Новости архангельский александр

На фоне увеличения ставок продолжили расти средства населения на вкладах как в макрорегионе, так и в Архангельской области. Известный писатель, телеведущий, эксперт в области образования Александр Архангельский примет участие в двух мероприятиях фестиваля: 4‑го в паблик-токе «Учительской газеты».

Александр Цыбульский рассказал Владимиру Путину о реализации нацпроектов в Архангельске

Александр Архангельский. РИФМЫ. Свято Место Как с именем бога на устах сегодняшняя власть разрушает церковь, освобожденную атеистами в перестройку. — Александр, ваша передача «Тем временем» идет на канале «Культура» 11 лет, в сентябре начнется 12-й сезон. Известный российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель и просветитель Александр Архангельский объявил об уходе с поста профессора Факультета.

Льготные категории посетителей

  • Курсы валюты:
  • Александр Архангельский
  • Александр Цыбульский рассказал Владимиру Путину о реализации нацпроектов в Архангельске
  • Александр Архангельский | Авторы | Известия
  • «Я предпочел бы, чтобы 2022 года не было». Александр Архангельский

Александр Архангельский: «Помирать собрался, а рожь сей»

Как смотрите на это? Условно говоря, должен ли повар, работающий в ресторане, из-за того, что вокруг несчастье, бросить нож на каменный пол, снять фартук, колпак и уйти подметать улицы? Если он хороший повар, его дело — работать на кухне. Но, работая на кухне, не мешало бы помнить, что где-то люди голодают, где-то происходит несчастье. А писатель участвует в фестивалях, пока ему позволяет это делать совесть. И каждый решает для себя. Я знаю условие, при котором я откажусь участвовать: если от меня потребуют говорить то, чего я не думаю; если от меня потребуют выступать в контексте политических, экономических, культурных и прочих решений, которым я не сочувствую.

Я считаю, что лучше прийти и сказать об этом писателе. Не то чтобы Олег неправ, но он выбрал эту дорогу, и я желаю ему удачи в том, чтобы идти по ней до конца, а я выбрал другую. Книги, особенно рассчитанные на продвинутую аудиторию, там продаются быстро и хорошо. Что касается «Красной площади», то, поскольку это центровое место в Москве, люди приходят туда покупать книги, многие из них впервые видят такое их изобилие и такие интересные издания. Это дает возможность издателям хоть как-то удержаться на плаву: бумага, как известно, подорожала почти вдвое, книги для многих стали недоступны, так как стоят дорого и в «живых», и в онлайн-магазинах. Конечно, проблем много.

Но повторюсь: повар, который работает на кухне, должен помнить, что в этом мире есть голодающие и те, кто не может позволить себе сходить в ресторан, где он готовит. Чувство обостренной совести полезно и повару, и писателю. Поэтому, приходя на «Красную площадь», вы должны помнить, что происходит в мире за пределами Красной площади. Такие фестивали проходят сейчас в Архангельске, в Сибири… — И правда, мы не можем сказать читателям: «Дорогие, обстоятельства переменились, поэтому мы с вами разговаривать не станем». Пока позволяют и не заставляют говорить то, что ты не думаешь, надо, с моей точки зрения, идти и разговаривать. В тех двух мероприятиях, в которых я участвую на «Красной площади», нет ничего зазорного и противоречащего моей совести, поэтому я участвую в них.

Сейчас многие журналисты развивают свои YouTube-каналы, делая именно интервью. С чем вы как эксперт связываете эту тенденцию и почему именно этот жанр оказался одним из самых востребованных сегодня? И для того чтобы выйти в эфир, больше не обязателен эфирный носитель по имени «телевизор».

РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

Эти люди понимают, что есть идеология, она с их точки зрения правильная и подчиняет себе все. И зачем они нужны тебе для диалога? Не надо тратить время. Есть люди, которые убеждены в чем-то. Но в них есть открытость к чужой точке зрения. С ними можно обменяться, если хотите, информацией. А ты как думаешь? Но как минимум обменяться человеческими чувствами можно. И оставить след. Сказать: «Вот есть такая точка зрения. Подумай, может быть, она окажется правильной? Они оказываются по ту сторону баррикады не потому, что они там. А потому что им уютнее с большинством. Они хотят быть как все. И просто не видят, что есть другая точка зрения, другие люди, иначе мыслящие и не злобные. И с ними тоже можно и нужно разговаривать. Но и с теми, кто придерживается той же точки зрения, можно разговаривать с разной степенью откровенности и глубины. Потому что и свой может быть идеологом, колеблющимся, готовым подвинуться или не готовым подвинуться. И это искусство коммуникации, а не цинизм. Насколько это правильно — сложный вопрос. Потому что от того, как думают люди, зависит то, как складываются события. И если люди думают тотально, то и события будут тотальными. Если люди агрессивны, то и события будут агрессивными. Если люди допускают веру в абсолютный бред, который им внушают, то этот бред будет воплощаться в реальности, надвигаться на нас страшной тенью. Не знаю. Может быть, это абсолютно неправильно. Может быть, надо быть идеологом. Я не умею. Самое большое разочарование в 2022-м — Какое самое тяжелое разочарование у вас было за эти месяцы? Может быть, потери какие-то? Я разошлась с несколькими близкими друзьями, потому что поняла, что мы находимся во многих вопросах на скрещивающихся плоскостях. Иначе — не значит совсем по-другому. И никто не развернулся в противоположную сторону, не перевернулся, не переобулся в воздухе. Но есть гораздо более серьезная для меня потеря. Я не знаю, как ее сформулировать, чтобы никого смертельно не обидеть. Фото: tatmitropolia. И не только потому, что есть замечательные священники, которых мы все знаем и можем перечислять. Но потому что там веет Дух. Как это происходит, почему — я не знаю. У меня нет ответа. Но как социальное тело, как социальный организм, как институция управленческая — я не понимаю, как в ней оставаться. Но остаюсь, потому что я про мистику, а не про политику. Это кризис администрации. Это кризис управленческой модели. Но и для многих, для тех, кто не успел вписаться в эту живую ткань, в эту плоть, когда она была живой и страдающей плотью — наверное, это очень тяжело. Я не знаю, я вряд ли пришел бы в эту Церковь, если бы мне предстоял выбор сегодня, а не много лет назад. А что касается друзей, то, видимо, мне повезло. Потому что я прямо по пальцам могу пересчитать тех, чьи семьи не разделили бы происходящие события. Мои глубоко консервативные друзья, которым нравилось все такое старое, патриархальное, когда столкнулись с тем, что детей надо спасать, вдруг поняли, как мир вокруг нас оказался устроен. И переменили свои привычки, ориентиры, подобрели, помягчели. И идеологически в том числе. Об отмене русской культуры — Вы замечали, что люди за 2022-й постарели больше, чем на год? Это я про себя могу сказать — и физически, и психически, и эмоционально. Москва, конечно, постарела. Особенно в интеллектуальной своей части. Новая эмиграция — это отдельная эмиграция, другая. Такой не было. Может быть, во время революции или после нее. Уезжают молодые, интеллектуально состоявшиеся, творческие, яркие. И густота культурной жизни не здесь. Будет заново заварена эта каша — вполне допускаю, что да. Но она будет другой. И она будет медленно формироваться новым поколением. Но как, если исчезают имена режиссеров? В программке можно прочитать «режиссер» — и пробел имя Кирилла Серебренникова убрали с сайта МХТ имени Чехова и из программки поставленного им спектакля «Лес». Это не беда для знаменитостей. Мы знаем спектакли Крымова, мы знаем прозу Акунина, мы знаем, что делал Серебренников, мы прекрасно различаем роли Чулпан Хаматовой и прекрасно знаем, кто такая Рената Литвинова и кто такая Земфира. Но что делать следующему поколению? Оно приходит, занимает определенную позицию. Эта позиция, предположим, не совпадает с государственной. И даже если этих людей дадут с пустым именем, они не будут распознаваемы. А скорее всего, просто не дадут. И что с этим делать, я не знаю. Наверное, сейчас есть какие-то другие оттенки в этом вопросе и возможном ответе? Первое: я все-таки ездил в этом году не только по России, но и по миру, в меньшей степени, но ездил. Никакой отмены русской культуры нет. Есть отмена русской культуры здесь [в России]. Русская культура может не нравиться — неважно. Но это ее просто физически отменяет. А что касается памятников Пушкину, которые демонтируют — это груда металла. Пушкин будет жить. И памятники восстановят, если он будет жить. Русские — все-таки отвечающие за все, что здесь сделано дурного, и тем самым получающие право считать своим все, что здесь было хорошего. А хорошее здесь было и будет, я надеюсь. Но цена вопроса простая — ты готов полностью ответить? Не власть, а ты готов признать имперское сознание, которое нес в себе? Я — нес. И это не наднациональное сознание, этническое, а именно имперское. Но, повторюсь, можно быть русским, если ты готов отвечать за все худшее. Конечно, это не юридическая ответственность, а моральная. Но тогда ты получаешь право и на все лучшее. А лучшее было и будет. О ценности человеческой жизни — В некоммерческом секторе, в фондах мы привыкли к тому, что бьемся за каждую жизнь. На каждого некурабельного ребенка мы стараемся собирать деньги. И вы участвовали во многих фандрайзинговых кампаниях, жена у вас долго работала в благотворительном фонде. И этот контраст между отстаиванием у смерти каждой маленькой жизни и списками погибших, которые мы каждый день читаем в сводках, колоссален. И не очень понятно, как жить в этом новом мире тем, кто 20 лет пытался жить совсем по-другому? Потому что маленькие дети остаются маленькими детьми. Дети с болезнями, вошедшие в этот мир, остаются детьми с болезнями. Помогать всем, независимо от ситуации, в которой они оказались. Помогать беженцам из Украины, оказавшимся на территории России. Тем, кто хочет остаться на территории России, помогать обустроиться здесь. Тем, кто хочет уехать за границу — помочь уехать. Человек должен иметь право выбора. Мы должны обеспечить ему это право выбора. Фильм «Голод» и четыре катастрофы в истории России — У вас вышел фильм «Голод». Расскажите, пожалуйста, о нем. Голод 1921—1923 годов, который все называют голодом в Поволжье, на самом деле был гораздо шире — от Украины до Дагестана, от Поволжья до Южного Урала, и Кубань, казачьи края. Но ядро, конечно, Поволжье и Урал. Второй голод — это голод 1930—1931 годов, казахский. Заметьте, я не сказал, что все эти люди погибли. Часть умерла, а часть ушла в Китай, часть переселилась на другие земли. Голодающие дети в Бузулуке Самарская губерния , 1921-1922 гг. Фото: Herbert Hoover Presidential Library and Museum Третий голод — это 1932—1933 годы, о котором благодаря украинской диаспоре знает весь мир. И четвертый голод — 1946—1947 год, послевоенный, о котором мы вообще забыли. И не понимаем, почему так оскорбительно выглядели кадры «Кубанских казаков», снимавшихся в 1948-м, на следующий год после завершения страшного голода. Отдельный важнейший сюжет — Блокада. Голод в ХIХ веке — это когда крестьянин продавал средства производства — лошадь, корову, плуг или соху. И уходил. Иногда бывали смерти голодные. Но это редко. А голод 1920-х годов, о котором наш фильм, захватил миллионы людей. Погибло 5,5 миллионов человек, 11 миллионов спасли западные благотворительные организации. И этот голод впервые в истории был документирован видео- и фотодокументами. История, которую мы рассказываем — о том, как мир переступил через границы идеологии ради человека. Да, у всех были свои интересы. Ленин прекрасно понимал, что если он не пустит западных благотворителей — конец его режиму. Западные благотворители понимали, что можно попытаться показать пример филантропии, и может быть, советские люди увидят, насколько она эффективна. Фритьоф Нансен как практический романтик хотел просто помочь людям норвежский полярный исследователь, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год. Левые организации, такие, как рабочие Германии, надеялись помочь большевизму. Папа Римский помогал атеистическому государству. Но все в той или иной мере переступили через свои идеологические ограничения. Не важно, по каким причинам. Важно, что в центре оказался конкретный человек. Не человек с партбилетом, не человек, антисоветски настроенный, а человек как таковой. Прежде всего дети. Это тоже был переворот, потому что крестьянская парадигма оказания помощи — «спасаем кормильца и жертвуем детьми». Западная, американская помощь — это помощь детям: «спасаем молодых, имеющих шанс прожить наибольшее количество лет».

В отеле Indigo 15 апреля вспомним, какое будущее предсказывали обществу мыслители и писатели в разные периоды истории. И порассуждаем о том, почему важными и популярными становятся то идеи о прекрасном мире, то мрачные пророчества. Начало в 19:00. Фото: Изображение сгенерировано ИИ Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал « Афиша Plus ». По теме.

В Архангельск приехал Алексей Кудрин. Что он успел посетить в городе

Лекторий «Прямая речь» представляет: Александр Архангельский. Политики, журналисты и все, кто следит за общественно-политической жизнью страны, могут найти на сайте горячие новости и статистические данные по интересующим их вопросам. Об этом Анна Данилова беседует с писателем Александром Архангельским. Последние новости про Александр Архангельский за сегодня на сайте

Александр Архангельский представляет третий выпуск журнала «Горби» / 10.11.23

Мы задумали это кино три года назад, и к моменту выхода в нем мало что изменилось — мы много времени потратили на сбор фактов, экспедиции. Может быть, тема голода стала звучать как-то по-другому из-за [проблемы] украинского зерна? Но нужно обладать каким-то всерьез извращенным воображением, чтобы притянуть эти контексты конкретно к нам. А в чем тогда на самом деле дело, как вы думаете? В том-то и дело, что я этого не понимаю. Им не понравилось, что в истории бывали случаи, когда американцы помогали? Да, бывали, и не раз — это разве не медицинский факт? Более того, мы до сих пор не сталкивались ни с какими запретами и препятствиями: ни когда работали с документами, ни когда брали интервью — в том числе с российскими специалистами, которые вполне свободно, подчеркну, этой темой занимаются. Ваш фильм до сих пор демонстрировали на специально организованных показах.

Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.

Идет мощная волна ностальгирования по эпохе, по вопросам, которые тогда задавались, по темам, которые тогда волновали. Александр Архангельский старше моих родителей, я то и вовсе родилась в 1990 году, к тому же эпохой не интересовалась и представляю ее смутно. Точнее вообще не представляю.

Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.

Александр Архангельский

  • Не тот герой нашего времени
  • Подпишись на «Афишу мира»
  • Александр Архангельский - актуальная биография и мероприятия с участием одного из наших ведущих
  • «Я предпочел бы, чтобы 2022 года не было». Александр Архангельский | Правмир
  • Об учебе детей
  • РБК: Писатель и телеведущий Александр Архангельский ушел из Высшей школы экономики

Наши проекты

  • Кто такой Александр Архангельский?
  • Александр Архангельский
  • Александр Архангельский - актуальная биография и мероприятия с участием одного из наших ведущих
  • #александр архангельский

Архангельский Александр

На фоне увеличения ставок продолжили расти средства населения на вкладах как в макрорегионе, так и в Архангельской области. Это способствовало росту объемов сбережений северян на банковских депозитах», — рассказала Юлия Манухина. Подробнее о денежно-кредитных условиях и текущей экономической ситуации в регионах можно узнать в докладе Банка России «Региональная экономика: комментарии ГУ». Он основан на результатах исследования данных официальной статистики, мнениях экспертов и мониторинге предприятий. В апреле в опросе приняли участие 12,7 тыс.

Это одно из направлений, которому мы уделяем максимальное количество времени и внимания. У компании есть лицензия ФСБ на разработку программного обеспечения шифрованию, вот сейчас мы такую же получаем стековскую. Наша правовая система поставлена сверху вниз. У нас есть федеральный закон, который определяет рамки работы, есть локально-нормативные акты.

Идеальной правовойсистемы не бывает. Тем более, что мир меняется динамически, соответственно, необходимо что-то менять. Самое главное, чтобы вот эта динамичность изменений во вне мире максимально сопровождалась и обеспечивалась динамическими изменениями в законодательстве. Понятно, что есть процесс, есть особенности, мы говорим про внесение изменений в законы. Тем не менее, процесс этот необходимо обеспечивать, и мне кажется, нужно делать некий мониторинг того, что сейчас происходит в мире, что там потянут за собой эти изменения, именно в политическом, в экономическом, в технологическом плане. И вот на этот мониторинг, скажем так, накладывать может быть какие-то уже законопроекты, какие-то изменения, уже готовиться к тому, что когда это случится, чтобы не было разрыва, когда мир живёт по одному, а мы ещё живём по-другому… Что касается опенсорсных технологий, я уверен, что у органов государственной власти есть определённые нормативные документы об уровне безопасности, как это должно храниться. Это чётко всё, это ещё тянется с советских времён, где-то это технологически закрывается, где-то это административно закрывается, но здесь я вижу основную проблему — у нас нет российского «железа». Пока у нас нет российского «железа», достаточно тяжело говорить о безопасности, когда оно неконтролируемо.

Такое внимание к формированию образовательной инфраструктуры обусловлено активным строительством жилья в новом микрорайоне. По президентскому нацпроекту «Жилье и городская среда» в Майской Горке построено уже 90 тыс. В эксплуатацию введено 13 новостроек. Благодаря новому инструменту поддержки — инфраструктурному бюджетному кредиту — здесь активно развивают транспортную инфраструктуру. На строительство автомобильной дороги по Московскому проспекту и реконструкцию примыкающей к нему улицы Ленина, которая расширена с двух до четырех полос, за два последних года было направлено 2 млрд рублей. На сегодняшний день округ Майская Горка — это территория, которая застраивается благодаря использованию всех государственных инструментов развития. До 2028 года в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» здесь планируется ввести в эксплуатацию еще порядка 130 тыс. Еще один механизм развития жилищного строительства — территория опережающего развития.

Дети с болезнями, вошедшие в этот мир, остаются детьми с болезнями.

Помогать всем, независимо от ситуации, в которой они оказались. Помогать беженцам из Украины, оказавшимся на территории России. Тем, кто хочет остаться на территории России, помогать обустроиться здесь. Тем, кто хочет уехать за границу — помочь уехать. Человек должен иметь право выбора. Мы должны обеспечить ему это право выбора. Фильм «Голод» и четыре катастрофы в истории России — У вас вышел фильм «Голод». Расскажите, пожалуйста, о нем. Голод 1921—1923 годов, который все называют голодом в Поволжье, на самом деле был гораздо шире — от Украины до Дагестана, от Поволжья до Южного Урала, и Кубань, казачьи края.

Но ядро, конечно, Поволжье и Урал. Второй голод — это голод 1930—1931 годов, казахский. Заметьте, я не сказал, что все эти люди погибли. Часть умерла, а часть ушла в Китай, часть переселилась на другие земли. Голодающие дети в Бузулуке Самарская губерния , 1921-1922 гг. Фото: Herbert Hoover Presidential Library and Museum Третий голод — это 1932—1933 годы, о котором благодаря украинской диаспоре знает весь мир. И четвертый голод — 1946—1947 год, послевоенный, о котором мы вообще забыли. И не понимаем, почему так оскорбительно выглядели кадры «Кубанских казаков», снимавшихся в 1948-м, на следующий год после завершения страшного голода. Отдельный важнейший сюжет — Блокада.

Голод в ХIХ веке — это когда крестьянин продавал средства производства — лошадь, корову, плуг или соху. И уходил. Иногда бывали смерти голодные. Но это редко. А голод 1920-х годов, о котором наш фильм, захватил миллионы людей. Погибло 5,5 миллионов человек, 11 миллионов спасли западные благотворительные организации. И этот голод впервые в истории был документирован видео- и фотодокументами. История, которую мы рассказываем — о том, как мир переступил через границы идеологии ради человека. Да, у всех были свои интересы.

Ленин прекрасно понимал, что если он не пустит западных благотворителей — конец его режиму. Западные благотворители понимали, что можно попытаться показать пример филантропии, и может быть, советские люди увидят, насколько она эффективна. Фритьоф Нансен как практический романтик хотел просто помочь людям норвежский полярный исследователь, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год. Левые организации, такие, как рабочие Германии, надеялись помочь большевизму. Папа Римский помогал атеистическому государству. Но все в той или иной мере переступили через свои идеологические ограничения. Не важно, по каким причинам. Важно, что в центре оказался конкретный человек. Не человек с партбилетом, не человек, антисоветски настроенный, а человек как таковой.

Прежде всего дети. Это тоже был переворот, потому что крестьянская парадигма оказания помощи — «спасаем кормильца и жертвуем детьми». Западная, американская помощь — это помощь детям: «спасаем молодых, имеющих шанс прожить наибольшее количество лет». Конфликт был примирен. Американцы поступились — начали подкармливать взрослых. И крестьяне поняли, что по-другому не выйдет, придется слабых спасать. И это сдвиг, столкновение деревенской и городской культур. Это история про то, как все поступились принципами — а я сторонник того, чтобы мы поступались принципами, когда дело касается отдельно взятого человека. Почти год собирали средства.

И с самого начала приняли решение, что съемки не финансируют ни государство, ни западные фонды. Почти 2 тысячи человек пожертвовали нам на этот фильм. Мы собрали 5,5 миллионов рублей. Это не колоссальные, но приличные деньги для съемок документального кино. Можно себе позволить долго работать. Фильм вышел только что. Пока его в интернете нет, но мы с одной из YouTube-платформ договорились, что до конца 2022 года в России его увидят. За границей английская версия будет управляться не нами, мы отдали права на управление. Что говорят люди?

О чем спрашивают? Как принимают фильм? Бывает, что люди в ступоре. Хотя мы снимали фильм, стараясь оставлять пространство надежды, воздуха. Мы все время подчеркиваем: да, погибло 5,5 миллионов человек, это ужасно, мы рассказываем, как это случилось. Но 10,5—11 миллионов были спасены. Там разные данные, но я называю порядок цифр. И давайте помнить о том, что люди были спасены. Да, это ужасный опыт, но это опыт солидарности поверх границ.

Иногда люди впадают в ступор, потому что мы же не можем не показывать эти страшные кадры. Мы не акцентируем на них внимание, не выжимаем слезу, но показываем. И людоедов показываем, и останки показываем, и трупы заброшенные у могил, в гору сложенные, как в кадрах немецких военных хроник. Самые страшные кадры мы старались не включать, и самые страшные документы пересказывать, а не цитировать. А иногда люди все-таки говорят, что да, страшно, но надежда остается. Мы показывали «Голод» в одной из школ. Учителя разговаривали с учениками, раскрывая эту тему до того, как мы посмотрим фильм. И у детей были очень здоровые и яркие реакции, и вопросы были замечательные. И разговор был очень душевный.

Мы можем показывать фильм «Голод» в музеях прежде всего, в силу особенностей нашего законодательства. И музей должен быть готов. Но пока позволяют, мы будем показывать и разговаривать. Хотя что там можно запретить, я не очень понимаю. Эксперименты в российском образовании — У вас сейчас выходит подкаст на «Арзамасе» про историю образования в России. Я понимаю, что вы изучили огромный этап очень детально. Можем ли мы поговорить о том, что было сделано хорошо и правильно в российском образовании? Когда при Петре I люди инициативные боролись за образовательную сферу как сферу статуса доходов. Это были авантюристы и прожектеры, об этом Игорь Федюкин написал замечательную книжку историк Игорь Федюкин написал книгу «Прожектеры.

