Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза».
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»
Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза». Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. В 2024 году исполняется 165 лет драме Александра Николаевича Островского «Гроза». Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией.
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает? Это Дикой племянника ругает». Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками.
Тайна возраста Кабанихи Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».
Вот в чём схема трагедии». Сочиняя спектакль, Константин Райкин размышляет не только о личной драме, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника, сила чувств и идей которого откровеннее и пронзительнее рамок дидактики, темноты в мозгах, закостеневшего общепринятого шаблона.
В спектакле занято 30 артистов труппы. Главную роль, которая считается одной из вершин мирового женского трагического репертуара, играет Мария Золотухина. Премии: В 2023 году спектакль «Гроза» был представлен в шорт-листе премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Большая форма».
Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. Пронзительный мужик! Хороша тоже и Кабаниха. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался! Унять-то его некому, вот он и воюет! Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили. А что бы вы сделали? Постращали бы хорошенько. Как это? Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать. Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею. Ой ли? Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Уж будто он тебя и не ругает? Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет. А то что бы? Я б его уважил. Больно лих я на девок-то! Проходят Дикой и Борис, Кулигин снимает шапку. Шапкин Кудряшу. Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй. Те же. Дикой и Борис. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Пропади ты пропадом! Праздник; что дома-то делать. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет? Я и слушаю, что ж мне делать еще! Дикой посмотрев на Бориса. Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался! Плюет и уходит. Явление третье Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. Уж какая охота, Кулигин! Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить? Коли можно, сударь, так скажите нам. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? Ну, как не знать! Как не знать! Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь? Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда. Да нет, этого мало, Кулигин!
Но девушка тут же смущается и кутается в плед. Совсем другим человеком становится жена Тихона, вспоминая свое прекрасное детство и рассказывая о мечтах и молитвах. Катерина словно расцветает: на лице появляется румянец, плечи приподнимаются вверх, точно на спине у нее выросли невидимые крылья. И ее желание взлететь, как птица, уже не кажется абсурдным. Актер Николай Стрельченко играет робкого юношу Бориса. Переживания о сестре и постоянная тирания дяди усугубляют его любовь к замужней Катерине. И он не в состоянии понять, что его чувства ее погубят. Тут все классически: артист представил племянника Дикого бесхарактерным, безвольным, каким его описал сам драматург. А муж Катерины Тихон Кабанов в исполнении Ивана Алексеева предстает бесхарактерным только по отношению к своей матери. Интересно наблюдать за трансформацией персонажа. В разговоре с мамой он слабый, говорит с ней, чуть не плача. Но, встречаясь со своей женой, сын Кабанихи вымещает зло на Катерине и заигрывает с Глашей. Кстати, флирт с прислугой — это режиссерская задумка, которая придает Тихону Иванычу новые черты: лицемерие и распущенность. Сестра Тихона Варвара — полная противоположность своего брата. Ее натуре свойственны инициативность, шутливость, озорство и страсть ко всему новому. Зоя Соловьева , исполнившая эту роль, придала ей особенный шарм. В своих движениях актриса напоминает лису: начинает действовать тихо, с осторожностью, а с развитием действия становится все раскрепощеннее. Особенно это заметно в сцене с Борисом. Закрыв лицо платком, героиня распугала всех парней, чтобы остаться с племянником Дикого наедине и сообщить ему о тайне... Савела Дикого в постановке сыграл заслуженный артист России Николай Дубаков. При добродушной внешности актера, его купец с характером самодура получился суровым, неприступным. Каждое его слово было тяжелым, своим характером он подавил почти весь город. Дикой не просто ходит по сцене, он «наступает» на своего собеседника, а вместе с ними и на зрителя, что позволяет сидящему в зале примерить на себя роль жертвы Савела Прокофьевича. С искрами из глаз в этом спектакле появляется Кабаниха. Ее нравоучения напоминают пилу и отбойный молоток.
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
Уж и время-то стало в умаление приходить». Что значит «время в умаление стало приходить»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки.
А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем. Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек». По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного. Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот. Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает. Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи». Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой. Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства». Приятель Кабанихи представлен типичным самодуром, полагающим. Савел Прокопьевич ворчлив, груб, падок на ругань. Нередко «отыгрывается» на своём племяннике, которому ничего не остается, как терпеть «закидоны» старика. Работников и слуг он ни в грош не ставит. Терпя отвратительное отношение к себе, работники не уверены, что получат вознаграждение за свои труды: этот персонаж известен жадностью. Савел Прокофьевич Дикий Островский даёт своему герою говорящую фамилию, показывая в его образе «человеческую дикость». Это нарочито отрицательный персонаж. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — подобные заявления Дикого часто встречаются в пьесе. Влиятельное положение Дикого в городе подчеркивает ущербное мировоззрение калиновцев: уважают не достойную личность, а «толстый кошелек». Характеристика Ивана Кудряша Иван Кудряш Конторщик в доме Дикого — единственный персонаж, не испытывающий страха перед своим хозяином. Он понимает, что нужен Дикому, и может позволить себе огрызаться. Кудряш недурён собой, поёт, играет на гитаре, самодоволен. Он пользуется успехом у противоположного пола, и сам «лих на девок». Кудряш грубоват, но незлой, способен посочувствовать. С Варварой он схож характером по бойкости и весёлости, но надеяться на продолжительность их отношений при его ветрености не стоит. Кудряшу не откажешь в решительности: сбегает с Варварой, бросив всё. Другие персонажи Второстепенные персонажи создают фон, они хоть и мало действуют, но важны для оформления авторского замысла и придания колорита произведению. Доморощенный механик Кулигин — мещанин по происхождению, примерно 50 годов. Добавлен в произведение как носитель новых взглядов и идей прогресса, не получающих поддержки в закоснелой консервативной среде провинциального городка. Мечтатель, человек поэтической наружности, стремящийся изобрести «вечный двигатель», на их фоне показан добрым, интеллигентным и начитанным. Драматург отводит ему второстепенную роль, демонстрируя, что такие люди очень часто остаются незамеченными. Пусть идеи Кулигина и кажутся завиральными, этот герой вызывает симпатию. Его фамилия не случайно схожа с фамилией Кулибина — известного изобретателя, вышедшего из народа. Странница Феклуша — на первый взгляд, неприметный персонаж, никак не определяющий повороты сюжета. Она добавлена в пьесу для расширения контекста. Сам по себе образ странника восходит к фольклорной традиции. На примере Феклуши иллюстрируется народное мировоззрение, её функция состоит в поддержании «колорита темного царства» и мифа о всемогуществе купечества. Эта героиня — антипод Кулибина. Её суждения примитивны и ограничены. По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — дитя. Эта черта характера подчеркивается и уменьшительной формой имени. Она не Фекла, а именно Феклуша. Дворовая девка Глаша — приметный экземпляр, выделенный из «общей массы» слуг. Работоспособная, услужливая и тактичная, какой и подобает быть работнице, Глаша при этом показывает черты яркой личности, имеющей на всё свой взгляд. Героиня иронично относится к самой себе, Глаша общительна, вызывает доверие. Колорита и объема образному ряду добавляют такие герои, как Шапкин и безымянная престарелая барыня. Первый появляется уже в самом начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляется как малоинициативный, заурядный человек. Семидесятилетняя старуха, обозначенная в списке «действующих лиц» как «барыня с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «олицетворяет злой рок». Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы. Краткое содержание пьесы подробно по действиям Действие 1 Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой. Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину. Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю? Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой. Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей. Ранее она летала на воле. Девушка вспоминает о своей прежней жизни, так сильно контрастирующей с сегодняшним днем. Теперь она «вянет» в глуши.
Также подсмотренные истории легли в основу пьес «Не сошлись характерами» и «Воспитанница». А драму «Гроза» Островский написал в 1859 году. В это время он был увлечен актрисой Малого театра Любовью Никулиной-Косицкой, которая не отвечала ему взаимностью. Именно для неё влюбленный драматург создал роль Катерины, наделив главную героиню пьесы некоторыми качествами Косицкой. Общее, например, то, что они обе совершенно не умели лгать. Также он использовал для своей пьесы рассказы актрисы о её прошлой подневольной жизни в барском доме, и даже по воспоминаниям драматурга совпало так, что в момент написания им сна Катерины он «услышал от Любови Павловны про такой же сон в этот же день…». Любовь Косицкая с блеском исполнила роль Катерины, играла ещё в восьми спектаклях Островского и дружила с ним до самой своей смерти.
Мы репетируем на русском языке, но пользуемся английскими переводами, чтобы посмотреть на события пьесы заново, сформировать свежий взгляд на давно известный сюжет. У нас нет цели придать прошлому черты современности, нам нужно преодолеть стереотипы и шаблоны, связанные с привычным локальным восприятием «Грозы». Мы внимательно работаем с авторским текстом, но устаревшую версию про «луч света в темном царстве», разговоры о «воле», «учливости», «благостыне», «напраслине» и всё непереводимое мы оставим за рамками спектакля. Сегодня эта история может звучать значительно интереснее и сложнее. Мы делаем спектакль не про загадочную странность русского человека, а про его открытость и понятность. Любой перевод — это культурная интеграция, для этого мы преодолеваем архаику текста и частично — его поэтику.
Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
165 лет Островский А. «Гроза» Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, автор 47 пьес, создатель русского театрального репертуара.
«Грозу» с хантыйским колоритом поставили в театре «Солнце»
Александр Островский Гроза. Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза». Пьеса А.Н. Островского «Гроза» приобрела успех благодаря своей актуальности. Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, автор 47 пьес, создатель русского театрального репертуара.
О спектакле
- Илья Клишин выяснил, что Катерина — не луч света в темном царстве
- После «Грозы»
- Явление первое
- "Гроза" Островского - это пьеса о неправильном воспитании. Сейчас она очень актуальна
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
165 лет Островский А. «Гроза» Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза". В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+.
Краткое содержание: «Гроза» Островского
Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться. Действие 4 Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел.
Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее. Мимо Катерины проходит "полусумасшедшая барыня", которая внезапно называет Катерину грешницей. Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом.
Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Неожиданно возвращается Кабанов.
Действие 4 события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома. Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше.
Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл. Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой. Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая?
От Бога не уйдёшь! Да скорей! Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом. Действие 5 Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.
Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки. Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может.
Как интерпретирует пьесу Островского современные режиссеры». Гостем проекта станет Антон Ткаченко, кандидат педагогических наук, учитель литературы, заместитель директора частной школы «Золотое сечение». Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе. Литературный критик Николай Добролюбов на долгое время определил вектор классических постановок, где Катерина является «лучом света в темном царстве». Но в последние десятилетия пьеса, имеющая репутацию «школьного текста», находит отклик у режиссеров ведущих театров страны: «Современника», БДТ им.
В последнем акте, в сцене прощания с Борисом, с нею плакали все зрители, включая ожидающую за кулисами своего выхода на сцену Рыкалову-Кабаниху. Никулина-Косицкая Л. Письма к А. Москва, 1902. Александр Николаевич Островский.
Москва, 1982. Надежда Васильевна Рыкалова великолепно показала в Кабанихе «строптивую, спокойную, строгую, бесчувственную женщину, в которой все свободно-человеческое, разумно-нравственное заглохло; в которой обычай старины, неподвижный обряд, господствует безусловно; которая все, что отталкивает от себя внутренние, сдерживает при себе наружным правом самовластия». Выделяли современники и игру Сергея Васильевича Васильева. Так, писатель Д. Коропчевский вспоминал, что артист изображал Тихона «глубоко драматической личностью». Не столько словами, сколько жестами, мимикой, он и боролся с матерью, и умолял ее отпустить его. Последний крик его: "Маменька! Рыкалова в роли Кабанихи. Из фондов Музея-заповедника А. Островского «Щелыково».
Писарев М. Коропчевский Д. Сезон 1895-1896. Санкт-Петербург, 1897. Афиша премьерного спектакля Малого театра Москва. О Прове Михайловиче Садовском, создавшем сценический образ Дикого, тот же Коропчевский писал: «Это был не московский, а захолустный купец старого времени, командующий не только в своей семье, но и в целом городе, заставляющий всех гнуться по его желанию, презирающий и осыпающий бранью каждого, кто имеет с ним какое-нибудь дело. Лучшего олицетворения "жестоких нравов", чем этот внушающий всем ужас и ненависть старик, в старомодном картузе с большим козырьком и в длиннополом кафтане, как его играл Садовский, нельзя себе и представить». Рыкалова вспоминала позже: «Зрительный зал, конечно, полон, успех пьесы определился после моего ухода со сцены в первом же акте, раздались шумные аплодисменты, которые к концу пьесы превратились в сплошной триумф как по адресу автора, так и по отношению к исполнителям. И нужно отдать справедливость — пьесу разыгрывали "на ура"». Чернышев, Варвара — Е.
Бороздина, Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В. Ленский, Шапкин — А. Кремлев, Феклуша — С. Акимова, Глаша — Е. Рябова, Барыня — Л. Сезон 1894-1895. Санкт-Петербург, 1896. На сцене Александринского театра премьера состоялась 2 декабря 1859 г. К исполнению были привлечены лучшие силы Императорского театра: Дикой — Ф.
Бурдин, Борис — П. Степанов, Тихон — А. Мартынов, Катерина — Ф. Снеткова, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П. Громова, Барыня — О. Линская была удивительная Кабанова, холодом веяло от нее, от каждого ее слова и движения. Снеткова создала цельный и поэтический образ Катерины, а сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой — была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетическим чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре, а не притаился сам теплою весеннею ночью на нависшем над Волгою берегу в густой листве, в которой свистит и щелкает настоящий соловей.
Роль молодого Кабанова была апогеем славы Мартынова, она же была и его лебединой песнью. Я еще вижу его как живого над трупом несчастной жены с непередаваемым выражением в лице и голосе, бросающим старой Кабановой упрек: "Это вы ее убили, маменька, вы.. Кони своё сильнейшее театральное потрясение. Горбунов в роли Кудряша, Е. Левкеева в роли Варвары в спектакле «Гроза» Александринского театра. Зарисовка сцены из спектакля «Гроза» Александринского театра. Художник А. Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Спектакль вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою».
Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерины слился навсегда именно с этой актрисой. Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти. Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах». Да разве можно на это ответить?
Действие первое
- 1. Тайна первых слов
- “Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание
- Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского
- «ГРОЗА» — Новый экспериментальный театр ГБУК "НЭТ" Волгоград
- Другие издания
- Краткое содержание Грозы Островского
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
Красивая, статная и страстная, искренняя, порывистая. Их диалог с Варварой тут же многое проясняет. По мысли режиссёра Семена Спесивцева, история «Грозы» и сегодня может вызвать сильный отклик: «И сегодня есть такие же Кабанихи. За суетой они теряют человеческие качества и просто перестают слышать близких, любить и быть искренними, добрыми. Это история семьи, когда молодая женщина до последнего держится за нелюбимого мужа.
Городские жители обоего пола. Краткое содержание[ ] Действие разворачивается в провинциальном волжском городке Калинов. Пустая неинтересная жизнь. Озлобленные малограмотные люди не прочь оттяпать друг у друга кусок имущества, обворовать, ущемить, оскорбить, обидеть — но при этом благочестиво ходят в церковь, что для них составляет определенный ритуал жизни — и больше ничего. Катерина — замужем, но ее внимание привлекает человек, в котором она увидела совсем иные качества — не то, что привыкла видеть у своих соседей. Островский даже помечает в ремарках: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» [8]. Борис приехал за своей долей наследства к дяде — помещику Дикому, но тот не собирается честно делить полученное наследство с племянником: законы тоже не доходят в это захолустье, где правят грубость, наглость, сила и невежественность.
Сам Борис получил воспитание и образование в Москве, но от холеры умерли его родители, а вскоре скончалась и бабушка. Вот этого человека, не вписывающегося в мир провинциальных козней, полюбила Катерина. Но затравленная всем своим существованием, всей сложившейся традиционной системой провинциального городка, она относится к своему чувству как к огромному греху. И в разразившейся грозе она видит не обычное природное явление, а — наказание за свой грех. Главная героиня пьесы Катерина резко отличается от остальных жителей города: те живут тупой лживой жизнью — как заведено было из поколения в поколение, а Катерина нарушает традиции рабского послушания. Но сама она — тоже из той же системы и не в силах побороть ее [4] через несколько десятилетий другой писатель-драматург Антон Павлович Чехов укажет путь, куда деваться от провинциальной дикости: в Москву, в Москву! Учение А.
Чехова сохранилось по сей день, превратившись за эти полтора столетия в традицию: вместо развития и нормализации всей России люди бросаются в Москву, превращая город в Нерезиновск, становящийся в итоге немыслимым для выживания, — а проблема русской провинции так и осталась. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, реалистическое произведение, она все же несет какой-то внешний отпечаток классицизма, проявленный в именах персонажей: Дикой — человек диких нравов, Кабаниха — дама грузная, с тяжелым напористым характером, словно действительно кабан, самоучка-часовщик Кулигин — имеет в фамилии сходство с русским изобретателем-самоучкой Кулибиным. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин — так во всяком случае предлагает современная критика для поколения сегодняшних читателей и зрителей [9]. Но — нет! Даже в сегодняшнем ключе нельзя рассматривать эту пьесу только как любовную драму, без социального видения — это невозможно. Премьера[ ] Премьера прошла в московском Малом театре 16 ноября 1859 года [10] в бенефис С.
Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Катерина — Л. Никулина-Косицкая роль изначально писалась для нее , Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев или Н. Черкасов, Кабаниха — Н. Рыкалова роль изначально сочинялась для Н. Рыкаловой [11] , Варвара — В. Бороздина эту роль А.
Островский изначально писал для актрисы, даже назвав персонаж ее именем; и эта роль считается лучшей в творчестве В. Бороздиной [12] , Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В. Шумный успех постановки подытожил четкое и точное обращение к тематике. Пресса немедленно отозвалась восторгами и о самом спектакле, и об исполнительнице главной роли актрисе Л. Никулиной-Косицкой [10]. Положительные рецензии вызвала и работа П.
Садовского исполнитель роли Дикого [1]. О том, что пьеса оказалась своевременной и затронула самые «больные» социальные аспекты, тут же после первой же постановки писал критик «Отечественных записок» С. Премьера в Петербурге[ ] Через пару недель, 2 декабря 1859, спектакль впервые прошел в Петербургской императорской труппе на сцене Александринского театра в бенефис Ю. Линской в роли Кабанихи; Дикой — Ф. Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — А. Мартынов пресса назвала эту роль лучшей в творческой биографии этого выдающегося артиста [10] , Катерина — Ф. Снеткова 3-я, Варвара — Е.
Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П. И этот спектакль был встречен очень положительными рецензиями. Недовольство критики вызвал лишь актер Ф. Бурдин, исполнитель роли Дикого, которого обвинили в излишней суетливости и крикливости.
Декорации и костюмы Перед началом спектакля мы не видим привычного тяжёлого занавеса.
Сцена и закулисье как на ладони. Показаны все технические переходы, которые, как правило, прячутся под объёмными тёмными тканями. Стоит небольшая ширма, 12 пней, много световых приборов и ветровые пушки. В начале действа висят фотообои с пейзажами берёзовой рощи, на фоне которых стоит Тихон с аккордеоном в руках. Кажется, что режиссёр переносит нас в тот самый городок Калинов на Волге, и сейчас мы услышим «сударыня», громогласные частушки и драматичные монологи с заламываниями рук на груди. Но постановщик Меленчев окунает в реальный мир, перед нами герои в современной одежде: рубашки и платья с рисунками, кеды и шорты. Они так же, как и герои Островского обсуждают «волю», «неволю» и «почему люди не летают как птицы».
Но всё это на доступном, современном языке.
В процессе постановки режиссер Евгений Маленчев рассказал о новом спектакле: «Мы не занимаемся осовремениванием, мы работаем над адаптацией. Мы репетируем на русском языке, но пользуемся английскими переводами, чтобы посмотреть на события пьесы заново, сформировать свежий взгляд на давно известный сюжет. У нас нет цели придать прошлому черты современности, нам нужно преодолеть стереотипы и шаблоны, связанные с привычным локальным восприятием «Грозы».
Мы внимательно работаем с авторским текстом, но устаревшую версию про «луч света в темном царстве», разговоры о «воле», «учливости», «благостыне», «напраслине» и всё непереводимое мы оставим за рамками спектакля. Сегодня эта история может звучать значительно интереснее и сложнее. Мы делаем спектакль не про загадочную странность русского человека, а про его открытость и понятность.
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
Краткое содержание «Грозы». Пьеса А. Н. Островского за 10 минут | Читать онлайн книгу «Гроза» автора Александр Островский. Драматургия Александра Островского шагает через десятилетия и остается столь же значимой и актуальной. |
Гроза - О пьесе | Александр Островский Гроза. |
Гроза - краткое содержание | «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». |