Новости ямщик что такое

Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе.

Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик

Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов.

Что такое ямщик

Городской извозчик. Однако еще были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду - "голубчики" и "резвые". Они имели номерной знак и их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля. Бондарь Бондарь. Автор: С. В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии.

Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко. Автор: Игнатий Щедровский. Жгон или каталь. Автор: Кугач Ю. Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением.

За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты. Шорник Шорник. Автор: Михаил Клодта. Шоры - это наглазники прикрывающие боковой обзор глаз лошади.

Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: седла, уздечки, стремена, которые были уникальными. Первые шорники появились еще с древних времен, а в наши дни лишь единицы мастеров изготавливают амуницию для породистых коней для скачек. Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами. Автор: Николай Кошелев. На Руси начиная с конца 17 столетия существовало огромное множество бродячих торговцев, продававших по деревням мелкий товар, книги, лубочные изделия, бумагу, ткань.

Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры. Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих. Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари. Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, таще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы. Некоторые из них описаны в новгородских устройных книгах конца XVI в. Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе. Поэтому еще Иван IV указом 1556 г. По рекомендации Д. Пожарского, это положение было подтверждено указом 1619 г. Ямщики жили значительно лучше тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом[15], торговлей. Поэтому крестьяне, по словам А. Олеария [25], стремились попасть в число гонщиков. Известны случаи, когда к наиболее крупным ямам и слободам приписывались целые деревни, население которых, кроме выполнения обязательных государственных повинностей, обеспечивало ямщиков хлебом, овсом, сеном. Те из ямщиков, которым не платили прогонов, ежегодно получали от правительства под названием подмоги — денежное жалованье. Иногда вместо денег из Москвы на ямы присылали сукно, кумач и другие нужные в хозяйстве товары. Величина подмоги была различной в разных местах государства. Объяснялось это, в первую очередь, интенсивностью ямской гоньбы самым напряженным в России был тракт Москва — Новгород — Псков , состоянием дорог легким путем считалась дорога из Москвы в Казань и стоимостью лошадиных кормов и пищи для людей. В первой половине XVII в. По тем временам это были большие деньги: Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г. По тем дорогам, где разгоны были небольшие, ямщикам платили гораздо меньше, например в Козьмодемьянске — 8, а в Свияжске — 2 руб. Кроме того, еще давали «хлебное жалование» по 8 четвертей ржи и столько же овса. Одновременно с развитием ямской гоньбы возникали промыслы для обеспечения ямщиков всем необходимым. Иногда телеги, сани, кибитки, конскую упряжь гонщики мастерили сами, но обычно этим занимались умельцы в городских посадах — тележники, седельники и др. А знаменитые ямские ножи ковали в Туле. Охотники пользовались ими и как столовыми, и как шорницкими [49]. Но благополучие в ямских слободах было видимое. Изматывала гоньба. Нехватка людей на станах увеличивала разгоны. Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. Ямщики бросали гоньбу и бежали. Некоторые из них уходили на Дон, в вольные казачьи станицы. Большинство же селилось в посадах и оседало на помещичьих землях. Правительство строго наказывало беглых. Штрафовали также и вотчинников, принявших бывших ямщиков. С них за это взимали штраф 10 руб. Кроме того, указ от 13 августа 1651 г. Этот указ потом неоднократно подтверждался. Тверские ямщики попытались стать посадскими жителями. И без особого сопротивления со стороны властей перешли с яма на посад. Вдовы ямщиков повыходили замуж за стрельцов, казаков и ремесленников. Шли годы, и никто не вспоминал про этот случай. И вдруг 24 ноября 1673 г. Ну, а что делать с вдовами? Тут законодатели решили все очень просто: «которые ямщичьи жены вышли с домами своими замуж, в разные слободы и в дворцовые села, тех сыскивать, за кого вышли замуж. А сыскав, тех людей допрашивать: в ямские слободы вместо себя в замен, кому ямскую гоньбу гонять, в ямщики дадут ли? И буде скажут: в замен в ямщики дадут, тем за них быть в ямщиках. А которые замену за себя не дадут, и тех брать в ямские слободы» [51]. Один из столбцов Разрядного приказа содержит документы по этому поводу — акты пропитаны слезами. Царь любил показать себя добрым помещиком. Особенно в тех случаях, когда доброта ему ничего не стоила. Алексей Михайлович, государь всея Руси, досуг свой посвящал многим вещам. Он сочинил «Устав сокольничьего пути», любил редкостных животных, разводил необычайные растения. В сады подмосковного села Измайлова деревья и кустарники везли со всех концов света. С нетерпением ждал царь, когда из далекого Хорезма в Москву доставят саженцы тутовых деревьев. Но в пути получилась задержка. Сокольник Елисей Батогов привез деревья из Мурома во Владимир 6 апреля 1666 г. По симбирской подорожной ему нужно было дать с владимирского яма до Москвы 104 подводы. Да в тот же день приехал из Астрахани грузинский царевич Николай Давидович, Таймуразов внук. Его пристав Андрей Елагин потребовал лошадей для царевича, для его чиновных людей и «под обиход».

И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы. Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее. Знаки препинания не проставлены. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы. Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка. Большой лингвострановедческий словарь. Чернявская, К. Милославская, Е. Ростова, О. Фролова, В. Борисенко, Ю. Вьюнов, В. Практический справочник. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.

Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог

Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.

Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии.

Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов.

И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.

С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись.

Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Ямская повинность Подробнее по этой теме см. Ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямские казачьи полки Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков.

Правильнее провести аналогию с военным водителем - срочником или сверхсрочником. В самом младшем звании - рядовой, ефрейтор. Престижно ли это? Не очень. Денежно ли? На ям выделяли землю, на которой можно было вести хозяйство для самообеспечения.

На ямах и в ямских слободах

В приказе ямщика записывали в книгу и с этого момента он становился государственным служилым человеком. С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности.

Происхождение слова Ямщик

Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4]. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб.

2. Тряпичник

  • кто такой ямщик определение для детей
  • Разбираемся, что такое ямщик
  • Слово Ямщик
  • Характеристики ямщика

Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка

Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В. Гарпе, М. Воронцова и И. Галатте де Жепола на территории Пруссии , герцогства Варшавского, Саксонии , Мекленбурга , в 1814 году — на территории Франции.

Влияние на культуру.

Она охватывала область управления, денежное хозяйство, финансовую сферу тамга, таможня, деньги, ям, откуда позднейшее: ямщик, алтын, кабак, кабала и др. Но эти тюркизмы всасывались в русский язык веками. Академик В.

Миллер писал о тюркизмах в составе древнерусского языка: «Быть может, и многие слова, которые считаются татарскими, еще раньше татар проникли в русский язык, ибо, если слово в письменных памятниках появляется в XIV-XV вв. Оно просто случайно могло не быть употреблено в дошедших до нас памятниках письменности. Такое сомнение может быть высказано относительно очень многих русских слов тюркского происхождения, которых хронология для нас не ясна. Можно, например, указать ряд русских слов, которых оригинал находится в половецком словаре, но нельзя при этом утверждать, что эти слова взяты нами у половцев, а не у татар, таковы: алтын, алмаз, аркан, казна, казначей, камыш, вьюк, торба, толмач, шатер, чепрак, сундук, сычуг, базар, башмак, бурав, булат и др.

В далёкой от Центральной России Сибири первые почтовые станции появились в 1598 -1600годах. Но царский Указ Павла I «…Быть по Сибири государственной дороге почтовым станом» поспел лишь в 1797году. В начале XIX века на российских дорогах работали более 3. Почтовая служба России тогда считалась одной из лучших в Европе. Несмотря на большие расстояния, плохие дороги, суровый климат и всего лишь 3 л. В начале XX в. Содержатель гоньбы обязывался иметь на каждые пять пар одну летнюю и одну зимнюю повозки. В кондициях 1908 г. В документах оговаривался возраст ямщиков: не старше 50 и не моложе 16 лет. В более позднем контракте 1911 г. Так же не разрешалось ямщикам курить во время езды без разрешения пассажиров Е. Орловский Интересно, что за важная фигура — «Ямщик» в российской истории и жизни? Попасть в ямщики было не просто, хотя по существу, крестьяне, имеющие лошадей, становились кучерами при своих, либо ямских лошадях. Жили при «ямах», получали жалованье от государства и освобождались от подушных налогов, благодаря чему профессия считалась почётной, государевой и популярной. Требования предъявлялись жёсткие, и кандидата в ямщики обсуждали всей округой. Он должен был обладать крепкой физической силой, иметь семью с ребёнком, причём мужского пола. Но чтобы в карты и кости не играл и не бражничал. Кроме всего этого надлежало знать грамоту и уметь…свистеть! Верно, чтобы не спасовать перед соловьём-разбойником, если вдруг повстречается по дороге. Далее кандидатуры рассматривались и утверждались «Ямским приказом» в Москве. Порядка в организации ямщицкой гоньбы стало больше. Но проблемы остались. Огромные расстояния России, низкая плотность населения, плохие дороги не способствовали развитию экономики и ямской службы. За 100 лет действия «Ямского приказа» до отмены его в 1711 году не удалось облегчить бремя ямской повинности. И только при Петре I ямской извоз был устранён, ямщики обрели форменную одежду: зипун из домотканого грубого синего сукна, матерчатого кушака красного цвета, шапки-малахая и ножа, привязанного к кушаку. Вряд ли где нынче в России сыщешь настоящего ямщика, каким представил нам его в «Мёртвых душах» Николай Васильевич Гоголь.

Более того, там же отмечена и основная географическая локализация данного рода деятельности - среднее течение Волги. Ключевой функцией бурлаков являлось протягивание вверх по течению реки так называемых расшивов - относительно небольших, особенно по нынешним меркам, грузовых судов. И, говоря о трудности этой работы, прежде всего, стоит отметить, что именно произведение Репина «Бурлаки на Волге» стало причиной формирования в обществе стереотипа, мол, эта профессия - чрезвычайно тяжёлое занятие, на которое согласятся только те, кто больше не имеет каких-либо возможностей заработать, то есть, как самый крайний вариант. Вот только такая постановка вопроса относительно популярности бурлацкого дела не имеет ничего общего с действительностью. Напрасно этот род деятельности считают таким уж каторжным. Например, свои воспоминания об этой работе оставил бывший бурлак Владимир Гиляровский. И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел. Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца. Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать. Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века. А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность. К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи.

История о ямщиках и почтовых трактах

Вся надежда была на добрых коней, способных уйти от погони, на свой грозный свист или громкий крик, да на собственную отвагу. При тщательном отборе работников предпочтение, в первую очередь, отдавалось тем, чьи предки уже были ямщиками, так что профессия часто переходила от одного поколения к другому. Селили Ямщиков с семьями в отдельных слободах, расположенных у почтовых трактов. Они должны были заботиться о лошадях, готовых отправиться в путь по первому требованию.

Следует различать: ямщики — это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики — водители городских такси.

Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта.

Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30—70 копеек. Грузовое такси — ломовики — работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски.

Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля.

Более того, там же отмечена и основная географическая локализация данного рода деятельности - среднее течение Волги. Ключевой функцией бурлаков являлось протягивание вверх по течению реки так называемых расшивов - относительно небольших, особенно по нынешним меркам, грузовых судов. И, говоря о трудности этой работы, прежде всего, стоит отметить, что именно произведение Репина «Бурлаки на Волге» стало причиной формирования в обществе стереотипа, мол, эта профессия - чрезвычайно тяжёлое занятие, на которое согласятся только те, кто больше не имеет каких-либо возможностей заработать, то есть, как самый крайний вариант.

Вот только такая постановка вопроса относительно популярности бурлацкого дела не имеет ничего общего с действительностью. Напрасно этот род деятельности считают таким уж каторжным. Например, свои воспоминания об этой работе оставил бывший бурлак Владимир Гиляровский. И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел.

Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца. Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать. Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века.

А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность. К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate.

Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов.

И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи.

Лошади и борзые. На перекладных. Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище. Тропинина и московских художников его времени, Москва Абрам Архипов. Рязанский ямщик. Васнецовых, Киров Константин Савицкий. Больная лошадь.

В метель. XIX век Вятский областной художественный музей им.

Ямы и почта в России в старину

  • Содержание
  • Кто такой ямщик
  • На ямах и в ямских слободах
  • Ямщик сообщение о профессии
  • Что значит слово «ямщик»?
  • Ямы и почта в России в старину

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?

Жалованье ямщикам высылал «ямской приказ», основанный во второй половине XVI в. Впервые в документах он упоминается в 1619 г. Ямщик целовал крест в том, что «веровать против великого князя не будет и службу свою будет справлять честно и неленостно». Пользоваться ямскими лошадьми могли только ехавшие с княжеской «грамотой подорожной», удостоверяющей, что едут они не по личным, а по государственным делам. Податное же население платило так называемые «ямские деньги» — налог на содержание ямской гоньбы, и поставляло гужевой транспорт для перевозки грузов в военное время.

Итак, почтовая связь развивалась сообразно становлению государственности, претерпев все этапы экономического и социального развития. Ямщики были почтальонами Вклад в развитие русской почтовой службы внёс выдающийся государственный деятель А. Ордин — Нащёкин. При нём была создана русская почта.

Итак, получается, что ямщики и были вначале почтальонами. Скорость их должна быть высокой — не менее 18 вёрст в час. Затем лошадь нужно было останавливать для отдыха, так как она просто могла упасть замертво. Сменив лошадь, можно было ехать с прежней скоростью.

Вот почему скорость движения по трактам была разная. Быстрее всех ехали курьеры и фельдъегеря, проделывавшие в сутки 200 верст. Остальным удавалось проехать не более 100-150 верст в сутки. Так, например, путешествовал А.

В 1833 г. Самым дешевым способом передвижения, когда путник становился независимым от почтовых трактов, была езда на своих лошадях в личном экипаже. Езда неторопливая, со скоростью не более 5-6 верст в час с частыми остановками для отдыха и кормления лошадей. Можно было также нанимать лошадей с ямщиком.

Тот вез до определенного места, где без большого труда можно было найти другого ямщика. Такой способ передвижения назывался «на вольных». Правда, стоило это дороже, чем езда на почтовых. Важные сообщения везли гонцы Простую почту передавали эстафетой, важные сообщения везли особые гонцы.

За корреспонденцию почтальоны отвечали своей головой: «Ехать… им по почтовым станам, переменяясь наскоро, денно и нощно, нигде не мешкая ни четверти часа. А буде который почтарь в пути ехать медленно или оплошно и в указанные часы не спеет, или письма подмочит, или пьянством утеряет и за таким почтарем по указу великого государя учинена будет смертная казнь». Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко.

Обычно писали — ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба. Ямская гоньба не была регулярной, как таковая она возникла гораздо позже. Путешествовали по почтовым трактам редко. Это было дорогое удовольствие для людей нечиновных, невоенных.

Для езды по почтовым трактам была нужна подорожная. Ее выдавали в местной полиции, либо в местной управе. Подорожная была свидетельством, в котором указывалось, сколько лошадей, в соответствии с чином и званием, положено было подателю документа. Если путешественник ехал по личной надобности, то сразу оплачивал поездку и получал простую подорожную, а если по казенной надобности, т.

Плату называли прогонами и взимали ее поверстно, т. Без документов выехать из города было вообще затруднительно — на выезде из больших и малых городов стояли заставы, на которых дежурили офицеры, проверявшие подорожные. Лишь после проверки нестроевой солдат, или, как тогда говорили, инвалид, поднимал шлагбаум. Подорожная непременно отмечалась в специальной книге станционным смотрителем.

Дилижансы — между Москвой и Петербургом Нередко проезжающим приходилось ждать лошадей, ведь в первую очередь их давали для курьерской, то есть скоростной почты и фельдъегерей. А уже с 1 сентября 1820 года между Москвой и Петербургом начали курсировать дилижансы. Такой порядок наблюдался повсеместно, строго контролировался, таким он был и в Клинском уезде. Самыми людными почтовыми трактами были Московский и Нарвский.

Через равные промежутки, примерно через 30 верст, по трактам были размещены почтовые станции.

Занятие извозом на российских дорогах иногда было рискованным: сбившись с дороги зимней см. Поэтому работа требовала от ямщиков удали, бесстрашия. В культуре В русском народном песенном творчестве существует жанр ямщицкой песни, обычно грустной, иногда тоскливой, сопровождавшей ямщика в дороге.

Об этих песнях написал А. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога»: Что-то слышится родное То разгулье удалое, То сердечная тоска… О ямщиках поётся во многих песнях и романсах, написанных в XIX в. Среди них: «Степь да степь кругом…» на слова И.

Были отреставрированы интерьеры.

Освятили храм 3 июля 2004 года. Семь колоколов, изготовленных в Ярославле, свои звоном известили об этом всю округу. На подъезде к селу нас встречает мост через реку Кичуй. Говорят, чудное её название происходит от татарского слова «кичу» — «брод», «перекат», «мелкое место на речке».

Однако несмотря на свою мелководность здесь вполне себе удаётся рыбалка на плотву, голавля и даже леща. И самим поесть, и котов накормить. Плодородная земля, окаймлённая со всех сторон лесами и начинающейся в этих краях Бугульминско-Белебеевской возвышенностью Уральских гор, со множеством родников и речушек, позволяет местным заниматься скотоводством и земледелием. Первыми здесь поселились мокшаны, затем мордва.

Постепенно мордовский язык стал забываться, и село стало русскоязычным. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. Так он ещё до отмены крепостного права даровал ямашинцам вольную грамоту. И село стали называть Вольными Ямашами.

Сегодня, кроме Ямашей, в наше сельское поселение входят деревни Красная горка и Рокашево. Сама Анна Александровна родилась в городе Брежнев. Но все её предки всегда жили на этой земле. Да так здесь и остались.

Здесь я училась, здесь и пригодилась… Тот же зов крови предков — вольных ямашинцев, вероятно, вселился в сегодняшних молодых ребят из села. Всё больше среди них появляется любителей горных мотоциклов. Даже нынешний День Победы они отметили мотопробегом. Зимой эти ребята пересаживаются на снегоходы и покоряют дальние заснеженные расстояния.

И теперь во многих деревнях жители временные — дачники, живущие в старых родительских домах с весны по осень. Садись, поболтаем.

Сидеть на них можно долго-долго, созерцая местный пейзаж. Проверено, не надоедает. Не в обиду Ямашам, без этой церкви село мало чем отличалось бы от других русских деревень Татарстана. Кирпичный храм был воздвигнут в 1879-1887-е годы на средства прихожан на месте сгоревшей дотла в 1880 году деревянной церкви Казанской иконы. И сегодня в селе пересказывают воспоминания предков, как во время возведения храма по деревне собирали яйца для замешивания раствора. С 1917 года церковь была закрыта.

Открыли её вновь после выступления Сталина в 1932 году. И прихожанам вновь пришлось потрудиться, чтобы привести в порядок внутреннее убранство церкви. Выстроившись живой цепочкой в полкилометра, они передавали воду из родника и отмывали образа, замазанные белилами. В очередной раз церковь закрыли в годы сталинских репрессий, отдав здание под сельский клуб, а уже после Великой Отечественной войны здесь обосновалось хранилище минеральных удобрений и ядохимикатов. Так, в руинах, он простоял до 90-х. В 1996 был передан Казанской епархии. А уже в 2002 началось второе рождение храма — силами нефтяников и местных жителей его, наконец, начали восстанавливать. Были отреставрированы интерьеры.

Освятили храм 3 июля 2004 года. Семь колоколов, изготовленных в Ярославле, свои звоном известили об этом всю округу. На подъезде к селу нас встречает мост через реку Кичуй. Говорят, чудное её название происходит от татарского слова «кичу» — «брод», «перекат», «мелкое место на речке». Однако несмотря на свою мелководность здесь вполне себе удаётся рыбалка на плотву, голавля и даже леща. И самим поесть, и котов накормить. Плодородная земля, окаймлённая со всех сторон лесами и начинающейся в этих краях Бугульминско-Белебеевской возвышенностью Уральских гор, со множеством родников и речушек, позволяет местным заниматься скотоводством и земледелием. Первыми здесь поселились мокшаны, затем мордва.

Постепенно мордовский язык стал забываться, и село стало русскоязычным.

История о ямщиках и почтовых трактах

Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России.
ямщик — Викисловарь А знаете ли вы, как появились на Руси ямщики? Историки утверждают, что в 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за поч.
Происхождение слова Ямщик русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий