Именно поиск как процесс в искусстве Александра Пономарёва обретает категорию абсолюта и непрерывного действа, выходящего за рамки индивидуального творчества в область широкого взаимодействия и непрерывного диалога. Александр Пономарёв – художник проекта. В 2014 году Александр Пономарев участвовал в параллельной программе 5-й Биеннале современного искусства в Марракеше, представив публике проект «Голос в пустыне».
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
Ладьи скреплены центрально-симметрично, а на оси симметрии установлены крупные песочные часы — две стеклянные пирамиды, соединенные вершинами. Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» — вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама. Песок пересыпается примерно 30 минут. Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне.
Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге. В состав выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах.
И, конечно, о знаменитой Антарктической биеннале. Послушать рассказ художника можно в новом выпуске подкаста «С искусством на Т», а в Инженерном корпусе Третьяковской галереи - увидеть макеты работ, о которых шла речь.
Эти музеи должны в летнее время двигаться в Антарктиду, в полярные зоны, и разные путешественники будут ходить и смотреть искусство. Авторы решили передать этот эффект миражей, спроектировав три зала, которые могут гидравлическим способом подниматься и опускаться, и в положении над водой генерируют пар, воду или лёд, то есть фасады отражают разное состояние воды. Ещё один придуманный архитекторами музей работает по принципу поплавка. Это транспортируемая баржа, которая может находиться как в горизонтальном положении, так и в вертикальном. Когда он становится вертикально, там переворачивается всё, вплоть до сантехнических приборов, сообщил Алексей Козырь. По словам Александра Пономарёва, в архитектуру просачиваются новые тенденции: сейчас художники привносят другое качество образа.
Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"
Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. Александр Пономарев в прошлом – офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. Александр Пономарёв Художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. По итогам биеннале работа Александра Пономарева стала единственным произведением, которое останется в Гизе в качестве постоянного объекта. «Современный маринист», «Корсар от искусства» (а именно так называют художника коллеги и друзья) Александр Пономарев закончил обычную советскую художественную школу, с удовольствием ходил на пленэры.
На выставке в Третьяковке представили 15-метровую инсталляцию в виде корабля
Александр Пономарев. Без берегов / Музей Москвы | Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. |
Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности - МК | Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Переосмысление военно-морской биографии позволило Пономареву вернуться в море уже в качестве художника. |
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» пройдет в Музее Москвы
В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Как у Пономарева выхвачены образы того времени и того места: человек честно рисовал перестроечную вакханалию.
Картины художника Александр Пономарёв
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Переосмысление военно-морской биографии позволило Пономареву вернуться в море уже в качестве художника. российский мультидисциплинарный современный художник-визуалист.
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года. читайте на Global City Москва. Александр Пономарев в прошлом — офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки.
С искусством на Т
Спирали винтов и турбин имеют общую ось и соединены валом, поэтому визуально сливаются. Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, уподобленным в данном случаи камертонам или корабельным рындам колоколам! Вся конструкция на скале представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий карильон — механический ударный инструмент, распространенный в XVI—XVII веках во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства там морского флота, ставшего для Петра I образцом и стимулом превращения России в великую морскую державу.
Тот начал скромно вытаскивать свои работы, гость смотрел-смотрел и сразу четыре работы по 150 долларов купил и увез в Вену... В этом году мы решили эти работы выставить. Этому художнику нужно дать имя. Для развития этой выставки мы, возможно, будем её передвигать по другим городам Татарстана», — сказал Анатолий Борисов.
Творчество Пономарева — явление не местное и даже не федерального значения, согласился Евгений Жидров. Оно принадлежит мировой культуре, уверен он. Эти работы привлекают задушевным, искренним отношением к жизни. И вчера в Музее Горького и Шаляпина открыли выставку наивистов из разных регионов России», — обратила внимание председатель Татарстанского отделения Ассоциации искусствоведов Рауза Султанова.
А ныне — один из самых востребованных российских художников на Западе. Да и у нас тоже. Человек, соединивший подводный и надводный флот с искусством, мастер «анти-паблик-арта», комиссар Антарктической биеннале и постоянный участник биеннале Венецианской. Это его стараниями в Гранд Канале на глазах изумленной толпы всплывала раскрашенная субмарина, она же появлялась перед Лувром проект, реализованный совместно с прославленным музеем , а затем и в Москве-реке.
Это его инсталляция из ветроуказателей трансформировала фасад ГМИИ им. Пушкина «Ветрувианский человек» и благодаря ему исчезал целый остров в Баренцевом море. В чем суть проекта? Но в одном из своих кодексов — Лестерском — он написал, что специально не раскрывает способ долго оставаться под водой, дабы это не использовали для «убийства на дне морей». И засекретил свое изобретение. Он же рисовал машину для покорения и исследования пространства. И вот я, маленький художник по сравнению с Леонардо, попал в закрытую зону на Севере, на базу подводных лодок, и проделал обратное действие — на некоторое время поменял функцию боевого корабля. Ведь что главное для подводной лодки?
А я лишил ее этого. Таким образом я как бы возвратил художникам художническое. Когда эта лодка проделала путь в Северном Ледовитом океане, там остался условный след — я назвал его «Северный путь Леонардо». А потом уже начал строить флот добрых подводных лодок для защиты интересов арт-сообщества. Это же под трибунал можно попасть. Это мальчишки, когда-то из бумаги сделавшие кораблик или самолетик. C ними иногда легче разговаривать, чем с кураторами: потому как деятели искусства — люди снобские, каждый создает свою зону, которую надо огородить. А моряки совсем другие.
К тому же когда я затевал свой проект, на дворе стояли 90-е — флот был в плачевном состоянии. Я думал, если у нас нет возможности кому-нибудь пригрозить, то мы их напугаем или обрушим их восприятие. Вот они увидят раскрашенную подводную лодку, обалдеют и скажут: «Ну, русские! До сих пор балдеют. Кстати, у многих адмиралов, которые уже в отставку ушли, дома висят фотографии моей первой подводной лодки. А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый. Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником.
Но море вас не отпускает.
Его проекты принимали и поддерживали Государственная Третьяковская галерея,Государственный Русский музей, музей Лувр Франция , Новый национальный музей Монако, Национальный музей современного искусства им. Жоржа Помпиду Франция , Музей науки и техники г. По приглашению министерства культуры Франции осуществил проект в соборе Сан-Луис-Салпетриер в Париже. Совместно с военно-морским и научным флотами России осуществил ряд художественных проектов в Мировом океане, а также в Арктике,Гренландии и Антарктиде.
Музей Москвы
5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева – The City | Александр Пономарев (1957 г.р.) — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. |
Корневое зрение | В этой работе Александр Пономарев также стремится подчеркнуть хрупкость Договора об Антарктике 1959 года. |
Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности | Выставка Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее. Художник в очередной раз показал, что он вне шторма, ветра и прочих стихий, а также вне времени и пространства. |
Александр Пономарев. Без берегов / Музей Москвы | Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. |
С этим изданием покупают
- «У пирамид надо не потеряться, но и наглеть нельзя»
- Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
- Культ цикличности
- «Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
- Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
- При поддержке
«Надо смотреть за Полярный круг»
- «У пирамид надо не потеряться, но и наглеть нельзя»
- Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте
- Выберите вариант:
- Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
От «Икара» до «Уробороса». Гид по выставке Александра Пономарева в Музее Москвы
Пожаловаться В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Мы встретились с Пономаревым, чтобы расспросить о его пути от моряка к художнику и поговорить об океане в жизни каждого человека - океане реальном и метафизическом.
В Этиго-Цумари Echigo-Tsumari Art Triennale , где раз в три года проходит крупнейший форум современного искусства Фестиваль искусств Земли, проводится в районе г. Токамати с 2000 года и является международным мероприятием очень широкого масштаба, в нем принимают участие до 300 художников. Мы показали биеннале и как художественный проект, и как идеологию и новый социокультурный феномен, не имеющий аналогов в мире и построенный на других принципах.
Вместе с нашим выдающимся архитектором Алексеем Козырем мы сделали новую полярную станцию, которая носит название «Фрам-2». Она спроектирована таким образом, что конструкция имеет возможность вмерзать во льды, а затем может выталкиваться льдами и дрейфовать по Северному Ледовитому или Южному Океану. И на этой станции, по нашему замыслу, располагается биеннале в Антарктиде — мастерские художников, центр искусств. На триеннале проект был представлен в макете — четыре метра в диаметре.
Мы развернули наш проект на берегах Антарктиды и строим его будущее посредством такого уникального футуристического объекта в форме снежинки. Еще один макет — очень красивый, прекрасно исполненный Мариной Москаленко, отображал все художественные акции, которые мы совершили в прошлом рейсе. Кроме того, в отдельном зале на стендах были представлены, причем с переводом на японский, произведения всех двадцати художников, выполненные во время Первой Антарктической биеннале. Состоялась и премьера фильма Алёны Ивановой- Йохансон, снятого во время нашего форума в Антарктиде.
Нам удалось представить вниманию зрителей и арт-сообщества то, что уже произошло, но через призму новых возможностей. И еще не надо забывать, что в Антарктиде в привычном понимании времени нет, так что прошлое и будущее вообще относительно. Мы делаем абсолютно исключительный, ни с чем не сравнимый проект, имеющий свою логику, философию, собравший единомышленников и соратников из разных стран — художников, архитекторов, культурологов, океанологов, биофизиков, представителей различных некоммерческих организаций, бизнесменов и инвесторов. В Этиго-Цумари мы участвовали впервые, но для меня это далеко не первое сотрудничество с Японией.
Два года назад в рамках триеннале Сетоути Setouchi Triennale я построил очень серьезный, фантастический объект на одном из островов Внутреннего моря. Куратором выступил Фрам Китагава — основатель всех четырех триеннале, проходящих в этой стране, его можно совершенно справедливо назвать отцом современного искусства Японии. Фрам Китагава — удивительный человек с не менее удивительным для японца именем. Ведь «Фрам», что в переводе с норвежского означает «вперед», — название самого известного экспедиционного судна в мире.
Сейчас это судно — популярный в Осло музей. Надо сказать, что Япония тоже принимала активное участие в антарктических исследованиях: первая японская экспедиция относится к 1911 году.
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка современного российского художника, организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Специально для выставки художник создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля.
Большая часть работ Пономарева связана с морем. Художник прослужил на флоте 9 лет, а в 1980-х посвятил себя искусству.
А говорить «у меня философские работы» или «у меня экологическая тематика» — это смешно. Художник всегда размышляет о взаимодействии человека с бесконечностью и природой.
Первые купюры можно будет продать в несколько раз дороже номинала — На днях была новость, что рынок современного искусства побил очередной рекорд, показав самые большие суммарные продажи за год в мире. Вы чувствуете подъем этого рынка? У нас, на мой взгляд, нет рынка изобразительного искусства в том виде, в каком он существует в мире — в западных странах и в Китае. Он так и не сложился, но постепенно все же складывается благодаря усилиям конкретных людей.
Я говорю даже не про художников, а про галеристов, организаторов аукционов, директоров музеев. Их человек 50, ну, может быть, 100. Мне не приходится жаловаться хотя бы потому, что я всю жизнь свободный художник и живу только за счет продажи своих произведений искусства. А у нас обычно такого не бывает.
Скорее скажут: «Мы же тебе даем возможность осуществить проект» — мол, и будь этим доволен. Но молодежь уже не такая, как мы, — они действуют более современно, освоились в этих условиях, уже научились зарабатывать. А мы всегда такие лопушки были. Но вообще-то мне скучно вести финансовые переговоры.
Это не моя история. Главное — реализовать нетривиальную идею. В основном NFT используют в сфере digital-арта. Хотя у нас до сих пор даже видеоарт не стал сколько-нибудь заметным явлением рынка.
Те немногие коллекционеры видеоарта, которые появились, в основном его не покупали, а получали в подарок. Я реализовывал это произведение как сложную инсталляцию, климатрон, хотя ее пытаются все время превратить в какой-то аттракцион. Вообще такого рода объекты у нас почему-то отчуждаются от автора, хотя формально у меня сохраняются авторские права. В процессе работы в «Зарядье» я вспоминал миф о пещере Платона и не имитировал природный объект, а создавал изоморфную художественную конструкцию.
Людям, которые имеют визуальное мышление, это страшно нравится. Остальные хотят видеть подражание реальности. Им надо, чтобы было на что-то похоже. И туда постоянно пытаются что-то постороннее всунуть, подставить.
Меня это удивляет и портит настроение.
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Картины художника Александр Пономарёв. В Музее Москвы проходит выставка к 65-летию художника-моряка, Александра Пономарева. В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры.