Методы коррекционного воздействия могут быть разными. Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию и тактику их разработки, т.е. определяют цели и задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия на ребёнка. оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Факторы эффективности психологической коррекции
При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать ряд важных факторов, которые могут оказать существенное влияние на результаты и эффективность психологической коррекции. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать несколько факторов, которые оказывают влияние на конечное решение. Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем. Принцип комплексности методов психологического воздействия закрепляет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от.
Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции
Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия | Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. |
Факторы эффективности психологической коррекции | Выбор метода коррекционного воздействия в значительной степени зависит от природы и характера проблемы, с которой сталкивается человек или организация. |
Проект "Современные способы психологической коррекции и профилактики в образовательной организации" | Важные факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия. используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие. |
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия | Факторы и условия, влияющие на эффективность коррекционной работы. |
Методы и методики коррекционного воздействия.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента. На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии.
Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 2.
Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
Тогда учитель указывает путь ее решения. Изложение знаний, т. В процессе изложения знаний учитель выделяет существенные признаки, варьируя несущественные, ведет учащихся, опираясь на чувственную основу, к выводам, правилам, обобщениям. Объяснение нового материала во вспомогательной школе не должно быть продолжительным, особенно в младших классах. На одном уроке излагается небольшой по объем материал. Изложение учитель может иногда прерывать вопросом, обращенным к учащимся: «Как вы думаете, что нужно делать дальше?
Вопросы ставятся для того, чтобы выяснить, понимают ли учащиеся излагаемый материал, успевают ли следить за изложением или внимание их отвлечено. Они активизируют и познавательную деятельность учащихся, позволяют направлять их внимание. Нередко объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической. После беседы учитель должен дать учащимся образец ответа в виде связного рассказа. Например, после беседы и выводов о количестве элементов в прямоугольнике и свойствах его углов и сторон учитель дает образец ответа детям: «Прямоугольник имеет 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Все углы у прямоугольника прямые. Противоположные стороны равны».
Кроме того, эффективность метода коррекции может быть связана с прогнозируемыми результатами и степенью стойкости полученных изменений. Важно учитывать, насколько долгосрочными будут эффекты от применения выбранного метода. Таким образом, при выборе метода коррекционного воздействия важно оценить его эффективность на основе исследований и практического опыта, учитывая индивидуальные потребности и особенности человека. Это поможет достичь максимального положительного результата и решить возникающие проблемы или нарушения. Финансовые возможности пациента Для некоторых методов коррекционного воздействия необходимы регулярные процедуры и поддержка специалистов на протяжении продолжительного времени, что также может значительно повлиять на общую стоимость лечения. Поэтому финансовые возможности пациента играют важную роль при принятии решения о выборе метода коррекционного воздействия. Для некоторых пациентов стоимость лечения может быть основным ограничивающим фактором, и они могут быть вынуждены выбирать более доступные и экономичные методы коррекционного воздействия. В то же время, другие пациенты с более высоким уровнем дохода могут иметь большую свободу выбора метода лечения и могут предпочесть более дорогостоящие и передовые методы. Нередко финансовые возможности пациента могут быть определены страховыми организациями или государственными программами, которые оплачивают часть или всю стоимость лечения.
Парадоксальная интенция. Автор этого метода — австрийский психиатр Виктор Франкл — предлагает еще раз прожить проблемную ситуацию, но изменить свое поведение на 180 градусов. Например, если пациент страдает от бессонницы, психотерапевт рекомендует бодрствовать, а не пытаться заснуть всеми возможными способами. Этот метод используется как инструмент неотложной психотерапевтической помощи.
Работа проходит в три этапа: остановить мысль, которую нужно стереть, — расслабиться — закрепить результат, представив что-то приятное. Упражнения «Диалог с самим собой». Упражнение выполняется в тихом уединенном месте, где ничто и никто не отвлечет от процесса. Нужно принять удобную позу, закрыть глаза и представить свое отражение в зеркале.
Внимательно посмотреть на себя и подумать, отражается ли на вашем лице, осанке дискомфорт, который вы испытываете? Внимание должно быть сконцентрировано на физических ощущениях — это позволит определить, где скрыт источник дискомфорта. Потом нужно мысленно обратиться к своему отражению и сказать ему то, что поможет успокоиться, забыть о навязчивых мыслях, поднимет настроение и вернет самоуважение. Если вы смогли убедить своего зазеркального собеседника, неприятные ощущения, эмоциональное напряжение постепенно испарятся.
Приемы коррекционной педагогики
Эффективные приемы коррекционного воздействия. Ключевые факторы, которые могут повлиять на выбор метода коррекционного воздействия для сложных задач: Уровень сложности задачи и психического отклонения. Методы коррекционного воздействия направлены на формирование адекватного физического и социального контакта детей с расстройством аутистического спектра. Представим влияние двух подгрупп методов на формирование.
Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции
На выбор метода коррекционного воздействия могут влиять такие факторы, как возраст, пол, интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость и многие другие. Основные методы коррекционного воздействия. По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. Выбор метода коррекционного воздействия в значительной степени зависит от природы и характера проблемы, с которой сталкивается человек или организация.
Факторы, определяющие выбор метода коррекционного воздействия при планировании стратегии
Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач. Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. Метод нейролингвистического программирования НЛП. Прежде всего, о самом названии. Слово «нейро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия через слух, зрение, обоняние и др. Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики - языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головно го мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. НЛП - способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех основных практических положениях: - на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации; - на эффекте рефлекторного перемещения глаз; - на процедуре «калибровки» реакций собеседника; - на приеме манипулятивного подражания собеседнику.
Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие, а также оказывать влияние на личность человека.
Выбор методов воспитания Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен.
Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.
Среди общих причин условий, факторов , определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие: Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения. Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.
Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе. Уровень сформированности коллектива школьного класса : по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я». Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства.
Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций. Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности игровая, учебная, трудовая , педагогическая техника речь, мимика, движения и т.
Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, например, какие послабления делаются больным детям. Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т.
Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных методов, адекватных целям, задачам и условиям. Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно, первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения. Нет единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности. Некоторые педагоги считают, что его недостаточно, а поэтому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспитания.
Ожидаемые последствия: выбирая метод методы , воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода. Никто из нас не воспитывает детей «наобум» - у каждого есть своя определенная модель, схема, план. У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить ошибок своих родителей. Каковы же основные методы и приемы воспитания — их классификация и подробное описание изложены ниже.
Убеждение Убеждение считается главным методом в воспитании. В его основе лежит слово, которое воздействует одновременно на ум и эмоции ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые умели разговаривать с ребенком. В педагогической практике существует ряд приемов убеждения. Это совет, просьба, замечание, поучение, запрет, внушение, инструкция, реплика, аргументация и т.
Чаще всего убеждение осуществляется в процессе бесед родителей с детьми, во время которых взрослые отвечают на многочисленные вопросы малышей. Если родители не могут ответить на какой-то вопрос, стоит признаться в этом и предложить ребенку поискать ответ вместе. Чаще всего разговоры возникают по инициативе взрослых, если необходимо обсудить поведение сына или дочери, проблемы семьи и др. Существует ряд условий, способствующих эффективности беседы родителей со своими детьми: - не говорить с детьми только тогда, когда это удобно взрослым, не обращая внимание на то, что дети чем-то заняты; - если ребенок проявляет желание поговорить с родителями, надо поддержать его, найти слова, которые поощряют откровенный разговор, отнестись с уважением к делам ребенка, но не ограничиваться только обсуждением школьных оценок; - учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, избегать высказываний о способностях и характере маленького человека; - доступно и обоснованно объяснять свою позицию, признавать возможность существования другой точки зрения, принимать во внимание интересы и мнения сына или дочери; - проявлять такт, избегать диктаторского тона, окриков; - не превращать беседу в повторение общих фраз, в поучительные монологи, не терять равновесия, когда ребенок упорно стоит на своем. И главное — чтобы беседа была полезной, родители должны уметь слушать и слышать собственное дитя.
Упражнение Воспитательное воздействие упражнений основано на повторении действий или поступков. Младшие школьники не всегда могут сознательно подчинять свое поведение даже тем требованиям, которые им хорошо знакомы.
Создание такой атмосферы, а также эффективного рабочего альянса — это целиком забота специалиста — коррекционного психолога. Цель специалиста заключается не только в построении психотерапевтического раппорта с клиентом. Из негативных факторов, способствующих формированию синдрома психологического выгорания специалиста см.
Поэтому финансовые возможности пациента играют важную роль при принятии решения о выборе метода коррекционного воздействия. Для некоторых пациентов стоимость лечения может быть основным ограничивающим фактором, и они могут быть вынуждены выбирать более доступные и экономичные методы коррекционного воздействия.
В то же время, другие пациенты с более высоким уровнем дохода могут иметь большую свободу выбора метода лечения и могут предпочесть более дорогостоящие и передовые методы. Нередко финансовые возможности пациента могут быть определены страховыми организациями или государственными программами, которые оплачивают часть или всю стоимость лечения. В таких случаях выбор метода коррекционного воздействия может значительно ограничиваться теми методами, которые покрываются страховкой или программой. В целом, финансовые возможности пациента являются важным фактором, который следует учитывать при выборе метода коррекционного воздействия. Необходимо сбалансировать стоимость лечения с возможными результатами и эффективностью метода, чтобы найти оптимальное решение для каждого конкретного случая. Оцените статью Вам также может понравиться.
6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
Факторы эффективности психологической коррекции | Влияние симптомов на выбор метода коррекционного воздействия. |
Основные принципы психокоррекционной работы | Эффективные приемы коррекционного воздействия. |
Что влияет на выбор коррекционного воздействия
способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Особо следует остановиться на выборе методов и техник коррекционного воздействия. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. n Виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (ва). Психологи́ческая корре́кция — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность. Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия?
К нетрадиционным методам, используемым в коррекционной работе с детьми с отклонениями относятся. Методы коррекционного воздействия направлены на формирование адекватного физического и социального контакта детей с расстройством аутистического спектра. Технологии коррекционного воздействия, или интервенции: Коррекционное воздействие является частным случаем психологического воздействия.