Новости советские фильмы о вов

За годы Великой Отечественной войны советские кинематографисты выпустили не менее 100 кинокартин.

Фильмы о Великой Отечественной войне на портале Президентской библиотеки

Уже в слогане михалковского опус магнум — «Великое кино о великой войне» — читался вызов зрителю и самой истории кино, брошенный дерзким Никитой Сергеевичем. великая отечественная война195985 мин. битва за Берлин. Режиссёр Антон Коваленко собрал подборку гениальных советских фильмов о Великой Отечественной войне, которую можно смотреть как всей семьёй, так и в одиночестве.

Кино послевоенного возрождения (+ВИДЕО)

Тогда частично был реанимирован личный культ Сталина как Верховного Главнокомандующего, 9 мая стало выходным днем, превратились в традицию военные парады на Красной площади — правда, пока еще только в юбилейные годы ежегодными они станут при Ельцине. В «Освобождении» была предложена модель восприятия Победы, которая общепринята до сих пор. Если кратко: свой вклад внесли все — и рядовые солдаты-герои, и военачальники во главе со Сталиным, и хотя цена заплачена огромная, какие-либо разговоры об этом неуместны. Озеровские реконструкции генеральных сражений дополнялись десятками фильмов о героических боях местного значения. Правда, снимали их часто не от сердца, а в соответствии с тематическим планированием — кино о Великой Отечественной в нем присутствовало постоянно. Но, конечно, были и дерзкие попытки отойти от стереотипных подходов изображения войны — пафосной героики и плакатности персонажей. Целый ряд картин, предлагающий принципиально иной уровень достоверности, был снят подальше от кремлевских звезд, на «Ленфильме», в рамках ленинградской школы. Одна из ключевых фигур этой школы — Алексей Герман.

Его дебютная «Проверка на дорогах» из-за слишком смелого сюжета бывший военнопленный, служивший у немцев, искупает кровью свою вину и «негероического» вида советских партизан на полтора десятилетия легла на полку. Фильму «Двадцать дней без войны» повезло больше — его придержали всего на год с небольшим. Сюжет здесь менее вызывающий фронтовой журналист едет в отпуск в тыл , но сам быт людей, их обстановка, манера поведения и поступки ломают все привычные клише. После Германа на гладковыбритые лица и чистые гимнастерки в парадных фильмах невозможно смотреть без раздражения. Подобным стремлением к документальности отмечены еще ряд ленфильмовских картин — «Летняя поездка к морю» и «Торпедоносцы» Семена Арановича, «Порох» Виктора Аристова. Однако почти все они имели проблемы с цензурой и с большим трудом пробивались к зрителю. Зрителя не жалели лишь в военное время, когда картины зверств фашистов добавляли решимости сражаться например, сцены пыток в «Зое» 1944 года до сих пор невозможно смотреть без содрогания.

Однако затем даже слишком большая лужа крови в кадре могла стать причиной для переделки сцены. Поэтому мы с большим трудом можем представить, какой шок испытали первые зрители фильма «Иди и смотри». Историю Хатынской трагедииКаратели загнали в амбар и сожгли полторы сотни мирных жителей Элем Климов снял как самый настоящий хоррор. Давно озабоченный проблемой передачи на экране пограничных состояний, Климов решил снять кино не столько о геноциде, сколько о том, что происходит с психикой человека, столкнувшегося с абсолютным злом. Жутью здесь отдают даже безобидные детали, вроде ручного лори, который пауком притаился на плече главного фрица. До сих пор «Иди и смотри» — один из самых известных в мире советских фильмов, который попадает во все списки лучших антивоенных картин. Но если бы не перестройка, «Иди и смотри» вряд ли бы вышел в прокат и тем более поехал бы представлять нашу страну на зарубежных фестивалях.

Кроме невероятной жестокости, фильм отличает и иной уровень откровенности в разговоре о коллаборационизме. Скоро, с приходом гласности, станет возможно говорить и о других, ранее запрещенных темах — например, об ошибках командования в годы войны, о штрафбатах и заградотрядахВоинские формирования, которые размещались на передовой для поддержания воинской дисциплины и предотвращения бегства военнослужащих.. Поделиться «Свои» 2004 Кадр из фильма «Свои» В начале 2000-х, после периода затишья, хлынула целая волна военных фильмов — как авторских, так и вполне зрительских. И если «Звезда» Николая Лебедева воспроизводила коды советской военной драмы, то, например, Михаил Пташук щедро намешал иноземного саспенса в экранизацию Богомолова «В августе 44-го». Однако самый любопытный жанровый эксперимент предъявил Дмитрий Месхиев. Три беглеца из немецкого плена прячутся в доме отца одного из них. Тот, оказывается, служит старостой при немцах.

Сюжетных линий в "Первом Оскаре" несколько: любовный треугольник, в котором замешаны оба главных героя, крайне напряженные отношения между ними же, вынужденными снимать на фронте в паре, а также баталии в Лос-Анджелесе, где продюсер Дэвид Селзник отстаивает перед всесильным Луисом Майером идею учредить в кинопремии "Оскар" номинацию "Лучший документальный фильм" и первым ее лауреатом сделать советскую картину, открывшую всем глаза на суть фашизма. Кроме эпизодов атак и побед там были кадры матерей, вынимающих из петли повешенных нацистами дочерей. Были кадры разрушенного варварами дома Чайковского в Клину и дома Льва Толстого в Ясной Поляне, где нацисты устроили конюшню. Перед зрителями предстала поруганная русская культура, которую признавали, которой восхищались во всем мире. Фашизм явил свое лицо — физиономию чистейшего зла. Эти кадры вываливались из всех клише фильмов о войне, они были человечны, и у зрителей наворачивались слезы, — отмечал Сергей Мокрицкий. Приближено к реальности Режиссер не скрывает, что процесс продвигался сложно, из-за пандемии постоянно находясь под угрозой срыва. Условия сразу многократно ужесточились, работа была остановлена, и я вернулся в Россию.

Простой продолжался целый год. Потом снимать стало можно, но с огромными ограничениями. Главную опасность представляла неизвестность: невозможно предугадать, что случится уже завтра. Каждый день начинался с ПЦР-тестов, и мы всегда могли лишиться важных для фильма участников. А если это будут актеры, играющие Майера или Селзника?

Майор прибывший из штаба готовит к перевозке картины и золото по приказу командования, однако один из бойцов Родина уговаривает старшину попридержать экспедицию майора - до сих пор нет связи от офицера, уехавшего из имения ранее.

Возможно его перехватили немцы. Родин с майором решают отменить выезд. А тем временем немцы, не дождавшись выезда машины с сокровищами, решаются на дерзкий... Проводником будет местная жительница Людмила Кириян. Иван Родин в отряде Одинцова. Буквально в первый день пути партизаны ловят на краже из своего лагеря мальчишку-цыганенка Марко.

Он рассказывает что сбежал из лагеря в котором у детей выкачивают всю кровь немецкие врачи. Праведник 2022 Военный фильм про уникальный подвиг политрука Красной армии, спасшего от верной смерти 218 евреев. Сюжет фильма полностью основан на реальных событиях. Политрук 29-й стрелковой дивизии 32-й армии Николай Киселёв в октябре 1941 года попал в немецкий плен под Вязьмой. Он ушёл на фронт добровольцем и политруком 28-летний крестьянский мужик стал не спроста, до войны он успел закончить московский институт внешней торговли. Все политруки расстреливались немцами без суда, поэтому Николай не стал затягивать с побегом.

Убежав из плена он связался с подпольщиками в деревне Илье и в начале 1942 года вступил в отряд Василия Воронянского "Мстители", которого сами партизаны ласково называли дядей Васей. Летом 1942 года партизанский отряд стал свидетелем расправы над евреями в селе Долгиново... Скоро выходит на экраны. Главная героиня фильма - младший лейтенант Мария Петрова. Чекист, коммунистка, отреклась от веры и своего отца священника. На дворе октябрь 1941 года, фронт под Москвой оголен, немец стремительно идет к городу.

Фильм 1: Агрессия. Серия 1 Фильм 1: Агрессия. Серия 2 Фильм 2: Тайфун. Серия 1 Фильм 2: Тайфун.

Серия 2 Киноэпопея в двух фильмах. В фильме Агрессия в двух частях показаны события, происходившие в Европе, на территории СССР накануне и в начале второй мировой войны. Интереснейшая картина смотрится захватывающе. Это один из самых зрелищных военных фильмов в истории Мосфильма.

Второй фильм охватывает события от начала разработки гитлеровским штабом операции захвата Москвы до основных сражений великой битвы. По зову сердца 1985, Галина Шигаева, Суламифь Цыбульник Летом 1941 года Григорий ушел на фронт, был ранен и вместе с госпиталем эвакуирован. Попытки разыскать мужа оказались безуспешными и Тамара ушла санинструктором на передовую, затем окончила артиллерийское училище и стала командовать взводом. А позже она узнала, что Григория подобрали жители деревни и он, изменив присяге, остался ждать прихода Советской армии… Секретный фарватер 1986, Вадим Костроменко 1944-й год… Год победоносного перелома в Великой Отечественной войне, но на Балтийском театре морских сражений пока тихо.

Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на "Летучий голландец" и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего Рейха, которая ее окружает… Сошедшие с небес 1986, Наталья Трощенко Во время боев в Аджимушкайских катакомбах погибают, но не сдаются их героические защитники; среди них влюбленная пара Сергей и Маша. А как сложилась бы их дальнейшая жизнь, если бы судьбе было угодно пощадить их? Воскресный день в аду 1987, Альмантас Грикявичюс, Автандил Квирикашвили, Витаутас Жалакявичюс Летом 1944 года двое советских военнопленных — литовец и русский — совершают побег из концлагеря.

Спасаясь от погони, они оказываются в зоне отдыха эсэсовцев на приморском пляже. Литовец прекрасно говорит по-немецки, русский же знает лишь несколько фраз. Здесь, под страшной угрозой разоблачения, им придется провести целый день… Акция 1987, Владимир Шамшурин Лето 1943 года. Советскому командованию становится известно, что на оккупированной территории Украины действует специальная разведшкола по подготовке разведчиков и диверсантов, одним из руководителей и преподавателей которой работает предатель Родины, опытный разведчик Кареев.

Для нейтрализации немецкой разведбазы было решено изъять её архив… Мой боевой расчет 1987, Михаил Никитин 1945 год, война позади. Восемнадцатилетний сержант Сергей Кружкой после тяжелого ранения возвращается домой. Узнав, что в городе орудует банда преступников, герой решает помочь органам правопорядка — и в одиночку начинает расследование. После первого столкновения с бандитами Сергей попадает в госпиталь.

К нему приезжают фронтовые друзья — и они вместе разрабатывают план действий… Отряд специального назначения 1987, Георгий Кузнецов Великая Отечественная война, 1943 год. В тылу немцев под Ровно действует партизанский отряд «Победители», совершающий дерзкие террористические акты. Однако основной задачей отряда специального назначения является сбор разведданных, ответственность за осуществление которой берет на себя чекист Грачев. Прототип главного героя — легендарный разведчик Николай Кузнецов.

Действие фильма происходит в последние дни Великой Отечественной войны. После Мюнхенского сговора, отдавшего Чехословакию во власть Гитлеру, чех Ян Трейбал вместе с другими патриотами покидает родину. Попав в Советский Союз, герой становится командиром звена Первой Чехословацкой авиационной дивизии. Вместе с ним воюют неунывающий подпоручик Мартин Габриэль, бескомпромиссный лейтенант Александр Лежнев и полный романтических представлений о жизни юный пилот Томек Яндак… Красный цвет папоротника 1988, Виктор Туров Весной 1944 года в Яновских лесах Польши против фашистских оккупантов действовали отряды советских партизан и бойцы польского Сопротивления: Армия Людовой и Армия Крайовой, которая, подчиняясь буржуазному польскому правительству, находившемуся в Лондоне, придерживалась нейтралитета.

Когда фашисты блокировали лес, советские партизаны, отразив первый удар, предложили предводителю Армии Крайовой — Бжезине — единый план выхода из окружения... Охота на единорога 1989, Владимир Лаптев Начало войны.

Кино о войне: что посмотреть на праздник и грядущие выходные

Теперь любимые фильмы и сериалы в хорошем HD качестве доступны бесплатно на всех устройствах без регистрации. В данной статье вы расскажете, как представлена тема Великой Отечественной Войны в советском кинематографе. О подвиге Героя Великой Отечественной войны Генриха Закаряна и о своеобразной нравственной [ ]. Великая Отечественная война.

33 российских военных фильма – ТОП лучших про войну

Множество фраз героев вроде «Арфы нет — возьмите бубен» и «Будем жить! Примечательно, что Быков изначально хотел делать фильм в цвете, но ему не выделили дефицитную на тот момент цветную пленку. Через много лет идею режиссера воплотили. В 2009 году «В бой идут «одни старики»» колоризовали и отреставрировали: хронику военных лет очистили от пленочных царапин.

Цветную версию показали в эфире Первого канала на 9 мая. Лучший фильм 1975 года по версии журнала «Советский экран». Сюжет Сергея Бондарчука охватывает ряд событий, произошедших накануне Сталинградской битвы.

История рассказывает о подвигах обыкновенных солдат, сражающихся с врагом и демонстрирует истинную цену великой Победы. В советском прокате кино посмотрело 40 миллионов человек. Как и «Балладу о солдате» Григория Чухрая, картину Бондарчука отреставрировали в 2017 году специалисты киноконцерна «Мосфильм».

Фильм повторно показали в кинотеатрах накануне 9 мая. По сюжету двое белорусских партизан — солдат Рыбак и офицер Сотников — попадают в руки полицаев и проходят через допросы и пытки. В поисках выхода один из героев идет на предательство и сделку с собственной совестью.

Это первый советский фильм, удостоившийся «Золотого медведя» — главной награды Берлинского кинофестиваля. Фильм могли не допустить к прокату — цензурные органы считали, что вместо истории о партизанах Шепитько сняла «религиозную притчу с мистическим оттенком». Помог муж Ларисы, режиссер Элем Климов.

В обход «Мосфильма» он пригласил первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова на специальный показ картины. Машеров восхитился фильмом; через несколько дней кино вышло в прокат без правок.

Фразы из него разобраны на цитаты. Помним сакраментальную фразу, пароль-отзыв: «У вас продается славянский шкаф? Лента вышла в прокат 19 сентября 1947 г. Кинокритики в игре П. Кадочникова отмечали «отсутствие позы и переигрывания», «мягкость и простоту исполнительской манеры… делающей образ Федотова человечным и привлекательным», «строгость и сдержанность» актёрских средств выражения.

Второй триумфальный для Кадочникова фильм — экранизация произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» 1948 г. Столпер — остаётся и до сегодняшнего дня живым и сильным, как и его литературная первооснова. Для достижения достоверности образа легендарного обезноженного лётчика Мересьева Кадочников отказался от помощи дублёров и сам учился ходить на протезах, даже танцевал на них. Павел Кадочников в фильме «Повесть о настоящем человеке» В 1947-м г. Луков снял военную драму «Рядовой Александр Матросов», в которой с помощью актёра Анатолия Игнатьева рассказал о подвиге 19-летнего солдата Великой Отечественной войны, закрывшего своим телом амбразуру фашистского дзота. Кадр из фильма «Александр Матросов» Запомнились также посвященные борьбе за мир фильмы «Встреча на Эльбе» 1949 г.

Александровым, конечно же, с Л. Орловой в главной роли, а также «Русский вопрос» 1948 г. Ромма, по одноимённой пьесе К. Картина «Русский вопрос», посвящённая также теме советско-американских отношений, была удостоена Сталинской премии I степени, нескольких международных премий. Кадр из фильма «Встреча на Эльбе» Среди лент о советской действительности послевоенных лет завоевал популярность музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» 1948 г. Пырьев о талантливом композиторе. Роли исполнили артисты В.

Дружников, М. Ладынина, В. Васильева, Б. Андреев, В. Благодаря оператору В. Павлову в ленте выразительно показаны также величие и красота русской природы. Но и сказка оказалась весьма уместной в тот период Особое место в послевоенном кино занимает светлое полотно М.

Донского «Сельская учительница» 1947 г. Марк Донской и Вера Марецкая получили в 1948-м г. Сталинскую премию I степени. Но и сказка оказалась весьма уместной в тот период. Режиссёры Н.

После премьеры Сергей Бондарчук сразу стал известным режиссёром. Фильм «Судьба человека» собрал 39 миллионов зрителей, получил главный приз на ММКФ 1959 года и ряд призов других международных кинофестивалей, а режиссёр-дебютант получил Ленинскую премию. Кадр из финала фильма до сих пор считается одним из лучших и самых узнаваемых кинокадров.

В условиях ожесточенных боёв солдаты переживали личные драмы и радости… Ассистенты Бондарчука ездили по всей стране, чтобы собрать актерский состав — 57 актёров только на значимые роли, еще 80 актёров второго плана и массовка! Режиссёр принципиально утверждал на главные роли актеров, которые застали и помнили войну. Он сам, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский и многие другие участники съёмочной группы во время войны были на фронте, а для режиссёра было важно, чтобы актёры не играли, проживали роли и чувствовали своих героев. Бондарчук, В. Досталь «Они сражались за Родину» стал последним фильмом для Василия Шукшина — актер умер во время съёмок. Последние сцены с участием солдата Лопахина снимали в павильоне «Мосфильма» с помощью дублёра — актера Юрия Соловьёва. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм стал лучшим фильмом 1976 года, а еще через год режиссёр и оператор фильма стали лауреатами Государственной премии им. Три фронтовых друга поклялись не влюбляться до конца войны и даже спели про это знаменитую песню про «первым делом, первым делом самолеты, ну, а девушки — а девушки потом…».

Однако знакомство с летчицами женской эскадрильи и очаровательной журналисткой заставило их пересмотреть взгляды. На роли Булочкина и Тучи были без проб утверждены Василий Меркурьев и к тому моменту уже заслуженный артист СССР Николай Крючков , а вот капитана Кайсарова искали долго и в конце концов нашли среди преподавателей театрального училища — Василий Нещипленко преподавал там биомеханику. Тимошенко Хотя фильм был снят по заказу правительства СССР — в 1944-м году все надеялись на близкую победу и кинематографистам поступил указ «срочно снять веселый фильм о наших доблестных воинах» — после премьеры на него обрушились критика. Комедию на военную тему посчитали легкомысленной идеей. Зрители, как это часто бывало, мнение не разделили и вывели «Небесный тихоход» в лидеры проката, Николай Крючков, Василий Меркурьев и Василий Нещипленко стали олицетворением храбрости, оптимизма и мужской дружбы, а песни из фильма пользовались огромной популярностью. Тимошенко В 1970-м году фильм отрестраврировали и переозвучили. Вмешалась цензура и в результате фильм стал на 10 минут короче. Вырезали сцену заигрывания друзей с медсестрой, рассказ профессора медицины в исполнении Фаины Раневской о семейных драмах, убрали шутку про «мёртвый час» в больнице, сравнение «Пионерской правды» с газетой Times, подробности спасения Кайсарова и многое другое.

В 2012 году фильм отреставрировали и раскрасили, а заодно вернули все вырезанные сцены.

Рассказ о юном разведчике Иване, потерявшем семью, но приобретшим ненависть, которая противоестественна для детского сердца, но от которой никуда теперь не деться до самой смерти. Климов Картина о том, как война может даже рай, каким для каждого является его детство, превратить в ад, если это Белоруссия 1943 года и детство пришлось на время оккупации. Фильм до сих пор считается самым натуралистичным во всем мировом военном кино, а сцена сожжения карателями деревни до сих пор потрясает абсолютным совершенством в показе обыденной жестокости, сравнимой с полотнами Босха и Брейгеля. Только вот в фильме это одна деревня, а их таких, уничтоженных на белорусской земле, было 628.

Калатозов Самый известный в мире советский военный фильм, обладатель единственной за всю историю отечественного кино «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Картина о том, что измена в тылу несет смерть на фронте, даже если это всего лишь измена главной героини бойцу Красной армии с его братом. Искупить такую вину можно даже в сердцах близких тебе людей, но не в своем собственном. Никитин Сбежавший из школы на фронт Серега Кружкой по ранению возвращается в родной город и вступает в бой с бандитами. Все было бы плохо, но тут по случаю Победы объявился его боевой расчёт проездом с германского фронта на японский.

И рванула душа на войну, чтобы вместе через Гоби и Хинган до самого Порт-Артура. Потому что русскому человеку только там, на войне, место у окошка, а не в тамбуре, как говорил сержант Кружкой. Трегубович Один день из жизни экипажа самоходного орудия, в который вместилось все - смешное и горькое, героическое и обыденное, страх, которого не надо стыдиться, и слава, которой не стоит гордиться. Потому что таких дней на войне было больше тысячи. И каждый надо прожить и выжить, что нелегко, особенно если ты - самый младший из экипажа, но при этом и командир, а вокруг война, и до смерти, как поется в песне, четыре шага.

Фоменко На войне проявляются лучшие стороны человека. И практически в каждом человеке живёт герой. И не надо совершать каких-то неимоверных подвигов - надо только оставаться людьми, которые стараются выполнить свое дело, а еще хотят любить и быть любимыми. Даже если война. Шедевр советского кино, снятый выдающимся театральным режиссёром Петром Фоменко, посвящён «братьям и сёстрам милосердия» - медперсоналу санитарного поезда.

Трощенко и А. Вехотко Картина о скромных тружениках, «чернорабочих войны» - саперах. И не просто саперах, а о единственном в Красной армии женском батальоне миноискателей. А еще о том, что подвиг — он везде подвиг. А уж подвиг девушек, вместо свиданий и дум о женихах в дождь и в грязь ползавших по раскисшим полям, спасая жизни наших солдат — подвиг вдвойне.

Бондарчук Один из любимейших в России фильмов о войне. За 5 тонн тротила и 2 тысячи солдат, обеспечивших грандиозность батальных сцен. За «ой как больно», в кадре произнесённых Сергеем Бондарчуком после смерти на съёмках Василия Шукшина. За тихоновское «драться рядом с товарищами можно и глухому». За людей, которые сражались.

И победили. Матвеев О том, что, когда беда поровну, одна на всех, тогда и Победа одна на всех снял свой лучший фильм Евгений Матвеев, воздав должное героизму тружеников тыла — миллионов безвестных героев, жертвовавших своим здоровьем, а, зачастую, и жизнью ради нашей общей Победы. Чхеидзе В 16 лет будущий сценарист Сулико Жгенти, сбежал на войну, не зная, что его отец пойдёт искать своего блудного сына. А еще через 20 лет эту историю об отце солдата, нашедшем и потерявшем сына в победном Берлине 1945-го экранизировал Резо Чхеидзе. Закрепив тем самым предположение режиссёра Сергея Герасимова, именем которого названа российская кузница кинокадров ВГИК, что все грузины рождаются с кинокамерой в руках.

Симонов Отряд красноармейцев, 21 июня 1941 года отправленный безоружными валить деревья в приграничную литовскую глушь, оказался единственными, кто остался биться до победного за нашу и вашу свободу, которая местным оказалась не особо-то и нужна, если за неё не платят рейхсмарками или, на крайний случай, рублями. Фильм о тех, кому своя рубашка ближе к телу, и о тех, кому свобода Родины дороже жизни. И в чем разница. Рогов Великой Отечественной войне здесь посвящено едва ли треть экранного времени, но это одно из сильнейших эмоциональных воздействий на зрителя во всем военном кино. Ни одного лишнего слова или кадра нет в этой простой и величественной истории о друзьях-товарищах, выбравших своей профессией «Родину защищать».

Как поётся в песне, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Это фильм о них. О героях.

9 неочевидных фильмов о Великой Отечественной войне, которые стоит посмотреть

Фильм про войну в Афганистане СССР 1991. Токже в данной рубрике будут представлены зарубежные фильмы о войне, снятые в союзных странах и представленные советским кинопракатом в СССР, такие как популярный польский сериал Четыре танкиста и собака. Картины о Великой Отечественной начали снимать еще до окончания войны.

Великое Отечественное кино: как за 80 лет изменились фильмы о войне

В этом десятилетии мы были шокированы фильмом «Иди и смотри» о карательной операции фашистов в Белоруссии глазами мальчика, седеющего за двое суток. В 1985 году выходит «Проверка на дорогах». Снятый пятнадцатью годами ранее, этот фильм идеально лег в стилистику восьмидесятых, стилистику вскрытия все новых слоев «настоящей правды» о войне: это фильм о партизанах, изучающий природу предательства видимо, неизбежного спутника борьбы в тылу врага. В 1970-х он показался кинематографическому начальству слишком неординарным, в 1980-х уже было можно.

Что интересно, в середине этого десятилетия советское военное кино «жмет на тормоза». Разоблачения и эксперименты эпохи перестройки почти не коснулись войны, все самое важное уже было сказано. Заканчиваются три лучших десятилетия нашего военного кино.

Перестройка и девяностые. Раскол Фильм «Завтра была война», 1987 ЦитатаА вот следующий год будет обязательно счастливым, вот увидите. Эта эпоха потеряла язык и смысл, по крайне мере в том, что касается фильмов о войне.

Цензура пала, но одновременно куда-то делся и киноязык, утонув в актуальной тематике, в «чернухе». Войне остались темы, о которых было не принято говорить в СССР, — в частности о трагедии еврейского народа именно как еврейского, а не части советского. Появляется, неприкрыто трагично и очень лично, тема Бабьего Яра — фильм «Дамский портной».

Появляется попытка, практически не имевшая сколько-нибудь талантливого продолжения, комедийно-диссидентского показа войны «Жизнь и приключения солдата Чонкина». Но вообще в это десятилетие военного кино очень мало, заметного нет. Но вообще эта эпоха не смогла интегрировать правду о сталинизме и правду о войне — страна и ее идеология раскололись теперь уже и в политической реальности, не только в культурной.

В эту эпоху страна пытается найти смыслы — человеческие и идеологические. Проблема состоит в том, что массовое кино впало в зависимость от всемирных голливудских штампов, что удваивало неправду — пафосное патриотическое кино для залов с попкорном и с эстетической зависимостью от американских образцов. Иногда новую стилистику и здравый смысл удавалось помирить.

Такова, например, отличная, в меру вестернизированная картина «В августе 44-го». Но самые характерные фильмы эпохи — это «Мы из будущего» 2008 и 2010 , где ребята из настоящего попадают на фронт Великой Отечественной. Это прямо мечта поколения 2000-х, которое в поисках смысла и правды воображало себе моральную ясность войны.

Некоторые из представителей этого поколения оказались потом по разные стороны войны на Украине. Но по-настоящему хорошие фильмы эпохи — не совсем о войне. Самый знаковый фильм середины нулевых — «Остров», в нем война — это эпизод прошлого главного героя, теперь монаха, которого играет великолепный рок-юродивый Петр Мамонов.

Это первая с нашем кино по-настоящему православная история, снятая в стране, где один из главных социальных трендов последних десятилетий — массовое воцерковление. В это время российское кино постепенно училось не кривляться, а — после большого перерыва — говорить о чем-то настоящем. Новое кино.

Мы сейчас не можем знать, про что наша эпоха. Но, работая над этим текстом, мы удивились, как много наших фильмов про войну связаны с Украиной: от «Молодой гвардии» и «В бой идут одни старики» до современных «Матч» и «Севастополь». Что, видимо, понятно: война очень сильно прошлась по Украине и Белоруссии.

Нынешняя отвратительная украинская война настолько полна символизма Великой Отечественной, что и все военные фильмы кажутся актуальными. Украинско-российский фильм «Битва за Севастополь», который снимался сначала в Крыму, а после его присоединения к России — в Одессе, с успехом показан в Донецке, выходит в России и на Украине. Понимание в России и в Донбассе, понятно, антифашистское, а на Украине — патриотическое, поскольку главная героиня, советская снайперша Людмила Павлюченко в украинском информационном контексте рифмуется с украинской летчицей Савченко, находящейся в России под следствием.

Захар Дерюгин уходит на фронт и попадает в плен к немцам. Позднее он совершает побег и примыкает к партизанскому отряду, возглавляемому Брюхановым. Его возлюбленная Маня и жена Ефросинья становятся подпольщиками и ведут бесконечно трудную жизнь в оккупации, по мере сил помогая партизанам.

Сюжет фильма развивается в двух линиях. В одной описана судьба двух друзей-красноармейцев, в другой — офицеров царской армии. В определенные периоды жизненные пути всех героев пересекаются, сталкивая друзей и врагов между собой.

Черно-белые кадры фильма очень точно передают настроения, царившие в обществе после революции. Его сюжет во многом совпадает с боевой биографией Героя Советского Союза старшего лейтенанта Б. Трое друзей вместе служат в эскадрилье бомбардировщиков.

Они получают приказ от разведки: найти и сфотографировать аэродром фашистов с истребителями Фоке-Вульф. В 1977 году его посмотрели почти 36 миллионов человек. Действие происходит одновременно в 1974-м и в 1944-м.

В распоряжении режиссеров поступили 15 операторов, рассредоточенных по многокилометровой линии фронта. Особую трудность представлял мороз: ломалась аппаратура, пальцы не слушались. В кадре появилась не только осажденная Москва, но и Подмосковье, Тула, Ясная Поляна, сожженные деревни. Общее настроение картины — ненависть к врагу и уверенность в победе.

А потом всё прошло. Потом мир двинулся дальше, а Петрухина так и осталась там. Она и десятки тысяч других. Весь фильм сделан вполне в стиле 1960-х. Панорамы, современный город, квартиры, музеи, пивные. И даже некоторая прогулочность есть в том, как камера неотступно следует за Петрухиной.

А она, вроде бы и живет, а вроде и нет. Ей никак не найти общего языка со взрослой дочерью, Петрухина кажется чрезмерно жесткой, черствой даже. И только когда Шепитько показывает героиню наедине с собой, раскрывается вся ее хрупкость. Это слово уже не раз звучало в этой подборке военных картин, и оно неслучайно: важно напоминать о том, как хрупка жизнь, особенно на фоне войны. С одной стороны фильмы этого времени внимают опыту 1960-х по собиранию фактуры, с другой, добавляют во всю эту историю с прошлым ностальгические нотки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий