Обрезание Господне (в Русской православной церкви По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; др.-греч. С 4 века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки — обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа.
Обрезание Господне: что принес в жертву Христос
Праздник Обрезания показал людям, что Господь — это и реальность, и живой человек. Спаситель принял обрезание и подчинился божьему закону. Он выразил смирение и своим поступком призвал всех следовать законам Церкви и христианским заповедям. В Новом Завете, чтобы посвятить себя Богу и принадлежать к богоугодной части человечества, обряд обрезания совершать не надо. С приходом Иисуса Христа вместо этого ввели крещение водой и Духом. Спокойно и покорно приняв обряд Обрезания, Господь показал своим ученикам, что Новый Завет, который он принес в мир, не отменял и не разрушал Ветхий Завет, а наоборот — поддерживал его. Однако Спаситель довел старые правила до совершенства, упразднив грубое плотское и утвердив превосходство духа над телом. Именно так он и поступил при жизни. Чтобы распространить свое вероучение и нести его в массы, Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян и быть богопослушным человеком. Эти естественные блага жизни для верующих были запрещены для необрезанных.
Позже, в 49 году, на Апостольском соборе официально отменили обрезание для всех желающих креститься: с того времени в церквях остался только обряд обрезания сердца — отсечь грехи и признать Творца. Вообще традиция обрезания появилась задолго до рождения Иисуса. Например, египтяне делали эту операцию потому, что руководствовались правилами гигиены. В стране было жарко и грязно, а микробы скапливались под кожей, из-за чего происходили воспаления. Проще было расстаться с крайней плотью, чем бороться с последствиями болезни.
Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус «Спаситель» см.
По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня а также Нового года по старому стилю. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской 379 ; свт.
Запрещено сквернословить и ссориться. Алкоголь и переедание под запретом. Что надо сделать 14 января 1. Приготовить кутью с изюмом, орехами и медом. Обязательно на столе должны быть блюда из свинины.
Служителям церкви в этот день принято что-то жертвовать в том числе, можно мясом поросенка. Обязательно надо напоить, накормить и приласкать словом добрым домашнюю скотину. Печенье в форме домашних животных в этот день раздают детям. Также существуют и другие традиции и приметы на 14 января. Так, например, в этот день не принято ходить на рыбалку или охоту или давать в долг.
Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. По древней традиции, установленной Самим Господом, говорившим с праотцем Авраамом, обрезание младенцев мужского пола осуществлялось на 8-ой день после рождения и знаменовало собой завет между Богом и всем народом, ведь именно на мужчин, прежде всего, возлагалась ответственность за хранение Завета.
Обрезание Господне
14 января 2024 года – Обрезание Господне: история, значение праздника | В восьмой день по рождении Господа нашего Иисуса Христа, во исполнение закона, над Ним был совершен обряд обрезания, символизировавший вступление потомков Авраама в завет с Богом. |
Обрезание Господне | Согласно Евангелию на восьмой день после рождения Иисус Христос прошел обряд обрезания, как то предписывал ветхозаветный закон израильскому народу. |
Обрезание Господне - Статьи | Заметим, что Христос дал раскаявшемуся в иудаизме Савлу НЕЕВРЕЙСКОЕ ИМЯ Павел и этим ОТМЕНИЛ ОБРЕЗАНИЕ Савла. |
Праздник Обрезания Христа
В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах. Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания.
Ответ: Почему христиане не делают обрезание: Закон Ветхого Завета Я уверен, вы в курсе, что те, кто под «законом Христа», уже не под «законом Моисея». В послании Колоссянам 2:16-19 написано, что мы больше не судимся по «закону Моисея». Иисус не отменил его, но исполнил все Сам, тем самым освободив нас от необходимости подчиняться этим правилам Евангелие от Матфея 5:17-18. Павел напоминает нам в послании Галатам 2:21, что мы получаем оправдание не через закон Моисея. Я не отрекаюсь от дара Божьего, ибо, если благочестие достигается через закон, то Христос умер напрасно! К Галатам 2:21 Так же, в послании Колоссянам 2 говорится, что те правила соблюдение субботы, жертвоприношения, обрезание и т.
Димитрий Ростовский в миру Даниил Саввич Туптало; 1651 — 1709 , епископ Русской православной церкви Святитель Димитрий Ростовский в своей проповеди говорил следующее: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». Но кроме того, Он будучи без греха, претерпевает обрезание, как грешник, поскольку обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и во грехе родила его мать его Пс. Иисус принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончив Ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало Новому, духовному. Димитрия Ростовского «Жития святых» И как ветхозаветный плотский человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Но как Он был воистину плотию, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровию, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу». То есть, обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Апостолы и первые христиане также были обрезаны, так как были выходцами из иудеев. Праздник Обрезания Господня известен так же как Васильев день, так как соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого 330—379 , архиепископа Кесарии Каппадокийской Согласно Евангелию от Луки Лк. В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец. Слева: Встреча нашего Господа, русская икона XV века. Сретение Господне, монастырь Высокие Дечаны, Сербия Что касается истории включения праздника обрезания в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Стефан Савваит Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника. Хотя праздник Обрезания известен с IV в. По поводу Сетефана Савваита среди богословов идет путаница, поскольку один Стефан Савваит 725 — 794 был племянником богослова преподобного Иоанна Дамаскина из Дамаска, другой Стефан Савваит служил в лавре святого Саввы в Палестине в IХ веке. Первоначально обрезние рассматривалось только как сцена в более крупных циклах, но в эпоху Возрождения могло рассматриваться как отдельный сюжет для картины или стать основным сюжетом в алтаре. Одним из самых ранних сохранившихся изображений является миниатюра в византийском иллюминированном манускрипте 979-984 годов — Менологионе Василия II, хранящемся в библиотеке Ватикана. В этой сцене Мария и Иосиф держат младенца Иисуса на руках возле здания, вероятно, Иерусалимского храма, когда к ним приближается священник с маленьким ножом. Обрезание Господне. Миниатюра из книги «Минология Василия II». XII в. В период рождения Иисуса фактическая еврейская практика заключалась в том, что операция проводилась дома, обычно отцом, хотя раввины требуют, чтобы эту процедуру осуществлял специальный раввин — могель. Обрезание младенца Иисуса происходит в доме священника Захарии , который был потомком Аарона , старшего брата Моисея В православной Энциклопедии дается подробная информация о происхождении праздника и его богослужении.
В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» Пс. Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом — в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира?
Войти на сайт
Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что на восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание по обычаю народа, среди которого был рожден. Сегодня 14 января мы отмечаем праздник, который называется «По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», или проще – Обрезание Господне. Соединяя Ветхий Завет с Заветом Новым, Господь и Спаситель наш Иисус Христос исполняет все древние законы, положенные народу Израиля, но и создает законы. Разъясняя то, что Христиане получили чрез Иисуса Христа, Апостол прежде всего говорит о крещении, причем изъясняет, что обрезание было прообразом крещения в смысле отсечения греховности, которое еще более наглядно выражается в крещении, когда во образ. До сих пор именем Иисуса Христа, изгоняются демоны, исцеляются болезни, совершаются тайны Божии, и люди обращаются к Господу.
Что за праздник Обрезание Господне
- Когда праздник Обрезания Господня в 2024 году
- ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Астанайское церковное благочиние
- 14 января - По плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
- Толкование на Галатам 6:15 — толкование отцов церкви
- Когда отмечается Обрезание Господне
НОВЫЙ ЗАВЕТ: КРЕЩЕНИЕ ВМЕСТО ОБРЕЗАНИЯ
14 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, день обрезания по плоти Господа нашего Иисуса Христа и день памяти святителя Василия Великого, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Крайняя плоть Отца Нашего Иисуса Христа считается христианской реликвией, которая наделена божественными качествами, но факт её существования не подтвержден. Смиренно пройдя обряд Обрезания наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При совершении этого. По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков.
Читайте также
- Самое читаемое
- Обрезание Господне – 2024: как празднуют
- Что за праздник Обрезание Господне и что нельзя делать в этот день
- Почему обрезали Христа?
Всеволод Дотошный. Обрезание Господне: кто и зачем обрезал Господа
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Обрезание по Закону, которое Он, Младенец, претерпел, как раз показывало: Иисус – Совершенный Человек. По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков. Евангельское предание гласит, что на восьмой день после рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Согласно преданию, на восьмой день после рождения Младенцу Христу провели обряд обрезания, что символизировало главенство духа над плотью, и нарекли именем Иисус. Сегодня 14 января мы отмечаем праздник, который называется «По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», или проще – Обрезание Господне.
Задать вопрос настоятелю
- Обрезание Господне – 2024: история праздника
- Тропарь обрезания Господня
- Почему в Церкви до сих пор празднуется Обрезание Господне?
- Почему в наше время празднуется Обрезание Господне?
14 января 2022г. По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Ведь сколько потом появлялось еретиков, которые не верили, что Бог может унизиться до принятия человеческой плоти. Апостолам уже вскоре после вознесения приходилось предостерегать: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу». Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества, это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания — праздник Его вочеловечения. Совершенный человек, это не только биологическое, и не только общественное, но еще и непременно — религиозное существо. Человек обязан знать не только своих братьев по плоти, но и своего Небесного Отца. И поэтому отсчет христианской эры начинается не с Рождества, а именно с Обрезания, с восьмого дня после Рождества Христова. Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон.
Православные верующие ходят в церкви, чтобы почтить и вспомнить великое чудо — готовность Христоса к смирению и принятию всего, что предписано законом Всевышнего человеку. Николай Савченко отметил, что в этот период не бывает поста, потому что еще идут рождественские колядки. Основное количество песнопений и все символы — это еще празднования Рождества Христова. И, конечно, это еще празднование и старого Нового года», — объяснил он. Наши предки традиционно выходили «щедровать»: водили хороводы под окнами в деревнях и пели щедривки: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье! В Центральной России и на севере страны канун праздника называли Васильевым вечером, напомнил священник. Такое название этот день получил по случаю приближающегося дня памяти святого Василия Великого — богослова и философа. При жизни он всегда помогал бедным и обездоленным. Народные приметы на 14 января На Руси в этот день люди собирались за столами, пели песни и верили, что если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Считалось, что гости обязательно должны быть обоих полов, иначе у участников посиделок будут проблемы в личной жизни. Одним из главных условий этого дня было попросить прощения у родных и близких за все нанесенные обиды и поступки, которые принесли боль. Славяне надеялись, что таким образом они очищали душу и вступали в год с чистого листа. Убийство животного могло навлечь большую беду на всю семью. Запрет распространялся и на коров, овец, свиней. Люди старались, наоборот, накормить их и задобрить.
Отмечается он не так пышно. Вечером накануне 14 января в храмах совершается всенощное бдение. А утром проходит литургия и служится молебен. После посещения службы принято собираться всей семьей за столом, просить друг у друга прощения и отпускать все обиды. Некоторые приглашают гостей, угощают друг друга яствами и говорят теплые слова. Поскольку Обрезание Господне совпадает со старым Новым годом, в народе в этот день также принято «щедровать» — петь под окнами «щедривки», песни с пожеланиями счастья и здоровья, и получать за это подарки. Обрезание Господне — 2024: что можно и нельзя делать В праздник необходимо очистить свою душу от скверных мыслей и наполнить ее добротой и любовью к окружающим. Нельзя ссориться, сквернословить и отказывать человеку в помощи.
О превосходстве внутреннего над внешним говорили и ветхозаветные праведники: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» Иер. Протоиерей Вячеслав Резников отмечает: «Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости». Итак, церковный праздник Обрезания Господнего призван напомнить православным христианам об отсечении греха от наших сердец, об исполнении Божественного Закона, а также о великом смирении Сына Божьего. Почитание праздника Обрезания Господнего Первые известные упоминания празднования Обрезания Христа относятся к 4 веку. В этот день в православных храмах проводятся праздничные богослужения. На великой Вечерне читаются строки из книги Бытие, в которых говорится об установлении обряда обрезания. Церковь прибегает к ней всего 10 раз в году. Чаще всего служится Литургия Иоанна Златоуста. Богослужебное чинопоследование Василия Великого отличается, прежде всего, более пространными евхаристическими молитвами, которые являются сердцевиной Литургии. Памятуя, что с Обрезанием связано дарование Спасителю имени, христиане в этот день особенно прибегают к Иисусовой молитве. Протоиерей Андрей Ткачёв призывает: «Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день Обрезания Господня. Это ещё и праздник Иисусовой молитвы, поскольку в этот день имя Спасителя открылось миру. Оно Божественное, святое, сильное». В связи с наложением друг на друга двух церковных праздников, канун Обрезания в народе именуется Васильевым вечером. Также дата совпадает с празднованием Нового года по старому стилю. В вечер перед Обрезанием было принято ходить друг к другу в гости с посеваниями и угощениями. С праздником связано множество народных примет.
Обрезание Господне: что принес в жертву Христос
Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, — т.е. за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, — тот должен отвергнуться себя, и, взяв свой крест, следовать за Мной». После обрезания Дева Мария дала Младенцу имя, которое было Ей возвещено Архангелом Гавриилом, – Иисус. Так же, в послании Колоссянам 2 говорится, что те правила (соблюдение субботы, жертвоприношения, обрезание и т.д.) являются просто тенью будущего и той жизни, которую мы имеем во Христе.
14 января 2022г. По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
НОВЫЙ ЗАВЕТ: КРЕЩЕНИЕ ВМЕСТО ОБРЕЗАНИЯ - Храм Святого Иоанна Предтечи, Красноярск | это событие из жизни Иисуса, согласно Евангелию от Луки, глава 2, в которой говорится. |
Обрезание сердца | Пьер Бельжамб, гравюра «Обрезание Христа» Источник: Wikimedia Commons. Один исламский муфтий призвал делать женщинам обрезание, «чтобы разврата не было на земле, чтобы сексуальность уменьшилась». |
Праздник Обрезания Христа | На восьмой день после рождения над Младенцем-Христом был совершен иудейский обряд обрезания (Лк 2:21). |
14 января - По плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа | Учитывая, что Иисус Христос, согласно писанию — посланник Бога, который является безгрешным и не нуждается в «урезании» страстей, может возникнуть вопрос: зачем он принял обрезание? |
ОбрЕзание Господне: проповедь священника о смысле и значении христианского праздника | Праздник Обрезания Господня когда-то стал для верующих людей доказательством существования Иисуса Христа, как человека. |
Какого числа Обрезание Господне в 2024 году
Фактически эта процедура означала то же самое, что крещение в современном понимани: ребенок становился божьим и отделялся от язычества. По Ветхому Завету, Бог навел на путь истинный Авраама, который был представителем богоизбранного народа: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен». По этой заповеди и стали жить люди, а обрядом обрезания посвящали себя Богу. Так, на восьмой день от роду и назвали самого Иисуса Христа. Апостол Павел писал в своем Послании к Колоссянам, что христиане заменили плотское обрезание духовным: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Первые сведения о священной крайней плоти как реликвии появились еще в Средние века: 25 декабря 800 года Карл Великий якобы передал священный препуций римскому папе Льву, а сам король, вероятно, получил почитаемую вещь от императрицы Елены. Далее реликвию не раз крали и вновь находили. Однако как Бог Христос пребывает в этом небесном мире всегда, а как Человек Он вошел в него именно в день Вознесения. После Вознесения среди его последователей распространилась идея докетизма. Они верили, что Господь изначально явился в мир не как человек, а в качестве «визуальной иллюзии».
По их версии, все страдания Христа на земле были лишь миражом. Праздник Обрезания показал людям, что Господь — это и реальность, и живой человек. Спаситель принял обрезание и подчинился божьему закону. Он выразил смирение и своим поступком призвал всех следовать законам Церкви и христианским заповедям. В Новом Завете, чтобы посвятить себя Богу и принадлежать к богоугодной части человечества, обряд обрезания совершать не надо.
Однако это не относится к традиционалистам , которые не следуют большинству, если таковые имеются, изменений, внесенных после Второго Ватикана , где он остается Священным Днем Обязательства. Англиканская община Литургия Англиканской общины в Книге общей молитвы отмечает этот день как Обрезание Христа. С 2000 года Общее поклонение англиканской церкви внесло этот день в список «Именование и обрезание Иисуса Христа». Лютеранская церковь Поскольку это был праздник Христа и имел прямое отношение к отрывкам из Священных Писаний в частности, Луки 2:21 , праздник обрезания был сохранен церквями лютеранской Реформации. Он остается в большинстве лютеранских литургических календарей и по сей день, хотя было принято называть его «Именем Иисуса».
VIII в. В рим. В древнем иерусалимском богослужении В иерусалимском Лекционарии 1-й пол. Также 1 янв. Василия Великого, причем по объему и подробным указаниям празднование в честь свт. Василия имеет приоритет перед О. В византийском богослужении Указания об особенностях празднования О. Василия Великого Mateos. Тропарь О.
Физического обрезания, которое можно провести номинально, уже не достаточно. При этом Иисус, который, приняв обрезание, с самого своего рождения сразу же начинает исполнять Закон Божий, принимает на себя и Крещение. В этом случае он также демонстрирует смирение — будучи чистым и безгрешным, он проходит обряд, обязательный для любого христианина, показывая, что сам повинуется воле Бога. В процессе крещения в Иордане Христос, согласно писанию, принял на себя грехи всего человечества. За это он будет невинно осужден и распят Какое значение для верующих имеет праздник Обрезания Господня Возвращаясь к Ветхому Завету, можно отметить, что праздник Обрезания Господня служит напоминанием о том, что верующий человек не только духом, но и телом является причастным к Богу. На Руси он тесно переплелся с другими торжествами. Сегодня праздник Обрезания Господня выпадает на Старый Новый год , это значит, что в дореволюционной России он совпадал с мирским новолетием. Кроме того, в этот день церковь чтит память Василия Великого — одного из самых почитаемых святых у христиан. Неудивительно, что на фоне всех этих торжеств, находясь в календаре между Рождеством и Крещением Христовым, праздник Обрезания Господня теряется. Однако это не значит, что народ о нем забывает — на самом деле, с этим днем связано множество традиций. Малороссийская традиция щедровать В регионе, который во времена Российской империи назывался Малороссией сегодня это части Украины, запада России, Республики Беларусь и Польши , накануне праздника Обрезания Господня было принято щедровать — то есть ходить по улицам с песнями и получать за это угощения. Похожий ритуал называется колядованием или прославлением — его проводили в период Святок, чтобы отметить чудо рождения Христа.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Поэтому праздник Обрезания зачастую проходит незаметно, хотя, согласно писанию, он посвящен одному из ключевых событий в земной жизни Иисуса Христа. Предание о том, как Авраам учредил ритуал обрезания Согласно Ветхому Завету, когда праведнику и предку всех евреев Аврааму было 99 лет, а его жене Саре — 90, Господь предрек, что у него будет столько потомков, сколько звезд горит в небесах. Бог пожелал особо покровительствовать роду Авраама и в честь этого повелел учредить обряд обрезания. С тех пор каждый, кто хочет быть причастным к богоизбранному народу, должен пройти обряд обрезания. Проводится он на восьмой день после рождения. То есть обрезание в Ветхом Завете описано как первое священнодействие после рождения человека. Кроме того, в духовном смысле этот ритуал означает «урезание» греховных страстей, любых плотских стремлений.
Зачем Иисус Христос принял обрезание Учитывая, что Иисус Христос, согласно писанию — посланник Бога, который является безгрешным и не нуждается в «урезании» страстей, может возникнуть вопрос: зачем он принял обрезание? Ведь от Христа берет начало новая религия — христианство, при чем тут иудейские традиции? Таким образом Иисус проявил смирение перед древним законом. Ведь, как писал митрополит Вениамин Федченков , «тот, кто намерен жить по новым законам, сначала должен исполнить старые. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» крестное имя. То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным — и внутренне, догматически, сродным — словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю. В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия. Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона — и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон — значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит — отречься от своей пагубной воли. Исполнением закона Господь показал, что и первые люди могли бы исполнить заповедь Божию. А если не исполнили, то виноваты сами перед Богом. А эта вина опять снимается Им же: Сам Господь исполнил закон; Он Крестом заслужил власть ходатайствовать пред Отцем о помиловании неисполнивших его. И еще: так как все Искупление есть смиренное исполнение послушания Отцу «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, — говорит Господь, — но волю пославшего Меня Отца» Ин. И Апостол Павел говорит о Христе: «Он был послушлив даже до смерти», — то можно сказать, что нынешнее обрезание уже есть начало Искупления, как начало послушания законам Божиим. Впрочем, так как это начало было уже в рождении Господа, то обрезание нужно назвать уже продолжением взятого искупительного подвига — более очевидно говорящим именно о смерти, о Кресте, Голгофе, жертве. За грехи наши Теперь мне осталось отметить лишь одну сторону смысла обрезания. Во всяком деянии Господа мы видим проявление Искупительного подвига за нас. Обрезание означало еще и казнь, наказание за грехи. И эту казнь ныне приемлет на Себя Безгрешный — не подлежавший, следовательно, наказанию. А в таком случае Он начинает терпеть за других, за нас. А следовательно, можно сказать: «нашим обрезанием обрезуется». Но для этого требуется «обрезывать» урезать, отсекать свою волю, как падшую. Правда, болезненность здесь необходима, то есть принуждение, борьба против себя. И конечно, это есть последствие грехопадения; но наказанием, кажется, лучше бы не называть. Впрочем, если это «отсечение» воли, — это скорбное принуждение — является несомненно! В дальнейшем же смысле это страдание можно назвать и «наказанием». Подзаконная клятва В связи с этим следует выяснить и вопрос о клятве. В Слове Божием ясно говорится о связи закона с клятвою: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» Гал. А ныне Господь начал исполнять закон... Мы согрешили в прародителях, а потом и сами грешили и грешим. Закона не исполняем. А всякий не исполняющий закона проклят: это и мы ощущаем, когда «совесть мучит». Что же делать? Исправить, особенно прошлого, мы уже не в силах, и потому остаемся под клятвою. Так закон всех подводит под клятву и лишает любви Отеческой, или «всыновления». Это и есть «подзаконная клятва»... Далее: как же Христос искупает нас от нее? И именно «исполнением закона»? Сами мы не могли этого и не можем. А Он начинает исполнять и исполняет. Что же мне из того? Возьмем пример понятный. Сын, предположим, не хочет поститься, говеть и тому подобное. Тогда мать начинает все это творить за него, а свое особо продолжает. Это она делает по связи с ним, по единению, по любви... И труд ее Господь принимает за сына: на этом ведь основаны молитвы и милостыни за умерших... Этим Он освобождает от наказания... Подобно сему Господь начинает исполнять, как должно, закон — не внешне лишь, но главным образом внутренне, — за нас. И Господь Отец принимает эту жертву единения и снимает с нас клятву. И возвращает опять Своего Духа, Которым снова усыновляет людей. Вот небольшой намек на объяснение. Митрополит Вениамин Федченков. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего"... Святой угодник Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия". Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери... Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг - пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб. Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги.
Запрещено сквернословить и ссориться. Алкоголь и переедание под запретом. Что надо сделать 14 января 1. Приготовить кутью с изюмом, орехами и медом. Обязательно на столе должны быть блюда из свинины. Служителям церкви в этот день принято что-то жертвовать в том числе, можно мясом поросенка. Обязательно надо напоить, накормить и приласкать словом добрым домашнюю скотину. Печенье в форме домашних животных в этот день раздают детям. Также существуют и другие традиции и приметы на 14 января. Так, например, в этот день не принято ходить на рыбалку или охоту или давать в долг.
В Русской православной церкви принят старый стиль. В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год» , так как до 1918 совпадала с началом нового года так называемым гражданским новолетием. На восьмой день после cвоего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления.