Новости памирец кто такой

Бадахшон Памир Badakhshon Pamir #новости #интересно #памирцы #чоршанбечоршанбиев #таджикистан #мирПодробнее.

Кто такие памирцы?

Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом. До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. В этом материале мы расскажем, кто такой Чоршанбиев и за что его посадили в тюрьму. Таджик женился на Африканке таджикская свадьба кто такие памирцы туйи точики таджикский танец. Дети Памирских народов Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго запад Синьцзян. В результате памирцы стали гармоничной смесью древних индоариев и скифов, которые, впрочем, тоже являлись одними из их потомков.

новое лицо брендов!) ПАМИРЕЦ покоривший интернет , новая Памирская звезда

Горцы привозили различные ткани как кустарные, так и фабричные, хлопок, изделия из железа, посуду. Продукты и товары из городов привозились в горы и приезжавшими туда торговцами. Торговые связи существовали и внутри самого горного Таджикистана. Обычным был натуральный обмен, деньги мало распространены. Быт изменялся очень медленно. После Октябрьской революции и установления в крае Советской власти были приняты меры по восстановлению разрушенного хозяйства. Население было освобождено от сельскохозяйственного налога, широко проводилось кредитование неимущих хозяйств, увеличился ввоз промышленных товаров, восстанавливалась ирригация, улучшались пути сообщения. Важное политическое значение имело внедрение в жизнь законов о раскрепощении женщин и всеобщем обучении. Таджики постепенно начали развивать свое народное хозяйство и культуру. Широкова 1976: 15-18 Поселение и жилище Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности.

Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов.

В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального имущественного положения владельца его. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах.

Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.

До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде еще не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба лепешек. Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном.

Как говорили местные, моджахеды при прохождении мимо кишлаков людей не трогали, иногда просили лишь хлеба. И видимо, часто получали. А в Памире войны почти не было. Только в низинах — там, где живёт много народа. Война была между сторонниками строгого ислама и сторонниками примерно того типа ислама, коий сложился при СССР где, как известно, в почёте был атеизм … После 4 лет войны последние победили. Ислам в абсолютном большинстве мест остался не строгим. Обыкновенные сунниты советского воспитания.

Фонд Ага Хана и его помощь людям. Насколько строг ислам шиитов-исмаилитиов. Гостеприимство памирцев. Нижеследующий текст написан со слов самих памирцев. Я пишу то, о чём услышал или увидел. Тут издавна ислам был более экзотического типа — Шиизм-Исмаилизм. Это совсем лёгкая форма ислама — одна из самых НЕстрогих в исламе вообще легче, пожалуй, только у некоторых суфийских орденов. До советской власти все памирцы соблюдали эту форму ислама. При Советах, конечно, многое было забыто. Рассказывали, что опасно было молиться, некоторые сознательные граждане могли настучать.

Ибо, за стук какое-то поощрение будет. И почти все боялись… После обретения Таджикистаном независимости тут же вернулись сюда проповедники. И вскоре все вспомнили свои традиции и свою преданность этому течению ислама. Также у меня есть доклад на тему «Кто такие этнические мусульмане». Суть учения шиитов-исмаилитов По сути как мне показалось , обычные шииты шииты-двунадесятники по своим обрядам и традициям находятся примерно между суннитами и шиитами-исмаилитами. Шииты сохраняют преданность имаму Али, брату Мохаммеда, хотя, и сильно почитают всех его потомков например, в шиитском Иране очень много имамзаде — таких очень красивых и больших гробниц, где покоится прах потомков Али — первого шиитского имама. А исмаилиты преданны прямым потомкам Али. Перед смертью Али назначил преемника из числа своих сыновей или внуков, тот преемник — следующего. И так далее, до наших дней. Может быть назначен и внук, если, например, сына нет.

Ага Хан Четвёртый Таким вот образом и последний имам исмаилитов зашёл на сей пост. Он внук Ага Хана Третьего. Он, как и другие его предшественники, обладает некоторой связью с Аллахом Аллах ему порой диктует нужные слова. Как обладал связью их предок Мохаммед, основатель ислама.

Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой.

Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях. Национальная кухня Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало. От овец в основном получают молоко, из которого готовят кисломолочные продукты и овечий сыр. Суп варят из овощей, кислого молока или кефира и риса. Очень любят чай. Традиционный памирский чай «ширчой» готовится из черного чая с добавлением молока, соли и сливочного масла.

Дочери Карима три года, и он ее ни разу не видел. Иногда он говорит с ней по телефону. С того конца провода обычно детский голос говорит две фразы: «Когда приедешь? Вместе с женой Карим начинает утро в Москве ширчой — соленым молоком с маслом и чаем, в которое опускают лепешки и едят как похлебку. Это традиционный памирский завтрак. Лепешки пекут сами. Джума отучился на геолога в Душанбе, вернулся в деревню и всю жизнь был крестьянином. Он большой философ, много говорит о том, что все люди равны и неважно, где ты родился, какой национальности и религии, — все люди должны одинаково уважать друг друга. Алихон в 17 лет вместе с женой уехал в Москву на заработки. Сейчас трудится электриком.

У него инвалидность по зрению, поэтому профессии грузчика или строителя ему не подходят. У них с женой Таминой есть шестилетняя дочка, которая живет в Памире. Алихон дочь никогда не видел. Она называет его «дядя», а свою маму Тамину — «тетя», часто говорит: «Мама моего брата звонит». Раз в год Алихону удается накопить на один билет до Душанбе — он стоит 10 тыс. На два билета денег уже не хватает. Потому домой едет только жена. Когда я вернулась из Памира и показала Алихону фото его дочери, у него задрожали губы, но он сдержал эмоции. Тогда он говорил, что ждет возможности поехать домой. И дождался — недавно Алихона депортировали, потому что у него не было разрешения на работу.

Домой он поехал впервые за 8 лет. Племянники, двоюродные племянники, тети, дяди, сестры — все живут в одном доме и спят в одной комнате. Не всегда легко проследить, кто кому кем приходится. В Рошорве много солнца. В свое время какой-то активист из деревни подал заявку на грант Евросоюза и выиграл — в итоге во все дома поставили небольшие солнечные батареи. Мощности каждой хватает, чтобы круглосуточно давать свет одной лампочке. Племянник Джумы Бахтовар боится темноты, поэтому на ночь в доме всегда оставляют включенной одну лампу. Сам Джума уехал в Россию три года назад. Сначала жил в Москве, два года назад переехал в Петербург, работает грузчиком в «Перекрестке» с 9 до 22, без выходных. Джума оплачивает обучение младшего брата Ато, который учится в экономическом техникуме и занимается самбо.

Кто такой памирец

Но 6 июля 1895 года Мирзо Рафи, который тоже был среди этих 100 человек, каким-то образом смог убежать из Бар-Панджа и переплыть на правый берег. Он сообщил Розику, что людей там держат насильно и собираются всех распределить по левому берегу. И только после второго письма Банковского их отпустили. Управитель Рушана В сентябре 1895 г. По его условиям, восточная часть Шугнана и Рушана и северная часть Вахана переходили под управление Бухарского эмира, как компенсация эмиру за переданный Афганистану Запянджский Дарваз.

Осенью того же года в Калаи-Вамаре был поставлен русский пост, а Розика назначили волостным управителем Рушана. Бухарские чиновники на Западном Памире. Фото скандинавского путешественника О. Уважительное отношение большинства царских офицеров к местным жителям проявлялось с первых дней их пребывания на «Крыше мира», о чем кроме местных преданий сообщают и европейские путешественники.

Они так же открыто критиковали чиновников двух империй, которые разделили народ. Несмотря на официальное закрытие границы, офицеры Памирского отряда не стали препятствовать свободному перемещению жителей через границу. Так как часть семьи могла жить на одном берегу, а другая - на другом. Кроме того это помогло избежать голода, так как афганский Рушан был густонаселенным и у многих земли были на правом берегу.

После сбора урожая, жители оставляли запасы ячменя и пшеницы на весенние посевы, как и раньше у родственников. Розик был «мостом» между берегами, многочисленные бытовые проблемы жителей могли найти свое решение только при его помощи. Калаи-Вамарский пост был передан им, теперь здесь располагалась резиденция бухарского бека Ишанкула. Ишанкул-Бек Ишик Агабаши со своими сыновьями.

Калаи Вамар 1898 г. Первую «реформу», которую провел Ишанкул, заключалась в конфискации им в свою пользу тех запасов ячменя и пшеницы. Он запретил людям заниматься земледелием на территории теперь уже Бухарского эмирата.

