Видео:Почему в Одессе проживало много евреев?Скачать.
Одесская еврейская община : исторический аспект
Почему Одесса — еврейский город. Евреи в Одессе появились задолго до того, как появилась сама Одесса. Статья Светланы Лехтман в сборнике статей по итогам факультатива по иудаике и израилеведению в ОНУ им. Мечникова «Мама городов Израилевых» о том откуда в Одессе появились евреи, и почему к созданию Израиля приложили руку одесситы. По мнению раввина Вольфа, в Одессе, возможно, проживает около 20 000 евреев, учитывая как тех, кто считается евреем по Галахе, так и тех, кто отвечает менее строгому израильскому закону о возвращении. В явнваре 2017 года в Одессу прибыла первая группа из 188 еврейских переселенцев в «Небесный Иерусалим». Одесская еврейская община стала одной из крупнейших, ее даже считали «самой современной в черте оседлости», наиболее «окультуренной» в Европе и наиболее полно отразившей опыт жизни евреев Российской империи. Мужчина отправился в Еврейский музей Одессы, чтобы рассказать о том периоде своей жизни, о котором не успел поведать сыну.
Много ли сейчас в Одессе евреев?
Оттуда он пошел к городу Шуршун и воевал против него... И вышли они из земли подобно червям... Исраиля и умерло из них 90 человек... И избавил Песах хазар? И пошел от оттуда на Хлгу и воевал с ним четыре месяца, и Бог подчинил его Песаху, и он направился и нашел добычу, которую Хлгу захватил в Смкриу. Тогда сказал Хлгу , что это Романус побудил меня сделать это.
В начале XX века в Одессе жила крупная еврейская диаспора, примерно 130 тысяч евреев то есть меньше, чем русских, но больше, чем всех остальных.
Это произошло по следующим причинам: с 1791 по 1917 год в России существовала черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось за некоторыми исключениями.
Это все еще была эра отказников. В лучшем случае за попытку уехать в Израиль евреи попадали на допрос в КГБ. В худшем — их отправляли за решетку, публично называя сионистское движение расистским, а Израиль — угрозой для деятельности коммунистической партии. То, что сейчас звучит, как обычная фраза, в эпоху неопределенности в меняющемся СССР каралось по закону. Многих отпустили в качестве демонстрации толерантности перед летними Олимпийскими играми в Москве 1980 года. По словам Заславской, для тех, кто остался, перестройка смягчила антисемитизм. Когда в 1991 году советский режим рухнул, «в еврейском движении появилось чувство свободы».
После 1991 года «Украину дикого Запада» постсоветской эры заполонили бесчисленные еврейские организации, каждая со своей целевой аудиторией, целями и политикой. В конце концов многие евреи объединились в группы под эгидой Ассоциации еврейских организаций и общин ВААД, в которой Заславская теперь работает проектным менеджером, совмещая эту должность с постом исполнительного директора Сионистской федерации Украины. Как насчет антисемитизма? На Украине есть точно такие же анти-казахские и анти-американские настроения. Однако без антисемитизма, исходящего от государства, жизнь сильно изменилась, объясняет женщина. К примеру, сразу после распада Советского Союза в университетах исчезли еврейские квоты, а Заславская не потеряла работу из-за своего происхождения. Сейчас я не могу не отметить, что для многих евреев из Советского Союза Украина — это все еще территория неувядающего антисемитизма. Моя семья воспитала во мне это чувство как неоспоримый факт, поэтому я слушал Заславскую и не мог поверить ее словам об улучшении жизни евреев на Украине.
Такое отношение ее не удивило. Многие ее друзья уехали из Советского Союза. Их мучил, преследовал и допрашивал КГБ. Многих так же, как и моих родителей лишили гражданства, а потом разрешили уехать почти без вещей. Обычно в Советском Союзе отбирали даже обручальные кольца. Такое видение теперь останется у них навсегда», — говорит Заславская о евреях, которые уехали. Как это могло измениться? Разве это возможно?
