• Шалаш якутов, обтянутый берестой. • Юрта — у казахов, а что у якутов.
Легкая постройка
Пользователь Влад Сипатров задал вопрос в категории Дополнительное образование и получил на него 3 ответа. Берестяной чум якута 5 букв. Ураса жилище якутов. Пользователь Влад Сипатров задал вопрос в категории Дополнительное образование и получил на него 3 ответа. Домашнее задание: нарисовать одно из традиционных построек якутов.
Летний шалаш якута
В одном жилище находилось помещение для людей и котон — помещение для скота. Зимники располагались вблизи сенокосных угодий и водоёмов. Жили якуты сезонными поселениями. В зимнем жилище обитали с сентября по апрель. На столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда.
Устройство урасы несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опираются на круглый остов — обруч. В землю по кругу диаметр около 5 м вкапывалось 10—12 столбов высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывался деревянный круг, к которому на расстоянии около 0,25 м друг к другу прислонялись шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураса кусками берёсты. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч богато украшались резным орнаментом. Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры.
Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы.
Старинное летнее жилище якутов, представляющее собой конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Считается, что ураса — это самая древняя форма якутских жилищ. Устройство урасы: длинные, наклонно поставленные жерди опираются на круглый остов — обруч.
В землю по кругу диаметр около 5 м вкапывалось 10—12 столбов высотой около 2 м.
Шалаш вигвам поставить в угол. А каркасный дом шалаш конструктив. Чертеж строительства дома. Проекты дома шалаша 6х6 с мансардой.
Дом шалаш проект 4 на 10 одноэтажный с мансардой. Юрта Ханты и манси. Жилище тувинцев чум. Чум эвенков. Чум Тоджа.
Типпи Хижина. Фигвам индейская изба. Вигвам индейцев внутри. Юрта якутов. Шалаш из веток.
Вигвам из веток. Соломенный шалаш. Шалаш из веток для детей. Чума жилище эвенков. Томская писаница жилища.
Жилище шорцев Кузбасса. Юрта шамана Алтай. Жилище шамана. Жилища шаманов. Вежа жилище.
Индейская Национальная изба фигвам. Вигвам индейская народная изба. Вигвам индейцев Северной Америки картина. Типи индейцев великих равнин. Аэродинамический шалаш.
Шалаш сектантов. Шалаш с кусками полиэтилена. Шалаш спот. Традиционное жилище шорцев. Традиционное жилище алтайцев.
Жилище шорцев и телеутов. Традиционное жилище эвенков. Жилища народов мира. Жилища разных народов мира. Жилище народов России.
Традиционные жилища разных народов. Жилище кочевников Востока России чум чум. Палатка из шкур. Шатер яранга. Чум для вырезания.
Вигвам рисунок карандашом. Вигвам схематично. Заготовка для рисования жилище вигвам. Рисование жилище северных народов. Шалаши народов Сибири.
Жилище древних народов Сибири. Чум жилище 17 век. Экспедиция Чукотка яранга. Чукотская яранга.
Шалаш якутов обтянутый берестой
Оно устанавливалось около воды в конце мая. Конструктивно внутреннее убранство было сходно с балаганом: также вдоль стен располагались ороны, на столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда. Очаг традиционно располагался в центре.
Особенностью якутской юрты является наличие традиционного украшения — костра. Он служит для добавления большей аутентичности и теплоты внутри. Однако, со временем, традиционное жилище якутов меняется. Современные юрты могут быть оборудованы электричеством, оснащены мебелью и даже иметь подключение к Интернету. Тем не менее, традиции и культурные аспекты, связанные с юртой, всегда остаются важной частью жизни якутского народа. Выводя из вышеизложенного, можно сказать, что шалаш якутов, обтянутый берестой — это пятибуквенное слово «Юрта».
Это конструкция, имеющая богатую историю и тесно связанную с укладом жизни и культурной традицией якутского народа.
Почему Шалаш якутов обтянутый берестой именно Посмотреть ответ Происхождение слова Посмотреть ответ. Всё это будет доступно в ближайшее время. Посмотреть ответ — Шалаш якутов обтянутый берестой. Происхождение слова Посмотреть ответ.
После этого любимая дочь Омогоя, считая: «Не суждено мне стать человеком, потому что Эллэй выбрал себе в жёны не меня, а некрасивую, нелюбимую сестру», — повесилась. Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу.
Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу. Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал. Сошлось довольно много людей. Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями. Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт [3] , кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья.
С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов — Ысыах — отмечают в день летнего солнцестояния. Сыновей звали: Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль. От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев. Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский. От других сыновей произошли другие улусы [4] , которые назывались их именами Намцы, Борогонцы, Мегинцы]. Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их. По книге Г. Ксенофонтова «Эллэйада» 1977 и сборнику «Предания, легенды и мифы саха якутов » 1995 Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада в местности, где теперь расположен город Якутск.
Он был очень богат и обладал огромной силой. В это же время на севере, за рекой Леной, в местности Кыыс Ханга жила бедная старушка Эбирикян. Была она неимоверной силы, легко могла поднимать туши больших животных и разделывать их. Единственный сын её Майа-гатта до девяти лет не мог ходить. Долго за сыном ухаживала мать и в конце решила напоить его кровью. Неизвестно, чья эта была кровь: то ли животных или птиц… Выпив кровь, мальчик день за днём становился сильнее, здоровье его поправилось, и вскоре он стал ходить. К десятилетнему возрасту Майагатта уже намного был выше взрослых мужчин.
Якутский шалаш 5 букв - 90 фото
первая буква У вторая буква Р третья буква А четвёртая буква С пятая буква А. Остов покрывался торфом, берестой и дерном, зимой – шкурами. Старинное летнее жилище у якутов. В ответе на кроссворд 5 букв. Старинное летнее жилище якутов, представляющее собой конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. УРАСА — в прошлом легкий тип жилища у якутов конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой.
В Якутске мужчина полгода мастерил из бересты двери невесты — хаппахчы
Этот онлайн-помощник обеспечивает возможность поиска и отбора необходимых слов для разгадывания и составления кроссвордов, как по известной маске слова, так и по его определению. Он станет незаменимой поддержкой в процессе разгадывания как скандинавских сканвордов, так и классических кроссвордов. Как пользоваться словарем Для поиска в словаре необходимо ввести слово в указанное поле поиска слова или ввести часть слова.
Двери были небольшие и "лежащие" в наклонной стене. Зимой его накрывали шкурой скотины шерстью вверх. Если зимою в окна вставлялись льдины, то летом их заменяли рыбьи пузыри, брюшина, слюда и лишь у зажиточных якутов были настоящие стекла.
К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Штат чиновников 6 букв 2. Начало страха 5 букв 3. Процесс в геологии 5 букв 4. Антипод зимы 4 буквы 5.
Запись хода собрания 8 букв 6. Гвардейский 4 буквы 7. Из чего индийцы веревки вьют?
Наиболее типичным являются шести, семи, восмиугольные дома. Нижние венцы сруба до шестого-восьмого возводятся вертикально, затем внутреннее пространство постепенно суживается, переходя уже в крышу. Открытый очаг находился в центре жилища. Планировка многогранного жилища была аналогичной для всех типов жилища якутов: северная сторона предназначалась для женщин и оставалась хозяйственной, где хранили пищевые продукты и утварь; южная половина считалась общественной или мужской: встречали гостей, угощали их, велись деловые разговоры. Гости оставались на ночлег только на нарах южной половины дома.
Ампаар дьиэ бывает четырехугольное в плане, и отличие от многоугольного дома им пользовались и в зимнее время. Ураса — стационарное, конической формы летнее жилище. По конструкции оно каркасного типа, где крышу и стены составляло единое покрытие из берестяных полотнищ в два слоя.
Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв
Но следует подчеркнуть, что индигирские якуты жили исключительно в балаганах и в урасах конического типа – «голомо». Ниже представлены все слова с определением «берестяной шалаш якутов 5 букв», которые найдены в нашей базе. Подробная информация о фильме Шалаш на сайте Кинопоиск.
Результаты значения Поиск: Шалаш поиндейски
- Берестяной шалаш якутов, 5 букв, первая буква У — ответы на кроссворды и сканворды
- Жилище, одежда, пища якутов
- Ответ на вопрос: Шалаш якутов обтянутый берестой
- Берестяной чум якута 5 букв - фото сборник
Алтай туристский
Урасá — летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Летним жилищем служила «ураса» — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель. Это конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой Местность украшена живописными национальными постройками Символ триединства мира, великое дерево Аал Луук мас. Одаг шалаш шорцев. Шалаш молодоженов Томская писаница. Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв. Чум яранга юрта. Чум Ханты и манси. Культ лошади способствовал формированию у якутов различных обрядов, обычаев традиций.
Летний шалаш якута
В Российском государственном историческом архиве (г. С-Петербург) хранится протокол Госсовета от «План о якутах» который состоит из описания «прежняго и нынешняго состояния» якутов. Но следует подчеркнуть, что индигирские якуты жили исключительно в балаганах и в урасах конического типа – «голомо». ЫСЫАХ (букв. – окропление), Новый год у якутов. По преданию, учреждён первопредком якутов Эллэй Боотуром. Урасá — летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. 2. Основа глазури (загаданное слово из 5 букв).
Жилище, одежда, пища якутов
Действие по знач. Отряд, организованная группа, охраняющая кого-л. Певчая птица рода пеночек. Подбрасываемая масса чего-л. Смещение, поднятие участка горных пород при их горизонтальном сжатии в геологии. СОРТ м. Категория, разряд - обычно товара - определенного качества, расценки. Категория людей различного общественного, имущественного положения, различной значимости и т. Разновидность товара, изделия по выработке, материалу и т.
Разновидность культурных растений, отличающаяся от других разновидностей того же вида какими-л.
Он прибыл сюда, потому что там, на родине, на реке Ангаре, при нём шаман Аан-Эсэр, камлая по случаю болезни проказой дочери одного богача, поведал о своих видениях. Во время камлания перешёл восемь речек и добрался до девятой речки, впадающей в реку Лену, где находится корень болезни прокажённых. Затем, вернувшись назад на одну ступеньку, останавливался в местностях Ойуу Хатынг, Ой Бэс, Необозримая Туймаада, и дух этих краёв Хо-тун, женщина с ростом с урасу [1] , подойдя к нему, сказала: «Шаман! Отправь мне хотя бы одного человека, который не имеет жилья, не может найти пропитания, я могла бы его приютить-накормить и умножить род». Так, Омогой Баай, поверив в видения шамана, говорят, скрываясь, приплыл и поселился в этом краю. У Омогой Баая по прибытии в этот край умножились табуны и стада, он завёл табунщиков и коровниц. Имел он двух родных дочерей: старшая по имени Эбэлэй Чымаа, младшая — Чэмэй Куо, ещё были у него несколько молодых работников и одна жена. Тогда они жили в местности Сайсары, или иначе в необозримо широкой Туймааде на западной стороне Лены-реки. Когда они так жили, однажды летом сверху по реке поплыли хворост, щепки, птичьи перья.
Тогда Омогой, поговорив с домочадцами, отправил двух своих парней. Парни, дойдя до Южной Священной горы, увидели, что у костра сидит человек и что-то варит-готовит: одежда у него кожаная, выделанная из конских волос и коровьих шкур, сам в рогатой шапке, у него боевой лук и пальма. Повстречавшись, стали расспрашивать, но не поняли языка друг друга, стали объясняться жестами и по-татарски, так они познакомились. Тот человек только твердил беспрестанно: «Я Эллэй, я Эллэй». Поговорив с ним, познакомившись, парни вернулись домой и рассказали всё отцу Омогою. Услышав это, Омогой велел позвать его. Парни снова пришли к тому человеку и сказали: «Отец велит придти к нему». Он подчинился, пришёл с парнями. Эллэй очень понравился Омогою. Он стал хорошим работником, крепким, лучшим из лучших.
Он был искусным мастером, обладал даром благословения, охотником и к тому же человеком, который ни от какой работы не отказывался. Эллэй несколько лет жил у Омогоя тихо, спокойно, на правах домочадца и работника. Позже овладел языком, стал разговаривать с Омогоем. Однажды, когда Эллэй отправился за табуном лошадей, жена говорит своему старику: «Старик, надо же, когда Эллэй входит в дом, тебя пробирает сильная дрожь, видно, твоя душа чует какую-то беду, видно, этот человек станет кем-то другим? Видно, станет он родоначальником, ведь и лицом, и сноровкой лучше других. Как ты, старик, думаешь? Во время спора жена поднесла Омогою в берестяном сосуде с ободком кумыс и предложила дождаться, когда в дом войдёт Эллэй. Как только он стремительно вошёл в дом после работы — тут же кумыс из берестяного сосуда с ободком, который держал в руках Омогой, расплескался, затрясся подол его верхней одежды и взлетел вверх осиновый лист, который был приколот женой к его подолу. Вот только тогда Омогой признался себе, что страшится Эллэя. Вот так живя, решили они по совету старухи, которой понравился Эллэй, выдать за него замуж любимую младшую дочь Чэмэй Куо.
Как только он стремительно вошёл в дом после работы — тут же кумыс из берестяного сосуда с ободком, который держал в руках Омогой, расплескался, затрясся подол его верхней одежды и взлетел вверх осиновый лист, который был приколот женой к его подолу. Вот только тогда Омогой признался себе, что страшится Эллэя. Вот так живя, решили они по совету старухи, которой понравился Эллэй, выдать за него замуж любимую младшую дочь Чэмэй Куо. Поэтому однажды Эллэю сказали: «Выбери из двух дочерей ту, которую хочешь взять в жёны, чтобы дать начало новому роду». На это Эллэй не сказал ни «да», ни «нет», слушал только о чём-то думая. По поверьям тех времён, Эллэй подкараулил, когда девушки выйдут помочиться, и увидел, что моча нелюбимой дочери Эбэ-лэй Чымаа вздувается белой пеной, как закипевшее в горшке молоко. Заметив это, он рассудил, что она будет плодовитой. Запомнил, и когда Омогой и его жена повторили своё предложение, он сказал им: «Я беру в жёны Эбэлэй Чымаа». Тогда Омогой с женой, не одобряя его, в приданое дали коней и рогатый скот некрасивой масти, затем, говоря: «В чьей обширной поляне-усадьбе больше скота соберётся, тем, мол, и будет владеть каждый из нас, пусть, мол, скажет своё слово наша судьба», — отделили от себя Эллэя с женой, прогнав их из своей усадьбы в сторону юга. После этого любимая дочь Омогоя, считая: «Не суждено мне стать человеком, потому что Эллэй выбрал себе в жёны не меня, а некрасивую, нелюбимую сестру», — повесилась.
Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу. Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал. Сошлось довольно много людей.
Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями. Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт [3] , кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов — Ысыах — отмечают в день летнего солнцестояния. Сыновей звали: Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль. От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев. Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский. От других сыновей произошли другие улусы [4] , которые назывались их именами Намцы, Борогонцы, Мегинцы]. Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их.
Кто зайцем катается? Артистический псевдоним актрисы Кристины Мясниковой. Комната корабельного звучания. Густой сок для приготовления чурчхелы. Плеяда выдающихся деятелей. Кого измерили в попугаях? Какой пигмент из красных ягод и фруктов особенно полезен мужчинам? Позорное «сверкание пятками». Оливковое масло в лоне церкви. Самая большая в мире ящерица с индонезийского острова Комодо. Карточная диспозиция. Какой цветок в Средние века символизировал Пресвятую Деву? Пришелец с планеты Мелмак. Искусство на пуантах. По вертикали: 1.
Смотрите также
- Поселение и жилище якутов
- Берестяной шалаш якутов
- Ураса — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Как называют берестяной шалаш якута????5 букв первая "у"
- Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв сканворд
Жилища народов Севера
- Жилище якутов 5 букв
- Главная - Алтай Туристский. Туристический портал
- Развитые типы жилищ
- Жилище якутов 5 букв
- Как называют берестяной шалаш якута????5 букв первая "у"
- Ысыах - праздник солнца в Якутии
Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв
Управленцы танком. Пустота космического масштаба. Кто из классиков присутствовал на открытии своего прижизненного памятника в Стокгольме? Какая реакция, как считают врачи, помогает в лечении астмы и бронхита? Юпитер, но не планета.
Иероним с картиной «Извлечение камня глупости». Андрей Толстой из драмы «Сибирский цирюльник». Рисунки для смекалистых. Закат с точностью до наоборот.
Презентация выставки. Лингвистическая молекула. На что в загробном мире египтян клали «пёрышко правды»? Симптом стридора.
Чем кресла обтягивают? Французский город с аэропортом имени Антуана де Сент-Экзюпери.
Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт [3] , кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов — Ысыах — отмечают в день летнего солнцестояния. Сыновей звали: Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль. От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев. Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский. От других сыновей произошли другие улусы [4] , которые назывались их именами Намцы, Борогонцы, Мегинцы].
Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их. По книге Г. Ксенофонтова «Эллэйада» 1977 и сборнику «Предания, легенды и мифы саха якутов » 1995 Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада в местности, где теперь расположен город Якутск. Он был очень богат и обладал огромной силой. В это же время на севере, за рекой Леной, в местности Кыыс Ханга жила бедная старушка Эбирикян. Была она неимоверной силы, легко могла поднимать туши больших животных и разделывать их. Единственный сын её Майа-гатта до девяти лет не мог ходить.
Долго за сыном ухаживала мать и в конце решила напоить его кровью. Неизвестно, чья эта была кровь: то ли животных или птиц… Выпив кровь, мальчик день за днём становился сильнее, здоровье его поправилось, и вскоре он стал ходить. К десятилетнему возрасту Майагатта уже намного был выше взрослых мужчин. Юный великан охотился, рыбачил и отправлялся за сотни километров от дома каждый день. Орудия охоты его были настолько тяжёлые, что только три человека могли их поднять. Вскоре имя богатыря разлетелось далеко за пределы его родной земли, и стали наведываться к нему силачи из чужих земель, чтобы поравняться с ним силой и удалью, а некоторые, даже думая, убить Майагатту. Однако увидев издалека его исполинскую фигуру, потрогав в его отсутствие его орудия, втихаря возвращались обратно, не смея вступить в борьбу с богатырём. Несмотря на свою силу и удаль, Майагатта был человеком мирным, не стремился к богатству и почестям.
Однажды Тыгын сосватал из Вилюя [5] невесту для одного из своих сыновей. На предстоящую свадьбу он пригласил Майагатту, который мог бы вступить в состязания с его стороны с силачами из Вилюя. Тот согласился. И вот начались состязания сильнейших. Отвели особое место, народ расселся по кругу. Вот ввели в середину круга двух борцов. И хоть вилюец был очень устрашающе-крепкого телосложения, Майагатта двумя руками резко поднял его высоко над головой и бросил об землю навзничь.
При этом, обеспечивают закрытие носа и рта, чтобы избежать обморожений. Традиционные методы самообороны также актуальны в данной ситуации. Полезные советы для выживания в якутских условиях При постройке юрты, обратите внимание на конусообразную форму и использование натуральных материалов для сохранения тепла. Для защиты от лютых морозов, носите меховые шапки, шарфы, и не забывайте о плотной обуви.
Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу. Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал. Сошлось довольно много людей. Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями. Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт [3] , кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов — Ысыах — отмечают в день летнего солнцестояния. Сыновей звали: Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль. От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев. Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский. От других сыновей произошли другие улусы [4] , которые назывались их именами Намцы, Борогонцы, Мегинцы]. Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их. По книге Г. Ксенофонтова «Эллэйада» 1977 и сборнику «Предания, легенды и мифы саха якутов » 1995 Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада в местности, где теперь расположен город Якутск. Он был очень богат и обладал огромной силой. В это же время на севере, за рекой Леной, в местности Кыыс Ханга жила бедная старушка Эбирикян. Была она неимоверной силы, легко могла поднимать туши больших животных и разделывать их. Единственный сын её Майа-гатта до девяти лет не мог ходить. Долго за сыном ухаживала мать и в конце решила напоить его кровью. Неизвестно, чья эта была кровь: то ли животных или птиц… Выпив кровь, мальчик день за днём становился сильнее, здоровье его поправилось, и вскоре он стал ходить. К десятилетнему возрасту Майагатта уже намного был выше взрослых мужчин. Юный великан охотился, рыбачил и отправлялся за сотни километров от дома каждый день.