Цунлин — горная система на юге Центральной Азии и на севере горной гряды Гималаи, преимущественно на территории Таджикистана Горно-Бадахшанская автономная область , Китая, Афганистана и Пакистана. Какой стране относится Памир? Крыша Мира — именно так часто переводят название горной системы Памир. Памир расположен на территории Таджикистана, Китая, Афганистана и Пакистана, и при этом тесно связан с другими высочайшими горными системами мира — Тянь-Шань, Каракорум, Гиндукуш. Что значит Памирец? Ответы пользователей Отвечает Маша Джатанова 30 июн. Называют жениха...

Отвечает Фёдор Мельн Что бы ни делали памирцы, чем бы ни занимались, они никогда не торопятся. Здесь невозможно увидеть человека возбужденного, кричащего или куда-то спещащего.

В итоге судья отдал победу Долгополову. Чорш попросил реванш, который пока так и не состоялся. Помимо выступлений в мире поп-ММА, Чоршанбе отметился боями в профессиональных лигах. В этом поединке Чоршанбе унял «внутреннего зверя» и дрался дисциплинированно, победив соперника по очкам. Судьи не выявили победителя, объявив ничью.

В этом случае промоушен предлагает бойцам провести дополнительный раунд, чтобы выявить победителя. Однако Солонин отказался, так как Чоршанбе нанес ему несколько запрещенных ударов по затылку. В декабре 2020 года Чорш должен был подраться с Хейбати, однако «Памирец» не смог выступить из-за травмы. По всей видимости, болельщики еще долго будут ждать этой битвы. Боец слишком часто нарушал правила дорожного движения и разжигал межнациональную вражду. В декабре прошлого года Чоршанбиев не смог предъявить российское водительское удостоверение при задержании, у него не было страховки, а машина принадлежала другому человеку. По прилету в Таджикистан спортсмена сразу же задержали работники спецслужб.

Государственные обвинители просили суд о лишении свободы на десять лет, но потом срок сократили до 8,5 лет. Сам Чоршанбе попросил перенести заседание, чтобы его последнее слово услышал отец. Однако судья не пошел навстречу Чоршанбиеву и не удовлетворил его просьбу. Я не сильно осведомлен ходом самого дела и по какой статье его судили. Несмотря на то, что эта статья считается одной из самых суровых по мере наказания в Таджикистане, да и в нашей стране. Мне кажется, это суровое наказание бойцу и человеку, который особо не лез в политику.

Как говорили местные, моджахеды при прохождении мимо кишлаков людей не трогали, иногда просили лишь хлеба. И видимо, часто получали. А в Памире войны почти не было. Только в низинах — там, где живёт много народа. Война была между сторонниками строгого ислама и сторонниками примерно того типа ислама, коий сложился при СССР где, как известно, в почёте был атеизм … После 4 лет войны последние победили. Ислам в абсолютном большинстве мест остался не строгим. Обыкновенные сунниты советского воспитания. Фонд Ага Хана и его помощь людям. Насколько строг ислам шиитов-исмаилитиов. Гостеприимство памирцев. Нижеследующий текст написан со слов самих памирцев. Я пишу то, о чём услышал или увидел. Тут издавна ислам был более экзотического типа — Шиизм-Исмаилизм. Это совсем лёгкая форма ислама — одна из самых НЕстрогих в исламе вообще легче, пожалуй, только у некоторых суфийских орденов. До советской власти все памирцы соблюдали эту форму ислама. При Советах, конечно, многое было забыто. Рассказывали, что опасно было молиться, некоторые сознательные граждане могли настучать. Ибо, за стук какое-то поощрение будет. И почти все боялись… После обретения Таджикистаном независимости тут же вернулись сюда проповедники. И вскоре все вспомнили свои традиции и свою преданность этому течению ислама. Также у меня есть доклад на тему «Кто такие этнические мусульмане». Суть учения шиитов-исмаилитов По сути как мне показалось , обычные шииты шииты-двунадесятники по своим обрядам и традициям находятся примерно между суннитами и шиитами-исмаилитами. Шииты сохраняют преданность имаму Али, брату Мохаммеда, хотя, и сильно почитают всех его потомков например, в шиитском Иране очень много имамзаде — таких очень красивых и больших гробниц, где покоится прах потомков Али — первого шиитского имама. А исмаилиты преданны прямым потомкам Али. Перед смертью Али назначил преемника из числа своих сыновей или внуков, тот преемник — следующего. И так далее, до наших дней. Может быть назначен и внук, если, например, сына нет. Ага Хан Четвёртый Таким вот образом и последний имам исмаилитов зашёл на сей пост. Он внук Ага Хана Третьего. Он, как и другие его предшественники, обладает некоторой связью с Аллахом Аллах ему порой диктует нужные слова. Как обладал связью их предок Мохаммед, основатель ислама.

Планета сверхлюдей: почему «крышу мира» называют еще и «подножием смерти»

Памирцы равнозначно чтут как традиции ислама, так и свои старые исконные верования и обычаи, которые у равнинных таджиков почти исчезли. По словам эксперта, многие памирцы живут в страхе возвращения к жестокому конфликту времен гражданской войны в Таджикистане 1992–1997 годов. многие путают их с таджиками.

Мусульмане или христиане: различия и схожести среди памирцев

Большая часть памирцев объединены на религиозной основе исмаилизма. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков, проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона. Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы.

Эдуард Карлович в своем письме от 15 августа 1905 г. Заступник людей Во время второй поездки дипломата Анатолия Черкасова на Памир осенью 1905 г. Кивэкес, который был знаком с Розиком еще с 1897 г. Всеволод Викторович Сахаров — начальник штаба Туркестанского военного округа В декабре 1905 года, учитывая прощение Черкасова и Кивэкеса, руководитель российского политического агентства в Бухаре, Яков Лютш подал ходатайство о возвращении Розика перед Бухарским Правительством. Розик вернулся из ссылки домой в феврале 1906 года. Барон Черкасов в своем отчете от 17 октября 1906 г. Отрывок из письма Якова Лютша Всеволоду Сахарову от 30 декабря 1905 г. Туркестан в имперской политике России. Монография в документах, стр 855. А позже в ташкентском издании «Средняя Азия» появилась статья под названием «Памиры в политическом отношении», в которой автор И. Слуцкий отмечает следующее: «Наконец был возвращён на родину имевший на население огромное влияние, всеми уважаемый, являвшийся ранее заступником жителей против произвола бека, рушанский волостной Мухаммед Разык». После возвращения из ссылки прожил он еще около 5-6 лет. У него остались двое детей Содик и Ниссо. По одной из версий именно эта Ниссо стала прототипом героини романа Павла Лукницкого «Ниссо». Но судьба оказалась благосклонна к нашему герою, которому в отличие от многих удалось дожить до этого благодатного времени, о котором горцы Памира мечтали десятилетиями. Это было время, когда многочисленные налоги были отменены, и было прекращено религиозное преследование населения. Также весной 1906 г. Лола Тайгуншоева в роли Ниссо. Фильм «Ниссо. Юности первое утро», 1979г.

В преданиях иранцев это — легендарная страна Арьяна-Вайджа, у истоков Окса Аму-Дарьи , откуда пришел Заратустра и откуда они в глубокой древности начали свое расселение по Передней Азии. В индийской традиции это мистический центр вселенной, где земля соединяется с небом, источник знания и миропорядка. По преданию человек, отягощенный грехами, не смеет к нему подходить, а праведник, ступивший на эту землю, уже никогда не возвращается назад. Издавна Памир привлекал к себе внимание ученых, но многие тайны его истории так до конца остались не раскрыты. Несмотря на то, что в течение длительного времени на Памир проникали небольшие группы родственных племен с соседних территорий, за прошедшие века мало что изменилось в материальной культуре, социальной структуре и народных верованиях местных жителей. Благодаря своей труднодоступности, Памир сохранил не только древнеарийские верования и уклад жизни, но и десяток реликтовых восточно-иранских языков, происходящих от древнеарийских диалектов они были метко определены в начале XX века крупнейшим ученым из Петербурга, лингвистом и филологом профессором И. Зарубиным как «клубок языков». К памирским языкам относятся: 1 шугнано-рушанская языковая группа, включающая: шугнанский с баджувским поддиалектом, рушанский с хуфским поддиалектом, бартангский и рошорвский, 2 язгулямский язык, 3 ваханский язык, 4 ишкашимский язык, 5 мунджанский язык, 6 сангличский язык, а также недавно вымершие языки: 7 саргулямский и 8 старо-ванджский. Наряду с указанными языками на Памире распространен и так называемый межпамирский фарси этот термин введен в научный оборот И.

Также в этих краях развито гончарное дело среди женщин и вязание узорных носков джурабов среди мужчин. Традиционный рацион памирцев включает пшеничную кашу и лепешки, овечье молоко и сыр, фрукты, бобовые. Из напитков они предпочитают «ширчай» — крепкий чай, в который добавляют соль, молоко и масло. Оторванный от мира ГБАО по-настоящему изолирована от внешнего мира. Через административный центр город Хорог проходят только две легкоходные дороги Хорог-Ош и Хорог-Душанбе, через которые эта область соединяется с остальным миром. Более грубая дорога соединяет Хорог с Ваханом через афганскую границу. Построенный в советские годы аэропорт «Хорог» обслуживается авиакомпанией «Таджик Эйр» и является одним из самых высокогорных аэропортов мира. Он имеет пассажирское авиасообщение с международным аэропортом Душанбе. Фонд Ага-Хана также планирует построить в аэропорту «Хорог» новую взлетно-посадочную полосу. Она известна под термином «Большая игра» «The Great Game». Британская империя стремилась обезопасить индийские колонии от возможных завоевателей, в то время как Россия желала наладить торговлю и открыть рынок для хлопка, который был необходим российской промышленности. Одним из этапов «Большой игры» стал так называемый «Памирский кризис» 1880-1890гг.

новое лицо брендов!) ПАМИРЕЦ покоривший интернет , новая Памирская звезда

Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы — потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет. По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры. Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути. На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен.

Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР.

Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости.

Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация [ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27]. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30].

Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик.

Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами.

Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [4]. Среди памирских народов с XIX века распространена легенда об их происхождении от греческих воинов Александра Македонского , или даже от самого Александра Македонского, чем объясняется распространение голубоглазых или зеленоглазых представителей у памирских народов [37]. Никаких научных подтверждений этой легенде нет. В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным, затворничество женщин отсутствовало.

Значительную роль у памирцев играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам.

К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно.

Со временем на основе пришлых индоевропейцев и автохтонных протодравидских групп сложились три древних государства — Хорезм, Бактрия и Согдиана. Кочевое горное население последних, преимущественно, и стало предками нынешних памирцев. С земледельцами эти люди практически не взаимодействовали, поскольку те отсутствовали в горах. Шугнанцы На закате античности и в раннее средневековье началось великое азиатское переселение народов, которое было не менее масштабным, чем в Европе. Под давлением хунну и Поднебесной из современного Западного Китая были вынуждены уйти те или иные иранские племена, которые в этническом смысле были близки скифам. Тохары, юэчжи, кушаны, индоскифы и прочие племенные группы двигались здесь, и некоторые из них занимали горы. В результате памирцы стали гармоничной смесью древних индоариев и скифов, которые, впрочем, тоже являлись одними из их потомков. Они почти не смешивались с более поздними завоевателями Средней Азии, включая тюрок — те предпочитали обживать равнины. Из-за вековой изоляции среди них немало светловолосых, практически блондинов, и рыжих. Русский исследователь Владимир Иванов, побывавший на Памире в начале 20-го века, написал, что горные таджики т. Под влиянием родичей из Согда и Бактрии памирцы приняли зороастризм еще в незапамятные времена. Часть из них, особенно ваханцы, жители Ваханского коридора, связывающего Среднюю Азию с Китаем и Индией, с течением времени были обращены в буддизм.

Кто такой Чоршанбе Чоршанбиев. Задержанный боец ММА постит пранки и называет русских националистами

Кто такие ПАМИРЦЫ?, Видео, Смотреть онлайн Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая.
Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство.
ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом.

Планета сверхлюдей: почему «крышу мира» называют еще и «подножием смерти»

Кто такой Чоршанбе Чоршанбиев и чем он известен? Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей. Чоршанбе против Артура Шапиева В августе 2020 у памирца состоялся бой с Михаилом Сивым Долгополовым, который он эпично проиграл. Читайте последние новости дня по теме Памир: В НАНТ рассказали, зачем нужна российско-таджикская станция на Памире, Стало известно о состоянии пострадавших на Памире британских туристов. В результате памирцы стали гармоничной смесью древних индоариев и скифов, которые, впрочем, тоже являлись одними из их потомков. В Таджикистане есть факты нарушений прав памирцев — Новости центра Азии к Памирские народы.

Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции

Древний народ Памира нация памирец кто такие. В Таджикистане есть факты нарушений прав памирцев — Новости центра Азии к Памирские народы. Бадахшон Памир Badakhshon Pamir #новости #интересно #памирцы #чоршанбечоршанбиев #таджикистан #мирПодробнее. Местные также поговаривают, что памирцы являются потомками Александра Великого, который отправлялся в труднодоступные горные долины Памира в IV веке до н. э. Представители данных народов действительно имеют поразительно европейские черты для людей. Кто они такие? Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий