Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России.
Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков
По сути — это свита императрицы. При дворе существовала своя иерархия, которую ревностно оберегали. Попасть в список фрейлин можно было несколькими способами. Чаще всего девушки в возрасте от 16 до 20 лет «проталкивались» своими знатными родственниками.
Бенуа и др. В фондах музея МХАТ эти шлейфы сохранились и в 2016 году были экспонированы на выставках «Модельер, которому верил Станиславский» в московском Музее Моды и в Литературном музее им.
Горького в Нижнем Новгороде,а также на выставке «Гений в юбке» в Москве. Платье придворной графини Лидии Ивановны к спектаклю «Анна Каренина» Сцена «Парадные комнаты во дворце» Платье бархатное с белой атласной вставкой. Отделка аппликацией, шитьем из шнура. Бархат, саржа, машинная работа, ручная работа, шитье. Отделка шитьем из шнура.
Бархат, саржа, хлопок, бусины, кружево, шнур, машинное шитьё, шитьё. Раиса Мордуховна Кирсанова в статье «Второй Шаляпин с своем деле» пишет о том, что после революции, уже с 1918 года при Петроградском совете существовал особый склад конфискованных вещей, «выдачи из которого производились только по особым запискам. Здесь можно было получить любую одежду самого лучшего качества». Известно, что конфискованное имущество свозилось в Аничков дворец, а оттуда распределялось в соответствии с новой социальной иерархией. Так часть вещей была передана в музеи, в том числе и Государственный Эрмитаж.
Но и театр мог получить эти вещи со склада. Вахтангова Михаил Николаевич Сидоркин: «Заведующая костюмерным цехом Любовь Асафовна Банникова купила подлинный дворцовый мундир царского времени, из которого мне и был сшит костюм, украшенный Иваном Тимофеевичем Катковым Андреевской лентой и точно скопированными орденами» 1938 год. Примечание: Катков И. Примерно то же пишет и Леонид Моисеевич Шихматов, актер того же театра: «Наша художница, заведующая костюмерной Л. Банникова, каким-то образом достала подлинную парадную форму офицера лейб-гвардии гусарского полка.
Когда я попробовал ее надеть, оказалось, что это не так легко, несмотря на то, что она была мне как раз впору. Было много всяких деталей-каких-то толстых золотых шнуров, которые мы не знали, куда девать. Надо было найти человека, который знал бы, как нужно носить такую форму» 1928 год. Декор этих костюмов — замечательный образец русского золотошвейного искусства, продолжающий традиции золотого шитья Древней Руси. Многообразие материалов и использование различных технических приемов для закрепления металлических нитей, введение в узор вышивки блесток, серебряных и золотых пластинок разной формы, блестящих и матовых, позволяло достичь богатства фактуры вышитых поверхностей.
Не менее великолепное золотое шитье украшало и мундиры чинов двора, прекрасным образцом которого является показанный на выставке костюм камергера. Подобные костюмы гармонично вписывались в пышную обстановку интерьеров парадных дворцовых зал, поражая обилием искусно исполненных золотом и серебром вышивок, сверкающих на фоне тканей интенсивных тонов. Вот как описывает хроникер журнала «Всемирная иллюстрация» прием в Зимнем дворце в 1895 г. Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма.
Служанка куннё династии Чосон, обыкновенная служащая, без услуг которой огромный Дворец не смог бы работать.
Они разделены на Ведомства Дворца, основные дела которых: готовка, устраивание праздников, стирка, уборка, услуги остальному персоналу Дворца музыкантам, художникам, дознавателям , обязанности медсестры. Ранги и "разновидности" У служанок куннё были руководители, которые были в качестве главы групп Куннё и Санггуна. Они осуществляли политическую власть в то время. Бомо Санггун Bomo sanggung - няни или кормилицы, которые кормили и воспитывали принцев или принцесс. Синьё Санггун Sinyeo sanggung были помощницами короля, королевы и вдовствующей королевы, когда происходили национальные церемонии или праздники.
Некоторые куннё, которые были одобрены царем, могли улучшить свое положение.
Дочь А. Россет-Смирновой при публикации рассказов и заметок матери писала: «Придворная прислуга служила из поколения в поколение. Некие Матвеевы и Петровы служили со времени Елизаветы. Моя мать говорила: «Есть династии гоф-фурьеров, лакеев, даже истопников». Некоторые из служителей были ветеранами придворной службы.
Для престарелых служителей часто находили посильные должности, позволявшие им достойно встретить старость. Jagermeister, дословно — мастер-охотник , придворное звание и должность; в Российской империи по Табели о рангах придворный чин третьего класса. Должность появилась при императоре Петре III в 1743 г. Егермейстер ведал императорской охотой, занимался ее организацией и проведением, начальствовал над егерями. Ранее, в 1736 г. В 1744-1745 гг.
В 1771 г. В 1773 г. С 1796 г. Должность камергера при российском дворе Звание «камергер» появилось в России в 1710-х гг. Дословно в немецком языке «камергер» означает «господин комнат», а фактически относится к особо приближенному придворному чину, имевшему ключи от личных комнат и покоев государя. Несмотря на заимствование термина, подобная должность издавна существовала при дворе русских царей: «стряпчий с ключом», «комнатный стольник», «спальник» назначались из наиболее знатных и преданных людей.
Согласно «Табели о рангах» 1722 г. Чин шестого ранга соответствовал статскому чину коллежского советника и чину военного полковника. Позже чин был отнесен к четвертому рангу и стал соответствовать генеральскому званию. Затем постепенно золото стало уступать место серебру и бронзе. Камергеры постоянно жили при дворе, храня ключи от дворцовых комнат и даже от личных покоев царя. Они прислуживали во время трапезы, выполняли личные поручения, были хозяйственниками и экономами.
В «Горе от ума» читаем: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! Долгое время главной отличительной особенностью камергера, как и обер-камергера высшего чина Императорского двора был огромный ключ — символический и церемониальный атрибут должности. До 1762 г. Согласно статуту, принятому Екатериной II, камергеры должны были носить свои ключи на голубой наградной ленте ордена Св.
Андрея Первозванного на левой фалде кафтана или мундира возле карманного клапана, а обер-камергеры — на золотом шнуре с кистями у правого карманного клапана. Императрица также определила обязанности камергеров: они должны были дежурить при императорском величестве «по сколько указано будет» и «во время дежурства никуда не отлучаться». В церемониальные дни камергер носил за императрицей шлейф и стоял у трона «пока Ея Величество изволят пить спросить». За время царствования Екатерины II пожаловано было камергерами 103 человека. У каждого из них был свой ключ. В 1833 г.
Последним в истории носителем чина камергера был граф Ф. Пален 1780-1863, пожалован чином камергера в 1800 г. Дольше всех в чине камергера состоял князь С. Гагарин 1777-1862 — 63 года и 10 месяцев. Званием камергера дорожили даже высшие государственные чиновники, поскольку оно давало доступ к мероприятиям, проводимым императорским двором официальным церемониям, балам и т. В разное время был издан ряд высочайших указов, регламентирующих мундир и внешний вид камергера.
Так, указом 1831 г. Шитье золотое по узору, ныне существующему: на воротнике, обшлагах, карманных клапанах, под оными и на полах широкое, а по… фалдам узкое; по борту же на груди шитые бранденбуры; пуговицы золоченые с изображением Государственного герба. Указом 1837 г. К концу XIX века звания камергера были удостоены многие люди, не имевшие отношения к служению при дворе, например, литераторы Тютчев , Вяземский , Фет, композитор Римский-Корсаков. Знак должности — обер-камергерский ключ — отличался от камергерского ключа тем, что на нем фигура орла и короны над его головами украшались бриллиантами. Носился обер-камергерский ключ на золотом шнуре с кистями у правого карманного клапана в отличие от камергеров, носивших свой ключ на левом бедре.
При императоре Николае I на 1855 г. Состав придворных чинов пополнялся из лиц преимущественно знатных фамилий, занятых на государственной службе Домогательства высокопоставленных лиц, стремившихся получить придворное звание, не будучи на службе, оставались без внимания. Придворное звание высоко ценил Николай I. Известно, что когда А. Пушкину в 1833 г. Некоторые насмешники подтрунивали над Пушкиным, так как считали, что звание камер-юнкера давалось только очень молодым людям.
Петр I и его ближайшее окружение были первыми создателями российского дворянского этикета. По настоянию Петра в России трижды была переиздана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», содержавшая конкретные наставления дворянским отпрыскам, как вести себя в обществе. Долгое время книга была единственным печатным руководством по поведению. Огромную роль в развитии российского этикета сыграла Екатерина II. Вторая половина XVIII века является эпохой расцвета русско-французских культурных связей, чему немало способствовала деятельность императрицы, покровительствовавшей французским просветителям. С особым радушием принимаются в России бежавшие от революции французские эмигранты, значительная часть которых осела здесь, оставив заметный след в русской дворянской культуре.
Булгарина, «любезничество с дамами, утонченное волокитство, угодничество, легкомыслие, остроумие и острословие, и изысканную вежливость». Истинно «версальский» тон, уже не существовавший на его родине, в 1790-е гг. В то же время этикет, насаждаемый Павлом I, становился ненавистен дворянству. Саблуков в «Записках о времени императора Павла и его кончине», — ни под каким предлогом не имел права являться куда бы то ни было иначе, как в мундире… офицерам вообще воспрещалось ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом или в санях, или в дрожках. Кроме того, был издан ряд полицейских распоряжений, предписывавших всем обывателям носить пудру, косичку или гарбейтель и запрещавших ношение круглых шляп, сапог с отворотами, длинных панталон, а также завязок на башмаках и чулках, вместо которых предписывалось носить пряжки. Волосы должны были зачесываться назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам велено было останавливаться при встрече с высочайшими особами, и те, кто сидел в экипажах, должны были выходить из оных, дабы отдать поклон августейшим лицам».
Мужчины, встретив на улице императора, должны были сбрасывать на землю верхнее платье, снимать шляпу и, поклонившись, стоять, пока государь не пройдет. Дамы, не исключая и государыни, должны были выходить из экипажа и также, спуская верхнее платье, приседать на подножках. Можно было видеть женщин с детьми, похолодевшими от страха, выходящих на снег во время сильного мороза, или в грязь во время распутицы, и с дрожью приветствующих государя глубоким поклоном. Императору все казалось, что им пренебрегают, как в то время, когда он был великим князем. Он любил всегда и всюду видеть знаки подчинения и страха, и ему казалось, что никогда не удастся внушить этих чувств в достаточной степени. Поэтому, гуляя по улицам пешком или выезжая в экипаже, все очень заботились о том, чтобы избежать страшной встречи с государем.
При его приближении или убегали в смежные улицы, или прятались за подворотни… Выходы царские, к которым прежде относились с большим уважением, являлись теперь какими-то сборищами. Все должны были проходить для целования рук по два в ряд, в промежуток, на одной стороне которого находился государь с государыней, а на другой стояли обер-гофмаршал и церемониймейстер, которые последними исполняли обряд целования и были ответственны за шум и беспорядок, происходящий в толпе. При дворе Екатерины II существовал абсолютно другой порядок представления царским особам: «.. Мужчины целовали императрице руку. Когда камергер меня назвал, и государыня пожаловала мне руку, чтобы ее поцеловать, признаюсь, что я крепко прижал ее к моим губам». Причем, по словам А.
Шишкова, «Екатерина всегда левою рукой брала и нюхала табак, а правую подавала для поцелуев». Павел I выражал сожаление, что «у него рука не пухнет, как у Екатерины, от многих и частых поцелуев». Александр I пытался сгладить мрачное впечатление, произведенное недолгим правлением его отца, многими мероприятиями. В первую очередь он упростил придворный церемониал, отменил торжественные императорские выезды, предоставил дворянству большую свободу в выборе покроя одежды и форм головных уборов. В «Исторических мемуарах об императоре Александре и его дворе» графиня Шаузель-Гуффье пишет: «Александр уничтожил при дворе чрезвычайные строгости этикета, введенные в предшествующее царствование, между прочим, обычай выходить из экипажа при встрече с экипажем императора». Был введен другой «порядок представления» царским особам.
Руку императрицы целовали как мужчины, так и дамы. В эпоху Александра I обряд коленопреклонения и целования руки монарха сменился учтивым поклоном, а для «изъявления благодарности» подданные целовали императора в плечо. Княгиня Белосельская однажды везла его в своей карете, и он держался за портьеру. Кормилица с ребенком княгини на руках поднесла дитя к карете поцеловать руку императора, которую государь чуть ли не с отвращением отдернул». Манера светского поведения уже не насаждалась указами царя. Верховным судьей нравов стало общественное мнение.
А личный пример Александра, который, по словам современника, «знанием приличий превосходил всех современных государей», служил эталоном светского поведения. Не менее лестные характеристики давали императору и наши соотечественники. Голицын с восхищением говорил об Александре: «…доселе я знал аристократию рода, умел подмечать иногда аристократию ума и таланта, но вижу, что есть еще третья аристократия — сердца». Многие мемуаристы отмечают рыцарское отношение императора к дамам. По словам графини Эдлинг , «Государь любил общество женщин, вообще он занимался ими и выражал им рыцарское почтение, исполненное изящества и милости». Император Николаи I был не менее любезен в обращении с дамами.
Знайте, что я не желаю, чтобы вы говорили госпожа герцогиня Лейхтенбергская, надо говорить Ее Высочество великая княгиня Мария Никалаевна, а когда великая княгиня приглашает кого-либо танцевать, это любезность, которую она оказывает, а не честь, которую просит ей оказать фр. Камергер был отставлен и удален, а обер-камергер Головкин получил выговор, что такого дурака представил в камергеры». Некоторые указы Павла I были отменены Александром I. Многие же оставались в силе и в последующие царствования. Например, в театре «в присутствии государя придворный этикет запрещал аплодировать прежде него…». Дама не смела отказать императору на балу, не могла отказаться от «императорского подношения».
Француженка Полина Гебль, получив от Николая I «разрешение разделить ссылку ее гражданского супруга» декабриста И. Анненкова, отказалась от денег, предложенных ей императором «на дорогу» в Сибирь. Каждый мог обратиться к монарху с «всеподданнейшей просьбой». Прошения писались в строго определенной форме. Дамы обычно писали прошения к императору в более эмоциональных тонах, позволяя себе некоторые отступления от «учрежденной» формы и «уповая» на рыцарское отношение монарха к представительницам прекрасного пола. Вообще же просьбы подавались на русском языке, несмотря на то, что французским владели «беспримерно лучше».
Государь сделал те же вопросы, как и мне. Муравьев, вероятно, сконфузившись, начал отвечать по-французски. Светский этикет, однако, не позволял «выходить из себя». Порой Николаю I приходилось раскаиваться за свою необузданную вспыльчивость перед подданными. Когда я командую войсками, то ни как не могу сдерживаться и не выходить из себя. Мне уже сорок лет, а я до сих пор не преуспел в обуздании собственной вспыльчивости.
Итак, господа, прошу вас впредь не принимать близко к сердцу мои слова, сказанные в гневе или раздражении. И он сердечно обнял генерала. Пенкержевский рыдал как ребенок и не мог ему отвечать». Случалось, даже обычно сдержанные императрицы теряли контроль над собой в присутствии своих подданных. Она тревожилась, выходила из себя, нарушая тем свое достоинство и огорчая всех окружавших ее». Иностранцев поражало рабское преклонение многих дворян перед монархом.
Наши соотечественники также давали критическую оценку тем, кто «безотчетно во всем» подражал императору. Монарха воспринимали не только как символ государства, но и дворянской чести. Именно через связь с верховной властью каждый дворянин ощущал свою принадлежность к избранному сословию. В мемуарах первой половины XIX века описание придворных церемоний занимает значительное место. Как свидетельствуют многие современники, после смерти императора Николая I их престиж стал падать. Фрейлины императорского двора были посвящены во все тонкости придворного этикета.
Несмотря на всю сложность и изощренность придворного этикета, он, по мнению многих современников, был крайне необходим. Важность придворного этикета осознавал и А. Нехорошо прослыть невежею; неприятно казаться и подслужливым выскочкою». Несмотря на составляемые списки придворных дам, некоторые из них еще числились на службе, а в силу возраста дежурных обязанностей практически не исполняли, для этого набирали более молодых девиц. Кроме того, были и те фрейлины, которые пробыв на новой должности всего несколько месяцев, стремительно выходили замуж, и неожиданно появлялось новое вакантное место. Необходимо разграничить два понятия: «звание фрейлины» и «должность фрейлины».
Положение, статус и род занятий фрейлин в официальном придворном штате значительно отличались от остальных. Звание фрейлины давалось относительно легко особенно до начала правления императора Александра III , поскольку особых ограничений, разве что за исключением принадлежности к дворянскому сословию, не было. Получить штатное место фрейлины было на порядок труднее. В петровское время придворные чины как императорская милость испрашивались челобитными, поскольку ко двору влекла не только близость монарха, но и материальная выгода. Придворными становились и русские дворянки, и незнатные особы немецкой крови, и персоны, связанны с супругой государя прямым родством. Но со временем ситуация изменилась.
Прежде всего, появилось несколько четких каналов, по которым девицы могли попасть во фрейлины. Кроме того, обозначился круг требований, и им необходимо было соответствовать, чтобы стать одной из приближенных семьи государя. Требовалось безупречное происхождение, учитывались заслуги и связи родителей, а также музыкальность самой кандидатки, владение иностранными языками, изящные манеры, особенности характера и, конечно, подходящая внешность. Каким же образом фрейлины появлялись при дворе? Можно выделить четыре основных пути для определения в штатские фрейлины: — пожалование за заслуги родителей; — набор фрейлин среди «своих людей», из числа приближенных; — зачисление ко двору выпускниц институтов благородных девиц. В некоторых случаях эти каналы проникновения в женский придворный штат пересекались и дополняли друг друга, способствуя разрешению вопроса о назначении в пользу кандидатки.
В случае, когда статус штатной фрейлины жаловали за заслуги родителей или родственников, личные качества девицы несколько отходили на второй план. Независимо от пути определения в женский придворный штат кандидатка во фрейлины должна была предварительно показаться членам императорской фамилии. Если потенциальные фрейлины, окончившие институт благородных девиц, уже на выпускной церемонии проходили своеобразный аналог собеседования, то для большинства процедура несколько отличалась. Для официального зачисления в женский придворный штат будущая фрейлина «по пожалованию» должна была представиться императрице. Девушки, попадавшие в число свитских фрейлин, порой приобретали не только завидное положение в обществе, но и при благоприятных обстоятельствах возможность оказывать влияние на членов императорской фамилии. Разумеется, самым очевидным последствием получения должности фрейлины была возможность приблизить ко двору своих родственников.
Обретя при дворе достаточную уверенность, некоторые девушки начинали пристраивать на службу свою родню. Например, камер-фрейлина П. Бартенева со временем выхлопотала фрейлинское звание для всех своих сестер: Веры, Надежды, Марии и Наталии. Разумеется, фрейлины могли похлопотать перед государем не только в своих или семейных интересах. Так, современники отмечали, что положение фрейлины А. Тютчевой при императрице было исключительным.
Доподлинно известно, в том числе и из ее дневника, что она представляла императрице проекты славянофилов, чьи интересы разделяла. Вершиной ее деятельности стала организация посещения императорской четой, Александром I и Елизаветой Алексеевной, греческой церкви в Вене. Несомненно, это был символический жест: русский император таким образом демонстрировал поддержку православным единоверцам. По мнению исследователя А. Демкина, «при этом княжна Стурдза одержала маленькую победу над венским двором, пытавшимся помешать этому визиту, который наделал много шума». Конечно, особое положение при дворе занимали фрейлины, ставшие фаворитками императоров.
Современники считали возможным обращаться к этим придворным дамам с просьбами и ходатайствами. Тем большее уважение в ближнем круге придворных заслуживали те из них, кто своим статусом не пользовался. Например, фаворитка императора Николая I Варвара Аркадьевна Нелидова, несмотря на всеобщую любовь к государыне, была искренне почитаема и любима среди приближенных императорской фамилии. Во многом это обусловлено тем, что она не пользовалась своим положением ради честолюбия, тщеславия или продвижения чьих-то интересов. Разумеется, сами фрейлины прекрасно понимали, что им нередко предписывают большую власть, чем они обладают на самом деле. Анна Тютчева отмечала, что, начиная с определенного момента, она вступила «в категорию царедворцев, которые проводят всю жизнь в воскурении фимиама государям для того, чтобы пользоваться их милостью, и у которых не хватает смелости даже в интересах этих же государей пойти на опасность произвести на них неблагоприятное впечатление».
Ни одна замужняя женщина не могла быть фрейлиной. Так же, как далеко не все фрейлины после замужества становились статс-дамами. Это зависело от близости к императорскому двору или от исключительных заслуг их мужей перед Отечеством. Фрейлины были комплектные, то есть входившие в утвержденный штат, и сверх комплекта. После включения в штат фрейлины получали золотые с бриллиантами вензеля императрицы или великой княгини, называемые шифром.
Придворная дама это - 84 фото
Придворные дамы также служили своеобразными послами, передавая сообщения между дворцами и помогая поддерживать дипломатические связи. Петру не нравился пышный Московский двор — придворные должности с его точки зрения были абсолютно бесполезны. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. Анне Дорте Юэль.
Жизнь и роль придворной дамы в истории и культуре.
Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем. Революция в гардеробе Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы — каркас из овальных обручей. Главная особенность силуэта — очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров. И неимоверное количество кружев, рюшек, воланов, лент, вышивки. Вдобавок костюмы и причёски украшали цветами — чаще искусственными, так как свежие не выдерживали многочасовых церемоний. Правда, с 1782 года французским платьям пришлось уступить пальму первенства «русским» нарядам.
Так распорядилась императрица Екатерина II, решив, что необходимо следовать своим традициям, а не подражать Западу. Одной из главных примет «русского» костюма стали откидные рукава — элемент, заимствованный из боярской одежды допетровского времени. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. Разумеется, было оно и в гардеробе Марии Фёдоровны. К счастью, оно сохранилось; сейчас им владеет Гатчинский музей, который предоставил наряд для выставки в Павловске.
Придворное платье, 1800-1801 годы. В нём императрица была в ночь убийства Павла I. Сшито из атласа цвета морской волны. Отделка из бархата песочного цвета с рельефным узором. Короткий лиф, плотно облегающий грудь и плечи, высокая линия талии — юбка начинается под грудью.
Покрой асимметричен: полы лифа и разрез юбки смещены в противоположных направлениях. Платье оторочено чёрной бархатной тесьмой. Но Павел смотрел на эти правила широко, по-русски». Пышные юбки на фижмах уступили место ниспадающим, с длинным шлейфом. А вскоре вместо отдельных лифа и юбок модницы стали носить цельные платья, напоминающие свободные древнегреческие туники.
Шили их из дорогих «статусных» тканей — шёлка, бархата, атласа. Кстати, некоторые фасоны из гардероба Марии Фёдоровны, выглядят вполне современно и сегодня.
Стоит отметить то, что как правило в категории статс-дам, наставниц великих княжон о которой шла речь чуть выше и гофмейстерин о которых ниже попадали женщины в возрасте с опытом или заслугами. Поэтому в их униформу был внесен небольшой нюанс — полагалось носить вместо перчаток рукава буфы да бы скрыть возраст, берущий свое. Ведь по правилам перчатки должны были плотно облегать руку, их было тяжело надевать и они быстро растягивались, приходилось их часто менять из-за этого. Да и не всегда это выглядит эстетично на старческих телесах. Но, как мы видим на портретах, это не всегда соблюдалось — обладательницы относительно молодых и относительно стройных рук охотно пользовались перчатками вместо объемных бесформенных рукавов. Статс-дама времен Николая I Елизавета Алексеевна Паскевич Особые обязанности у статс-дам, как у особо заслуженных дам, были во время придворных церемониях.
Крамского слева можно заметить даму в зеленом придворном платье. А при крещении младенцев царской семьи статс-дамы несли подушку с самим младенцем на церемонии. На картине М. Зичи «Крещение Николая Александровича» слева вверху можно разглядеть со спины статс-даму. Ниже два музейных экспоната, дошедших до наших дней. Как вы видите, эту в эту категорию входили уже достаточно не молодые дамы, поэтому эти наряды отличает большая «прикрытость» плечей и рук. Гофмейстерины при фрейлинах высшее придворное дамское звание получили малиновый наряд с золотым шитьём и рубашку с рукавами буфф. Эти дамы заведовали придворным дамским штатом и канцелярией императрицы или великих княгинь.
В их обязанность входило ежедневное представление дам, явившихся к его высочеству. Обычно эту должность занимали после нескольких лет работы в должности статс-дамы. Звания гофмейстерины могли получить только замужние или вдовствующие дамы. Портретов гофмейстерин в соответствующих платья мне найти не удалось — их было достаточно мало при царствующем дворе. Как видно из Альбома самый популярный цвет — красный. Картины придворной жизни того времени так им и пестрят. Фрагмент и сама картина худ. Придворный дамский штат делился на придворных дам свиты о которых было уже сказано и на городских придворных дам.
Последние же для участия в церемониях вызывались повестками, а их наряды также должны были соответствовать установленным эталонам, но с небольшой оговоркой: дамам, приезжающим ко двору, дозволялось иметь платья различных цветов, любого покроя и с различными узорами, кроме тех, что носили придворные дамы. На этом фрагменте уже упомянутой картины видно все разнообразие цветов этих платьев и голубой, и розовый, и желтый. Золотого шитья могло и не быть вовсе на бархатном платье, как на фото ниже мы видим расшитый белый корсаж и юбку, а вот бархат платья не тронут совсем вышивкой. Не все аристократы могли себе позволить такую роскошь. Известно, что фрейлинам шились платья из средств казны, а вот, например, обладателям мужских придворных чинов приходилось это выполнять за свой счет. Стоимость вышивки была запредельная, и иногда покупали чиновники старые мундиры и отдавали их в перешивку. А ведь люди были не бедные.
SH: НЕТ, а какой вы национальности? Я: Я родилась здесь и я британка. SH: Нет, а откуда вы на самом деле, откуда ваш народ? Я: «Мой народ», леди, что это? SH: О, я вижу, у меня будет вызов, чтобы заставить вас сказать, откуда вы. Когда вы впервые приехали сюда? Я: Леди! Я гражданка Великобритании, мои родители приехали сюда в 50-х годах, когда… SH: О, я знал, что в конце концов мы туда доберемся, ведь вы же с Карибских островов! Я: Нет, леди, у меня африканское происхождение, карибское происхождение и британское гражданство. ШХ: О, так вы из…» Попытка любопытной и очень немолодой дамы докопаться до этнических корней ее собеседницы спровоцировала скандал. Букингемский дворец заявил: «Мы очень серьезно относимся к этому инциденту и немедленно провели расследование, чтобы установить все факты. В данном случае были сделаны неприемлемые и вызывающие глубокое сожаление замечания. Мы связались с Нгози Фулани по этому вопросу и приглашаем ее лично обсудить все элементы ее опыта, если она того пожелает. Тем временем заинтересованное лицо хотело бы выразить свои глубокие извинения за причиненный вред и немедленно отошло от своей почетной роли». Комментарии придворной дамы подверглись широкому осуждению в соцсетях.
После еды все переходили в гостиную, где пили кофе и завершали разговор, после чего гости разъезжались дальше по раутам и балам. Оставаться на вечер после обеда было не принято, кроме тех случаев, когда приглашение поступало заблаговременно. Сделать реверанс королю в Тронной зале и удостоиться его взгляда По правилам эпохи Реставрации первыми в Тронную залу имели право входить герцогини они же были единственными, кому разрешалось в присутствии короля сидеть на табурете ; затем вход закрывали, и остальные дамы ревниво ожидали своей очереди в соседней гостиной, пока двери не распахивались вновь. Дамы входили одна за другой и вереницей шли вперед, останавливаясь, чтобы сделать реверанс перед троном. Если король заговаривал с одной из дам, что случалось редко, вся процессия останавливалась. Была известна как строгая поборница этикета.
12 нюансов жизни фрейлин, о которых не каждый учитель истории знает
Помощницы королевы. Кто такие фрейлины, что они делают и какие секреты хранят | царица наук», то Светлана Николаевна – верная придворная дама, которая сорок три года отдала служению этому предмету. |
Фрейлины российского императорского двора | К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни. |
Ежедневник придворной дамы • Arzamas | это высокопоставленная женщина, которая служила при дворе монарха или высокоуровневых аристократов. |
Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков | Петру не нравился пышный Московский двор — придворные должности с его точки зрения были абсолютно бесполезны. |
Как жила фрейлина русской императрицы, и почему мало кто захотел бы ей стать
Вы точно человек? | Подпишитесь и получайте новости первыми. |
В образе Придворной Дамы | Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам. |
Придворная дама Царицы наук
Корсаж, украшенный сапфирами и изумрудами, заключал грудь в сверкающие латы, а из под короткой юбки видны были ножки в шелковых чулках и вышитых туфлях. На плечи девушек спадали длинные косы с большими бантами на концах. Однако это было бы слишком просто для такого педанта, как Николай I. Поэтому в 1834 году он издал специальный указ, в котором женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке. В том же году вышел альбом с однотипными рисунками придворных фасонов. Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом, спереди, к низу от талии шел разрез, открывающий юбку из произвольной материи белого цвета, чаще всего это был атлас. По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки». Кроме того, всем дамам полагалось носить «повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем». Единственное отличие заключалось в цвете.
Цвет тоже был строго определен статусом дамы. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зеленое платье; наставницам великих княжон — синее; фрейлинам Её Величества — пунцовое; фрейлинам великих княжон — светло-синее; гофмейстеринам при фрейлинах — малиновое. Фасон платья приглашенных ко двору дам также должен был соответствовать единому образцу, они могли быть «различных цветов, с различным шитьем, но нельзя было повторять узор, назначенный для придворных дам». Единственной "зоной свободы" были головные уборы. Классический кокошник дозволялось иногда заменять на диадему похожей формы. Отсюда огромное количество "русских тиар" из бриллиантов и жемчуга в форме кокошника.
Бомо Санггун Bomo sanggung - няни или кормилицы, которые кормили и воспитывали принцев или принцесс. Синьё Санггун Sinyeo sanggung были помощницами короля, королевы и вдовствующей королевы, когда происходили национальные церемонии или праздники. Некоторые куннё, которые были одобрены царем, могли улучшить свое положение. Было высказано предположение, что куннё было 90 в общей сложности. Каждый из резиденций имели от двадцати до двадцати семи Наин, а в других местах от пятнадцати до двадцати. Во время правления короля Сончжона 1469-1494 было 105 куннё в общей сложности, которые служили во дворце: 29 для матери предыдущего царя, 27 за первый квартал Королевы вдовы и 49 за первый квартал Короля. Во время правления короля Кочжона 1863-1907 общее количество куннё достигло до 480 человек: 100 для короля, 100 для Вдовствующей королевы, 100 для королевы, 60 для наследного принца, 40 для супруги наследника, 50 для принца-наследника и 30 для жены принца-наследника.
Со временем сфера ответственности придворных дам расширилась, и они стали заниматься организацией мероприятий, управлением хозяйственной частью дворца и координацией деятельности других сотрудников. Быть придворной дамой означало иметь высокий социальный статус и находиться в кругу влиятельных и знатных людей. Они обладали привилегиями, такими как доступ к особым мероприятиям и взаимодействие с известными личностями. Обязанности придворной дамы могли варьироваться в зависимости от времени и места. Однако, они обычно включали прием и обслуживание гостей, сопровождение монарха или чиновника во время важных событий, а также помощь в поддержании протокола и этикета. В обществе придворная дама считалась символом благородства и утонченности. Она обладала не только красотой, но и образованием, манерами и тонким вкусом. Ее одежда и украшения являлись предметами моды, к которым привлекались другие женщины. Несмотря на то, что роль придворной дамы со временем изменилась и утратила свою первоначальную важность, она все еще представляет историческую ценность и интерес для исследователей и любителей истории. История этого термина Понятие «придворная дама» имеет древнюю историю, которая уходит корнями в средневековую Европу. В средневековом обществе придворные дамы были высокопоставленными женщинами, которые служили в роли официальных сопровождающих и защитниц благородных особ. Они играли важную роль в придворной жизни и были близки к королевской семье.
Королева также выступила крестной второй дочери Максвелл. Диана Спенсер и фрейлина герцогиня Графтон в 1981 году Ближайшими придворными к королеве и супруге короля были мужчины, и все должности были политическими. Только в эпоху Возрождения, когда женщины играли более важную роль при дворе, количество женщин на службе увеличилось в соответствии с их властью и влиянием. Кто такие фрейлины? В Британии фрейлинами называют титулованных дворянок, которые служат не только королеве, но и высокопоставленным женщинам в королевском доме. Одна есть у Кейт Миддлтон, а у сестры королевы, принцессы Маргарет, их было много. Королева Елизавета и фрейлина Аннабель Уайтхед в 2021 году Хотя они не живут в Букингемском дворце, они иногда останавливаются там или в королевских апартаментах в Лондоне, если этого требуют их обязанности. Чем занимаются фрейлины?
Чем занимались фрейлины? Какие у них были обязанности?
Поскольку производственная группа «Придворной дамы» придала большое значение демонстрации подлинной культуры династии Тан, было разработано более 3000 костюмов с вниманием к деталям и использованием традиционных техник. Камер-фрейлины были приближенными государыни, они, как и статс-дамы, не имели особых обязанностей, появляясь лишь на различных церемониях. К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни.
Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков
Африка Исторически, в пределах определенных традиционных государств Bini и народов йоруба в Нигерии , королев-матерей и высоких жриц считали «ритуально мужского пола» из-за их социальной известности. Из-за этого факта, они часто посещались на женщинами, которые принадлежали их гаремам почти таким же способом, поскольку их фактически коллеги-мужчины подавались женщинами, которые принадлежали их. Хотя эти женщины эффективно функционировали как леди в ожидании, часто были членами влиятельных семей местного дворянства самостоятельно и обычно не использовались в сексуальных целях, они, тем не менее, упоминались как жены их руководителей. Тот же самый обычай существует среди многих других племен на континенте, таких как люди Lobedu южной Африки. Австрия Австрийскому Имперскому суду дали организацию набора, которую это держало, с некоторыми изменениями, с 1619 вперед. Австрийская модель суда также стала образцом для подражания для других судов в Германии. Немецкая модель была также образцом для подражания ранних современных скандинавских судов Дании и Швеции.
Самым высоким разрядом среди женского суда придворных был Obersthofmeisterin Хозяйка Одежд. Она была второй в разряде после самой императрицы и ответственной за всех придворных женского пола. Ниже ее был Аяс, по существу гувернантки имперских детей и глав детского суда. Бельгия В Бельгии леди - в ожидании были исторически выбраны самой Королевой из числа католических благородных зданий Бельгии. Главные функции в суде были предприняты членами более высокого дворянства, включив много контакта с королевскими леди. Бельгийским принцессам назначили леди на их 18-й день рождения.
Принцессе Клементайн дали Даму ее отец, символический акт взрослой жизни. Когда Королева развлекает, леди приветствуют гостей и помогают хозяйке в поддержании беседы. Великобритания Родственники женского пола часто назначались на предположении, что им можно было доверять как наперсницы королеве; леди Маргарет Ли была Леди Тайной Палаты королеве Энн Болейн , как леди Элизабет Сеймур-Кромвель была королеве Джейн Сеймур.
Ну, во-первых, Дашкова за границей безупречно выступила перед европейскими правителями как представительница великой державы и великой самодержицы Российской Екатерины II. Во-вторых, Екатерина, видимо, соскучившись по общению с высокообразованной и умной женщиной, которая понимает важность для России воспитания новых людей, образования, развития науки, культуры, искусства, уже поняла, что преданная ей талантливая Дашкова может очень много сделать для России в этой области.
Поэтому Дашкова неожиданно для неё получила от императрицы предложение стать директором Академии наук. Екатерина Романовна отказывалась от этой престижной, но и весьма ответственной должности. Её аргументом было то, что она не занимается наукой, не оканчивала университета и не имеет ни научной степени, ни учёного звания, не читает лекций в университете, да к тому же она - женщина, а женщине не положено руководить учёными мужами. Но Екатерина твёрдо настаивала на своём, потому что знала, что по всем необходимым параметрам ум, совесть, работоспособность, знания, финансовый расчёт, честность и щепетильность в решении любых задач никто не подходит к этой должности так, как княгиня Дашкова. И несмотря на отказы и уверения в невозможности этого со стороны Екатерины Романовны, Екатерина II издала указ о назначении Дашковой на пост директора Академии наук.
Каков был вклад княгини Дашковой в развитие Академии наук и в создании Российской Академии наук? С первого дня своего назначения Дашкова повела себя как опытный руководитель. Вот как написала об этом сама Дашкова: «Первым моим делом после этого назначения была отсылка копии указа в Академию. Я хотела, чтобы комиссия еще два дня заседала и немедленно довела до моего сведения отчет о различных отраслях академической деятельности, о состоянии типографии вместе с именами библиотекарей и смотрителей разных кабинетов, чтобы начальники каждого отделения представили мне на другой день рапорт о своих должностях и обо всем, что подлежит их управлению. В то же время я просила комиссию сообщить мне все, что она считает наиболее важным относительно обязанностей директора».
Вот так сумела Дашкова, что называется, «взять быка за рога». По принятому обычаю, придворные один за другим стали поздравлять княгиню Дашкову с царской милостью, а затем профессора Академии посетили её, чтобы выразить своё почтение. Екатерина Романовна обещала им, что в любом случае, если понадобится, дверь её дома всегда будет открыта для членов Академии. В свою очередь Дашкова стала навещать известных академиков, чтобы поближе познакомиться с ними, и начала со знаменитого математика Леонарда Эйлера, а затем познакомилась и с другими: с биологом и географом П. Палласом, путешественником и натуралистом И.
Лепёхиным, астрономами П. Иноходцевым, А. Лекселем, С. Встречи с цветом профессуры обеспечили ей поддержку в научных кругах. Даже на первое заседание - представление членам академии нового директора княгини Дашковой - Екатерина Романовна приехала с Эйлером.
В своей речи она засвидетельствовала своё высокое уважение к науке и выразила глубокое почтение Эйлеру, «одному из величайших математиков своего века», как она его охарактеризовала. Это был тонкий расчёт: никогда до этого в Академии не признавали так научных заслуг, что внушало надежду на поддержку научных изысканий - самое дорогое для настоящего учёного. Тотчас после официальной части Дашкова прошла в канцелярию и потребовала от академических чиновников список всех экономических дел Академии, то есть сразу начала работать как директор. Она сказала им, что «за стенами академии носится слух о великих беспорядках при последнем директоре», который будто бы «не только разорил академическую казну, но и ввел ее в долги». И предложила общими усилиями изживать злоупотребления.
Новый директор княгиня Дашкова предупредила своих сотрудников относительно Академии: «Я не хочу обогащаться за её счёт и отнюдь не позволю своим подчиненным разорять ее взятками. И если я увижу, что ваше поведение совершенно отвечает моему желанию, я не замедлю наградить ревностного и достойного повышением в чине или прибавкой жалования». Обратите внимание, дорогой читатель, она не стала угрожать наказаниями, как это - увы! Обычно коронные чиновники перед вхождением в должность приводились к присяге, и Дашковой тоже предстояло пройти через этот обряд. Тем более что Екатерина II, отвечая на вопрос, нужно ли княгиню Дашкову, ввиду её придворного статуса, приводить к присяге, сказала: «Без сомнения.
Я не тайком назначила княгиню Дашкову директором академии. Хотя я не нуждаюсь в новом доказательстве ее верности мне и Отечеству, но этот торжественный акт мне очень угоден: он дает гласность и санкцию моему определению». На заседании Сената княгиня Дашкова принесла присягу в верности государыне Всероссийской и Отечеству. Чтобы не брать на себя чужие грехи источники академических доходов были истощены, за академией числились немалые долги, финансовые отчёты были смешаны и запутаны , Дашкова попросила генерал-прокурора Сената князя Вяземского передать ей документы, свидетельствующие об академических неурядицах, особенно жалобы на отставного директора Домашнева, его ответы с защитой и протестами, «чтобы уяснить свою собственную деятельность». Из первого источника Дашковой удалось оплатить долги книгопродавцам: русским, французским и голландским, а после освобождения от этих долгов копить деньги для восполнения недоимок казенного фонда.
Ввиду запущенности здания академии и её служб Дашкова испросила у государственного казначейства, которым заведовал государственный казначей князь Вяземский, сумму в соответствии с предстоящими затратами по ремонту, но и для повышения оплаты труда как членам академии, так и обслуживающему персоналу. Екатерина Романовна всеми силами старалась увеличить доход от издания академических трудов для того, чтобы были деньги на непредвиденные расходы, на награждения, на покупку оборудования, необходимого в исследовательской работе учёных. И это ей очень неплохо удавалось, так что за счёт «экономических сумм» она сумела увеличить число слушателей Академии, получающих образование за казённый счёт, до 90 человек, открыла три новые кафедры: математики, геометрии и естественной истории - и открыла двери Академии для всех желающих посещать лекции, которые читались на русском языке. Эти действия директора повысили престиж Академии, а с тем и русского языка. Чтение лекций Дашкова оценила таким образом «Я часто сама слушала их и с радостью убедилась в том, что это учреждение принесло большую пользу сыновьям бедных дворян и низших гвардейских офицеров».
Профессора, читавшие эти лекции, в конце курса получали вознаграждение в размере двухсот рублей, которые отпускались тоже из «экономического» источника, доход которого складывался в основном от продажи переводов наиболее интересных европейских книг. Надо сказать, что Екатерина II ежегодно отпускала «из своей шкатулки» пять тысяч рублей на оплату переводов книг классических зарубежных писателей. Дашкова собрала под крышей Академии наиболее талантливых и работоспособных переводчиков английского, французского, немецкого, голландского и других языков, которые переводили вновь вышедшие книги как художественной, так и научной литературы. Они печатались в академической типографии и успешно продавались в лавках, с которыми был заключён договор. Отчёты о доходах от этой деятельности Дашкова направляла Екатерине I.
Так Екатерина Романовна поставила своё предпринимательство на службу науке и просвещению. Сама Дашкова увлеклась составлением новых и более точных карт различных местностей России. Это было необходимо ввиду реформы Екатерины II в области административнотерриториального деления Российской империи, что требовало новых карт каждой местности: установления на них новых границ между областями, обозначения новых дорог и построек. Пользуясь тем, что Екатерина II установила местное самоуправление, учредила местную администрацию, местные суды, полицию и предводительство дворянское в каждой губернии и в каждом уезде, Дашкова связалась с областными наместниками с целью получения от них сведений для картографирования. Дело шло, но с затруднениями, потому что вся документация пересылалась через казначейство князя Вяземского и очень долго доходила до Академии.
Составление новых карт стало одной из программ деятельности Академии. В Академии, возглавляемой княгиней Дашковой, не было ни филологического факультета, ни даже кафедры русского языка. Но Екатерина Романовна, путешествуя за границей, видела во Франции и других странах национальные академии, занимавшиеся составлением национальных словарей и филологическими изысканиями в области своих национальных языков. Было ясно, что уже назрел вопрос о создании подобной академии в России. О том, как зародилась эта идея, по мнению Дашковой, и как она осуществилась, мы найдём в её «Записках»: «Однажды я гуляла с императрицей по Царскосельскому саду.
Речь зашла о красоте и богатстве русского языка. Я выразила удивление, почему государыня, способная оценить его достоинство и сама писатель, никогда не думала об основании Российской академии. Я заметила, что нужны только правила и хороший словарь, чтобы поставить наш язык в независимое положение от иностранных слов и выражений, не имеющих ни энергии, ни силы, свойственных нашему слову. Я сама удивляюсь, - сказала Екатерина, - почему эта мысль до сих пор не приведена в исполнение. Подобное учреждение для усовершенствования русского языка часто занимало меня, и я уже отдала приказание относительно его.
Это поистине удивительно, - продолжала я. Образцов для него очень много, и вам остается только выбрать из них самый лучший. Пожалуйста, представьте мне, княгиня, очерк какой-нибудь». Княгиня попробовала переложить эту работу на секретарей императрицы, но Екатерина настояла на выполнении этого труда именно княгиней Дашковой и указом назначила свою статс-даму президентом будущей Российской академии. Императрица знала, что княгиня Дашкова успешно откроет новую академию и сумеет наладить в ней работу так, как надо, а может быть, и лучше.
Императрица была права. Екатерина Романовна была очень умным человеком и талантливым руководителем Начиная работу Президента Российской Академии, Дашкова прежде всего купила для неё дом, провела в нём ремонт и обставила его необходимой мебелью. Занимаясь восстановлением первой Академии, она получила опыт обустройства необходимых помещений для работы учёных-академиков и обслуживающего их персонала, для приобретения необходимых книг и всякого рода канцелярских товаров. Поэтому ей нетрудно было и купить подходящий дом, и отремонтировать его, и расположить в нём помещения для работы учёных, для лекционного зала, для библиотеки и других необходимых нужд, где можно было разместить закупленное оборудование. Казалось бы, финансовая сторона тоже была обеспечена, потому что сама императрица заботилась о ней.
Однако экономная Дашкова считала, что и Российская Академия должна уметь самостоятельно зарабатывать деньги. Екатерина Романовна на основе типографии расширила своё предпринимательство, приносящее неплохой доход. Она опять, как и в первой Академии, организовала группу переводчиков, печатала переведённые на русский язык как классику французской, немецкой и английской литературы, так и зарубежные литературные новинки, заключила договоры с книгопродавцами и успешно вела продажу этих книг. Так что умное руководство княгини позволило учредить новую Российскую Академию довольно быстро. В качестве членов Академии были приглашены поэты, драматурги, историки и публицисты: Г.
Державин, М. Херасков, В. Майков, Е. Костров, И. Богданович, И.
Хемницер, М. Щербатов и другие. Помимо регулярных заседаний по вопросам русского языка, литературы и принципов создания словаря, чтения лекций, в том числе и публичных, проведения диспутов на филологические темы, Российская Академия основной своей задачей поставила создание первого толкового словаря русского языка. После долгих споров о выборе принципов отбора материала и его презентации в словаре Дашкова организовала словарную группу учёных, по алфавиту разделила предполагаемую работу и распределила между членами группы создание частей словаря по буквам. Екатерина Романовна, руководя группой в целом, взяла на себя ещё и труд написать часть словаря две буквы.
Словарь должен был быть толковым и строиться по корневому гнездовому принципу, то есть так: избиралось заглавное слово, состоящее только из основы например, «сан», «дерево» и т. При каждом слове давалось его толкование. После открытия Академия стала работать без промедления. Уже через месяц, 18 ноября 1783 года, на заседании Российской Академии Дашкова предложила ввести в русский алфавит букву «ё», что было одобрено всеми членами Академии. Работа над словарём продолжалась в течение одиннадцати лет и закончилась в 1794 году.
Выход в свет «Словаря Академии Российской» оказался настоящей сенсацией для российской просвещённой публики. Казалось, это был триумф княгини Дашковой. Однако Екатерине II словарь не понравился, потому что он был построен по гнездовому принципу. Дашкова сразу определила, что Екатерина это говорит под влиянием её фаворита Зубова, который ненавидел фаворитку княгиню Екатерину Романовну и поэтому позволял себе высказываться против всего, что делала Дашкова. Но и Дашкова отвечала ему такой же «взаимностью».
А между прочим, спустя почти 100 лет Владимир Иванович Даль издал «Толковый словарь живого великорусского языка», использовав тот же гнездовой принцип подачи материала. Профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ, уже в начале XX века, очистив от сугубо областных, местных слов далевский словарь, оставил тот же принцип объединения слов в корневое гнездо, чем как бы вторично, после Даля, утвердил предложенный Дашковой метод создания первого русского толкового словаря. Некоторые современные авторы пишут, что Дашкова «с огромным трудом добивалась выделения денег на организацию научных экспедиций». Возможно, Екатерина Романовна имела в своих планах организацию научных экспедиций, но ни одной экспедиции не организовала. В 1784 году иркутский купец 1-й гильдии Григорий Иванович Шелихов, который успешно вёл торговлю с американскими индейцами, начал российское освоение заселение Аляски и тихоокеанских берегов Калифорнии.
Но таких экспедиций, как, например, Великая Северная экспедиция Вторая Камчатская 1733—1743 годов с участием В. Беринга, С. Вероятнее всего, Екатерина Романовна, в условиях постоянных войн, требующих огромных средств, денег на экспедиции так и не добилась. При академиях была организована гимназия, кроме того, уже существовал Смольный институт и многие другие учебные заведения, и княгиня Дашкова, которая в течение многих лет разрабатывала программы воспитания и обучения для своих сына и дочери, имея практический педагогический опыт, не могла отказаться от составления новых программ для академической гимназии. Эти программы и методические предложения Дашковой обсуждались на заседаниях Академии, которые посещались преподавателями институтов, пансионов для благородных девиц и кадетских корпусов, поэтому частично применялись также и в Смольном институте.
Президент Российской Академии основала и журнал, название которого «Собеседник любителей Российского слова» показывало его направление. Журнал объединял известных писателей, поэтов, драматургов, журналистов; писали статьи для этого журнала и Екатерина II, и сама Дашкова. Екатерина II, отдав бразды правления во многих экономических и политических областях Платону Зубову, неумному, но хитрому, алчному и недоброжелательному к людям фавориту, в своей последней любви полностью предала и душу и тело молодому авантюристу и его брату Валериану. Потёмкин попробовал объяснить ей, что Зубов ведёт предательскую политику по отношению к ней, пытается наладить своё служение великому князю Павлу Петровичу, Екатерина не стала его даже слушать, и он уехал в свою Южную армию на заключение мира с турками с сокрушённым сердцем и великою печалью. Это был единственный фаворит императрицы, который не был врагом Дашковой, а, наоборот, во многом ей помогал.
Надо сказать, что Дашкова в придворных кругах слыла особой со «взбалмошным характером». Она терпеть не могла Екатерининых фаворитов, и с первым же из них - Григорием Орловым - сразу же вступила в неприязненные отношения, что вызвало у вновь испечённой императрицы охлаждение к своей подруге. Было у неё столкновение и с Ланским Со всеми ласковый, вежливый и деликатный, с Дашковой, по её отзывам, он был груб. Фаворитом-врагом был для Дашковой и Александр Дмитриев-Мамонов. Ненавидела она и считала своим врагом Зубова, который не раз устраивал ей подлые провокации и вызывал у императрицы гнев против неё.
Даже при последнем свидании императрицы с Дашковой во время её отставки с поста Президента двух Академий в августе 1794 года Зубов всячески старался сорвать это свидание, а императрица под его влиянием не захотела даже по-дружески проститься со своей фавориткой, столько лет служившей ей верой и правдой, как никакая другая статс-дама при её дворе. В своих воспоминаниях княгиня Екатерина Романовна написала: «Я всегда держала себя настороже с любовниками Екатерины; с некоторыми из них я была совсем не в ладах, что побуждало их ставить меня в двусмысленное положение по отношению к императрице, раздувать между нами вражду, а я вследствие своей врожденной вспыльчивости нередко забывалась и вызывала с ее стороны заслуженное негодование. Между моими врагами-фаворитами был граф Момонов, желавший, подобно своим предшественникам, поссорить меня с Екатериной. Будучи похитрей своих собратьев, он заметил, что я на обыкновенную удочку не поддамся, поэтому он избрал самый удачный способ - использовать меня и моею сына ради своей цели. К счастью, моя привязанность к императрице основывалась на уважении.
Опыт доказал мне, как мало я была обязана доброжелательности царского гарема. Отнюдь не преклоняясь, подобно остальному стаду, перед любовниками, когда они были в силе, я не хотела признавать и их влияния. Вместе с тем мне ясно было видно, когда Екатерина действовала по отношению ко мне под влиянием их интриг, а когда слушалась внушений своего собственного сердца». Екатерина не любила Дашкову. Ещё тогда, когда Дашкова стала действовать, желая возвести свою подругу а она считала, что это её самая близкая подруга на престол, Екатерина и её близкое окружение проявляли к ней большую осторожность: не «подсадная ли это утка»?
И действительно, Пётр III - крестный отец Дашковой, его фаворитка Елизавета Романовна Воронцова, ради которой он хочет свою супругу сослать в монастырь, её родная! А выпад Дашковой против фаворита Григория Орлова показал, что она не понимает политики вообще, всё рубит с плеча, не может взять в толк, что Екатерина этому грубому мужлану обязана троном и, пока не утвердилась на троне, должна уповать на него, вернее, на его гвардейские штыки. После переворота Дашкова стала вести себя как хозяйка: делать язвительные замечания в адрес фаворита, показывать императрице своё неудовольствие. А главное - всем рассказывать, что это благодаря её стараниям удалось посадить Екатерину на трон. Всё это на долгое время отдалило Дашкову от императрицы, но ни в коем случае не до конца: Дашкова, повзрослевшая, умная, за рубежом повысившая вместе с детьми свою образованность и зрелость мысли, может пригодиться не в дружеских, а в государственных делах.
Так Дашкова опять оказалась в фаворе. И сторицей заплатила за доверие императрицы своими по сути государственными делами, поднявшими престиж России в учёном, в большей степени в мире культурном. Дашкова всегда была искренней перед государыней и всегда была ей верной; она любила Екатерину, считала её необыкновенной женщиной и была счастлива, когда ей казалось, что и Екатерина любит её. Смерть императрицы застала Дашкову в её усадьбе Троицкое. Они не виделись с Екатериной около двух лет, поэтому кончина императрицы оказалась для княгини неожиданной.
Зная нрав Павла, Екатерина Романовна стала ждать плохих известий, и они не замедлили явиться. Павел в срочном порядке потребовал выселения Дашковой из Троицкого и отправки в ссылку в глухую деревню, принадлежавшую её сыну. Он возненавидел Дашкову за то, что она возвела его мать на престол и была её сподвижницей. Он не понимал, что именно возведение его матери на престол сделало его Наследником Ведь если бы Пётр III сослал Екатерину в монастырь и женился на Елизавете Воронцовой, то наследником бы стал, сын Елизаветы, а не он, Павел. Дашкова с дочерью Анастасией и слугами провела в ссылке в тяжёлых, непривычных для неё условиях около года.
При дворе остались её друзья, которые не переставая хлопотали о её возвращении. По их просьбе подключились к этим хлопотам императрица Мария Феодоровна, супруга Павла I, и его фаворитка Нелидова, и им удалось смягчить сердце Павла: он разрешил Дашковой вернуться в Троицкое, но ни в коем случае не находиться поблизости от августейшей семьи. В 1798 году князь Павел Дашков оказался у императора Павла в фаворе. Павла I привлекало его умение делать стратегические чертежи и планы. Князь Дашков тоже помог снять со своей матери часть уз.
Но, как это было в обычае нервного и потому непредсказуемого императора, через год и князь Дашков попал к Павлу в немилость и был уволен со своего поста. Дашкова жила в своём имении Троицкое, занималась его ремонтом и усовершенствованием, сажала фруктовые деревья и наслаждалась природой. Теперь трудно это себе представить, потому что Троицкое в наши дни - это научный городок, и от прежней жизни княгини Дашковой не осталось и следа. Как известно, Павел I процарствовал всего лишь 4 года и неполных 5 месяцев и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был задушен в своей спальне заговорщиками. Приход к власти Александра I для Дашковой был ознаменован приглашением царя вернуться ко двору.
Дашкова с гордостью пишет о коронации Александра I, когда она в коронационной процессии ехала в одной карете с императрицей Елизаветой Алексеевной как старшая статс-дама Высочайшего двора. Но быть при дворе постоянно Дашкова уже не могла: обстановка двора совершенно изменилась, и не хотелось выглядеть чужой и старомодной, да и возраст, и болезни диктовали другую, спокойную жизнь. Император Александр, испытывая почтение к её великим заслугам, старался облегчить ей жизнь и так же, как его бабушка Екатерина II, помогал ей материально, например выплатил полностью взятый ею кредит в банке. Дашкова жила в Троицком, писала свои воспоминания, или «Записки княгини», которые, как вы заметили, дорогие читатели, в изобилии цитировались в этой книге. Её навещали знакомые ей по путешествию английские леди, дружбой с которыми она очень дорожила.
В честь одной из них, леди Гамильтон, она даже назвала одну из своих деревень - Гамильтон. А другой своей подруге-англичанке, мисс Уильмот, она посвятила свой труд - «Записки княгини» с письмом-посвящением. Светлой памяти княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная Воронцова, скончалась 4 января 1810 года, пережив свою императрицу Екатерину II почти на 14 лет, ровно на столько, на сколько она была моложе своей императрицы. Екатерина Романовна Дашкова, одна из фавориток Екатерины Великой, вошла в историю России как образованнейшая, талантливейшая женщина своей эпохи, поднявшая в глазах Западной Европы и всего мира славу России в области просвещения, культуры, науки и научного изучения русского языка. Александра Васильевна Браницкая урожденная Энгельгардт 1754—1838.
Александра Васильевна Энгельгардт, в замужестве графиня Браницкая, стала фавориткой Екатерины II, фрейлиной, статс-дамой, а затем и гофмейстериной Высочайшего двора благодаря своему родному дяде , фавориту императрицы Екатерины II - Григорию Александровичу Потёмкину. Родная сестра светлейшего князя Г. Потёмкина - Елена Александровна - была замужем за ротмистром смоленской шляхты - Василием Андреевичем Энгельгардтом. Елена Александровна умерла рано, ещё молодой женщиной, оставив трёх своих дочерей - Александру, Екатерину и Варвару - на попечение своей матери, жившей в глухом поместье одного из уездов Смоленской губернии. Девочки были обласканы бабушкой, но, живя в глуши, не получили ни должного дворянского воспитания, ни необходимого для дворянок образования.
Когда в 1775 году Потёмкин, уже будучи фаворитом, вернулся ко двору Екатерины II после выполненного поручения - поимки Пугачёва, он обратился к своей благодетельнице с просьбой взять ко двору его трёх племянниц, к этому времени ставших уже девушками. Императрица дала такое разрешение, и три сестры - Александра, Екатерина и Варвара, вызванные дядей Григорием в Москву, где в то время пребывал двор, предстали пред очи императрицы Екатерины II. Сёстры Энгельгардт понравились императрице, все они, в том числе и Александра, получили фрейлинский шифр и вместе с двором отправились в Петербург. Для служения при Императорском дворе новоиспечённые фрейлины должны были восполнить пробелы в своём воспитании и образовании.
Придворная дама Придворная дама - личный помощник женского пола в суде, королевском или феодальном, принимая участие на королеве или если они - регент королевы или супруг королевы , принцесса или высокопоставленная дворянка. Хотя она может или могла не получить компенсацию за обслуживание, она отдала, придворную даму считали большим количеством компаньона, чем слуга ее любовницы. Придворная дама часто - общее обозначение для женщин, относительный разряд которых, название и официальные различные функции, хотя такие различия были также часто почетны. Королевская женщина может или может не быть свободна выбрать своих леди, и, даже когда у нее есть такая свобода, ее выбор был в большой степени под влиянием суверена, ее родителей, ее мужа или министров суверена например, в так называемом кризисе Спальни.
Обязанности Обязанности леди в ожидании изменились от суда до суда, но функции, исторически выполненные леди в ожидании, включали мастерство в этикет, языки и танцы, распространенные в суде; секретарские задачи; чтение корреспонденции ее любовнице и написание от ее имени; вышивка, живопись, верховая езда, музыкальное создание и участие в других царственных времяпрепровождениях; уход за платяными шкафами; наблюдение слуг; поддержание ее любовницы в ряд действий и персонажей в суде, и осторожно передача сообщений на команду. Африка Исторически, в пределах определенных традиционных государств Bini и народов йоруба в Нигерии , королев-матерей и высоких жриц считали «ритуально мужского пола» из-за их социальной известности. Из-за этого факта, они часто посещались на женщинами, которые принадлежали их гаремам почти таким же способом, поскольку их фактически коллеги-мужчины подавались женщинами, которые принадлежали их. Хотя эти женщины эффективно функционировали как леди в ожидании, часто были членами влиятельных семей местного дворянства самостоятельно и обычно не использовались в сексуальных целях, они, тем не менее, упоминались как жены их руководителей. Тот же самый обычай существует среди многих других племен на континенте, таких как люди Lobedu южной Африки. Австрия Австрийскому Имперскому суду дали организацию набора, которую это держало, с некоторыми изменениями, с 1619 вперед. Австрийская модель суда также стала образцом для подражания для других судов в Германии. Немецкая модель была также образцом для подражания ранних современных скандинавских судов Дании и Швеции.
Самым высоким разрядом среди женского суда придворных был Obersthofmeisterin Хозяйка Одежд. Она была второй в разряде после самой императрицы и ответственной за всех придворных женского пола. Ниже ее был Аяс, по существу гувернантки имперских детей и глав детского суда. Бельгия В Бельгии леди - в ожидании были исторически выбраны самой Королевой из числа католических благородных зданий Бельгии.
Обычно эту должность занимали после нескольких лет работы в должности статс-дамы.
Звания гофмейстерины могли получить только замужние или вдовствующие дамы. Портретов гофмейстерин в соответствующих платья мне найти не удалось — их было достаточно мало при царствующем дворе. Как видно из Альбома самый популярный цвет — красный. Картины придворной жизни того времени так им и пестрят. Фрагмент и сама картина худ.
Придворный дамский штат делился на придворных дам свиты о которых было уже сказано и на городских придворных дам. Последние же для участия в церемониях вызывались повестками, а их наряды также должны были соответствовать установленным эталонам, но с небольшой оговоркой: дамам, приезжающим ко двору, дозволялось иметь платья различных цветов, любого покроя и с различными узорами, кроме тех, что носили придворные дамы. На этом фрагменте уже упомянутой картины видно все разнообразие цветов этих платьев и голубой, и розовый, и желтый. Золотого шитья могло и не быть вовсе на бархатном платье, как на фото ниже мы видим расшитый белый корсаж и юбку, а вот бархат платья не тронут совсем вышивкой. Не все аристократы могли себе позволить такую роскошь.
Известно, что фрейлинам шились платья из средств казны, а вот, например, обладателям мужских придворных чинов приходилось это выполнять за свой счет. Стоимость вышивки была запредельная, и иногда покупали чиновники старые мундиры и отдавали их в перешивку. А ведь люди были не бедные. Стоит сказать, что члены императорской фамилии также должны были следовать придворному дресс-коду. Все тоже самое, но только вышивки на их платьях было не сравнимо много.
Узоры и цвет отличались. Известно, что малейшие отклонения от установленного образца вызывали гнев Николая I. Отступления были только у детей: девочкам не положено было носить шлейф, декольте и много украшений. Великим княжнам с 11 лет полагалось носить розовое бархатное платье. На портрете в.
Обратите внимание на головные уборы. Прическу по вышеназванному приказу Николая I следовало укомплектовывать дамам «повойником или кокошником произвольного цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольного цвета и также с вуалем». Это единственная часть дамского туалета, в которой фантазия и финансовые возможности каждой придворной дамы воплощались, как только могли. Посол Франции Морис Палеолог отмечал этот блеск российского двора: «По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться. Я надолго сохраню в глазах ослепительную лучистость драгоценных камней, рассыпанных на женских плечах.
Это фантастический поток алмазов, жемчуга, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, бериллов — поток света и огня». Благодаря такому художнику-хроникеру, как Михай Зичи, у нас есть возможность рассмотреть придворный костюм светских дам на различных торжественных мероприятиях. Поздравления Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом.
Любовницы на полставки. Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей
В большой степени, видимо, благодаря ее придворной карьере и близости к официальным политическим партиям. Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам. Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины), согласно приведённой ниже иерархии. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции. Подпишитесь и получайте новости первыми.
Обязанности камер-фрейлин и статс-дам
- Придворная дама этикета
- О Ламановой
- Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков | 12 канал
- Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков | 12 канал
- Крестная мать принца Уильяма устроила британской монархии «расистский» скандал - МК