикам. Очень жаль, что сам артист не дожил до выхода фильма на экраны.
Анатолий Дмитриевич Папанов
Актриса Елена Папанова, дочь Анатолия Папанова, пострадала в ДТП в Москве | это откровенный, задушевный рассказ о жизни и творчестве выдающегося актера театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова. |
100-летию народного артиста СССР А. Д. Папанова посвящается: «Виват великому актёру!» | После этого Анатолий Дмитриевич четыре года не был востребован, пока в 1955 молодой Эльдар Рязанов не позвал его пройти пробы на роль директора Огурцова в киноленте «Карнавальная ночь». |
Вспоминая Анатолия Папанова | Анатолий Папанов в роли Василия Тёркина, 1966 г. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн. |
Анатолий Папанов. Закулисье скромного гения | Аргументы и Факты | Лишь к концу жизни Анатолий Дмитриевич сыграл центральную роль в знаменитой остросюжетной драме «Холодное лето пятьдесят третьего». |
Аккуратный, но сильный: за что мы любим Анатолия Папанова | Статьи | Известия | Невероятный артистизм проявил Анатолий Дмитриевич Папанов в работе над мультипликационным кино. |