Как правило, колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира! А ещё они обязательно разучивают колядки и щедровки – весёлые песни, которые являются неотъемлемой частью древнего обряда на Рождество и 13 января на Старый Новый год. Вечером шестого января начинаются колядки – один из самых красивых обрядов Рождества. Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Коляда – молодой Бог Зимнего Солнца с каждым зимним солнцестоянием рождается, да тьму со дворов прогоняет.
«Коляда, коляда...». Обходные обряды зимних праздников у разных народов
Петь христославия могли дети, неженатая и незамужняя молодёжь, иногда служители церкви. А хозяева одаривали звездарей угощениями. Колядование ряженых Ряженые ходили по домам в тёмное время суток — считалось, что восход не должен застать колядовщиков в пути. Рядились, как правило, взрослые, и каждый из них играл свою роль: деда, бабы, цыгана, цыганки, солдата, чёрта, доктора, журавля, волка, тура. Ряженые считались посланцами потустороннего мира, поэтому не пустить их в дом хозяева не могли — считалось, что тогда не будет удачи в новом году. Колядовщики получали от хозяев угощение, которое также могли называть колядой или овсенем, и пели величальные песни, в которых желали хорошего урожая, удачной женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж. А ещё колядная группа могла петь величание каждому члену семьи отдельно. Колядовщики шутливо грозили хозяину дома, что накажут его, если он не угостит: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Иногда участники водили медведя, настоящего или ряженого, и разыгрывали с ним сценки.
Интересно, что в совсем не славянском Уэльсе главная роль в святочной процессии отводится Мэри Луид Mari Lwyd — черепу лошади, украшенному лентами и колокольчиками. Причём имеет место ритуал, весьма схожий со славянским «коником». Процессия среди участников которой могут быть и всем известные Панч и Джуди двигается по улицам, пока не выбирает какой-нибудь дом. Тогда она подходит к окну «счастливчиков», стучится в него зрелище не для слабонервных! Хозяева представляют извинения, по которым они этого сделать не могут.
Тогда колядующие будем уж их так называть по привычке поют другую песенку и снова просят их впустить. Хозяева снова начинают отнекиваться. Так происходит до тех пор, пока хозяева не исчерпают все аргументы и не будут вынуждены уступить. Процессия во главе с Мэри Луид входит в дом, после чего эта милашка начинает скакать по помещению, пугать детей а порой и взрослых , и, если ей удастся добраться до очага чему препятствуют хозяева , то мажет всех сажей. В конце концов спутники урезонивают разбушевавшуюся «лошадку», и кончается всё, конечно же, угощением.
Мэри Луид и её вожатый, Уэльс, между 1910 г. Этот обычай жив до сих пор. Вот, совсем недавнее фото современной Мэри Луид: жутковато, не правда ли? И вот мы плавно подходим ко второй половине Святок — так называемым «страшным вечерам». По славянским поверьям, в канун Нового года отворяется некий потусторонний мир и вылезает всякая нечисть.
В эту пору обходные обряды которые и призваны, в том числе, эту нечисть отпугнуть могли сопровождаться забавными поединками между персонажами что изначально символизировало борьбу различных сил. Ряженые, гравюра 1880 г. Популярны также расцвеченные народным воображением сценки из «священной истории» отсюда же берут начало уличные «вертепы», но об этом как-нибудь в другой раз. Эта традиция тоже жива и по сей день.
Прежде чем начать коледовать, в дом стучатся и спрашивают разрешения. Положительным ответом хозяева зазывают в дом все хорошее. Группа колядников может быть разношерстной и включать музыкантов, певцов и людей в костюмах.
Часто это не профессионалы, а обычные люди. Это может быть компания друзей или объединение по интересам. Колядники поют особые песни, называемые «колядки», они содержат пожелания хозяевам дома здоровья, счастья и процветания. Песни часто имеют традиционные мелодии и контекст, могут сопровождаться музыкальными инструментами. Ритуалы и символы. Во время колядования могут применяться различные ритуалы и символы, такие как использование свечей, веток, зерна или других предметов, символизирующих плодородие, здоровье и процветание. После исполнения песен и ритуалов колядники могут давать благословение хозяевам дома, иногда принося с собой освященную воду или другие предметы.
Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы баранки, кренделя. Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивали игрищами.
Как правильно колядовать и как правильно встречать колядующих?
Зная историю, традиции и даты, когда колядуют в России в 2023 году, вы можете заранее придумать необычный образ и разучить обрядовые песни – колядки, щедровки. Святки (коляды, зимние святки) традиционно стартуют в Рождественский Сочельник (в ночь на 7 января) и длятся до Крещения (19 января). Слово «колядки» означает начало года или месяца. Главная Новости Стиль жизни Рождественская звезда и Коза: как празднуют Коляды в Беларуси + бонусом колядные стихи. Здесь можно найти когда Коляда в России в 2024 году 25 декабря.
Когда праздновать Коляду.
Мелодия и слова языческого обряда были простыми и легко запоминающимися. Христианские же приобрели несколько усложненный характер. А вот если прислушаться к словам и мотиву, то можно отметить то, что большинство песен колядок имеют украинское происхождение. Колядовать на Руси было принято не поодиночке, а группами. Причем было условие, которое должно было соблюдаться: взрослые отдельно от детей и подростков. Считалось, что если дом посетит большое количество колядующих, то год для хозяев будет удачным.
И хозяева должны были отблагодарить гостей — дать им угощения, которые складывались в один мешок. После все гостинцы не делились, а съедались всеми колядующими. Обряд длился в период новогодних праздников. Обязательно нужно было знать, как правильно колядовать. Когда принято совершать обряды?
Январь — месяц, когда проводятся колядки. Длятся они, начиная с момента окончания Рождественской службы и до Крещения. Но это не означает, что всю неделю люди ходят по домам и поют обрядовые песни. Всего дважды проводятся эти мероприятия, несколько отличающиеся друг от друга.
Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день — один сюрприз. Сегодня мы дарим вам песни Святочных дней. Праздничные дни от Рождества до Крещения - время особенных, рождественских песен.
Одному, самому главному, пристаивают должность звездаря.
Он должен нести самодельную звезду и озарять ей путь. Это отсылка к Вифлеемской звезде, которая зажглась на небе после рождения Иисуса и осветила дорогу волхвам. За ним идет звонарь. Он бьет в колокол, чтобы люди слышали, что к ним идут и могли подготовить угощения и открыть ворота. Далее следует мехоноша, обычно это мужчина. Он несет мешок с угощениями и подарками. По традиции, колядовщикам нельзя трогать руками подарки, хозяева дома должны их сами положить в мешок. Кто отказывался давать угощения или прогонял гостей — счастье и удача обходили их дом стороной.
Наряженные могли в шутку пригрозить хозяевам за скупость и сказать: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Обычно люди заранее готовились к приходу колядующих и делали вкусности.
Получается, что праздник длится в общей сложности 3 дня, начиная с Рождества.
Раньше продолжительность была другой: даты совпадали с Рождеством и приходились на период с 6 по 19 января. Хотя люди ходили по домам всего несколько дней на Рождество и Щедрый сочельник , а остальные вечера девушки и юноши гадали. Церемонии и даты в разных странах могут отличаться.
В Украине, например, не принято колядовать в канун Рождества. Люди начинают собираться только вечером на Рождество и колядовать до 14 января. А вот в Беларуси традиции почти совпадают с русскими: толпа колядовщиков расходится по домам, начиная с Святок, и прекращает идти только 19 января.
Видео:коляда на 2024 Скачать Какого числа щедруют и посевают Кроме колядок есть еще интересные обряды — щедрость и посев. Между этими тремя значениями есть большая разница. В колядках принято восхвалять Коляду, но с принятием христианства праздник стал святым, и называют его Святой Ночью.
В это время люди приносят в дом щедрость, богатство, достаток, достаток. Затем, 14 января, с утра начинается посев: с помощью злаков сеют счастье и удачу, а также поминают святого Василия, ведь 14 января — день его памяти. Каждый из ритуалов имеет свои особенности: щедрыми должны быть только молодые люди как мальчики, так и девочки.
Пожилым людям не разрешается переходить из дома в дом; нельзя не пускать колядок и щедрых людей. Считается, что таким образом можно обречь себя и близких на нищету; только мужчины могут сеять, а женщины не могут. Считается, что мужская рука приносит материальный достаток и благо, а женская рука приносит беду и несчастье; можно сеять только рожь, пшеницу и ячмень.
Когда и как правильно колядовать?
Утром 13 января хозяйки готовят праздничный ужин из 12 непостных блюд. Обязательное яство — обрядовая щедрая кутья. Также пекут блины, пироги, делают жаркое и домашнюю колбасу, лепят вареники с сыром и творогом. Этими яствами одаривают щедровальников 13 января и посевальщиков 14 января.
Щедровальники обходят по домам с вечера до полуночи, заходят после приглашения хозяев. Щедруют в основном девушки, но и холостяцкие группы также ходят. Все ребята одеваются в маски, а один из них в женский наряд.
Мужскую группу прозывают «водят Меланку», а ряженого в женщину «Меланкой». Щедровальники читают добрые пожелания хозяевам, желая богатого урожая, приплода скота, хорошего роения пчел, благополучия, здоровья, счастья и процветания.
По традиции, для того, чтобы начать обряд колядования, нужно собрать минимум три человека. Песни трёх людей будут звучать громче, а значит, небеса лучше их услышат и одарят людей добром. В ряды колядующих могут входить не только дети, но и взрослые, как мужчины, так и женщины. Предводителем колядующих является звездарь. Звездарём называют человека, идущего впереди всех. У него обязательно должна быть звезда отсюда и название. Обычно, на роль звездаря выбирают того, кто лучше всех знает песни и громче всех их поёт.
Также, в ряду колядующих есть звонарь. Миссия звонаря заключается в том, чтобы нести большой колокольчик. Он звонит в него, таким образом оповещая всех людей в округе, что идут колядующие. Украшения с драгоценными камнями обладают магическими и лечебными свойствами. Есть у колядующих ещё одна не менее важная роль — мехоноша. Этот человек идёт следом за звездарём и звонарём. Главное, что должен делать мехоноша — это собирать «наколядованное», то есть все сладости, деньги и подарки. Для этой цели он должен иметь при себе большой мешок или другой предмет, куда хозяева домов будут класть награду для колядующих. Очень важным является именно то, чтобы они сами клали в мешок подарки, ведь мехоноша не должен брать ничего из рук людей.
К огромному сожалению, такое ролевое распределение не сохранилось в наши дни.
Главное — чтобы костюмы и маски были изготовлены вручную с использованием натуральных материалов. Для образов шло все: меха, мочалки, кора деревьев, зола и сажа для грима. Считалось, что в это время стираются все грани между живым и мертвым миром, поэтому люди старались перевоплощаться так, что было непонятно человек это, животное или вообще потусторонняя сила.
Все Карнавальные костюмы Обряд колядования на Руси К обычаю колядования относились очень серьезно, а перед отправкой на колядки делились на отдельные группы: дети, молодежь и взрослые — каждая из них готовила свое представление, разучивала песни и продумывала сценарий. В дом без разрешения не входили, прежде чем начать спрашивали, можно ли поколядовать? Получив положительный ответ, они начинали петь смешные и зачастую хвалебные напевы, прославляющие хозяина дома. Даже если возникали конфликтные ситуации, ругаться в этот день было категорически запрещено, иначе можно было накликать на себя неприятности на целый год.
На Руси во главе всей ватаги шла коза, но не живая, а человек, переодетый в костюм. Она считалась священным животным, отпугивающим злых духов. Колядование после Крещения Руси Со временем на Руси стали запрещать проведение всех славянских обрядов, так как это считалось церковным грехом и было неприемлемым для крещеного народа. Запрет на проведение такого рода мероприятий был введен в 1684 году.
Люди не хотели отказываться от любимого праздника, поэтому продолжали праздновать только с некоторыми изменениями. Как проводилось колядование? Празднование и обряды перенесли на январь — ближе к рождению Иисуса Христа. Проводить массовые гуляния и наряжаться в разных персонажей было неприемлемо.
После праздников церковь настоятельно рекомендовала «смывать» с себя грехи. Все же находились смельчаки, переодевающиеся в нечистую силу. Но большинство людей не хотели приурочивать себя к языческим делам. В праздничные дни стало меньше колядовщиков, а те, кто выходил на обряд, вели себя очень тихо.
Тех, кто придерживался язычества, не пускали даже во двор, тем более на порог. Были переписаны многие песни. Теперь ходили прославлять Христа, а не Коляду. Стали строить переносные вертепы миниатюрные конструкции, в которых разыгрывали рождественские представления.
Если взвесить все за и против, то суть праздника особо не изменилась, просто претерпела некоторые изменения. Святочные колядки Их можно называть колядовками или обрядовыми песнями — они использовались ряжеными, которые приходили в гости к своим соседям. В XXI веке в интернете можно найти кучу святочных колядок, а вот на Руси их придумывали сами и на протяжении нескольких месяцев разучивали, чтобы идеально исполнить. С момента крещения Руси в текстах чаще прослеживались церковные мотивы, а слова были переделаны под хвалебные, где желали благополучия и успехов.
Однако, взрослым также не возбранялось присоединяться к группе молодых людей. Как колядовать на Рождество 6 января В наше время традиция колядовать на Рождество всё также популярна, особенно в маленьких городках, деревнях и сёлах. Для детей это весёлая забава, для взрослых — отличный шанс провести время с ребёнком и выучить с ним пару-тройку колядок. Начинают колядовать после восхода первой звезды — по традиции именно она означает рождение Иисуса. Но в наше время достаточно дождаться, когда стемнеет. Для колядования нужно сделать восьмиконечную «путеводную» звезду можно из бумаги или из проволоки, украсить блестками или мишурой — символ Рождества. Постучавшись в дом, нужно обязатеьено спросить разрешения «поколядовать» и лишь затем начинать петь песни и рассказывать стихи.
В колядках обычно желают добра и благополучия хозяевам, а за это получают сладости и монетки, которые хозяева должны положить или бросить в мешок. Причем, считается, что, чем щедрее будут хозяева, тем благополучнее будет их жизнь в новом году. Колядовать ходят минимум по три человека, причём у каждого — своё предназначение: Главный среди колядующих — звездарь.
Когда праздновать Коляду.
Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января. это песенки, которые по обычаю исполняли в старину, встречая Коляду. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов и просили о помощи для добрых людей.
Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать
Ну что же, на этом Святки заканчиваются, заканчивается и наше повествование. Дат, когда начинаются и заканчиваются Колядки, будет несколько. Начинаются они вечером 6 января, в Сочельник, как только на небосклоне зажжется первая звезда. Ныне многие связывают имя Коляды только с праздничными колядками, которые поют вечером с 6 на 7 января.
Традиции празднования Коляды
Для этого нужно подготовить маски и костюмы, например, волка, зайца, лисы или солнца. Не лишними будут музыкальные инструменты и мешок для угощений. Также важно выучить песни, стихи и придумать конкурсы для хозяев дома. Чтобы соблюдать эту традицию, нужно как минимум три человека. Одному, самому главному, пристаивают должность звездаря. Он должен нести самодельную звезду и озарять ей путь.
Это отсылка к Вифлеемской звезде, которая зажглась на небе после рождения Иисуса и осветила дорогу волхвам. За ним идет звонарь. Он бьет в колокол, чтобы люди слышали, что к ним идут и могли подготовить угощения и открыть ворота. Далее следует мехоноша, обычно это мужчина. Он несет мешок с угощениями и подарками.
Максим Кулешов. Коляда Напрашивается вывод, что христианское Рождество не случайно день в день совпало с этой датой. По факту и там и там — это Рождение нового Бога, только раньше им считалось Солнце, а в христианстве образ стал персонифицированным, связанным с конкретным человеком. Именно поэтому католическое Рождество приходится в точности на эту дату, в то время как православное — в силу особенностей юлианского календаря, который в меньшей степени привязан к астрономическим явлениям, сместилось вперед на 7 января.
Однако, по так называемому «старому стилю» православное Рождество по-прежнему отмечается 25 декабря. То есть 7 января общегражданского григорианского календаря в церковной системе юлианский календарь «называется» « 25-м Кстати, в настоящее время 25 декабря православная церковь отмечает день Спиридона Тримифунтского, который в народе именовался Спиридон-солнцеворот. Как встречали канун праздника В преддверии празднования Коляды, славяне погружались в период подготовки, который не сопровождался громкими торжествами. Это было время для завершения всех начатых дел, погашения задолженностей и разрешения конфликтов.
В более поздние времена эта идея завершения нашла отражение в дне Николая Чудотворца по народному — Никола зимний, приходившийся на 19 декабря , когда распродавались остатки лишнего хлеба, а старшие представители семей собирались на «никольщину» — своеобразные стариковские пиры-братчины. Эти традиции полностью укладываются в логику жизненного цикла Солнца и приходятся ровно на то время когда Солнце находится в самой «старой» своей ипостаси. Андрей Клименко. Предпраздничная ночь накануне Коляды была одной из самых мистических и страшных в году.
Аналогично тому, как перед Купальской ночью согласно преданиям пробуждается Скипер-Зверь и злые духи с нечистью попадают в мир Яви, так и перед празднованием Коляды навьи объявляются, чтобы помешать рождению Бога Молодого Солнца. Светило «умирает» в ночь зимнего солнцестояния, чтобы с рассветом родиться вновь. Вот почему многие представления ряженых на Коляду содержали мотив смерти и возрождения. Также в ночь перед праздником разжигали огромные кострища, которые должны были гореть на протяжении двенадцати дней.
Вокруг костров водили хороводы, пели, танцевали и прыгали через пламя, как по одному, так и парами.
Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога.
Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев высшее простое число. До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней.
Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов современные украинцы : «Рхея египетская Богиня земли была женой Гелиоса солнца. В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет.
Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления в то время Фаты и Месяца и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась луна Фата была разрушена. Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней. И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис — на пятый» смысловой перевод.
Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов так чернокожее население относилось к нашим предкам , четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод земля родила после катастрофы пять детей. Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней то есть девять славянских месяцев по 40 дней. В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли.
Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения пять месяцев из 9 стали по 41 дню. Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41.
Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток реальная продолжительность 365,2422. Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение.
Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.
Миролюбовым списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный». А вот что написано о Коляде М.
Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». У Чехов, Болгар и Сербов Kol;da, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kol;de, ходить по коледу значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома….. Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год....
Наконец от слова колядование произошло слово "колдование". Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала митр. Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См.
Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации.
В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками".
Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках.
За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.
В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу.
Люди шили костюмы, пели новые песни. Наряд должен быть ярким, можно было попробовать чей-то образ, например, животного. Раньше среди колядовщиков было обычным делом наряжаться козлом. Это считалось признаком богатства и процветания; иди домой. Молодёжь собиралась толпой по 5-10 человек, а когда стемнело, шли колядовать. В каждой группе определялась звезда — он носил звезду, перстень с бубенчиками и мехоношу — тот, кто собирает все подарки. Наряженные девочки и мальчики по дороге в дом пели песни, затем показывали хозяевам небольшую забавную сценку и просили войти в дом; дарение гостиниц. Хозяева, к которым пришли колядовщики, должны были одарить их подарками. Это могут быть конфеты, конфеты, выпечка, печенье, варенье. Иногда могли давать деньги, но это было реже. Кое-кто приглашал к столу добродушных колядовщиков, но надо же было им что-то подарить, без угощения молодежь не отпустишь. В конце вечера колядовщики поровну поделились подарками, а затем отправились домой пить чай с угощениями. На следующий вечер церемония повторилась, а сами колядки продолжались до начала 9 января. В незапамятные времена салютовать разрешалось всем: девушкам, мужчинам, детям, подросткам, старикам. На Йордан 2024 Скачать Как колядуют сегодня Если вы хотите весело провести время и поддержать русские традиции, вы можете принять участие в церемонии. Но тут можно столкнуться с трудностями: в больших городах трудно окликнуть, не все согласятся впустить вас в квартиру или просто обрадуются приезду незнакомых людей.
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
«Коляда, коляда, отворяй ворота!» — рассказываем, как правильно колядовать и какие колядки петь | Коляда́ — славянское народное название рождественского сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. |
Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать | Когда начинаются колядки в 2022 году? |
Колядки: что это?
- Коляда — старинный праздник славян
- Как правильно колядовать, щедровать и посевать?
- Коляда – праздник славян. Какая дата в 2023?
- Эта ночь святая
- Как правильно колядовать и как правильно встречать колядующих? ::
- Какова же история праздника коляды?
Когда можно колядовать
- Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
- Даты, когда колядуют, щедруют и посевают в России в 2022 году
- Колядки на рождество: история традиции
- Колядки в 2024 году
Когда люди колядуют и как делать это правильно
Дат, когда начинаются и заканчиваются Колядки, будет несколько. Начинаются они вечером 6 января, в Сочельник, как только на небосклоне зажжется первая звезда. Затем праздник продолжается еще 2 дня, а завершается 8 января. Получается, что длится торжество в общей сложности 3 дня с наступлением Рождества. Раньше длительность была другая: даты совпадали со Святками и приходились с 6 по 19 января. Хотя народ ходил по домам только несколько дней на Рождество и Щедрый вечер , а остальные вечера девушки и парни ворожили на судьбу. Обряды и даты в разных странах могут отличаться. Например, на Украине не принято колядовать в Сочельник.
Народ начинает собираться только вечером в Рождество и колядуют по 14 января. А вот в Беларуси традиции почти совпадают с русскими: толпа колядующих отправляется по домам, начиная со Святок, и закончит ходить только 19 января. Какого числа щедруют и посевают Помимо колядок есть еще интересные обряды — щедрование и посевание. Между ними тремя есть большая разница по смыслу. В колядках принято восхвалять Коляду, но с принятием христианства праздник стал святым, и называют его Святовечером. Затем вечером 13 января в Старый Новый год наступает Щедрый Вечер. В это время народ навлекает на дом щедрость, богатство, достаток, благополучие.
Затем 14 января с самого утра наступает посевание: к дому с помощью крупы сеют удачу и счастье, а еще поминают святого Василия, ведь 14 января — день его памяти. У каждого из обрядов есть свои особенности: щедровать должны только молодые и парни, и девушки. Пожилым и старикам нельзя ходить по домам; нельзя не пускать колядующих и щедрующих. Считается, что тем самым можно обречь себя и родню на бедность; посевать могут только мужчины, а женщинам нельзя. Считается, что мужская рука приносит материальный достаток и благо, а женская — к неурядицам и несчастью; посевать можно только рожью, пшеницей и ячменем.
Каледа, Колодий серб. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы , в Персии Перуна сияние его почитали под именем Митра Мини —минимальное , т- то , Ра — сияние. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна то есть укороченой. Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений : «Уродился Коляда Накануне Рождества. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла. Происходило это на нынешний день солнцеворота 21-25 декабря , когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога. Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев высшее простое число. До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов современные украинцы : «Рхея египетская Богиня земли была женой Гелиоса солнца. В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления в то время Фаты и Месяца и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась луна Фата была разрушена. Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней. И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис — на пятый» смысловой перевод. Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов так чернокожее население относилось к нашим предкам , четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод земля родила после катастрофы пять детей. Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней то есть девять славянских месяцев по 40 дней. В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения пять месяцев из 9 стали по 41 дню. Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток реальная продолжительность 365,2422. Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю. Миролюбовым списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный». А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». У Чехов, Болгар и Сербов Kol;da, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kol;de, ходить по коледу значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома….. Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... Наконец от слова колядование произошло слово "колдование". Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала митр. Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См. Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию.
Название говорит само за себя: обряд несет щедрые дары и достаток. А вот утром 14 января начинается посевание. Делать это могут только мальчики и мужчины, они вместе с крупой сеют в доме счастье и удачу. В стихах упоминается святой Василий. Как правильно колядовать Как только взошла первая звезда на небосклоне, можно начинать колядовать. Смысл колядок — поздравить с рождением Иисуса Христа. В деревнях обычно обходят каждый дом, а в многоквартирных домах — к примеру, один подъезд. Но без спросу сегодня колядовать не начинают, сначала спрашивают разрешения у хозяев. Обычно отказа не последует, раз уж вам открыли, тем более многие верят, что это большой грех. Раньше колядовали группами по три человека, красиво разодетые, с большим и ярким мешком, в который складывались угощения. Один из них держал в руках колокольчик, чтоб на улице знали о идущих колядниках. Поет колядку тот, у кого получается это наиболее выразительно.
Также определите звонаря. Он будет оповещать колокольчиком о том, что к дому приближаются колядующие. Третье главное лицо в группе колядовщиков — мехоноша, человек, который будет нести яркий красивый мешок с подарками. В ответ на ваше приветствие те положат в ваш мешок дары пироги, конфеты, игрушки. А вы следуйте далее, радуя своими песнопениями других празднующих людей. Видео по теме Обратите внимание Колядовать петь колядки , щедровать петь щедровки и засевать обсыпать зерном любят в Украине, Белоруссии и в России.
«Коляда, коляда...». Обходные обряды зимних праздников у разных народов
Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января. Как правило, колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира! Праздник этот был посвящён языческому богу Солнца — Коляде и славлению Даждьбога.