Крики зелёных обезьян идентичны крикам их годы людей интересовал вопрос о происхождении языка обезьян. разговора представителей разных видов – принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. Благода.
Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян
Ученые открыли язык обезьян. Результаты новой научной работы были опубликованы в журнале Communications Biology. Теперь процесс «повернулся вспять», и ученые решили посмотреть, понимают ли люди язык обезьян. Исследование, проливающее свет на эволюционную историю человеческого языка, показало, что у шимпанзе есть свой язык с синтаксисом и особенными звуками – Самые лучшие и. Интересно, что обезьяны чаще используют жесты и движения, в то время как человечество перешло к практически полной вокализации. Филлип Шленкер, известный учёный из Нью-Йоркского университета, опубликовал исследование, в котором утверждает: у обезьян существует собственный язык общения, причём он даже.
Экспериментаторы из Шотландии показали, что люди с обезьянами могут говорить на одном языке
Ученые отмечают, что выявленные закономерности могут быть характерны только для данной популяции мартышек Кэмпбелла. Предки мартышек Кэмпбелла и людей разделились около 30 миллионов лет назад. Возможно, их общий праотец уже располагал некими лингвистическими способностями.
Во время путешествий я вижу, как спасают природу. Я встречаюсь с людьми, которые делают то, что кажется невозможным, и не сдаются. Что люди могут сделать, чтобы мир стал лучше? Задумайтесь о собственном экологическом следе. Начните задавать вопросы: например, где были сделаны ваши покупки?
Было ли это вредно для окружающей среды? Был ли производитель жесток с животными на промышленных фермах? Является ли его низкая стоимость результатом рабского труда? Если это так, то не следует его покупать. Выбор товаров, произведённых с соблюдением этических норм, может стоить немного дороже, но это означает, что люди, вероятно, будут ценить их больше и меньше выбрасывать. Как мы все знаем, человеческий мусор — это серьёзная проблема. Смысл прост: помните, что каждый прожитый вами день влияет на мир. Выбирайте с умом.
Джейн, как вы думаете, почему ваша работа и жизнь привлекают столько внимания? Изначально речь шла о молодой девушке, которая отправилась в лес, чего в то время никто не делал, и изучала шимпанзе. Журнал National Geographic описал этот образ как "красавица и чудовище": таинственные существа в джунглях и молодая светловолосая девушка. Эта картинка привлекла внимание людей. За что, как вы считаете, вас должны запомнить?
Поскольку на клавиатуре с лексиграммами не было слова «резать», Сью набрала «нож поранил Сью» Knife hurt Sue. В ответ Канзи издал громкий тревожный вопль и швырнул нож через всю комнату.
Автор отмечает, что такая реакция неадекватна в случае небольших травм. Как правило, пытаясь смягчить небольшие травмы, Канзи почесал бы или погладил больное место. Именно это он и сделал бы, если бы Сью сказала: «Я порезалась ножом». Но в данном случае Канзи отреагировал не на подразумеваемое значение, а на синтаксис произнесенной фразы, поступив с ножом так, если бы нож действовал по собственному умыслу. Если бы Канзи воспринимал только лексические значения слов «нож» и «поранить», а не синтаксическую структуру, в которую они встроены, то не мог бы приписать ножу активное действие в данном случае. Этот факт приоткрыл значительные синтаксические способности Канзи, которые ранее недооценивались. Тогда Сью, осознав, что произошло, по-английски объяснила Канзи, что на самом деле нож ее не резал, а она сама случайно порезалась.
Канзи воспринял это пояснение слегка подозрительно, но далее действовал так, как будто нож уже не представляет угрозы, и предложил погладить ранку. В другом случае Канзи продемонстрировал способность к осознанному выбору из множества вариантов на основании сообщенной ему информации: В ответ на просьбу «Принеси помидор, который лежит в микроволновке» Канзи должен был проигнорировать несколько помидоров, в том числе, лежащий прямо перед ним, и сходить к микроволновке. Открыв микроволновку, он должен был проигнорировать другие предметы, лежащие в ней, и вернуться с одним лишь помидором. Если бы он понимал только отдельные слова, «помидор» и «микроволновка», то сходил бы к микроволновке, вернулся и передал экспериментатору тот помидор, который лежал ближе всего. Однако, поскольку Канзи понимает рекурсивную семантику, заключенную в обороте «который в микроволновке», он осознал, что экспериментатор говорит не о любом из помидоров, лежащих в комнатке, а о конкретном, находящемся именно там, где указано. Особенно важно, что, при отсутствии такой конкретики в синтаксической структуре, например, «Сходи к микроволновке и принеси помидор», Канзи замечал такую разницу и возвращался с любым помидором, а не именно с тем, что лежал в микроволновке. Таким образом, человеческая языковая способность во многом заключается в умении усвоить грамматику родного языка.
Ребенок, развивающийся в человеческом обществе не являющийся «маугли» легко осваивает один или несколько языков, на которых с ним говорят до трехлетнего возраста, и особенно в трехлетнем возрасте. При этом он отнюдь не получает такого систематического обучения, как при осваивании иностранного языка, усваивает язык спонтанно, методом проб и ошибок. Именно это произошло с Канзи и его сестрами. Согласно выводам, сделанным в статье « Kanzi, evolution and language » Канзи, эволюция и язык , языковой способностью мог обладать последний общий предок человека, шимпанзе и бонобо, но лишь у человека эта способность оказалась важной с эволюционной точки зрения. Здесь важно упомянуть, что Канзи общался высказываниями и предложениями не только с людьми, но и со своими сестрами, в особенности с Панбанишей. Примеры таких эпизодов, в которых фигурировали как вокализации, издаваемые самими бонобо, так и обращение к клавиатуре с лексиграммами: Канзи - Панбанише. Экспериментатор варил яйца, и Канзи мог наблюдать за этим из своей спальной клетки, которая была расположена первой в ряду таких спален.
Панбаниша была в третьей клетке, и не могла видеть, что готовит экспериментатор. Первый экспериментатор попросил Канзи, чтобы тот при помощи клавиатуры сообщил Панбанише: яйца вот-вот будут готовы. Канзи обратился к Панбанише голосом. Панбаниша, в это время уже на протяжении около 5 минут поглаживавшая другого экспериментатора, прекратила это занятие, подошла к клавиатуре с лексиграммами и попросила «яйцо». Панбаниша — Канзи: Панбанише показали мешочек арахиса и попросили передать Канзи, что она видела. Она издала очень тихий звук. Канзи немедленно ей ответил и набрал на клавиатуре лексиграмму «арахис».
Примечательно, что звуки из каждой группы голосовых вызовов, издаваемых шимпанзе, имели разное значение в зависимости от контекста использования. Ранее Yakutsk.
Автограф | «О чем рассказали „говорящие“ обезьяны»
Шотландские ученые расшифровали язык обезьян 13 декабря 2009, 14:30 Шотландские исследователи обнаружили, что обезьяны способны к «словообразованию», присоединяя к «корню» «аффикс» новый звук , меняя значение первоначального сигнала. Сотрудники Университета Сент-Эндрюс установили, что альфа-самцы шести диких групп обезьян этого вида в случае опасности издают звуки, которые можно обозначить как «бум» впереди — упавшее дерево или большой сук , «крак» только при появлении леопарда и «хок» увидев венценосного орла. При этом «бум» всегда остается неизменным, а «крак» и «хок» могут получать «аффикс» «у». Полученные сочетания были расшифрованы учеными как «Крак-у» — опасность вообще, а «хок-у» — все остальное, от присутствия неподалеку конкурирующей стаи до любого пернатого хищника, за исключением упомянутого орла.
Так, например, поглаживание себя по груди означало желание объятий, прикосновение ко рту — просьбу о еде, а потрясание ветки или предмета — предложение заняться сексом. Генетические коды Ученые объяснили эту способность сходством восприятия реальности, строения тела и устройства нервной системы у людей и обезьян. Интересно, что дети до двух лет, независимо от национальности и культуры, используют примерно тот же набор жестов, совпадающий с обезьяньим. Впрочем, дело не только во внешнем сходстве, но и в родстве.
Скорее всего наши общие предки использовали примерно тот же язык невербального общения, который — пусть и в несколько измененном виде — сохранился и у нас.
Обнаружено: шимпанзе не только связывали конкретные звуки с соответствующими значениями, но и понимали порядок слов и реагировали соответствующим образом в зависимости от того, какой звук был первым в последовательности. Ранее было замечено, что шимпанзе издавали два различных звука при виде змей и других опасностей в дикой природе.
На первом этапе розыгрыша с фальшивой змеей ученые разместили поддельных змей рядом с шимпанзе. Пугая поддельной змеей, исследователи включали записи как «waa-barks», так и «alarm-huus». Так, шимпанзе реагировали сильнее, когда за «waa-barks» следовал «alarm-huus».
Выбор товаров, произведённых с соблюдением этических норм, может стоить немного дороже, но это означает, что люди, вероятно, будут ценить их больше и меньше выбрасывать. Как мы все знаем, человеческий мусор — это серьёзная проблема. Смысл прост: помните, что каждый прожитый вами день влияет на мир.
Выбирайте с умом. Джейн, как вы думаете, почему ваша работа и жизнь привлекают столько внимания? Изначально речь шла о молодой девушке, которая отправилась в лес, чего в то время никто не делал, и изучала шимпанзе.
Журнал National Geographic описал этот образ как "красавица и чудовище": таинственные существа в джунглях и молодая светловолосая девушка. Эта картинка привлекла внимание людей. За что, как вы считаете, вас должны запомнить?
За осознание того, что мы не единственные разумные и сознательные существа на планете. Когда я оказалась в Кембридже, я впервые познакомилась с этологией раздел биологии, изучающий поведение животных. Представьте, что я почувствовала, когда все эти учёные сказали мне, что я делаю всё неправильно: "Шимпанзе не следует давать имена, вы должны присваивать им номера", "Вы не можете говорить об их личностях, вы не можете говорить о том, что у них есть разум.
Всё это уникально только для людей". Но в детстве у меня был замечательный учитель — моя собака. Вы не можете разделить свою жизнь с питомцем и не знать, что мы не единственные разумные существа на Земле.
Те же поцелуи, объятия, держание за руки, похлопывания друг друга по спине, борьба самцов. Чем ещё важны шимпанзе? Они открыли дверь идее о том, что мы не единственные разумные и сознательные существа.
Люди оказались способны понимать язык обезьян
Исследования языка обезьян привлекло ученых к обучению шимпанзе, бонобо, горилл и орангутангов общаться с человеком с помощью языка жестов. Теперь процесс «повернулся вспять», и ученые решили посмотреть, понимают ли люди язык обезьян. Discover videos related to Язык Обезьян on TikTok.
Прежде неизученный язык обезьян позволили раскрыть 5 тысяч вокализов шимпанзе
Обезьян же, оказывается, можно научить читать за пару месяцев. «Среди обезьян есть предрасположенные к алкоголизму и непьющие». Интервью с биологом Джиной Карал-оглы о том, зачем обезьян спаивают, заражают вирусами и вызывают у них. Канзи — самец карликового шимпанзе или бонобо, который участвует в исследованиях по обучению обезьян языку. Авторы работы надеются, что дальнейшие исследования языка обезьян помогут узнать больше о происхождении языка у человека.
Обезьяны умеют общаться «словами». Как это выглядит?
Говорящая горилла Коко - правда или мистификация » | Хотя, возможен и вариант, что они откажутся поделиться своими эксклюзивными знаниями, чтобы говорить на языке обезьян втайне от взрослых людей. |
НОВЫЙ ШАГ К ПОНИМАНИЮ ЯЗЫКА ОБЕЗЬЯН | Интересно, что обезьяны чаще используют жесты и движения, в то время как человечество перешло к практически полной вокализации. |
Прежде неизученный язык обезьян позволили раскрыть 5 тысяч вокализов шимпанзе | В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. |
Зоологи выяснили, что люди способны понимать язык приматов
Второй самец был неговорящим, и Коко играла с ним так, как играла бы с животным вроде собаки или кошки. Кстати, котят она обожала. Обезьяны охотно учат друг друга говорить. Когда Уошо оказалась среди неговорящих шимпанзе, она во время течки подзывала самца жестовой фразой «подойди обнять! Вскоре самец тоже использовал эту фразу. Когда Уошо ещё жила отдельно и ей дали на воспитание детёныша, она немедленно стала учить его фразе «иди сюда!
Потом она учила его самого жестовым словам, показывая их и складывая правильно его пальцы. Закончился эксперимент с Уошо тем, что сейчас в Америке существует целая ферма говорящих шимпанзе. Орангутан Чатек за попытку побега, да ещё с заложницей-студенткой, был сослан в зоопарк. Одиннадцать лет он сидел в небольшой клетке, пока его не перевели в лучшие условия. От скуки он пытался научить жестовому языку охранника, чтобы было с кем пообщаться.
Человек научил обезьяну говорить? Почему кошку можно научить понимать много слов, копировать человеческие интонации, даже издавать отдельные осознанные сигналы, но не строить предложения и не обсуждать чувства? Что в мозгу человекоподобное обезьяны есть такого, что можно переключить на распознавание речи? Орангутаны разговаривают жестами в природе. Современные методики позволили выяснить, что у шимпанзе за речь отвечает та же часть мозга, что и за распознавание мимики.
А с бонобо и орангутанами всё оказалось ещё интереснее. Наблюдения помогли установить, что они и до человека пользовались жестовыми языками, правда, гораздо проще по структуре и лексике. Например, словарь орангутанов насчитывает только шестьдесят жестов-слов. Получается, человек думает о себе слишком много, считая, что только он способен придумать речь, понимать течение времени всё шимпанзе отлично отличали прошлое и будущее , пользоваться иносказаниями… Но то, что рядом с нами живут похожие на нас разумные существа, ещё не значит, что Землю может ждать участь планеты обезьян. Людей гораздо больше, чем всех шимпанзе в мире, даже вместе с бонобо, гориллами и орангутанами.
Так, если "бум" произносится много раз, это означает, что стае пора сниматься с места. Если после пары "бумов" несколько раз идет "крак-у" - впереди упавшее дерево. Если же "бумы"" сменяются комбинацией "крак-у" и "хок-у", это свидетельствует о наличии поблизости другой стаи мартышек Кэмпбелла или одинокого самца. Ученые отмечают, что выявленные закономерности могут быть характерны только для данной популяции мартышек Кэмпбелла.
Если после пары "бумов" несколько раз идет "крак-у" - впереди упавшее дерево. Если же "бумы"" сменяются комбинацией "крак-у" и "хок-у", это свидетельствует о наличии поблизости другой стаи мартышек Кэмпбелла или одинокого самца. Ученые отмечают, что выявленные закономерности могут быть характерны только для данной популяции мартышек Кэмпбелла. Предки мартышек Кэмпбелла и людей разделились около 30 миллионов лет назад.
После расшифровки 900 часов записей удалось выделить 400 фраз и уже сейчас стало ясно, что шимпанзе обсуждают людей. Закономерности в чередовании звуков исследователи выявили при наблюдении за 46 приматами в национальном парке Таи. Шимпанзе выстраивают свою «речь» отдельными звуками: это лай, крик, рев, хрип и другие возгласы. Каждый звук приматы могут произносить отдельно, или издавать их последовательно, формируя целую фразу.
Зелёным мартышкам помогли придумать новое «слово»
Уже выучив восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Ещё в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавала изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребёнка и т. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижения своих целей. За три года она выучила 85 слов, а через пять лет с начала обучения она знала уже 160 слов [2] :86. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену. Эксперименты показали, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Человекообразные обезьяны способны употреблять слова в переносном смысле, владеют метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: « туалет » — «грязный хороший»; « зажигалка » — «бутылка спичка». Основное развитие речи и интеллекта говорящих обезьян происходит, как правило, в первые годы жизни — чаще всего обезьяны доходят в развитии речи до уровня двух-трёхлетнего ребёнка.
Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения.
Болтают о своём, о женском. Причём всеми этими словами она пользовалась довольно свободно.
Слово «шляпа» обезьяна использовала для обозначения головных уборов любых форм и размеров, включая шапки с кепками. Со временем она научилась даже комбинировать до 3 знаков, чтобы точнее выражать свои желания. Например, последовательно сложенные знаки «еда» и «питьё» она использовала для обозначения домашнего холодильника — практически всю свою жизнь Уошо прожила у Гарднеров дома.
Уошо засветилась и на телеэкранах. Она стала главной героиней 3 документальных фильмов. Этот опыт переняли другие исследователи, и к 1972 году в Оклахомском университете проживало больше десятка шимпанзе, более или менее разбирающихся в американском жестовом языке.
Методики, полученные при обучении Уошо, помогли и при обучении обезьян других видов. Отличные результаты показала Коко, самка гориллы, выучившая около тысячи знаков! С ней можно было общаться на разные темы, от еды до украшений, но больше всего Коко нравилось разговаривать о кошках.
Коко говорит "кошка". Но многие другие приматы так и не смогли осилить язык. Хуже всего справлялись животные, которых начали обучать через 5-6 лет после рождения.
Эта «штучка» называется NFT.
После расшифровки 900 часов записей удалось выделить 400 фраз и уже сейчас стало ясно, что шимпанзе обсуждают людей. Закономерности в чередовании звуков исследователи выявили при наблюдении за 46 приматами в национальном парке Таи. Шимпанзе выстраивают свою «речь» отдельными звуками: это лай, крик, рев, хрип и другие возгласы. Каждый звук приматы могут произносить отдельно, или издавать их последовательно, формируя целую фразу.
Тысячи вокальных записей шимпанзе показали как сильно развит язык приматов
Могут ли животные выучить человеческий язык - Лайфхакер | Зелёные мартышки испугали и заговорили на несвойственном им не учёные провели исследование на западноафриканских зелёных. |
Есть контакт: люди без подсказок поняли больше 50% жестов шимпанзе | Вокруг Света | Обезьян же, оказывается, можно научить читать за пару месяцев. |
Обезьяны тоже разговаривают - военный эксперимент в Питере | Для этого потребовалось немало усилий: язык обезьяны лопаточкой отводили назад, после глубокого вдоха нос зажимали, так что ей приходилось выдыхать через рот. |
Шотландские ученые расшифровали язык обезьян
Бурлак: Скорее всего вы, как и я, читали об этом у Стивена Пинкера, в книге «Язык как инстинкт». Стивен Пинкер — сторонник врождённой языковой способности, поэтому ему очень хочется думать, что обезьяны, которые этой способности по определению не должны иметь, никакой язык не могут выучить ни в какой степени. Поэтому он с большим удовольствием приводит цитату из А. Нейссера глухонемого, для которого амслен является родным языком , который принимал участие в экспериментах с шимпанзе Уошо и отмечал, что слышащие люди «все время видели больше жестов, чем я... Может быть, я что-то пропустил, но я так не думаю. Я просто не видел никаких жестов». Но при этом жесты Уошо выдерживали проверку двойным слепым контролем: один человек-экспериментатор видит и записывает только жест, другой — только то, что это жест должен обозначать, потом они сравнивают свои записи — и эти записи совпадают так делают для того, чтобы ни один из экспериментаторов не мог даже невольно дать подсказку подопытному животному.
Почему же Нейссер не видел никаких жестов? Можно предположить, что причин этому две. Первая состоит в том, что обезьяны в своём языковом развитии достигают примерно уровня двух-трёхлетних детей. А таких детей взрослому человеку, не погружённому в ситуацию, понять бывает непросто — как на жестовом языке, так и на звуковом. Вот, например, представьте, что вы идёте по улице и слышите, как незнакомый вам малыш громко произносит: «пихо» ударение на втором слоге. Догадались, что это значит?
Я, когда услышала, не догадалась, а мама малыша поняла сразу и сказала ему: «Правильно, подземный переход». А теперь представьте, что такое «пихо» вам скажет попугай — вам легко будет поверить, что он говорящий? Но при этом хозяин попугая его легко поймёт — так же, как мама малыша. Ещё один фактор, мешавший глухонемым понять «говорящих обезьян», состоял в том, что обезьяны не соблюдают грамматику жестового языка. Жестовый язык амслен — это ведь не английский, переданный пальцевыми буковками. Его обычные жесты — это целые слова или значимые части слов хотя пальцевая азбука — дактилология — тоже имеется, прежде всего для передачи имен собственных.
В жестовых языках есть своя грамматика — можно образовывать, например, глаголы со значением действия более интенсивного типа «работать» — «вкалывать» , длительного что немного похоже на русский несовершенный вид или распределённого типа «дать» — «раздать». Да много чего можно. Но такие тонкости знают либо те, кто владеет жестовым языком с детства, либо те, кто исследует его как лингвист. А обезьян им никто не учил. Вот и результат. Так что даже жалко, что работу с обезьянами проводили главным образом слышащие люди.
Стоко наблюдал, да, но полноценной языковой среды, создаваемой людьми, для которых жестовый язык является родным, у «говорящих» обезьян не было. Вдруг при таких учителях обезьяны научились бы лучше? Впрочем, на самом деле, вряд ли. В этой же книге Стивена Пинкера описывается глухонемой мальчик «Саймон» имена «подопытным» детям дают условные, поэтому при публикации они берутся в кавычки , чьи родители выучили амслен во взрослом возрасте. Говорили они на нём, естественно, довольно-таки плохо: для того, чтобы говорить на языке свободно и правильно, надо учить его с детства — во время так называемого «чувствительного периода». В этот период у человека есть возможность самостоятельно достроить грамматику своего языка — и это очень важно, поскольку все слова во всех формах, а уж тем более все предложения ему не удастся выучить путём простого запоминания.
Так вот, «Саймон» сумел по корявым высказываниям своих родителей довольно прилично достроить грамматику амслена — причём даже некоторые такие части, которых его родители не знали! А из обезьян, которым достались такие же учителя, освоившие амслен во взрослом возрасте, достроить грамматику не смог никто. Может быть, возможность достраивать грамматику по неполным данным — это и есть ключевой компонент человеческой «языковой способности»? Бурлак: Честно говоря, не знаю. Потому что я ориентируюсь на замечательную книгу З. Зориной и А.
Смирновой «О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли животные оперировать символами? Авторы её — люди высочайшей научной честности и добросовестности — пишут очень осторожно и аккуратно, не пытаются натягивать факты на какие-то априорные представления, а всякие непроверенные и неподтверждённые вещи либо оставляют за скобками, либо оговаривают специально. Поэтому про подтасовки и мистификации — если они и были — мне ничего неизвестно. Зорина: Скептики пытались выдвинуть такие обвинения, но если бы такие факты были известны, то «говорящие» обезьяны не были бы предметом научного обсуждения.
В частности, в результате многолетних наблюдений за человекообразными обезьянами было расшифровано более 80 жестов. Многие из этих невербальных сигналов используются обыкновенными шимпанзе и шимпанзе бонобо, которые считаются самыми близкими из ныне живущих родственниками людей. Однако этих жестов нет в человеческом общении. Ранее подобные эксперименты с воспроизведением видео традиционно проводили, чтобы проверить, как понимают друг друга нечеловеческие приматы. В новом же исследовании впервые изучили способность людей понимать жесты своих ближайших родственников.
По мнению ученых, дети от одного года до двух лет используют больше 50 жестов из запаса обезьян. Поэтому можно предполагать, что люди, вероятно, унаследовали свое понимание основных особенностей жестов обезьян от предков. Исследователи показали 5656 участникам 20 обрезанных видеороликов с жестами бонобо и шимпанзе, но без ответов, которые эти жесты вызвали. Задачей участников было выбрать правильное значение жеста из четырех возможных вариантов.
Этот тип исследования был использован для проверки животных на понимание человеческого языка, но в этот раз модель перевернулась наоборот. Эти жесты присущи и другим видам обезьян, и если люди их понимают, то это свидетельствует о способности к жестикуляции наших последних общих предков.
Вместо того чтобы помещать обезьян в человеческую среду, им предоставили коммуникационную систему, подходящую для «внутреннего» обезьяньего пользования, то есть для общения шимпанзе с шимпанзе.
Шерман и Остин сидели каждый в своей комнате, каждый перед своей клавиатурой с одинаковым набором символов. Они не могли попасть друг к другу, но каждый видел на экране, какую клавишу нажимает другой. Это позволяло обезьянам общаться при помощи символов друг с другом, что намного интереснее, чем отвечать на дурацкие вопросы двуногих.
Шимпанзе быстро приспособились использовать символы, чтобы передавать друг другу сообщения, и даже научились договариваться об их новых значениях. Когда им однажды дали новый фрукт, для которого на клавиатуре не было символа, каждый держал угощение перед экраном, демонстрируя другому, а потом один из шимпанзе выбрал символ на клавиатуре и нажал клавишу. Так обезьяны договорились о том, как в их языке будет обозначаться новый предмет.
Всё это очень важно, поскольку именно так появляются новые слова и в человеческом языке. Возникает новое понятие, и для его обозначения требуется новое слово. Если другие поддерживают его, слово приживается.
В этом основа многообразия и гибкости человеческого языка, и в рамках своего, «символического», языка Шерман и Остин делали примерно то же самое. Интересно, что в этой ситуации шимпанзе использовали лингвистическую способность, которая, очевидно, никогда не проявляется у них в естественной среде обитания. Поворотным пунктом в работах с обезьянами стало обучение бонобо Канзи, родившегося в 1980 году.
Канзи был маленьким, когда его приёмная мама участвовала в эксперименте, в котором училась общаться с помощью символов. Каждый символ располагался в отдельном квадрате на экране компьютера или был прикреплен магнитом к обыкновенной доске, и мама Канзи должна была поддерживать беседу, указывая на символы. Дела шли не очень хорошо.
За долгое время мама так никуда и не продвинулась. Внимание экспериментаторов перекинулось на малыша, который быстро выучил всю доску с символами. Сегодня он не такой маленький каждый правильный ответ вознаграждался конфетой: немало килограммов было съедено за эти годы и без проблем использует в своей «речи» сотни символов и понимает разговорный английский по крайней мере не хуже двухлетнего малыша.
Канзи быстро стал популярным как среди учёных, так и среди журналистов. Теперь он — ключевая фигура в маленькой группе, в которую входят обезьяны и исследователи. Они проводят множество совместных экспериментов и в повседневной жизни общаются при помощи доски с символами.
Все опыты с Канзи тщательно задокументированы. Экспериментаторы сделали всё возможное, чтобы избежать действия эффекта Умного Ганса. И лишь положив трубку, он приступал к выполнению задания.
С ним в комнате находился человек в берушах, чтобы не слышать телефонного разговора , который наблюдал за тем, что делал Канзи, и записывал. Этот человек не знал, что именно поручено Канзи, и поэтому не мог ему подсказать, как подсказывали Умному Гансу. Например, Канзи попросили вымыть морковь на столе в кухне и положить её в миску в гостиной.
И бонобо безупречно справился с этим заданием. Канзи мог слушать инструкции по телефону и понимал, что на другом конце провода человек, — это выглядит не менее впечатляюще. Сохранилось множество историй о достижениях Канзи в повседневной жизни, более или менее задокументированных.
Есть сведения, что Канзи смог зажечь костёр при помощи спичек и подбрасывал в него дрова, а потом приготовил на огне омлет. Бонобо мог изготовлять простейшие каменные орудия с острой кромкой и с их помощью перерезать верёвку. Говорят, Канзи даже играл в компьютерную игру «Пакман».
Бог с ним, с «Пакманом», но бонобо управлялся со всем, что, по нашим представлениям, умели делать австралопитеки, и со многим из того, что умел Homo erectus. С другой стороны, ещё никто и никогда не заставал шимпанзе в джунглях, пока тот жарил омлет или изготавливал каменный нож, не говоря уже о «Пакмане». И снова мы возвращаемся к тому, что у обезьян есть скрытые способности, которыми они не пользуются в дикой природе.
Языковые таланты Канзи выходили далеко за рамки коммуникаций, которые мы можем наблюдать у диких шимпанзе. Всё, начиная от решения дифференциальных уравнений до создания водородной бомбы и написания этой книги, — всё это человеческие способности, которые до поры оставались скрытыми и проявились только в наши дни. Альфред Рассел Уоллес, пришедший к идее эволюции и естественного отбора одновременно с Дарвином, много размышлял над проблемой «высших ментальных способностей» человека.
Он пришёл к выводу, что естественный отбор не объясняет, как они возникли, и что здесь требуется качественно иное, духовное объяснение помимо того, что даётся в рамках естественных наук. Эта точка зрения жива по сей день среди религиозных эволюционистов. В рамках естественнонаучной картины мира подобные, казалось бы, ненужные способности могут быть рассмотрены как проявление более общей способности, которая использовалась нашими предками совершенно в других целях.
Естественный отбор не породил ни математиков, ни инженеров, зато дал жизнь биологическому виду, наделённому необыкновенной когнитивной гибкостью, высокоразвитой способностью решать все мыслимые проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Именно эта способность развивалась у первобытных охотников и собирателей, поскольку позволяла им выживать не только в условиях естественной среды, к которой они были приспособлены изначально, но и в любых природных условиях, какие только мыслимы на нашей планете, — от арктической тундры до тропических атоллов. Этим, в частности, можно объяснить и то, почему некоторые из нас умеют решать дифференциальные уравнения.
Дело вовсе не в том, что дифференциальное исчисление так волновало умы наших предков. Просто интеллект, который они сумели в себе развить, мы применили и к дифференциальному исчислению, когда это потребовалось. Те же принципы работают и в отношении познавательных возможностей обезьян — куда более скромных, чем наши, — включая способность усваивать отдельные аспекты человеческого языка.
Особо интересно, в том числе и для эволюции языка, что некоторые лингвистические способности наших ближайших родственников скрыты, то есть не проявляются в естественной среде обитания. Возможно, то же самое было и у наших с ними общих предков 5—10 миллионов лет тому назад.
Люди и дикие обезьяны используют общий язык жестов — исследование зоологов
Антропологи открыли у шимпанзе сложный язык общения | Обезьян же, оказывается, можно научить читать за пару месяцев. |
О говорящих обезьянах | Так что изначально образ обезьяны позволял художникам иносказательно осуждать и высмеивать неблаговидные человеческие свойства. |
Говорящая горилла Коко — правда, мистификация или заблуждение ученых? | В течение 9 месяцев обезьяна получала устные просьбы и правильно выполняла их в 74% случаев. |
Россияне возвращаются к языку обезьян | Это значительный прогресс в сравнении с тем, что Neuralink показала год назад, когда обезьяна играла в понг. |