Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском. По благословению священноначалия Братство священномученика Ермогена начало принимать участие в строительстве храма в честь Патриарха Тихона в Тушине в Москве. Церковь чтит память Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца.
Новости патриархии
Радишевский , И. Невежин, Н. Самарский епархиальный церковно-исторический музей Сщмч. Самарский епархиальный церковно-исторический музей В Казани ок.
На протяжении этих лет Е. Автор сообщает, что чудеса, происходившие от иконы, стали известны царю Феодору Иоанновичу, с к-рым автор говорил «в то время, как Бог изволил, велел поставить меня в чин митрополита». Стилистически эта повесть близка к др.
Во введении автор пишет, что принялся за описание жизни святых, «повинуясь царскому повелению и приняв архиерейское благословение». Однако можно думать, что инициатором составления Жития был Е. Текст основан на рассказах очевидцев, детально описано обретение мощей архиепископов Гурия и Варсонофия, в к-ром принимал участие Е.
Главными добродетелями Казанских святителей в изложении Е. В казанский период, как определила Р. Дмитриева , Е.
Из приписки ясно, что Е. Дмитриева полагала, что Е. К патриаршему периоду служения Е.
Первосвятитель был против одновременного совершения в храме неск. На послание Е. В Милютинских Минеях Четьих за февр.
В Патриаршество Е. Димитрия и установлено празднование ему трижды в год. В одной из грамот Е.
В выдержке из Воскресенской летописи указано: «Выписано из Летописца святейшаго патриарха Гермогена» Платонов. Вопрос о «Летописце патриарха Гермогена» остается открытым, его следы ученые пытались найти во мн. Насонов видел отражение «Летописца патриарха Гермогена» в Хронографе 2-й редакции, в части, относящейся ко времени до 1609 Насонов А.
Вовина-Лебедева Сщмч. Ермоген среди избранных святых. В грамоте Первого ополчения от апр.
Дионисий Зобниновский в июне 1611 г. В тех же и схожих выражениях Е. Самый неблагоприятный среди рус.
Сигизмунда III. В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть». В Хронографе 1617 г.
Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги ркп. XVII в.
Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем... Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е.
Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» Васенко. По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е.
В правительственном наказе гонцу Д. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г. Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г.
Никону впосл. В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап.
К кон. XVII - нач. XVIII в.
В 1812 г. В 1883 г. Патриарх Ермоген.
В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок. В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач.
Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых.
В 1903 г. Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр.
Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г.
Иоанна Восторгова и под рук. Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора.
Его вост. Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. Храм был освящен 13 мая 1913 г.
Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е.
Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. В 1912 г. На торжествах, которые возглавил митр.
Московский Владимир Богоявленский , присутствовала вел. Елисавета Феодоровна. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш.
Пожарского , со стягом последнего, хранившимся в Оружейной палате. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов мон-рь; в подземном храме, устроенном в темнице, где, как считалось, скончался патриарх, был отслужен молебен. Торжества и службы, посвященные Е.
К этому времени были собраны тысячи подписей на прошениях о канонизации Е. Для мощей Е. Память Е.
В торжествах прославления Е. К этому событию была изготовлена новая гробница из золоченой бронзы, верхняя доска представляла собой иконописное изображение Е. Основные торжества прошли 12 мая, у гроба Е.
Васнецова , пропел составленные к этому дню песнопения, в т. Ипполитова-Иванова , крестным ходом пронесли написанную Васнецовым икону священномученика. С иконой Е.
Расстрел Моск. Кремля 27 окт. После восстановления Патриаршества в Казанском соборе Петрограда предполагалось создать пещерный храм во имя Е.
В наст. Вовина-Лебедева, Н. Чугреева Соч.
Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. Вопрос о единогласном пении в Рус.
Церкви XVII в. Петра и супруги его благоверныя Февронии. Гермогена, патр.
Московского и всея России: С прил. Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. Сборник: [Акты по истории России за 1393-1729 гг.
Источники агиографии. О происхождении патр. Статьи по рус.
Спасский мон-рь в Казани: Ист. Краткая заметка на мнение С. Платонова о происхождении патр.
Род вел. Новые данные для характеристики патр. Гермоген, митр.
Страдальцы за Русскую землю: Патр. Гермоген и троицкий архим. Жизнеописание свят.
Московского и всея России. К вопросу о причастности патр. Гермогена и кн.
История РЦ. Русские патриархи, 1589-1700. Польско-литовская интервенция в России и рус.
Архипастыри Казанские, 1555-2007. Миниатбра из Титулярника. Источниками для них послужили портретные поясные изображения в Царских Титулярниках 1672 г.
ГЭ; 3. К их созданию привлекались мастера Оружейной палаты Московского Кремля: жалованный иконописец И. Максимов ученик Симона Ушакова , известный «золотописец» Г.
Благушин, патриарший иконописец Д. Львов, осташковский иконописец М. Потапов, жалованный иконописец и живописец Ф.
Репьев Успенский А. Царские иконописцы. Словарь иконописцев.
В Титулярнике 1672 г. В Титулярнике 1672-1673 гг. Святитель именословно благословляет, в левой руке высокий посох с полукруглым навершием, на груди панагия с Голгофским крестом.
Портретные изображения Е. РГБ, см. Гравюра А.
ГИМ Описание внешнего облика Е. XIX в. Один из них находился в ц.
По-видимому, этот портрет, иконография к-рого ориентирована на Титулярник 1672-1673 гг. Во славу св. Гермогена, патриарха Всероссийского: Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления.
Подобные типы изображения встречаются на гравюрах А. Осипова , напр.
По окончании крестного хода у раки с мощами патриарха началось чтение Пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену.
Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя.
Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.
В воскресенье, 25 мая 1913 года, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл блаженнейший Григорий, патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас».
Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества.
Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси: 2 марта — преставление сведения о жизни и подвиге помещены в этот день и 25 мая — прославление в лике святителей. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека.
Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь 1607 , октябрь 1609 , ноябрь 1610 и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.
По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения».
Широко известна литературная деятельность первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 ; послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках 1591 ; сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения 1598 ; патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу 1606-1613 и другие произведения. Отзывы современников свидетельствуют о патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче».
Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя.
Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Святитель был прославлен в лике святых в воскресенье 12 25 мая 1913 года. На следующий день митрополитом Московским Макарием Невским был освящен первый храм в честь нового святого». При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Другие материалы за день.
Он засвидетельствовал нетление мощей и составил жития святителей, а над местом погребения их приказал построить новую каменную церковь. В 1606 году святитель Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол.
Служить ему пришлось в сложный для Русского государства период — захват московского престола Лжедимитрием I и нашествие польского короля Сигизмунда III. Патриарху пришлось противостоять врагам Отечества, желавшим искоренить Православие и поработить русский народ, насадив униатство и католичество. Патриарх Ермоген открыто обличал захватчиков и возбуждал русский народ к освобождению Родины и избранию законного русского царя.
Поляки с помощью изменников свергли святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заточили в Чудовом монастыре.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
«Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене | Когда были обретены гробы святых, Святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. |
День памяти Ермогена Московского: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся | Подвиг святителя Ермогена был по достоинству оценен его современниками и Церковью, которая причислила его к лику святых. |
Патриарх Кирилл: Мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем | И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Ермоген! |
Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси — житие | Церковь чтит память Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца. |
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Говоря о последних днях жизни отца Ермогена, нужно сказать, что Господь посетил его тяжелой болезнью, которая, возможно, или восполнила его покаяние, или очистила от грехов. Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов. Покусились и получили по зубам по прямому благословению святителя Ермогена, обратившегося с воззванием ко всем русским людям одолеть Смуту и подняться за Землю. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России.
Священномученик Ермоге́н Московский и всея Руси патриарх
В 1606 году святитель Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая. Ермоген среди избранных святых. Святой Ермоген помогает православным христианам, которые чувствуют, что теряют веру, укрепить ее. Говоря о последних днях жизни отца Ермогена, нужно сказать, что Господь посетил его тяжелой болезнью, которая, возможно, или восполнила его покаяние, или очистила от грехов.
