Войска окончательно покинули Республику Афганистан лишь 15 февраля 1989 года. Вывод происходил в несколько этапов и продолжался до 15 февраля 1989 года. Смотрите видео онлайн «Cпециальный репортаж: День вывода советских войск из Афганистана | Знаменательные даты» на канале «Телеканал 360 и Михаил Онуфриенко» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 16 февраля 2024 года в 20:06. 15 февраля 1989 г. Завершился вывод войск СССР из Афганистана. 15 февраля 1989 г. генерал-лейтенант Борис Громов, согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по мосту Дружбы границу двух стран.
30 лет без Афгана
Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года, в соответствии с заключёнными 14 апреля 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг ДРА. В феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС новый Генеральный секретарь ЦК Михаил Горбачёв официально объявил, что советские войска будут выведены из Афганистана сразу вслед за политическим урегулированием ситуации в стране. 15 февраля 1989 г. генерал-лейтенант Борис Громов, согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по мосту Дружбы границу двух стран.
Вывод советских войск из Афганистана: как это было
По свидетельству ее последнего командующего Бориса Громова, "боевые действия командир обязан был проводить только для того, чтобы не допустить массовой гибели наших людей". Весной 1987 года наступила эпоха дозированной гласности. Когда в одном из выпусков программы "Взгляд" после репортажа из Афганистана Борис Гребенщиков спел из Вертинского: "Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть недрожащей рукой", - стало ясно: пал и этот бастион. Вскоре советские СМИ начали именовать бывших "душманов" вооруженной оппозицией. Как следует из статьи начальника управления архивных фондов ФСБ России Василия Христофорова, в 1985-1989 годах работавшего в Афганистане советником, афганские руководители, вероятно, понимали, что вывод советских войск не сулит им ничего хорошего, и на протяжении всего 1987 года тормозили женевские переговоры, несмотря на внушения Горбачева, Шеварднадзе и Крючкова. В сентябре очередной раунд закончился, не успев начаться, после резкого выступления министра иностранных дел промосковского режима Абдул Вакиля. Последний бой В конце 1987 года советские войска провели в Афганистане последнее крупное наступление - операцию "Магистраль" по разблокированию Хоста. Город осадили моджахеды во главе с вождем племени джадран Джелалуддином Хаккани. В ходе боев, продолжавшихся с 23 ноября по 30 декабря, две советские мотострелковые дивизии, одна воздушно-десантная дивизия и отдельная десантно-штурмовая бригада выбили моджахедов с расположенного на трехкилометровой высоте перевала Сети-Кандав и разблокировали дорогу Гардез-Хост.
По мнению Черняева, понесенные жертвы оказались напрасными, ибо решение о выводе войск к тому времени уже состоялось. Однако руководство КГБ убедило Горбачева доводом, что в случае взятия Хоста моджахедами там может быть создано альтернативное правительство, и накануне ухода надо обеспечить Наджибулле благоприятные условия. В январе 1988 года Шеварднадзе и Крючков имели в Кабуле очередной непростой разговор с афганским лидером. Как сообщает бывший заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Альфред Гапоненко, Наджибулла убеждал их оставить хотя бы 10-15 тысяч советских военнослужащих для охраны ключевой автомагистрали Кабул-Хайратон. Политбюро ЦК КПСС отвергло это предложение, поскольку такой, и впрямь "ограниченный" воинский контингент не мог бы защитить сам себя, и вскоре его опять пришлось бы наращивать. В феврале Наджибулла полетел в Москву, по некоторым данным, в надежде отсрочить окончательное решение. Однако итогом визита стало совместное заявление, в котором впервые была названа дата начала вывода войск - 15 мая. Теперь предстояло определить срок его окончания.
СССР обязался завершить вывод войск к 15 февраля 1989 года и выполнил обещанное. Из Кабула последние советские военные ушли 4 февраля. Операции по выводу войск было присвоено кодовое название "Тайфун". Существовали опасения, что моджахеды попытаются атаковать советские колонны на марше, но те дали бывшим врагам уйти спокойно. Более 30 человек погибли при движении через перевал Саланг, но не от неприятельской атаки, а от снежной лавины. Окончание войны было встречено в СССР с ликованием. Рок-ансамбль ВДВ в беретах и тельняшках под нарастающий рокот гитар пел: "Мы уходим, уходим, уходим, уходим!!! По телевидению многократно показали кадры пересечения моста через пограничную Аму-Дарью последними БТРами под красным флагом, встречу советских солдат в узбекском Термезе и командующего Громова, который, как утверждалось, перешел мост последним, не оставив за собой ни одного из подчиненных.
По некоторым данным, Эдуард Шеварднадзе предложил Наджибулле политическое убежище в Москве, но тот отказался, заявив, что справится сам. Не исключено, что так бы и вышло, но после августовского путча его правительство лишилось советских военных поставок и в апреле 1992 года было свергнуто моджахедами, которых в 1996 году сменили талибы. Разницу между двумя режимами немедленно продемонстрировала судьба самого Наджибуллы. Если при моджахедах он был вынужден укрываться в миссии ООН в Кабуле, то талибы наплевали на дипломатический иммунитет, выволокли бывшего правителя из здания и после зверских пыток в тот же день повесили без суда и следствия.
Как доказал в своем исследовании генерал-майор А. Ляховский, решение на ввод войск в Афганистан «не было скоропалительным, спонтанным... Принималось оно на фоне большого числа противоречивых, скоротечных и острых факторов, прямо затрагивающих интересы государственной безопасности СССР.
И ситуация оказалась гораздо сложнее и серьезнее, чем представлялось… акция, предпринятая без соответствующего прогноза и учета всего спектра факторов, касавшихся последствий ввода войск и влияния его на развитие обстановки в Афганистане, привела к трагедии не только афганского народа, но и нашей страны» [36]. Часто базовая точка зрения вырабатывалась на самом высоком уровне. Многие руководители, в том числе члены Политбюро подстраивались под мнение Л. От разведки и других ведомств требовали подтверждений «прозорливости вождя», а информацию и рекомендации аналитиков, экспертов, которые не вписывалась в заранее намеченные рамки, отметали. Препарированная, искаженная информация не позволила высшему руководству страны разобраться в процессах, происходивших в Афганистане, и предотвратить роковые ошибки [37]. В комиссию вошли председатель КГБ Ю. Андропов, министр обороны Д.
Пономарев, среди которых не было профессионалов военной стратегии. А оценки и аргументы высокопрофессиональных военачальников — Н. Огаркова, В. Варенникова, С. Ахромеева и других они отвергли, хотя учет их позиции позволил бы найти альтернативное, более эффективное и менее затратное решение. В результате историю нашей страны пополнил пример того, что принятие политических решений на применение вооруженных сил без активного участия в его разработке военных специалистов приводит к тяжелым последствиям. Политические, экономические и моральные потери, понесенные нашей страной, негативно отразились на экономике и общественно-политической жизни, стали катализатором потрясений и развала СССР.
Этот афганский урок актуален не только для нашей страны, но и для тех западных политиков, которые тешат себя иллюзиями возможности добиться целей точечными ударами и скоротечными интервенциями без отрицательных последствий для своих стран. Подтверждения тому дает силовое вмешательство США и стран Запада в события в «горячих точках» планеты. Второй урок убедительно сформулировал генерал армии В. Варенников: «В чем заключалась главная ошибка нашего руководства после принятия решения на ввод войск? В том, что мы не объявили о нем. Надо было, упреждая американцев и прочих, на весь мир объявить: к нам многократно обращалось руководство Афганистана с просьбами о военной помощи. В условиях агрессии банд с территории Пакистана мы вынуждены выполнить эти просьбы и свои обязательства перед дружественной страной.
Нужно было обратиться к ООН, чтобы она подтвердила правомерность наших действий. Правда и открытость — самое сильное оружие. Мы не воспользовались им. Предпочли тихой сапой» [38]. Решение на ввод советских войск опиралось на военную мощь СССР, договор с Афганистаном и в разгар «холодной» войны, когда противоборствующие стороны игнорировали ООН в разрешении подобных конфликтов, привело к вооруженному противоборству. Но логика развития событий привела за стол Женевских переговоров при посредничестве ООН. Результаты их акций многократно подтвердили целесообразность политического, а не военного урегулирования кризисов.
Подтверждением тому служит и российская инициатива по Сирии, которая в острейшей ситуации отодвинула угрозу казавшейся многим западным политикам неизбежной интервенции и, как признали президент США Б. Обама [39] и глава Пентагона Ч. Хейгел [40] , дала возможность решить проблему без применения силы. Третий урок указывает на взаимосвязь политики и военной стратегии. Политическая установка на оказание интернациональной помощи дружественному афганскому народу и противодействие возможным антиафганским действиям с территорий сопредельных государств требовала адекватных ей боевых задач ОКСВА. Многие политические и военные деятели — участники тех событий свидетельствуют: если бы руководство страны поставило перед армией реалистичные цели и реально выполнимые задачи, ограниченные перекрытием границ Афганистана и контролем основных маршрутов доставки оружия из Пакистана и Ирана без вмешательства во внутренние дела республики, результаты применения войск в Афганистане были бы другими. Один из «афганцев» генерал-лейтенант Л.
Рохлин считал: «Самое большее, что необходимо было сделать, — это перекрыть границы Афганистана и взять под контроль основные маршруты доставки оружия из Пакистана и Ирана... Я убежден, — считал он, — что вмешиваться в дела афганцев нам не следовало» [41]. Авторитетный эксперт-афганист, ответственный секретарь Группы Совета Федерации по сотрудничеству с Национальной Ассамблеей Афганистана, доктор экономических наук В. Некрасов констатировал: «Советский Союз сразу же поставило в незавидное положение то, что он стал на защиту интересов одной из сторон в гражданской войне. Страна, пришедшая на помощь одной из сторон в междоусобной войне, в итоге всегда оказывается у разбитого корыта, ибо при достижении внутреннего компромисса, как правило, вина за последствия конфликта возлагается на внешнюю силу. Хотя Советский Союз никогда не ставил своей целью порабощение Афганистана, многие афганцы под воздействием западной и оппозиционной пропаганды расценили ввод советских войск в Афганистан как интервенцию. А перед лицом угрозы иностранного порабощения, несмотря на острые племенные, этнические и иные разногласия, афганцы всегда находили в себе силы объединиться в единый фронт для борьбы с общим врагом.
Повстанческое движение против режима НДПА и советского военного присутствия развернулось по всей стране. Правда, много лет спустя после вывода советских войск некоторые лидеры исламской оппозиции, представители духовенства и полевые командиры в разговоре с нами выражали сожаление по поводу того, что они воевали против советских войск, расценивая это как свою главную ошибку: «Нам надо было с русскими дружить и сотрудничать, а не воевать» [42]. В ходе необъявленной войны предпринимались попытки диалога противоборствующих сторон. Например, в 1983 году «Панджшерский лев» — самый крупный полевой командир вооруженной оппозиции и выдающийся политический деятель Афганистана А. Масуд в неподвластном Кабульскому правительству Панджшере принимал в своем доме делегацию советских парламентеров. В ходе переговоров пытался убедить их в том, чтобы Советский Союз постепенно перестал поддерживать руководство НДПА, помог укрепить по-настоящему народную власть и оказал содействие экономическому развитию страны. Будучи непримиримым противником НДПА, «Панджшерский лев» с уважением относился к нашей стране и был убежден в необходимости добрососедских отношений с ней.
Через много лет он заметил российскому «афганцу» В. Некрасову: «Советский Союз совершил ошибку, введя свои войска в Афганистан, но еще большую ошибку он сделал, когда их таким образом вывел». Масуд надеялся, что «советские войска покинут Афганистан лишь после решения внутриполитических проблем, когда с учетом мнения всего населения будут сформированы обновленные структуры власти как на центральном, так и на провинциальном уровне не только из членов НДПА, но представителей других влиятельных сил и течений… Но этого не случилось. В результате, все структуры управления — правительственные, военные, хозяйственные — после вывода войск в большинстве провинций рухнули. Это стало одной из причин дальнейших междоусобных столкновений между различными группировками моджахедов» [43]. Если бы надежда «Панджшерского льва» сбылась, наша страна сохранила бы прочные позиции в Афганистане и обеспечила ему более благополучное будущее. Таким образом, исход необъявленной войны и резкое ослабление позиций нашей страны в регионе были предопределены неэффективностью государственного управления, приведшего к ошибочным политическим решениям на ввод войск, в ходе необъявленной войны и на выход из нее.
Вспоминая переговоры военной поры вооруженной оппозиции и представителей нашей армии, их участник, брат «Панджшерского льва» А. Масуд, заметил: «Очень жалко, что не удалось нам тогда договориться по основополагающим вопросам. А ведь, если бы пусть даже небольшая часть колоссальных средств, потраченных на войну, была вложена в развитие экономики, сегодня Афганистан был бы совершенно другим. Возможно, мы никогда не познали бы мракобесия талибов и кровожадности террористов. В спокойной и зажиточной стране для них не может быть широкой социальной базы. Условия зарождения экстремистов — нищета и массовое недовольство» [44]. Правда, остается открытым вопрос сочетания социально-экономических и военных мер помощи: какой баланс между ними был необходим, чтобы желаемое развитие событий не сорвали экстремисты и террористы по заказу и на деньги своих спонсоров?
К сожалению, в опыте необъявленной войны не найти ответа на этот вопрос. Фраза афганского политика подсказывает четвертый урок, не менее важный, чем перечисленные ранее, который необходимо извлечь из сопоставления афганского опыта с нынешними реалиями возрастания угрозы и масштабов международного терроризма. Наша армия в Афганистане столкнулась с этим мировым злом в то время, когда мир не подозревал о его потенциале и глобальной опасности. Советские войска приняли на себя удары международного терроризма и накопили опыт антитеррористической борьбы. Это была первая в истории антитеррористическая война. По мнению бывшего председателя КГБ В. Крючкова, «главная задача — укрепить безопасность южных границ СССР и всего региона в целом — оптимальным образом решена не была.
Сорок два года назад советские войска впервые ступили на афганскую землю, и лишь спустя десятилетие покинули её навсегда. В эту субботу память героев почтили минутой молчания. День вывода советских войск из Афганистана для тех, кто выполнял там свой воинский долг, дата особая — 15 февраля 1989 года вычеркнуть из памяти — они не смогут никогда. Этот день объединил память и судьбы воинов-интернационалистов. В восьмидесятые об этой войне говорить было нельзя. В девяностые же афганские события стали самой дискуссионной темой.
Но конфликт интересов останется. Операция «Шторм» В конце 1979 года, когда было объявлено о начале ввода войск в Афганистан, новый афганский президент, Амин, поблагодарил СССР за решение об оказании военной помощи и распорядился оказывать содействие советским войскам. А в декабре того же года советские спецподразделения приступили к операции «Шторм» — штурму кабульской резиденции Амина. Днем 27 декабря президентский повар азербайджанец Михаил Талибов, являвшийся агентом КГБ, отравил поданные за обедом блюда. Когда президент Афганистана и гости почувствовали себя плохо, супруга афганского лидера вызвала врачей из советского военного госпиталя — неосведомленные о проводимой спецоперации, они оказали помощь всем присутствующим. Вечером того же дня начался штурм, в результате которого были захвачены не только президентская резиденция, но и здания генерального штаба афганской армии и МВД, узлы связи, радио и телевидение.
Хафизулла Амин был убит. Погиб также советский военный врач Кузнеченков, находившийся в этот момент внутри дворца. Почти все участники штурма были ранены, всего при штурме погибли 20 советских военнослужащих, а также руководитель операции — полковник Бояринов. Однако главная цель советского руководства была достигнута — вместо Амина в Кабул был доставлен сотрудничавший с СССР Кармаль, а в стране был провозглашен «второй этап революции». На эту же пятилетку пришлось большинство самых трагических событий в истории советского контингента на территории страны. А самые большие потери — свыше 2 тыс.
Позднее специалисты отмечали, что причиной столь больших потерь в этом бою стала дезориентация командования на непривычной местности. Тогда же достигло пика и противостояние на международной арене — из-за конфликта в Афганистане западные страны бойкотировали проводившуюся в Москве Олимпиаду-80, а советские спортсмены не поехали на Олимпиаду-84, проводившуюся в Лос-Анджелесе. Советским военнослужащим приходилось вести бои на незнакомой им территории, которую, однако, отлично знали участники местных оппозиционно настроенных вооруженных отрядов — моджахеды или душманы. Однако опасность не всегда была связана с действиями моджахедов. Печальную славу приобрел тоннель на перевале Саланг: еще 23 февраля 1979 года в нем из-за образовавшейся пробки задохнулись 16 военнослужащих, а три года спустя, в 1982 году, из-за пробки, образовавшейся уже вне тоннеля, под его сводами погибли почти 180 человек — 62 из них были советскими военнослужащими. В 1985 году еще 17 человек замерзли насмерть после того, как их подразделение вынуждено было заночевать у ледника в ущелье Шутунь.
Путь домой Главным условием для вывода войск в СССР назвали прекращение внешнего вмешательства во внутреннюю жизнь Афганистана.
"Страна песков и серых скал": как советские солдаты уходили из Афганистана - архивные фото
В связи с этим предлагалось вопрос о выводе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане ОКСВА рассмотреть позднее, по мере укрепления власти Б. Кармаля [23]. К сожалению, в Кремле не смогли разгадать замыслы противника в «холодной войне», понять, насколько ему было выгодно пребывание советских войск в Афганистане. За полгода до их ввода, в тот день, когда Дж. Картер подписал директиву о помощи афганским моджахедам, его советник по национальной безопасности З. Бжезинский письменно объяснил президенту США, что эта помощь повлечет за собой советское военное вмешательство. Спустя 19 лет Бжезинский раскрыл тайну в прессе: «Та секретная операция была блестящей идеей.
Фактически, Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для нее войну, конфликт, повлекший деморализацию и в конце концов распад Советской империи» [24]. США тратили до 100 млн долларов в месяц на поддержку оппозиции, создав в Пакистане мощнейшую структуру для обучения и снабжения афганских боевиков [25]. По мере того, как советские войска увязали в конфликте, к советскому руководству приходило осознание бесперспективности их пребывания в Афганистане. Дроздова был разработан еще в 1980 году [26]. Политбюро наметило внешнеполитические меры, нацеленные на создание условий для вывода войск. Кастро как председатель Движения неприсоединения предложил Брежневу выступить посредником в организации переговоров между ДРА и Пакистаном.
Комиссия Политбюро по Афганистану выработала схему политического урегулирования. Она должна была состоять из двусторонних договоренностей между Афганистаном и его соседями, прежде всего Пакистаном, а также системы гарантий СССР, США и некоторых других государств. Кастро, ни организовать прямые переговоры Афганистана ни с Пакистаном, ни с Ираном [27]. В апреле 1982 года заместитель генерального секретаря ООН Д. Кордовес посетил Кабул, затем Исламабад, подготовив почву для первого раунда переговоров, состоявшегося в Женеве в июне того же года. Андропов раньше других руководителей СССР понял свою ошибку и бесперспективность участия в афганской войне, став генеральным секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года, активно искал пути выхода из нее.
На похоронах Брежнева Андропов в частной беседе с президентом Пакистана Зия-уль-Хаком проинформировал его о «гибкой политике советской стороны и понимании необходимости быстрейшего разрешения кризиса» [28]. Громыко, поручил разработать план сокращения и вывода войск из Афганистана. Вскоре он был разработан. Но в ходе третьего раунда переговоров 17—24 июня Пакистан и США стали тормозить принятие конструктивных решений. Заверения Андропова в готовности представить восьмимесячную программу вывода войск противоречили разработанной Р. Рейганом и его советниками наступательной стратегии демонтажа «советской империи», значительная часть которой базировалась на проведении тайных операций, в том числе в Афганистане [29].
После смерти Ю. Андропова и прихода к власти К. Кордовес передал их в Москву и Вашингтон, но не получил ответа. Афганские власти не были заинтересованы в переговорном процессе, так как понимали: если советские войска уйдут, дни режима НДПА будут сочтены [30]. В 1985 году с приходом к власти М. Горбачева руководство СССР провозгласило курс на отказ от применения силы в международных отношениях и без должной подготовки начало принимать меры к сокращению боевого состава ОКСВА.
В 1986 году из Афганистана были выведены 12 тыс. Афганское руководство, которое с мая 1986 года возглавил М. Наджибулла, разработало и в 1987 году предложило оппозиции политику национального примирения. Но лидеры оппозиции ее не приняли и продолжили «войну до победного конца». Вместе с тем, позиция официального Кабула оживила проводившиеся с 1982 года переговоры. Наша страна обязалась вывести свои войска из Афганистана в девятимесячный срок, начиная с 15 мая 1988 года.
Пакистан и США должны были прекратить всякое вмешательство во внутренние дела Афганистана. Для контроля выполнения обязательств был создан механизм наблюдения под эгидой ООН. Он обращал внимание на то, что Генеральный штаб предлагал политическому руководству СССР договариваться об адекватном сокращении нашей и американской инфраструктур: «…У нас в Афганистане было 183 военных городка, а у американцев в Пакистане — 181 единица складов, баз, арсеналов, центров подготовки боевиков, других объектов. Но Шеварднадзе, да и Горбачев действовали по сценарию руководителей США, мало заботясь о собственном государстве и его престиже» [33]. Язов подписал директиву о выводе войск. К ней прилагался график, подготовленный офицерами и генералами Генерального штаба, Оперативной группы Министерства обороны, штабов ТуркВО и 40-й армии.
Был также разработан план вывода войск. Была подтверждена необходимость выполнения Женевских соглашений [34]. Варенниковым, и командование 40-й армии во главе с генерал-лейтенантом Б. СССР точно выполнил Женевские соглашения: к 15 августа 1988 года вывел 50 проц. Вывод советских войск не прекратил гражданскую войну в Афганистане. Правительство М.
Наджибуллы продержалось три года и пало после того, как США и СССР достигли соглашения об одновременном прекращении военных поставок режиму Наджибуллы и оппозиции с 1 января 1992 года, выгодное моджахедам. Для них американская помощь не была определяющей. Анализ обстоятельств, в которых были приняты решения на ввод войск и их вывод из Афганистана, позволяет извлечь из этого опыта актуальные уроки. Первый из них касается алгоритма принятия решения. Как доказал в своем исследовании генерал-майор А. Ляховский, решение на ввод войск в Афганистан «не было скоропалительным, спонтанным...
Принималось оно на фоне большого числа противоречивых, скоротечных и острых факторов, прямо затрагивающих интересы государственной безопасности СССР. И ситуация оказалась гораздо сложнее и серьезнее, чем представлялось… акция, предпринятая без соответствующего прогноза и учета всего спектра факторов, касавшихся последствий ввода войск и влияния его на развитие обстановки в Афганистане, привела к трагедии не только афганского народа, но и нашей страны» [36]. Часто базовая точка зрения вырабатывалась на самом высоком уровне. Многие руководители, в том числе члены Политбюро подстраивались под мнение Л. От разведки и других ведомств требовали подтверждений «прозорливости вождя», а информацию и рекомендации аналитиков, экспертов, которые не вписывалась в заранее намеченные рамки, отметали. Препарированная, искаженная информация не позволила высшему руководству страны разобраться в процессах, происходивших в Афганистане, и предотвратить роковые ошибки [37].
В комиссию вошли председатель КГБ Ю. Андропов, министр обороны Д. Пономарев, среди которых не было профессионалов военной стратегии. А оценки и аргументы высокопрофессиональных военачальников — Н. Огаркова, В. Варенникова, С.
Ахромеева и других они отвергли, хотя учет их позиции позволил бы найти альтернативное, более эффективное и менее затратное решение. В результате историю нашей страны пополнил пример того, что принятие политических решений на применение вооруженных сил без активного участия в его разработке военных специалистов приводит к тяжелым последствиям. Политические, экономические и моральные потери, понесенные нашей страной, негативно отразились на экономике и общественно-политической жизни, стали катализатором потрясений и развала СССР. Этот афганский урок актуален не только для нашей страны, но и для тех западных политиков, которые тешат себя иллюзиями возможности добиться целей точечными ударами и скоротечными интервенциями без отрицательных последствий для своих стран. Подтверждения тому дает силовое вмешательство США и стран Запада в события в «горячих точках» планеты. Второй урок убедительно сформулировал генерал армии В.
К началу первого этапа вывода в 1988 году группировка советских войск в Афганистане имела в своем составе 509 соединений, частей и учреждений общей численностью около 110 тысяч человек. Окончательный состав ОКСВА состоял из управления 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4-х дивизий, 5-ти бригад, 4-х отдельных полков, 6-ти отдельных батальонов охраны, 4-х авиационных полков, 3-х вертолетных полков, бригады обеспечения, трубопроводная бригада, медицинских, ремонтных, строительных, квартирно-эксплуатационных и другие частей и учреждений. Механизм контингента, помимо боевой составляющей, включал в себя и достаточно большое количество подразделений обеспечения. Медики, связисты, радиопеленгаторы, ремонтники, пожарные, Военторг, банно-прачечный комбинат, передвижные хлебокомбинаты — полный комплекс обеспечения живого цикла. Работал и тыл, и «фронт» — четко, как часы. И потом весь этот механизм, после вывода войск из Афганистана, оказался не нужен. Куда-то утекли складские запасы, многое банально разворовали, многое утекло по «национальным квартирам» — приближался 1991 год, распадалась не только империя, но и ее армия.
Сама 40-я общевойсковая армия как боевая единица прекратила свое существование практически сразу после вывода из Афганистана в феврале 1989 года. На какой-то период ее воссоздали в рамках САВО Средне-Азиатского военного округа , потом армия оказалась в составе зарождающихся вооруженных сил Республики Казахстан, но и здесь она, уже в сильно усеченном составе, с потерянными командными кадрами, оказалась не нужной. Боевое знамя 40-й перекочевало в запасники Центрального музея Вооруженных Сил РФ и выносится на торжественные собрания лишь по случаю годовщин. Каждый из новых руководителей уже суверенных государств старался приватизировать то, что находилось на его территории, в том числе и вооруженные силы. Вот и 40-ю армию практически полностью растянули в основном по среднеазиатским республикам. Что-то, в первую очередь ядерный боезапас, удалось вывести в Россию. Те части и подразделения, которые изначально вошли в состав ОКСВА из территорий в центральной части страны или в Сибири и на Дальнем Востоке, сумели вернуться к местам прежней дислокации и остались в строю.
Вывод войск По воспоминаниям полковника Сергея Пашевича, служившего в батальоне охраны аэродрома в Кандагаре, решение о выводе войск вызвало у союзных афганцев неоднозначную реакцию. Ведь с 1979 года именно части советской армии были основной силой, противостоящей моджахедам — их стараниями удавалось сдерживать афганскую оппозицию и наносить ей самый ощутимый урон. Тыловики посчитали, прослезились, доложили командованию: в такие сроки [за девять месяцев] не успеем! У афганцев — и тревога из-за того, что мы уходим, и радость — мы дарили им целые склады имущества, оружие, новенькие военные городки с вышками для добычи воды», — вспоминает Пашевич.
Его часть обеспечивала прохождение автоколонн по дороге Хайратон ныне узбекско-афганская граница — перевал Саланг. Вы нас предали! Не знаю. Через годы, конечно, я стал задумываться: почему мы уходили из Афганистана?
У афганских племен никогда не было желания кому-либо подчиняться. Тот же срок - один месяц - назвал министр иностранных дел Андрей Громыко в ответ на вопрос советского посла в Вашингтоне Анатолия Добрынина: "Зачем это нам надо? Ведь окончательно испортим отношения с американцами! Война продлилась 9 лет, 1 месяц и 25 дней и поставленных целей не достигла. Причины неудачи В невозможности покорить Афганистан обычными силовыми методами убедились британцы еще в XIX веке. Они и своего короля не очень-то слушались.
Афганистан не имел ни развитой инфраструктуры, ни сильной центральной власти, которые можно было бы разрушить, и лишить народ воли и возможности сопротивляться. Даже захват иностранными войсками столицы в этой стране не значил ничего. Афганцев нельзя было принудить к покорности, лишив благ цивилизованной жизни, которыми они и так не были избалованы. Наконец, горный рельеф создавал исключительно благоприятные условия для партизанской войны и не позволял взять под контроль границу с Пакистаном, чтобы отрезать повстанцев от внешней помощи. Как показывает опыт, единственной приемлемой тактикой в Афганистане является подкуп деньгами или иными благами влиятельных местных лидеров при полном невмешательстве в их внутренние дела. Британцы в конце концов договорились с эмиром в Кабуле об отказе Афганистана от самостоятельной внешней политики в обмен на солидные денежные вливания.
Большинство подданных эмира, вероятно, и не подозревало об утрате суверенитета. Нечто подобное пытается проделать сегодня антиталибская коалиция, да и то без особого успеха. СССР такой путь не устраивал. Москве требовалось подтверждение того, что "триумфальное шествие по миру марксистско-ленинских идей" продолжается. На локальном уровне тактика компромисса иногда использовалась. В воспоминаниях участников афганской войны описан случай, как некий советский командир добился от местных старейшин обещания не допускать в деревню моджахедов, если он не будет завозить в полковое подсобное хозяйство "нечистых" по канонам ислама свиней.
Однако в целом проводилась политика превращения Афганистана в стандартную "страну социалистической ориентации". Трудные переговоры Российский историк Сергей Пахмутов назвал переговоры по афганскому урегулированию "самыми долгими и сложными в истории дипломатии второй половины ХХ столетия". С этим можно поспорить. Переговоры по Ближнему Востоку или по Кипру вряд ли являются более простыми, и тянутся куда дольше. Скорее напрашивается другая мысль: в подобных ситуациях для выхода из тупика требуется радикальное изменение позиции одной из сторон. Первые попытки решить "афганский вопрос" были предприняты уже в марте 1980 года.
МИД Италии предложил СССР провести по этому поводу политические консультации, а Организация исламская конференция ОИК - заменить советские войска международным миротворческим контингентом из представителей мусульманских стран. С подобными инициативами вскоре выступили Европейское экономическое сообщество ныне ЕС и британский министр иностранных дел лорд Каррингтон. В мае 1980 года просоветское правительство Бабрака Кармаля объявило о готовности к переговорам с Пакистаном и Ираном. Те отказались, считая кабульский режим марионеточным. В июне того же года ему удалось усадить пакистанских и афганских представителей за стол переговоров в Женеве.
Десятилетняя война: исполнился 31 год со дня вывода советских войск из Афганистана
Последний советский солдат покинул Афганистан 15 февраля 1989 года. 15 февраля 2019, 12:10. 15 февраля в России отмечают годовщину полного вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. 35 лет назад. И только в 1989 году, 15 февраля, территорию этой восточной страны окончательно покинули советские войска. Вывод 40-й армии был завершен 15 февраля 1989 года, последними Афганистан покинули командующий армией генерал-лейтенант Борис Громов и пограничные отряды прикрытия. Последний советский солдат покинул Афганистан 15 февраля 1989 года.
15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана.
15 февраля 1989 года его территорию покинули последние колонны частей 40-й армии и все специальные подразделения пограничных войск. 15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Вывод советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 г. Кадры из рабочей версии фильма Олега Уралова "й взгляд на жизнь президента".
Комментарии
- «Старческие болезненные амбиции привели к афганской трагедии»
- Завершился вывод советских войск из Афганистана
- Уроки необъявленной войны
- Мост забвения. Последний поход героев интернационала
- Вывод Громова: 30 лет назад ему поручили закончить войну
Великая миссия или страшная ошибка? Чем была афганская война для СССР
СССР обязался завершить вывод войск к 15 февраля 1989 года и выполнил обещанное. 15 февраля 1989 года - последний советский солдат покинул Афганистан. Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года и закончился 15 февраля 1989 года.
Чтобы помнили: 15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана
И при этом сделать так, чтобы не случилось никакого конфуза. И тогда кто-то из умных людей придумал, как все организовать с максимальной степенью надежности. Сценарий выписали до мелочей. Личный состав полка должен был выстроиться перед стройными рядами боевой техники и каждый журналист, независимо от того, какую страну и издание он представляет, мог задать вопрос любому из участников действа. То есть максимум гласности и открытости. Но ведь то была эпоха грандиозной показухи, пусть даже и на ее излете!
В те времена большинство людей, несмотря на провозглашенную гласность, еще предпочитали не высказывать собственное мнение! А потому личный состав полка построили таким образом, что первая шеренга оказалась сплошной, монолитной, без просветов, в которые можно было бы проникнуть. Следовательно, любой журналист имел возможность даже при помощи телескопической штанги микрофона дотянуться лишь - максимум! Дальше уже все было, как говорится, делом техники. Первые три шеренги странным образом оказались составленными из людей, которые: а хорошо говорили и понимали по-русски и б были надежно-проверенными и гарантированно-надежными, что не ляпнут что-либо лишнее.
Этим парням заблаговременно раздали вопросники и «ответники» из доброй сотни пунктов, которые они обязаны были вызубрить - список того, что у них могут спросить и того, что они должны на эти вопросы отвечать. Ну а в задние ряды поставили тех, кто не способен заучить и озвучить заблаговременно заготовленный текст. Впрочем, это еще мелочь, дальше показуха оказалась еще более «крутой». Дело в том, что специально для советских журналистов на всякий случай была накануне организована «показушная» репетиция вывода. За сутки до истинной церемонии полк выстроили на пустыре.
Личный состав снимали на камеры, фотографировали, у солдат и офицеров брали перед объективом интервью. Так что реально, когда иностранцы торопливо щелкали затворами фотокамер, мечтая передать свою информацию первыми, на ЦТ уже лежали заблаговременно отснятые пленки. Тем не менее, когда на показуху демонстрации вывода первого из шести полков прибыли журналисты из тридцати с лишним ведущих информационных агентств мира, наши корреспонденты старались вовсю. И снимали, и спрашивали… Короче говоря, вели себя так же, как и их зарубежные коллеги.
Тяжёлое снаряжение бронежилеты и каски бойцы зачастую оставляли в казарме. По словам Громова, вес экипировки каждого военнослужащего мог достигать 40—60 кг. Но сложнее всего происходила эвакуация раненых. Если тяжёлое ранение получено на большой высоте, то остановить кровь практически невозможно… Транспортировка раненого на вертолёте исключалась.
Оставался только один выход — спускать солдата или офицера вниз вручную… В зависимости от высоты и местности с одним раненым спускалось 13—15 человек», — отмечает генерал-полковник. Военнослужащим также приходилось действовать в условиях изменчивого афганского климата. Кроме того, в горах сказывались нехватка кислорода, дефицит воды и средств гигиены. Неудивительно, что более 115 тыс. В первую очередь командование 40-й армии улучшило систему обеспечения безопасности автоколонн. Перед их прохождением господствующие высоты занимали десантники, а разведчики осматривали местность, где противник мог устроить засаду. Ствольная артиллерия и авиация обеспечивали огневое прикрытие колонн. Также военнослужащие научились строить эффективные инженерные сооружения из подручных материалов.
Если позволяла местность, они возводили в горах сеть траншей высотой в человеческий рост. Зачастую такие окопы были соединены с казармой. В случае нападения солдат мог добежать до огневой точки, оставшись незамеченным для противника. В беседе с RT участник боёв в Афганистане 1984—1989 годы генерал армии в запасе Николай Рогожкин рассказал, что ОКСВ быстро адаптировался к непривычному театру военных действий. В первую очередь были приняты эффективные меры по обеспечению войск водой и медикаментами. Также в короткие сроки советское командование выработало тактику взаимодействия частей в условиях горной местности. Военнослужащие приспосабливались к новым условиям буквально на ходу. Конечно, не всё удавалось, но многие проблемы были успешно решены.
В частности, мы научились эффективно использовать авиацию, артиллерию и бронетехнику. Сейчас её боевой опыт помогает успешно решать задачи в Сирии», — пояснил Рогожкин. Как отмечает генерал, американцы и европейцы сыграли очень большую роль в разжигании конфликта в Афганистане.
На его взгляд, известные и уважаемые люди могли рискнуть и высказаться на трибуне, однако всех будто бы сковал паралич, они боялись негативных для себя последствий. В первые три месяца Афганистан покинули чуть более 50 тысяч военнослужащих. Еще столько же человек вернулись домой в период с 15 августа 1988-го по 15 февраля 1989 года.
Согласно решению командующего 40-й армией генерал-лейтенанта Громова, вывод соединений, частей и учреждений осуществлялся по двум направлениям — Восточному Кабул, Баграм, Пули-Хумри, Хайратон и Западному Шинданд, Герат, Турагунди. Первыми Афганистан покидали наиболее отдаленные от советской границы гарнизоны. Из-за угрозы нападений на походные колонны со стороны моджахедов операцию приходилось прикрывать авиацией. Некоторые оспаривают эту цифру, увеличивая ее до 40 и даже до 60 тысяч. Чем дольше продолжалась война, тем больше памятников вырастало вдоль дорог, ведущих из Кабула. В честь павшего водителя его сослуживцы закатывали в бетон и ставили на обочине колесо и рулевую колонку.
Память о солдате дорожной комендатуры сохраняли при помощи жезла и полосатой каски, а если речь шла о военнослужащем из трубопроводной бригады, памятник делали из трубы На каждом монументе обязательно писали фамилию, имя и отчество, город, откуда он был родом, дату рождения и дату трагедии. Осенью 1988-го в части пришло распоряжение сфотографировать все памятники и затем демонтировать их. Девочка дарит военному пионерский галстук на память о встрече в Кушке, 1989 год Фото: С. Заместитель командира 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка Юрий Лапшин той же осенью зафиксировал в своем дневнике, что его подразделение «косит гепатит». Вот, оказывается, мы и здесь "в выигрыше". Все знали это.
Знали, что приносят каждый год сентябрь и октябрь, но в этом году что-то уж больно резво болезни взяли старт» В общем, Лапшина волновали не столько происки душманов, сколько глупый поступок связиста из Пскова — тот попил чай из общей кружки, а на следующий день пожелтел и слег. Теперь в полку опасались новой вспышки гепатита. Офицера также интересовало, что скажут о миссии в Афганистане через 20 лет. Он полагал, что траты на проведение кампании и на армию в целом неразумны, что при умном руководстве безопасность можно обеспечить «мудростью в политике» и «не лезть в авантюры типа Афгана, не провоцировать, не грозиться». И последователей толпа со всей ей присущей атрибутикой». Судя по дневниковым записям Лапшина, на излете 1988 года в группировке советских войск царили тревожные настроения.
Так, в расположении 108-й дивизии все костерили «того, кто все это придумал», и ждали заседания Политбюро, на котором определилась бы дальнейшая судьба ОКСВА. По частям гуляли разнообразные слухи: к примеру, самым ярым сторонником продолжения войны почему-то называли министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе , «который требует сохранить наше присутствие». Если верить мемуаристу, он даже пытался убедить в своей правоте членов Политбюро, объясняя им, что население Афганистана не поддерживает ОКСВА, «в стране все разрушено, уничтожено; люди голодают, армия ни на что не годна». Создавалось впечатление, что часть генералитета не хочет уходить из Афганистана. Там в огромных масштабах шла торговля оружием и продажа наркотиков» По словам шефа советской дипломатии времен перестройки, встреча с военными обеспокоила его и утвердила во мнении, что в армии не все в порядке. Вывод армии из Афганистана требовал привлечения значительных средств.
Нужно было построить жилье для офицеров и членов их семей, здания для личного состава, восстановить учебные центры. За годы пребывания на территории Афганистана в гарнизонах были сосредоточены значительные запасы материальных средств, необходимые для жизни, быта и ведения боевых действий, которые надо было вывезти на базу пограничных отрядов на территории СССР. Последний снимок на память об Афганистане, 1989 год Фото: ТАСС На заседании Политбюро 24 января 1989 года обсуждались мероприятия в связи с предстоящим выводом войск из Афганистана.
Это знают и помнят наши "афганцы": им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей. Они воевали в чужой стране, а собственный народ практически ничего не знал ни о причинах этой войны, ни о её целях, ни даже об отваге и подвигах наших солдат и офицеров. Больше того, многих, кто вернулся с той войны, подчас встречали на Родине с непониманием, равнодушием, и даже с осуждением. И, конечно, люди спрашивали: за что? По-настоящему мало кому было дело до искалеченных судеб наших "афганцев", до их физических ран и душевных мук. И чаще всего им самим приходилось находить себе место в жизни v политики были заняты своими делами… всем, кто прошел Афганистан, всем, кто прошел через испытания Афганистаном, хочу пожелать вам и вашим семьям здоровья, успехов и благополучия».
В интервью «СП» боевой генерал о событиях 30-летней давности в Афганистане
- 15 февраля исполняется 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана
- Уроки необъявленной войны
- Долгая дорога из Афганистана - Ведомости
- Афганский след: война, закончившаяся не для всех
«Мы не проиграли». Как последние советские солдаты уходили из Афганистана
Ещё 50 100 человек вернулись в СССР в период с 15 августа 1988 года по 15 февраля 1989 года. В начале ноября 1988 года вывод советских войск из Афганистана был приостановлен в связи с резко активизировавшимися наступательными действиями моджахедов, в частности, массированными ракетными обстрелами Кабула. После этого, во второй половине ноября и декабре 1988 года, обстановка в Афганистане несколько стабилизировалась, однако руководство СССР воздерживалось от каких-либо заявлений о том, будет ли вывод советских войск выполнен до конца, или военные действия в Афганистане будут продолжены. Окончательное решение о полном выводе советских войск из Афганистана было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 25 января 1989 года и опубликовано на следующий день с формулировкой Советский Союз останется верен Женевским соглашениям. Завершающая операция по выводу войск происходила в конце января—первой половине февраля 1989 года.
Первая колонна советских войск отправляется на Родину.
Киселев Колонна бронетехники пересекает афгано-советскую границу по мосту Дружбы через реку Аму-Дарью. Киселев Погрузка боевой техники на железнодорожной платформе в Термезе Узбекистан.
Уважаемые воины-интернационалисты! Примите искренние слова благодарности в связи с памятной датой — 35-й годовщиной вывода советских войск из Афганистана! Спасибо Вам за Ваше мужество и честь, отвагу и преданность Родине. Уважаемые ветераны, желаем Вам крепкого здоровья, спокойствия в душе, долголетия, тепла и уюта в Ваших семьях, чистого неба над головой и продолжения жизни!
После прихода к власти Народно-демократической партии Афганистана НДПА , лидеры которой заявили о приверженности идеям социализма, идеологи СССР стали рассматривать эту страну как дружественную, в перспективе социалистическую. Правительство Афганистана начало реформы просоветского толка. Используя недовольство ими населения, радикальные исламисты в марте 1979 года спровоцировали мятеж в Герате. Он был подавлен, но обстановку стабилизировать не удалось. Исламская революция в Иране привела к ослаблению позиций США в регионе и вынудила американцев искать новые точки опоры. Она представляла угрозу и для советского влияния в Афганистане. Резко обострились советско-китайские отношения из-за событий в Индокитае. Вступление вьетнамской армии в январе 1979 года в Кампучию и свержение прокитайского режима «красных кхмеров» привели к вторжению китайских войск во Вьетнам и обострению отношений между СССР и КНР. Они заявили о выводе американских войск из Тайваня и пообещали Китаю крупные кредиты, в том числе для приобретения оружия.
В ноябре 1979 года было объявлено о подготовке переговоров о военном сотрудничестве между Соединенными Штатами и Китаем. В условиях столь неблагоприятных перемен советское руководство опасалось, что резкое осложнение обстановки в Афганистане могло привести к свержению дружественного СССР правительства, росту влияния США и НАТО у южных границ нашей страны и военной угрозы ей, а приход к власти исламских радикалов — вызвать нестабильность в советских республиках Средней Азии. Картер подписал директиву о тайной помощи противникам афганского правительства [4]. В афганский «костер» хлынуло долларовое «горючее». К осени антиправительственные выступления в Афганистане охватили восемь провинций. В сентябре 1979 года власть в ДРА захватил Х. Он стал более радикально и жестко проводить реформы и репрессии против их противников, которые вызвали массовый исход афганцев в Иран и Пакистан. Там создавались лагеря беженцев, формировались базы вооруженной афганской оппозиции. Лидеров контрреволюционных организаций консультировали и наставляли представители США, Пакистана, Ирана, Китая и других стран. Только в июне—ноябре 1979 года до ввода советских войск в пакистанских учебных лагерях прошли подготовку свыше 30 тыс.
Видный афганский политик А. Масуд, брат национального героя Афганистана А. Масуда, в прошлом один из лидеров «Северного альянса», в 2002—2004 гг. Хафизулла Амин, тогдашний генеральный секретарь Народно-демократической партии Афганистана… неколебимо верил в то, что у нас можно быстро, скачкообразно построить социализм и через несколько этапов догнать в развитии другие страны соцлагеря. Реформы пытались проводить ускоренными темпами, командным способом, без учета традиций, религиозных убеждений и вековых жизненных укладов афганцев. Такая стратегия продолжалась и позднее. Почему столь грубая ошибка стала возможной при большом количестве ваших советников на самом верхнем уровне, я объяснить не могу. Естественно, резкие попытки провести социалистические преобразования в стране, по существу, с феодальными отношениями, устойчивыми племенными структурами, сильным влиянием исламского духовенства вызвали сначала непонимание, а затем и недовольство населения. Начались массовые выступления в Герате, Кандагаре, Кунаре. В провинции Парван вооруженную борьбу возглавил мой брат.
Правительственные войска переходили на нашу сторону. К концу 1979 года моджахеды уже были способны захватить Кабул и свергнуть правительство Амина» [6]. Хафизулла Амин просил руководство СССР о вводе в Афганистан советских войск и, не добившись своего, намеревался обратиться за помощью к президенту Пакистана. Встреча была намечена на декабрь 1979 года. Американская помощь афганским мятежникам, усиление группировки сил США в регионе, в непосредственной близости от наших границ и угроза ослабления влияния СССР в Афганистане в случае переориентации Амина тревожили советское руководство. По его оценке шансов урегулировать внутриафганский кризис в приемлемом для СССР ключе без вмешательства извне практически не осталось. В нее входили председатель КГБ Ю. Андропов, министр обороны маршал Советского Союза Д. К концу ноября 1979 года они начали склоняться к принятию радикального военного варианта. Последним аргументом в его пользу для советского руководства стало принятое 12 декабря 1979 года решение министров иностранных дел и обороны стран НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, которые могли поражать цели на территории СССР.
Протокол заседания указывает его инициаторов и главных исполнителей: Ю. Андропов, Д. Устинов, А. Громыко [7]. Правовыми основаниями для этого решения были Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и ДРА, предусматривавший возможность принятия соответствующих мер в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих стран, а также неоднократные просьбы правительства Афганистана о военной помощи [8]. Оценки причин решения о вводе войск различны. Шмелев считает, что это идеологические догмы, стремление спасти «социалистический» путь развития Афганистана [9]. Арбатов отметил значительные надежды на Б. Кармаля, которым планировали заменить Х. Амина [10].
Крючкова, — стала очевидная угроза нашей национальной безопасности» [11]. Военачальник и ученый генерал армии М. Гареев, участвовавший в афганских событиях, ставит во главу угла геополитические интересы СССР [12]. Павловский в числе основных причин принятия решения на ввод войск в Афганистан называл резкое усиление влияния исламского фундаментализма, возможное упрочение американских позиций, обострение отношений с Китаем и неожиданно быстрые темпы военно-стратегического сближения США и КНР [13]. Генерал армии В. Варенников, который, будучи начальником Главного оперативного управления — первым заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР участвовал в выработке важнейших решений по афганской проблеме и с 1984 года по февраль 1989-го возглавлял Оперативную группу Минобороны в Афганистане, отмечал: «В основе решения советского руководства лежал расчет на то, что присутствие наших войск в Афганистане позволит остудить горячие головы сторонников Амина, да и оппозиционных сил и, наконец, исключит возможные поползновения американцев, стабилизирует обстановку» [14]. По его мнению, «в пекло афганской войны наши войска толкнули антинародные действия правительства Афганистана, амбиции наших руководителей и опасность выхода американских войск к нашим границам» [15]. Руководители СССР отвергли аргументы руководства Генерального штаба, выступавшего против ввода войск. Его начальник маршал Советского Союза Н. Огарков в кабинете Л.
Брежнева убеждал членов Политбюро ЦК КПСС, что проблему надо решать политическим путем, ссылался на традиции афганцев, никогда не терпевших иноземцев на своей земле, предупреждал о вероятности втягивания наших войск в боевые действия. Его резко оборвал Ю. Андропов: «Занимайтесь военным делом! А политикой займемся мы, партия, Леонид Ильич! Громыко, К. Черненко, М. Суслов, Д. Кириленко, а затем и Л. Одновременно было приказано привести в полную боевую готовность ряд соединений и частей Сухопутных войск и авиации приграничных с ДРА военных округов для возможного увеличения группировки войск в Афганистане. К тому времени были развернуты около 100 соединений, частей и учреждений.
В их числе управления 40-й армии и смешанного авиационного корпуса, 4 мотострелковые дивизии три в ТуркВО и одна в САВО , артиллерийская, зенитно-ракетная и десантно-штурмовая бригады, отдельный мотострелковый и реактивный полки, части связи, разведки, тыловые и ремонтные. Доукомплектованы до полного штата воздушно-десантная дивизия, отдельный парашютно-десантный полк, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения [18]. Призваны из запаса более 50 тыс. К исходу 24 декабря основные силы 40-й армии были подготовлены к вводу в Афганистан.
Как советские войска завершили миссию в Афганистане
- Афганский «нож сокращения»: что стало с военными частями после вывода войск из Афганистана
- Вывод советских войск из Афганистана: как это было
- 20 лет назад, 15 февраля 1989 года, завершился вывод советских войск из Афганистана
- Оставить заявку
- 15 февраля 1989 года завершился вывод войск СССР из Афганистана
- Главное сегодня