При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова.
На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные
Валерий Гергиев (Фото спектакля из группы театра ВКонтакте) В первый день весны любимый театр представил невероятно лирическую любовную историю. Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь". Но опера «Не только любовь» была в самом первом списке, который я написал для себя, придя работать в театр Станиславского и Немировича-Данченко. «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь». Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в.
Родион Щедрин -- лирическая опера "Не только любовь"
спектакль Александра Кузина, который даже довозили до. Купить билеты на оперу «Не только любовь» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая.
Статьи | Премьера
Текст понятен, а пластика прозрачна. Оркестр под управлением Александра Гойхмана в опере звучит ярко и сочно. На фоне полотен советских времён это и газеты, и лозунги течёт беззаботная жизнь простых колхозников. Народные гуляния, танцы, драматические сцены и любовь составляют жизнь героев.
Главная идея оперы - нравственность. В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах.
Ведь его родословная связана с этим краем: дед композитора был священником в городе Алексин Тульской губернии.
Вероятно, этот факт биографии композитора был одной из причин его интереса к этому сюжету. А как тонко Щедрин обыграл сцену «куйки аглицкой блохи на русский лад». Прозрачный звон треугольников становится лейттемой оперы почти на манер мотива ковки меча в «Зигфриде» Вагнера.
Финальные сцены оперы, где Левша умирает, трагически щемящи, проникают в глубины души и пробирают до мурашек. В них хор поёт: «Святый Боже, Святый Крепкий. Помилуй нас».
Или почти Иисусову молитву: «Сыне Божий, помилуй нас». Традиционно для Щедрина, велика в партитуре партия хора, выписанная и исполненная блестяще хормейстер Андрей Петренко. Очень интересны и сами вокальные партии, и качество их исполнения.
Наличие в одной труппе одновременно такого числа превосходных певцов и точность их попадания в образы просто поражает. В первую очередь, это, конечно, тенор Андрей Попов в заглавной партии. Великолепна сопрано Кристина Алиева в роли Блохи.
Очень точно попадание баса Эдуарда Цанги в мужланский образ атамана Платова. Хорош и бас Андрей Спехов — английский полшкипер.
Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева.
Он сам стал за пульт в день премьеры; оркестр, хор и солисты — почти все они выпускники Академии молодых певцов — демонстрировали похвальную слаженность исполнения, искренний энтузиазм и поразительную четкость артикуляции. Особенно порадовал хор: монотонные прицокивания, заклички, протяжные песни, ярые частушки, сквозь лихость которых просвечивает надрыв и отчаяние нищей, изголодавшейся русской деревни, едва оправившейся после жестокой войны, — все вместе создавало приподнятое настроение, живую атмосферу спектакля, оказавшегося на диво удачным. Ее звонкое и яркое меццо лилось вольно и свободно; бесспорный артистический дар и пластичность позволили естественно проживать роль, создавая характер поистине трагический.
Немолчный шум дождя, поливающего землю вопреки указаниям партии и правительства, производится простейшими средствами: это шуршат при малейшем движении черные дождевики, в которые облачены сельчане. Чуть поодаль угрожающе топорщит острые выгнутые зубья заржавелая борона: вот-вот заграбастает, затащит под кляклую, размокшую землю убогий послевоенный уют, закопает запретную мечту председательши колхоза Варвары Васильевны о простом бабьем счастье. Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева. Он сам стал за пульт в день премьеры; оркестр, хор и солисты — почти все они выпускники Академии молодых певцов — демонстрировали похвальную слаженность исполнения, искренний энтузиазм и поразительную четкость артикуляции.
Нотный архив Бориса Тараканова
Полюбил бы, коли захотела | Музыкальная жизнь | Как вспоминал сам Щедрин о своей ранней опере «Не только любовь», написанной в 1961 году и посвященной Майе Плисецкой, постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре. |
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ | Представляем Вам новую премьеру оперы "Не только любовь", которая перенесет вас в атмосферу советской колхозной деревни после Великой Отечественной войны. |. |
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина | Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». |
На фоне советских полотен | «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. |
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина | Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. |
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ | «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» ЩЕДРИНА: на удивление классная опера про колхоз. |
Большой театр • Только любовь! | «Не только любовь» — первая опера Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. |
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера). Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. лирическая опера "Не только любовь"» на канале «Мастерство и Личное Искусство» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 17:33, длительностью 01:37:01, на видеохостинге RUTUBE. В рамках гастрольного тура труппа Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 ноября представит в Казани лирическую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать.
В Воскресенске показали оперу Родиона Щедрина «Не только любовь»
Композитор (автор материала): Щедрин, Родион Константинович. Выбор оперы Щедрина «Не только любовь» отражает – сознательно или нет – возвращение в культурный обиход сочинений, образов, настроений советского строя. Как вспоминал сам Щедрин о своей ранней опере «Не только любовь», написанной в 1961 году и посвященной Майе Плисецкой, постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре. В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь).
Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре
Сам композитор отметил, что это лучшая постановка за 50 лет существования произведения. Яркий, самобытный спектакль, в котором переплетаются светлая лирика и ирония, "сочный" жанровый юмор и высокий драматизм, создан режиссером Юрием Александровым, художником Вячеславом Окуневым и исполнен блестящим созвездием артистов театра "Санктъ-Петербургъ Опера". Это спектакль - на любой вкус.
А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям». Продолжительность: 2 часа.
Никто не виноват, что так трудно жить. Так видит происходящее композитор со стороны, неравнодушным взглядом, с любовью и сочувствием к этим сильным людям. Он понимает, что все словно скрываются за частушками, держут марку, фасонятся хорохорятся, чтобы не ударить в грязь лицом, не дать прорваться страху, унынию и даже отчаянию. В опере все видимое и явное - ширма. В реальности - жизнь, стиснув зубы, веселье - тоже. Только смех может спасти, когда выхода нет, когда нечего терять! Все надрывно хотят жить, любить, быть счастливыми. В тех обстоятельствах, что даны. Жизнь - надрыв, сплошная частушка. А если не смеяться, умрешь, не выживешь. Замечательно все это исполняют Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и ее солисты. Хотя и режиссер Александр Кузин, и художник по костюмам Ирина Чередникова говорят в интервью, опубликованном в программке к спектаклю, об универсальности сюжета оперы "Не только любовь", о его вневременности, на самом деле это не так. Она совершенно уникальна не только в этом смысле. Ее музыка продиктована этими обстоятельствами и не могла бы возникнуть ни до, ни после. В ней много мелодий знакомых песен, но они переиначены в атональной манере, как и жизнь этих людей - все не так, как хочется. Родион Щедрин сам говорит о своих неизгладимых впечатлениях от советской послевоенной деревни 1951-1953 годов, где только-только все начинало налаживаться. И лишь в привязке в этому времени в опере все может быть правильно понято и воспринято. Но дело не в сюжете. Он стар, как мир, - она, Варвара Васильевна, полюбила чужого жениха, отучившегося и поработавшего в городе Володю Гаврилова, младше себя, он, вроде, ее тоже приветил, но она ушла в сторону и не стала разбивать чужую жизнь. И пожалела молодую девушку-невесту, и чувство долга возобладало. Все-таки она - председатель колхоза. Она в ответе за хозяйство, и за людей. Можно легко вспомнить сходные истории: и полное совпадение - американский фильм "Эпоха невинности", и частичное - новелла Стефана Цвейга "24 часа из жизни женщины", американский фильм "Охраняя Тесс".
Но после песни они звучат как смех сквозь слезы, как пляска отчаяния, подобно «Трепаку» Мусоргского из цикла «Песни и пляски смерти». Особую остроту мелодии припева, с которого начинаются частушки, придает предпоследний выдержанный звук си-бекар в фа миноре это вводный звук к доминанте : Как и Песня, частушки написаны в куплетно-вариационной форме. В последнем, пятом куплете Варвара Васильевна срывает маску веселья. И слова, и музыка вновь возвращают нас к трагизму положения героини: поступенный подъем синкопированной мелодии с неизменно нарастающей динамикой от р до FF звучит как неистовое признание своего горького одиночества: Быстрый темп, четкий ритм, остро диссонирующее аккордовое сопровождение «подхлестывают» движение и еще больше подчеркивают остроту и отчаянность пляски в свой темпераментный, полный огня танец Варвара Васильевна увлекает и Володю. В момент кульминации на уменьшенном трезвучии tutti оркестра Варвара Васильевна, не в силах справиться со своим волнением, внезапно обрывает танец и уходит. И тут же мгновенно звучит вездесущая частушка: «У моего милого рубашка цвета синего, да новый галстук и часы, да ставил домик для красы. Да он поставил, подрубил, да и другую полюбил!. Кульминация в развитии образа Варвары Васильевны приходится на финал второго действия. С трудом сдерживаемые чувства вырываются, наконец, наружу. Композитор дает свободу их широкому разливу. Тематическую основу