При этом сам "Город солнца" в Курагинском районе Красноярского края, в котором проживают члены общины Виссариона, до сих пор не имеет официального статуса населенного пункта. Рослесхоз потребовал у виссарионовцев вернуть Город Солнца государству. Город Солнца, где живут последователи Виссариона, имеет свое летоисчисление. самое верхнее поселение, "отвечающее" духовности, "идеальный" экополис.
Город солнца Виссариона
Год назад в общину прилетели четыре вертолета спецподразделения ФСБ. Так началась операция силовиков против «сибирского Христа». Его последователи, виссарионовцы, жили по мирным заповедям: отказывались от агрессии, мяса и алкоголя, платили десятину, а ключевые для общины решения принимали на собраниях. Но силовики считали, что Сергей Тороп Виссарион создал деструктивную секту, и обвинили его в создании религиозной организации, деятельность которой сопряжена с насилием над людьми.
Город Солнца был задуман как уникальное экологическое поселение, в котором люди живут в согласии с природой и духовно развиваются, основываясь на учениях Виссариона - духовного лидера общины. Город состоит из верхней и нижней частей. Верхняя — Небесная обитель на горе Сухой, здесь находится храм Истины, монастырь для юношей и Алтарь, где живут несколко семей служителей.
В нижней части города — Обители Рассвета, Городе Солнца, Новом Иерусалиме живет и ведут хозяйство около 65 семей и приглашённые мастера — итого 350 человек. Семьи Города Солнца должны сама себя кормить, и огород — большая ценность.
По сути, переехать было семьям некуда. Постройки стали незаконными, когда минлесхоз расторг с общиной договор аренды на участок Источник: прокуратура Красноярского края О том, как жила община до массовых задержаний и судов, мы писали в большом материале — почитайте наш репортаж оттуда. Виссарионовцы жили спокойно более 20 лет, пока в 2020 году Сергея Торопа не арестовали , а его церковь начали ликвидировать. Тогда-то и взялись за последователей учения.
Юристы министерства лесного хозяйства края обратились в арбитражный суд с требованием изъять этот и другие участки. Виссарионовцев обвинили в захламлении леса самостроями и нанесении лесному фонду региона убытков на сумму в 100 миллионов рублей. Всё это сопровождалось скандалами по поводу самой церкви.
Их тела с признаками воздействия высоких температур обнаружили в доме. От пожара утром проснулся глава семьи, он пошел искать жену, но в сильном дыму не нашел ее, зато нашел детей.
Мужчина выпрыгнул в окно, чтобы дети прыгнули за ним. Однако, как говорят следователи, из-за сильного дыма дети не смогли сориентироваться в пространстве и остались в горящем доме. Мужчину в тяжёлом состоянии доставили в больницу.
На пути к Городу Солнца
Сегодня в Курагинском районе сгорел частный дом общины "Город Солнца". Глава красноярской религиозной общины "Церковь нового завета" Сергей Торопа (Виссариона) на две недели поместили в карцер новосибирского СИЗО-1 за нарушение правил внутреннего распорядка, сообщил РИА Новости представитель ГУФСИН по Новосибирской области. Отзыв о Экскурсия в деревню Петропавловка (Россия, Красноярский край).
Город солнца Виссариона
Виссарионовцы — секта под руководством бывшего гаишника | Город солнца" в Курагинском районе Красноярского края, в котором проживают члены общины Виссариона, до сих пор не имеет официального статуса населенного пункта. |
Закат «Города Солнца». За что задержали создателя религиозной общины? | В нижней части города — Обители Рассвета, Городе Солнца, Новом Иерусалиме живет и ведут хозяйство около 65 семей и приглашённые мастера — итого 350 человек. |
Закат «Города Солнца». За что задержали создателя религиозной общины?
Редькина называют правой рукой Торопа и пресс-секретарём общины. Убежище для преступников В 2000-х община "Город солнца" была замешана в криминальном скандале. Она находилась в федеральном розыске с 1998 года, и убежище в общине ей предоставил сам Виссарион. С тех пор община приобрела негативную репутацию. Связан он был с попыткой изнасилования болгарской девочки Чечи Виссарионом.
В общине состояли не только русские, но и жители Болгарии. После инцидента они спешно покинули "Город солнца". В "Город солнца" уже приходили с обысками в 2019 году и даже возбудили уголовное дело о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. В феврале 2020 года в общине снова проводились обыски с допросом местных жителей.
Загнали на эфире? Кто ответит за смерть легендарного ведущего "Русского лото" Повышенное внимание силовиков сами сектанты связывают с залежами золота и других ценных ископаемых, которые якобы есть в районе лагеря. А за всеми проблемами якобы стоят московские бизнесмены, которые бы хотели получить эти земли. Однажды москвичи даже заявили о намерении построить трассу, которая облегчила бы добычу руды и золота.
Но "виссарионовцы" и местные вели борьбу за экологию. В разгорающийся скандал подлил масло репортаж журналистов, вышедший буквально несколько недель назад. В нём сообщалось, что руководство секты обманывает людей. Адвокат общины Иван Хорошев связал все неприятности с местью журналистов.
Давление было и раньше, но не в таком масштабе. После их приезда СКР возбудил уголовное дело по факту препятствования журналистской деятельности в отношении одного из жителей. Затем приехали силовики на автозаках и всех задержали. В самой общине до сих пор проводятся обыски, — рассказал Хорошев.
Сейчас руководителям секты предъявлено обвинение по статье "Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинение тяжкого вреда здоровью двум и более лицам".
Дом находился на улице Солнечных ветров. Пожар полностью потушен в 14:30. Дом сгорел практически полностью. Для справки «Город Солнца» — населенный пункт, где живут последователи Виссариона, объявившего себя мессией. Новость изменена и дополнена.
Для того, чтобы быть последователем не обязательно верить, что Виссарион — это Бог. В "Церкви последнего завета" даже Бога Творца не считают за Бога, не говоря уже о Христе или его "второй реинкарнации" Виссарионе Рядом друг с другом стоят два магазина — "местный" и "семейный". Семейным управляет "единая семья Петропавловки" Пять раз в день звучит "колокол" — работы останавливаются и люди "сливаются с учителем" Дочка семьи последователей.
Около 70-80 процентов детей впоследствии покидают общину. Больше трех детей семьи последователей рождают редко, поэтому основной прирост происходит за счет вновь приезжающих Некоторые постройки удивляют своей архитектурой. Это — "китайский дом", использовался как гостиница Храмы виссарионовцы рубят себе сами — в ЦПЗ поощряется занятие ремеслами Внутреннее убранство храма висарионовцев На "алтаре" православные иконы Богородицы, потир с изображением апостолов. Зачем нужен потир непонятно — последователи не приемлют алкоголя. Здесь же лежит "дар земли-матушки" — шишка На стенах нет икон, вместо них картинки. На одной из них со стороны спины изображен голый мужчина в свободном полете. Я сначала подумал, что это сам Виссарион и именно в таком виде ему молятся. Оказалось просто рисунок Виссариона Само "богослужение" происходит вечером. Над Петропавловкой густой туман, в темноте горят разноцветные фонари, установленные последователями вокруг храма В храме хор славит Виссариона.
Святый божий свет, нежный и лучистый. Святый божий сын, к нам с небес снисходит. Перед портретом как перед иконой ставят свечи Днем можно дойти и до православного храма в соседней деревне Черемшанке Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Целительница" небольшой, максимум на 40 человек. Впрочем, черемшанская община из 15 человек чувствует себя здесь вполне комфортно Настоятель храма священник Алекий Решетников, друг детства Виссариона. Помимо черемшанского, у отца Алексея еще два храма.
Не вот это что-то напускное, неестественное...
Моя суть здесь расцвела, как женщины, как мамы». За внешне красивой жизнью на природе, с песнями и танцами в белых одеждах, были спрятаны темные дела лидеров секты — они годами обирали своих послушников, заставляли их жить в нищете и запугивали, чтобы люди не обращались за помощью. В числе бывших адептов Ольга Климова. Женщина продала комнату в коммуналке, все деньги отдала в секту, а когда с 11-летним сыном приехала туда, жить ей оказалось негде. Все время я металась, искала бегала, где ночевать, где жить, умоляла людей нас принять, по разным деревням мы мотались с ребенком. Все окружение говорит о том, что если ты будешь жаловаться, значит, ты предатель, попадешь в ад, и ребенок твой сгорит в аду.
Я не знаю, боялась, и все», — рассказала Ольга Климова. Показывали рекламные картинки, рассказывали про последнее воплощение Христа, возможность быть рядом с богом, про умильные разные отношения, а попадали они в настоящий ад на земле», — отметил профессор религиоведения Православного университета Александр Дворкин. В общине открыто говорили о многоженстве. Но самое страшное — отказ от лечения. Никакой традиционной медицины, только альтернативные методы — например, возложение рук самого Виссариона. Говорят, из-за этого могли погибнуть несколько детей с тяжелыми заболеваниями.
Город Солнца, Красноярский край (Церковь Последнего Завета, Виссарион)
На юге Красноярского края, на Сухой Горе у озера Тиберкуль задержали руководителей секты «Церковь последнего завета», также известной как община Виссариона. Отметим, что община «Города Солнца» живет в полной изоляции от мира и практически не допускает на свою территорию посторонних. Изначально идеология города Солнца строилась на противостоянии с оставшейся вовне Россией. При этом сам "Город солнца" в Курагинском районе Красноярского края, в котором проживают члены общины Виссариона, до сих пор не имеет официального статуса населенного пункта.
Город Солнца и Греха: сектанты рассказали правду о Виссарионе
В Красноярском крае ФСБ в ходе крупной операции задержала главу так называемой Церкви последнего завета, также известной как «секта Виссариона» Сергея Торопа, его помощников Вадима Редькина — бывшего барабанщика группы «Ласковый май» — и Владимира. Изначально идеология города Солнца строилась на противостоянии с оставшейся вовне Россией. В Курагинском районе Красноярского края, в отрогах Восточного Саяна рядом с озером Тиберкуль строится город Солнца. Здесь вы можете увидеть небольшие сюжеты о жизни людей,живущих на юге Красноярского края,традиционно называемых "Община Виссариона.".
«Город Солнца» в тайге: кто стоит за сектой Виссариона
По версии следствия, для извлечения дохода руководители общины использовали средства прихожан, а также применяли к ним психологическое насилие, из-за чего части последователей религиозной организации причинен тяжкий вред здоровью. Сейчас трое организаторов Церкви находятся под следствием. Прокуратура края направила в суд иск о ликвидации религиозного объединения "Церковь последнего завета".
Взамен же предлагается «примитивно состряпанная теософская система, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных восточных религий: индуизма , буддизма , даосизма ; языческие мифологии и модные нынче псевдовосточные гипотезы» [77] — Дворкин А. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Религиовед Р. Силантьев отмечает, что изначально данное объединение отличалось «самыми дикими пищевыми запретами» — запрещалось есть мясо, рыбу, соль, сахар, грибы, и «даже воду пить одно время запрещалось».
Члены общины питались, в основном, горохом. Кроме того, по его данным, был запрет на обращение к медикам. С течением времени и под давлением властей подобная практика стала смягчаться, и даже сам глава общины Виссарион, будучи уже в пожилом возрасте, стал лечиться [24] [78]. Копцева указывает, что «это достаточно синкретичное учение », поскольку «оно включает в себя элементы многих существующих прежде религиозных мировоззрений» и «его неожиданной особенностью является то, что Виссарион одновременно и человек, и воплощение Христа». И обращает внимание на то, что таких лидеров, как Виссарион, «в религиоведении называют харизматами », поскольку «у него прекрасные внешние данные — он очень похож на иконы с каноническим изображением Иисуса Христа».
Кроме того, Тороп «происходит из семьи, связанной со старообрядцами , то есть раскольниками — есть какая-то память о предках, которые не покорялись, как сейчас принято говорить, мейнстриму », а сам «Курагинский район — место, где такие старообрядческие общины и ранее существовали» [80]. Религиовед и социолог религии Л. Астахова отмечает, что организация складывалась как « абсолютное вегетарианство , достаточно жёсткое, с отказом и контролем не просто типа питания, а речь и об объёме пищи. То есть это определённая, в том числе и энергетическая перестройка человека, связанная с будущим образом, с будущей жизнью , в которую он должен попасть». Она указывает, что вероучение основано на трёх опорных точках: 1 учение о множественности миров наш мир является всего лишь один из множества внеземных миров , число которым — миллионы , где каждый такой «мир развивается по пути полного расцвета разума, по которому мы никогда не пойдём» и «наш мир в этом плане несколько уникален» "; 2 существует единый первый творец миров Абсолют и «какое-то количество творцов конкретных миров и конкретных форм духовной ткани, которые существует конкретно на Земле»; 3 учение о надвигающемся конце света , поскольку для человека свойственно не только расти и развиваться духовно, но и падать, и наш мир является угрозой всем остальным мирам и в идеале его необходимо уничтожить.
В качестве ковчега спасения выступает «единая семья» из последователей Торопа, которые должны развить свои разум и тело до такого состояния, чтобы суметь выжить и показать другим мирам, что человечество заслуживает право остаться жить в этом мире. Кроме того, она видит определённое сходство между виссарионовцами и последователями С. Пеуновой в обращении к темам разума и развития , веры в реинкарнацию и наличия достаточно сильного влияния идей Е. Блаватской и Д. А также указывает на сильное влияние двух линий — уфологической большое количество рассуждений о множестве миров и поп-культурной многие из первых виссарионовцев были представителями творческой интеллигенции — певцы, музыканты и т.
Религиовед Б. Кнорре указал, что в идеологии этого движения нет дуализма и «нет понятия о глобальном зле, нет заостренности на том, что в мире вообще царствует зло» [82]. По его словам, виссарионовцы со временем изменили ряд своих практик в ответ на критику: «Они перестали отговаривать людей от получения образования и настраивать против окружающего мира» [83]. Историк религии Б. Фаликов , указывая на исследования фольклориста А.
Панченко , утверждает, что виссарионовцы не агрессивны. В числе факторов риска этого движения он называет «гуризм», то есть некритическое восприятие религиозного лидера причём, по его мнению, такое бывает во всех религиях. Со временем «гурзим» виссарионовцев смягчался: в первые годы существования движения Виссариона ассоциировали с Христом, обожествляя его; позднее его стали называть «учитель», «наставник». Также у виссарионовцев есть признаки такого фактора риска, который Фаликов называл «эсхатологизм», то есть ожидание конца света. Эсхатологизм в своём мягком варианте связан с надеждой на то, что если жить правильно, наступит царство добра [84].
Поселения и численность[ править править код ] В 1993—1994 годах в ходе трёх закрытых проверок, две из которых осуществили сотрудники МВД России , а одну — представители администрации Красноярского края, было установлено, что по религиозным побуждениям в период с 1 июня 1993 года по 1 июня 1994 года в Минусинск, в общину «Единой веры», из таких городов, как Алма-Ата , Воронеж , Казань , Киев , Москва , Новосибирск , Оренбург , Рига , Санкт-Петербург , Саратов , Уфа и Челябинск на постоянное место жительства прибыло 502 человека, из которых 233 — мужчины, 151 — женщины, 118 — дети и подростки. При этом более половины приехавших прибыли в составе собственных семей общей численностью 83. По возрасту прибывшие делились следующим образом: до 18 лет — 118 человек, 18-25 — 106, 26-40 — 190, старше 41 года — 88. По месту проживания: 143 человека в Минусинске, 26 человек в двух посёлках Минусинского района посёлок Малая Минуса — 17 и Шошино — 9 , в 12 населённых пунктах Курагинского района — 333 человека Гуляевка — 14, Жаровск — 9, Жербатиха — 7, Журавлёво — 113, Имисское — 24, Курагино — 63, Маринино — 5, Можарка — 7, Петропавловка — 11, Тюхтят — 14 и Черемшанка — 67. Тем не менее, при последующей проверке, 14-16 октября 1994 года, в общине проживало около 1 тысячи членов, из которых около 200 человек — дети и подростки [85].
По состоянию на 2000 год, согласно данным местной администрации, в Курагинском районе проживало 2556 виссарионовцев, включая и их детей. Согласно статистике того же года о количестве избирателей, администрация района указывала, что из 24766 избирателей по тридцати избирательным участкам на долю виссарионовцев приходилось 1870 человек. При этом распределение и степень влияния были неравномерными: например, в посёлке Курагино из 10990 жителей лишь 107 избирателей были членами Церкви последнего завета, в то время как в деревне Черемшанка из 891 человека 614 являлись последователями Торопа. Волков отмечал, что в 2010 году на юге Красноярского края жило 2076 взрослых в данное число не входят те члены семьи, кто не принял «Последний завет» членов общины и 126 детей, из которых в Каратузском районе — 387, в то время как на Курагинский и Минусинский район приходилось 1689 человек, расселившихся в более чем сорока населённых пунктах. По данным бывших членов Алексея Ворошилова и Елены Мельниковой, супругов проживших 12 лет в общине и описавших в своей книге «Возвращение из сказки» внутреннюю жизнь, «в этом явлении задействованы напрямую около пяти тысяч человек и всё это количество можно смело умножить в среднем на 4-5, тогда мы получим число реально пострадавших людей — брошенных матерей, детей, жён и мужей» [86].
Здесь молятся с одинаковой радостью как "матушке Марии" так и "земле матушке" "Сотворим круг", — говорит присутствующим священник. Люди берутся за руки и вырабатывают любовь: "Да будет свет и мир небесам. Да будет свет и мир деревам.
Да будет свет и мир всем живым существам" Начало "литургии". Паломники собираются у столба, жрецы звонят в колокола. В полной тишине люди стоят с закрытыми глазами и представляют себе, что они "сливаются с учителем".
Ритуальное омовение Когда все по возможности сольются, можно начинать восхождение к алтарю земли, который стоит на горе над городом"Священник" объясняет, что подъем является частью богослужения, и попросит соблюдать порядок и тишину. Периодически процессия останавливается и поет так называемые "псалмы" собственного сочинения "Летящий голубь мира из наших сердец он облетает землю, созывая всех, кто верит в сказку, в чудо, кто любит Христа". Или "Мне сегодня солнце светит и светло так на душе, потому что день волшебный, я с волшебником в душе...
Потому что я с тобой, Учитель, потому что всех люблю" Непонятно, зачем последователям нужны еще какие-то практики. Многие и так считают что всех любят, и, как поется в псалмах, соединились с "волшебником", "поверили в сказку" и теперь нужно ретранслировать произведенную "положительную энергию" по всему миру. Когда люди подходят почти к самой вершине, наверху бьют в колокола.
Мелодия не похожа на то, что звучит в православных храмах. Звон потусторонний и печальный, как долгие гудки парохода, заблудившегося в тумане Наверху дует пронизывающий ветер. Окрестность как на ладони, видны облака тумана над болотами Сознание перестает воспринимать произносимый текст как нечто цельное и осмысленное, через фильтр проходят обрывки: "бог наш золотой", "да пребудет таинство благодатное" "превращая дни наши в царство небесное" "Священник" произносит несколько речей и "молится" перед "алтарем земли", стоя лицом к народу с поднятыми руками и закрытыми глазами.
Все эмоции, которыми напитаны слова "молитвы" проходят через лицо "священника" как через экран телевизора. Соединят в таинстве чудесном, таинстве благодатном, кое заповедано отцом, кое сотворим мы вместе во славу его.
Как живет Город Солнца? Вместе с последователями Виссарион в Курагинском районе возле озера Тиберкуль основал поселение — Город Солнца, также его называют Обитель Рассвета. Там живет примерно 90 семей.
Основная часть последователей живет в деревнях Курагинского района — Жаровск, Черемшанка, Петропавловка, Можарка. В новую религию в 90-е поверили тысячи людей, в том числе инженеры, ученые, работники искусства и даже звезды. Например, исполнительница песни «Мальчик мой» Светлана Владимирская бросила карьеру и уехала жить в тайгу к Виссариону. В экопоселении есть жилая и производственная зона, парк и храмовая площадь. Все участники общины работают — занимаются ремеслами и сельским хозяйством.
Город Солнца, затерянный в Сибирской тайге
Женщина с тремя детьми погибли в «Городе Солнца» на юге Красноярского края | Город солнца" в Курагинском районе Красноярского края, в котором проживают члены общины Виссариона, до сих пор не имеет официального статуса населенного пункта. |
Под Красноярском задержаны руководители религиозной общины Виссариона | Последние новости (Красноярск). |
Наши проекты
- Виссарион и Город Солнца в Сибири - Философия
- Под Красноярском задержаны руководители религиозной общины Виссариона
- «К нам пришли»
- Община Виссариона: Сумерки в «городе солнца» | Православный журнал "Нескучный сад"
В Красноярском крае снесли «Город Солнца» общины Виссариона
Красноярский спецназ задержал «Сибирского Иисуса» - Афиша Daily | «Виссарион Христос» живет в Красноярском крае на горе Сухая. Последователи стараются почаще выбираться из деревень внизу и подниматься к нему на «гору» в «город солнца». |
Жители города Солнца рискуют остаться без своих домов | Город Солнца был задуман, как уникальное экологическое поселение, в котором люди будут жить в согласии с природой и духовно развиваться в согласии с учениями Виссариона. |
В Красноярском крае снесли «Город Солнца» общины Виссариона | Власти начали требовать разобрать дома и постройки на хуторе Светлый ручей — он находится рядом с «Городом Солнца» общины Виссариона в Курагинском районе края. |
В Сибири потребовали снести "город Солнца" общины Виссариона - Российская газета | В Красноярском крае 22 сентября задержали основателя религиозной организации «Церковь последнего завета» Сергея Торопа (он называет себя Виссарионом), а. |
Город Солнца, Красноярский край (Церковь Последнего Завета, Виссарион)
Отец семейства с ожогами тела доставлен в больницу. По информации местного новостного портала NGS24, пожар случился в доме на территории общины Виссариона «Город солнца», которая расположена в Курагинском районе Красноярского края. Как пишет издание, отец семьи проснулся рано утром в доме, наполненном дымом, и не смог найти супругу. Забежав в детскую комнату, он сказал детям следовать за ним и выбрался через окно.
Обряд «Благодарения Земли» Виссарионовцы — молодая коммуна, поэтому они еще только начинают формировать свои традиции и обряды. Вроде бы сейчас они отмечают «Рождество» разумеется, «Рождество Виссариона» и парочку других религиозных праздников.
Женщины передали разные «дары земли» мужчинам в руки, а те положили их в огромный костер, с целью накормить духов По приезде в деревню, я сразу последовал за местными на «остров», живописную поляну, обтекаемую двумя речушками. Тут, под большим дубом, словно в сказке, расположилась большая группа людей в белых кафтанах — и стар и млад. Началось все с литургии и песнопений. Тексты исключительно на современном русском языке, так что подпевать смогли даже самые залетные путешественники. Мотивы простые, добрые и, как по мне, очень забавные: «И благодать святую нам принес учитель наш Виссарион Христос».
Дальше толпа разделилась по половому признаку. Собравшись в небольшие плотные круги, виссарионовцы начали размышлять над основными мужскими и женскими качествами, представлять их и направлять мысленные потоки в космос. Женщины передали разные «дары земли» мужчинам в руки, а те положили их в огромный костер, с целью накормить духов. Еще минута — и благодатный огонь начал медленно пожирать куски древесины вместе с подношениями. Все стали весело водить хороводы и петь песни, чтобы задобрить духов.
Костер, правда, получился слишком большим, а по правилам нужно ждать, пока он полностью догорит. Поэтому ведущему обряда, пришлось вспоминать все свое прошлое тамады и развлекать людей из последних сил. Снимать и фотографировать запрещали. За этим делом пристально следил мужчина с пивным брюшком, длинной бородой, лицом пирата и в очках Терминатора. Получив от него несколько предупреждений, я решил не гневить Виссарионскую охрану.
Окончив обряд и танцы у костра, изголодавшиеся и перенасыщенные космической энергией люди отправились трапезничать. Глубоко чувствующие люди и местные шаманы отметили, что духи остались довольны. Уж не знаю, что насчет духов, но после обряда тучи действительно разошлись и следующие несколько дней светило яркое солнце. К сожалению, возможности познакомиться с ним лично не было, ведь недавно он уехал жить в «Город Солнца» в домик на горе и к прихожанам теперь выходит редко. Настоящее имя «Виссариона Христа» — Сергей Тороп, он родился возле Краснодара в неверующей семье строителей.
Отслужил в стройбате в Монголии, после чего побыл слесарем, электриком, преподавателем физкультуры, художником-мистиком, сержантом ГАИ. О последнем факте биографии местные пояснили, что таким образом Виссарион, подражая Христу, искал возможность соприкосновения с самыми духовно нищими людьми.
Несмотря на это супруги в мае 1994 года продали квартиру в Новосибирске и переехали в экообщину. Муж Елены пожертвовал поселению три тысячи долларов. Вскоре Виссарион начал запрещать прихожанам есть сахар, постное масло, чай и каши, а в августе 1999 года разрешил многоженство. Супруги также рассказали, что в общине запрещалось отправлять детей в школу и обращаться за медицинской помощью, были случаи самоубийства среди подростков. При этом силой в «Городе Солнца» никого не держали — уйти можно было в любой момент. Однако многие из прихожан потеряли связи, жилье, работу и здоровье. Семья Мельниковых, например, вернулась в Новосибирск в 2006 году.
Сейчас они живут в квартире свекрови. Исследователь современного сектантства, богослов Александр Дворкин, который много занимался «Церковью последнего завета», рассказал RTVI, что у Виссариона действовали следующие порядки — если ты пожертвовал и ты помнишь об этом, то твоя жертва не засчитывается. Люди работали, либо работали бесплатно, либо платили процент — десятину, которая на самом деле была больше десяти процентов», — пояснил эксперт. Религия «нового века» и тоталитарная секта Историк и религиовед Константин Михайлов в разговоре с RTVI назвал церковь Виссариона типической постсоветской религией «нового века», которая строится вокруг центральной фигуры. Михайлов сравнил общину Виссариона с другим нью-эйдж движением — «Звенящие кедры», которое тоже основали в начале 1990-х годов. Однако, по его словам, оно не приобрело такой популярности как «Церковь последнего завета». Подобные учения обычно представляют попытку создать религию, в которой используются различные элементы христианства, философии, уфологии, буддизма, шаманства и даже оккультизма. Михайлов добавил, что на первый взгляд в деле общины Виссариона заметно влияние государства. Он также не стал давать оценку роли Русской православной церкви в этой истории.
И, конечно, она не симпатизирует Виссариону.
Хотя все потихоньку дряхлеет, интерьер избушки — просто космический. Всюду картины, нарисованные самим хозяином, и его барабаны для обрядов. Шаманы в этих местах — почти как ивент-менеджеры. Дети, родившиеся в коммуне и не принявшие учение Виссариона, живут своей жизнью, наблюдают, как родители водят хороводы у костра, и спокойно к этому относятся Занимаются шаманы и знахарством. Еще в первые дни дождливого сибирского автостопа я простудился, и к моменту прибытия в Петропавловку нос тек, как весенние сосульки. Шаман Игорь взялся меня лечить. Усадил на раскаленную печку, вставил неизвестную траву в нос, ноги погрузил в кипяток. Я думал, что меня как в сказке Андерсена сейчас тут же приготовят и съедят.
Но все обошлось. Так я просидел целый час. Травки помогли и мне стало легче на следующее утро. Шаманы, знахари, ремесленники — первое поколение виссарионовцев, которое приняло для себя новую веру и переехало в эти места. Но есть здесь и совершенно другие ребята. Второе поколение — это дети, родившиеся в коммуне, не принявшие учение Виссариона. Они живут своей жизнью, наблюдают, как родители водят хороводы у костра, и спокойно к этому относятся. Их никто не заставляет вступать в общину. Здесь я познакомился с девушкой-фотографом, которая учится в университете в Красноярске, но Петропавловку любит, как дом родной и место, где можно побыть наедине с собой.
Ее родители когда-то решили переехать в коммуну Виссариона. Причем, скорее решила мама, а папа согласился только из-за того, что природа в этих местах шикарная. Или ее парень, отличный молодой строитель и музыкант. У него есть очень интересная житейская мудрость, которую редко встретишь у других молодых людей его возраста. Он мне как-то вот что сказал: «Я пришел к выводу, что не хочу проводить жизнь в погоне за материальными благами, я пришел на землю для гораздо большей и высшей цели. Хочу и буду покорять горы и скалы, писать музыку, жить для людей, учиться общаться, дружить, помогать, дарить миру всего себя и наслаждаться миром в котором я живу. Настоящая ценность — это люди, которые рядом, это мир который вокруг» Действительно, в сибирской глуши понимаешь, почему сюда тянет людей.
Община Виссариона: Сумерки в «городе солнца»
Так началась операция силовиков против «сибирского Христа». Его последователи, виссарионовцы, жили по мирным заповедям: отказывались от агрессии, мяса и алкоголя, платили десятину, а ключевые для общины решения принимали на собраниях. Но силовики считали, что Сергей Тороп Виссарион создал деструктивную секту, и обвинили его в создании религиозной организации, деятельность которой сопряжена с насилием над людьми. Чтобы разобраться, кто прав и как живет община после ареста ее лидера, мы поговорили и с потерпевшими по делу, и с последователями Торопа.
Необходимо заметить, что был 1993 год, время, когда цены росли быстрее зарплат и в экономике царил первобытно дикий хаос, жизнь была очень нервной, небезопасной. Перспектива плохо просматривалась. В Академгородке существовало в то время множество духовных учений, и люди метались из одного учения в другое, плюрализм в вероисповедании доходил почти до абсурда: до обеда — православный, после обеда — буддист, к полуночи — суфий. Многие научные сотрудники Новосибирска были вынуждены отказаться от любимого дела и, чтобы как-то жить, занимались коммерцией. Кто-то не видел для себя такой возможности, для них переход в коммерцию означал измену себе, своим идеалам. Внешне он не был похож на Христа, хотя очень старался.
Можно сказать, конечно, что я не могу судить о том, как выглядел Христос, но то, что этот на Христа не тянет, было очевидным. Как-то не хватало в нем элементарной грамотности, а не то чтобы какого-то Божьего откровения. Слишком примитивным мне он показался. И на Истину он не тянул, хотя претендовал именно на это. Он был страшно косноязычен. Создавалось впечатление плохой режиссуры и плохой актерской игры, — вспоминает Елена Мельникова. Имя Виссарион никогда не означало «жизнь дающий», а значит оно «В лесу живущий». Но такие «мелочи» и невежество Торопа почему-то никогда не смущали его последователей. Hа смену эпохи реинкарнации, когда бессмертная душа переселялась из одного тела в другое, пришла эпоха бессмертия.
Цикл перевоплощений заканчивается, и в результате космической мутации, которая началась в конце 1990 года, тело человека, как и душа, станет бессмертным. После катаклизмов в 1997 году ваша планета будет частично разрушена, произойдет смещение земной коры во многих местах планеты. Это связано с перемещением магнитной оси и полюсов. До 2000 года будет снят озоновый слой вокруг Земли. Это необходимо для очистки Земли и уплотнения ее коры. Земля в эпоху бессмертия будет иметь свободный выход в Космос. Выживание на планете будет происходить в условиях жесткой радиации, которая будет способствовать обновлению природных условий. К 2005 году на всей Земле произойдут климатические изменения, установится субтропический климат.
Священники и хор стоят над остальными последователями, Виссарион сидит на деревянном троне, говорит и благословляет.
Биограф Виссариона и его правая рука Вадим Редькин записывает все поступки и заявления Виссариона. Эти летописи публикуются в толстых томах под названием "Последний завет". Всего томов 15, идет работа над 16-м. Я спрашивал, многие ли возвращаются, но так и не получил точного ответа. Я общался с Рувимом - он не смог жить в миру и после службы вернулся. Но с раздумьями: "Я не хочу строить дома или заниматься каким-то другим ремеслом, но хочу придумать что-то другое, какой-то стартап, который принесет общине больше денег". Это возможно, но надо совершить серьезный поступок - выйти из семьи и жить самостоятельно. И это делают. Новое поколение вообще смелее: они могут критиковать, спокойно говорить про Учителя, хотя раньше упоминание имени Виссариона было непозволительно, как с любым диктатором.
Мальчики, живущие в монастыре в первом доме Виссариона. Большинство из них родилось в общине. Это последняя поездка, и, несмотря ни на что, самое яркое мое впечатление за все это время - они учатся любить. Если бы я был циником, я бы назвал это диагнозом, но какое право мы имеем решать за них? Миссионерско-апологетического проекта "К Истине". Учатся любить?!
Сейчас эта девушка отошла от Виссариона и живет в Подмосковье, иногда звонит родителям. Когда она уехала и вышла замуж, ее отец воспринял это как настоящую трагедию, даже хотел застрелиться. На глазах Ольги в 90-х Черемшанку буквально накрыло первой волной последователей Виссариона, в то время как старообрядцы массово покидали деревню. Для людей этой первой волны было характерно ощущение близкого конца света, поэтому они сжигали за собой все мосты: бросали работу, семьи, продавали квартиры и ехали в «землю обетованную» она же ЗО или «зона» , ища спасения от надвигающегося Армагеддона Старый друг Виссариона В начале 90-х отец Алексей и будущий Виссарион, а тогда еще Сергей Тороп, милиционер, художник-самоучка и «уфолог», вращались в богемных кругах Минусинска. Затем отец Алексей на два года потерял друга из вида. Новая встреча друзей была странной. Я — Виссарион! Но все оказалось очень серьезно. Это экстраординарное событие, как рассказал Сергей другу, произошло в 1991 году. Надо сказать, что примерно в то же время в Минусинске появилось еще несколько «мессий», но все они впоследствии уступили багряный хитон Сергею Торопу. Однажды ночью Сергей услышал какие-то голоса, потолок над ним разверзся, с курением дыма в облаках пара к нему спустились ангелы и сказали примерно следующее: «Это ты сейчас Сергей, а в прошлой жизни ты был... Иисус Христос! Позднее Алексей с Виссарионом больше не виделся. Ему надо встречаться с президентами, с губернаторами. На худой конец, можно с главой района. А с православными бесполезно». Жители «Обители рассвета». Фотограф: Веселин Даов, vk. Ему однажды удалось побеседовать с «Учителем» так называют Виссариона его прихожане.