Юность живет в абсолютно другом мире. Но если взять поколение моих родителей, и поколение моих бабушек и дедушек, нынешнее положение дел шокирует. Думаю, они бросили вызов антисемитизму на Украине, чтобы уничтожить его». Анна Гениальная — директор молодежной группы Еврейского общинного центра «Халом» в Киеве. Она открыто носит на шее Звезду Давида, что в особенности не дает мне покоя. В Советском Союзе многие евреи учили своих детей не показывать открыто знаки еврейства, чтобы не пострадать от антисемитизма. Я спросил Гениальную о подвеске, про себя задаваясь вопросом, здравое ли решение носить ее на Украине. Гениальная начала носить подвеску шесть лет назад.
Родители тоже переживали по поводу ее решения, но она говорит, что за шесть лет ни разу не пострадала. На этом все заканчивалось».
Информацию, распространенную газетой The Jerusalem Post, опубликовали и российские издания, в том числе «Правда», сопроводив его ссылкой на свою вчерашнюю публикацию «Евреи предали то, что русские защищают? Частичный перевод статьи на русский язык обнародовало также официозное московское агентство Интерфакс. Корреспондент «Курсора» во вторник обратился за дополнительными разъяснениями к пресс-секретарю «Сохнута» Давиду Шехтеру и, в частности, задал вопрос: «Насколько легитимны и обоснованны разъяснения, касающиеся евреев Украины, которые были даны главой московского отделения Еврейского агентства представителю Российского еврейского конгресса? Поэтому все, что он сказал в интервью пресс-службе РЕК — это наша официальная позиция на данный момент.
ПОЧЕМУ В ОДЕССЕ МНОГО ЕВРЕЕВ
Крупнейшие города империи - Москва и Петербург - естественно были за пределами этой черты, поэтому больших диаспор евреев там сформироваться не могло. Одесса же - крупный порт на Черном море - входила в черту.
И были это во многом именно евреи. Им за такое заселение было предоставлено много льгот.
До 1917 г. Так, в Москве их было мало, а вот в Одессе — гораздо больше. Не потому ли ильфо-петровские пикейные жилеты так мечтали сделать Черноморск вольным городом?
Со временем данная диаспора стала здесь одной из самых влиятельных, прежде всего в банковской сфере… а также в криминальной области наиболее известным в этой области был «Мишка Япончик», урожденный Мойше-Янкель Винницкий. Число одесских евреев резко сократилось после 1941 г.
Еврейские мореплаватели и торговцы Одесса привлекала множество еврейских мореплавателей и торговцев. Евреи имели свои сети мореплавателей, доставлявших товары из разных стран. Евреи владели множеством магазинов и складов с широким ассортиментом товаров. Евреи занимались импортом экзотических товаров и стимулировали торговлю на Черноморском побережье. Еврейские семьи были владельцами судов и занимались морскими перевозками. Евреи были одной из самых влиятельных и богатых групп населения в Одессе. Именно в Одессе сформировалось самое крупное и влиятельное еврейское сообщество на территории Российской империи. Этот город стал настоящим центром еврейской культуры, образования и бизнеса.
Название «еврейская Рима» образовалось благодаря множеству сходств между Одессой и древним Римом. В обоих городах процветал морской и торговый бизнес, оба были крупными портовыми городами с разнообразной культурной жизнью и значительным влиянием на окружающие регионы. Евреи в Одессе активно вовлекались в торговлю и судоходство, что способствовало развитию города в целом. Торговые связи Одессы простирались по всему Черноморскому региону, Азии и Европе. Благодаря этому, евреи Одессы вели богатую культурную и деловую жизнь, они были известны своими торговыми фирмами и магазинами. Кроме торговли, евреи принимали активное участие в развитии культурной жизни Одессы. Здесь располагались еврейские театры, книжные магазины и издательства, где публиковались произведения еврейских авторов. Многие известные еврейские фигуры и художники выбрали Одессу в качестве места своего творчества. Одесская еврейская община имела сильное влияние на всю Российскую империю. Евреи города достигли высоких достижений в образовании и промышленности, они занимали высокие должности в государственных и коммерческих учреждениях.
Это сделало Одессу центром интеллектуального и экономического развития.
Смешанная культурная среда породила как серьезные произведения "Одесские рассказы" Бабеля , так и пласт "анекдотов про Рабиновича", что в итоге и создало стереотип "В Одессе много евреев", на сегодняшний день совсем не соответствующий действительности.
"Русский и чуть-чуть еврейский город". Правда об Одессе, которую не смогут скрыть украинизаторы
Почему именно в Одессе произошло взаимное проникновение еврейской и других культур? По этой причине многие еврейские семьи из своих местечек переезжали в Одессу в надежде найти там лучшую для себя жизнь. Президент России Владимир Путин заявил, что Одесса является русским городом, но при этом и «чуть-чуть еврейским».
Одесса-мама: почему город торгашей и юмористов стал оплотом русофобии
Евреи участвовали в борьбе одесского подполья и составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в одесских катакомбах[1]. евреи в Одессе: Как арест мэра Одессы Геннадия Труханова связан с глобальным интересом России, Одесская Хатынь: 9 лет прошло, никто не ответил за массовое убийство, Горсовет Одессы единогласно проголосовал за снос памятников Екатерины II и Суворова. Граждане пост-советских республик привыкли считать Одессу «еврейским городом» и прародителем «еврейского юмора», однако сегодня в населении Одессы официально только 1% евреев. Одесская еврейская община стала одной из крупнейших, ее даже считали «самой современной в черте оседлости», наиболее «окультуренной» в Европе и наиболее полно отразившей опыт жизни евреев Российской империи.
Понравилась статья? Тогда подписывайся на мой сайт!
- ПОЧЕМУ В ОДЕССЕ МНОГО ЕВРЕЕВ
- Популярное
- Одесские евреи ч. 1 (Григорий Аванесов) / Проза.ру
- Почему в Одессе и Харькове так много евреев? — Спрашивалка
- Почему в Одессе проживало много евреев? - YouTube
- Почему в Одессе много евреев, как они там появились? Правда ли это?
Почему в одессе много евреев
Да и сама интонация говора напоминала еврейскую. Это свидетельство того, какая роль была отведена в Одессе еврейской общине. Конечно, и сейчас в Одессе живут евреи, многие из них вернулись после 1945 года. Однако существовавшая до войны динамичная и креативная община уже не возродилась.
Народ воспринимал их как подозрительную прослойку, не желающую заниматься крестьянским трудом, но стремящуюся к классу эксплуататоров. По этим причинам евреи долгое время подвергалась максимальным ограничениям на фоне других народов Российской империи. Неудивительно, что когда у них появлялась возможность, они старались мстить организаторам погромов. Почему Богдан Хмельницкий стал для евреев вторым Гитлером Хмельниччина и еврейская кровь. Например, уроженец Украины публицист В. Бейдер утверждает, что гетман является зачинщиком самого массового еврейского погрома. По его мнению, Гитлер превзошел украинца в масштабах бесчинств лишь потому, что на тот момент обладал большей властью, ресурсами и современными техническими возможностями. Яркие моменты еврейских погромов времен героя освободительного движения и инициатора Переяславской рады описаны в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Автор недвусмысленно описывает ненависть украинцев и, в частности, казаков к представителям еврейской нации. Разные источники указывают на то, что во времена Богдана Хмельницкого в Украине было уничтожено от 50 до 100 тысяч евреев. Подложная екатерининская грамота и Уманская резня Кульминацией Колиивщины стала Уманская резня. Записи тех лет рассказывают, что гайдамацкий бунт в украинском селе Жаботине одним махом унес жизни семидесяти еврейских жителей, в том числе была убита супруга раввина. Далее опустошительная волна накрыла остальную украинскую землю. Восстанию поспособствовали подложная «Золотая грамота» авторства императрицы Екатерины II, якобы призывающая к истреблению всех до единого евреев и вместе с ними поляков.
В память о всех погибших в Прохоровском сквере города Одессы, в том самом месте где на окраине города в 1941 году начиналась «дорога смерти» одесских евреев, был установлен Памятник жертвам холокоста. Вокруг памятника высажены деревья в честь одесских жителей, укрывавших и спасавшихся евреев «Аллея Праведников мира». Источник информации: по материалам уроков по истории Холокоста Автор: Олег Андреев В день памяти жертв Холокоста мы вспоминаем тех, кто погиб во времена войны. В этот день в школе проходит церемония памяти... Я выживу! Мама, не плачь, я прошу, Я выживу! Мама, тебя я люблю. Пап, отпусти ты меня, Пусть выжжена, залита кровью земля, Клянусь, что я выживу смерти назло, Чтоб дерево нашей семьи расцвело, И будет на мне золотистый венец. Я выживу, Пап, отпусти, наконец. И он отпустил ручонку его, И мальчик пошел, не боясь ничего. Он знал, и он шел конца не боясь! А мать его шла по дороге, молясь. Но верил мальчонка, что выживет он... Вот немец стоит, он огромный как дом! Позвал он мальчишку тихонько к себе. И тот подошел.
Знаю лишь, что многие мои коллеги-врачи из числа евреев, давно покинувшие Дальний Восток, тоже переехали на ПМЖ в Израиль. Последние дни в интернете ходят видео, на одном из которых неизвестный широкой публике мужчина говорит о том, что он понял, для чего Украина бросает в пекло боев все больше и больше мужиков, в первую очередь вполне работоспособного возраста, преимущественно из восточных областей. Освобождают место для переезда беженцев из Израиля. На втором видео украинка рассказывает, что в город Умань, что в Черниговской области, переехало уже 40 тысяч евреев и все рекламные вывески и даже названия улиц на еврейском языке. А недавно один из депутатов Верховной Рады Украины фамилию не запомнил, да это и не важно говорит собеседнику, что, когда он станет президентом Украины а выборы там на следующий год , он отдаст Закарпатье для создания самостоятельного еврейского государства. Климат там благоприятный, соседи спокойные — украинцы, поляки, словаки, венгры, румыны , и евреям так будет намного комфортнее, чем в жарком климате Ближнего Востока в окружении арабов, которые только и мечтают, чтобы изгнать евреев из Палестины. Этот депутат сказал то, о чем я написал в самом начале — во Львове и вокруг издавна жили евреи, и эту местность тоже можно считать «землей обетованной» по номером 2. И я подумал, а что, если это и есть план «мирового правительства», о котором все говорят, но никто не видел. А что? Под предлогом нападения на ставших самостоятельными Крым, Донбасс и Луганск, чтобы вернуть их в лоно «неньки Украины», накачали Украину оружием, распропагандировали население в русофобских настроениях, помогли некоторым элементам создать так называемый «правый сектор» с фашистскими идеалами, и вперед, «дранг нах остен». Но Путин, обладая всей нужной информацией, опередил Зеленского, которого специально поставили президентом, ударил первым. Но не рассчитал силы, украинская армия оказалась сильнее, чем предполагали наши военные. Но все равно её бы разбили, если бы не помощь коллективного Запада. Их использовали втемную, рассказывая, какие варвары русские. Если разобьют Украину, возьмутся за Польшу, Прибалтику и другие страны, когда-то входившие в Варшавский договор.
2 мая, Одесса - ритуальное еврейское убийство
Евреи занимались импортом экзотических товаров и стимулировали торговлю на Черноморском побережье. Еврейские семьи были владельцами судов и занимались морскими перевозками. Евреи были одной из самых влиятельных и богатых групп населения в Одессе. Именно в Одессе сформировалось самое крупное и влиятельное еврейское сообщество на территории Российской империи. Этот город стал настоящим центром еврейской культуры, образования и бизнеса. Название «еврейская Рима» образовалось благодаря множеству сходств между Одессой и древним Римом. В обоих городах процветал морской и торговый бизнес, оба были крупными портовыми городами с разнообразной культурной жизнью и значительным влиянием на окружающие регионы. Евреи в Одессе активно вовлекались в торговлю и судоходство, что способствовало развитию города в целом. Торговые связи Одессы простирались по всему Черноморскому региону, Азии и Европе.
Благодаря этому, евреи Одессы вели богатую культурную и деловую жизнь, они были известны своими торговыми фирмами и магазинами. Кроме торговли, евреи принимали активное участие в развитии культурной жизни Одессы. Здесь располагались еврейские театры, книжные магазины и издательства, где публиковались произведения еврейских авторов. Многие известные еврейские фигуры и художники выбрали Одессу в качестве места своего творчества. Одесская еврейская община имела сильное влияние на всю Российскую империю. Евреи города достигли высоких достижений в образовании и промышленности, они занимали высокие должности в государственных и коммерческих учреждениях. Это сделало Одессу центром интеллектуального и экономического развития. В целом, Одесса приобрела прозвище «еврейская Рима» благодаря активному участию евреев в развитии города в различных сферах.
Еврейская община внесла огромный вклад в экономику, культуру и образование Одессы, делая его одним из самых важных и влиятельных еврейских центров в Российской империи. Видео:Михалков о евреях Скачать Евреи в Одессе во времена Российской империи Во времена Российской империи Одесса стала одним из главных центров еврейского населения.
Причины большого количества евреев в Одессе Одесса, исторически известная как «еврейская столица Южного берега», славится своим богатым еврейским наследием и разнообразной еврейской культурой.
Существуют несколько основных причин, объясняющих большое количество евреев в Одессе. Исторические факторы: Еврейская община Одессы имеет глубокий исторический корень, уходящий к временам основания города. Евреи были одной из первых народностей, прибывших в Одессу после ее основания в 1794 году.
Они вносили значительный вклад в развитие города и его торговлю. Местные возможности: Одесса была и остается важным торговым и экономическим центром, предлагая обширные возможности для бизнеса и торговли. Многие евреи находили здесь более выгодные условия для своих предпринимательских начинаний и поэтому выбирали Одессу в качестве своего места проживания.
Еврейская культура: Евреи внесли непередаваемый вклад в культурную сферу Одессы. Они создали собственные театры, музеи, газеты и другие культурные учреждения, которые существуют до сих пор. Одесса до сих пор считается культурным центром для евреев.
Беженство и эмиграция: В разные периоды истории, евреи были подвержены гонениям и преследованиям в других регионах. Одесса стала местом приюта и спасения для многих евреев, бежавших от преследований. Многие евреи также эмигрировали в Одессу с других территорий, чтобы начать новую жизнь.
Освоение образования: Одесса была известна своей образовательной системой, которая также привлекала еврейских студентов. Многие евреи стремились получить образование в Одессе, чтобы преуспеть в своей профессии и дальнейшей жизни. Эти факторы совместно способствовали формированию большого и разнообразного еврейского сообщества в Одессе, которое играет важную роль в истории и культуре города.
Географическое положение Одессы Город Одесса раскинулся на территории, занимающей площадь около 162 квадратных километров. На востоке граничит с Одесской областью, на юге — с Молдавией, а на западе и севере омывается Черным морем. Одесса имеет морской климат, смягченный влиянием Черного моря.
Лето в Одессе довольно жаркое и сухое, с температурой, достигающей иногда 30 градусов Цельсия. Зимы относительно мягкие, средняя температура в январе — около 0 градусов.
Завоевав у Турции эту местность, Россия, чтобы закрепить ее за собой, заселила здесь свое население. И были это во многом именно евреи.
Им за такое заселение было предоставлено много льгот. До 1917 г. Так, в Москве их было мало, а вот в Одессе — гораздо больше. Не потому ли ильфо-петровские пикейные жилеты так мечтали сделать Черноморск вольным городом?
Начало еврейской общине положили шесть евреев-ремесленников с семьями, которые жили еще в турецкой крепости Хаджибей. В 1794 году в год основания Одессы еврейское население Одессы составляло десять процентов всех тамошних жителей. Согласно первой переписи основателя города, Дерибаса, в тогдашней Одессе среди жителей-мещан значилось 106 русских, 213 украинцев, 224 грека и 240 евреев.
Первая половина 19 века К началу девятнадцатого века уже «возникли основные структуры, необходимые для постоянной деятельности еврейской общины», где можно было «жить новой жизнью, свободной от цепей традиций, и заниматься торговлей» Пинхас Минковский, одесский кантор. В Одессе одними из первых появились мигранты из Волыни, Подолья, Белоруссии, из сельскохозяйственных поселений Херсонской губернии. А в двадцатые годы девятнадцатого века в город начали прибывать и просвещенные галицкие, а потом и немецкие евреи.
Приезжающие поселялись по своему выбору и возможностям везде: в центре, на Молдаванке и Пересыпи. Уже при графе Воронцове в город переехали на постоянное жительство богатые австрийские евреи, а также ремесленники и образованные специалисты — врачи, аптекари, адвокаты и купцы. Евреи занимали ведущее положение в торговле хлопком, шерстью, шелком, солью , в ремесленном производстве, особенно по обслуживанию солдат гарнизона крепости, оптовой торговлей зерна и банковскими операциями.
Участие одесских евреев в местном управлении — привилегия, впервые данная в 1783 году евреям Белоруссии, — в Одессе поощрялось и даже приветствовалось из столичного Санкт-Петербурга. Одесская еврейская община стала одной из крупнейших, ее даже считали «самой современной в черте оседлости», наиболее «окультуренной» в Европе и наиболее полно отразившей опыт жизни евреев Российской империи. В 1985 году вышла книга американского профессора Стивена Ципперштейна «Евреи Одессы» история культуры, 1794-1881 годы — скрупулезное научное исследование, первый фундаментальный труд по истории одесского еврейства.
Спустя десять лет книгу перевели на русский язык и выпустили в издательстве «Гешарим» Москва—Иерусалим. Эта работа охватывает только первое столетие с момента зарождения города. Именно на этот период и приходится расцвет «Южной Пальмиры» Российской империи, которой, как и в средневековье, например, в Испании, евреи способствовали процветанию.
Во второй половине дня 24 октября около 5000 евреев было собрано у заставы Дальник.
Get our App at:
- Об это интересно знать (Interesting facts), 39. ПОЧЕМУ В ...
- Путин заявил, что Одесса – русский город и «чуть-чуть еврейский»
- Почему в Одессе проживало много евреев?
- Почему Одесса считается «городом евреев»
- Почему в одессе так много евреев?
Почему в Одессе так много евреев история и причины
Важное место в положении заняли 10 статей первого раздела, поощряющих просвещение и прямо направленных на ускорение ассимиляции евреев. Детям евреев предоставлялось право обучения во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах. При этом разрешалось для желающих создание еврейских «особенных школ». При Николае I политика в отношении евреев снова ужесточилась. Так, предлагалось «действовать на нравственное образование новых поколений евреев учреждением еврейских училищ в духе, противном талмудическому учению; уничтожить кагалы и подчинить евреев общему управлению».
Евреям было запрещено носить традиционную одежду, а донашивать её можно было только после уплаты соответствующего налога, не разрешалось «ношение пейсиков», ермолки можно было надевать только в синагогах. Отводя армии главную роль в деле «воспитания» евреев, считая казарму лучшим средством агитации за переход в православие, 26 августа 1827 года император подписал указ об их призыве на военную службу. Венцом антиеврейской политики Николая I стало деление еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. В числе последних оказалось большинство евреев, насчитывавших несколько сотен тысяч человек.
Против этой меры выступил М. Воронцов, отметив, что называть неоседлых мещан бесполезными людьми «круто и несправедливо», так как в их число входит много мелких торговцев, очень полезных для сельских жителей. При Александре II — новая «оттепель». С увеличением призывного возраста до 21 года все призванные евреи, не достигшие его и не успевшие принять крещения, возвращались домой.
Расширен список категорий евреев, которые могли проживать за пределами черты оседлости, евреям было разрешено повсеместно селиться, например в Москве. После убийства народовольцами 1 марта 1881 года императора Александра II ярый консерватор обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев, автор царского Манифеста о незыблемости самодержавия, поставил точку в истории либеральных реформ в Российской империи XIX века. Эпоха 13-летнего правления Александра III 1881-1894 годы сопровождалась резким усилением антисемитских настроений в стране, принятием антиеврейских законов, в первую очередь введённых 3 мая 1882 года «Временных правил» их проживания, которые весьма произвольно и расширительно толковались местной администрацией.
Как видно, в целом политика имперского правительства была враждебной по отношению к евреям, и это порождало ответное отношение. Обидная и унизительная дискриминация еврейского населения, имевшего, несмотря на свою большую роль в общественной и экономической жизни, статус людей второго сорта, одних евреев толкала на эмиграцию, а других — на борьбу с бесправием. Именно с этим связан активный приток молодых евреев в революционные организации: они рассматривали борьбу с царизмом как борьбу с национальным угнетением собственного народа и надеялись на то, что после крушения самодержавия российские евреи получат, наконец, равные права с другими гражданами. Однако у этого был и обратный эффект: правительство начало рассматривать любые попытки самоорганизации евреев для защиты своих прав как «революционные».
И политика борьбы со всеми проявлениями либерализма и революционных настроений чем дальше, тем больше приобретала ещё и отчётливо антисемитский оттенок. Земская реформа 1890 года лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления, а новое Городское уложение 1892 года устранило их от участия в выборах в органы городского самоуправления. Одновременно проводится политика очищения внутренних губерний от евреев. При Николае II принимаются меры по ограничению приёма в высшие и средние учебные заведения.
После установления винной монополии, которая предполагала не только увеличение государственных доходов, но и нанесение удара по «еврейской эксплуатации», резко ухудшилось положение десятков тысяч еврейских семей, лишившихся единственного заработка. Одесский аспект Претерпевая периоды «закручивания гаек» и «оттепелей» вместе с другими российскими евреями, одесские евреи находились отчасти в более благоприятном положении. Еврейская община играла важную роль в жизни города, и власти были вынуждены считаться с её значением. К примеру, при попечителе учебного округа, Новороссийском и Бессарабском генерал—губернаторе и градоначальнике, был специальный пост «учёного еврея» — «для исполнения поручений по предметам, требующим особого знания всех правил и обрядов еврейского закона».
Так, виленский мещанин Лазарь Гинекес после окончания курса наук в раввинском училище был учителем еврейского закона Божия, в 1856 году по предложению министра народного просвещения А. Норова переведён в Одессу и назначен на должность учёного еврея при попечителе учебного округа, потом при губернаторе и градоначальнике. Показательна деятельность Н. Пирогова на посту попечителя Одесского учебного округа как поборника свободного доступа к образованию всех детей, независимо от социального положения, национальности или вероисповедания.
В русско—еврейском журнале «Рассвет» он публикует открытое письмо о необходимости распространения образования среди евреев, пишет статью «Одесская Талмуд—Тора» о преобразованиях в еврейской приходской школе «Одесский вестник», 1858 , а также содействует в получении разрешения на печать еженедельника на иврите «Ха—Мелиц» Защитник , выходившего в Одессе с 1860 по 1871 годы. С 1862 года в Одессе с разрешения новороссийского генерал—губернатора П. Коцебу действовало Общество взаимного вспомоществования приказчиков—евреев. По инициативе члена общества С.
Бернфельда была создана общественная библиотека с отделом «Judaica» и одним из лучших в империи собранием древнееврейской литературы. Однако не следует думать, что жизнь евреев в Одессе была мирной и безоблачной. Первый большой еврейский погром случился в Одессе ещё в 1821 году. Интересно, что инициаторами этих погромов были не русские националисты, а… греки, остро конкурировавшие с еврейским сообществом в сфере торговли.
Поводом к погрому послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория V. В апреле тело патриарха на корабле «Святитель Николай» было доставлено в Одессу. После доставки тела в порту начались беспорядки, впоследствии распространившиеся на весь город. Негреческое население погромщиков не поддержало, и в итоге особо тяжких последствий удалось избежать.
Когда это стало известно моему господину, он уничтожил многих необрезанных. Но злодей Романус послал большие дары Хлгу, царю Руси, подстрекнув его совершить злое дело. И пришел тот ночью к городу Смкрии и захватил его обманным путем, так как не было там правителя, раб - Хашмоная. И стало это известно Булшци, он же Песах hмкр, и пошел тот в гневе на города Романуса и перебил всех от мужчин до женщин. И захватил он три города и, кроме того, много селений. Оттуда он пошел к городу Шуршун и воевал против него...
Судебные процессы и наказание основных виновных[ править править код ] На Бухарестском народном трибунале, созданном в 1946 году новым правительством Румынии совместно с союзническим Контрольным советом , одним из обвинений, выдвинутых против премьер-министра Иона Антонеску , губернатора Транснистрии Георге Алексяну и командующего одесским гарнизоном генерала Николае Мачичи , была «организация репрессий против гражданского населения Одессы осенью 1941 года». За эти преступления они 17 мая 1946 года были приговорены к смертной казни. Первые двое были расстреляны 1 июля 1946 года, а Николае Мачичи король Михай I заменил смертную казнь на пожизненное заключение. В постсоциалистический период сын Георге Алексяну обжаловал приговор трибунала. По жалобе генерального прокурора 6 мая 2008 года состоялось повторное рассмотрение дела, и судьи Высшей кассационной палаты окончательно отклонили прошение о пересмотре приговора 1946 года [13]. Увековечивание памяти[ править править код ] Мемориал жертвам Холокоста в Прохоровском сквере Одессы[ править править код ] В начале 1990-х годов в Одессе, в Прохоровском сквере, в том самом месте, где на окраине города в 1941 году начиналась «дорога смерти» одесских евреев и цыган в лагеря уничтожения, начал создаваться мемориал памяти жертв Холокоста. Был установлен памятный знак. Позднее к нему добавилась «Аллея Праведников мира » — с деревьями, каждое из которых высажено в честь одесского жителя, укрывавшего и спасавшего евреев. Памятник жертвам Холокоста в Одессе работы скульптора Зураба Церетели , являющийся завершением оформления комплекса, был открыт в 2004 году [14]. Скульптурная группа Зураба Церетели. Вид сзади. Вид сбоку. Аллея «Праведников мира».
Я вспомнил детей своих знакомых евреев. Никто из них не дружит с русскими детьми. Это естественно, дружба у детей возникает во время учёбы, во время посещения спортивных секций, во время праздников. Всё это на протяжении 25 лет для евреев происходит отдельно от других одесситов. Таким образом, мы, действительно, получили «евреев в диаспоре». Если раньше они были частью нашего сообщества, то теперь они сообщество в сообществе. Поэтому, пытаться понять, что у них происходит внутри очень трудно. Более того, этот замечательный феномен — gыdobanderovtsы — демонстрирует именно старшее поколение. То есть, евреи, ассимилированные в одесское сообщество. Те из них, кто пытается выжить и быть в тренде. Для еврейской же молодёжи и Одесса, и бывшая Украина, и всё постсоветское пространство, — не более, чем внешний фактор, который надо минимизировать. Они живут в своём Мире. Он полон уюта и комфорта. Более того, им кажется, что этот Мир и есть Одесса.
Видео-ответ
- 2 мая, Одесса - ритуальное еврейское убийство: vena45 — LiveJournal
- Почему Одессу считают городом евреев, хотя их там всего 1% населения
- Понравилась статья? Тогда подписывайся на мой сайт!
- Об это интересно знать (Interesting facts), 39. ПОЧЕМУ В ...
- Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Одессы : vakin — LiveJournal
- Смотрите также