Образование Временного комитета Государственной думы. Начало перехода на сторону восставших солдат Петроградского военного гарнизона.
Судьба членов Временного правительства
Для утверждения своей власти на местах в марте Временное правительство отстранило губернаторов и вице-губернаторов от исполнения обязанностей. Управлять губерниями были назначены председатели губернских земских управ, которых стали называть «губернскими комиссарами». В уездах главами администрации стали председатели уездных земских управ «уездные комиссары»; в дальнейшем МВД при их назначении учитывало рекомендации местных комитетов общественных организаций и советов. Была приостановлена деятельность земских начальников [21 марта 3 апреля ]. В области местного самоуправления были осуществлены земская и городская реформы [законы от 15 28 апреля и 21 мая 3 июня ]. В 43 губерниях, где к 1917 г. В июне — октябре земские учреждения губернские, уездные и волостные были созданы в Астраханской и Архангельской губерниях, в Сибири и Средней Азии.
С лета 1917 г. Временное правительство стремилось по возможности сохранить сложившийся статус национальных окраин. Оно отменило акты, противоречившие основным финляндским законам [7 20 марта], однако объявило о роспуске Финляндского сейма сразу после того, как он провозгласил себя [5 18 июля] носителем верховной власти в Великом княжестве Финляндском. Ввиду того, что с 1915 г. Привислинские губернии были оккупированы германскими войсками, Временное правительство 17 30 марта заявило о согласии на создание в будущем польского государства при условии его военного союза с Россией и включения в него территорий Германии и Австро-Венгрии, населённых поляками. Для политического контроля за армией в её части были направлены комиссары, летом они были наделены правом ареста любого генерала и офицера «для поддержания идей революции и закрепления её основ».
Ввиду быстрого падения дисциплины в войсках в июне 1917 г. Беседа «Политика Временного правительства». Ведущие: доктор исторических наук Фёдор Гайда, научные редакторы издательства «Православная энциклопедия» Елена Романенко и Илья Попов. Кинокомпания «Православная энциклопедия»Кинокомпания «Православная энциклопедия» 1 14 сентября Временное правительство провозгласило Россию республикой. В качестве государственных символов использовались лишённый монархических атрибутов герб Российской империи, государственная печать с изображением государственного герба над зданием Таврического дворца где заседала Государственная дума и круговой надписью «Российское Временное правительство», революционное красное знамя и песня «Марсельеза» с текстом П. Лаврова в качестве гимна.
Социально-экономическая политика Временное правительство отменило все ограничения, обусловленные принадлежностью граждан к тому или иному вероисповеданию или национальности [20 марта 2 апреля ]. Постановлениями от 16 29 марта, 27 марта 9 апреля удельные земли и кабинетские земли были объявлены государственной собственностью. Решение важнейшего вопроса о частновладельческой земле было отложено до созыва Учредительного собрания. В воззвании от 17 30 марта осуждались захваты земли крестьянами. В соответствии с постановлением от 21 апреля 4 мая для подготовки проекта земельной реформы были созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты выработанный ими проект предусматривал отчуждение за выкуп всех частновладельческих земель, кроме некоторых категорий крупных хозяйств.
Нарастало забастовочное движение: в 1915 г. В борьбу включалось и крестьянство: за 1916 г. Параллельно с осложнением социально-экономической обстановки в стране к началу 1917 г. Большую роль в этом сыграла «распутинщина» — присутствие при дворе императора Николая II друга императорской семьи Григория Распутина, который имел репутацию «святого старца». Распутин внушил Николаю II и его жене Александре Фёдоровне, что только его молитвы способны помочь больному гемофилией наследнику Алексею Николаевичу и поддержать «божественной силой» правление императора.
Многие высокопоставленные чиновники, аристократы и представители крупной буржуазии использовали влияние Распутина на императора в своих целях. Именно под влиянием Распутина в 1915 г. К концу правления Николая II началась «министерская чехарда»: с сентября 1915 по февраль 1917 г. Некоторые современники связывали эту ситуацию с влиянием Распутина. В такой обстановке аппарат государственной власти был дезорганизован и не мог справиться с нарастающим социально-экономическим кризисом. Стремительное падение авторитета Николая II способствовало возникновению заговоров среди членов императорской семьи, генералов русской армии и думской оппозиции. Так, среди родственников монарха возникла «великокняжеская фронда», недовольная влиянием императрицы Александры Фёдоровны и старца Распутина на Николая II и желающая видеть на престоле более энергичного и прогрессивного царя. Члены императорской семьи оказались причастны к убийству Г. Распутина в декабре 1916 г. Лидеры Прогрессивного блока в Государственной Думе также обсуждали возможные варианты смещения Николая II с царского престола и его замены на более приемлемую кандидатуру.
В такой обстановке Российская империя вошла в 1917 год. Причины Февральского переворота и начала Великой российской революции Революционная ситуация в стране складывалась под воздействием широкого комплекса факторов. Прежде всего, не были решены основные вопросы революции 1905—1907 гг. Аграрная реформа Столыпина не сняла окончательно аграрный вопрос, значительная часть беднейшего крестьянства всё также видела единственную возможность облегчения своего бедственного положения в переделе помещичьей земли. Не был решён и рабочий вопрос. Были свёрнуты многие послабления фабричной администрации, завоёванные рабочим классом в ходе Первой русской революции, а во время войны рабочий день на многих предприятиях превышал 10 часов. Остро стоял национальный вопрос: общины евреев и мусульман были ограничены в правах, а национальные окраины империи не имели автономных прав. К концу 1916 г. Усталость большинства населения от войны также обостряла революционную ситуацию. Люди не понимали целей и смысла столь тяжёлой и кровопролитной войны, которую Россия вела уже 2,5 года.
Особенно остро социальная напряжённость проявлялась в городах, которые к началу 1917 г. Наконец, стремительное падение авторитета Николая II как в глазах большинства населения, так и в глазах значительной части политической элиты делали монархическую форму правления крайне неустойчивой. Революционные события в столице В январе-феврале 1917 г. По городу пошли слухи о том, что хлеба не будет ещё долго. Случились погромы на некоторые хлебные лавки. С первых дней января в столице было неспокойно. Петроградские «хвосты» зимой 1916—1917 гг. Это спровоцировало забастовку рабочих Путиловского завода, которая к 23 февраля распространилась на всю столицу. Уже 24 февраля в ходе всеобщей забастовки были выдвинуты политические лозунги: «Долой войну! Порядок в столице должен был обеспечивать Петроградский гарнизон.
Царское правительство рассчитывало, что движение рабочих удастся разогнать так же, как в первые дни революции 1905—1907 гг. Однако в 1917 г. Узнать больше Петроградский гарнизон в феврале 1917 г. В столице Российской империи к началу 1917 г. Большинство из них готовились к отправке на фронт весной 1917 г. Но многие солдаты не желали отправляться на фронт. Условия содержания Петроградского гарнизона были чрезвычайно суровы: в казармах не хватало мест, были трудности с обеспечением пайком. Поэтому солдаты Петроградского гарнизона были готовы проявить солидарность с бастующими рабочими столицы. С 26 февраля войска Петроградского гарнизона по приказу командующего Петроградским военным округом генерала С. Хабалова начали разгонять демонстрантов с применением оружия.
Было убито несколько десятков бастующих. Но к концу дня оказалось, что значительная часть солдат отказалась стрелять по демонстрантам и начала переходить на их сторону. Солдаты и рабочие брали под свой контроль вокзалы, мосты, телеграфы, здания правительственных учреждений. Была взята Петропавловская крепость и другие тюрьмы, в которых содержались политические преступники. Начались аресты царских чиновников.
Стоят: В. Шульгин, И. Дмитрюков, Б. Создан депутатами Думы в ходе Февральской революции 1917. Взял на себя 1 марта управление страной и по договорённости с руководством… … Русская история Временный Комитет членов Государственной Думы 27 февраля — 6 октября 12 марта 19 октября 1917 председатель октябрист М. После провала попытки спасти монархию взял на себя 1 14 марта управление государством и по договоренности с… … Политология.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 4 октября 2021, 15:27, Структуру комитетов Думы приблизят к структуре органов исполнительной власти Предлагается создать 32 комитета Государственной думы МОСКВА, 4 октября. Структура комитетов Госдумы восьмого созыва будет максимально приближена к структуре федеральных органов исполнительной власти. Об этом в понедельник журналистам сообщил глава временной депутатской рабочей группы по подготовке первого заседания Думы нового созыва Александр Жуков. В Госдуме седьмого созыва работали 26 комитетов, заметил он.
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Конкретные параметры для обеспечения «по существу эквивалентного уровня надежности» будут взаимно согласовываться сторонами в процессе имплементации Рамочного соглашения; — формирование институциональных механизмов для его имплементации, в том числе Совета по безбумажной торговле, его Постоянного комитета и вспомогательных рабочих групп, и межправительственного сотрудничества, в том числе участия в экспериментальных проектах и обмене опытом между таможенными и регулирующими органами; — возможность сотрудничества между сторонами для оказания технической поддержки друг другу в целях содействия реализации Рамочного соглашения. Для организации такого взаимодействия может быть создан институциональный механизм, параметры которого будут согласовываться сторонами в ходе имплементации Рамочного соглашения; Реализация Рамочного соглашения будет осуществляться в соответствии с планом действий, который будет разработан на основе проекта «дорожной карты» по осуществлению основных положений соглашения, подготовленного Временной межправительственной руководящей группой по упрощению процедур трансграничной безбумажной торговли, а также предложений сторон. При этом график осуществления сторонами мероприятий плана действий будет определяться самими сторонами «на основе их самостоятельной оценки своей готовности». По законопроекту с докладом от Комитета Государственной Думы по международным делам выступил депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Шамсаил Саралиев. В своем докладе он отметил: «Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что Соглашение в полной мере отвечает интересам нашей страны и будет способствовать дальнейшей интеграции Российской Федерации в международную систему безбумажной торговли, а также ускорению экспортно- импортных и транзитных операций с государствами — участниками Соглашения.
Последний традиционно планировался на пост министра финансов, но все же против собственного желания был назначен министром земледелия. Некрасов желал занять пост товарища министра внутренних дел, однако Милюков сообщил ему, что это назначение необходимо как «уступка левым группам». Взаимоотношения Милюкова и Некрасова всегда были сложными: последний был одним из лидеров левого крыла партии и постоянно вел против Милюкова интригу; кроме того, у Некрасова были прочные контакты с социалистами. По сути, и сам он, являясь членом кадетской партии, тем не менее был социалистом и убежденным республиканцем. Еще в период думских выборов 1912 г. Вскоре была создана «думская ложа», куда вошли к тому же прогрессист Коновалов и трудовик Керенский. На пост министра юстиции также могли претендовать кадеты Федор Кокошкин, Василий Маклаков, Владимир Набоков, однако его занял Керенский. Именно ему теперь предстояло открыть тюрьмы и обеспечить всеобщую политическую амнистию. Владимир Львов и Иван Годнев, будучи до революции умеренными либералами, после того как вошли в правительство, быстро осознали текущую конъюнктуру и отныне открыто смыкались с Керенским. Даже премьер князь Львов, по словам управляющего делами правительства Набокова, занял по отношению к Керенскому позицию «робкого заискивания». Вокруг Керенского быстро сплотилось левое крыло правительства, в первую очередь Некрасов и Терещенко. Такой состав правительства мог появиться только в результате революции. Ее руководителями со стороны либералов выступали Милюков и Гучков. В целом он являл собой компромисс между ядром кадетского ЦК Милюков, Шингарев, Мануйлов и представителями общественных организаций. Керенский как фактический представитель Петроградского совета становился ключевой фигурой нового кабинета наряду с Гучковым и Милюковым. При этом большинство министров заведомо было гораздо левее этих двух, а потому должно было объединяться вокруг первого. Таким образом, уже в марте 1917 г. Керенский стал превращаться в политическую фигуру с премьерскими амбициями. Размежевание между левыми и правыми министрами в основном касалось лишь их личных взаимоотношений с Петросоветом. В остальном правые проводили вполне левую политику. Шингарев установил государственную хлебную монополию, ввел хлебные карточки, проводил изъятие необработанных земель. Действуя в том же русле, Коновалов согласился с введением 8-часового рабочего дня на частных заводах Петрограда и принял решение об установлении его и на казенных в том числе военных заводах столицы. Некрасов создал общественные советы на железных дорогах, которым и передал непосредственное управление.
В числе избранных были Чхеидзе, Скобелев, Гвоздёв — от меньшевиков, Керенский — от эсеров, Шляпников, Залуцкий и Соколов — от большевиков. При этом ставший председателем исполкома Чхеидзе появился лишь ближе к концу собрания вместе с Керенским и Скобелевым. Ведший до того заседание Соколов добровольно сразу же уступил место Чхеидзе, который пользовался большим авторитетом в социалистической среде и который принял на себя председательство. Строго говоря, само название - «Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов» - на этом собрании ещё не звучало, и Совет в этом качестве в тот вечер никак не конституировался. Внимание было сосредоточено на Исполнительном Комитете. Участие большевиков в этом собрании и их избрание в состав Исполкома положило начало их выходу из подполья, легализации и открытой работе. Образование Исполкома стало первым пунктом повестки этого собрания. После избрания Исполкома был рассмотрен наиболее злободневный вопрос тех дней — продовольственный. Констатировали, что запасов продовольствия в столице хватает для того, чтобы прокормить её население. Для координации продовольственного обеспечения города из различных источников была создана Продовольственная комиссия во главе с Громаном. Третьим и последним стал вопрос об органе печати. Решили учредить газету «Известия», для чего постановили реквизировать для этих целей лучшую типографию столицы. Издание газеты поручили Авилову, Бонч-Бруевичу и Стеклову. На этом заседание закончилось, но через некоторое время в соседнем помещении на своё первое заседание собрался только что избранный Временный Исполком. Его открыл и вёл Чхеидзе. Керенского и Скобелева на заседании не было. В перерыве большевики настояли на включении в состав исполкома ещё и Молотова. По их примеру в силу принципа партийного представительства дополнительно по одному кандидату ввели также эсеры и меньшевики.
В тот же день Временный комитет получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции. Временный комитет договорился с эсеро-меньшевистским руководством исполнительного комитета Петросовета о создании нового правительства России.
Временное правительство
Дмитрюков, Б. Создан депутатами Думы в ходе Февральской революции 1917. Взял на себя 1 марта управление страной и по договорённости с руководством… … Русская история Временный Комитет членов Государственной Думы 27 февраля — 6 октября 12 марта 19 октября 1917 председатель октябрист М. После провала попытки спасти монархию взял на себя 1 14 марта управление государством и по договоренности с… … Политология. Комиссары Временного комитета Государственной Думы — Для управления министерствами Временный комитет Государственной думы 27 февраля 1917 г. Бубликов, Александр Александрович … … Википедия Временный комитет членов Государственной Думы — 27 февраля 6 октября 12 марта 19 октября 1917 председатель октябрист М.
Караулов независимый , С. Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В. Львов председатель думской фракции Центра.
Несколькими часами позже в Комитет был кооптирован Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона, вне партий. Вот что позднее писал по этому поводу П. Милюков: К вечеру 27 февраля, когда выяснился весь размер революционного движения, Временный комитет Государственной думы решил сделать дальнейший шаг и взять в свои руки власть, выпадавшую из рук правительства. Решение это было принято после продолжительного обсуждения… Все ясно сознавали, что от участия или неучастия Думы в руководстве движением зависит его успех или неудача. До успеха было ещё далеко: позиция войск не только вне Петрограда и на фронте, но даже и внутри Петрограда и в ближайших его окрестностях далеко ещё не выяснилась. Но была уже ясна вся глубина и серьезность переворота, неизбежность которого сознавалась … и ранее; и сознавалось, что для успеха этого движения Государственная дума много уже сделала своей деятельностью во время войны — и специально со времени образования Прогрессивного блока. Никто из руководителей Думы не думал отрицать большой доли её участия в подготовке переворота. Вывод отсюда был тем более ясен, что … кружок руководителей уже заранее обсудил меры, которые должны были быть приняты на случай переворота.
Намечен был даже и состав будущего правительства. Из этого намеченного состава кн. Львов не находился в Петрограде, и за ним было немедленно послано. Именно эта необходимость ввести в состав первого революционного правительства руководителя общественного движения, происходившего вне Думы, сделала невозможным образование министерства в первый же день переворота.
Родзянко от имени ВКГД обратился к действующей армии и флоту с призывом ни на минуту не ослаблять борьбу против внешнего врага.
В тот же день Временный комитет получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции.
Милюков кадет , А. Коновалов прогрессист , М.
Караулов независимый , С. Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В.
Львов председатель думской фракции Центра , Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона. Сначала Петроградский совет и Временный комитет Думы действовали независимо друг от друга.
Ведущую роль в нём играли представители либерально-буржуазных партий — кадетов, октябристов и прогрессистов. Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел был назначен крупный помещик князь Г. Львов — член Московского комитета партии прогрессистов.
В состав Временного правительства вошли лидер партии кадетов П. Гучков военный и морской министр , эсер А.
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Во время Февральской революции был членом Временного комитета Государственной думы и его комиссаром в Сенате. Временный комитет Государственной думы (полное название: Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями; также: Исполнительный комитет Государственной думы[1]) — высшее. Временный комитет Государственной думы — временный орган власти, работавший от имени Государственной думы в ходе Февральской революции и создавший Временное правительство. Под давлением революционных народных масс Временно^ правительство 6 октября1917 вынуждено было издать акт о роспуске Государственной думы. Временному комитету Государственной думы, избранному утром 27 февраля, была совершенно чужда мысль стать на место государственной власти и выдать себя за таковую как в глазах населения, так и (особенно) в глазах обрывков царского самодержавия.
Главная навигация
- ВРЕМЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСДУМЫ 1917 - YouTube
- Положение Российской империи в начале 1917 г.
- Создание Временного правительства
- Russian State Duma after February 25 1917: From Political Reality to Virtuality
- Временный комитет Государственной Думы - Provisional Committee of the State Duma
Основные события Февральской революции
Временный комитет Государственной думы — орган государственной власти в России в ходе Февральской революции, существовал 12 марта (27 февраля по старому стилю) — 19 октября (6 октября по старому стилю) 1917 года. Образование Временного комитета Государственной думы и Петроградского Совета. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Список литературы
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Временное правительство: Россия от Февраля до Октября
- История в лицах
- Временный комитет Государственной думы — Энциклопедия
- Russian State Duma after February 25 1917: From Political Reality to Virtuality
- Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 22.06.2023 г.
Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство?
Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. Образование Временного комитета Государственной думы и Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы — орган государственной власти в России в ходе Февральской революции, существовал 12 марта (27 февраля по старому стилю). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Временный комитет Государственной думы — орган государственной власти в России в ходе Февральской революции, существовал 12 марта (27 февраля по старому стилю).
Причины Февральского переворота и начала Великой российской революции
- Временное правительство
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Russian State Duma after February 25 1917: From Political Reality to Virtuality
- Временный комитет Государственной Думы - Provisional Committee of the State Duma
- Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Временный исполнительный комитет Государственной думы. В апреле Временное правительство воспрепятствовало возобновлению работы Государственной думы, в октябре распустило её. Временный комитет Государственной думы — орган государственной власти в России в ходе Февральской революции, существовал 12 марта (27 февраля по старому стилю).
1917 - Был создан "Временный комитет Государственной думы".
Предлагается создать 32 комитета Государственной думы. Образование Временного комитета Государственной думы. Начало перехода на сторону восставших солдат Петроградского военного гарнизона. Во время Февральской революции был членом Временного комитета Государственной думы и его комиссаром в Сенате. Статья посвящена созданию и функционированию в первые дни Февральского восстания 1917 года в Петрограде Военной комиссии при Временном комитете Государственной думы.
Судьба членов Временного правительства
Временное правительство | Несомненно, этот акт Временного комитета Государственной думы был революционным актом "Прогрессивного блока". |
Цех историков | Во первых, и Временный комитет Думы, и Петроградский Совет являлись (на первый взгляд!) самочинны ми организациями. |
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4) | Под их давлением был сформирован "Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами". |
Временный комитет Государственной думы
Козловский, В. Филипповский, П. Лазимир, Н. Чайковский, Н. Святицкий, К. Кротовский, В. Скрябин, И. Джугашвили, И.
Рамишвили, А. Падерин, А. Садовский, И. Кудрявцев, В. Баденко, Ф. Линде, П. Стучка, П.
Красиков, А. Борисов, М. Рафес от партии Бунд , Вакуленко, Климчинский. Петросовет и Временное правительство. Первые действия Уже днём 27 февраля 12 марта Временный исполком Совета рабочих депутатов создал продовольственную комиссию, в состав которой вошли меньшевики В. Громан, И. Волков и деятели рабочих потребительских обществ.
Комиссия установила контакты с Временным комитетом Государственной думы и в дальнейшем работала в составе «объединённого органа Совета и думского комитета». Наряду с выполнением утилитарной задачи налаживания продовольственного снабжения столицы меньшевистское руководство Временного исполкома таким образом преследовало и политические цели — подготовку передачи власти буржуазии. Создание объединённой продовольственной комиссии облегчило достижение соглашения между Исполкомом Совета и думским комитетом об образовании Временного правительства. Вечером 27 февраля 12 марта Временный исполком Совета рабочих депутатов создал первоначальное ядро военной комиссии в виде повстанческого штаба. В его состав были приглашены подполковник, сотрудник Военной академии левый эсер С. Мстиславский Масловский и старший лейтенант флота эсер В. Первому поручалось руководство военными действиями повстанческих сил, второму — выполнение обязанностей коменданта Таврического дворца.
Кроме них, в штабе работали чиновник артиллерийского ведомства инженер П. Пальчинский, офицер эсер М. Добраницкий и другие офицеры, преимущественно прапорщики. После избрания постоянного Исполкома Петросовета в состав повстанческого штаба, получившего название военной комиссии, вошли Чхеидзе, Скобелев, Керенский и другие члены Исполкома. В ночь на 28 февраля аналогичный военный орган под названием Военная комиссия Военный комитет был создан и Временным комитетом Государственной думы. Думская военная комиссия, которую возглавил полковник Б. Энгельгардт, ставила своей задачей политически и организационно подчинить себе войска гарнизона.
Тем не менее эсеро-меньшевистское руководство Петросовета пошло на слияние советской и думской комиссий. В объединённой комиссии, председателем которой стал Энгельгардт, преобладание получили ставленники думского комитета. В ночь на 28 февраля 13 марта М. Родзянко подписал подготовленный Энгельгардтом приказ по войскам Петроградского гарнизона, который гласил: 1 Всем отдельным нижним чинам и воинским частям немедленно возвратиться в свои казармы; 2 всем офицерским чинам возвратиться к своим частям и принять все меры к водворению порядка; 3 командирам частей прибыть в Государственную думу для получения распоряжений в 11 час. В результате комиссия стала играть роль одного из центров, вокруг которого группировалось антидемократически настроенное офицерство. Каждый солдат должен проявлять активный интерес к происходящим событиям и прилагать все усилия к тому, чтобы никто не мог предпринимать действий, противоречащих интересам народа». На вечернем заседании Петросовета 1 14 марта произошло объединение Совета рабочих депутатов и образованного из представителей Петроградского гарнизона Совета солдатских депутатов и расширение Исполкома Совета за счёт доизбрания 10 представителей от солдат и матросов.
На обсуждение заседания объединённого Совета был поставлен вопрос о действиях Временного комитета Государственной думы по отношению к гарнизону Петрограда, вызвавших тревогу у депутатов Совета, поскольку рассматривались ими как попытка возвращения «старых порядков». Приказом предписывалось создать в воинских частях выборные комитеты из представителей нижних чинов. В приказе предусматривалось, что всё оружие войсковых частей передаётся в распоряжение и под контроль солдатских комитетов. В полночь началось совместное заседание Временного комитета Госдумы, ЦК кадетской партии, Бюро Прогрессивного блока и Исполкома Петросовета, на котором стороны попытались урегулировать свои, уже тогда возникшие, разногласия. По сведениям А. Спиридовича, основным поводом для распрей стала судьба «контрреволюционных» офицеров, за которых заступались представители Думы. Ричард Пайпс также указывает, что возглавившему делегацию Думы монархисту Милюкову удалось убедить членов Совета отказаться от введения выборности офицеров и немедленного учреждения республики.
Кроме этого, формируемое Временное правительство обязывалось объявить политическую амнистию, обеспечить демократические свободы всем гражданам, отменить сословные, вероисповедные и национальные ограничения, заменить полицию народной милицией, подчинённой органам местного самоуправления, начать подготовку к выборам в Учредительное собрание и в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, не разоружать и не выводить из Петрограда воинские части, принимавшие участие в революционном движении. Петросовет, в свою очередь, обязывался осудить разного рода бесчинства и хищения имущества, бесцельный захват общественных учреждений, враждебное отношение солдат к офицерству, призвать солдат и офицеров к сотрудничеству. Аграрный вопрос и вопрос о войне на том заседании не поднимались. В само Временное правительство Исполком Петросовета, обсуждавший этот вопрос на заседании, предшествовавшем переговорам с думским комитетом, решил не входить. Керенский, однако, не подчинился этому решению и принял пост министра юстиции, получив согласие Петросовета уже на следующий день, задним числом. Для координации деятельности Петросовета и Временного правительства, а также контроля за правительством была создана Контактная комиссия Исполкома Петросовета, просуществовавшая до апрельского кризиса. Комиссия заседала в том же здании, что и правительство, значительная часть её пожеланий удовлетворялась Временным правительством, в том числе практически по всем важным вопросам.
По словам Милюкова, Чхеидзе никогда не участвовал в работе комитета. Комитет и Петроградский Совет договорились создать Временное правительство. Многие члены Комитета продолжили службу во Временном правительстве, в то время как Комитет продолжал играть незначительную роль до роспуска Четвертой Думы 19 сентября 6 сентября O.
До 10 марта в целях «преемственности власти» В. Идея создания правительства «общественного доверия» или «национальной обороны» восходит к середине 1915, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму т. Прогрессивный блок. Только в августе 1915 было составлено 6 списков кандидатов в это правительство, в 4 из которых его главой значился известный земский деятель, близкий к кадетам князь Г.
Предполагалось, что это правительство будет действовать в императорской, а не в революционной России. Как признавался после революции член Временного комитета Государственной думы В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать…Мы способны были, в крайнем случае, безболезненно, пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи… под условием, чтобы императорский караул охранял нас… Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала — у нас кружилась голова и немело сердце». Революция застала оппозицию врасплох. У нее не оказалось ни конкретных планов первоочередных мер во внутренней политике, ни кадров для занятия многочисленных должностей после отстранения царской администрации. Временное правительство 1-го состава. Плакат 1917 г.
В первый состав В. Возглавил В. Министром иностранных дел стал лидер партии кадетов П. Милюков, военным и морским министром лидер октябристов А. Гучков, министром земледелия — А. Шингарев, торговли и промышленности — А. Коновалов, финансов — М.
Терещенко, путей сообщения — Н. Некрасов, юстиции — А. Керенский, народного просвещения — А. Кроме них в заседаниях В. Годнев и обер-прокурор Святейшего Синода В. Управляющим делами был назначен видный деятель партии кадетов В. Протоколов или стенограмм заседаний не велось, чтобы не фиксировать разногласия и особые мнения.
В этом Набоков видел «стремление избегнуть всего того, что могло нарушить единство правительства и ответственность его в целом за каждое принятое решение». Законодательные акты В. Подзаконные акты вводились указами В. Все подлежавшие рассмотрению В. Заседания правительства были открытыми, закрытыми и совершенно секретными. По словам Набокова, последние «проходили очень оживленно, характеризовались страстными речами, однако никаких записей во время них не велось». При оглашении состава правительства в Екатерининском зале Таврического дворца на возглас из зала о том, кто выбрал это правительство, Милюков с пафосом ответил: «Нас выбрала революция».
Однако Керенский постарался придать В. Различные политические силы оказывали сильное давление на В. Левые организации создали параллельные органы власти — Советы см. Советы рабочих и солдатских депутатов. Алексееву: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, т. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета». В стране возникло двоевластие.
В первой декларации о своих целях и задачах, согласованной с Исполкомом Петросовета, В. Были ликвидированы комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. Была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Были отстранены от должностей генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, становые приставы, урядники, земские начальники. Упраздненные должности заменялись губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратами. Повсеместно вводились волостные земские собрания и управы. Уездные земские учреждения избирались на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании.
В городах с населением свыше 150 тыс. Учреждались районные органы самоуправления. Для подготовки проекта земельной реформы были созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Для ограничения потребления дефицитного хлеба В.
Родзян-ко, определяя цель частных совещаний, подчеркнул, что от думцев ждут «указаний на то, как надо вести государственный корабль» [11, с. Подсластить горечь бездеятельного положения Государственной Думы должно было юбилейное собрание 27 апреля, на которое были приглашены депутаты всех четырех созывов, находившиеся в то время в Петрограде. Для проведения этого заседания пришлось попросить участников фронтового совещания перейти из Большого зала Таврического дворца в другое помещение.
На старое место водрузили «куда-то исчезавшее кресло Родзянки; аккуратно завесили холстом зиявшую дыру все еще висевшей рамы от царского портрета». Были приглашены послы союзнических государств, а ложу Государственного Совета «любопытства ради» заняли члены исполкома Петросовета [13, с. Родзянко, открыв заседание, пригласил в сопредседатели Ф. Головина и А. Гучкова, но последний к началу собрания опоздал. Повестка дня предполагала выступления трех думских председателей, главы Временного правительства, шести ораторов-перводумцев и по одному оратору от каждой фракции второго-четвертого созывов. Родзянко в своей речи акцентировал внимание на руководящей роли Думы четвертого созыва в революционном движении.
Многие ораторы высказывали озабоченность по поводу развития событий в стране. Из общего хора выбивались голоса думских меньшевиков. Их настроения четко выразил М. Скобелев, заявивший: «Государственная Дума выполнила свою роль, мавр сделал свое дело и, уходя отсюда, мы можем сказать: Государственная Дума умерла, да здравствует Учредительное собрание! Мероприятие, начавшись в жанре юбилея, завершилось едва ли не панихидой по Государственной Думе. Горькое ощущение того дня Н. Савич передал фразой: «.
Новый всплеск активности думцев в отстаивании прав народного представительства относится ко времени работы I Всероссийского съезда Советов. Вопрос о Государственной Думе не мог не возникнуть в ходе съезда уже потому, что его открытие пришлось на 3 июня, на день десятой годовщины роспуска Думы второго созыва и издания избирательного закона, на основании которого и была сформирована Дума четвертого созыва. Луначарский от имени социал-демократов-интернационалистов предложил резолюцию, требовавшую роспуска Государственной Думы и Государственного Совета. Резолюция была поддержана большевистской фракцией съезда. На возражение В. Чернова, стоит ли «убивать покойницу», Луначарский ответил: «Если Дума умерла, давайте ее похороним, потому что ее разложение заражает трупным запахом революционную атмосферу. Надо вбить осиновый кол в подозрительную покойницу, которая имеет тенденцию воскреснуть».
В результате дебатов была принята резолюция, в которой констатировалось, что старые законодательные учреждения как органы государственной власти уже упразднены революцией вместе со всем старым режимом. Заявления же «бывших» членов Думы являются просто «выступлениями частной группы граждан свободной России, никакими полномочиями не облеченных» [15, с. Вопрос о будущем Государственной Думы должен был рассматриваться на заседании Временного правительства 15 июня, но был снят с повестки дня Г. В преддверии этого события М. Род-зянко провел заседание совета старейшин, на котором обсуждался правовой статус Думы и была принята резолюция, в которой подчеркивалось: «Как бы ни было несовершенно положение о выборах 3 июня 1907 г. С начала июля депутаты стали активно обсуждать вопрос о необходимости возобновления деятельности Государственной Думы как законодательного учреждения. Эти дебаты были спровоцированы фактическим признанием Временным правительством Украинской Рады и его согласием на предоставление Украине автономии, не дожидаясь решения Учредительного собрания.
На частном совещании 2 июля нашла поддержку идея В. Шульгина об отказе от ответственности за деятельность Временного правительства. Тогда же прозвучали предложения о созыве думской сессии как минимум для обсуждения правительственной политики в отношении Украины. Аналогичные предложения высказывались и в ходе заседания 18 июля, посвященного обсуждению воззвания ВКГД о необходимости «твердой власти» и восстановления боеспособности армии [11, с. Председателем форума был избран М. Совещанию предполагалась придать характер постоянно действующей организации с целью внесения в революционный процесс «смягчающих нот». Сформированный совещанием совет общественных деятелей возглавил Родзянко.
Гурко, оценивая впоследствии значение этой организации, признавал, что «это была обыкновенная политическая говорильня, не имевшая никаких связей в широких слоях населения, и за отсутствием каких-либо средств, не только не проявившая, но и не имевшая ни малейшей возможности проявить какую-либо реальную деятельность» [18, с. Московское государственное совещание 12-15 августа оказалось последним политическим форумом в 1917 г. Первоначально предполагалось, что в работе Совещания примут участие 300 думцев всех четырех созывов. Избранными оказались 488 депутатов из примерно двух с половиной тысяч делегатов. На Совещании думская группа не смогла подготовить общее заявление. Только на вечернем заседании 14 августа М. Родзянко была предоставлена возможность выступить с декларацией от имени Думы, основу которой составили положения, принятые на первом совещании общественных деятелей.
Однако Родзянко не успел прочитать декларацию из-за истечения отведенного ему времени. Керенский великодушно разрешил ему нарушить установленный регламент и огласить думский документ, но Родзянко отказался со словами: «Председатель Государственной думы никогда не позволит себе воспользоваться нарушением закона. Резолюция была зачитана лишь частично опять-таки из-за истечения времени для выступления в последний день работы Совещания [19, с. Расстроенные таким оборотом дела члены ВКГД, участвовавшие в работе форума, готовы были тут же созвать заседание Думы. Но из-за массового отъезда депутатов из Москвы 15 и 16 августа эта затея не осуществилась [11, с. На Государственном совещании было достигнуто соглашение о том, что Дума четвертого созыва завершит свои полномочия в отведенный ей пятилетний срок, то есть 15 ноября. Но на последнем частном совещании, состоявшемся 20 августа, некоторые депутаты говорили о необходимости продлить эти полномочия до момента открытия Учредительного собрания, полагая таким образом не допустить безвластия в стране [11, с.
Иллюзии думцев оказались разбитыми в тот момент, когда выяснилось, что Государственная Дума не получила представительства на Демократическом совещании. Дум» [20, с. Более того, в ходе совещания 14-22 сентября неоднократно звучали требования формального роспуска Государственной Думы и Го -сударственного Совета. Эти предложения исходили от белорусской военной организации, Украинской Центральной Рады, большевистской фракции и др. Место Думы с функциями представительного учреждения до созыва Учредительного собрания занял инициированный Демократическим совещанием Временный Совет Российской Республики предпарламент , начавший свою работу 7 октября. В период с конца февраля по начало октября 1917 г. Отречение императора породило проблему легитимности членов Государственного Совета по назначению.
Временное правительство
Энгельгардт, А. Керенский, М. Фото 1917 года 1917 год. В состав комитета входили: председатель 4-й Государственной думы октябрист М. Родзянко председатель , кадеты П. Милюков и Н. Некрасов, октябристы С.
Шидловский и И. Дмитрюков, прогрессисты А. Коновалов, В. Ржевский и А. Бубликов, примыкавший к прогрессистам М. Караулов, националист В.
Временное правительство понадеялось, что, одержав крупную победу на фронте, оно успокоит митинги. Керенский бросил 8-ю армию генерала Лавра Георгиевича Корнилова в наступление. Это была последняя наступательная операция российских войск. Она провалилась с крупными потерями. В июле Петроград лихорадило ещё больше. Большевики вывели на улицы толпы недовольных. Все они были вооружены. Мятеж с трудом удалось подавить. Лидеры большевиков, среди которых был и Владимир Ильич Ленин , скрылись в подполье. Однако Керенский, после отставки Львова занявший пост премьер-министра, боялся новых митингов.
Чтобы справиться с большевиками, ему требовалась армия, большая часть которой уже давно находилась в деморализованном состоянии. Керенский решил бросить на подавление петроградской оппозиции оставшиеся боеспособные части и верного военачальника, коим, на его взгляд, был генерал Корнилов. Корниловский мятеж Корнилов двинул свои войска на Петроград. Однако по мере приближения его частей к столице Керенский начал подозревать, что генерал намерен полностью захватить власть в Петрограде. И у Корнилова были все возможности это сделать. Тут же ему навстречу были отправлены воинские части, находившиеся в подчинении председателя правительства. Большевики, также почувствовав в генерале угрозу, присоединились к Керенскому. Большевистские агитаторы ждали эшелона Корнилова на подступах к Петрограду.
Коновалов, М. Караулов, С.
Шидловский, В. Шульгин и В. Несколько позже членом Комитета стал также Б.
Коновалов, М. Караулов, С. Шидловский, В. Шульгин и В. Несколько позже членом Комитета стал также Б.