сначала в 1699 году были созданы Бурмистерские палаты, а в 1721 издан регламент Главного Магистрата. Указом Петра I основан Главный Магистрат. В 18 веке Петр I в 1721 году утвердил регламент главного магистрата, который определял правовое положение определенных категорий городского населения. президенту Главного магистрата.
Магистрат при петре 1
Примерно в это же время его правительство работало над областным управлением. Возможно, именно поэтому царь вернулся к непростому вопросу о городской администрации. В упомянутом году был создан главный магистрат, который находился в столице и оттуда контролировал все городские органы. На местах создавались его отделения, которые комплектовались из бурмистров и ратманов. Поскольку война подходила к концу, то император озаботился о механизме функционирования новой системы в мирных условиях. Теперь представители городских властей были обязаны не только собирать налоги и повинности, но и заботиться о благоустройстве вверенных им участков.
Последнее обстоятельство особенно важно при определении, что нового было введено в управление городами в рассматриваемое время. Отныне бурмистрам и ратманам вменялось в обязанность следить за безопасностью то есть они должны были создавать полицейские органы , содержать больницы, школы, богадельни.
Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Через год, в январе 1721, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане посадское население делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» — тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан — их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр.
Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей.
Автор поднимает вопрос о сложности административно-правового статуса этих инстанций. На основании архивных материалов и анализа учредительной документации делается вывод относительно высокой роли магистратов в обеспечении благоустройства городов, продуктивного формирования их бюджета и систематизации управления. В работе отстаивается позиция, согласно которой магистраты были административными, нежели судебными учреждениями. Ключевые слова: Главный магистрат, Генеральный регламент, бургомистр, ратман, компетенции, административно-правовой статус, городское гражданство.
Реформы, осуществленные Петром I в 1699-1720-е гг. За указанный период система городской администрации неоднократно видоизменялась. В январе 1699 г. В крупнейших региональных центрах страны учреждались местные отделения этой инстанции - земские избы. Названные органы стали первыми сословными судами, одновременно исполнявшими фискальные и управленческие обязанности2. После губернской реформы 1708 г.
Однако институт бурмистров сохранялся. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М, 2009. Собрание первое: в 45-ти т. Собрание первое: в 45 -ти т. В 1720-м гг.
По аналогии с реформой 1699 г. Ингерманланские земли, до Северной кампании принадлежавшие Швеции, давно привлекали Петра I централизованным рационализмом своей администрации. В июне 1718 г. Фика, Царь впервые задумался о магистратах1. По примеру рижских управленческих инстанций в мае 1719 г. Устойчивый фундамент новой системы, с изменениями просуществовавшей до 1860-х гг.
Юридическую основу этого документа составили должностные инструкции рижского и ревельского учреждений, а также Генеральный регламент от 22 февраля 1720 г. Им определялись общий порядок поступления на службу и временные рамки трудового дня, фиксировались меры пресечения злоупотреблений, способы поощрения за надлежащее исполнение полномочий и условия карьерного роста. Генеральный регламент стал важнейшим шагом на пути к оформлению государственной службы как особого социально -правового института6. Стоит отметить, что учредительная документация магистратов во многом соответствовала современным нормам оформления. Регламент и составленная на его основе Инструкция7 раскрывали три базисных аспекта 1 См. Васильев, Н.
Деханова, Н. Лось, Ю. Холоденко; под ред. Преамбулой Регламента Главного магистрата провозглашалась основная цель этих учреждений: «рассыпанную хламину российского купечества паки собрать», приумножая и обеспечивая тем самым «государственную пользу»2. Новые инстанции должны были занять посредническую нишу между государством и городским коммерческим сообществом. Исполнение подобных обязательств априори подразумевало широкий круг полномочий.
По закону Ю. Трубецкой, занявший пост обер-президента, должен был ведать «.. Указанная формула определяла Главный магистрат как судебную инстанцию с четкой сословной специализацией. При этом его переписка с Сенатом не требовала посредничества Юстиц -Коллегии, что, с одной стороны, подтверждало их статусное равноправие, с другой -нарушало ведомственное единство4. По мнению большинства специалистов, это нисколько не противоречило обособлению судебной системы как самостоятельной ветви власти5. Однако координация деятельности городской общины посредством одного судопроизводства выглядела весьма ограниченно, и государь это понимал.
Акцентировав внимание на судебных компетенциях, он возложил на магистраты более широкий круг обязанностей, неизбежно затрагивавших и управленческо-распорядительную, и юридическую сферы. Из 25-ти глав Устава только одна отводилась судопроизводству, в то время как восемь затрагивало вопросы административного характера6. Отсюда вытекала запутанная система подведомственности этих учреждений, ответственных как перед Главным магистратом, так и перед Камер-, Коммерц-, Берг- и Мануфактур-коллегиями7. Поскольку магистраты входили в систему местного самоуправления, их отношения с губернаторами и воеводами также требовали регулирования. Основная сложность заключалась в минимизации дублирования полномочий 1 Бахрах Д.
В 1727 году Главный магистрат заменили Ратушей, его восстановили в 1743 году как Контору Главного магистрата, переведённую в Москву. С 1743 года Главный магистрат по предписанию Сената подчинялся губернским властям и полиции. С 1775 года являлся почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвидировала Главный магистрат в 1782 году.
Главный магистрат. Основан главный магистрат Кто такой главный магистрат при петре 1
Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и СенатуГлавный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Главный Магистрат при Петре I ведал вопросами: организации работы Магистратов в разных городах государства; создания органов правопорядка (полиции). Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он "сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал". Главный магистрат при Петре I играл важную роль в определении наиболее эффективного пути развития государства.
Реформа городского управления Петра I- систему учета городского населения «подлые» и «регулярные»
Во вторую вошли мелочные торговцы и цеховые ремесленники цеховое устройство для простых ремесленников, кстати, было введено тогда же. В число подлых людей, то бишь в низший класс городского общества, был включен рабочий люд, добывавший средства к пропитанию чёрной работой и наймом и ни в коей мере не относившийся к категории «регулярных граждан», что особо оговаривалось магистратской инструкцией. В крупных городах выборное магистратское присутствие составляли президент, несколько бурмистров бургомистров , заменившие собой прежних «земских голов», и ратманы младшие советники от нем. Rat [совет] и Mann [человек], звание и должность, заимствованные Петром из Риги. В городах помельче обходились и вовсе без президента.
Городовые магистраты обладали судебной властью в том же объеме, что и надворные суды, которые специализировались на уголовных и гражданских делах «низших сословий». Причём смертные приговоры находились в исключительной компетенции Главного магистрата, являвшегося к тому же ещё и высшей апелляционной инстанцией для городовых магистратов. Помимо судебных функций, на городовые магистраты были возложены административные функции надзора за городской полицией и городским же хозяйством, в т. В сфере их деятельности находилась забота об умножении городских мануфактур и ремёсел, учреждение начальных школ, заведение богаделен, сиротских домов и т.
Главный магистрат был упразднён вскоре после смерти Петра, в 1727 г. Последовавший вслед затем целый ворох указов предписывал городовым магистратам исполнение требований полицейских властей и всемерное послушание губернаторам и воеводам, которые имели право в случаях неаккуратной уплаты сборов брать бурмистров под стражу.
Царь также считал, что во время реформы необходимо установить порядок: систему учета городов вводилось понятие «разряд» города ; систему учета городского населения «подлые» и «регулярные» граждане. Петр I, освободившись от тягот войны и понимая, что реформа города осталась незавершенной, желая исправить ошибки десятилетней войны, в ходе которой посадское население было «насильно включено в Тягл», учредил в 1720 году Архимагистрат.
Как и ратуша до него, она подчинялась Сенату и имела тот же статус, что и коллегии. Еще до учреждения архимагистрата в 1714 году был принят указ, который расширил социальный класс жителей города и дал право всем, а не только землевладельцам, заниматься в городе торговлей, ремеслами и коммерцией. Этими вопросами занимался Верховный магистрат при Петре I: организации работы Магистратов в разных городах государства; создания органов правопорядка полиции ; создания или поддержкой при создании фабрик и заводов на территории городов или в пригородах; создания уставов для городских органов самоуправления; контроля за соблюдением правосудия на местах. Члены магистрата избирались «ассамблеями».
При Петре I их состав был сокращен до минимума: президент и один или два мэра. Городские магистраты подчинялись непосредственно главному магистрату. Наказания за неподчинение приказам были довольно суровыми — от штрафов до конфискации имущества. В 1724 году императорским указом были изданы специальные инструкции для руководителей общин.
Эти инструкции описывали содержание пожарной охраны в городе, порядок получения различных средств от государства централизованно , порядок поселения в домах чужаков и их регистрации было введено понятие «отпускные письма» , порядок работы с заключенными беженцами и порядок размещения так называемых «бездельников» на городских фабриках. Создание сената 22 февраля 1711 года Петр I издал указ об учреждении нового типа органа управления — Правительствующего Сената. Первоначально она состояла из 8 человек из ближайшего окружения царя. Они были величайшими политическими деятелями того времени.
Сенаторы назначались и смещались по личному распоряжению Петра. Этот высший орган управления должен был действовать постоянно, и ему никогда не разрешалось останавливать свою работу. Сенат был коллективным советом, который занимался отправлением правосудия, финансами и другими вопросами в различных областях экономики. Это был институциональный орган с консультативными, судебными и административными функциями.
Его члены представляли на рассмотрение монарха различные вопросы, связанные с законодательным процессом. Законодательные акты, принятые Сенатом, не имеют силы закона. На заседаниях обсуждались и интерпретировались только законопроекты. Сенат стоял во главе системы, и все колледжи находились в его подчинении, ежемесячно отчитываясь обо всех входящих и исходящих делах.
Учреждение первых коллегий В 1711 году офицер Иоганн Фридрих Блигер составил собственный план дальнейшего развития горного дела в России и представил его Петру I. План получил название «Горный план». Автор назвал свой ящик. В следующем году другой немецкий офицер заинтересовал короля своим предложением.
Он касался организации коммерческих коллегий и аудиторов. Пьетро признал реальную ценность предложений и начал создавать первые колледжи. Дата сигнального указа — 12 февраля 1712 г.
Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Через год, в январе 1721, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане посадское население делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» — тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан — их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр.
Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы таможенные, солевые, кабацкие и пр.
Гражданское судопроизводство над торговыми людьми находилось в их единоличном ведомстве, уголовные дела, в числе которых состояли разбойные, татинные и убийственные, решались совместно с надворными судами7. Кроме того, главой XIV Регламента им предписывалось контролировать городские финансы, содержать полицию, взимать казенные и иные пошлины, способствовать строительству мануфактур, организации торговых мест и ярмарок8. При этом названные мероприятия были направлены не только на бесперебойное поступление дохода в казну, но и на благоустройство и повышение качества социально -экономической жизни городов. Особое внимание уделялось полномочиям магистратов в области налогообложения.
Справедливая для населения и безубыточная для казны раскладка требовала скрупулезного учета, с одной стороны, материальных возможностей плательщиков, с другой - их численности. Для этого магистраты постоянно вели перепись населения, оценивали прибыльность городских торгов и состояние промыслов2. Эта деятельность подлежала сложной системе отчетности, включавшей Главный магистрат и несколько отраслевых коллегий3. Регламентом и Инструкцией прописывалось главное правило - избегать излишнего отягощения одних граждан при льготных условиях для других. Так, при раскладке повинностей или расквартировании армейских гарнизонов они стремились «чинить уравнение», «. При фиксации подобных нарушений служащие имели право посылать рекомендации в вышестоящие инстанции5. Немаловажную роль в деятельности магистратов играла система социального обеспечения.
За счет городской казны и добровольных пожертвований они строили академии и школы «для обучения народного», госпитали, смирительные, прядильные и сиротские дома6. Во избежание маргинализации городского социума и роста преступности магистраты всячески пытались сократить количество безработных. С этой целью «подлых» определяли в работные дома, где им обеспечивалась крыша над головой и пропитание, а наиболее пригодных устраивали на низшие должности в городские присутствия7. Купеческие вдовы и сироты также попадали под систему социальных гарантий. Городские власти старались не допустить необдуманной растраты наследственного капитала. Для этого имущество умершего подробно ревизовалось, а над промыслом назначался опекун, деятельность которого зорко контролировалась8. Выморочные имения подлежали оценке и с дозволения Главного магистрата могли зачисляться в общегородскую собственность9.
Во избежание тяглой доимки на посадских вдов налагался запрет на повторное заключение брака с представителем иного сословия. Исключение делалось лишь в случае добровольной продажи имущества кому-либо из общинников10. Следуя традиции Уложения, одним из ключевых критериев этого социального института являлся род деятельности, подразумевавший коммерческую направленность. Городские обыватели делились на две категории «знатных» и «регулярных». К числу первых принадлежали купцы 1 -й и 2-й гильдий, банкиры, крупные ремесленники и именитые граждане, ко второй - мещане, мелкие торговцы, кустари и лекари1. Отсюда происходили обязанности магистратов в области правового регулирования торгово-промышленной деятельности. Оптимизация функционирования названной сферы обусловливалась строгой регламентацией прав и обязанностей коммерческих и производственных корпораций, что выражалось в составлении цеховых и гильдейских уставов, ревизии приходо-расходных книг, строительстве бирж, определении штата маклеров и предоставлении льгот для коммерсантов, состоявших в объединениях2.
В исполнении названных функций бургомистрам оказывали помощь ремесленные старшины алдерманы и старосты, ответственные за ведение финансовых и художественных книг3. Таким образом, петровским магистратам присваивался статус административно-судебно-фискальных учреждений, призванных стабилизировать экономический потенциал городов и обеспечить бесперебойное пополнение государственной казны. Они обязывались ежегодно предоставлять в Главный магистрат генеральные и партикулярные отчеты, содержавшие подробнейшую статистику развития городского хозяйства4. Столь широкий набор полномочий делал городовые магистраты истинными управителями городской жизни. Однако смежность их дефиниций с делами воеводских канцелярий, законодательная неурегулированность ряда вопросов, множественность контрольных инстанций заставляли постоянно совершенствовать Регламент за счет дополнительного нормотворчества5. Библиографический список 1. Бахрах Д.
Богословский М. Генеральный регламент от 22 февраля 1720 г. Государственное и муниципальное управление: учеб. Дикажев М. Именной указ от 30 января 1699 г. Именной Высочайший указ от 6 ноября 1723 г. Именной Высочайший указ, объявленный из Тайного Совета, от 24 февраля 1727 «О взыскании доимочных подушных денег; о назначении воевод в приписные города, с присвоением им право пользоваться чином полковника; о поселении полков при городах; об увольнении из полков других частей служащих в оных дворян в домовые отпуски, и о расположении полков по квартирам в хлебородным местах; об уничтожении лишних присутственных мест и канцелярий; об отмене разных правителей, и о возложении суда и расправы на губернаторов и воевод; об учреждении Доимочной канцелярии; о пошлинах с жалованья деревень, с 1 Именной Высочайший указ от 6 ноября 1723 г.
Именной указ от 13 февраля 1720 г. Именной указ, данный Сенату, от 9 мая 1719 г. Инструкция магистратам от 30 декабря 1724 г. Павленко Н. Плошинский А. Городское, или среднее состояние русского народа, в его историческом развитии, от начала Руси до новейших времен.
Реформа городского управления Петра I
Во времена Казанского ханства, утверждается в этой книге, на территории Гостиного двора или недалеко от него стояла колония-поселение торговцев и ремесленников, выходцев из далекой Бухары. Поселение было обнесено деревянным частоколом, а с 1500 года, после набега ногайских мурз на Казань, по велению казанского хана Абдыл-Летифа по двум сторонам поселения появились насыпные валы со рвами. Через 30 лет колонию бухарцев, как и все посадские поселения, обнесли острожными стенами, которые хан Сафа-Гирей выстроил в преддверии ожидаемой войны с Москвой. Позже, с уходом русских войск и завершением строительства оборонительных укреплений вокруг Казани, валы бухарского посада были срыта, а рвы за ненадобностью зарыты. Большим разрушениям подвергся бухарский посад во время осады Казани войсками Ивана Грозного летом-осенью 1552 года. После взятия города власти вернули на прежнее место два базара — нижний, Так як, прямо под кремлем воды Казанки в ту пору плескались довольно далеко от кремлевских стен , и верхний, бывший бухарский. Недалеко от новых каменных стен кремля, прямо напротив Спасской башни, появились 82 казенных амбара и 5 изб для заезжих гостей — так звались в то время крупные купцы. Все это было обнесено деревянным забором с тремя воротами и официально названо Гостиным двором. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина — более 3 рублей в неделю.
Как указывается в книге «Казань…», в то время на эти деньги можно было купить 3 лошади или 6 коров. От Гостиного двора лучами расходились по ближним улицам и переулкам более 200 торговых рядов с лавками. Пять лавок, как указывается в этой книге, принадлежало татарским купцам, которые торговали в основном привозным товаром — персидскими тканями и шелком. В конце XVI века в Гостином дворе насчитывалось 635 торговых точек. Сведения эти взяты из материалов археологических раскопок, и у нас нет оснований им не доверять. Но все-таки это еще не был Гостиный двор в известном нам смысле. Каменное строительство началось здесь на исходе XVII века. В 1695 году близ новых главных ворот Гостиного двора была освящена церковь во имя Алексея Божия Человека.
К 1739 году уже все постройки были из камня. Кафтырев построил новое здание на месте старого, которое не сохранилось. Вот как писал о Гостином дворе один из первых исследователей Казани — Петр Рычков в 1767 году: «Гостиный двор каменный, на котором в верху таможня каменная ж; внутри однаго двора ряды: Суконной, 2 Мелочной, 3 Сибирской железной. К сему ж гостиному двору приделаны деревянные ряды». В Гостином дворе размещались также каземат, гарнизонная канцелярия, а над ней — трактир. Это было центральное место городской торговли. В конце века Казань насчитывала 676 русских и 595 татарских купцов. В конце 50-х годов ХIХ века казанское купечество составляло около трех процентов всего городского населения.
Наиболее состоятельные из них входили в «гостиную сотню», они-то и имели самые лучшие лавки в Гостином дворе. Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом — во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью. В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей — для сооружения нового Гостиного двора. В 1800 году, 25 июня, началось возведение третьего по счету сооружения Гостиного двора. Автором проекта стал архитектор Ф. Парадный вход в Гостиный двор. Колоннада разрушена после одного из пожаров Гостиный двор был открыт в 1815 году.
Это было двухэтажное строение, возведенное на кремлевском холме. Здание в виде эллипсоидного кольца, построенное из кирпича большая редкость по тем временам занимало по периметру весь квартал по соседству с кремлем и одним из фасадов выходило на нижнюю часть города ныне на улицу Профсоюзную. Оно было выполнено в скромных формах русского классицизма. Колоннада ионического ордера, завершенная фронтоном, выделяла главный вход в здание с улицы Воскресенской, гармонируя с классическими фасадами близлежащих домов. Кстати, часть улицы Кремлевской — от Спасской башни до Пассажа —сохранила свой первозданный облик, и мы можем судить, каким красивым был наш город в XIX веке. Правда, такая красота была лишь в его центральной части, в других районах преобладали деревянные дома. Появление Гостиного двора в Казани не было случайным. Казань издавна славилась широким развитием торговли.
Когда в 1817 году по Каме и в 1820 году по Волге пошли буксирные и пассажирские суда, дела у местных купцов и торговцев пошли еще лучше. Побывавший в Казани в 1801 году драматург Александр Коцебу писал: «Гостиный двор величиной и множеством товаров не уступает московскому и петербургскому». В истории этого здания будет еще один пожар — в 1842 году. Гостиный двор вновь пострадал. Здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом, исчезли галереи, были утрачены рустовка стен и пилястры.
Для достижения первого класса необходимо было пройти по всей служебной лестнице с самого низа.
Знатность рода не имела никакого значения, всё определяли личные качества человека, ум, отвага, желание учиться и преданность государю. Даже самые худородные то есть незнатного происхождения могли достичь высших должностей. С принятием Табели о рангах социальный статус определялся не древней фамилией, а чином человека. Табель о рангах открывала дорогу к получению дворянства даже «подлым» низшим категориям граждан. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство, без права передачи его потомкам. Тем же, кто дослужился до 8-го чина, полагалось потомственное дворянство.
Подобная мера пополнила ряды старой аристократии наиболее честолюбивыми и деятельными людьми незнатного происхождения, которые приложили немало усилий на государственной или военной службе. Самый наглядный пример этого социального лифта — светлейший князь А. Меншиков, который вышел из низов, а добился личными заслугами высших должностей и званий в государстве. Из Табели о рангах, 1922 г. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими Принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми Князьями и высокими служители Российского Государства. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного ранга, и действительно жалованье получают; из штрафных денег имеет объявитель того, третью долю получать, а достальныя имеют в гошпиталь употреблены быть.
Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе Божией при Дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит. Все замужния жёны поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда они тому противно поступят: то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж её был за своё преступление». Задания: Предусматривались ли в Табели о рангах какие-либо исключения из принципа выслуги лет? Какие наказания предусматривались для тех, кто занимал не подобающее своему чину место во время официальных мероприятий? Какой ранг получали жёны чиновников и военных? Областная реформа Для удобства управления страной и централизации власти Пётр I решил изменить территориальное устройство России.
За образец было взято административное деление Швеции, которое адаптировали к российским реалиям — огромным протяжённостям территорий, низкой плотности населения, жёсткой ограниченности в финансах. Учреждение губерний областная реформа проходило в несколько этапов. В 1708 г. Во главе каждой стоял назначавшийся царём губернатор, в руках которого была сосредоточена вся военная и гражданская власть. Главной обязанностью губернаторов было следить за поступлением в казну налогов, набором рекрутов и исполнением повинностей. Губерния — высшая административно-территориальная единица Российской империи, во главе которой стоял губернатор или генерал-губернатор.
Генерал-губернатор также командовал войсками в подведомственных губерниях. Деление на губернии в 1708 г. Hellerick Губернии в свою очередь делились на провинции, во главе которых стояли коменданты. Комендант подчинялся одновременно и губернатору, и Сенату. Первому — в военных вопросах, второму — в гражданских делах. Провинции делились на ещё более мелкие единицы — дистрикты, которыми управляли земские комиссары.
На Украине действовал особый режим местного самоуправления. Однако постепенно их власть слабела, а Россия всё больше пыталась полностью включить в свой состав эти территории. Предательство Мазепы в 1708 г. Новым гетманом при поддержке России был избран верный царю Иван Скоропадский. За его деятельностью, однако, был установлен строгий надзор, при гетмане постоянно находилось несколько российских чиновников.
Городской староста — в Российской империи глава администрации города с упрощённым городским управлением. Присутственное место — государственное учреждение в Российской империи, а также помещение, им занимаемое приёмная, канцелярия. Слово также начинает входить в современный канцелярский язык для обозначения помещений, которые органы государственной власти и местного самоуправления используют для работы с гражданами. Губернский архитектор — должность в Российский империи, связанная с осуществлением и регулированием архитектурно-строительной деятельности в губерниях. Упоминания в литературе Реформы Петра I и организация местного управления. Преобразования в управлении городами. Выборные земские избы. Бурмистерская палата. Регламент Главного магистрата 1721 г. Инструкция городовым магистратам 1724 г. Создание Главного магистрата и городовых магистратов. Их компетенция. Их статус и функции. Реорганизация местного управления. Влияние Северной войны на организацию местного управления. Попытки отказа от управления территориями по схеме приказ — уезд. Первые шаги по изменению административно-территориального деления страны. Создание особого административного округа вокруг Азова и Воронежа 1701 г. Выделение Ингерманландии в качестве самостоятельной административной единицы 1702—1703 гг. Статус Ингерманландии. Попытки привлечения местных дворян к управлению. Передача функций губных старост воеводам 1702 г. Дворянские советы. Воеводские товарищи 1705 г. Группа авторов, Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение».
И попутно и довольно успешно, решаются в это время же самое время вопросы русского военно-морского строительства. Причем, делалось это уже в условиях в тяжёлых условиях Северной войны со Швецией 1700 - 1721 гг. Последнее обстоятельство, впрочем, совсем не помешало Петру в 1703 г. В ходе этой реформы территория будущей Российской Империи была разделена на восемь обширных губерний правда, впоследствии число губерний Российской Империи увеличилось до 20. Любопытно, что в это же время в 1708 г. Петр занимается вопросами, казалось бы, и вовсе мелкими, незначительными - проводит реформу русского кирилличного шрифта, вводит в обращение т. Впрочем, последнее было лишь данью тогдашней моде на латиницу, и потому новый гражданский шрифт т. Так постепенно, шаг за шагом, в 1718 г. После полутора лет пробуксовки на ровном месте, главным образом, из-за разного рода бюрократических проволочек и недостатка у Петра времени в связи с разными событиями на завершающем этапе Северной войны , в начале 1720 г. Причём руководствоваться Трубецкой должен был, по-видимому, резолюцией своего суверена 1718 г. Под регламентом, в данном случае, следует понимать городской устав, то есть устав, который регламентировал отсюда и «регламент» вопросы городского самоуправления. За образец же такого «регламента» Петр предлагал взять городские уставы Ревеля нынешнего Таллина и Риги. Стало быть, вслед за магистратом в Петербурге, по мысли Петра, такие же сословно-коллегиальные учреждения должны были появиться и в других городах. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Только в начале 1721 г. Инструкция этим городовым магистратам, тем не менее, увидела свет ещё через два с половиной года, да и только после того, как Пётр «ободрил» обер-президента Главного магистрата Трубецкого перспективой каторги. Устройство нового магистратского управления соединялось с введением классового деления тяглого посадского населения на две гильдии и подлых людей. К первой были отнесены банкиры, так называемые «знатные» купцы, доктора и т.
Реформа городского управления Петра I- систему учета городского населения «подлые» и «регулярные»
Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он "сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал". Основан главный магистрат Кто такой главный магистрат при петре 1. Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Главный магистрат появился в результате реформ Петра I. сначала в 1699 году были созданы Бурмистерские палаты, а в 1721 издан регламент Главного Магистрата. Регламент главного магистрата при петре 1 кратко. По закону («Регламенту Главного магистрата» 1721 г.) горожане делились на «регулярных граждан», входивших в гильдии и цехи, и «подлых», нанимавшихся на «чёрные работы». Основан главный магистрат Кто такой главный магистрат при петре 1. Принадлежность к гильдии означала установленное государством имущественно-правовое деление купеческого сословия.
Главный магистрат. Основан главный магистрат Кто такой главный магистрат при петре 1
Регламент главного магистрата при петре 1 кратко. Главный магистрат появился в результате реформ Петра I. Указом Петра I основан Главный Магистрат. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. Главный магистрат появился в результате реформ Петра I. Главная» Новости» Согласно регламенту главного магистрата от 16 января 1721 года.
13 февраля 1720 г. Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России
Он был создан с целью централизации управления делами посадского населения на правах коллегии, став второй попыткой Петра в данном вопросе после Бурмистерской палаты. Согласно указу, новый орган был призван «ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину паки собрать». Его возникновение было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны. Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией. Возглавлял его обер-президент из дворян, которого назначал царь. Первым обер-президентом — стал князь Ю. Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов.
Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией. Возглавлял его обер-президент из дворян, которого назначал царь. Первым обер-президентом — стал князь Ю. Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов.
Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Через год, в январе 1721, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане посадское население делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» — тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан — их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр.
Пётр I учредил должность фискалов во главе с обер-фискалом для борьбы со злоупотреблениями. В их обязанности входило доносить в Сенат о случаях казнокрадства, взяточничества, нарушения общественного порядка, неправового суда и других преступлениях. Если фискал уличал виновного, то половина штрафа шла в его пользу, а вторая — в казну. При этом фискалы обладали фактически неограниченными полномочиями и даже не несли ответственности за ложные доносы.
Фискал — чиновник, выполнявший надзорные функции за деятельностью государственных органов, в обязанности которого входило доносить о проступках и преступлениях государственных служащих. Сенат, который в отсутствие царя был фактически независимым органом, вскоре тоже был поставлен под надзор. В 1722 г. Во главе находился генерал-прокурор, должность которого занял Павел Иванович Ягужинский 1683—1736 ; император назвал его «оком государевым».
Он следил, чтобы постановления Сената не противоречили действовавшим законам. Ему были подчинены также фискалы и прокуроры, при помощи которых он осуществлял контроль над всем административным аппаратом государства. Прокуратура — надзорный орган, основная цель которого заключалась в наблюдении за точным и абсолютным соблюдением закона государственными органами. Прокурор — чиновник, в обязанности которого входил надзор за деятельностью государственных органов.
Павел Иванович Ягужинский. Гравюра Д. Герасимова с утраченного прижизненного портрета работы И. Таннауэра Узнать больше Важную роль в управлении государством играла тайная полиция.
Она была представлена Преображенским приказом и Тайной канцелярией, которые существовали параллельно и занимались расследованием государственных преступлений «Слово и дело государево». В их ведении находились заговоры на жизнь и здоровье государя, а также измена, участие в бунтах и восстаниях. Прикрепление дворянства к государственной службе Создание новых органов управления требовало большого количества образованных чиновников. В России, однако, чиновничий аппарат был в зачаточном состоянии: чиновников было мало, а уровень образования большинства был крайне низок.
Дворянство было наиболее образованным сословием, среди которого можно было находить подходящие кадры. Представители благородного сословия между тем не желали идти на государственную службу, которую они презирали, предпочитая ей военную. Многие же вовсе уклонялись от всякого участия в государственных делах, живя на доходы от своих поместий. Пётр I решил вопрос с кадрами, как и другие вопросы, в свойственной ему решительной манере.
В 1714 г. Наследником выступал только старший сын, что оставляло всех остальных детей без наследства. Дочерей выдавали замуж, а младшие сыновья вынуждены были поступать на военную или гражданскую службу, чтобы содержать себя. Кроме того, Указ о единонаследии окончательно ликвидировал различия между вотчинами и поместьями.
Прежде дворяне владели поместьями только на условиях службы, теперь они превратились в частную собственность дворян. Таким образом, разница между боярским и дворянским землевладением исчезла. Каждый дворянин, достигший 15-летнего возраста, определялся на гражданскую или военную службу. Вся система государственной службы, включая военную и придворную, была разделена на 14 классов рангов , где 14-й был низшим.
Для достижения первого класса необходимо было пройти по всей служебной лестнице с самого низа. Знатность рода не имела никакого значения, всё определяли личные качества человека, ум, отвага, желание учиться и преданность государю. Даже самые худородные то есть незнатного происхождения могли достичь высших должностей. С принятием Табели о рангах социальный статус определялся не древней фамилией, а чином человека.
Ольга Александровна предложила открыть музей в здании Александровского пассажа ныне улица Кремлевская , которое выкупила у своего брата. За такой щедрый дар она была удостоена городской Думой позолоченной доски с надписью о пожертвовании. Однако Пассаж оказался неприспособленным для размещения коллекций, и музей, с согласия благотворительницы, был открыт на той же Воскресенской улице, но чуть ближе к кремлю.
Здание музея до революции. После открытия музея в 1895 году она по предложению совета музея была пожизненно избрана его Почетным членом и оставалась им вплоть до 1918 года. За благотворительную деятельность Ольга Сергеевна была удостоена звания Почетного гражданина Казани.
В 1891 году казанцы узнали, что их земляк, вице-адмирал российского флота и известный деятель культуры Иван Лихачев пожелал передать в дар городу большое коллекционное собрание своего покойного брата — Андрея Лихачева, который умер в 1890 году. Андрей Федорович был известен как крупный коллекционер и исследователь в области археологии и восточной нумизматики. Коллекции Лихачева и послужили основой первого казанского музея.
В советское время музей много раз менял свое название: с 7 декабря 1918 года —губернский музей, с 19 апреля 1921 гола — Центральный музей ТАССР, с 25 октября 1944 года — Государственный музей ТАССР, с декабря 1981 года — Государственный объединенный музей Татарии, с 23 марта 2001 года — Национальный музей Республики Татарстан. С годами росли фонды музея и открывались новые экспозиции. Уже в 30-х годах простое собирательство документов и предметов быта превратилось в организованную деятельность.
Изменения во внешнем облике здания были не так заметны, разве что с годами оно стало стареть, чему в немалой степени способствовали многочисленные «квартиранты», подселенные к музею после 1917 года, когда Гостиный двор перестал использоваться как место городской торговли. Руководство музея не раз пыталось вытеснить из здания сторонние организации и учреждения, но это было трудным делом. Приходилось сосуществовать в одном здании.
В 30-е годы по проекту архитекторов Григорьева и Сперанского над корпусами Гостиного двора были надстроены два этажа, исказившие градостроительный силуэт и масштабность комплекса. А в 1959 году на месте пришедшей в аварийное состояние и рухнувшей старожилы утверждают, что в том ЧП пострадала уйма народу юго-восточной части Гостиного двора и на освободившемся месте вырос новый дом — классическая «сталинка» образец «советской архитектуры периода украшательства», как характеризуется он в каталоге-справочнике памятников истории и культуры Татарстана.. Построен по проекту архитектора А.
Бикчентаева На первом этаже здания располагалась служба записи актов гражданского состояния сейчас - там магазины , верхние этажи — жилые. Разговоры о том, что Гостиному двору надо вернуть его первоначальный облик, шли много лет. И вот в 1980 году был, наконец, Здание музея советского времени сделан важный шаг от слов к делу.
Кожемякин автор проекта , В. Дерябина художник и А. Тугарин архитектор приступила к составлению комплексного проекта генерального решения территории республиканского музейного комплекса, составной честью которого стал план реконструкции Гостиного двора.
Непросто было руководству Государственного объединенного музея ТАССР дать заказ именно этому комбинату — спрос на его работы был большой. Над планом реконструкции музея в Казани поручили работать лучшим на то время профессионалам. Это были не просто отличные специалисты в своем деле.
Все трое имели богатый опыт именно музейного строительства, а потому рассматривали проблемы ремонта водопровода и укрепления фундамента в неразрывной связи с вопросами узко специфичными. Так, творческая группа предложила перенести все внутренние коммуникации, в том числе вентиляционные шахты, в отдельный корпус, подземный, расположив его во дворе. С поставленными задачами проектанты справились хорошо.
А задачи были сложнейшими: ведь под реконструкцию подпадали 53 дома, причем 31 из них являлись архитектурными и историческими памятниками. Нельзя было перестраивать лишь одни эти здания — требовалось новое градостроительное решение всей центральной части Казани, то есть территории в 20 гектаров. Понадобилось серьезное изучение краеведческой литературы, старых проектов и планов.
Исследовалась современная обстановка в городе, оценивались возможности и условия реконструкции. Так, наиболее решительные поклонники старины настаивали на том, чтобы придать Гостиному двору тот вид, который он имел в XIX веке, то есть убрать два верхних этажа, надстроенных в 30-е годы нашего столетия. В 1985 году, когда мы рассказывали в «Вечерней Казани» о ходе работы над планом реконструкции, нам казалось это предложение фантастическим.
Тем более что и в этом случае площадей современному музею было явно мало. На страницах «Вечерки» началась дискуссия: два или четыре этажа? Мнениями обменивались не только дилетанты — любители старины, но и специалисты: архитекторы, музейщики, строители.
Четыре года понадобилось проектантам, которым активно помогали казанцы научные работники Госмузея, сотрудники ГлавАПУ, научно — производственных реставрационных мастерских, краеведы , чтобы предложить свое решение центральной части нашего города. Одновременно шла работа над планом размещения новых экспозиций в обновленном здании, их научной подготовкой. В 1985 году руководитель авторской группы Л.
Валеева доложили общественности о готовности комплексного проекта членам Градостроительного совета Казани, правления Татарской организации Союза архитекторов РСФСР и городской комиссии содействия охране памятников истории и культуры. Проект включал реконструкцию таких памятников архитектуры, как здания Ивановского или Иоанно-Предтеченского мужского монастыря творение зодчих XVII века , церкви Николы-Нисского, Покровского храма, Александровского пассажа, Гостинодворской церкви, остатки которой и сегодня находятся во дворе музея, дома первого городского головы 1767-1769 — купца И. Дряблова ныне ул.
Джалиля, 19 , здания головы ныне администрация Казани , городского магистрата… Последний памятник архитектуры, в отличие от других, казанцам практически не известен.
Главный магистрат
Указом Петра I был основан Главный магистрат | ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ, центр. гос. учреждение в Рос. империи. Образован, возможно, не позднее второй половины 1719 с целью развития торгово-пром. сословия (собрать «купецких людей рассыпанную храмину»); название с 1721. |
Главный магистрат. Основан главный магистрат Кто такой главный магистрат при петре 1 | Новые городские органы — магистраты создавались под руководством специально для этого в 1720 г. учрежденной коллегии — Главного магистрата. |
Городская реформа при Петре I: предпосылки и причины, цели и задачи, итоги | Регламент главного магистрата при Петре 1 стал основой для управления и контроля за единицами управления в Российской империи. |
Военная коллегия
- Читать также
- Главный магистрат это кто такой? 🤓 [Есть ответ]
- Предпосылки и причины проведения реформы
- Городская реформа Петра I Великого
- Петр 1 главный магистрат. Указом Петра I основан Главный Магистрат. Кто у нас главный
- Главный магистрат это кто такой? 🤓 [Есть ответ]
Причины и цели реформ
- Городские реформы Петра Великого - от бурмистерских палат до магистратов. История России.
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Реформа городского управления Петра I
- Реформа городского управления Петра I- систему учета городского населения «подлые» и «регулярные»
- Магистрат при петре 1
- Городские реформы Петра Великого - от бурмистерских палат до магистратов
294 года назад был основан Главный магистрат России
За образец было взято административное деление Швеции, которое адаптировали к российским реалиям — огромным протяжённостям территорий, низкой плотности населения, жёсткой ограниченности в финансах. Учреждение губерний областная реформа проходило в несколько этапов. В 1708 г. Во главе каждой стоял назначавшийся царём губернатор, в руках которого была сосредоточена вся военная и гражданская власть. Главной обязанностью губернаторов было следить за поступлением в казну налогов, набором рекрутов и исполнением повинностей. Губерния — высшая административно-территориальная единица Российской империи, во главе которой стоял губернатор или генерал-губернатор. Генерал-губернатор также командовал войсками в подведомственных губерниях. Деление на губернии в 1708 г. Hellerick Губернии в свою очередь делились на провинции, во главе которых стояли коменданты.
Комендант подчинялся одновременно и губернатору, и Сенату. Первому — в военных вопросах, второму — в гражданских делах. Провинции делились на ещё более мелкие единицы — дистрикты, которыми управляли земские комиссары. На Украине действовал особый режим местного самоуправления. Однако постепенно их власть слабела, а Россия всё больше пыталась полностью включить в свой состав эти территории. Предательство Мазепы в 1708 г. Новым гетманом при поддержке России был избран верный царю Иван Скоропадский. За его деятельностью, однако, был установлен строгий надзор, при гетмане постоянно находилось несколько российских чиновников.
После смерти Скоропадского в 1722 г. Пётр I назначил нового гетмана, который был во многом формальной фигурой. Все реальные рычаги власти управления украинскими землями находились в Малороссийской коллегии. Иван Ильич Скоропадский. Неизвестный художник Итоги реформ Реформы Петра I в области государственного управления имели во многом прогрессивный характер. Они уничтожили старые учреждения и создали на их месте новые, отвечавшие духу времени. Россия превратилась в «регулярное государство», система управления которым имела чёткую структуру, а положение каждого человека в обществе было во многом предопределено. Вместе с тем реформы вызвали сильное общественное сопротивление, что заставило Петра I уделить особенное внимание деятельности тайной полиции.
Она получила самые широкие полномочия и подчинялась лично царю. В результате реформ Петра I произошло сплочение дворянства, которое превратилось в единое сословие со своими правами и обязанностями. При Петре I оно превратилось в главную опору самодержавия, выходцы из которого составляли костяк офицерского корпуса и чиновничества. При этом начал складываться бюрократический чиновничий аппарат. Если прежде в высших эшелонах власти находились главным образом представители старинных боярских фамилий, то теперь императора окружали чиновники, материальное положение и место в обществе которых зависело от государя. Опираясь на регулярную армию, чиновничий аппарат и полицейскую систему, Пётр I замкнул управление огромной империей на себе. Ни один вопрос не мог быть решён без его ведома. Таким образом, преобразования Петра I привели к окончательному оформлению абсолютной монархии в России.
Абсолютная монархия абсолютизм — разновидность монархии, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха, власть которого опирается на военный и чиновничий аппарат. Из сочинения В. Ключевского «Курс русской истории» 1904—1922 , лекция 68, раздел «Приёмы реформы» «Итак, Пётр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений.
Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Главной функцией губернатора была, как, и у ратуш, фискальная. Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором последний подбирал нужных себе людей.
Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом[7]. В этих условиях ратуши становились ненужными. Существование ратуши как центрального учреждения можно проследить до 1710 года. Прямого указа об ограничении ведомства ратуши не было издано, и совершилось это ограничение по частям. В 1709 году было приказано всем воеводам, бурмистрам и приказам составить окладные книги денежных и хлебных податей и всяких других окладных сборов и доставить их непосредственно губернаторам. С 1710 подлинные окладные книги передаются в канцелярию Сената; ратуша обязывается доставить туда же ведомость о сборах таможенной пошлины со времени ее учреждения до 1711 года.
В 1714 году всем приказам, канцеляриям, ратуше, губерниям, денежным дворам, соляному сбору в приходах и расходах было приказано отчитываться в Ближней канцелярии. В этом указе ратуша поставлена в один ряд с любым приказом и даже с соляным сбором, недавно ей подведомственным[8]. В 1721 году Пётр I Учреждает Главный магистрат, обязанностью которого были учредить во всех городах магистраты, учредить полицию, следить за соблюдением правосудия и увеличить число мануфактур. Однако, инструкции городовым магистратам, по которой нужно было устроить в российских городах магистраты по образцу петербургского, появилась только в 1724 году. Магистратская реформа вводила небывалое отношение самих магистратов к городским мирам. Магистрат не заменял выборных властей города, старшин и старост, а становился над ними с новыми полномочиями, судебными и административными. В инструкции 1724 г. Члены магистрата были выборными должностями, но при этом бессменными.
По закону членам магистрата полагались за службу чины по табели о рангах, а президентам за выслугу - даже возведение в дворянство. Вот что пишет историк Ключевский по этому поводу: Все это должно было отчуждать магистраты от гражданства, особенно от городской рабочей массы. Так, начав устройство городского управления сословно-земскими избами, Петр закончил реформу сословно-бюрократическими приказными магистратами. Такой поворот произошел от перемены во взгляде Петра на задачи городского самоуправления. В 1699 г. К 1720 г. Такие зонды для своих городов он и нашел или ему указали в магистратах, которые так хорошо управляли городами на Западе. Проникшись мыслью, что только благоустроенный народ может давать казне верный и хороший доход, Петр и возложил на магистраты сверх прежних обязанностей по казенным сборам еще важные экономические и образовательные заботы о размножении мануфактур, о распространении грамотности, об общественном призрении.
Такие задачи были не под силу городской массе с избираемыми ею годовыми бурмистрами, и Петр передал ведение городских дел "людям добрым и умным" из "знатного" купечества с избираемыми из него же бессрочно властными коллегиями, которые могли бы заставить себя слушаться и почитать. Магистратская инструкция предписывает русским магистратам "честно и чинно себя держать, дабы в такой знатности и почтении были, как и в других государствах". Очевидно, Петру мерещился призрак богатой и влиятельной западноевропейской буржуазии. Расчеты не оправдались, магистратские бургомистры оказались не лучше земских бурмистров; но в этом был уже виноват не один Петр.
Довольно быстро Городские магистраты — эти сословные органы местного управления торгово-промышленным населением — стали главными органами бюрократического аппарата петровской империи, поскольку опирались, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство на местах. Руководство городских магистратов — включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов — выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, — контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма. Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции.
С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий.
Приходилось сосуществовать в одном здании. В 30-е годы по проекту архитекторов Григорьева и Сперанского над корпусами Гостиного двора были надстроены два этажа, исказившие градостроительный силуэт и масштабность комплекса. А в 1959 году на месте пришедшей в аварийное состояние и рухнувшей старожилы утверждают, что в том ЧП пострадала уйма народу юго-восточной части Гостиного двора и на освободившемся месте вырос новый дом — классическая «сталинка» образец «советской архитектуры периода украшательства», как характеризуется он в каталоге-справочнике памятников истории и культуры Татарстана..
Построен по проекту архитектора А. Бикчентаева На первом этаже здания располагалась служба записи актов гражданского состояния сейчас - там магазины , верхние этажи — жилые. Разговоры о том, что Гостиному двору надо вернуть его первоначальный облик, шли много лет. И вот в 1980 году был, наконец, Здание музея советского времени сделан важный шаг от слов к делу.
Кожемякин автор проекта , В. Дерябина художник и А. Тугарин архитектор приступила к составлению комплексного проекта генерального решения территории республиканского музейного комплекса, составной честью которого стал план реконструкции Гостиного двора. Непросто было руководству Государственного объединенного музея ТАССР дать заказ именно этому комбинату — спрос на его работы был большой.
Над планом реконструкции музея в Казани поручили работать лучшим на то время профессионалам. Это были не просто отличные специалисты в своем деле. Все трое имели богатый опыт именно музейного строительства, а потому рассматривали проблемы ремонта водопровода и укрепления фундамента в неразрывной связи с вопросами узко специфичными. Так, творческая группа предложила перенести все внутренние коммуникации, в том числе вентиляционные шахты, в отдельный корпус, подземный, расположив его во дворе.
С поставленными задачами проектанты справились хорошо. А задачи были сложнейшими: ведь под реконструкцию подпадали 53 дома, причем 31 из них являлись архитектурными и историческими памятниками. Нельзя было перестраивать лишь одни эти здания — требовалось новое градостроительное решение всей центральной части Казани, то есть территории в 20 гектаров. Понадобилось серьезное изучение краеведческой литературы, старых проектов и планов.
Исследовалась современная обстановка в городе, оценивались возможности и условия реконструкции. Так, наиболее решительные поклонники старины настаивали на том, чтобы придать Гостиному двору тот вид, который он имел в XIX веке, то есть убрать два верхних этажа, надстроенных в 30-е годы нашего столетия. В 1985 году, когда мы рассказывали в «Вечерней Казани» о ходе работы над планом реконструкции, нам казалось это предложение фантастическим. Тем более что и в этом случае площадей современному музею было явно мало.
На страницах «Вечерки» началась дискуссия: два или четыре этажа? Мнениями обменивались не только дилетанты — любители старины, но и специалисты: архитекторы, музейщики, строители. Четыре года понадобилось проектантам, которым активно помогали казанцы научные работники Госмузея, сотрудники ГлавАПУ, научно — производственных реставрационных мастерских, краеведы , чтобы предложить свое решение центральной части нашего города. Одновременно шла работа над планом размещения новых экспозиций в обновленном здании, их научной подготовкой.
В 1985 году руководитель авторской группы Л. Валеева доложили общественности о готовности комплексного проекта членам Градостроительного совета Казани, правления Татарской организации Союза архитекторов РСФСР и городской комиссии содействия охране памятников истории и культуры. Проект включал реконструкцию таких памятников архитектуры, как здания Ивановского или Иоанно-Предтеченского мужского монастыря творение зодчих XVII века , церкви Николы-Нисского, Покровского храма, Александровского пассажа, Гостинодворской церкви, остатки которой и сегодня находятся во дворе музея, дома первого городского головы 1767-1769 — купца И. Дряблова ныне ул.
Джалиля, 19 , здания головы ныне администрация Казани , городского магистрата… Последний памятник архитектуры, в отличие от других, казанцам практически не известен. Между тем это старейшее в России здание подобного рода — оно было специально построено под городской магистрат. У нас еще будет возможность подробно рассказать об этом здании, поскольку именно в нем предполагается открыть постоянно действующую экспозицию Государственного Эрмитажа. Национальный музей Республики Татарстан.
Современный вид Проектом ленинградцев предполагалось не только вернуть этим памятникам прежний вид, но и включить их в единую экспозицию Госмузея ТАССР. В бывшей Гостинодворской церкви планировалось открыть музей городского быта, в Петропавловском соборе — музей истории религии и атеизма он, кстати, уже начал создаваться, с потерей планетария экспозиция, естественно, была закрыта. Музейную экспозицию хотели создать и в одной из башен Кремля, включив в осмотр его юго-восточную стену. Эту часть комплексного плана удалось реализовать, в отличие от главного проекта — самого музейного комплекса.
При обсуждении проекта прозвучало предложение отдать один из памятников под музей архитектуры Казани — то, что он нужен, понимали уже тогда. Должен был измениться внешний облик целых улиц. Проектанты предложили единую форму их благоустройства. Планировалось сделать несколько видовых площадок, с которых можно было бы любоваться панорамой Казани.
Планов было — громадье. Знакомясь с ними по заданию редакции в 1985 году, надо было иметь богатое воображение, чтобы представить, каким станет центр города после того, как все планы воплотятся в жизнь. Но, как говорится, мы предполагаем — Бог располагает… В южном крыле здания гостиного двора на улице Чернышевского располагался старейший пивной бар Казани - «Бегемот».
Указом Петра I основан Главный магистрат — бюрократическое учреждение России
Главный магистрат — центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Новые городские органы — магистраты создавались под руководством специально для этого в 1720 г. учрежденной коллегии — Главного магистрата. Основные положения регламента Регламент главного магистрата при Петре I включал в себя детальное описание прав и обязанностей глав магистратов различных городов России. Регламент главного магистрата при Петре 1: краткая история Регламент главного магистрата при Петре 1 — это документ, который определял полномочия и порядок работы главных магистратов в Российской империи во время правления Петра I. В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга.