При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов.
Бажов, Павел Петрович
От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации.
Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было.
В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать».
Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т.
Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит.
Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года.
В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа.
Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М.
Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца.
Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы.
Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото.
Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти.
Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву.
Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля. Это была серебряная свадьба Бажовых — и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов. Это был совершенно другой, ни на что не похожий Урал.
Здесь рядом с людьми постоянно присутствовали добрые или неблагие хранители мест, горные хозяева, сторожи кладов и вся та порою кромешная жуть, порою — покровители и защитники, превращающие Урал в место силы. Здесь тяжелейший барский гнет ничего не мог поделать с изначальной внутренней свободой гения, а веселые мастера ни в чем не уступали бессмертным духам Урала. В легендах оживала и другая, альтернативная история этих мест, «стары люди», разбрасывающие золотые слитки, казацкий атаман Ермак и его лебедушка-невеста, запертая в горе красавица, вечно оплакивающая своего мертвого жениха, в ожидании, пока родится поколение, свободное от жажды наживы… «Малахитовая шкатулка» открывала для людей такую родину, за которую не жаль было и умереть. В сущности, воссоздавая народный, насквозь пронизанный чудесным и при этом абсолютно естественный мир — мир былин, легенд, Бажов подарил нам сказку для взрослых, в которой оставалась высшая справедливость, где уважения был достоин не знатный или богатый, а достойный, и можно было в самой отчаянной ситуации обрести внезапное спасение, где потусторонние силы вставали на твою сторону, если ты был этого достоин. И, конечно, в сказах, не сказках этих вставала сырая, неотразимо притягательная, опасная и прекрасная магия — и самой сильной магией была верность, красота и любовь. Маятник потянуло в обратную сторону — и «перегибы на местах» было велено исправлять. Бажова восстановили в партии поскольку под молот попали те, кто его карал , а сказы «Малахитовой шкатулки» пошли в печать, появляясь в различных журналах и даже газетах.
Они имели феноменальный успех, вскоре была издана отдельная книга — притом вопрос, подлинно ли народное это творчество — или все же авторское, оставался. Так, Демьян Бедный, генералиссимус советской поэзии, был свято убежден, что Бажов выступает всего лишь как литературный обработчик, а раз так, то, отдавая должное его искусству, особенно церемониться тут нечего.
Тир на центральном кладбище Ивановское кладбище — само по себе достопримечательность: кроме могилы Бажова, здесь похоронен: лауреат Сталинской премии, первооткрыватель промывки золота, основатель театра музкомедии, арестованная монахиня и старец, к которому во времена СССР ехали люди со всей страны. Здесь же покоятся самый загадочный участник группы Дятлова, прадед Филиппа Киркорова и главный цареубийца. Рассказы об этих известных свердловчанах читайте ниже.
Сбивали кресты, расстреливали овалы из рогаток, возможно, оружия», — рассказала «URA. RU» экскурсовод, историк, сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова. Часть овалов особенно на центральной аллее сейчас заменены, но многие по-прежнему стоят, как после войны — изрешеченные пулями. RU «Уральский некрополь» постоянно посещают туристы — как российские, так и зарубежные. Но ориентироваться в нем непросто, а отыскать нужное захоронение, даже если известно, где оно находится, крайне сложно.
Но главная беда «уральского некрополя» в том, что за ним никто не ухаживает. И чем дальше от центральных аллей, тем ситуация хуже: зайдя глубь, можно оказаться в настоящем буреломе. Про состояние старинных захоронений и говорить не приходится: могилы заросли, овалы сбиты, надгробия перекошены. RU «Все кладбища государственные, оно выделяет некоторые средства на благоустройство, но чтобы решить проблему, этого недостаточно, — говорит Татьяна. Екатеринбургские историки пытаются восстановить принадлежность некоторых могил, но часто это невозможно.
Решение проблемы историки видят в объединении усилий государства и общественности: если Екатеринбургу нужен некрополь, которым можно гордиться — его надо обустраивать. Руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии Анжела Тамбова с одной стороны кладбище примыкает к Храму Иоанна Предтечи признает: «Запущенные кладбища — это всегда боль. Что до Ивановского кладбища, то, несмотря на то, что это зона ответственности муниципалитета, Церковь не может оставаться в стороне: мы, насколько хватает сил, стараемся благоустраивать территорию, ухаживать за заброшенными захоронениями. Например, работы по восстановлению некрополя купцов Телегиных проводятся силами епархии». RU По словам Тамбовой, темой кладбища занимаются и православные историки, например, руководитель молодежного отдела епархии Алексей Соловьев, разработавший свой экскурсионный маршрут по кладбищу.
RU» сообщили, что состояние кладбищ и проведение на них работ по благоустройству относятся к компетенции администрации Екатеринбурга. Ответ из мэрии города на запрос агентства к моменту публикации не поступил. Самые знаменитые уральцы, похороненные на Ивановском кладбище Арестованная монахиня В самом начале главной аллеи Ивановского кладбища похоронена последняя настоятельница Ново-Тихвинского монастыря Магдалина до его закрытия в XX веке. В дореволюционные времена, да и в первые советские годы женский монастырь был мощным, процветающим «предприятием» из 70 тысяч населения Свердловска тысяча человек жила в монастыре. Но в 1922 году его закрыли.
RU Настоятельницу монастыря арестовали, но она прикинулась блаженной, повторяя все время фразу, с которой вошла в историю: «Мы платочки складывали — раскладывали». Все подумали, что она немного тронулась умом, и от нее отстали. RU По традиции, у церковной ограды всегда хоронили или священников, служивших в храме, или людей, особо важных для города. На Ивановском кладбище эта традиция сохранена: в начале погоста покоятся священнослужители и городские VIP. В 1960-х годах Ивановское кладбище было закрыто для захоронений, но священников здесь хоронят до сих пор: у церкви есть особое разрешение.
На снимке — двойная могила и двойной памятник : здесь покоятся протоиерей Бессонов и его супруга Тамара.
Примыкал к группировкам анархистов, к эсерам, потом — к большевикам, помогал организовывать забастовки на уральских заводах, состоял в революционном учительском кружке. В 1917 году бросил преподавание и с головой ушел в общественную работу. В это время Бажовы с двумя дочерьми, Ольгой и Еленой, жили в городе Камышлове, с родителями Валентины. Бажов был известным человеком в городе, входил в уездный Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, был комиссаром просвещения. Потом ушел добровольцем в Красную армию, попал в плен, бежал. В маленьком городке все знали, что Бажов — большевик. Белые арестовали всех его родственников, шашками зарубили племянника. Жену и новорожденного сына Бажова положили в нетопленный барак, к больным скарлатиной.
Бажов не успел увидеть своего сына живым — мальчик заразился и вскоре умер. Как только появилась возможность, Валентина с детьми приехала к мужу. Гражданская окончилась, Бажов открывал газеты, создал на Алтае крестьянский университет. В 1921 году заболел тифом и малярией. Он едва не умер по дороге на Урал — Валентина всю дорогу не отходила от него. Мужа она вытащила, но по дороге простудился и умер их торой сын Вова. Мальчику было всего три года. Это не последний ребенок, которого Бажовым было суждено потерять. Чёрная полоса На Урале поселились в доме, который построили еще до революции.
Бажов работал в Крестьянской газете, выпустил несколько сборников очерков.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Фольклор или фейклор: В чём секрет популярности уральских сказок Павла Бажова Знакомые и любимые с детства уральские сказы Павла Бажова сформировали для миллионов читателей впечатление о культуре уральской земли, о ее прошлом, традициях и ценностях.
Настолько гармонично вписаны истории о Даниле-мастере и Серебряном копытце в представления об этом горном крае, что приходится приложить усилия, чтобы поверить: все это — не народный эпос, а чистой воды художественный вымысел писателя. Детство, Урал и рассказы деда Слышко Павел Петрович Бажов по-настоящему Бажев родился в 1879 году на Урале, в Сысерти, городке Екатеринбургского уезда Пермской губернии, в семье горного мастера. Детство Павла было наполнено рассказами и наблюдениями за работой шахтеров, горнодобытчиков, и в родном городе, и в Полевском, куда семья перебралась в 1892 году. Мальчик с отличием окончил заводскую школу, после поступил в Екатеринбургское духовное училище, затем окончил семинарию. До революции 1917 года Бажов преподавал русский язык, состоял в партии эсеров, позже стал большевиком.
Бажов Бажов активно участвовал в становлении новой власти, руководил красными партизанскими отрядами во время Гражданской войны, а после посвятил себя журналистике и литературе.
Павел Бажов
Хозяин Малахитовой шкатулки | Свердловские власти объявили 2019-й годом писателя Павла Бажова: в январе ему исполнилось 140 лет. |
Биография Бажова | В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя. |
Интересные факты из жизни Павла Бажова | VivaReit | Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. |
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове | Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь является внуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар. |
145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины
Интересные факты из жизни известного советского писателя Павла Бажова. Па́вел Петро́вич Бажо́в — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Павел Петрович Бажов, открывший всему миру уральские легенды, родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года, в поселке Сысертский Завод в семье рабочего.
Биография Бажова
Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" Чем знаменит Книга неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми произведениями. При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. В биографии Павла Бажова указывается, что сам он никогда не был фольклористом, и не делал того, что должны делать исследователи подобной направленности. Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" Чем знаменит Книга неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми произведениями. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью.
Интересные факты о Бажове
По воспоминаниям современников, Павел Бажов обожал детей, и они отвечали ему взаимностью. В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. В Москве есть улица Бажова, а рядом с ней находится улица Малахитовая, получившая своё название в честь его произведения «Малахитовая шукатулка».
По Волге курсирует теплоход под названием «Павел Бажов».
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Детство и юность Родился Павел 15 27 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса.
После окончания духовного училища в Екатеринбурге поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка. Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей.
Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей. Начало творческого пути Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста. Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, имели фольклорную основу. Главное произведение писателя Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» 1939 г. Эта книга принесла писателю мировую известность.
Женился Павел на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Бажов очень любил детей. В этом браке у Ариадны и Тимура родился сын, назвали которого Егор. Он стал затем важным политическим деятелем. Именно, таким было его прозвище в детстве. На протяжении 1938 -1945 годы им было написано целый ряд произведений специально для детей.
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
По какой-то причине механики, которые меняли шрифт с латинского на русский, забыли про букву «M», об этом автор упоминал в письмах: «При такой машинке приучишься обходиться вовсе без буквы "M"» Позже редакторы уральского издательства подсуетились и при помощи младшей дочери писателя все-таки исправили эту техническую ошибку. А сказы он так и продолжал изначально писать от руки, и только потом «выстукивал» на машинке. Мемориальная библиотека автора Библиотека Павла Бажова насчитывает более 2000 книг. Она прелестна тем, что здесь можно найти книги практически обо всем: от грамматики русского языка XVIII века до трудов, так или иначе связанных с Уралом. На одном стеллаже собрана официальная литература Большая Советская энциклопедия, собрания сочинений Ленина и пр. Пушкин, А. Чехов и др.
Кроме того, библиотека хранит сочинения современных Бажову авторов. На книжных полках без труда можно найти издания Агнии Барто, Гладкова, Суркова, Симонова с дарственными надписями. Сундук с приданным Самый старый предмет дома — сундук, который перешел Бажову по наследству от матери, Августы Стефановны. Он мог использоваться как сидячее место для гостей например, когда здесь проходили заседания союза писателей или же как спальное место. Согласно одной из легенд, на нем ночевал поэт Алексей Сурков.
К 120-летию писателя в 1999 году была учреждена Премия имени П. Её ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге. У самой известной книги П. Бажова была нелёгкая судьба. Во время Великой Отечественной войны солдаты попросили Павла Бажова прислать им на фронт книгу «Малахитовая шкатулка». Конечно, писатель им не отказал, и книга стала спутником наших танкистов. Во время боя под Варшавой, в книгу попал осколок вражеского снаряда. Но несмотря на это повреждение, солдаты её сохранили и она прошла с ними весь трудный путь, побывав даже в Рейхстаге.
К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М. Васильев был репрессирован, по еще одному доносу М. Кашеварова Бажов был вновь исключен из партии и уволен из издательства. Целый год большая семья Бажова жила за счет огорода и маленькой зарплаты его свояченицы. В это вынужденно свободное время он написал много своих сказов. Через год исключавший его из партии И. Кабаков сам попал под репрессии и Бажов был восстановлен в партии и в издательстве хотя и с понижением в должности , после чего смог сполна расквитаться с Кашеваровым. В 1939 году вышло первое издание уральских сказов - «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. Мифологические персонажи сказов Бажова делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил. Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение свое ведет, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Великий Полоз - ответственен за золото «он тут всему золоту полный хозяин». Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза - Змеевки или Медяницы. Одна из них - Золотой Волос - выведена в одноименном сказе. Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой ее видит Илья - герой сказа «Синюшкин колодец». Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая» - танцующая над месторождением золота связь между огнем и золотом. Серебряное копытце - волшебный «козел», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет - появится драгоценный камень. Голубая змейка - волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла». Земляная кошка - персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко». При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель отвергал все, что, по его мнению, было не в пользу России, Урала, и не в интересах простого народа. Сказы оказали большое влияние на уральскую фольклористику, хотя сами по себе не являются фольклорным материалом. Павел Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации. Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление ее развития - сбор «рабочего фольклора». Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета УрГУ , наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и поселки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населенные пункты, где его надо собирать. При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. С 1940 года возглавлял Свердловскую писательскую организацию. Павел Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве от рака легких. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 года. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника - скульптор А. Степанова и архитектор М. Писатель изображен сидящим на камне в спокойной, непринужденной позе, руки лежат на коленях, в правой руке - курительная трубка. Высота памятника - 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись: «Бажов Павел Петрович. Памятник окружен цветником. Топуридзе, скульптор П. На пьедестале памятника символическое изображение каменного цветка. Монументы Бажову П. В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан его музей. В 1979 году в Екатеринбурге в честь 100 - летия П. Бажова на угловом доме улиц Бажова и Ленина была открыта большая мемориальная доска с горельефом писателя автор В. Полевской называют родиной бажовских сказов, сердцем «бажовского Урала». Павел Бажов жил в Полевском в 1892-1895 годах.
Он был красивым, умным, с необычным увлечением — на каникулах ездил по уральским заводам, собирал фольклор. Все эти словечки и истории из его записных книжек самоцветами лягут потом в его «Малахитовой шкатулке»... И к Вале Иваницкой, тихой девушке с длинными косами, был внешне равнодушен. Но, как только Валя получила аттестат, сделал ей предложение. Девушка с восторгом согласилась, и вот: «Преподаватель екатеринбургского епархиального училища П. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Первая потеря Кроме фольклора у Бажова еще одно, опасное увлечение. Еще во время учебы в Духовной семинарии он заинтересовался политикой. Примыкал к группировкам анархистов, к эсерам, потом — к большевикам, помогал организовывать забастовки на уральских заводах, состоял в революционном учительском кружке. В 1917 году бросил преподавание и с головой ушел в общественную работу. В это время Бажовы с двумя дочерьми, Ольгой и Еленой, жили в городе Камышлове, с родителями Валентины. Бажов был известным человеком в городе, входил в уездный Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, был комиссаром просвещения. Потом ушел добровольцем в Красную армию, попал в плен, бежал. В маленьком городке все знали, что Бажов — большевик. Белые арестовали всех его родственников, шашками зарубили племянника. Жену и новорожденного сына Бажова положили в нетопленный барак, к больным скарлатиной. Бажов не успел увидеть своего сына живым — мальчик заразился и вскоре умер. Как только появилась возможность, Валентина с детьми приехала к мужу.
Интересные факты про бажова
Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. 8. Павел Бажов прожил, будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие. 57. Наследие Павла Бажова живет до сих пор, а к составлению биографии приложила руку его дочь Ариадна, рассказав о неизвестных фактах, характеризующих его удивительным и многогранным человеком. Интересные факты из биографии Павла Бажова. Этот неопровержимый факт, как считал Бажов, говорил лишь об одном – нет и никогда не было никакого «уральского языка», а существует смесь различных говоров единого русского языка, горячо писателем любимого. Интересен факт, что в 1937 г. Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос.
145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины
Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова" | Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова. |
Павел Бажов: краткая биография, фото и видео, личная жизнь | Каменный цветок и Хозяйка медной горы - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. |