Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов отметил, что наибольший уровень рождаемости в России фиксируется в именно мусульманских регионах. С 2009 по 2012 годы численность мусульман в России выросла с 4% до 7%, в 2020 составила приблизительно 14%.
Сколько мусульман проживает в России в 2024 году? Численность населения и статистика
Наибольшее количество атеистов проживает в Санкт-Петербурге 26 процентов , Воронеже и Екатеринбурге по 23 процента , Красноярске 22 процента , Москве 21 процент и Новосибирске 18 процентов. Наибольшее количество православных христиан проживает в Самаре 57 процентов , Нижним Новгороде и Перми по 53 процента , Новосибирске 49 процентов , Санкт-Петербурге и Красноярске по 43 процента , Воронеже 41 процент. По результатам опроса менее популярными среди россиян оказались католицизм 3 процента , старообрядчество и протестантизм по 2 процента , буддизм, иудаизм, греко-католичество и славянское язычество по 1 проценту. Более 73 процентов респондентов, попавших в выборку, указали, что не поддерживают ношение в государственных школах одежды и предметов, демонстрирующих религиозную принадлежность учащихся или преподавателей.
Это прежде всего касается вопросов о принадлежности к той или иной религии.
Однако этим они лишь транслируют свою культурную и этническую самоидентификацию. Но вот сколько в этих процентах занимает культура и практическая религиозность, в подобных опросах не выясняется». Если верить результатам ФОМа, то в России 10,2 млн приверженцев ислама. Потом вдруг поправили цифру на 14 млн, и ее продолжают озвучивать до сих пор.
Это смешно, что вдруг мусульмане остановились в своем количественном росте», — отметила Газиева. Она также подчеркнула, что при подсчете количества российских мусульман СМР ориентируется на данные Саудовской Аравии. Нам дают 24 тыс.
Между тем социологические опросы на протяжении последних 10 лет дают гораздо меньшую цифру: по их данным, мусульманами себя считают от 4 до 6 процентов россиян 6 - 9 млн. Этот парадокс можно объяснить только тем, что немалая часть этнических мусульман ислам не исповедуют. По мнению религиоведа-этнографа, мы до сих пор точно не знаем, кто и во что верует в России. Выход один: Госкомстату прислушаться к словам Патриарха Алексия и добавить в переписные листы вопрос о вероисповедании гражданина России. Только так можно положить конец спекуляциям о «30 - 50 миллионах российских мусульман», «2 миллионах протестантов» или «миллионной католической общине». Известный факт, когда прошлой весной, всего за неделю, в ходе двух выступлений некоего высокопоставленного кремлевского чиновника число мусульман в России увеличилось аж на 5 миллионов. Духовное возрождение ислама уже произошло? На начало 2006 года в России зарегистрировано 12 241 православная религиозная организация и 3668 мусульманских. С января 2005 года православных религиозных организаций стало больше на 370, а мусульманских - всего на 34. Дело в том, что бурное возрождение мусульманской общины страны в количественном измерении практически завершилось - большинство сельских населенных пунктов с компактно проживающим мусульманским населением имеют мечети, мусульманские общины возникли также почти во всех крупных городах страны. Возрождение ислама в России шло очень неравномерно: так, в Татарстане с 1988 года было построено свыше тысячи мечетей, а во всех регионах Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов - менее десяти. В Татарстане и Башкортостане их около половины, а в остальных регионах - менее четверти. Со своей стороны, православная церковь сохраняет темпы прироста общин и строительства храмов. Как правило, православные общины значительно крупнее мусульманских и распределены более равномерно. Почему мечети строят со скандалами? Почти половина жителей города подписались в опросных листах против этой стройки, и она завершилась, даже не начавшись. Нечто подобное было в Калининграде и Пскове. Скандалы, митинги, пикеты. По мнению Романа Силантьева, это всего лишь бизнес, который к делам неземным и духовным не имеет никакого отношения. При этом построить ее планируется в заведомо неприемлемых для большинства горожан местах - историческом центре, на доминирующих над православными храмами высотах, на месте разрушенных церквей, костелов и синагог. Народ начинает протестовать, и дело затягивается на неопределенный срок. Зачем это делается, недавно поведали прессе активисты калининградской мусульманской общины. В их случае председатель общины восемь раз отклонял предлагаемые мэрией участки, а деньги, выделенные правительством одной из мусульманских республик РФ, тем временем крутились на счете некоей фирмы. Еще более показательно выглядит история с мечетью в Сергиевом Посаде: ее имам-хатыб Арслан Садриев долго рассказывал о том, что в этом городе живут тысячи глубоко верующих мусульман, которым срочно нужен храм.
Кого в России больше — православных или мусульман? Очень много так называемых «условных» верующих, которые записываются или христианами, или мусульманами, а на самом деле почти не посещают ни церкви, ни мечети. Московская Соборная Мечеть Много раз мне доводилось слышать, что, мол, в Российской Федерации столько мусульман, что еще немного — и из православной страна превратится в мусульманскую. Довольно угрожающее предсказание, тем более что в России мусульмане как раз проявляют наибольшую активность. И порой может показаться, что количество мусульман в России неуклонно растет, причем совсем не в местах своего традиционного обитания, а вообще по всей стране. Чем это может грозить нашему государству? А черт его знает. Вот, например, один из главных исламских религиозных деятелей России сказал, что ислам несет России только добро, поскольку ислам — религия сознательных людей. И что лет через 15 количество мусульман в РФ достигнет трети числа всех верующих, что благотворно скажется на обстановке внутри страны. Но с другой стороны он сделал акцент насчет того, за счет кого исламизированное население увеличится. А увеличится оно за счет мигрантов, которые, как известно, очень трудолюбивые, и потому для экономики России это очень хорошо.
Религии в России
Исторически можно проследить закономерность развития государств: если в стране мусульманское население преобладает над местным, это неизбежно ведет к беспорядкам и расколу. Изначально это была христианская страна. Когда там мусульман стало больше, чем местных жителей, то начался распад и распри. То же самое произошло и Ливане, богатой стране Ближнего Востока. Страна по-прежнему расколота на две части.
Сложность, прежде всего, заключается в том, как считать религиозных людей, и можно ли вообще измерить религиозность? Вера дело живое, и она не поддается математическим расчетам и механически критериям. Социологи вынуждены придумывать различные методики, чтобы все же попытаться решить эту проблему. Например, один из общепринятых подходов, особенно на Западе, заключается в том, чтобы «вычислять» верующих через их религиозное поведение: посещение храмов, участие в приходской жизни общины, частота исповедей и Причастия и т. Возможно, как отметила Алина Багрина, причина этого заключена в том, что Православие сегодня в России является способом не только религиозной, но и культурной самоидентификации что в целом характерно для постсекулярной ситуации во всем мире.
По его словам, в 1991 году в России было всего 120 действующих мечетей, а в настоящее время их число выросло до семи тысяч.
В Кремле отметили, что таких больших цифр «не было никогда за всю историю нашей страны». Замглавы администрации президента также сообщил, что «с самого начала специальной военной операции мусульмане России выразили твердую поддержку курсу главы нашего государства».
Сейчас суммарный коэффициент рождаемости среднее число рождений на одну женщину достигает необходимого уровня для естественного прироста населения только в Чечне — 2,73 рождения на одну женщину. В Ингушетии он резко снизился за последние годы с 2,28 до 1,77. В Дагестане рождаемость также снизилась до уровня не обеспечивающего естественный прирост населения.
Учитывая, что население Чечни всего 1,5 миллиона человек, высокая рождаемость там не способна изменить процентный состав населения всей России, подчеркивает он. Снижение рождаемости объясняется сменой уклада жизни и урбанизацией, характерной для всех мусульман в мире: «Если мы возьмем Кавказ, одно дело — это семьи в горах, другое дело — семьи в таком крупном городе как Махачкала. В любом случае рождаемость уже начинает снижаться, потому что меняются условия жизни: многодетность — это прежде всего признак традиционного общества. Если посмотрим на такие страны, как Азербайджан и Турция — там европейский уровень рождаемости.
Число православных и мусульман в России растет, но неверующим остается каждый пятый
А ведь если верить словам Гайнутдина, мусульман в России в 7 раз больше, чем православных, и только в Москве их проживает почти 4 миллиона. Православными христианами. Главная» Новости» Религиозный состав россии 2023. По мнению некоторых аналитиков, в XXI веке мусульмане станут в России большинством, и эта демографическая революция фундаментальным образом изменит характер страны. С 2009 по 2012 годы численность мусульман в России выросла с 4% до 7%, в 2020 составила приблизительно 14%. Согласно прогнозам демографов, процент мусульман в России к 2023 году будет продолжать расти.
Треть россиян через 15 лет станут мусульманами
На увеличении доли мусульман в структуре населения страны акцентировал внимание и первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов. Главная» Новости» Религиозный состав россии 2023. РИА Новости, 01.08.2023. Распределение мусульман в России. Мусульманское население в России распределилось следующим образом (данные за 2002 год). Прогнозирование процента мусульман в России на 2023 год.
Сколько мусульман в России: статистика
Рост числа мусульман в России связан с разными факторами, такими как рождаемость, миграция и обращение в ислам. Государственная политика России направлена на гармоничное сосуществование и взаимоуважение разных религиозных и этнических групп в стране. Мусульманская община имеет возможность свободно практиковать свою религию, строить и реконструировать мечети, проводить религиозные мероприятия и получать образование. С учетом характерных демографических тенденций, можно ожидать дальнейшего роста числа мусульман в России в ближайшие годы. Здесь мусульмане являются абсолютным большинством и часто выполняют свои религиозные обряды и праздники. Дагестан считается важным центром ислама на Южном Кавказе.
Татарстан также известен значительным числом мусульман. Это связано с тем, что большинство татар исповедуют ислам. Многие мечети и исламские центры расположены в столице республики — Казани. Однако мусульмане проживают не только в этих двух регионах. В других регионах России также есть мусульманские сообщества.
Также достаточно большое количество мусульман проживает в Чеченской Республике и Ингушетии. Распределение мусульман по регионам связано с исторической ситуацией и этническим составом населения. Большинство мусульманских регионов характеризуются наличием многонациональных сообществ и культурного разнообразия. Роль мусульман в российском обществе Мусульмане играют значительную роль в российском обществе, являясь одной из крупнейших религиозных групп. В России проживает значительное количество мусульман, и число их только увеличивается.
В настоящее время, по оценкам, в России около 20 миллионов мусульман. Мусульмане активно участвуют в различных сферах жизни страны. Они вносят свой вклад в экономику, образование, культуру и политику. Мусульманские организации и сообщества представлены во многих регионах России и занимаются проведением религиозных и культурных мероприятий, образовательной деятельностью и благотворительностью. Мусульмане вносят свою культурную и духовную составляющую в разнообразие российского общества.
Религиозные праздники мусульман, такие как Рамадан и Курбан-байрам, являются важными событиями, отмечаемыми обществом в целом.
Социологи вынуждены придумывать различные методики, чтобы все же попытаться решить эту проблему. Например, один из общепринятых подходов, особенно на Западе, заключается в том, чтобы «вычислять» верующих через их религиозное поведение: посещение храмов, участие в приходской жизни общины, частота исповедей и Причастия и т. Возможно, как отметила Алина Багрина, причина этого заключена в том, что Православие сегодня в России является способом не только религиозной, но и культурной самоидентификации что в целом характерно для постсекулярной ситуации во всем мире. То есть, религия сегодня — это во многом способ отнести себя к традиционной культурной и национальной среде. Надо отметить, что по отдельным важным показателям православные значительно уступают представителям некоторых конфессий.
Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе. За последние двадцать лет количество мусульман в России увеличивается за счет расширения диаспор, к которым примыкают выходцы с Кавказа в результате трудовой миграции — такое явление наблюдается на всей территории Российской Федерации, и в результате появляются практикующие шафииты и в тех регионах, где традиционно был распространен ханафизм. Традиции и адаты мусульманских народов Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему. Эти сложившиеся традиции и культурологические особенности называются адатами, и адаты могут вступать с мусульманской верой как в непримиримую борьбу, так и находиться в полной гармонии. Относительно цвета и формы национальной одежды, в плане национальной кулинарии, а также искусства и архитектуры противоречий не возникает, если они не противоречат понятию «халяль» и являются дозволенным, добрым, полезным и Исламом одобряемым. Если же адаты с точки зрения Ислама считаются харамом, то есть злым, вредным и недозволенным, а также запрещенным, то такие адаты исламской культуре противоречат. Существуют древние традиции, которые противоречат Исламу — обряд выкрадывания невесты, проведение пышных свадеб с алкогольными возлияниями, исполнение запрещенных танцев, а также похоронный ритуал, при котором родственники плачут над покойным, использование языческих амулетов и заговоров.
Обе эти организации действуют именно на основе мазхаба Абу Ханифы. Также функционирует Духовное управление мусульман Нижегородской области или ДУМНО, которое является основным центром, который проводит изучение и возрождение ханафизма.
Это не так много, если вспомнить о программе строительства 200 храмовых комплексов в Москве. Юрий Лужков когда-то решил, что в Москве должно быть 11 мечетей — по одной в каждом административном округе. Сегодня, к сожалению, мы не получили разрешение на строительство в районе Строгино. А это север столицы, где нет мечетей.
Они нужны в Люблино, Марьино, где находится Московский исламский институт и более 20 лет существует мусульманское религиозное объединение «Алиф», компактно проживают немало мусульман. В районе Измайлово традиционно живет много татар, а мечети нет. Как и в Гольяново, Новогиреево, Новокосино и других районах Москвы. В Бутово из-за отсутствия мечети наши общины во время праздничных богослужений собирают по 50 тыс. Вопрос острый. Прыжки через костер, обрядовые угощения, факельные шествия и другие древние традиции стран Востока — Население однозначно не против наших мечетей.
Общество сегодня изменилось. Россияне прекрасно относятся к тем, кто ходит в хиджабе, с покрытой головой, потому что такая же традиция— носить головной убор — есть у русского и других народов страны. Невежество и бескультурье прошли. Вот скопление 150 тыс. А если домов молитв будет достаточно, верующие распределятся по районам. В основном противники мечетей — те, кто работает в регионах в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений.
Например, в Калининградской области нам запрещают достроить возведенное уже почти под крышу строение. А ведь одним из первых комендантов Кенигсберга после его взятия был наш офицер Хаким Биктеев. Он стал и первым председателем мусульманской религиозной организации. Сегодня 92-летний ветеран войны бьется, чтобы в городе достроили мечеть — не в центре, не на видном месте, а в лесной зоне, далеко от шоссе. Разве мы этого не заслуживаем? Для других конфессий участки находятся.
В России недосчитались верующих
Если в 1987 году на пятничное богослужение в Московской соборной мечети собирались порядка 1,5 тысячи человек, теперь показатель достигает 18 тысяч человек. Глава Совета муфтиев оценил также долю мусульман в населении других регионов России. Так, в Санкт-Петербурге показатель приближается к миллиону человек, увеличивается численность общин в Приморье, на Сахалине, в Хабаровском и Алтайском краях.
Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.
От войны к принятию Мужчина молится в мечети Аль-Марджани, Казань. Reuters В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России — Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии.
Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко. Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе. В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы — исламской общины.
Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания. Разрозненные и умеренные Молитва у мечети Кул-Шариф Казань во время Ураза-байрама, праздника, посвященного окончанию поста в священный месяц Рамадан. Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве лидер — Равиль Гайнутдин и Центральное духовное управление мусульман в Уфе лидер — Талгат Таджуддин.
Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.
Наибольшее количество мусульман проживает в Казани 72 процента , Краснодаре 43 процента , Воронеже 31 процент , Екатеринбурге 29 процентов , Красноярске 28 процентов и Москве 26 процентов. Наибольшее количество атеистов проживает в Санкт-Петербурге 26 процентов , Воронеже и Екатеринбурге по 23 процента , Красноярске 22 процента , Москве 21 процент и Новосибирске 18 процентов. Наибольшее количество православных христиан проживает в Самаре 57 процентов , Нижним Новгороде и Перми по 53 процента , Новосибирске 49 процентов , Санкт-Петербурге и Красноярске по 43 процента , Воронеже 41 процент.
По результатам опроса менее популярными среди россиян оказались католицизм 3 процента , старообрядчество и протестантизм по 2 процента , буддизм, иудаизм, греко-католичество и славянское язычество по 1 проценту.
Текст: Марина Трубилина Исламскую ипотеку ждут 10-20 млн российских мусульман Спрос на ипотеку в ряде регионов может резко вырасти, если ее условия станут приемлемыми для мусульман, считают эксперты. Классическая ипотека также подпадает под запрет. Но я, как и многие практикующие мусульмане, сторонюсь всех видов ростовщичества: ипотек, кредитов, процентных депозитов, кредитных карт и т. Да, это не просто, ведь каждый хочет собственное жилье или лучше имеющегося. Яркие рекламные кампании от банков и застройщиков, общая распространенность классической ипотеки создают дополнительный соблазн. Единственной альтернативой при отсутствии средств на полноценную покупку является аренда жилья", - говорит Кешоков. Исламская ипотека может реализовываться в России, но при помощи посредников, так как банковское законодательство не предусматривает всех нюансов исламских финансов, говорит завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве Александр Цыганов. Главное отличие от классической ипотеки заключается в принципиальной невозможности извлечения прибыли из процентного дохода.
При организации халяльной ипотеки нужно соблюдать несколько принципов, среди которых - неполучение процентного дохода, совместное несение рисков с заемщиком, соответствие стандартам Организации по учету и аудиту в исламских финансовых учреждениях AAOIFI , контроль за деятельностью со стороны местных духовных институтов, перечисляет Цыганов. В России уже было несколько попыток реализовать принципы исламских финансов, но ипотечное кредитование всерьез еще не рассматривалось. Выбрана схема "мурабаха", в соответствии с которой квартира выкупается банком в России - аффилированным посредником и с разумной наценкой продается заемщику в рассрочку с ежемесячными платежами.
Сколько мусульман в России
Статистика и прогнозы процента мусульман в России на 2023 год. Узнайте, какой процент населения составляют мусульмане и как различается их распределение по регионам России. По утверждению Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов.
Мусульмане в процентах от всего населения
- Число православных и мусульман в России растет, но неверующим остается каждый пятый
- Другие новости
- Кого в России больше – православных или мусульман? | Исторический понедельник | Дзен
- Исламскую ипотеку ждут 10-20 млн российских мусульман