Армения обратилась за военной помощью к ОДКБ. Из-за начала делимитации границы четыре села в Тавушской области должны перейти к Азербайджану.
Азербайджано-армянский конфликт: есть цели для новой войны
Сквозное сообщение через Сюникскую область Армении между Азербайджаном, Нахичеванской автономией и Турцией придало бы Южному Кавказу дополнительную коммуникационную связность в интересах Турции и Азербайджана, что соответствует. О том, как ситуация на Южном Кавказе отразится на отношениях РФ с Азербайджаном и Арменией — в материале "ДП". Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках.
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
Турции вообще не нужна Армения, как независимая страна. Иран уже предпринимает конкретные действия и стягивает войска и бронетехнику к пограничной реке Арас. Есть сведения, что иранская армия уже навела через неё понтонные мосты, соединяющие иранскую и армянскую стороны. То есть ВС Ирана демонстрируют полную готовность вступить в войну на стороне Армении. Если это произойдёт Штатам ничего не останется, как — поддержать Азербайджан. Впрочем, США любят ловить рыбку в мутной воде. Новый вооруженный конфликт близ российских и иранских границ для них, что бальзам на душу.
Вашингтона осознаёт, что Армения станет сговорчивее под гром канонады и легче пойдёт на все условия, продиктованные «Белым домом». Война в регионе не выгодна России и Ирану.
Несмотря на прошлые конфликты, сторонам удалось достичь некоторого прогресса. Азербайджан получил контроль над четырьмя селами в Тавушской области Армении, что стало результатом последних соглашений. Позиция Армении Премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает объяснять своим гражданам необходимость уступок Азербайджану.
По его словам, мирный договор между республиками будет реализован, если обе стороны пойдут на недвусмысленное признание территориальной целостности друг друга и пообещают отказаться от территориальных претензий к другим странам в будущем. Означает ли это сдачу Карабаха, который в советское время был частью Азербайджана и который Армения всегда официально признавала таковым? На деле сдача Карабаха состоялась в 2020 году, когда Армения проиграла войну, что было зафиксировано в трёхстороннем соглашении: там говорилось о выводе армянских вооружённых формирований из Карабаха, но ничего не говорилось о его самоопределении. По факту был зафиксирован военный разгром Армении со всеми вытекающими последствиями, включая территориальные потери не только «пояса безопасности», который Армения и без того обязывалась вернуть почти 10 годами ранее, но и самой Нагорно-Карабахской Республики в границах бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Потери могли быть ещё больше. НКР могла бы полностью исчезнуть с карты уже осенью 2020-го, не вмешайся Россия с соглашением, которое формализовало этот процесс, растянув его на годы. Если бы подобное произошло в эпоху правления «карабахского клана» Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна , главу армянского государства, скорее всего, свергли бы рассерженные граждане, для которых Карабах — это как Косово для сербов. Однако «карабахцы», кроме патриотизма и почивания на лаврах прошлой победы, ничего не смогли предложить стране, в которой процветали коррупция и нищета, практиковались политические убийства, фальсификации выборов и так далее. Это и стало причиной «революции», которая в 2018-м привела к власти Пашиняна. Оказалось, что армян больше интересует благополучие в своём государстве, чем фантомное державное величие. Никол Пашинян в центре во время акции протеста против бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, избранного парламентом на пост премьер-министра страны. Несмотря на то что многие восприняли это как предательство, всё ограничилось локальными погромами его резиденции и относительно мирными протестами на площадях, которые быстро сошли на нет. Спустя полгода партия Пашиняна триумфально выиграла парламентские выборы, что подтверждает: население страны в целом поддерживает его политику и не готово к новой войне. Но и признать потерю Карабаха армяне не готовы, хотя с этим фактом, кажется, уже смирились.
Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года. Население, по оценке на 2013 год, составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт. Как и когда была создана самопровозглашенная республика? В 1987 году недовольство армянского населения региона социально-экономической политикой Азербайджана резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги. Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из региона. Одновременно в Азербайджане начались армянские погромы, в результате которых появилось большое количество беженцев. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время. В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров. Все материалы по теме читайте здесь Когда произошло обострение конфликта? В XXI веке конфликт в Нагорном Карабахе напомнил о себе в августе 2014 года, когда в регионе был сбит армянский вертолет.
По образцу СССР. На что поставили Азербайджан и Армения
В частности, сообщается, что военными Армении регулярно обстреливаются азербайджанские позиции. Также отмечается, что армянские вооруженные формирования атакуют позиции азербайджанской армии, расположенные в карабахском районе, где также размещены и российские миротворческие силы. Анастасия Паршина.
Да и у России за последний месяц возник ряд вопросов к Парижу. Таким образом, присутствие Франции может стать для Армении не фактором стабильности, а лишним поводом для силового решения накопившихся противоречий. Двадцатого марта премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об отсутствии общепризнанных карт, на основе которых должен быть осуществлен процесс делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. Есть согласие о том, что Армения и Азербайджан признают территориальную целостность на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, и есть взаимопонимание, что должен состояться процесс делимитации. Для этого политической основой должна быть Алма-Атинская декларация», — сказал он. А ведь еще двумя днями ранее руководитель правительства Армении заявил, что процесс делимитации и демаркации границы между Ереваном и Баку переходит к практическому этапу. Однако попытка начать этот процесс показала, что он находится в глубоком тупике.
Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку.
Он сказал, что рассчитывает на начало полноценного диалога Баку со столицей Арцаха — Степанакертом. Также он подтвердил готовность разблокировать транспортные и экономические коммуникации, которые проходят через территорию Армении. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подтвердил , что страны могут выйти на мирное соглашение, «учитывая, что Армения признала Карабах частью Азербайджана», а у Баку нет к Еревану территориальных претензий.
Вопрос Зангезурского коридора Так в Баку называют транспортный коридор, который должен соединить Азербайджан с эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой. Это часть территории с севера граничит с Арменией, а с юга — с Турцией и Ираном. Из-за того, что Алиев упомянул Зангезурский коридор, между ним и Пашиняном возникла перепалка. По словам армянского премьер-министра, так коридор называют в Баку, а это признак территориальных претензий к Армении.
На фоне этих заявлений, а также стабилизации отношений с Турцией от вторжения которой Армению защищала российская военная база резко активизируются разговоры о необходимости выхода страны из ОДКБ и переориентации с России на других союзников, прежде всего на США и Францию. И если эта переориентация которую на протяжении всех 5 лет нахождения у власти проводит Никол Пашинян окончится успехом, то Армения потеряет не только своих союзников в лице Москвы и Тегерана который на протяжении всех 5 лет нахождения у власти Пашиняна был крайне недоволен укреплением американских позиций в Ереване , но и собственную государственность. Законов, которые существуют отнюдь не только в регионе Южного Кавказа, но и в рамках других конфликтов. В том числе российско-западного и российско-украинского. Закон первый — сила важнее права. В 1994 году Армения взяла под контроль Нагорный Карабах не потому, что у нее были на него определенные юридические претензии, а потому что смогла. Регулярная армия Армении, усиленная ополченцами из НКР, смогла выиграть войну. Точно также в 2020 году Азербайджан смог вернуть под контроль Нагорный Карабах не потому, что у него были определенные юридические претензии на эти земли, и не потому, что практически все страны мира эти претензии формально поддерживали. Эта формальная поддержка ничего Баку не дала.
Да, с середины 90-х годов активно шли международные переговоры, в том числе длился свой «минский переговорный процесс», контакты по линии Минской группы ОБСЕ. Принимались какие-то принципы урегулирования, однако они ни на шаг не приближали Азербайджан к установлению контроля над Нагорным Карабахом. Армения, опираясь на принцип самоопределения, ничего не хотела отдавать — ни сами территории Нагорного Карабаха, ни т. Решен вопрос был исключительно силой. Добившись тотального численного превосходства над армией НКР, обучив свои подразделения и вооружив их современной техникой, заручившись полной военно-политической поддержкой Турции вплоть до демонстрации ввода войск в Армению с западного направления , Ильхам Алиев смог в конце 2020 года прорвать оборону вооруженных формирований НКР и занять южную часть Нагорного Карабаха, включая знаковый для всех сторон конфликта город Шуши. Собственно, занял бы всю территорию, если бы Москва не желающая гуманитарной катастрофы в регионе не настояла на перемирии и вводе своих миротворцев. Закон второй — готовность применить силу важнее силы. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт.
Армения и Азербайджан договорились по Карабаху. Конец многолетнему конфликту?
На сегодняшний день конфликтная ситуация образовалась между Арменией и Азербайджаном, а также между Таджикистаном и Кыргызстаном. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. Накануне премьер-министр Армении сообщил в интервью британским СМИ, что Ереван не собирается вести войну за Нагорный Карабах и готов на новые территориальные уступки. Между Арменией и Азербайджаном в 2023 году снова возник конфликт из-за Нагорного Карабаха. За обстановкой следят корреспонденты Первого канала — Тимур Сиразиев работает в Азербайджане, Евгений Лямин — в Армении. В контексте политических событий на Кавказе становится ясно, что Армения ищет пути улаживания конфликта с Азербайджаном и Турцией.
По образцу СССР. На что поставили Азербайджан и Армения
В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные | В чем заключаются нынешние стратегии действий Армении, Азербайджана и РФ?И как на этот конфликт может повлиять ход российско-украинского конфликта?Попробуем переговоры не ко времениНесмотря на то. |
По образцу СССР. На что поставили Азербайджан и Армения : Политика : | Думаю, конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится годами, если не будет оказано мощное давление и страны не подпишут мирный договор. |
Войне конец: о чем договорились Россия, Армения и Азербайджан | В частности, Запад планирует предоставить Армении крупные объемы помощи, чтобы полностью разорвать ее экономические связи с Россией и отдельным блоком обсудить элементы взаимодействия с Арменией по линии безопасности против России и Азербайджана. |
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась | Армения обратилась за военной помощью к ОДКБ. |
Что армяне и азербайджанцы думают об исходе конфликта в Карабахе | Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией в основных очертаниях может быть согласовано к ноябрю текущего года, заявил президент АР Ильхам Алиев. |
По образцу СССР. На что поставили Азербайджан и Армения
Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид.
Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка.
Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов.
Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам.
На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2.
Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу.
Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение.
Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности.
Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций.
Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения.
В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены.
Обсуждения стартовали после войны в Нагорном Карабахе в 2020 году, но госкомиссии по этому вопросу были созданы только в 2022-м. Однако в мае 2023 года лидеры обеих стран признали территориальную целостность друг друга, а затем армянский премьер Никол Пашинян подтвердил, что Нагорный Карабах — это часть Азербайджана.
Недавние встречи государственных комиссий сфокусировались на проработке отрезков линии границы между населенными пунктами, приводя их в соответствие с бывшей границей в рамках Советского Союза. В декларации подчеркивается важность сохранения территориальной целостности бывших советских республик. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что именно его страна предложила провести делимитацию, но также обратил внимание на «конструктивный подход» обеих сторон.
Сейчас только небольшая часть границы, примерно 10-12 км, является делимитированной.
На днях глава Минобороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов повысил интенсивность учений в воинских частях, а в МИД республики на прошлой неделе Пашиняну поставили на вид, а то и пригрозили, заявив, что запланированная на 5 апреля его встреча с госсекретарем США Блинкеном и главой Еврокомиссии фон дер Ляйен — шаг вредный и опасный. В то же время местные эксперты высказывают мнение о том, что переориентация Еревана на «атлантический ветер» не так уж и противоречит линии официального Баку, активно сотрудничающего с Евросоюзом и НАТО в энергетической сфере и не только. Думается, данные формулировки в свете последних антироссийских мероприятий действующей армянской власти и банков с отказом от платежной системы МИР и вещания каналов из России призваны «тонизировать» Пашиняна и компанию тем более что о дружественных отношениях Москвы и Еревана мы давно не слышим даже для протокола. Любой политико-дипломатический контакт Москвы с Баку или с Анкарой широко разносится по армянским СМИ и комментируется в негативном контексте, в то время как, по словам министра иностранных дел Арарата Мирзояна, Пашинян и Эрдоган находятся на постоянной связи.
Словом, самое время вспомнить известную формулу Льва Троцкого «Ни мира, ни войны» с той лишь разницей, что армии никто распускать не собирается. Ещё бы: ведь планы Баку по созданию «Зангезурского коридора» хорошо укладываются в логику увеличения транзитного потенциала Транскаспийского маршрута как части Срединного коридора в обход России. Разговоры о необходимости Армении и Азербайджану скорее заключить мир начались далеко не вчера. Обсуждать мировую Ереван и Баку стали вскоре после того, как поздоровели многие наблюдатели осознанно проигранной Пашиняном Второй карабахской войны. Тогда, чтобы закончить «горячую» фазу конфликта, в ноябре 2020 года стороны при активном посредничестве Москвы подписали заявление о прекращении огня.
В этом документе из 9 пунктов, кроме прочего, предусматривалось главное — разблокировка транспортных коммуникаций. Однако за последующий период дело мало сдвинулось с мёртвой точки: в качестве альтернативного маршрута в Баку всерьёз задумались о железнодорожном «Араксском» коридоре по южному берегу этой пограничной реки, на предмет которого Баку и Тегеран подписали в 2023 г. Однако коммуникационная зависимость от Ирана едва ли полностью устраивала бы восточного и западного тюркских соседей Армении, так что лоббистские усилия президентов Алиева и Эрдогана с «Зангезурским коридором» вполне логичны. Их конечная цель — «продать» Европе и Китаю идею появления нового маршрута на фоне противоречий между коллективным Западом и Россией.
Сложности большой политики Политики тоже не сидят на месте и затеяли свою игру. Так недавно сообщалось, что МИД России Министерство иностранных дел вызывал посла Армении в Москве Bагаршака Арутюняна для передачи ноты протеста на оскорбительные высказывания спикера армянского парламента Алена Симоняна в адрес официального представителя российского внешнеполитического ведомства Марии Захаровой и в целом российской дипломатии.
Напомню, что хитрое армянское правительство хочет помощи от России, но сами при этом не берут на себя никаких ответных обязательств и открыто поддерживает киевский режим. Например, глава армянского правительства Никол Пашинян многократно выражал поддержку Зеленскому, и заявлял о желании выйти из связанных с Россией соглашений, для присоединения Армении к западным международным организациям которым они явно не нужны, как и Украина. Политика Армении очень напоминает политику Турции, пытающейся усидеть на двух стульях. Вот только для турков это закончилось сильным землетрясением, которое по слухам вызвали США новым видом оружия сейсмическое, над которым они уже не первый год работали. Выводы Можно предположить, что при текущей расстановке сил, Армения для сохранения суверенитета основной территории страны, откажется от спорных территорий Нагорного Карабаха. Либо США решат в очередной раз обогатить свой ВПК Военно-промышленный комплекс и повторится сценарий помощи Украине, когда обычный народ будет умирать, а политики и олигархи обогащаться.
Иран и Турция скорее всего не вступят в открытое противостояние за одну из сторон, а будут просто набирать политические очки порциями озабоченности и негодования. Российские миротворцы тоже скорее всего останутся в стороне, поскольку особой поддержки от основной армии, задействованной в зоне проведения СВО, ожидать не стоит. США поддерживать армянское правительство будет лишь словами, хотя принятие Армении в блок НАТО автоматом решило бы все территориальные споры, как и в случае с Украиной, которую более 30 лет в НАТО не берут под разными предлогами.
Исторический контекст
- Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном
- Долгожданный мир?
- Аскер, азербайджанец (Баку)
- Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
- Что армяне и азербайджанцы думают об исходе конфликта в Карабахе
- Основная навигация
В армяно-азербайджанском конфликте появляется всё больше внешних игроков
Я считаю, что Армения капитулировала перед Азербайджаном, а Нагорный Карабах всегда был азербайджанским. Конфликт между Азербайджаном и Арменией снова обострился. По словам эксперта, вторая (44-дневная) карабахская война убедила иранское политическое руководство, что перекрытие Азербайджаном границ Армении и Ирана обернется для республики отрицательными последствиями. Международные отношения Вооруженные конфликты Армения Азербайджан Никол Пашинян. Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости.
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
Во время очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020 году Баку удалось получить немалую часть территории Арцаха. Это во времена СССР, когда между республиками не было границ, не было и проблемы. Мы поговорили с уральскими учеными о том, как диаспоры отреагировали на конфликт, почему он вновь перешел в горячую фазу и означает ли победа Азербайджана точку в споре между народами. Между Арменией и Азербайджаном в 2023 году снова возник конфликт из-за Нагорного Карабаха. Между тем президент РФ Владимир Путин на заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) 12 сентября напомнил, что руководство Армении, по существу, признало суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Азербайджан и Армения начали процесс делимитации границ, а это важный шаг к разрешению территориальных споров.
«Карабахский цуцванг»: Руслан Пухов объяснил логику действий Пашиняна в Армении
Также отмечается, что армянские вооруженные формирования атакуют позиции азербайджанской армии, расположенные в карабахском районе, где также размещены и российские миротворческие силы. Анастасия Паршина.
Также отмечается, что армянские вооруженные формирования атакуют позиции азербайджанской армии, расположенные в карабахском районе, где также размещены и российские миротворческие силы.
Анастасия Паршина.
Вероятные последствия Последствия заключения мирного соглашения тоже очевидны. В Азербайджане будут праздновать окончательную победу в почти 30-летнем конфликте. Произойдет всплеск азербайджанского национализма, что обострит и без того непростые отношения между Баку и Ираном. В Иране проживает больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане: от 11 до 30 млн, по разным оценкам, в Иране против 10,1 млн в независимом Азербайджане. Из-за чего в Тегеране не без основания боятся усиления этнического сепаратизма. Это обострение, а также целый ряд других причин не позволят Азербайджану избавиться от контроля со стороны Анкары, которая будет использовать азербайджанскую территорию и как инструмент сдерживания Ирана, и как трамплин в Среднюю Азию, и как инструмент давления на Россию. В свою очередь, премьер-министр Пашинян будет вынужден каким-то образом объяснять армянскому населению причину сдачи Карабаха.
Скорее всего, подконтрольные ему СМИ попытаются по традиции возложить всю вину на Россию, которая де не смогла защитить Армению. На фоне этих заявлений, а также стабилизации отношений с Турцией от вторжения которой Армению защищала российская военная база резко активизируются разговоры о необходимости выхода страны из ОДКБ и переориентации с России на других союзников, прежде всего на США и Францию. И если эта переориентация которую на протяжении всех 5 лет нахождения у власти проводит Никол Пашинян окончится успехом, то Армения потеряет не только своих союзников в лице Москвы и Тегерана который на протяжении всех 5 лет нахождения у власти Пашиняна был крайне недоволен укреплением американских позиций в Ереване , но и собственную государственность. Законов, которые существуют отнюдь не только в регионе Южного Кавказа, но и в рамках других конфликтов. В том числе российско-западного и российско-украинского. Закон первый — сила важнее права. В 1994 году Армения взяла под контроль Нагорный Карабах не потому, что у нее были на него определенные юридические претензии, а потому что смогла. Регулярная армия Армении, усиленная ополченцами из НКР, смогла выиграть войну. Точно также в 2020 году Азербайджан смог вернуть под контроль Нагорный Карабах не потому, что у него были определенные юридические претензии на эти земли, и не потому, что практически все страны мира эти претензии формально поддерживали.
Эта формальная поддержка ничего Баку не дала.
Тбилиси приветствовал делимитацию границы между Азербайджаном и Арменией 21:37, 22 апр 2024 Руководство Грузии высоко оценило начало делимитации армяно-азербайджанской границы. Заявление по этому поводу распространило МИД Грузии. В нем также говорится о необходимости устойчивого мира в регионе. Выход российских миротворцев из Карабаха соответствует реалиям — Песков 18:30, 22 апр 2024 Пресс-секретарь президента РФ прокомментировал ситуацию с выводом российского миротворческого контингента с территории Азербайджана. Из слов Дмитрия Пескова следует, что это естественный процесс: в нынешней ситуации у них нет больше нет задач. Алиев без боя вернул земли в Газахе, Пашинян решил две проблемы 17:00, 22 апр 2024 Азербайджанский президент Ильхам Алиев прилетел сегодня в Россию с новыми дипломатическими победами. Незадолго до переговоров с Владимиром Путиным он добился от Армении возврата четырех сел в Газахском районе, на границе двух республик. Как Алиеву удалось сделать это, и почему Никол Пашинян пошел на уступки?
Курсы валюты:
- Шансы на мирное урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном как никогда высоки - Шольц
- "Массово сжигают дома". Почти все армянское население заявило о желании покинуть Карабах - СМИ
- Главные новости
- Исторический контекст
Наши проекты
- Популярное:
- Баку требует вывести из Карабаха армянские войска, а Ереван утверждает, что в регионе нет военных
- Завершение карабахского конфликта: в чём риски для России
- 5 апреля Пашинян, Блинкен и фон дер Ляйен обсудят условия евроатлантической ориентации Еревана
- Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
- «Люди хотят, чтобы их оставили в покое»: армяне и азербайджанцы об исходе карабахского конфликта
Сатановский: конфликт Армении и Азербайджана может привести к катастрофе
Это элемент политики мягкой силы, через которую США и Запад постепенно насаждают свои нарративы. И если ранее они действовали завуалированно, постепенно форматируя общественное сознание, то сейчас они уже не скрывают истинные мотивы и активизируют свою «пятую колонну», сформированную в республике структурами вроде Фонда Сороса. Одна из целей — выдавить Россию из Закавказья и создать точку напряжения на южных рубежах. Вместо реальной помощи небольшой республике предлагаются очередные фантомы «вестернизации по Соросу» и словесные заманухи от имени НАТО. Направлено это, прежде всего, на удержание Еревана от более тесного взаимодействия с Россией и Ираном.
Однако для армянских выкормышей западных НГО-НКО и таких номинальных жестов псевдо-поддержки, судя по всему, оказывается достаточно. Нынешние власти Армении демонстрируют готовность идти навстречу устремлениям Вашингтона и Брюсселя, невзирая даже на критическую ситуацию, складывающуюся на границах, угрожающую потерей контроля над частью национальной территории. Действующие власти Армении фактически провоцируют эскалацию конфликта, отталкивая от себя русских и нарочито игнорируя всех потенциальных союзников в регионе — прежде всего, Иран, о взаимодействии с которым так много говорится. Проблем в запросе помощи у него для Еревана нет, поскольку Тегеран сам не заинтересован в поражении армянской стороны.
Именно в связи с этим Иран возобновил к концу первой декады сентября стягивание своих вооруженных сил к границам Армении и Азербайджана. Однако парадокс ситуации заключается в том, что сегодня иранцы беспокоятся за судьбу армян больше, чем руководство Армении. Несмотря на недавнее заявление командующего войсками ПВО иранской Армии бригадного генерала Алирезы Сабахифарда о готовности предоставить необходимую помощь союзникам в регионе, в Ереване подобные обращения просто игнорируют. Тем не менее, 5 сентября медиакрыло Корпуса стражей Исламской революции опубликовало специальное видео с предупреждением Азербайджану и Турции по поводу возможного изменения границ Армении.
По мнению экспертов, для иранских властей вопрос возможного открытия Зангезурского коридора является экзистенциальным. Если этот план будет осуществлен путём разжигания войны, то Иран фактически останется запертым в окружении тюркских государств без свободного наземного сообщения вне их контроля. Поэтому сценарий захвата Сюникской области Армении — это действительно красная линия для Ирана.
Регулярная армия Армении, усиленная ополченцами из НКР, смогла выиграть войну. Точно также в 2020 году Азербайджан смог вернуть под контроль Нагорный Карабах не потому, что у него были определенные юридические претензии на эти земли, и не потому, что практически все страны мира эти претензии формально поддерживали. Эта формальная поддержка ничего Баку не дала. Да, с середины 90-х годов активно шли международные переговоры, в том числе длился свой «минский переговорный процесс», контакты по линии Минской группы ОБСЕ. Принимались какие-то принципы урегулирования, однако они ни на шаг не приближали Азербайджан к установлению контроля над Нагорным Карабахом. Армения, опираясь на принцип самоопределения, ничего не хотела отдавать — ни сами территории Нагорного Карабаха, ни т. Решен вопрос был исключительно силой.
Добившись тотального численного превосходства над армией НКР, обучив свои подразделения и вооружив их современной техникой, заручившись полной военно-политической поддержкой Турции вплоть до демонстрации ввода войск в Армению с западного направления , Ильхам Алиев смог в конце 2020 года прорвать оборону вооруженных формирований НКР и занять южную часть Нагорного Карабаха, включая знаковый для всех сторон конфликта город Шуши. Собственно, занял бы всю территорию, если бы Москва не желающая гуманитарной катастрофы в регионе не настояла на перемирии и вводе своих миротворцев. Закон второй — готовность применить силу важнее силы. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт. В 1992 году когда потенциал Азербайджана также в разы превосходил армянский Ереван полностью поддержал жителей НКР в их восстании и готов был воевать до победного конца. И тогда победил. Но в ходе войны 2020 года армянские власти под руководством Никола Пашиняна от конфликта практически самоустранились. Не объявляли мобилизацию, не бросили все ресурсы на поддержку Карабаха, не угрожали Азербайджану нанесением неприемлемого ущерба в случае продолжения конфликта например, уничтожением Мингечаурской ГЭС, после чего значительная часть азербайджанской территории оказалась бы под водой. Даже официально не признали независимость НКР. Именно поэтому вполне можно сказать, что Армения окончательно потеряла Нагорный Карабах не в 2023 году, и даже не в 2020.
Лачинский коридор был спорным вопросом для пограничников с обеих сторон, и премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что работа по определению местонахождения пограничников продолжается. Международные эксперты сообщают о участившихся случаях провокаций со стороны Армении с целью привлечения международного внимания к этому вопросу. Армянское лобби в Вашингтоне располагает значительными ресурсами для лоббистского давления на Азербайджан и усилия Франции по демонизации союза Турции и Азербайджана привлекли внимание. Учитывая случаи 44-дневной войны 2020 года, когда Армения призывала ОДКБ начать войну против Азербайджана, ссылаясь на том, что Азербайджан ведёт экспансию территории Армении, однако фактов, подтверждающих данные утверждения, Ереван так и не предоставил.
Конфликты между двумя народами возникали постоянно с начала ХХ века, когда распалась Российская империя. Армения её не признала, но поддерживала. С ней Арцах соединён единственной дорогой — Лачинским коридором. Во время очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020 году Баку удалось получить немалую часть территории Арцаха.
После завершения конфликта Лачинский коридор контролировали российские миротворцы. Долгожданный мир? В Москве сейчас проходит заседание Высшего Евразийского экономического совета.