В 2023 году в России отмечают 200 лет со дня рождения драматурга Александра Островского, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского театра. Пьеса Островского "Без вины виноватые" вызвала во мне самые разные чувства, но удивила меня именно концовка пьесы. Книги, литературные произведения по векам и годам написания. Да и правильно делают, ведь Островский, как любой хороший автор, изображает героев, чьи поступки нельзя истолковать однозначно.
Елецкий «Бенефис»
Время традиционного общества в пьесе Островского подошло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление». Время традиционного общества в пьесе Островского подошло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление». В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Островского «Гроза» и проследить, какое влияние оказало на русское общество. Работая в суде или наблюдая в доме отца за клиентами, Островский заимствовал сюжеты для своих произведений. Произведения Островского привлекают не только театральных и кинорежиссеров, но и художников-иллюстраторов, стремящихся воплотить сюжеты Островского на страницах книг. В основном экспозиция посвящена тем произведениям великого драматурга, которые или писались непосредственно в Кинешемском уезде, или были наполнены Волжскими мотивами.
Сжатый обзор
- Виртуальные выставки
- «Женские судьбы в пьесах А.Н. Островского»
- 7 секретов «Грозы»
- В мире произведений Александра Островского
- 200-летие Александра Островского: театральный Петербург
200 лет исполнится в 2023 году со дня рождения русского драматурга и писателя А.Н. Островского
В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной. В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело. Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу. Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр. За годы творчества им создано множество произведений, которые стали классикой драматургии и до сих пор не сходят со сцены. Стоит выделить: «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. Гончаров, Д. Григорович, Иван Тургенев, А.
ОО, 4, 19 Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты», написана в конце 60-х позапрошлого века. В ней Островский в комедийной форме затронул общественные отношения в России тех лет, раскрыл ряд важных этических и политических проблем времен Александра II. Здесь можно увидеть ретроградов, реакционеров, фразеров, либералов, карьеристов, писак за деньги — всё очень похоже на современную Россию. На это общество презрительно смотрит главный герой циник Глумов, но в конце концов сливается с ним. Впервые пьеса была поставлена в Александровском театре в Петербурге и получила одобрительную критику. Она пользовалась значительным успехом в советские времена, имеется несколько отличных телеспектаклей. В ней также можно увидеть сочетание реализма с психологической драмой. Здесь есть сюжеты о смерти ребенка, несчастье матери, предательстве любимого и пр. Произведение было создано в 80-е годы XIX столетия. Впервые «Без вины виноватые» были поставлены в Москве вскоре после опубликования текста. Сегодня пьеса считается одной из самых репертуарных из российской театральной классики, в т. Сиглы обозначают место нахождения документа:.
В завершение литературного часа ребята проверили свои знания по творчеству писателя в викторине и пришли к общему выводу, что пьесы Александра Николаевича Островского актуальны и в XXI веке. По теме:.
Пьесы Островского и по сей день актуальны, поскольку они жизненные, а темы в них поднимаются очень важные для нынешних поколений. Проблемы смысла жизни, выбора цели, к которой нужно стремиться, а также проблемы совести, чести и бездуховности являются основными в произведениях автора. Драматург обращает наше внимание на то, что величайшими ценностями являются любовь, дружба, внутренняя красота человека, а не ложь, не стремление к наживе, и не обогащение любым путем. Вот поэтому произведения Островского актуальны сегодня и наверняка не утратят своей значимости и в будущем.
10 лучших книг Александра Островского: «Гроза», «Бесприданница» и «Свои люди — сочтемся»
о чем пьеса Островского "Гроза"? Фестиваль «Островский в доме Островского» показывает, что традиционный аутентичный подход к его произведениям нисколько не устарел. Страницы в категории «Пьесы Александра Островского». Показана 51 страница из 51, находящейся в данной категории.
В помощь школьнику. 10 класс. А. Н. Островский. «Гроза» (1859)
Эскиз костюмов Приживалок к спектаклю Марка Захарова «Мудрец» фрагмент. Театр им. Ленинского Комсомола, Москва. Эскиз декорации к спектаклю Андрея Петровского «Лес». Александринский театр, Санкт-Петербург. Около 1910. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург Читать Александр Островский второй справа в роли Лазаря Подхалюзина с группой участников любительского спектакля «Свои люди — сочтемся».
Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург Александр Островский второй справа в роли Лазаря Подхалюзина с группой участников любительского спектакля «Свои люди — сочтемся». Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург Все пьесы драматурга были поставлены на сцене Малого театра и создали там своеобразную основу репертуара, в котором остаются по сей день. Этот театр даже стали неофициально называть «Домом Островского», а в 1919 году у входа установили памятник писателю. Смотрите видеоверсии пьес, в которых сыграли актеры Малого театра: «На бойком месте», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты».
Материальные невзгоды, впрочем, не парализовали энергии Островского. Драматург по складу своего характера не был замкнутым кабинетным работником. Это был человек выдающихся организаторских способностей. Тяжелое положение русского театра, естественно, толкало его на борьбу с театральной рутиной, толкало к общественной деятельности. В 1859 году по инициативе Островского основывается «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным». В 1865 году он организует в Москве «Артистический кружок» а в 1874 году-«Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».
В 1881 году Островский составил докладную записку правительству о создании русского национального театра, настойчиво проводя в ней мысль о необходимости разрешения в России частных театров. В январе 1886 года Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Мечты драматурга о возможности реорганизации театрального дела в России, наконец, стали сбываться. Островскому не удалось провести в жизнь своих широких планов. Здоровье его к этому времени было уже подорвано. В 1886 году он, тяжело заболев, уезжает в сельцо Щелыково Костромской губернии.
Бедность не порок Создана в 1853 году. Тема все та же, что и во многих других произведениях Островского — влияние богатства на судьбы людей. В центре сюжета влюбленные.
Люба — дочь купца, ее отец планирует выгодно выдать дочку замуж. Она же давно любит приказчика Митю. Сможет ли девушка противостоять воле отца? Для него высокое материальное положение ничего не значит. Деньги не сделают человека лучше. Гораздо важнее чистая душа и совесть. Женитьба Бальзаминова Пьеса написана в 1861 году. Главный герой Михайло Бальзаминов — бедный чиновник. Добрый, наивный, мечтательный — ему не просто живется в мире, где главным достоинством человека считается богатство.
Впрочем, он нашел выход. Бальзаминов собирается выгодно жениться. Правда, он не знает как это сделать. На помощь чиновнику приходит сваха… В пьесе «Женитьба Бальзаминова» Островский создал образ человека, оторванного от реальности и живущего своими мечтами. Пассивное созерцание, покорность, бегство в иллюзорный мир — в этом весь Михайло. Такие люди есть и сейчас. Они не готовы взять ответственность за свою судьбу, противостоять трудностям. Они просто плывут по течению. Свои люди — сочтемся «Свои люди — сочтемся» 1849 г.
Ее тепло встретили в литературных кругах, но вскоре произведение было запрещено цензурой. Глава купеческой семьи Самсон Силыч — человек не бедный, но жадный. Он даже готов на фиктивное банкротство, лишь бы не отдавать долги.
И они живут, как-то и о чём-то мыслят, проживают свои серые дни… И любой из них мог бы стать героем пьесы Островского, который чётко подмечал всё нюансы жизни.
Пороки, которые высмеивает и обнаруживает он в своих произведениях, существуют до сих пор. То же самое невежество. Люди проживают день за днем, не особо заботясь о собственном развитии, довольствуясь тем, что сыты-одеты. Мало кто стремиться к самопознанию, саморазвитию, самообразованию.
Если на уроках в школе дали минимальную информацию, этим и довольствуются, утыкаясь в гаджеты и смотря в «тик-токах» примитивнейшие, глупейшие ролики, впитывая в себя пошлость плоских интернетных шуток ниже пояса. Мало кого можно увидеть с книгой в руках. И это печально… Отсюда — нерадивые врачи, педагоги, рабочие. Пьесы Островского учат жизни.
Интересно, что с возрастом меняется отношение к его героям. Взять ту же Катерину Кабанову. В то время, когда мы изучали это произведение в школе, мне было непонятно, за что Белинский назвал её «лучом света в тёмном царстве». Бессовестная женщина — есть муж, а она кататься.
По прошествии времени этот образ для меня рисуется по-другому: как она могла терпеть такую скотскую жизнь, когда нельзя ни вдохнуть, ни помыслить свободно? И понятны её терзания, переживания и этот самый отчаянный поступок. Сейчас представители молодёжи не смогут прочувствовать всех душевных мук героини, сейчас всё проще: не нравится — бросай и уходи, не мучай себя. Сегодня можно сходиться и разводиться сколько угодно, потому что моральных принципов не привито, всё стало «льзя».
И как горько видеть, что повторяются часто в жизни сюжетные линии другой пьесы — «Свои люди, сочтемся». Помните, как дочь с зятем обобрали родного отца и отправили его в долговую яму? Алчность и жестокость не исчезли из нашего общества. Напротив, приобрели всё более изощренные черты.
Александр Островский: «Я и есть русский театр»
МБУК "Курганинская межпоселенческая централизованная библиотечная система" Краснодарский край | В этом году отмечается не только 200 лет со дня рождения драматурга А. Н. Островского, юбилярами являются и несколько его произведений. |
Александр Островский: Произведения, рассказы | В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. |
200-летие Александра Островского: театральный Петербург | о чем пьеса Островского "Гроза"? |
Экранизации А.Островского | В 2023 года в честь 200-летнего юбилея Александра Островского пройдут празднования в Москве и Кинешме, во многих театрах страны появятся новые постановки по произведениям. |
МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система им. кн. Г.Е. Львова»
- 1. Тайна первых слов
- ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЬЕСЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ»
- В помощь школьнику. 10 класс. А. Н. Островский. «Гроза» (1859) - Год Литературы
- А.Н. Островский | «Пьесы» - Listen online. Music
Александр Островский: Произведения, рассказы
Цензура отнеслась к работе Островского благосклонно. Вскоре спектакль по пьесе поставили сначала в Москве, в Малом академическом театре, а затем в Петербурге — в Александринском драматическом. Тема и идея Основная тема произведения — конфликт патриархального общества и прогрессивной молодёжи. Старшее поколение олицетворяет Кабаниха, а символом прогрессивной эпохи стала Катерина. Конфликт раскрывается через противостояние свекрови и невестки. Явления, с которыми не могла смириться молодая женщина: лицемерие; следование устаревшим устоям; раболепство. Когда было написано произведение, общество находилось на грани перелома. Должно было произойти нечто масштабное, чтобы застойная атмосфера потерпела крах, а жители полусонного города наконец-то оглянулись и увидели всё, в чём они погрязли: фальшь, предрассудки, суеверия.
После знакомства с драмой у читателей и зрителей появляется надежда: теперь жители Калинова станут иначе относиться к самодурству. Катерина в «Грозе» представлена жертвой. Основная мысль заключается в следующем: свои душевные порывы, духовность и стремление к прекрасному нужно отстаивать, иначе ханжи безжалостно их растопчут. Совершив самоубийство, Катерина открыла окружающим глаза на происходящее, однако она не смогла отстоять свои интересы. Композиция и жанр Проводя подробный анализ «Грозы», стоит уделить внимание композиции. В драме пять действий. Структура построена на художественном контрасте, который задаёт тон всей пьесе.
Содержание основных частей: Экспозиция. Островский рассказывает и показывает, как проходит жизнь калиновцев.
Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!
Значит, сударь, плохо ваше дело. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна.
Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно. Уж само собой. Нешто они обращение понимают! Как же вы у него живете, сударь, на каком положении? Да ни на каком.
То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам».
Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно.
На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне? Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит!
Целый день ко всем придирается. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите! Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец!
Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин! Еще какой воин-то!
А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было!
После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены. Пойдем, Шапкин, в разгул!
Что тут стоять-то? Кланяются и уходят. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю.
Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. И не привыкнете никогда, сударь. Отчего же? Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.
И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет.
Городничий и стал ему говорить: «Послушай, — говорит, — Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти.
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно.
Я было хотел все это стихами изобразить… Борис.
Пьесы : Бесприданница. История героини Ларисы Огудаловой — девушки впечатлительной, искренней, правдивой и романтичной — вошла в картину нравов и быта города. Она — бесприданница, бедная, безденежная невеста. В душе ее птицей бьется мечта о красивой, благородной, честной, тихой жизни, и она всей душой тянется к идеалу. Такой она находит в богатом и наглом столичном барине Паратове. Но для него Лариса лишь игрушка. Пьеса написана в 1874—1878 годах. Премьера «Бесприданницы» состоялась в 1878 году на сцене московского Малого театра. Книга содержит самые известные пьесы: «Свои люди — сочтемся!
А её премьера состоялась вскоре в Малом театре в Москве и в Александринке в Петербурге. Произведение посвящено актеру Малого театра Садовскому. Комедия и сегодня востребована в театре и кино, как отечественная театральная классика. Сюжет рассказывает о любви между приказчиком Митей и купеческой дочкой Любой, которые проходят свои тернии и обретают наконец семейное счастье, хотя до этого отец хотел отдать свою дочь за старика.
У него по-прежнему нет документов, и его в любой момент могут снова забрать в полицию. Театр — его убежище. Григорий в этой пьесе один из «без вины виноватых». Становились актрисами и барышни из благородных семейств. Но этому их выбору часто способствовала не просто душевная драма, а настоящая катастрофа. Об этом писали и М. Салтыков-Щедрин , и Ф. Достоевский , и А. Островский по-своему рассказывает эту историю. Благородная барышня Люба Отрадина осталась без родителей и без денег. Она зарабатывает на жизнь своим трудом: даёт уроки и шьёт. Люба, сообразуясь с моралью общества, вынуждена скрывать внебрачного ребёнка, которого очень любит. Несмотря на жизненный опыт и житейскую мудрость, она очень наивна. Оправдывает свою подругу, которая разбогатела сомнительным образом, став содержанкой состоятельного старика. Люба уверена, что её возлюбленный Григорий Львович Муров женится на ней. Ведь их связь длится уже три года. Она ведёт себя с Муровым, как жена. Беспокоится о нём, даёт ему денег в дорогу, рассказывает об их общем сынишке. Отговорки Мурова, что мать никогда не позволит ему жениться на бесприданнице, не принимает всерьёз. Иллюзии рушатся в один миг. Осознание лицемерия и измены Мурова по времени совпадают с известием о тяжёлой болезни и смерти её ребёнка. Любы Отрадиной больше нет. Она умерла, чтоб через семнадцать лет воскреснуть в образе актрисы Елены Кручининой. Пьеса Островского воспринималась как новаторская, ведь её действие разрывалось на 17 лет. Зрителей ждала увлекательная интрига. Стечение обстоятельств и обман, разоблачение злодейства, рухнувший заговор, который неожиданно послужил добру, обретению матерью сына. Если образно говорить о чеховском ружье, которое должно непременно выстрелить в финале, то в этой пьесе Островского ружьё стреляет в каждом акте.
Творчество Островского
Спектакль по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР. Биография и список книг и произведений (в том числе доступны и электронные книги для онлайн чтения) Александр Николаевич Островский на ОТНОШЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ И ЦЕНЗУРЫ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ОСТРОВСКОГО В Москве, где комедии Островского пользовались неизменно шумным успехом. Читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) все книги автора Александр Николаевич Островский на сайте электронной библиотеки «LibCat». Пьесы должны ставиться только избранные, истинно художественные, потому что только такие произведения “производят на публику желанное цивилизующее действие”. В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Островского «Гроза» и проследить, какое влияние оказало на русское общество.