Министерство экономического развития Российской Федерации. ШОС и имеет значительное влияние на принятие фер технологий, культурные и научные обмены решений в рамках организации. Москва и Пекин провели практически полную дедолларизацию торгово-экономических связей, более 90% взаимных расчетов переведены в [ ].
Россия и Китай подписали меморандум о расширении торгового сотрудничества
Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации 48. Региональные направления внешней политики Российской Федерации Ближнее зарубежье 49. Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами — участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами. Арктика 50. Россия стремится к сохранению мира и стабильности, повышению экологической устойчивости, снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике, обеспечению благоприятных международных условий для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации включая защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни проживающих в этой зоне коренных малочисленных народов , а также для развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью его международного использования для осуществления перевозок между Европой и Азией. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики. Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений.
Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Азиатско-Тихоокеанский регион 55. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59.
Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире. США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга. Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы. Антарктика 65.
Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации 66.
В целях повышения устойчивости системы международных отношений к кризисам, улучшения социально-экономической и гуманитарной ситуации в мире, ликвидации последствий вооруженных конфликтов, реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, укрепления позитивного восприятия России в мире Российская Федерация намерена содействовать международному развитию, уделяя приоритетное внимание социально-экономическому развитию Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, государств — членов ЕАЭС, государств — участников СНГ, поддерживающих добрососедские отношения с Россией, а также развивающихся государств, проводящих конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение 41. В целях содействия охране здоровья и обеспечения социального благополучия народов России и других государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 повышению эффективности международного сотрудничества в сфере здравоохранения и противодействию его политизации, в том числе в рамках международных организаций; 2 консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий; 3 повышению эффективности международных научных исследований в сфере здравоохранения, прежде всего направленных на разработку и внедрение новых средств профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Международное гуманитарное сотрудничество 43. Защита российских граждан и организаций от иностранных противоправных посягательств, оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, международное сотрудничество в сфере прав человека 45.
В целях развития связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказания им всесторонней поддержки с учетом их значительного вклада в сохранение и распространение русского языка и российской культуры в связи с их систематической дискриминацией в ряде государств Российская Федерация, являясь ядром цивилизационной общности Русского мира, намерена уделять приоритетное внимание: 1 содействию консолидации конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, проживающих за рубежом, и оказанию им поддержки в защите их прав и законных интересов в государствах проживания, прежде всего в недружественных государствах, сохранении ими общероссийской культурной, языковой идентичности и российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной; 2 поощрению добровольного переселения в Российскую Федерацию конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, особенно тех, кто подвергается дискриминации в государствах проживания. Россия признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считает отказ от лицемерия и добросовестное выполнение государствами своих обязательств в этой сфере одним из условий прогрессивного и гармоничного развития человечества. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации 48. Региональные направления внешней политики Российской Федерации Ближнее зарубежье 49. Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами — участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами. Арктика 50. Россия стремится к сохранению мира и стабильности, повышению экологической устойчивости, снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике, обеспечению благоприятных международных условий для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации включая защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни проживающих в этой зоне коренных малочисленных народов , а также для развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью его международного использования для осуществления перевозок между Европой и Азией. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г.
Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики. Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития.
Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59. Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии.
Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире. США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом.
Ранее Колумбия выразила интерес к скорейшему присоединению к этому объединению в качестве полноправного члена. По мнению экспертов, объединение ожидает несколько волн расширения, поскольку БРИКС привлекает всё больше государств инвестиционным потенциалом и перспективами налаживания взаимовыгодных торгово-экономических связей. Одна из целей визита — укрепление сотрудничества в образовательной сфере.
Санкции 2022 года привели к выходу крупных иностранных компаний с российского рынка, изменениям в цепочках поставок, прекращению сотрудничества со многими странами и введению эмбарго на некоторые российские товары.
Чтобы поддержать российскую экономику, государство предприняло несколько шагов для помощи бизнесу. Торговля с предположительно дружественными странами возросла — главным образом с Азией, Африкой, Латинской Америкой, Ближним Востоком и другими регионами. Параллельный импорт был разрешен, таможенные процедуры упрощены. Все эти меры позволили удержать российскую экономику от резкого падения. Так, Центральный банк Российской Федерации ссылается на данные статистики внешней торговли других стран. Однако падение поставок российской нефти в страны Европейского Союза было компенсировано ростом спроса из азиатских стран за счет предлагаемых сокращений. В третьем квартале из-за ограничений, введенных иностранными санкциями, негативное влияние на экспорт нефти и газа из России усилилось. На положительную динамику импорта повлияло создание новых цепочек поставок, а также расширение списка товаров, разрешенных к параллельному импорту. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, объем товаров, ввезенных на территорию нашей страны за месяцы, предшествовавшие введению режима параллельного импорта, составил почти 9,4 млрд.
Данные по внешней торговле: Китай покупает Россию
Федеральная таможенная служба рассказала о внешней торговле России в 2023 году. Товарооборот с Азией продолжает расти, с Европой снижаться. Также с Африкой работают 18 межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В России в 2023 г. произведено ориентировочно 33 млн т. СПГ — как и в 2022 году. В перспективе ожидается рост мощностей в связи с вводом II и III очередей проекта «Арктик СПГ-2» в 2024 и 2026 годах соответственно. Новости Ирано-израильский конфликт Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша. Что касается импорта, его рост связан с восстановлением экономической активности в России после спада прошлого года и адаптацией внешнеторговых цепочек к санкционным, логистическим и финансовым ограничениям. Креативная экономика – новый драйвер экономики России.
Названы главные торговые партнеры России
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке — t. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.
В то же время профицит баланса доходов от прочих инвестиций вырос за счет роста доходов, полученных из-за рубежа. Внешние обязательства экономики снизились на 8,1 млрд долларов США: сокращение обязательств по прямым инвестициям обусловлено погашением задолженности перед связанными зарубежными структурами по долговым инструментам, в том числе в рамках механизма выпуска замещающих облигаций; внешняя задолженность в части портфельных инвестиций стала меньше за счет сокращения вложений нерезидентов в российские долговые ценные бумаги; обязательства по прочим инвестициям увеличились в связи с ростом задолженности по незавершенным внешнеторговым расчетам в условиях усложнения логистических цепочек и в результате наращивания задолженности по объявленным, но не выплаченным дивидендам. Чистое принятие обязательств резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Рост финансовых активов в 2023 году составил 35,2 млрд долларов США: иностранные активы в форме прямых инвестиций выросли в основном за счет активизации инвестирования в иностранные инструменты участия в капитале; портфельные инвестиции уменьшились преимущественно за счет сокращения вложений резидентов в долговые инструменты за рубежом; иностранные активы в форме прочих инвестиций выросли в том числе за счет накопления остатков средств на зарубежных счетах резидентов; резервные активы сократились преимущественно вследствие проведения операций на внутреннем валютном рынке, связанных с бюджетным правилом. Чистое приобретение финансовых активов резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Международная инвестиционная позиция Российской Федерации по состоянию на дату стандартные компоненты Международная инвестиционная позиция Российской Федерации Более значимое снижение иностранных обязательств по сравнению с активами привело к росту чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации до 857,5 млрд долларов США на 1 января 2024 года с 768,1 млрд долларов США на начало 2023 года.
Первый этап 2006-2010 гг. Он предполагал преодоление кризиса основного и человеческого капитала, при условии, что степень влияния государства в данном периоде на внешнеэкономические отношения достаточно велика. Второй этап 2011-2015 гг. В это время планировалось завершить модернизацию и принципиальное обновление машиностроительного комплекса на основе инноваций. Кроме того, предполагается экспансия продукции российской инвестиционной сферы на мировом рынке, в том числе уменьшение доли традиционных товаров в экспорте посредством инновационных продуктов. Более того, этот этап предполагалось использовать для сведения роли государства в процессе внешнеэкономического развития к минимуму, а именно к коррективам в сфере международной торговли и международных финансовых отношений. Третий этап 2016-2025 гг. Это время настоящей либерализации российской экономики и внешнеэкономических отношений. Особое внимание стоит уделить тому, что роль государства в этот период ограничивается рыночной экономикой, необходимой кредитной и дипломатической поддержкой саморегулируемых хозяйственных и научно-технических организаций. Следует отметить, что для всех этапов характерно сохранение функции государства, которая напрямую связана с наполнением доходной части бюджета отчислениями от внешнеторговой деятельности. Направления внешнеэкономической деятельности РФ Ключевыми направлениями внешнеэкономического взаимодействия России и других стран можно отметить следующие: Внешняя торговля. Инвестиционная деятельность в России и за границей. Международные валютно-финансовые отношения. Международное движение капитала и его государственное регулирование. Производство и кооперация на международном уровне. Международный обмен новыми технологиями и инновациями. Трансграничные миграционные явления рабочей силы. Международный транспорт. Международная безопасность. Международная торговля Международная торговля представляет собой многоярусную систему. На нижнем этаже располагается рынок базовых товаров, его основным формирующим инструментом является продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний этаж — полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, иначе говоря, продукция низких и средних технологий. Здесь подразумевается чёрная металлургия, изготовление строительных материалов, текстиля и иной продукции лёгкой промышленности. Среднетехнологичными товарами считаются станки, транспортные средства, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, а также продукты деревообрабатывающей промышленности.
С 1992 по 1998 гг. Он был призван осуществлять комплексное централизованное руководство сферой внешних экономических связей и выполнять более 20 системных функций, в том числе разрабатывать внешнеэкономическую концепцию, регулировать валютно-кредитные отношения, разрабатывать технико-экономическое обоснование реализации зарубежных проектов, осуществлять экспортный контроль в целях защиты государственных интересов России, защищать интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции и др. В 1998 г. МВЭС было оптимизировано и упразднено, а его функции в обновлённом виде по состоянию на конец 2022 г. Внешнеэкономическая политика Внешнеэкономические связи устанавливаются в рамках некоторой согласованной внешнеэкономической политики, которая, в свою очередь, определяется концепцией внешней политики государства. Несмотря на то что в существующих официальных нормативных и правовых документах отсутствует какое-либо концептуальное определение этих понятий, Концепция внешней политики Российской Федерации предельно чётко определяет базовые принципы и основные задачи внешнеэкономической политики. Задачи внешнеэкономической политики, так же как и направления внешнеэкономических связей, за постсоветский период новейшей истории России корректировались 4 раза: в соответствии с утверждённой Концепцией в 1993 г. Концепция от 1993 г.
Новости по теме: внешняя политика России
Зерно и масличные Несмотря на санкции, Россия сохраняет лидирующие позиции на мировом рынке зерна и вместе с тем меняет каналы реализации продукции. Качество российского зерна высокое, соответствует требованиям международного стандарта, а также составляет уверенную конкуренцию на мировом зерновом рынке», — об этом рассказал заместитель технического директора Органа инспекции филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» в Петербурге Вячеслав Осипик. Эксперт заметил: «Если оценить динамику производства зерна за последние годы, то объемы производства увеличивались. Соответственно, во многих регионах появились новые зернохранилища.
Хочется отметить положительную динамику строительства зерновых терминалов для развития экспортной логистики страны. Уборка урожая 2023 года еще набирает обороты, и какой сбор зерна и какого качества будет в этом году, можно будет понимать через несколько месяцев. Массовая уборка идет в южных регионах страны, сейчас в уборку активно входят регионы Поволжья и Центральной России».
И по всем странам мы видим существенное превышение объемов экспорта над импортом. Динамика внешней торговли с дружественными странами Азии В Азии перспективы наращивания внешней торговли больше. Наша страна считает в этом регионе дружественными более 45 стран. Внешняя торговля РФ с дружественными странами Азии за 2020-2021 годы по данным Федеральной таможенной службы Максимальный объем экспорта и импорта Россия получает от связей с Китаем, Турцией и Казахстаном. С остальными странами наблюдается рост по экспорту и импорту. Динамика внешней торговли с дружественными странами Африки В Африке — более 50 дружественных России стран, но объемы внешней торговли с ними пока остаются низкими. Характерной чертой торговли со странами Африки является значительное положительное сальдо — то есть мы продаем больше, чем покупаем. Динамика внешней торговли с дружественными странами Америки Самый большой объем внешней торговли среди стран Америки мы имеем с США. Но Штаты первыми попали в список недружественных стран. Торговля с ними будет сокращаться.
К дружественным странам Америки относятся Бразилия и Мексика. Впечатляет рост экспорта. В 2021 году по сравнению с 2020 экспорт в Бразилию вырос почти в 2,5 раза, в Мексику — почти в 3 раза. Внешняя торговля РФ с дружественными странами Америки за 2020-2021 годы по данным Федеральной таможенной службы Как проверить санкционные риски товара по коду ТН ВЭД Внешняя торговля России в 2022 году Федеральная таможенная служба закрыла доступ к официальной статистике по внешней торговле.
Не мешает при этом сотрудничать друг с другом и уважать свои национальные особенности», — отметил президент. Как сообщало ИА Регнум ранее, в ходе своего выступления Путин также призвал к расширению сотрудничества государств СНГ «со странами мирового большинства», в частности, Глобального Юга. Президент заявил, что эти страны являются единомышленниками и России, и других стран СНГ.
Современные направления развития внешней торговли России Движение в пределах инерционного плана чреваты для России замедлением экономического роста, постоянным отставанием от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства. В этой связи вполне ожидаемо падение доходов населения, снижение уровня жизни и полная утрата страной возможности самостоятельного развития. Мировая практика отлично демонстрирует, что для будущего развития огромное значение имеет не только количественные показатели экономического роста, но и качество, стабильность и общая динамика развития экономики, которое напрямую зависит от эффективности хозяйственной деятельности. Все эти факты требуют решительного реагирования и разворота страны к инновационно модели развития посредством активного применения потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий, что в конечном итоге станет поводом к глубокой перестройке структуры производства, внешнеэкономических связей и экспорта, в частности. Следующим важным направлением внешнеэкономических отношений РФ является трансграничное движение капитала. Надо сказать, что на современном этапе развития отечественной экономики наблюдается активное движение капитала. Замечание 5 Ограничения на перемещение капитала были сняты 1 июля 2006 г.
Это свидетельствует о том, что возросла зависимость страны от трансграничных инвестиций. Вместе с тем увеличивается возможность мобилизации капитала с целью развития, при этом одновременно повышается уязвимость экономики по отношению к колебаниям международных финансовых рынков. Примечательно, что произошло колоссальное снижение государственного долга. Накопленные крупные международные резервы позволили предотвратить резкие колебания валютного курса. Одновременно с этим появилась возможность зарубежных заимствований по относительно низким ставкам, однако впоследствии это стало причиной большой внешней задолженности корпораций. Кризис, который на международных финансовых рынках начинался уже в августе-сентябре 2007 г. После усилилась инфляция, которой предшествовал рост цен на продовольствие и энергоносители, что в конечном итоге привело к ужесточению денежно-кредитной политики.
Уже в начале июня 2008 г. Замечание 6 Обычное явление, когда во время кризисов капитал уходит с развивающихся рынков как менее надёжных, даже при условии, что импульс к кризису дали события в развитых странах. Несмотря на то, что мировой финансовый кризис зародился в США и именно штаты стали первоисточником этого события, рынок этой стран как самый развитый напротив испытал на себе приток капитала. Необходимо признать, что Россия весьма локально принимает участие в транснациональных воспроизводственных отношениях и практически не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Модель внешнеэкономических связей России Модель внешнеэкономических связей России — торговая. В пользу данного утверждения свидетельствует её периферийное положение. Чтобы достичь интеграции нужна географическая диверсификация внешнеэкономических связей, развитие международной производственной кооперации, в первую очередь на восточноазиатском направлении.
Замечание 7 Страны Восточной Азии могли бы помочь России осуществлять опережающее технологическое развитие. Надо понимать, что, рассматривая перспективы кооперации РФ, сразу появляется вопрос о месте России в данном кооперационном комплексе. Россия в таком контексте могла бы стать технологическим лидером этой группы стран и построить транснациональные производственные цепочки в Азии на базе собственных технологий.
Внешняя торговля: друзья и недруги
Министерство экономического развития Российской Федерации. Об этом замглавы Минэкономразвития РФ Владимир Ильичев сообщил на заседании Комиссии по внешнеэкономической деятельности Общественного совета при министерстве. новости внешней торговли, статистика внешней торговли, внешнеторговые показатели, курсы иностранных валют к российскому рублю. В расширении географических экономических связей нашлось место импорту из Африки в Россию. Находящиеся южнее Сахары страны привлекают бизнесменов РФ богатыми природными ресурсами. Россия может понизить уровень дипломатических отношений с США в случае конфискации замороженных российских активов, заявил РИА Новости замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Беспрецедентные санкции и плавный перевод экономики на мобилизационные рельсы привели к бурному росту промышленного производства и потребления при обвальном падении доли внешней торговли в российском ВВП, считает колумнист.
Немного про внешнюю торговлю России в 2023-м и предыдущие годы
— Государства, с которыми у РФ уже налажены торгово-экономические отношения, в которых у российских экспортеров уверенные позиции и есть очень хорошие перспективы развития. Киев намеренно разрывает экономические связи, пытаясь нанести России максимальный экономический ущерб. Многие из сохранившихся связей не представляют ценности для постмайданной власти в силу её неспособности осознать значимость отдельных отраслей. Application error: a client-side exception has occurred (see the browser console for more information). Мировая и российская экономика. Тенденции мирового и российского бизнеса. Биржевые инновации, обзор котировок, индексов и торгов в материалах ТАСС. Новости всех промышленных отраслей России. Выбирая относительно «мягкую» позицию по отношению к России на фоне военных действий на Украине, Турция, в первую очередь, решает собственные проблемы: на фоне серьезного роста инфляции и грядущих выборов туркам выгодно усиление торговли с Россией.
Основные торговые партнеры России
RTVI поговорил с экспертами о том, как дальше будет строиться внешняя торговля России. При этом Турция и Китай — одни из немногих стран, которые нарастили не только импорт из России, но и экспорт в нее. Основной рост торговли произошел за счет резкого увеличения поставок энергоресурсов. Там ее перерабатывают, а потом продают конечную продукцию по мировым ценам. Но надо понимать, что это по сути потери для российских компаний, для российского бюджета. Приходится, по сути, делиться частью своей прибыли с кем-то, чтобы обеспечить продажу», — пояснил Салихов в разговоре с RTVI. При этом изменились не только объемы импорта, но и его структура. Если раньше речь шла, в первую очередь, об инвестиционных товарах, среди которых станки, промышленное оборудование, запчасти и прочее, то теперь снижение в этих категориях восполняется отчасти потребительским импортом,отметила в беседе с RTVI руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина. При этом потребительский импорт понемногу нарастает, идет замена одних брендов другими, в целом картина там получше», — уточнила Баландина. Параллельный импорт Отдельной событием в новой российской реальности стала легализация параллельного импорта.
При этом оценить, через какие именно страны идет параллельный импорт, невозможно — в апреле 2022 года ФТС России перестала публиковать статистику по импорту и экспорту. В сентябре то же самое сделала Белоруссия. По мнению ученого секретаря Института Китая и современной Азии Людмилы Захаровой, введение новых санкций неизбежно сказывается на переходе части торговых отношений в серую зону, а засекречивание таможенной статистики может быть одним из свидетельств такого перехода.
Китайская UnionPay опасается сотрудничать с российскими подсанкционными банками. После ухода платежных систем — сначала Visa и Mastercard, а затем и JCB — российские банки рассчитывали на сотрудничество с китайской UnionPay. Но компания заморозила переговоры спустя месяц после начала: по данным РБК , UnionPay отказалась сотрудничать с банками, попавшими под санкции, из-за угрозы вторичных санкций. Хотя сейчас карты UnionPay выпускают неподсанкционные банки, в том числе «Газпромбанк». Почему китайские компании опасаются сотрудничать с Россией Есть как минимум три причины. Риск вторичных санкций.
Динамика объемов российского экспорта и импорта Источник: составлено авторами по данным [3; 16]. Как видно из отображенных выше статистических данных, объемы отечественного экспорта стабильно в среднем — в 1,5-2,0 раза превышают объемы импорта, однако в последние годы динамика торговли особенно экспорта становится нестабильной. В частности, практически двукратное падение экспортной выручки в 2015-2016 гг. В свою очередь, рекордная выручка от экспорта продукции в 2022 г. Однако предсказать дальнейшую динамику объемов внешнеторговой деятельности российских предприятий является крайне затруднительно не только из-за отсутствия четких прогнозов о возможном времени окончания проводимой Россией СВО, но и из-за того, что в ближайшие годы если не десятилетия санкции с России, скорее всего, сняты не будут [7]. Более того, наиболее вероятным является прогноз усиления санкционного давления на экономику и промышленность России. Однако, и здесь позиция не самая стабильная: даже те страны, которые демонстрируют лояльность по отношению к России в т. Китай и Индия не спешат становиться странами-транзитёрами, из-за опасения санкций в отношении уже их экономики, а те страны, которые готовы поддерживать Россию, несмотря на все обстоятельства в т. Беларусь, Иран и Северная Корея , либо не имеют соответствующего экономического и производственного потенциала, либо сами уже находятся под санкционным давлением. В рамках противодействия санкционному давлению, правительство России реализовало ряд мер, ориентированных на поддержание стабильности экономики, в т. Аналогичные действия были предприняты в отношении поставок российского газа в «недружественные страны»; — примерно с этого же времени ограничен либо полностью запрещен вывоз из страны отдельных категорий продукции и сырья в т. В результате, под запретом оказались любые сделки, которые меняют структуру владения российскими компаниями, их уставный капитал и сложившийся порядок реализации инвестиционных проектов; — в декабре 2022 года, был реализован комплекс мер, направленных на противодействие нефтяному эмбарго, введенному западными странами в отношении российской нефти. В результате, поставки российской нефти и нефтепродуктов не могут быть осуществлены, если в соответствующих контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены на продукцию; — практически сразу же с начала санкционного давления на Россию, правительство страны легализовало ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В перечень таких товаров вошли автомобильные комплектующие, одежда и косметика, техника и смартфоны и т. А спустя несколько месяцев, перечень был пополнен и результатами интеллектуальной деятельности, выраженных в конкретных товарах. Как представляется авторам, именно последние из упомянутых мер, оказались наиболее важными для конечного потребителя зарубежных товаров и услуг. По словам первого вице-премьера России, Андрея Белоусова, за 2022-2023 годы, в Россию по параллельному импорту ввезли товаров на сумму более 70 млрд. К числу основных стран, с которыми Россия взаимодействует в рамках реализации стратегии «параллельного импорта», являются: 1. Китай — являющийся, пожалуй, наиболее важным торговым партнером России на сегодняшний день. Только по результатам 2022 года, из Китая в Россию было поставлено продукции на сумму около 76 млрд. США, что составляет около трети всего российского импорта. Именно из Китая в Россию сегодня поставляется значительное количество техники и электроники [5]. Белоруссия — данная страна, на сегодняшний день, является, пожалуй, самым близким «другом» России. Санкции, введенные Евросоюзом в отношении этой страны за пару лет, оказались не столь существенными, а пролегающие через Республику Беларусь транспортные коридоры, в нынешних условиях, позволяют государству быть чуть ли не единственным транзитером между Европой с одной стороны, и Россией, и странами Азии — с другой стороны. Турция — данное государство, входя в топ-20 ведущих экономик мира, является еще одним значимым связующим звеном между Европой и Россией. Так же стоит отметить, что Турция не просто удобна с точки зрения складской инфраструктуры и логистики, но и имеет соответствующий опыт экспорта «запрещенных» товаров из Европы в Иран.
Государственная IOC договорилась с «Роснефтью» о поставке 2 млн тонн нефти еще в декабре 2021 года. В марте 2023 года «Роснефть» и Indian Oil также заключили соглашение об увеличении поставок нефти. Сколько купила Reliance, неизвестно. Но в 2022 году она даже отложила плановое техобслуживание НПЗ, чтобы производить больше дизтоплива и бензина из дешевой российской нефти. По данным Reuters, индийские компании закупают российскую нефть и через трейдеров в Дубае — например, у Everest Energy и Litasco подразделение «Лукойла». Оплачиваются поставки в том числе в эмиратских дирхамах. Закупки российского угля в 2022 году Индия увеличила почти в 2,5 раза — до 16,7 млн тонн. Основным покупателем российского угля в Индии, вероятно, является близкий партнер и друг премьер-министра Индии Нарендры Моди, один из богатейших людей мира Гаутам Адани. Первую партию российского угля с дальневосточных терминалов группа Adani купила еще в 2011 году, сообщало Reuters. В 2023 году о том, что группа Adani рассчитывает на российский уголь, сообщало агентство PTI. Сколько именно его покупает Adani Group, сама компания не раскрывает. Reuters сообщало, что индийские компании начали оплачивать уголь из России в юанях и дирхамах. The Hindu Business line называет Гаутама Адани и Мукеша Амбани крупнейшими бенефициарами отказа западных стран от российского ископаемого топлива. До марта 2022 года среди партнеров российских сырьевых корпораций было больше крупных частных компаний.
Архив обзоров
- Сокращение ценового дисконта
- Экономика и бизнес - ТАСС
- ВЗЯЛИ ВЕРХНЮЮ ПЛАНКУ
- Читайте также
Цены на пшеницу
- Торговые отношения России: с какими странами торгует Россия? | BanksToday
- Новая Концепция внешней политики России — полный текст
- ВЗГЛЯД / Торговля России окончательно развернулась на восток и юг :: Экономика
- Россия и глобальный баланс сил
- Концепция внешней политики Российской Федерации | Russian Mission
Что влияет на экспорт
- Немного про внешнюю торговлю России в 2023-м и предыдущие годы | Наглядная история | Дзен
- С высоты птичьего полета
- Росстат — Внешняя торговля
- Законодательное регулирование
- Немного про внешнюю торговлю России в 2023-м и предыдущие годы | Наглядная история | Дзен
Страны Запада выбыли из топ-5: Раскрыты главные торговые партнёры России в 2023 году
Впервые Россия оказалась на третьей строчке среди торговых партнеров Индии. По году товарооборот может легко удвоиться до 60—65 млрд долларов при сохранении таких темпов роста. Правда, здесь есть свои сложности. Россия смогла нарастить экспорт в Индию, а вот Индия по-прежнему импортирует в России крайне мало товаров, не дотягивая даже до 1 млрд долларов из 27 млрд в товарообороте. Такой дисбаланс создает проблемы. Например, продавать нефть и нефтепродукты за рупии оказалось плохой идеей. Это ограниченно конвертируемая валюта, которая не торгуется на Московской бирже, а ее обмен в больших объемах требует разрешения индийского регулятора. В итоге рупии стали «зависать» в индийских банках. Если бы был значительный импорт из Индии, то рупии можно было потратить на закупку индийских товаров. Но импорт мизерный.
С Китаем такой проблемы нет: нефть продается за юани, который торгуется на Мосбирже, и эти юани потом идут на закупку китайского импорта. Поэтому с индусами уже договариваемся на перевод торговых операций в юани. На них мы как минимум можем товары покупать без дополнительных курсовых переводов. С Турцией торговля в 2022 году почти удвоилась до более чем 68 млрд долларов. Это максимальный результат за всю историю экономических отношений двух стран.
Учитывая стратегическое значение Арктики и ее ресурсный потенциал, Россия продолжит активно участвовать в развитии и обеспечении безопасности региона, сотрудничая с другими арктическими странами и проводя необходимые мероприятия по экологическому сохранению Арктики. Роль России в энергетике Нефть и газ являются ресурсами, на которых основывается российская экономика. Российские нефтегазовые компании, такие как «Газпром» и «Роснефть», контролируют значительную часть мировых запасов этих ресурсов и эффективно осуществляют их добычу и экспорт. Российская нефть экспортируется во многие страны, включая Европу, Китай, Индию и другие. Благодаря своей значительной доле на мировом рынке нефти, Россия играет важную роль в стабилизации мировых цен на нефть и влияет на экономику других стран. Страна также является крупнейшим экспортером природного газа в мире. Газпром контролирует значительные запасы природного газа и осуществляет его поставки во многие страны, особенно в Европу. Российский газ играл и играет ключевую роль в энергетической безопасности многих европейских стран, и его доставка является основным источником доходов для России. Кроме нефти и газа, Россия также имеет значительные запасы угля и является одним из крупнейших экспортеров этого ресурса. Угольная промышленность России играет важную роль в энергетике многих стран, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, роль России в энергетике невозможно недооценить. Страна играет важную геополитическую роль на мировой энергетической арене и существенно влияет на ситуацию на мировом рынке энергоносителей. Россия и международные санкции Международные санкции против России вводились в связи с различными обстоятельствами, такими как присоединение Крыма, специальная военная операция на Украине и часто надуманные обвинения во вмешательстве во внутренние дела других государств. Санкции оказали серьезное влияние на российскую экономику. Некоторые отрасли, такие как нефтегазовая промышленность и финансовый сектор, пострадали от ограничения доступа к международному финансированию и технологиям. Санкции также привели к росту инфляции. Однако Россия предприняла меры для смягчения последствий санкций. Она развивает экономическое сотрудничество с другими странами, особенно в Азии и Латинской Америке. Россия также обращается к внутреннему рынку и национальным компаниям, чтобы максимально снизить зависимость от западного финансирования. Введение санкций привело к тому, что Россия стала активнее в развитии своей собственной промышленности и технологий. Она увеличивает государственные инвестиции в научно-исследовательские и разработочные проекты, поддерживает отечественных производителей и предпринимателей. Международные санкции остаются одним из основных вызовов для России в политическом и экономическом плане. Они требуют от страны принятия срочных мер по развитию своей экономики, диверсификации рынков и снижению зависимости от западных государств. Кроме того, Россия продолжает диалог с международным сообществом и стремится к нормализации отношений с союзниками и партнерами. Глобальные тренды и вызовы для России Сегодня ни у кого не осталось сомнений, что прежняя система мироустройства, созданная по «правилам» Запада, исчезла. Придерживаясь мотивации и логики процессов, можно определить основные тренды развития событий. The Economist пишет, что началась новая эпоха геополитического соперничества великих держав. Мир начинает адаптироваться к изменившимся реалиям жизни, где прежние правила и порядки уже не работают, а задать новые пока некому. Страны Запада пытаются сохранить свой авторитет и былые возможности, но даже в пиаре это у них получается очень плохо, так как реальное положение дел уже ничем не прикрыть. Поэтому один из общемировых факторов, которые будут определять ближайшее будущее, — это попытка увеличить свою субъектность региональными игроками, пока США и ЕС заняты Россией. При этом все нуждаются в ресурсах. Лидером тут явно выглядит Турция, подтягиваются с самостоятельной политикой ОАЭ, проявляет себя и Катар. В ситуации, ставшей следствием конфликта России и Украины, страны Запада сегодня буквально бегут в Африку. Особое внимание на себя обращает откровенно милитаризирующаяся Япония, несмотря на ограничения, наложенные на нее после Второй мировой войны. Мексика также уже проявила свою самостоятельность и не поехала на «саммит Америк». Естественно, схожий процесс может сложиться и у стран СНГ. Наиболее важным фактором 2023 года стала глобальная рецессия, обусловленная инфляцией и ростом цен на энергоносители. В своем прогнозе организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР отмечает, что сейчас мировая экономика переживает крупнейший с 1970-х годов энергетический кризис. Энергетический шок привел к росту инфляции до уровней, невиданных в течение многих десятилетий, что сказывается на экономике во всем мире. Азия станет основным двигателем роста в 2023 году, в то время как в Европе, Северной Америке и Южной Америке рост будет очень низким. У некоторых аналитиков на Западе присутствует ложное чувство безопасности, а мир еще не ощутил в полной мере влияние роста цен на продовольствие. Это еще один общемировой фактор, который будет определять ситуацию в ближайшей перспективе. По данным Всемирной продовольственной программы при ООН, число людей, сталкивающихся с острой нехваткой продовольствия, выросло с 282 миллионов в конце 2021 года до рекордных 345 миллионов в 2022 году. Тут одну из важнейших ролей играет производство азотных удобрений, которое резко упало в Европе из-за сокращения экспорта российского природного газа. Это сказалось даже на американских фермерах. Нехватка продовольствия в развивающихся странах может вызвать волны миграции. Еще один тренд, который, вероятно, начнет проявляться, это отказ от приема мигрантов и беженцев некоторыми странами. Большинство иммигрантов в Израиль из РФ и Украины не являются евреями, в еврейском государстве раздаются призывы сократить иммиграцию неевреев в страну. Правительство Италии планирует принять закон, который заставит суда некоммерческих организаций, плавающих под флагами таких стран, как Франция, Германия и Норвегия, принимать мигрантов, которых они подбирают в Средиземном море, на территорию своих государств, а не Италии. Такие инициативы могут добавить напряжения в межгосударственных отношениях некоторых стран. Рассмотрим позиции основных мировых игроков и доминирующие тренды, которые будут влиять на положение России и мира в ближайшие годы. Элиты США мотивированы на эскалацию конфликта на Украине. С развитием этого конфликта часть американских элит действительно получила новые финансовые потоки, а США не только подняли свой авторитет на международной арене, сплотив союзников, но и добились перетока больших капиталов из Европы, снижения конкурентоспособности ее промышленности. Подрыв на нитках газопроводов «Северный поток 1» и «Северный поток 2», говорит о том, что вопрос уничтожения конкурентоспособных производств в Европе для США принципиален. Поэтому стоит ожидать продолжения действий американских элит в данном направлении. Втягивание Европы в прямой конфликт с Россией стало бы для США идеальным вариантом развития событий, после чего диверсии на оставшихся газопроводах и нефтепроводах, если и не поставили бы точку в транспортировке энергоносителей из России таким путем, то значительно затруднили перспективы продолжения такого сотрудничества между Европой и Россией. Однако перспективы воплощения такого варианта в жизнь зависят и от внутриполитической ситуации в США. В январе 2024 года там стартует подготовка к выборам президента. С началом избирательной кампании на фоне рецессии внутренние проблемы США будут основной темой предвыборных программ. В такой ситуации дополнительные миллиарды на поддержку Украины будут лишь раздражать электорат. Уровень поддержки Украины со стороны США с 2024 года будет падать. Развитие рецессии в США будет сопровождаться падениями на фондовых рынках и банкротством отдельных фирм и корпораций. Информационное прикрытие резко негативных событий на рынке и их смягчение притоком дополнительного капитала из Европы — еще один повод для США втянуть европейские страны в конфликт с Россией. Сделав это, США могут спокойно сконцентрироваться на противостоянии со своим главным конкурентом — Китаем, куда военная разведка США уже переключает свое внимание. Некоторые представители американского истеблишмента заявляют о том, что США готовятся вести две войны одновременно. Вполне очевидно, что лидеры стран Европы потеряли всякую субъектность на международной арене и не в состоянии проводить самостоятельную политику, они будут двигаться в фарватере, заданном США. Падение уровня жизни населения практически напрямую увязывается с необходимостью победы Украины. Это далеко не так, но «надежда на лучшее будущее» сейчас европейцам подается именно в таком виде. Но Запад не готов к борьбе вдолгую, российская экономика не обвалилась, а европейская испытывает трудности. Армейские арсеналы Европы плохо подготовлены к затяжной войне, а промышленность не готова быстро перестроиться. Нынешнее единство в Европе не следует считать само собой разумеющимся, не факт, что с нарастанием проблем сплоченность сохранится и останется эффективной. Эксперты указывают на явные трещины во франко-германской оси и на подрыв привычного баланса сил между Западом и Востоком в ЕС. В сложной для Европы экономической ситуации кормить Украину годами не представляется возможным. В результате российских ударов по энергетической инфраструктуре Украина остается практически без рабочего тыла. Совокупность факторов позволяет предположить, что США не трудно будет «продать» европейским элитам идею «последнего усилия» по нажиму на Россию, при этом выдавив весь наступательный потенциал из Украины. Китай и США вступают в новый этап конфронтации, где старые правила не действуют. Захват Тайваня Китаем малореализуем до 2027 года. В условиях, когда Западу необходима дестабилизация России, нашему ближнему зарубежью придется ощутить на себе все организационные возможности Запада по раскачке народных протестов. Естественно, ответной реакцией на такие действия должна быть полнейшая мобилизация всех ресурсов России для сохранения своей устойчивости.
За первые пять месяцев страны наторговали уже на более 27 млрд долларов, согласно данным индийской стороны. Это рекордный показатель. Впервые Россия оказалась на третьей строчке среди торговых партнеров Индии. По году товарооборот может легко удвоиться до 60—65 млрд долларов при сохранении таких темпов роста. Правда, здесь есть свои сложности. Россия смогла нарастить экспорт в Индию, а вот Индия по-прежнему импортирует в России крайне мало товаров, не дотягивая даже до 1 млрд долларов из 27 млрд в товарообороте. Такой дисбаланс создает проблемы. Например, продавать нефть и нефтепродукты за рупии оказалось плохой идеей. Это ограниченно конвертируемая валюта, которая не торгуется на Московской бирже, а ее обмен в больших объемах требует разрешения индийского регулятора. В итоге рупии стали «зависать» в индийских банках. Если бы был значительный импорт из Индии, то рупии можно было потратить на закупку индийских товаров. Но импорт мизерный. С Китаем такой проблемы нет: нефть продается за юани, который торгуется на Мосбирже, и эти юани потом идут на закупку китайского импорта. Поэтому с индусами уже договариваемся на перевод торговых операций в юани. На них мы как минимум можем товары покупать без дополнительных курсовых переводов.
Усиливается давление на страны глобального Юга, которые не согласны с попытками коллективного Запада сохранить претензии на доминирование в мировой экономике. Эффективным ответом на такие риски считаем объединение в межгосударственные организации и формирование независимых и относительно автономных макрорегионов. Наша страна активно работает в Евразийском экономическом союзе, в Союзном государстве. Мы повышаем эффективность деятельности Содружества Независимых Государств.
По итогам 2023 года доля дружественных стран во внешней торговле России превысила 75%
— Государства, с которыми у РФ уже налажены торгово-экономические отношения, в которых у российских экспортеров уверенные позиции и есть очень хорошие перспективы развития. Несмотря на все разговоры о стратегическом партнерстве, торговый оборот Ирана и России по итогам 2023 года ощутимо снизился. Объём внешней торговли между Россией и Турцией за прошлый год составил около 60 млрд долларов. Об этом замглавы Минэкономразвития РФ Владимир Ильичев сообщил на заседании Комиссии по внешнеэкономической деятельности Общественного совета при министерстве.