В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Новости и СМИ. Обучение. IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» приглашает к участию мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России.
Художественные промыслы.
Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. Народные промыслы – это культурный код страны, заявила сенатор Святенко. В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры.
Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. Ассоциация "Народные художественные Промыслы России" / Официальная страница ВКонтакте В настоящее время Ассоциация объединяет организации промыслов, расположенных в 48 регионах Российской Федерации. — истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области).
Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России
Село находится на юге области, в Вознесенском районе. Свистульки, матрешки, шкатулки, грибы и самоварчики с цветами и райскими птицами производят и сейчас. Каменные звери В селе Борнуково Бутурлинского района работает фабрика, на которой изготавливают фигурки животных из поделочного камня. Когда промысел только появился, для поделок использовали местный ангидрит, который добывали в пещере, расположенной рядом с селом. В советские годы при попытке разработки месторождения взрывным методом вход в пещеру был завален. Сейчас зверушек вырезают из привозного камня. Костяные узоры На резьбе по кости специализируется фабрика «Варко» в Варнавинском районе. Серьги, броши, гребни и заколки украшены растительным узором. Есть и скульптурные композиции на темы родной природы.
Корзина, лукошко, ваза Лозоплетением занимаются практически повсеместно. Самые крупные центры — в Павлове, Арзамасе, Лыскове. Там мастерят не только корзины, но и плетеную мебель. Памятник подстаканнику На ювелирной фабрике в селе Казаково Вачского района работают в технике зерни и филиграни: узоры спаивают из тонких проволочек и украшают шариками из металла. Самые известные изделия фабрики — подстаканники. В селе даже установлен памятник этому предмету обихода. Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое. Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы.
В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу. В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки.
В 1987 году старинные традиции в своей гончарной мастерской стала восстанавливать семья Щипановых. Сегодня мастера — участники и дипломанты международных и всероссийских выставок. В наши дни магия чёрнолощёной керамики заключается в том, что она прекрасно смотрится и в классических интерьерах, и в жилищах, оформленных в стилях техно и хай-тек. Раскатовские сундуки Наши предки в обычной жизни мало внимания удаляли красоте вещей — главное, чтобы эти вещи были прочные. А все ярко украшенные предметы быта, как правило, имели праздничное или обрядовое предназначение.
И вот в середине XIX века на Русском Севере входят в моду расписные сундуки, которые становятся частью свадебного обряда. Каждая девочка примерно в девять лет получала свой сундук, обитый металлом. Сундук постепенно наполняли приданым и раскрашивали яркими красками и орнаментами. Позже в доме мужа большой свадебный сундук порой служил жене спальным местом. Чуть подогнув ноги, хозяйки, лёжа на своём приданом, отдыхали от домашних дел. В Макарьевском уезде Нижегородской губернии процветало производство сундуков из металла. Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары.
В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука. Делали это мастерицы-женщины, как правило, масляными красками. Рисунок состоял из трёх частей, по бокам — геометрический орнамент. Как правило, это были ромбы, раскрашенные в разные цвета. В центре свадебного раскатовского сундука было изображение цветка, букета, дерева, стоящего на пригорке или обнесённого заборчиком. Это был символ девичьей красы.
Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись.
В ходе мероприятия библиотекари представили выставку экспозицию «Люблю твою, Россия, старину» и провели обзор книг, в которых можно прочитать об истории и видах народного творчества. Про игрушку-матрёшку поговорили более подробно, так как она вызвала больший интерес у ребят, а в творческой мастерской они побывали в роли мастеров-умельцев и с удовольствием раскрасили сувенир-матрёшку в полх-майданской технике.
Местные династии иконописцев завоевали славу искусных мастеров по всей России. Мастерские палешан Сафоновых, Белоусовых, Каравайковых и Париловых в свое время заслужили право являться поставщиками Императорского двора, а их иконы были знамениты тонким, изысканным письмом. В 1882 году Братья Белоусовы успешно выполнили царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля, за что получили высокие царские награды. Палехская лаковая миниатюра начала ХХ века унаследовала лучшие традиции духовного искусства предшествующих поколений.
Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
Принимаются коллективные и индивидуальные заявки. Сайты выставочного проекта:.
На его основе, с добавлением технических новшеств и фантазии мастеров, разрабатываются новые оригинальные изделия. Для работы, говорят мастера, необходимо иметь хороший набор несложных, но удобных инструментов и набор ниток многообразной расцветки. Выбор иглы для вышивания зависит от материала основы, толщины ниток, характера рисунка.
Игла должна быть немного […] Балахнинское кружево История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция.
По всей территории России созданы уникальные центры народных промыслов, специализирующиеся на изготовлении удобных и красивых изделий.
В Год культурного наследия народов России портал Культура. РФ подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них.
Творить пришлось из местного сырья — трубчатой кости и рогов крупного рогатого скота. В особых случаях используются ценные виды кости — мамонта и моржа. Дело пошло. В 1973 году в Варнавино открыли фабрику художественной резьбы по кости.
Образцы первых изделий для фабрики лично разработал Черникович. По мнению мастера, варнавинская резьба в своём стиле должна была отражать роскошь хохломы, лаконичность городецкой росписи и затейливость золотной вышивки. Сейчас в ассортименте варнавинской косторезной фабрики насчитывается более 285 наименований изделий народных художественных промыслов. Их и по сей день отличает тонкая ручная работа и особый художественный вкус. Чем знаменито черное кружево с берегов Волги Подробнее Балахнинские изразцы Многим известно балахонское чёрное кружево, носить которое позволить себе могут и по сей день единицы: слишком сложный ручной труд стоит за кружевом. Оказывается, производили в тех краях и ещё один предмет роскоши — глиняные изразцы для стен домов и печей.
Начиная с XVI века изразцы, или кафли, стали появляться на Руси. Сначала ими украшали свои интерьеры только царские особы или знатные бояре. Была традиция выкладывать изразцами внутреннее убранство богатых храмов. Со временем промысел распространялся, мастера, пытаясь расширить круг потребителей, удешевляли процесс работ. Но та же печь с изразцами долго оставалась в России символом того, что финансовые дела в доме идут хорошо. Причина дороговизны изразцового промысла — сложный процесс изготовления.
Глину для хороших изразцов вымораживали две-три зимы. За это время её не раз перелопачивали, уминали, чтобы повысить эластичность материала. Изобразить на каждом изразце довольно затейливый рисунок — тоже дело непростое, требующее от резчика художественного вкуса и умения. Как правило, вырезали сказочных символичных птиц сиринов, жар-птиц, иногда павлинов, голубей, индюков. Украшали изразцы и лубочными картинами из народной жизни.
Народные художественные промыслы России
Русские народные промыслы — Щи.ру | — истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). |
S7 Airlines | VPN Error page | Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. |
6 удивительных народных промыслов Русского Севера | Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. |
Художественные промыслы. | Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. |
Народные промыслы | Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. |
Столица народных художественных промыслов
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад.
Путеводитель по народным промыслам России
Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе.
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
Одной из самых заметных черт брежневского социализма был постоянный дефицит товаров широкого потребления. Причина дефицита в брежневские годы общеизвестна: советская промышленность того времени являлась государственной, плановой и гибко реагировать на изменения спроса была не способна. В сталинский период времени ситуация была совершенно иной. В стране трудились десятки тысячи промкооперативов, сотни тысяч кустарей.
Все производственные артели и кустари относились не к государственной, а к так называемой «местной промышленности». Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В сталинском СССР вопрос решался самостоятельно, на местном уровне.
Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели. Хрущёв в 1956 году «волевым решением» ликвидировал этот мощный сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара. Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству тем самым «красным директорам» партократам все артельные предприятия.
Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года.
Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками.
По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала. Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся.
Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны. В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей.
Источник Оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почётен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации». В 1960 году при Хрущёве в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была присоединена к местной промышленности, а бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты. При этом художественные народные промыслы оказались смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба.
Чем артели не нравились некоторым руководителям? Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях.
Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать не редко сверх нормы — 8 часов , но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артеле зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город.
Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение , привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления. Управление предприятиями народных промыслов в 60—80-е годы С 1958 года предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. Мелкие же предприятия, находившиеся в ведении местных органов, не получили необходимой экономической помощи.
В связи с этим развитие их происходило не на должном уровне, а некоторые народные промыслы были совсем забыты. После сентябрьского 1965 г. Постановление предусматривало увеличение выпуска разнообразных изделий при непременном повышении их идейного и художественного уровня.
Ведущую роль в сфере народных промыслов занимает Нижегородская область. На территории региона функционирует несколько десятков организаций, среди которых есть системообразующие предприятия федерального уровня. Две с половиной тысячи человек не просто обеспечены рабочими местами — своими трудами нижегородцы сохраняют вековые традиции, благодаря чему у региона есть особая визитная культурная карточка. Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма. Нижегородская область уникальна ещё и тем, что на её территории собраны почти все существующие виды производств народных художественных промыслов. Это сказывается на показателях — по объему выпущенной продукции местные предприятия НХП занимают первое место в Приволжском федеральном округе и третье в России после Московской области и Дагестана. Региональные власти совместно с местным Фондом развития народных художественных промыслов и мастерами проводят регулярную работу по поддержке и развитию предприятий, которые сохраняют наследие предков и вплетают его в современность.
Уникальность нижегородских промыслов Изделия нижегородских мастеров одни из самых узнаваемых в стране. Фото: АО «Хохломская роспись». Любимые мотивы художников городецкой росписи — изображаемые «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, прогулок. Хохломская роспись не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Городецкая роспись, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, хохлома — это лишь часть старинных известных промыслов, которые существуют в Нижегородской области. В регионе уделяют особое внимание сохранению традиционных ремесел, поскольку это и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, которые имеют обширный потенциал для местной креативной экономики. На текущий момент на территории области работают 27 организаций, занятых в сфере народных художественных промыслов, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством изделий.
Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии. Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева. Качественное развитие промыслов объясняется большой площадью территории Нижегородской области и близким соседством с другими регионами. Также через область издревле проходил торговый путь: мощное судоходство по Волге, сплавы по рекам до Городца и известные нижегородские ярмарки внесли свою лепту.
В селе даже установлен памятник этому предмету обихода. Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое. Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы. В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу.
В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья. Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея. На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках. В Арзамасском и Борском районах сохранились производства валенок. В Арзамасе даже проводятся фестивали, посвященные этой традиционной зимней обуви.
Ножи и ложки В Павловском районе традиционно сильны промыслы, связанные с обработкой металла. Здесь работает немало мастерских, где производятся прекрасные ножи самого разного назначения — от кухонных до охотничьих. К Новому году! Пожалуй, самый молодой промысел — производство стеклодувных елочных украшений. Им занимаются на фабрике «Ариель» в Нижнем Новгороде. Вообще елочные украшения вошли в наш обиход не так уж давно — не более ста лет назад.
Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш. После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе. Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина». Здесь их ждали необычные уроки — уроки фантазии, доброты, весёлого чтения. На уроке умелых рук дети познакомились с инструментами Самоделкина и их предназначением, а музыкальный аукцион на уроке окружающего мира показал, что мир полон ярких разноцветных красок. Подводя итоги курсов, ребята поняли, что настоящий волшебник всегда добрый и веселый. В его силах помочь другим, подарить радость друзьям. Значит, и мы можем стать настоящими волшебниками! Носова прошла творческая встреча «Таинство народных красок» для постоянных читателей и гостей. Мероприятие посетили 7 человек. Ребятам было предложено сыграть в познавательную интерактивную игру «Эрудит-лото». Дети, отвечая на сложные вопросы игры, узнали, какие цвета использовались в русской вышивке, и что они обозначали, познакомились с различными видами росписи, кружева, резьбы по дереву и народным зодчеством. Особый интерес вызвали вопросы о народной кухне. Завершилось мероприятие просмотром тематического мультфильма. В библиотеке семейного чтения имени В.
История народных промыслов
Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью. Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел". Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла.
Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России
Народные промыслы России! | Народный промысел зародился в селе Хохлома Нижегородской губернии в XVII веке. |
Виды русских народных промыслов - статьи Рос-Арт | Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". |
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам | Красная книга народных художественных промыслов VOICE Shopping — это 50 предприятий, которые вместе с редакцией делали этот номер: присылали из самых разных и удаленных мест свои. |
Традиционные промыслы | Мы составили список из 10 народных промыслов и городов, в которых можно узнать об их истории, а может и попробовать себя в роли мастера. |