сцены и здесь составляет лейтмотив Варвары Васильевны. В начале сцены влюбленная женщина одна. С нежностью она вновь вспоминает слова Володи, его голубые глаза. Очень медленно, чуть слышно звучит ее лейтмотив. Застывший аккорд на ррр у деревянных духовых и виолончелей с едва ощутимым движением первых скрипок передает состояние очарованного оцепенения. Внезапно характер музыки меняется: из тени, дерева неожиданно появляется Володя Гаврилов. Adagio сменяется бурным Allegro inguieto быстро, беспокойно, тревожно. Зычно и громогласно, на FFF, об этом возвещают медные духовые и струнные. Вся последующая сцена подводит к кульминации. Композитор как бы взрывает размеренный по ритму, затаенный в своей скорби лейтмотив Варвары Васильевны. Лирическую, но властно-настойчивую мелодию Володи сопровождает беспокойное движение струнных, тревожные синкопы деревянных духовых: А отдельные, обрывочные фразы основного лейтмотива, пробегая у различных инструментов, напоминают вскипающие пенные гребешки разбушевавшихся волн морской стихии: В кульминации сцены поцелуй лейтмотив героини звучит в новом варианте: в темпе Sostenuto appassionato сдержанно, страстно тема проходит на едином дыхании. Композитор, по существу, вычленяет из лейтмотива лишь одну секундовую интонацию. Чередуясь с широкими, размашистыми интервалами, она придает теме новое обличие. Уверенно и страстно мелодия излагается на fortissimo. Унисон деревянных и струнных поддерживает зычный голос трубы. Начиная с синкопированного высокого звука, тема неуклонно движется по восходящей линии. Пунктированный ритм мелодии придает ее звучанию энергичность и решительность, подчеркивая напряженность происходящих событий. Варвара Васильевна во власти любви! В третьем действии оперы композитор дает развернутую картину мучительной душевной борьбы Варвары Васильевны. Сталкиваются чувство и разум. Центром действия становится монолог героини, где на все вопросы к себе самой , сомнения, сердечные порывы, разум в образе закулисного хора подобно хорам в древнегреческих трагедиях отвечает неумолимое «нет, нет, нет! Это чувство усиливает и озорная частушка, исполняемая одной из девушек, возвращающейся с полевых работ. В ней осуждается поведение председателя: «Ой, уж как ночь тиха, недалеко до греха: дайте в провожатого чужого жениха». Основу монолога Варвары Васильевны составляет синкопированная, многократно повторенная фраза, напоминающая народный причет: Вокальную партию, и также на fortissimo, поддерживает унисон струнных первые скрипки. Эта же фраза-причет звучит и в финале третьего действия — в сцене с Володей Гавриловым. Варвара Васильевна объясняет ему, какой ремонт он должен выполнить. Но прозаические слова не могут скрыть ее истинных чувств. Заканчивается действие оркестровым эпизодом — последней и наивысшей кульминацией, выражающей страдание влюбленной женщины. Струнные и деревянные духовые на FFF еще и еще раз проводят несколько измененную интонацию темы-причета Andante espressivo : А затем в мощном звучании валторн и тромбонов звучит начальная фраза песни-лейтмотива героини оперы. Силой воли Варвара Васильевна подавляет свою «недозволенную» любовь и расстается с любимым. Заканчивает оперу небольшой Эпилог: «Светает. На опушке леса в глубине сцены сидит Варвара Васильевна. Издали слышны голоса идущих на работу колхозников». И снова льется веселая частушка, которую сопровождает неизменная балалайка за сценой ad libitum. Варвара Васильевна уходит вместе со всеми. Удаляясь, песня растворяется в бесконечных просторах русских полей. Подобно Первому концерту и балету «Конек-Горбунок», опера отличается в целом светлым, несмотря на драму героини, оптимистическим характером.
"Не только любовь" вернулась в Москву
13, 15 и 24 февраля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге впервые покажут оперу Родиона Щедрина «Лолита», написанную по сюжету романа Набокова. В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь».
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь" | «Не только любовь» — первая опера Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. |
Прохорова - Родион Щедрин начало пути Опера не только любовь | 11 октября в большом зале Дворца культуры «Химик» состоялся показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», написанной в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова в исполнении Театра-школы оперы МГИМ им. 12.10.2023. Городской округ. |
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к (Мари Козлова) / Проза.ру | Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. |