эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности. Приоритеты научно-технологического развития России (Часть 1).
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм
Соответствующий указ опубликован на официальном сайте правовых актов. Утвердить прилагаемую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации», — говорится в документе. Как писал сайт KP.
Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России Москва , 28 февраля, 2024, 16:53 — ИА Регнум.
Соответствующий указ был подписан 28 февраля и опубликован на официальном портале правовой информации. Правительству Российской Федерации предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию настоящего указа», — сказано в документе.
Да, структура стратегий примерно одна и та же, но именно это и облегчает их сравнительный анализ. Уже при знакомстве с первым разделом «Общие положения» становится очевидно, что количество основных понятий, определяемых и используемых в новой стратегии, значительно увеличилось. Если раньше их было всего пять научно-технологическое развитие РФ, большие вызовы, приоритеты научно-технологического развития, независимость, конкурентоспособность , то теперь к ним прибавились ещё шесть: наукоёмкая продукция, наукоёмкие технологии, квалифицированный заказчик, технологический суверенитет, важнейший инновационный проект и федеральная научно-техническая программа. По сути, все эти одиннадцать понятий являются ключевыми для определения фокусировок новой стратегии, выявления главных смыслов этого послания руководства страны к российскому научно-технологическому сообществу как сообществу ученых, технологов-разработчиков, руководителей инновационных производств, инвесторов. На примере содержания понятия «квалифицированный заказчик» хорошо просматриваются принципы, которыми руководствовались разработчики стратегии.
С одной стороны, это повышение ответственности: квалифицированный заказчик как инициатор реализации научного или научно-технического проекта должен обеспечивать формирование технического задания или размещение заказа на соответствующих площадках и принимать непосредственное участие как в определении требований к исполнителям такого проекта, так и в его финансовом обеспечении, мониторинге реализации, приёмке результатов и их внедрении в экономику страны. С другой стороны, это расширение возможностей: в качестве квалифицированных заказчиков могут выступать не только федеральные и региональные органы исполнительной власти, но и непосредственно сами организации, действующие в реальном секторе экономики. Такой двусторонний подход — повышение ответственности при расширении возможностей — работает и во всей стратегии в целом. Хотя, безусловно, степень расширения возможностей в каждом случае разная, учитывая все обстоятельства сегодняшней внешней и внутренней социально-политической и экономической ситуации. Ещё один пример: внимательное чтение пункта 8 новой стратегии позволяет понять глубину изменений условий, в которых она разрабатывалась. Теперь в нём сказано, что ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности, является высокий темп освоения новых знаний и создания наукоёмкой продукции на собственной технологической основе. В предыдущей стратегии такого уточнения не было.
А между тем оно кардинально меняет масштаб и сложность задач по научно-технологическому развитию страны. Забегая вперёд, скажу, что в новой стратегии, в отличие от старой, такой сценарий, как импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции, вообще не рассматривается. Основная ставка делается на полный научно-технологический суверенитет. Или возьмём 10-й пункт, в котором выделяются теперь уже не два этапа этого развития, начиная с 1991 года, а три. И третий с 2022 года по настоящее время охарактеризован как этап мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления и, одновременно, консолидации нашего общества и хозяйствующих субъектов для решения соответствующих задач. Одним словом, ничего случайного или малозначимого в новой стратегии нет. Насколько помнится, в предыдущем документе их было семь.
Потому они и были изначально определены как «большие», что на них сложно ответить полностью за такой относительно небольшой срок, как прошедшие восемь лет. Правда, в описания почти всех этих вызовов были внесены необходимые уточнения. Если раньше, например, говорилось об исчерпании возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов на фоне формирования цифровой экономики и появления стран-лидеров, обладающих новыми технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов, то теперь этот «фон» описывается несколько иначе. В нём присутствует формирование уже не цифровой экономики, а экономики данных, наряду с ускоренным развитием технологий искусственного интеллекта во всех экономических отраслях и социальной сфере. В чём различие обозначенных экономик? Напомню, что во время своего недавнего обращения с посланием к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин объявил о запуске нового национального проекта «Экономика данных», главной задачей которого является создание цифровых платформ с использованием квантовых и фотонных технологий во всех ключевых отраслях экономики и социальной сфере. По сути, речь идёт о цифровой экосистеме в масштабе всей страны, в которой информация будет передаваться между всеми её субъектами в режиме реального времени, что принципиально важно для дальнейшего совершенствования отечественных систем связи, беспилотного транспорта, робототехники, здравоохранения и так далее.
И именно этой теме было посвящено очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Надо отметить, что с августа 2022 года организационное, техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Московский государственный университет пищевых производств МГУПП. В рамках подготовки работы Совета экспертами был проведен анализ социально-экономического состояния Российской Федерации, подробная оценка заявок на разработку комплексных программ и комплексных проектов, сформирована база актуальных предложений соответствующих перспективному технологическому развитию РФ. На прошедшем заседании, первом после длительного перерыва, были подведены первичные итоги реализации комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Создание пилотного производства отечественных белковых компонентов — основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до 6 месяцев» инициатор ЗАО «Западно-сибирский инвестиционный холдинг». В связи с этим комплексные задачи, решаемые проектом это: Обеспечение безопасности продовольственных товаров и товаров народного потребления, в части отработки технологий ионизирующей обработки технологий ионизирующей обработки продукции: Создание нормативной базы и системы регулирования применения технологий ионизирующей обработки продукции с целью развития и коммерциализации.
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
научно-технологическое развитие) - трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития российской федерации. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР).
На «Технопром-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России | Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, важнейшие направления научно-технологического развития государства, в рамках. |
Утвержден план проведения в России Десятилетия науки и технологий | Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития российской федерации. |
Поиск проектов | Российский научный фонд | Приоритеты научно-технологического развития и партнерства России обсудят на Апрельской конференции. |
Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России | В концепцию технологического развития России до 2030 года вошли 18 направлений, среди которых развитие ИИ, квантовых коммуникаций, водородной энергетики и перспективных материалов и веществ. |
Науке скорректировали цели до 2035 года
28 февраля президент утвердил Стратегию научно-технологического развития страны до 2030 года. Актуализация Стратегии научно-технологического развития на этапе мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления. На форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» прошло пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы». Предыдущий указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года признан утратившим силу.
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
– Эдуард Владимирович, в самом конце февраля была опубликована новая Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Президент России Владимир Путин определил приоритеты научно-технологического развития страны на ближайшее десятилетие. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года. Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития российской федерации. Указ определяет цели, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития России.
«Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития нашей страны, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации. Научно-технологическое развитие России является безусловным приоритетом с точки зрения суверенитета государства, безопасности и благополучия наших граждан. (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №642 от 1 декабря 2016 г.).
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ
В документе закрепляются цели, задачи, а также приоритеты научно-технологического развития государства. В Стратегии в том числе говорится о принципах, главных направлениях государственной политики в данной сфере и мерах по ее реализации. Из указа лидера РФ следует, что правительству страны необходимо обеспечить финансирование Стратегии с помощью бюджетных средств, предусмотренных на реализацию госпрограммы «Научно-технологические развитие Российской Федерации».
Правительству Российской Федерации поручено предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию настоящего Указа.
Участие принимают представители Правительства и Совета Федерации, руководители по научно-технологическому развитию министерств и субъектов страны. Необходимо прогнозировать — под какие конкретные стратегические задачи должна формироваться материальная база учебных корпусов, лабораторий, технопарков. Это должны учитывать и региональные госпрограммы научно-технологического развития. Работу над ними к 30 апреля должны завершить отобранные 20 «пилотных» регионов.
В дальнейшем этот механизм будет масштабирован на все субъекты, где работают руководители по научно-технологическому развитию. Стратегическая сессия проходит на базе Центра подготовки руководителей и команд научно-технологического развития, созданного по поручению Правительства РФ. С инициативой и готовностью включится в работу вышли коллеги и из других субъектов. Мы это обсуждали на площадке прошедшего форума «Технопром», в результате количество пилотных регионов увеличено до 20.
При разработке госпрограмм считаю важным особое внимание уделить системе управления научно-технологическим развитием в регионах», — отметил председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Наука», губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Но те, кто занимается финансированием, да и наукой, понимают, что в реальном выражении расходы на науку все-таки немножко снизились — имею в виду необходимую поправку на инфляцию, и в процентах от ВВП», — с такими словами Путин выступил 8 февраля. Об этапах реализации речь идет и в параграфе VI, где говорится об уже сделанном и о том, что сделать предстоит. В пункте 46 говорится о новом нормативно-правовом регулировании управления в области науки для подготовки России к большим вызовам, о запуске крупных научно-технических программ и проектов, о сформированных системах воспроизводства и привлечения кадров и конкурсной поддержки результативных ученых. Согласно следующему пункту, до 2030 года и после нужно будет перестраивать систему в области науки в мобилизационный режим, чтобы подготовиться к затяжному периоду санкций, учитывать прогнозы научно-технологического развития в принятии решений, переходить на новую систему подготовки кадров, ускоренно разрабатывать свои и локализовывать иностранные технологии для независимости от импорта, а также заняться «опережающей разработкой принципиально новых научно-технологических решений». Проблем больше нет Пункт 11 параграфа II по сравнению с документов 2016 года теперь звучит более оптимистично: вместо семи «проблем» отечественной науки осталось четыре «негативные тенденции». Документ отмечает «низкую восприимчивость экономики к технологическим инновациям», слабое взаимодействие между наукой и экономикой и разомкнутость цепочки от научных исследований к разработкам и коммерческим технологиям. Похожий, но немного более пространный пункт был и в предыдущей версии Стратегии. В «негативную тенденцию» превратилась и проблема несогласованности приоритетов НТР и инструментов поддержки.
Из проблемы под буквой б ушла «дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективности работы», осталась лишь часть этого пункта — концентрация научного и образовательного потенциала лишь в нескольких регионах страны. В новом документе больше не говорится о том, что «направления исследований и разработок в значительной степени соответствуют направлениям, актуальным для последних десятилетий прошлого века», «в глобальном рейтинге привлечения талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки», «практически отсутствует передача знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики», а «эффективность российских исследовательских организаций существенно ниже, чем в странах-лидерах». Вероятно, эти вопросы считаются потерявшими актуальность или решенными. И действительно, последней негативной тенденцией документ называет «следование глобальным технологическим трендам без комплексного учета текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам». Новый вызов — «трансформация миропорядка» В документе появился новый большой вызов — теперь их стало восемь. Содержание остальных тоже несколько изменилось. Так, в пункте об исчерпании сырьевых ресурсов их место, согласно новому документу, могли бы занять технологии искусственного интеллекта и экономики данных. В пункте о продовольственной безопасности появилось упоминание глобального кризиса в этой сфере, а в пункте об антропогенных нагрузках — климатических изменений. Из описания демографического перехода ушло упоминание пандемии, а инфекции оттуда переместились в список внешних угроз национальной безопасности, к которым добавилось определение «гибридные», а также такие разновидности угроз, как военные, террористические, информационные и биологические.
Из предпоследнего в списке вызовов пункта о внешних угрозах убрали и упоминание о национальной и культурной идентичности, а также определение «обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью». Но эти формулировки не исчезли из документа, а переместились в новый большой вызов, который в Стратегии от 2024 года вынесен на первое место. Из описания вызовов и приоритетов не до конца понятно, что именно с этим могли бы сделать российские ученые. Вот как комментирует это решение Никита Марченков: «В сегодняшних геополитических условиях эффективный международный диалог возможно выстраивать только тогда, когда ты выступаешь с позиции высокоразвитого партнера. Если страна достигает в перспективной научной сфере значимого прорыва, становится первой, то не будет речи о санкциях в этой области, а ученых публикуют в зарубежных журналах». Приоритеты изменились По части приоритетов фокус смещается с конкурентоспособности на внешних рынках и инновационном развитии внутреннего на создание «отечественных наукоемких технологий». Пункт о «переходе к интеллектуальным производственным технологиям» немного расширился.
Научно-технические приоритеты Российской Федерации
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России | 21. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие. |
Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» - подробнее | эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности. |
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей | Предыдущий указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года признан утратившим силу. |
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России | Магистральные пути ее решения определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной президентом России в конце февраля. |
Сообщить об ошибке
- 2023 Концепция технологического развития на период до 2030 года, Правительство Российской Федерации
- Наши проекты
- Сообщить об ошибке
- Наши проекты
- Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет
- Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации. Большая российская энциклопедия
Возможно, вас заинтересует
- Как в России собираются преодолеть невосприимчивость экономики к инновациям - Российская газета
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
- Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Отмечено и закреплено в Стратегии, что современная Россия является правопреемницей тех научных достижений, которые реализованы учеными и инженерами Российской Империи и СССР. Науке отведена роль ключевого инструмента для ответа на большие вызовы. Отмечена ее важная роль в обеспечении национальных интересов и в решении глобальных проблем человечества. Для достижения целей Стратегии сформулированы важные задачи: сформировать эффективную систему взаимодействия науки, технологий и производства; создать инфраструктуру и условия для проведения научных исследований и разработок, внедрения наукоемких технологий; создать возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства, повышение престижа профессии ученого и инженера; сформировать эффективную систему управления в области науки, технологий и производства; способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции.
Он считает, что под этим, в первую очередь, подразумевается повышение престижа научных специальностей, продвижение образа ученого. В этой профессии можно проявить свои лучшие качества», — рассказал Марченков.
Возможно, это пункт возьмет на вооружение РАН — в уставе Академии давно закреплена ее экспертная роль. Поддержка в новой Стратегии становится государственной и общественной, а системность, рациональный баланс, адресность и справедливая конкуренция больше не упоминаются. Изменения по части финансирования науки связаны и с другим принятым в тот же день документом — Стратегией развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Три основных цели его работы на будущее — увеличить число грантов, не снижая качества исследований и проектов, выявить и поддержать прорывные исследования и сформировать передовые исследовательские коллективы в разных областях науки и программ и проектов полного научно-технологического цикла для внедрения в отечественную экономику наукоемких технологий. Из этого документа можно заключить, что РНФ будет поддерживать и прикладные исследования и разработки.
Это первое. Считаю, что нужно увеличить финансирование прикладных проектов, которые поддерживает фонд. Причем сделать это не за счет перераспределения ресурсов госпрограммы научно-технологического развития, а подумать над дополнительными источниками, — сказал по этому поводу президент на заседании 8 февраля. Главное, чтобы эти нововведения не повредили основному направлению -— поддержке фундаментальных проектов. Кроме государства они практически не могут найти спонсоров: практически никакой бизнес не может позволить себе такую роскошь как долгоиграющие проекты, которые могут никогда не окупиться и не дать практического результата.
Что мы имеем в итоге? Больших вызовов стало восемь, а приоритетов в Стратегии 2024 года теперь не семь, а девять. Описания оставшихся пунктов тоже несколько изменились и расширились. Новые приоритеты не оказались полной неожиданностью — читая об отраслях вроде защиты окружающей среды от загрязнений, исследований климата или медицинской генетики, скорее можно удивиться, почему их не прописали в предыдущем документе. Скорее всего, ученые будут рады, что приоритетных направлений а значит, возможностей получить грант стало больше.
А вот новый большой вызов и новые принципы государственного управления наукой как будто намекают, что она станет более политизированной. Возможно, речь идет о том, что наука станет «мягкой силой», которая поможет России налаживать международное сотрудничество. Но не исключено, что больше работ могут приобрести двойное назначение: чем длиннее и разнообразнее список угроз, тем больше исследовательских направлений может быть с ними связано. Радует, что Стратегия подчеркивает необходимость фундаментальных исследований. Теперь в конце параграфа о вызовах отдельным пунктом прописано, что фундаментальная наука играет «ключевую роль в подготовке научно-технологического сектора страны к новым большим вызовам», обеспечивает получение новых знаний и «опирается на внутреннюю логику своего развития».
А если это так, то документ признает: хотя наука и постепенно повышает уровень жизни населения, ее нельзя загонять в рамки одних лишь сиюминутных экономических и политических интересов, иначе в будущем ее развитие остановится.
Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремизму, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз. Повышение связанности территории России за счет создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем. Лидерство в формировании международных транспортно-логистических маршрутов, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики. Эффективный ответ российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Сетевое издание MedTourBridges. Мосты медицинского туризма Учредитель соучредители : Общество с ограниченной ответственностью "Мосты медицинского туризма", Фролова М. Главный редактор Фролова М.
Советы по приоритетным направлениям НТР
10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. Российский президент Владимир Путин одобрил новую Стратегию развития науки и технологий в стране. Развитие научной и научно-производственной кооперации. Магистральные пути ее решения определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной президентом России в конце февраля.