Яркие эксперименты — постсоветские. С одной стороны — монументальная, железобетонная, неподвижная, мертвая школа. С чудовищными учебниками, особенно по гуманитарным дисциплинам. С другой стороны — вокруг советского, монолитного школьного образования выстроена вариативная сеть Дворцов пионеров, которые есть в большинстве городов. В школу дети шли по месту прописки, друзей там они не выбирали, их навязывал район. А во Дворце пионеров они встречали тех, кто выбрал их путь, их интерес, с которыми можно общаться неформально. И программа не железобетонная, а вариативная, вольная. Я сам выпускник Московского городского дворца пионеров. И мы читали, слушали, обсуждали, ругались.

Пластинку Тухманова «На волнах моей памяти» с прекрасными стихами, взятыми за основу для современных песен. Поздняя советская власть была довольно странная. Она, с одной стороны, начала афганскую войну. А с другой — верила в какие-то слова и вдруг открывала форточку, если находились нужные. Было найдено слово «педагог-новатор». И в этой железобетонной, тотально контролируемой, простреливаемой насквозь системе вдруг появились люди, которым власть позволяла ставить педагогические эксперименты. Все знают имя Сухомлинского Василий Сухомлинский 1918—1970 — знаменитый советский педагог-гуманист, новатор в образовании. Помимо этого — [Игорь] Иванов, Шалва Амонашвили. Я сейчас не буду перечислять имена этих учителей.

Они приобретают всесоюзную известность. И вдруг оказывается, что педагогика и сотрудничество, педагогика гуманизации, педагогика вариативности, педагогика свободы в замкнутом советском пространстве сформировалась. Учителя-новаторы принимают Манифест педагогики и сотрудничества. И она вдруг оказывается ключом к будущему успеху. Но ведь она сформировалась в самые застойные, безнадежные, бесперспективные годы. Пока гуманитарная интеллигенция сидела по кухням и обсуждала, как все плохо, педагоги, поскольку они так устроены — могут реализоваться только в школе — собирали другую платформу. И эта платформа была предъявлена. На излете завершающегося периода истории формировалось будущее. И это, конечно, колоссальное достижение.

Создали новый университет. Если бы не было подготовки внутренней, за такие короткие сроки ничего бы не возникло. Никакие деньги — а их все равно не было — не помогли бы. И дальше началось бюрократическое опутывание. Хотя были яркие взлеты. Например, депутат-коммунист Филиппов вдруг стал очень хорошим министром образования. Он поднялся над идеологией, практикой своей партии. Сейчас он ректор РУДН. Но мне кажется, что его масштаб шире, чем ректорский.

Но теперь про плохое. Советская, русская, постсоветская система образования подчинялись закону маятника. Реформы — контрреформы — реформы — контрреформы. При этом маятник шел широко, сносил все фигуры, которые стояли на доске перед ним. А развитие предполагает не снос консервативного либеральным, не снос либерального консервативным, а развитие. Как река. Знаете, бывают ленивые реки — они петляют. Огибают препятствия и движутся, а вода-то идет. Идея не рушится.

А у нас реформы — контрреформы, прогресс — регресс. Сейчас — очевидный процесс регресса. А ведь мир никогда не стоит на месте. Рано или поздно придут прогрессисты к власти. Парадокс заключается в том, что пришел бы я, не дай Бог, в педагогическое образование после того периода, который мы переживаем сейчас, снес бы… Невозможно, это не реформируемо — то, что происходит. Как быть? Здесь и сейчас в неблагополучных, неприятных условиях формировать будущее с тем, чтобы прийти с готовым, наработанным материалом. Как пришли педагоги сотрудничества в 1986 году. А из программных решений новой педагогической власти я не знаю, что оставлять.

Что можно оставить? Железобетонный список литературы, который надо изучать в одинаковых классах по всей стране?

Александр Архангельский

Новый выпуск подкаста «Смотри в оба» с журналистом Ириной Петровской. Гость, Александр Архангельский, — профессор, литератор, просветитель, телеведущий и пис. Встреча с писателем, публицистом, телеведущим, профессором Александром Архангельским, в рамках которой, вместе с лектором, будет предложено обсудить такие произ. Архангельский Александр Николаевич (II). Родился 27 апреля 1962 года в Москве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий