Новости летят журавли режиссер фильма

Смотреть онлайн фильм Летят журавли (1957) в онлайн-кинотеатре Okko. Кино в Москве. Новости. Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России. Легендарному фильму режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли», снятому по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», исполнилось 60 лет. Фильм «Летят журавли» получил главный приз Каннского кинофестиваля, а Калатозов стал единственным советским режиссером-обладателем Золотой пальмовой ветви.

Фильм, с которого все началось: феномен «Летят журавли»

12 октября 1957 года в советских кинотеатрах состоялась премьера военной драмы «Летят Журавли» режиссера Михаила Калатозова. Драма, история, мелодрама. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Описание. «Летят журавли» — кинокартина, в основу которой легла пьеса Виктора Розова «Вечно живые». «Летя́т журавли́» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». "Золотая пальмовая ветвь" была нужна фильму не столько для мировой славы, сколько чтобы "Летят журавли" увидели наши зрители.

«Летят журавли»: секрет первого советского фильма, получивших главный приз Канн

Обсудить на форуме Восстановленная в формате 4К версия военной драмы «Летят журавли» выйдет в кинотеатрах 13 октября. В основу фильма легла пьеса Виктора Розова «Вечно живые», написанная в 1943 году. Пьесу поставили на сцене театра «Современник», где спектакль увидел Калатозов и предложил Розову написать сценарий.

В 1943 году драматург Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые», которую запретили печатать из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Опубликовали пьесу только в 1956 году, и она моментально стала популярной! В том же году спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник», а режиссёр Михаил Калатозов разыскал автора и попросил его написать сценарий. Калатозов Сценарий сначала назывался «За твою жизнь» и сильно отличался от пьесы — добавились новые эпизоды, ушли на второй план или совсем исчезли многие герои. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены, но так как убрать её из сюжета было невозможно, то оставили с пометкой «спорно». Правили сценарий постоянно, что-то добавляя, убирая или меняя местами… Уже на съёмочной площадке за правки взялся оператор Сергей Урусевский, который постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова.

Калатозов Режиссёр сразу решил взять на главную мужскую роль уже известного актёра Алексея Баталова , но сначала надо было найти исполнительницу роли Вероники. После проб остановились было на кандидатуре Елены Добронравовой, но тут оператор увидел фильм « Мексиканец » с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна.

Режиссёр отыскал автора и предложил написать сценарий будущей картины.

Благодаря прекрасной драматургии, новаторству оператора Сергея Урусевского, самозабвенной и искренней игре актёров, и, конечно, режиссёрской работе Михаила Калатозова картина стала триумфатором Каннского фестиваля. Фильм высоко оценили Клод Лелуш и Пабло Пикассо. Татьяне Самойловой предлагали роли в зарубежном кино. Хотя изначально картина не понравилась Никите Хрущеву, и ее выпустили ограниченным тиражом.

Но теперь она по праву входит в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа. Искушенная каннская публика не могла сдержать слёз на премьере фильма. Работа оператора Сергея Урусевского, его гениальные летающие и кружащиеся планы сделали картину совершенно нестареющей — она и сегодня смотрится революционно.

Но режиссер Калатозов хотел совсем новое лицо - необычное, еще незнакомое зрителю. Татьяна Самойлова в образе Вероники - это лицо столетия. Актриса вспоминает, как возвращалась домой после съемок, даже не ела и от усталости сразу засыпала. В ее отношении строгий Калатозов проявил удивительную щедрость: доверил самой придумать свою Веронику. Несколько раз картину останавливали из-за актерских травм: Алексей Баталов оступился и поранил лицо, когда снималась сцена драки, а Татьяна Самойлова приступила к съемкам с недолеченной болезнью легких и несколько раз теряла сознание: во время взрыва дома, когда она поднимается по лестнице, и в сцене самоубийства - от нервного перенапряжения.

Оператор Урусевский выступил фактически сорежиссером. Помогло, что Калатозов сам начинал как оператор и он чувствовал, когда изображение может говорить лучше слов.

Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли»

Например, в сцене, где Борис уже принял решение, что идет на фронт, а Вероника еще об этом не догадывается, — здесь мы видим с помощью визуальных приемов работы со светом, подчеркивающую драматургию и описание характера этих персонажей. Если Борис уверен в своих чувствах, и еще не знает, как она отнесется к его решению — мы видим его в этот момент больше в свете; а Вероника спонтанная, ещё не определившиеся, мы ещё не понимаем, как она относится к Борису — ее оператор показывает в тени на контрасте с героем. В сцене, когда она его обнимает, у неё появляются блики в глазах, — этот прием тоже был использован впервые. Это была конструкция, которая поднималась и в этот момент ещё и крутилась, оператор при этом находился в середине лестницы. Из других значимых сцен — когда Вероника едет в автобусе, что сняли обычной ручной камерой. В какой-то момент она выбегает из него — здесь за долю секунды камера цепляется на кран и показывает общий кран сверху.

Актрису Самойлову называли советской Бриджит Бардо и звали сниматься в Голливуд, но ее не пустили, поскольку драгоценностями в Советском союзе не было принято делиться. Вот они гуляют по набережной: мы видим, что вот она, абсолютно пустая Москва, и только две фигуры на заднем плане, нам подсказывают, что что-то не то — это патруль начинает курировать в городе. Это кино, где мы не видим врага напрямую и понимаем, что война — это и есть сам по себе враг. Противоречивая натура героини Здесь на первый план выходят люди, которые просто живут в окружении войны. Самое важное лично для меня — это противоречие образа героини для советской аудитории, потому что до этого момента в фильмах мы видели преданную коммунизму девчонку, белокурую, а тут мы видим абсолютно спонтанную, живую, резкую, боевую девчонку с кудрявой копной волос, и это было что-то новое для кино. Также хочется выделить ее внешний вид — зрители не могли не заметить откровенность под блузой и майкой.

Пьесу поставили на сцене театра «Современник», где спектакль увидел Калатозов и предложил Розову написать сценарий.

Главные роли в фильме исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Искушенная каннская публика не могла сдержать слез на премьере фильма.

Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит, что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.

Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком. Какая-то тётка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой. В этот момент вбегает Вероника, вырывает записку из рук, даёт Марку пощёчину и уходит.

В то же время Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь вовсе не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку. Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки.

"Летят журавли": Великой Победе посвящается...

Народный артист России, режиссер Андрей Житинкин выпустил в Малом театре премьеру спектакля «Летят журавли». Драма, история, мелодрама. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Описание. «Летят журавли» — кинокартина, в основу которой легла пьеса Виктора Розова «Вечно живые». «Кино » представляет вашему вниманию информацию о фильме Летят журавли: актеры, рецензии, возможность оставить отзыв к кинокартине Летят журавли. "Золотая пальмовая ветвь" была нужна фильму не столько для мировой славы, сколько чтобы "Летят журавли" увидели наши зрители. Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино.

"Летят журавли": Великой Победе посвящается...

Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и, уступив его настойчивости, она выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях.

Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён насмерть точным выстрелом. Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает. Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал.

Статьи Состоялась премьера фильма «Летят Журавли» В советских кинотеатрах, 12 октября 1957 года состоялась премьера военной драмы «Летят Журавли». Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Кинокартина повествует о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война.

Это трагическая история двух влюбленных - Бориса и Вероники, которых навсегда разлучила война. Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны.

Калатозов вместе с С. Урусевским идут своим путём.

Протоптанной, назовём это так, дорожкой. От чего, собственно, их и критикуют молодые кинематографисты того времени. Например, герои «Журавлей» живут вовсе не в каких-нибудь хрущёвках, а в больших, просторных квартирах, с высокими потолками см. И всё-равно, как мы уже с вами прекрасно знаем, фильм становится общепризнанным шедевром.

Именно на этот вопрос мы далее и постараемся найти ответ! Несмотря на то, что сегодня «Летят журавли» называют военным фильмом и по телевизору транслируют 8-9 мая, на самом деле он, конечно, таковым не является. Главной его особенностью является отсутствие врага и боевых действий как таковых в кадре. То есть, даже в самой напряжённой, пожалуй, сцене гибели Бориса мы не видим ни одного врага, вражеского оружия и прочего.

Войну в «Журавлях» нужно воспринимать не буквально, а как некое более фундаментальное явление, глобальное препятствие для Вероники, в первую очередь. Которое заставит этого персонажа изменится. Таким образом, война здесь - всего лишь декорация. Как считаете, если представить, что вместо войны, например, Борис уехал в командировку и погиб в результате несчастного случая, эффект был бы тот же?

Я думаю, что глобально с точки зрения истории мало что поменялось бы. Но тут важно понимать, что скорее всего зрителю было бы не так интересно наблюдать за этой историей, потому что та самая декорация войны добавляет ей определённый градус, доводит переживание до пика. Это важно с точки зрения драматургии. Какими средствами режиссёр в начале фильма нагнетает обстановку, погружает нас в эту атмосферу, даёт понять, что началось нечто страшное?

Тут, конечно, на помощь приходят детали. Давайте посмотрим на следующие кадры: На левом скриншоте вы можете обратить внимание на идущих на дальнем плане двух солдат с ружьями и штыками. А вот на правом - на кресты на окнах. К тому же, в этой сцене Борис прибивает одеяло к окну, то есть, делает светомаскировку.

Таким образом, через такие вот легко считываемые зрителем детали, Калатозов не через диалоги героев или какие-то слишком прямые аллюзии, вроде боевых действий, погружает нас в эту атмосферу, а делает это гораздо более искусно, профессионально. Смотришь на кадр и сразу всё становится понятно, аж лёгкий холодок пробегает по телу. Ну а здесь и без слов всё понятно. Фактически через повторение кадра нам дают понять разницу между мирным и военным временем и проникнуться.

Это уже поэзия, не иначе. Давайте посмотрим вот на эту сцену: вся семья собралась за обеденным столом, судя по всему, на завтрак. Бабушка режет пирог, отец читает газету. Полнейшая идиллия, характерная, как мы понимаем, для мирного времени.

Обратите внимание на то, какой акцент Калатозов делает на пироге. То есть, мы-то с вами понимаем, что военное время неразрывно связано было с голодом, а тут герои сидят себе спокойно, собираются пить чай с пирогом. При этом ни один из них не произносит ни одной реплики. То есть, эти 5-6 кадров говорят нам больше, чем могли бы сказать герои.

И на контрасте с этой сценой мы будем видеть весь фильм только суету, связанную с военным временем. Ну кроме финальной сцены, конечно. Фишка хорошей режиссуры заключается в том, что каждая деталь работает на историю и внимательный зритель, при желании, конечно, может через эти детали разгадать финал картины. Например, в данном случае, уже на 8-й минуте фильма - а эта сцена разворачивается именно на 8-й минуте - мы можем предугадать смерть Бориса.

Обратите внимание на то, что все обитатели дома собрались за столом и находятся в некотором замешательстве от того, что Борис не вышел на завтрак. То есть, чисто мизансценически Калатозов уже здесь как бы тонко намекает нам на то, что с этим героем что-то произойдёт. И дальше он это наше ощущение усиливает крупным планом пустого стула. На этот кадр я также хотел бы обратить ваше внимание.

Здесь мы видим как колонна танков устремляется в правый нижний угол, что с точки зрения диагоналей воспринимается зрителем как быстрое, энергичное движение, не встречающее сопротивления. Это отлично коррелирует с посылом Советской власти того времени. Думаю, из курса истории вы все прекрасно знаете, что в начале войны власть всячески старалась приободрить народ, то есть пыталась мотивировать на защиту родины.

Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России Повторный прокат ждёт и другие картины. О прокате рассказывает «Мосфильм.

Золотая Коллекция». Фильм с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым называют кинокартиной о войне без войны, которая рассказывает о драме обычных людей. Славится она не только сценарием и актёрской игрой, но и непревзойдённой операторской работой Сергея Урусевского.

«Летят журавли» (1957) - сюжет, актеры и роли, кадры из фильма

"Летят журавли" пока остаются единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского фестиваля. Фильм "Летят журавли" вышел на экраны 12 октября 1957 года и стал настоящим прорывом в отечественном кино. Смотреть онлайн фильм «Летят журавли». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства. В 1957 году на экраны вышел фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Кино в Москве. Новости. Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России. Смотреть онлайн фильм «Летят журавли». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства.

«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»

"Летят журавли": Великой Победе посвящается... Смотреть онлайн фильм Летят журавли (1957) в онлайн-кинотеатре Okko.
Самый желанный фильм Смотреть онлайн фильм «Летят журавли». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства.
Летят журавли, фильм 1957 - кадры, трейлеры, смотреть онлайн, актеры, фото и видео, отзывы Идея снять легендарный советский фильм «Летят журавли» появилась благодаря череде случайностей.

Фильм, с которого все началось: феномен «Летят журавли»

Культовый советский фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова вышел на большие экраны ровно 65 лет назад – 12 октября 1957 года. Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году. «Летят журавли» подводят черту под фильмами, пытавшимися перенести на советскую почву приемы неореализма, и открывают дорогу великому кинематографу 1960-х. Сегодня мы познакомим вас с военной драмой "Летят журавли" (12+), режиссера Михаила Калатозова. 12 октября 1957 года на экраны страны вышел художественный фильм "Летят журавли".

СМИ в соцсетях

Отреставрированный фильм "Летят журавли" скоро выходит в российский прокат. Восстановленная в формате 4К версия военной драмы «Летят журавли» выйдет в кинотеатрах 13 октября. Военный, мелодрама, история. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание.

«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»

Чтобы снять кадры, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне построили декорацию лестничного колодца трехэтажной высоты. Внутри стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что оператор с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову. Украшением фильма была и остается актриса Татьяна Самойлова. Известно, что во время съёмок она болела туберкулёзом. Самойловой долгое время удавалось скрывать этот факт, пока она не потеряла сознание на съемочной площадке во время сцены в разрушенной квартире. Однако, при всём своём новаторстве и талантливой игре актёров, многие критики встретили картину прохладно.

Более того, Н. Хрущёв после просмотра гневно раскритиковал сюжет, назвав главную героиню стервой и шлюхой за ее босые ноги, длинные развевающиеся волосы и измену любимому.

В своем письме он написал, что за свою жизнь любил только двух женщин - Елену Юнгер, которая не пожелала оставить мужа, Николая Акимова, и меня, ушедшую от него к другому. Мы обе заставили его возненавидеть всех женщин», - вспоминала Смирнова. Триумфальная роль могла стать поворотной в карьере Самойловой. Во время съемок на «Мосфильме» случайно оказался начинающий французский кинематографист Клод Лелуш, который подружился с Калатозовым. Увидев первый отснятый кусочек фильма длиной в 20 минут, он пришел в полный восторг и настоял на том, чтобы картину включили в программу Каннского кинофестиваля.

История Бориса и Вероники, которым не суждено быть вместе из-за войны, потрясла и жюри, и зрителей. Это был триумф: огромный зал аплодировал стоя со слезами на глазах. Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль, стала мировой звездой, а сама лента получила «Золотую пальмовую ветвь». После «Летят журавли» Калатозов выпустил еще три картины - последней из них стала «Красная палатка» об экспедиции знаменитого итальянского исследователя Арктики Умберто Нобиле к Северному полюсу. В 1972 году лента была номинирована на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм на английском языке. Умер Михаил Константинович 26 марта 1973 года, навсегда вписав свое имя в историю мирового кино. Сегодня картина считается признанным шедевром, но тогда она произвела настоящую революцию в отечественном кино.

В центре сюжета впервые оказались простые люди с их страхами и слабостями. Главных героев - Бориса и Веронику - разлучает война. Потерявшая родителей девушка выходит замуж за двоюродного брата любимого, а позже раскаивается в содеянном…. Вероника в ее исполнении - пусть и далекий от идеала, но близкий и трогательный персонаж, которому трудно не сопереживать.

Афиша отреставрированной версии фильма «Летят журавли» для французского проката Отметим, что лента уже показывалась во Франции — в 1958 году, практически сразу же после получения главной награды Международного Каннского кинофестиваля. Это стало большим событием — тогда в кинотеатрах показывали либо французские, либо американские киноленты.

Кадр из фильма «Летят журавли» В 1950-е лента прошла с большим успехом — некоторые зрители посмотрели фильм несколько раз. Благосклонно к фильму отнеслась и французская критика: картину Михаила Калатозова называли «виртуозной», особо отмечая игру актрисы Татьяны Самойловой и блестящую операторскую работу Сергея Урусевского. Его «ручная» камера движется вслед за героями, подчеркивая «детскую» восторженность и наивность влюбленных. К шедеврам операторского искусства стоит отнести знаменитый план лестницы и финальную сцену. Подчеркнем: всё это было придумано и снято Урусевским до изобретения Steadicam», — сообщают организаторы показа. Архивное фото со съемок фильма «Летят журавли» В 2019 году картина «Летят журавли» выходила в ограниченный повторный прокат в России.

Показы были приурочены ко Дню Победы. Данный проект был реализован «Мосфильмом» совместно с журналом «Искусство кино».

Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой 22 июня 1941 г. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку — белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки. Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги.

Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли.

Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр

Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К Легендарный фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» 12 октября отмечает свой юбилей – картине исполняется 60 лет.
Летят журавли (1957) Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад.

Отреставрированная «Мосфильмом» кинокартина «Летят журавли» выходит во французский прокат

«Летят журавли»: секрет первого советского фильма, получивших главный приз Канн Отреставрированный фильм "Летят журавли" скоро выходит в российский прокат.
Летят журавли Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино.

Летят журавли (драма, реж. Михаил Калатозов, 1957 г.)

В основу фильма легла пьеса Виктора Розова «Вечно живые», написанная в 1943 году. Пьесу поставили на сцене театра «Современник», где спектакль увидел Калатозов и предложил Розову написать сценарий. Главные роли в фильме исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов.

Просто измором взял: зачем-то я за него выскочила, — сетовала Ляпидевская. Вдобавок еще и выпивал». Впоследствии тот союз Ляпидевская называла ошибкой, а настоящую любовь обрела с Анатолием Кузнецовым. Не пропустите Смертельная болезнь и самоубийство «товарища Сухова» Анатолия Кузнецова «Шворин страдал недолго, закрутил роман с Лилией Гриценко, которая была старше на 14 лет. Он делал вид, будто страстно влюблен.

На самом деле, думаю, просто хотел с помощью ее брата Николая Гриценко закрепиться в Вахтанговском театре. А вот Лилия влюбилась всерьез. Когда Сашка потом ушел, даже пыталась повеситься, еле успели из петли вытащить», — делилась Александра. В 1970-м актер женился на юристе Виктории Лебедевой. Брак оказался счастливым, но детей у пары так и не появилось. Супруга была рядом, когда Шворин серьезно заболел. Последние полтора года жизни он страдал от обострения астмы, пока не скончался в августе 1994-го.

Меркурьев много играл в театре, а впоследствии сам ставил спектакли и преподавал. Наибольшую популярность Василию Васильевичу принесли роли в фильмах «Небесный тихоход», «Верные друзья», «Золушка». Трагедия артиста состояла в том, что он мечтал о драме, но режиссеры неизменно приглашали его в комедии. Зато Меркурьев всегда говорил, что ему повезло в любви. Первой избранницей актера стала Антонина Павлычева. Гражданский брак с ней Василий Васильевич с легкостью перечеркнул, когда встретил 29-летнюю Ирину Мейерхольд, дочь знаменитого режиссера. Бурный роман вылился в крепкий союз, в котором родились трое детей.

Один из самых популярных фильмов с участием Меркурьева — «Небесный тихоход» Судьба семьи оказалась непростой: идиллию преподающих актерское мастерство супругов нарушили жестокие репрессии 30-х. Папу Ирины Мейерхольд арестовали, а маму убили. Когда пришло известие о расстреле брата Меркурьева, Василий Васильевич принял решение усыновить троих его детей. Во время эвакуации к артистам присоединились еще двое малышей. Чтобы прокормить большую семью, Василий Меркурьев соглашался на любую работу, пропадая в театре и на съемках. Когда после войны Ирину Всеволодовну уволили отовсюду как дочь врага народа, актер стал единственным кормильцем. Но на судьбу пара никогда не роптала.

В 1959-м Всеволод Мейерхольд был реабилитирован, и его наследница вернулась на сцену. Ирина Всеволодовна и Василий Васильевич провели вместе 44 года. Сын Петр вспоминал, что стареющие родители смотрели друг на друга как юные влюбленные. Их счастье закончилось, когда в мае 1978-го Меркурьев умер. Супруга пережила его лишь на три года. До последнего дня Мейерхольд волновало, встретит ли она избранника на том свете.

После проб остановились было на кандидатуре Елены Добронравовой, но тут оператор увидел фильм « Мексиканец » с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна. Сомневался в кандидатуре Самойловой только автор пьесы — ему казалось, что она слишком молода для такой роли. Успокоился он только после просмотра готового материала. Оператор Сергей Урусевский был настоящим фанатом своего дела и в свободное время придумывал новые способы съёмок. Например, для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трёхэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского чётко вровень с актёром. От помощников вообще требовалась предельная точность и физическая сила — на съёмках прохода разведчиков они несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора… Актёры тоже не щадили себя.

То есть, мы-то с вами понимаем, что военное время неразрывно связано было с голодом, а тут герои сидят себе спокойно, собираются пить чай с пирогом. При этом ни один из них не произносит ни одной реплики. То есть, эти 5-6 кадров говорят нам больше, чем могли бы сказать герои. И на контрасте с этой сценой мы будем видеть весь фильм только суету, связанную с военным временем. Ну кроме финальной сцены, конечно. Фишка хорошей режиссуры заключается в том, что каждая деталь работает на историю и внимательный зритель, при желании, конечно, может через эти детали разгадать финал картины. Например, в данном случае, уже на 8-й минуте фильма - а эта сцена разворачивается именно на 8-й минуте - мы можем предугадать смерть Бориса. Обратите внимание на то, что все обитатели дома собрались за столом и находятся в некотором замешательстве от того, что Борис не вышел на завтрак. То есть, чисто мизансценически Калатозов уже здесь как бы тонко намекает нам на то, что с этим героем что-то произойдёт. И дальше он это наше ощущение усиливает крупным планом пустого стула. На этот кадр я также хотел бы обратить ваше внимание. Здесь мы видим как колонна танков устремляется в правый нижний угол, что с точки зрения диагоналей воспринимается зрителем как быстрое, энергичное движение, не встречающее сопротивления. Это отлично коррелирует с посылом Советской власти того времени. Думаю, из курса истории вы все прекрасно знаете, что в начале войны власть всячески старалась приободрить народ, то есть пыталась мотивировать на защиту родины. Всем известные песни про священную войну и другие были написаны как раз примерно в то время. Так вот, на контрасте с этой колонной танков нам представляют Веронику, которая двигается в обратном направлении. Идёт, что называется, против течения. Какие выводы из этого можно сделать? Я могу тут сделать два суждения: 1 Калатозов и Урусевский этим самым кадром показывают растерянность Вероники, которая не понимает, что сейчас происходит с ней, с её женихом. А также, в силу некоторой инфантильности, не может оценить того ужаса, который ей предстоит пережить. Я считаю этот кадр метафоричным отображением главной мысли фильма - проблемы маленького человека, столкнувшегося с огромными и очень серьёзными обстоятельствами. Вообще одной из ключевых отличительных особенностей «Журавлей» является именно отражение проблемы "маленького" человека. И вот о ней я хотел бы поговорить с вами далее. Для начала посмотрим два коротеньких эпизода: Как мы уже выяснили, во времена правления Сталина искусство загонялось в жёсткие рамки. Появилось такое направление, как соцреализм. Всё должно было работать на пропаганду и место человеку как единице в таком искусстве не оставалось совсем. Население страны рассматривалось как некая масса, которая должна привести Советский Союз к мировому господству. Так продолжалось долгие годы и вот Калатозов одним из первых во главе угла ставит именно историю "маленького" человека - рассказывает о его проблемах и переживаниях. Но что здесь ещё важно: обратили ли вы внимание на то, как к этому эпизоду, который разворачивается уже ближе к концу фильма, меняется отец Бориса? Давайте посмотрим ещё один эпизод из начала фильма и поговорим более подробно об этом: Посмотрите на его отношение к властям и тому, что они говорят в начале фильма: его лицо, мимика и сами реплики говорят о том, что он слышал всю эту канитель уже тысячу раз и она ему порядком поднадоела. В то же время, уже будучи начальником госпиталя, то есть человеком непосредственно приближенным к власти и в какой-то степени даже самим являющимся властью, он показывает именно то поведение, которое до этого его самого раздражало. Но что самое интересное: Калатозов тем самым лишь констатирует факт - такова природа человека. И конкретно этого персонажа сей поступок не делает антагонистом, потому что в глазах, например, Вероники он остаётся добрым, поддерживающим её отцом жениха. И, как мы с вами помним, он будет поддерживать её до самого финала истории. То есть, на этот счёт можно построить большое философское размышление. Этот кадр, как по мне, отлично отражает собой как раз тот факт, что Калатозов и Урусевский своей целью поставили рассказ именно о людях. Они намеренно не смешивают их в какую-то массу, а рассказывают истории жизни отдельно взятых людей, поскольку мы отчётливо видим их лица. Однако стоит отметить, что существует и другая интерпретация этого кадра: некоторые говорят, что люди, которых мы видим здесь олицетворяют собой как бы те события, которые МОГЛИ БЫ происходить с Борисом и Вероникой, если бы он не ушёл на фронт: это могли бы быть их дети, а так они могли встретить старость, ну и так далее. Ещё одним похожим кадром является этот: Глобально он построен по тому же принципу: мы можем рассмотреть лица людей, стоящих в этой толпе, как-то их идентифицировать и увидеть чем они занимаются. Но что здесь особенно примечательно: среди них нет молодых мужчин, кроме Марка. Только женщины, старики и дети. Это говорит о том, что все мужчины, находящиеся в расцвете сил, сейчас на фронте. А также отлично характеризует Марка. Кстати, мне стало интересно углубиться в значение этого имени и оказалось, что для него характерны следующие черты: эмоциональность, утонченность, эгоцентризм. Очень похоже на нашего персонажа, правда?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий