На примере картины «Возвращение блудного сына» рассказываем, из чего складывается стиль голландского мастера. Возвращение блудного сына» -– это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Поэтому неудивительно обращение Рембрандта к притче о блудном сыне (Лк.
«Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта
Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Полотно «Возвращение блудного сына» было создано голландским художником Рембрандтом приблизительно в 1668 г. Данная картина представляет собой прямоугольное по формату изображение, вытянутое по вертикали, размером 260 x 203 сантиметров, основой. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а на картине гармония ничем не нарушена. Возвращение блудного сына, 1669 г. Фрагмент картины Рембрандт Харменс ван Рейн. это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.
Прощение блудного сына
«Возвращение блудного сына» — последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника | Полотно «Возвращение блудного сына» было создано голландским художником Рембрандтом приблизительно в 1668 г. Данная картина представляет собой прямоугольное по формату изображение, вытянутое по вертикали, размером 260 x 203 сантиметров, основой. |
Завещание «Блудного сына» | | К образу блудного сына Рембрандт обращался в своём творчестве уже не в первый раз. |
Возвращение блудного сына: «Я художник, а не чистильщик сапог!» - Блог Игорь Попов | Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). |
Возвращение блудного сына (Рембрандт)
О пенье бунтующей крови! Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!.. Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры! Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице! Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?..
А вот они, вот они, salve amice. Идите скорей, ваше ложе готово, И розы прекрасны, как женские щеки; Вы помните верно отцовское слово, Я послан сюда был исправить пороки… Но в мире, которым владеет превратность, Постигнув философов римских науку, Я вижу один лишь порок — неопрятность, Одну добродетель — изящную скуку. Петроний, ты морщишься?
Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.
И это был их первый и последний если не считать рисунков совместный портрет. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером.
Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. Был ли это намек зрителю, что за все в жизни придется платить или просто композиция картины требовала пятна в углу.
Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» «Пир блудного сына». В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам. Однако его не поняли. Среди амстердамских богачей был популярен жанр портрета, и очередное полотно Рембрандта сделало его еще более знаменитым и расширило круг заказчиков.
В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь.
Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Офорт «Возвращение блудного сына» Трагедия художника — «Несколько раз умереть» Гавань Амстердама кишмя кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты — все, что ему казалось красивым, невероятными, уникальным.
Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция.
Творческий процесс художника может стимулироваться тем, что он переживает в современной ему среде. И Рембрандт больше, чем другие художники, использовал события собственной жизни для толкования своего искусства. Его жизнь, особенно вторая ее половина, насыщена мелодрамой и впечатляющим успехом, мировой славой и материальной роскошью.
Но за всем этим последовали сокрушительные финансовые неудачи, смерть любимой Саскии, затем Хендрикье, которая умерла во время эпидемии чумы в 1663 году, а пятью годами позже ушел сын Титус в возрасте 27 лет. Неожиданная смерть сына стала потерей, от которой художнику было сложно оправиться. Картина представляет сцену из притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки 15: 11-32. Притча также называется притчей о пропавшем и найденном сыне или притчей о милосердном отце, в которой блудный сын возвращается домой, после того как растратил свою долю наследства на веселье и утехи. Но Рембрандт интерпретирует библейский сюжет по-своему. Согласно Библии, как только отец узнает блудного сына, он бежит ему навстречу на полпути к дому.
Старший брат в это время находится на поле. Описание и анализ картины Картина иллюстрирует сцену из притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки 15: 11-32.
Эту картину Рембрандт писал не на продажу — для себя. Поэтому в ней — вся его боль, его молитва и надежда на прощение. Очень больной, писал привязанной к руке кистью, мастихином или пальцами как пятку сына, например. Огромное полотно 262 х 205 см , персонажи на нем — в человеческий рост. Когда зрители подходят к картине, они как-бы замыкают круг, в центре которого квинтэссенция сюжета — старый отец принимает и прощает блудного сына, промотавшего наследство; он любит его несмотря ни на что! Невольно зрители становятся участниками сцены прощения, как будто это происходит здесь и сейчас!
Возвращение блудного сына. В ней есть свои загадки. Например, совершенно разные руки отца, обнимающие сына: очевидно, что одна рука сильная, мужская, другая же - тонкая, женская. Рембрандт не оставил записей, проливающих свет на смысл художественного жеста, и это породило различные интерпретации. Другой пример, точнее вопрос - отношение старшего брата, стоящего в стороне, справа на некотором возвышении. Историками искусства оно трактуется совершенно по-разному. Одни видят в его прямой осанке, скрещенных руках и выражении лица немую укоризну, осуждение; другие, напротив, считают, что единым цветовым решением плаща старшего брата и накидки отца Рембрандт подчеркнул общее, солидарное принятие непутевого брата.
Рембрандт «Возвращение блудного сына». История картины
Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт Харменс ван Рейн (1606−1669 гг) писал незадолго до. Полотно «Возвращение блудного сына» было создано голландским художником Рембрандтом приблизительно в 1668 г. Данная картина представляет собой прямоугольное по формату изображение, вытянутое по вертикали, размером 260 x 203 сантиметров, основой. В конце жизни Рембрандт создает одну из лучших своих картин — "Возвращение блудного сына". В конце жизни Рембрандт создает одну из лучших своих картин — "Возвращение блудного сына".
Возвращение блудного сына (Рембрандт)
Скорее всего, на картине изображены слуги и родственники семейства, из которых сложно выделить конкретных личностей. Одни исследователи считают, что старший брат — это фигура за колонной, напоминающей колонну храма в Иерусалиме, чему придают символическое изображение ветхозаветного Закона, за которым прячется брат, не способный осознать милость Бога Отца. Для других брат — фигура в богатых одеждах с посохом, что слабо сходится с библейским текстом. Касательно ближайших к зрителю после центральных фигур существует другая любопытная теория: перед нами всё те же отец и сын, только в самом начале притчи, когда сын собирается в путь, чему вполне соответствует схожесть в одежде у стоящего с посохом старца. Независимо от того, какая версия ближе лично вам, Рембрандт убирает конфликт между братьями, присутствующий в притче, и сосредотачивает нас именно на центральном действии, постепенно снижая насыщенность света и уводя в тень задний план и создавая пространственную глубину, в которой растворяются все детали. Наконец, мы обращаемся к главным героям. Сын, припавший на коленях к ногам своего отца, уже не заботится, в каком виде он предстаёт: рваная одежда, бритая голова и сползающая с ног обувь уже не имеют значения перед желанием быть сейчас в объятиях, полных любви и заботы. Никакого гнева или презрения, только покой и прощение, соединённое с раскаянием и смирением пережившего величие и падение юноши. Полотно имеет добавленную полосу снизу, хотя изначально ступни сына, стоящего на коленях, находились буквально на краю по авторскому замыслу: фигура практически готова покинуть живописное пространство и перейти в реальность. Тёплые цвета, отсутствие ярких цветовых контрастов и мягкий свет, опускающийся на эту небольшую, но настолько важную сцену — всё способствует уже нашему собственному проникновению в мир, отображённый Рембрандтом.
Сколько ни вглядывайся в детали: в людей, в барельеф колонны с флейтистом, намекающий на предстоящее веселье, в одежды — всё лишь поддерживает отца и сына, для которых именно этот момент имеет наивысшее значение. Вот так Рембрандт, начав творчество с, казалось бы, уже сильных и технически выверенных полотен, умудрился достичь вершины своего мастерства, отделившись от того, что делали его современники. Попробуйте посмотреть картины на этот же сюжет у других художников, и вы поймёте, насколько она выделяется на их фоне. Многие критики и искусствоведы считают "Возвращение блудного сына" самой трогательной и личной для Рембрандта работой. Честно говоря, несмотря на то, что споры о датировке идут до сих пор, одно я могу сказать для себя точно: эта картина — логическое завершение творческого и жизненного пути художника, полная, прежде всего, собственной надежды на встречу с Богом и воссоединение с любимым сыном Титусом. Силы постепенно покидают Рембрандта, одиночество становится лишь сильнее, оттого растёт желание наконец предстать перед тем самым любящим Отцом, который готов простить все ошибки и принять в свой дом не как слугу, а как родного сына, ведь больше не нужно заботиться о тяжести своих грехов. Возможно, и для вас эти переживания смогут найти отклик, и для этого необязательно быть глубоким старцем. Конечно, я не могу не упомянуть фильм «Солярис» Андрея Тарковского. Картина в целом полна отсылками на великие произведения мировой культуры, а «Автопортрет с Саскией на коленях» и «Возвращение блудного сына» находят своё отображение в течение фильма, переплетаясь с идеями режиссёра.
Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу [2] , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» [1]. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Второстепенные персонажи [ править править код ] Женщина в левом верхнем углу Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.
Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог».
Даже нанимается свинопасом, чтобы есть корм свиней. Совсем нищий и разбитый возвращается к отцу, который с прощением и радостью принимает его: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». На картине — как раз финальный эпизод притчи. Рембрандт писал ее перед смертью, в нищете и одиночестве Последние 30 лет жизни Рембрандта — драма. В 1635-1640-х жена рожает трех детей, но все умирают новорожденными. Четвертый сын Титус выживает, а жена умирает через 10 месяцев.
Параллельно Рембрандт теряет популярность: от него уходят ученики, поступает меньше заказов, падает доход. С каждым годом становилось хуже — и в карьере, и в деньгах. В 1656-м он заявляет о банкротстве. Рембрандт распродает картины и переезжает на окраину Амстердама. В 1663 году умирают главные на тот момент люди его жизни: вторая супруга и единственный сын Титус. Автопортрет Рембрандта Но Рембрандт продолжал работать. И в этот период написал главные картины. Одна из последних или последняя — «Возвращение блудного сына».
Нет точных сведений о последних годах его жизни. Но историки предполагают, что Рембрандт тяжело болел, был слаб и жил бедно.
Всепрощающие руки отца возложены на плечи опустившегося перед ним на колени сына. Обессилевшие руки старика не могут ни притянуть к себе, ни крепко прижать к груди. Отец словно бы опирается на сына, это ощутимо изображено в напряжении большого пальца левой руки. Исследователи любят обращать внимание на то, что левая рука имеет подчеркнуто мужские очертания, тогда как правая больше похожа на руку женщины она почти повторяет, например, линию руки главного персонажа картины «Еврейская невеста», хранящейся в амстердамском Риксмузеуме. Перед нами предстает удивительно зримый, почти осязаемый образ божественного прощения, в котором сочетаются всесокрушающая мощь и бесконечная нежность. Богато украшенный красный плащ с кистями на плечах отца своим покроем и теплым сиянием являет собой своего рода роскошный декор у входа в какое-то невероятно уютное жилище, где царят покой и доброта. Сама фигура отца образует собой некое подобие свода, ведущего в это жилище. Одновременно в его одеянии можно усмотреть образ легких крыльев ангела, под которыми «будешь в безопасности», именно о них псалмопевец говорит: «В тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды» Пс.
Эскиз Рембрандта «Возвращение блудного сына». Музей Тэйлора, Гарлем. Лица сына в этот момент мы почти не видим, он изображен спиной к зрителю. Его глаза закрыты, он всецело обращен к тому, пред кем преклонил колени. Движение его рук также закрыто от взгляда зрителей - можно рассмотреть лишь согнутый правый локоть. Долгий путь возвращения домой истощил его силы, оставил на его теле многочисленные раны - его безволосая голова покрыта струпьями, на правой ступне этого несчастного человека отчетливо видны ссадины. Его некогда роскошная одежда, украшенная по вороту дорогой канвой, теперь представляет собой убогое рубище, а обувь, некогда сделанная из дорогой красной кожи, за время скитаний превратилась в истоптанные донельзя сандалии. В нем мало живого, человеческого, перед нами почти мертвец. Он все промотал, его расточительная жизнь не оставляла ему уже никакой надежды на спасение. В греческом тексте Евангелия прошлая жизнь младшего сына охарактеризована наречием??????
В книгах Нового Завета блудный сын - единственный персонаж, о котором говорится в таких словах. Он не сохранил почти ничего из того, что ему подарил отец. Тем драгоценнее выглядит кинжал на поясе, который никак не сочетается с лохмотьями. Ведь и его можно было запросто продать или обменять на что-то другое, но именно этот кинжал сын сохранил. Так он становится символом последнего проблеска разума, благодаря которому оказалось возможным возвращение домой, он спас его в пути. Пусть голова не покрыта, на ногах нет обуви, а на платье буквально не осталось живого места, но ты не беззащитен перед зверем или человеком, пока у тебя есть такой кинжал. Он выступает символом священной жажды жизни. Как замечает известный французский исследователь отец Поль Бодикье, «Божественное у Рембрандта заимствует все свое великолепие у земного и плотского». Это удивительным образом запечатлено в фигуре младшего сына. Мертвенный цвет его лица, его нищета и какая-то исключительная убогость должны вызывать, по крайней мере, отвращение.
Однако когда видишь свет, который струится на его затылок, шею, верхнюю часть спины, просвечивает сквозь дырявые одежды, то уже не ощущаешь ничего, кроме отеческого тепла и невидимого божественного присутствия. Особое волнение может вызвать столь незначительная на первый взгляд деталь - упавшая с левой ноги сына старая стоптанная сандалия. Рембрандт живописует эту сцену не как наблюдатель-аналитик, а как растроганный отец, который видит своих героев зорким взором любящего сердца. Этот несчастный, грязный, облысевший сын, промотавший все, что имел, не может не вызвать отвращения, но именно в этот момент к нему испытываешь бесконечное сострадание. Благодаря этому, зритель не может не испытать на себе силу той любви, которая струится из рук отца.
Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына"
Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель — и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой!
Описание На полотне художник изобразил группу людей несколько человек на небольшой площадке перед входом в дом. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к зрителю спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Лица его не видно, но растрескавшиеся пятки говорят достаточно о его странствиях.
Бритая, будто у каторжника, голоа и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, одна упала, когда сын становился на колени.
Отец, прощающий сейчас сына, он ему и отец, и мать, как метафора Бога, заново создающего в этом опустившемся человеке личность, своего сына. Тут есть, конечно, еще тонкости караваджистского толка.
Вот поистрепавшийся костюм, где воротнике сзади сохранился кусок вышивки с жемчугом. Вот это то, что осталось от богатого, роскошного одеяния, которое сыну дал отец. Тоже вот такой натурализм. Он, конечно, такой, к которому художник и сам мог прийти, без всякого Караваджо. С другой стороны, мне кажется, что за этим тоже чувствуется какая-то определенная насмотренность.
К тому же Рембрандт не молод в этот момент, он пережил страшное потрясение, банкротство, смерть своей любимой женщины и сына. Он остался с дочерью Корнелией. Она подросток, на тот момент ей 15 лет. Наверное, как всякий нормальный человек, он ее любил, но она девочка. А сын продавал картины и многое понимал, и, может быть, у них были какие-то серьезнейшие точки соприкосновения, ведь у Рембрандта есть целый цикл портретов Титуса.
Раз так часто портретировал сына, значит, очень много имел к нему любви, которую вкладывал в эту самую живопись. Духовный путь Рембрандта развивается как-то параллельно с духовным путем Караваджо. Караваджо в конце жизни, когда ему было совсем-совсем плохо и одиноко, пришел к своего рода духовному идеалу, к идеальному образу святого. Такой человек в критический момент своей жизни, в момент расставания с этой жизнью или в момент падения, как отрекшийся Петр, обретает Бога внутри себя и приходит к целостности, внутренней гармоничности всего своего облика. Вот эта одна из последних картин Рембрандта тоже посвящена, во-первых, абсолютной целостности, великой, космической гармоничности облика отца, который здесь творец, создающий гармоничный мир, и этот гармоничный мир он восстанавливает в разрушенной жизни своего сына.
Здесь речь идет, может быть, и не о впечатлениях от творчества другого художника, а о каком-то параллелизме пути Рембрандта и Караваджо. Эти два художника никогда не узнали друг друга, да и жили-то они в разных странах. На момент, когда родился Рембрандт, в 1606 году, Караваджо убил человека. Рембрандт родился, а Караваджо в этот год провалился в такой страшный мрак. И оба в конце жизни пришли к свету, тоже через падения, через кризисы, через прохождение опыта греха.
Рембрандт — ведь тоже человек совсем не безукоризненный в нравственном отношении, да и в духовном тоже, у него был очень сложный путь. Но у них точка схода, как в центральной перспективе, оказалась одинаковая: они пришли к идеальному образу человека, обладающего внутренним миром, покоем и гармонией, человека, нашедшего путь к Богу. Поэтому, конечно, в свете караваджистского опыта есть смысл посмотреть на эту знаменитую картину, чтобы оценить, во-первых, самодостаточность, гениальность, самобытность пути Рембрандта, и оценить караваджизм. Ведь караваджизм и творчество самого Караваджо в контексте сравнения с этими великими мастерами оказывается не каким-то странным эксклюзивом своей эпохи. Караваджизм оказывается ответом на вопросы не только многих почитателей искусства, ответом на вопросы Церкви своей эпохи, но и ответом на вопросы многих художников: кто-то, зная его наследие, кто-то, зная меньше или соприкасаясь косвенно, шел по пути Караваджо параллельно с ним или после него.
Всего вам доброго! Возвращение блудного сына. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606—1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 1. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 2.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 3. Национальный музей Швеции, Стокгольм 4. Автопортрет с затененными глазами.
По словам Курецки, «по сути, старик предстает в роли дверного проема, через который блудный сын достигает искупления». Младший сын.
Оборванный молодой человек застыл в молитвенной позе. В притче он говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние. Старший сын.
Сам Рембрандт не оставил пояснений, кого еще он изобразил на этой картине, но многие исследователи считают мужчину в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома, старшим братом главного героя. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями — напоминание о злоключениях блудного сына. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми. Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх.
Возвращение блудного сына: картины и иконы
Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына" – Telegraph | «Возвращение блудного сына» Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. |
Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г. | «Возвращение блудного сына» — последняя работа Рембрандта. Ему шестьдесят три года. |
«Возвращение блудного сына» Рембрандта, или последний шедевр голландского мастера | Пикабу | Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт писал незадолго до смерти. |
Sorry, your request has been denied.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта — наиболее впечатляющее визуальное воплощение отцовской любви и прощения в западноевропейской живописи. «Возвращение блудного сына» Рембрандта продолжает очаровывать и вдохновлять зрителей своей вечной красотой, пронзительным повествованием и техническим блеском. посвящение картине Рембрандта "Возвращение блудного сына", автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в понедельник в Государственном Эрмитаже. «Возвращение блудного сына» Рембрандта — наиболее впечатляющее визуальное воплощение отцовской любви и прощения в западноевропейской живописи. Но Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» драматично, без излишней красоты и помпезности.
Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна
Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. Несмотря на грехи младшего сына, его старый отец принимает блудного сына, и лицо старика демонстрирует абсолютное прощение. В Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. «Возвращение блудного сына» — одно из самых совершенных созданий великого мастера.