Docudrama “The Hierarch” about the life of Holy Patriarch Patriarch Hermogenes
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца, a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас?
Не свое ли Отечество разоряете? В другой грамоте Первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»… Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года.
Лжедмитрий приказал сослать его в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия [3]. Патриаршество[ править править код ] Выбор патриарха в России был предоставлен исключительно усмотрению и воле государя, церковный собор лишь подтверждал этот выбор. Василий Шуйский , низвергнув Лжедмитрия I , низложил Игнатия, и на его место поставил патриархом своего сторонника — Гермогена [9].
Василий Шуйский решил сделать Гермогена патриархом как «врага предшествовавшего правительства» [10]. Пётр Геллер. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Патриаршая резиденция в Чистом переулке 3 13 июля 1606 года Гермоген стал патриархом. Оставался сторонником Василия Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II, поддерживал его в подавлении восстания Болотникова и противился его свержению [11]. Арсений Елассонский сообщал в своих мемуарах, что патриарх Гермоген вместе с боярами и московскими жителями составили заговор с целью свержения царя Василия Шуйского, на место которого они хотели поставить царём польского королевича Владислава.
В результате заговора они не только свергли Василия с царского престола, но и против желания Василия Шуйского постригли его в монахи, заточив в Чудов монастырь ; против желания была пострижена в монахини и жена Василия Шуйского — Мария , заточенная в монастырь Иоанна Предтечи [12] [13]. В Новом летописце события свержения Василия Шуйского изложены по-другому. Согласно Новому летописцу, Гермоген был противником свержения и насильственного пострижения Василия Шуйского и уже после пострижения Василия продолжал называть Шуйского царём, а иноком называл Василия Тюфякина умер в 1595 году ; последний согласно, Новому летописцу, произносил иноческие обеты за Василия Шуйского [14]. Решение о начале переговоров с гетманом Жолкевским о поставлении Владислава на русское царство принималось боярской думой с участием патриарха Гермогена, освященного собора и «всей земли» [15]. Гермоген выдвигал непременным условием воцарения польского королевича католика Владислава Сигизмундовича принятие им православия [11]. Однако без принятия православия по благословению и совету патриарха Гермогена, московское правительство вместе с москвичами в конце августа 1610 года избрало царём России польского королевича Владислава.
По благословению и совету патриарха Гермогена и при личном участии патриарха и от его имени к присяге Владиславу и его потомству были приведены жители Москвы 27 августа 1610 года; патриарх Гермоген вместе с архиереями, боярами, синклитом двора и всем народом Москвы отправили к польскому королю Сигизмунду посольство, возглавляемое митрополитом Филаретом Романовым , с подарками и ходатайством — прислать на московское царство его сына Владислава [13] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21]. Гермоген оставался противником введения польского гарнизона в столицу, для этой цели он собрал в сентябре 1610 года большое количество дворян и служилых людей; на собрание обсуждался вопрос о том, как бы нарушить присягу крестное целование , данное Владиславу и отказаться от приглашения на царство Владислава. Однако, эта попытка была пресечена Мстиславским [22]. Патриарх Гермоген в заточении в Чудовом монастыре. Васнецова В. После захвата Москвы польскими войсками возглавил патриотическое движение, рассылал грамоты в Нижний Новгород, Суздаль, Владимир с призывом к восстанию против интервентов декабрь 1610 — январь 1611 [11].
Король Сигизмунд III не хотел утверждать договор, заключённый Жолкевским , и не хотел отдать своего сына Владислава на московское царство, желал самому быть русским царём, из-за этого произошли волнения в Рязани, Калуге и в других русских городах. В то время как московские бояре продолжали ждать приезд Владислава на московское царство, Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий подняли восстание и сформировали первое народное ополчение против поляков, находившихся в Москве. Ходили слухи, что восстание городов произошло по совету патриарха Гермогена, однако сам патриарх отрицал это. Восстание было подавлено, в подстрекательстве к восстанию и ответственности за массовые убийства был обвинён Гермоген. Без Архиерейского собора Гермоген боярами был лишён патриаршества, с него было снято архиерейское облачение, и в качестве простого монаха Гермоген был заключён в Кремле в подземелье Чудова монастыря [23] [24] по другой версии — в подворье Кирилло-Белоезерского монастыря [13]. Вместо него бояре вывели из Чудова монастыря [13] прежнего патриарха Игнатия и посадили на патриаршем престоле.
Чаплин, первый заместитель министра культуры РФ С. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.
Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом. Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти. Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы.
Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву
Салтыкова и кн. Мосальского главных проводников польск. Через митр. Филарета, ехавшего в составе посольства, Е. Однако все эти усилия были тщетны. Сапега на переговорах заявил, что Владислав, будучи христианином, не нуждается в повторном крещении, о споре Сапеги с Филаретом Е. Отношения между Е.
В «Рукописи Жолкевского» сказано: «С патриархом, человеком весьма старым, ради религии [опасаясь в ней перемены] сопротивлявшимся делам нашим, гетман С. Гонсевский писал, что Е. Тем не менее Е. Флоря Флоря. В нояб. Андронов, затем глава Боярской думы кн.
Мстиславский, уговаривая патриарха подписать новую договорную грамоту для отправки находившимся под Смоленском рус. В новом документе полностью принимались условия кор. Сигизмунда III , требовавшего принесения присяги не только Владиславу, но и ему, а также сдачи польск. Несмотря на угрозы, Е. Отсутствие подписи патриарха под новой договорной грамотой укрепило позицию рус. Собрав в Успенском соборе представителей московского посада, Е.
По словам Жолкевского, Е. Голицына весть, что Сигизмунд отказывается от принятия Владиславом правосл. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. XIX - нач ХХ в. Патриаршая резиденция в Чистом пер. Только после гибели самозванца в сер.
Широкую известность получили грамоты патриарха, направленные во мн. Грамоты Е. Поскольку многие из них были перехвачены, об их содержании известно из польск. Гонсевский на мирных переговорах 1615 г. Новгород, откуда ее списки распространились в Костроме, Галиче и др. Гонсевский передает содержание грамот патриарха: бояре «Москву Литве выдали, а вора-дей в Калуге убито, и они б… собрався все в збор, со всеми городы шли к Москве на литовских людей» АЗР.
Еще один пересказ имеется в записках С. Маскевича, к-рый сообщает, что в грамотах патриарх освобождал рус. К нач. Шаховской писал, что к сбору ополчения П. Ляпунова побудила грамота патриарха в Переяславль Рязанский Шаховской С. В письме Я.
Задзика, отправленном из лагеря под Смоленском 8 янв. В кон. Новгород и Переяславль Рязанский цит. По-видимому, Е. Не случайно в «Новом летописце» говорится не о посылке грамот Е. Хворостинин приводит оправдательную речь Е.
Однако тот же автор упоминает, что нек-рые люди после освобождения Москвы возможно, участники Земского собора 1613 г. Бескомпромиссная позиция патриарха стала причиной репрессий против него. Как сообщает «Новый летописец», услышав отказ Е. Хворостинин пишет о том, что патриарх был «затворен от входящих к нему, и страха ради мнози отречеся к его благословению ходити, но сей никако же обычнаго своего учения оставив, но еще глаголати, и поношати, и еретическое шатание разрушити» БЛДР. Контакты с Первым ополчением у Е. Посланцы ополчения, побывавшие в Москве у патриарха, сообщали, что «у него писати некому, дьяки, и подъячие, и всякие дворовые люди поиманы, а двор его весь розграблен», поэтому Е.
При подходе Первого ополчения к Москве 19 марта 1611 г. Одним из поводов к нему стал распространившийся слух, что боярин Салтыков и поляки хотят умертвить патриарха и устроить массовое убийство москвичей в Вербное воскресенье, 17 марта, когда Е. Во время восстания Е. На Патриарший престол вернулся Игнатий. Новгород и Казанскому митр. Ефрему с призывом писать в полки и боярам с требованием не принимать на царство сына Марины Мнишек.
Патриарх хотел, чтобы Казанский митрополит послал в полки учительную грамоту с приказом унять в войсках грабеж и пьянство, стараться о «душевной чистоте и братстве» и твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру» ААЭ. В «Новом летописце» сообщается, что «литовские люди», узнав о создании в Н. Новгороде Второго ополчения, приходили к Е. Ответ священномученика в изложении летописца был категоричен: «Да будут те благословении, которые идут на очищении Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». После этого «начаша его морити гладом и умориша ево гладною смертию… месяца февраля в 17 день, и погребен быть на Москве в монастыре Чюда архистратига Михаила» ПСРЛ. В «Рукописи Филарета» отмечено, что Е.
Рукопись Филарета [Романова], патриарха Московского и всея России. Переписка между Россиею и Польшею по 1700 г. Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов. Вероятно, в этом предании отразились известия таких источников, как «Сказание о пресвятейшем Ермогене, патриархе Московском и всея Руси, новом исповеднике» и др. Сочинения Хворостинин сообщал, что патриарх был «учению книжному, любомудрию искусен, каноны и жития святых написа» БЛДР. Составитель Хронографа 1617 г.
Начитанность Е. В сохранившихся сочинениях священномученика присутствуют ссылки на события церковной и гражданской истории, на церковные каноны и уставы, на труды отцов Церкви. Несмотря на тяжелые условия Смуты, Е. Печатанием книг занимались О. Радишевский , И. Невежин, Н.
Самарский епархиальный церковно-исторический музей Сщмч. Самарский епархиальный церковно-исторический музей В Казани ок. На протяжении этих лет Е. Автор сообщает, что чудеса, происходившие от иконы, стали известны царю Феодору Иоанновичу, с к-рым автор говорил «в то время, как Бог изволил, велел поставить меня в чин митрополита». Стилистически эта повесть близка к др. Во введении автор пишет, что принялся за описание жизни святых, «повинуясь царскому повелению и приняв архиерейское благословение».
Однако можно думать, что инициатором составления Жития был Е. Текст основан на рассказах очевидцев, детально описано обретение мощей архиепископов Гурия и Варсонофия, в к-ром принимал участие Е. Главными добродетелями Казанских святителей в изложении Е. В казанский период, как определила Р. Дмитриева , Е. Из приписки ясно, что Е.
Дмитриева полагала, что Е. К патриаршему периоду служения Е. Первосвятитель был против одновременного совершения в храме неск. На послание Е. В Милютинских Минеях Четьих за февр. В Патриаршество Е.
Димитрия и установлено празднование ему трижды в год. В одной из грамот Е. В выдержке из Воскресенской летописи указано: «Выписано из Летописца святейшаго патриарха Гермогена» Платонов. Вопрос о «Летописце патриарха Гермогена» остается открытым, его следы ученые пытались найти во мн. Насонов видел отражение «Летописца патриарха Гермогена» в Хронографе 2-й редакции, в части, относящейся ко времени до 1609 Насонов А. Вовина-Лебедева Сщмч.
Ермоген среди избранных святых. В грамоте Первого ополчения от апр. Дионисий Зобниновский в июне 1611 г. В тех же и схожих выражениях Е. Самый неблагоприятный среди рус. Сигизмунда III.
В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть». В Хронографе 1617 г. Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги ркп. XVII в. Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем...
Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е. Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» Васенко. По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е. В правительственном наказе гонцу Д.
Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г. Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. Никону впосл. В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап. К кон.
XVII - нач. XVIII в. В 1812 г. В 1883 г. Патриарх Ермоген. В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок.
В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач. Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых. В 1903 г.
Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр. Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г. Иоанна Восторгова и под рук.
Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора. Его вост. Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. Храм был освящен 13 мая 1913 г. Рака свщмч.
Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е. Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. В 1912 г. На торжествах, которые возглавил митр. Московский Владимир Богоявленский , присутствовала вел.
Елисавета Феодоровна. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш.
Спустя некоторое время он был назначен игуменом, а затем и архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря.
Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет. В новой епархии, расположившейся на новоприсоединенной территории России, будущий патриарх занимался проповедью православной веры, строительством новых и восстановлением старых храмов Казани, а также прославлением в лике святых казанских подвижников. Однако главным этапом в жизни святителя стало его избрание Патриархом Московским и всея Руси и последовавшие за этим события.
Практически в самом его начале, в июле 1606 года, митрополит Ермоген был избран Патриархом Московским и всея Руси. В тяжелую годину испытаний новый архипастырь проявил себя истинным защитником православной веры и Отечества, как от внутренних предателей, так и от иноземных захватчиков.
Но так ли это важно? Одним из главных событий в жизни святителя стало обретение в июле 1579 года чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Тогда, будучи еще приходским священником храма святого Николая Гостиного, святитель Ермоген его мирское имя нам неизвестно стал одним из основных участников обретения святыни и записал краткое сообщение о чуде, посланное Ивану Грозному. С момента обретения Казанская икона стала особо чтимой святыней для святителя Ермогена. Со временем он добьется того, что этот образ станет одной из важнейших святынь Российского государства. Около 1594 года, в бытность митрополитом Казанским, святитель Ермоген напишет подробную «Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», основной источник по истории его обретения и прославления. Повесть сохранилась в автографе, который ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея в Москве. В Казани святитель создаст типографию, и одними из первых ее изданий станут печатные службы Казанской иконе Божией Матери.
А более чем три десятилетия спустя после обретения этот образ станет полковой иконой Второго ополчения, получившего благословение Патриарха Ермогена, и освобождение Москвы от поляков свяжут с чудом от этой — уже одной из важнейших государственных святынь — иконы. Сложность управления епархией заключалась не столько в том, что она являлась одной из самых обширных на южных границах Руси. Эта сравнительно молодая епархия она была учреждена в 1555 году, в ее каноническую территорию вошли бывшие Казанское и Астраханское ханства была, наверное, самой многонациональной в Русском государстве. Ее населяли русские, татары, чуваши, марийцы и другие народы Поволжья, многие из которых исповедовали ислам, и взаимоотношения христианства и мусульманства были здесь весьма непростыми. В 1602 году, чтобы улучшить духовное управление этим краем и усилить миссионерскую деятельность, святитель Ермоген выделил из епархии Астраханскую епископию, более спокойную в конфессиональном плане, а за собой оставил сложный во всех отношениях Казанский край. Отныне его титул стал звучать как митрополит Казанский и Свияжский. В заботах о епархии, святитель Ермоген не отрывал миссионерскую деятельность от просветительства. Выше уже говорилось об открытии типографии в Казани — деле на Руси, а тем более вдалеке от столицы, не только новым, но и новаторским. Она стала третьей после Москвы и Александровой слободы, учрежденных Иваном Грозным. Можно сказать, что именно в Казани святитель показал свое понимание подвига: просветительство и мученичество за веру для него были неотделимы от ратного подвига.
В 1595 году митрополит Ермоген с благословения Патриарха Иова провел обретение мощей и канонизацию просветителей Казани — архиепископов Казанских Гурия и Германа и епископа Тверского Варсонофия. А вместе с канонизацией Казанских мучеников Иоанна, Петра и Стефана, принявших смерть за нежелание отказаться от веры 1592 , впервые стало совершаться особое поминовение воинов — христиан, павших во время взятия Казани в 1556 году Смерть царя Федора Иоанновича 1598 застала святителя Ермогена в Москве. Пресечение правящей династии поставило всех перед нелегким выбором нового государя. Вместе с другими иерархами святитель участвовал во всенародном молении у стен Новодевичьего монастыря, прося Бориса Годунова вступить на престол, присутствовал он и на Земском соборе, избравшем Бориса Годунова царем. И здесь важно подчеркнуть самое важное обстоятельство, определившее дальнейшие поступки святителя: острое понимание того, что после пресечения династии залогом устойчивости государства является законно избранная власть православного царя. В 1603 году монах-расстрига Юрий Отрепьев в иночестве Григорий , выдавший себя в Речи Посполитой за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия, сына и наследника Ивана Грозного, в сопровождении небольшого отряда поляков перешел границу Руси. Усилия Бориса Годунова остановить его продвижение к Москве были напрасны. Самозванца признали законным правителем. С его появлением скрытая гражданская война, не выходившая за пределы интриг отдельных кланов в борьбе за власть, стала перерастать в открытую фазу или, говоря проще, в масштабные вооруженные столкновения. Началась мрачная эпоха нестроения государства и Церкви.
Патриарх Иов, державшийся определения Освященного Собора, признавшего Отрепьева самозванцем и предавшего его анафеме, не признал новоявленного правителя. Уже 24 июня, через три дня после вступления в Москву, самозванец собрал правящих архиереев и потребовал сместить святителя Иова по причине его старости и слепоты и избрать нового главу Церкви — архиепископа Рязанского Игнатия. Грек по происхождению, он первым из архиереев признал «истинность» царя еще на пути в Москву. Архиереи подчинились, и святитель Иов отправился в ссылку в Старицу. Однако смена Патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана что было прерогативой Священного Собора. Избрание же Игнатия проводил собор архиереев с подачи царя, что противоречило и церковным канонам, и светскому законодательству решение не было утверждено Боярской думой. К тому же по Москве упорно ходили слухи, будто новый глава Церкви является униатом и будет немало способствовать насаждению католичества в России. Лжедмитрий полагал, что лояльность архиереев можно купить. На следующий день после назначения Игнатия Патриархом он учреждает сенат, куда помимо Речи Посполитой включает не только представителей знатнейших боярских родов, но и всех русских архиереев. Одно из первых мест достается митрополиту Казанскому и Свияжскому Ермогену.
Вызванный в Москву, святитель не стал послушным исполнителем воли самозванца. Уже в конце лета или начале осени 1605 года, накануне приезда «гордой полячки» Марины Мнишек, невесты Лжедмитрия, Ермоген вместе с епископом Коломенским Иосифом которому также принадлежало одно из первых мест в сенате заявил царю, что его брак будет беззаконным, поскольку его избранница не крещена в православие. Подчеркнем, что предстоящую женитьбу православного царя на ревностной католичке святитель Ермоген воспринял как извращение природы царской власти.
В Русской церкви есть только три святых Патриарха - Иов, Ермоген и Тихон, и все они стали святыми по одной и той же причине.
Иов не поддался искушениям Лжедмитрия, оставшись верным пониманию того, что есть для России государственная власть, и стал жертвой власть имущих. Гермоген, сохранивший верность своему народу, своей стране, пал жертвой власть имущих. И Тихон, Патриарх Московский, который в тяжелейшие годы смуты XX века возвысил свой голос и говорил правду, пал жертвой сильных мира сего. Это ли не пример пророческого служения Русской православной церкви, которая на протяжении веков, сохраняя верность Христу, своему призванию, пастырской ответственности за весь народ, совершала свое служение во благо веры, Церкви и Отечества!
Мы наследники наших великих пращуров, мы наследники Святителей Иова, Ермогена и Тихона. И в наше непростое время, опираясь на эти великие примеры истории, мы взываем ко Господу, чтобы Он и Церкви русской XXI века дал силу и разумение хранить верность Богу, любовь к народу, национальное самосознание, воспитывая в этом наш народ. Мы чувствуем - как в то время, так и сейчас - глубинную связь именно с народом нашим, тем самым народом, которого не стесняются оскорблять, которого считают неспособным к принятию решений, легко управляемым, слабым, подверженным порокам. В глубине народной жизни хранится вера православная, а вместе с ней - и верность Отечеству.
И потому Церковь, находясь в единстве со своим народом, молясь за него, продолжает то служение, которое осуществляли великие московские Патриархи.
День памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. 23 декабря 2023 года Церковь вспоминает святителя Иоасафа, епископа Белгородского и мучеников Мину, Ермогена и Евграфа Александрийских. Святитель Гермоген был назначен Патриархом Московским и всея Руси в июле 1606 года, когда ему было уже за 70 лет. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей.
Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву
Простые истории. Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси - YouTube | Ермогена в Гольяново прошла встреча настоятеля храма, о. Алексея Довгополого с участниками СВО. |
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ | В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. |