Новости февраль 1990 душанбе

Первые признаки напряженности в Душанбе Февраль 1990 года стал временем, когда начались первые серьезные признаки напряженности в Душанбе, столице Таджикской ССР. 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям.

12 февраля 1990 года - погромы в Таджикистане

Никто не пытался остановить эту кровавую вакханалию. Милиционеры, по свидетельству очевидцев, разбежались по домам, где скидывали форму и переодевались в гражданскую одежду с непременной тюбетейкой, как знаком принадлежности к народу. А военные так же как и в Баку, не вмешивались, а лишь охраняли здание ЦК и несколько правительственных учреждений. Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством.

И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны.

В них входили таджики, русские, армяне, узбеки. Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны.

Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска. Так это или нет, неизвестно. Но у погромщиков не было единой и направляющей силы, да и национальный окрас погромов на следующий день сместился в сторону просто беспорядочного разбоя.

Били и крушили витрины магазинов особенно ювелирных , переворачивали машины, хаотично избивали всех подряд. Обуздать эту толпу не составило особого труда, и уже к 14 февраля 1990 года погромы в Душанбе прекратились. Город, зализывая раны, стал возвращаться к нормальной жизни.

Но Душанбе уже не был прежним. Как только в городе навели порядок, на товарную станцию за контейнерами хлынуло русское населения города. Начался массовый отток некоренных жителей.

Люди за бесценок продавали квартиры в центре, собирали необходимые вещи и бежали из республики на самолетах, поездах и даже в товарных вагонах. А в освободившуюся жилплощадь вселялись те самые "кишлачники" — движущая сила душанбинских погромов. И снова беженцы.

Вообще, Душанбе 1990 года представлял собой довольно пестрый в национальном отношении город. Из шестисот тысяч его населения двести тысяч составляли русские, чуть больше — таджики, третей по численности диаспорой были узбеки, а за ними расположились татары, евреи, армяне — все примерно в равных количествах. Притеснения по национальному признаку если и случались, то не выходили за местные рамки. Да и за что притеснять — все находились в одинаковых условиях. В городе не было каких-то обособленных "русских", "еврейских" или "армянских" кварталов — в каждом многоквартирном доме жили представители всех национальностей.

Собственно, именно это самое жилье и стало причиной случившегося конфликта. Дело в том, что с ним в Душанбе было особенно тяжело. Новых домов строилось мало, и в очереди на получение квартиры стояли десятки тысяч жителей. Люди возмущались, а с 1989 года, когда влияние Центра и местной власти существенно ослабло, стали выходить на митинги. Требовали не только улучшения жилищных условий, возмущались качеством жизни, отсутствием продуктов в магазинах, задержками зарплаты.

Да, беженцы в Душанбе действительно приезжали — всего в Таджикистан переселилось около двух тысяч человек не одномоментно, а с 1988 по 1990 год. Армянская диаспора им помогала — кого-то приютили родственники, кому-то выделяли деньги. Но власти никакого участия в процессе релокации не принимали. Горисполком лишь выделял денежные средства прибывшим — далеко не всем и лишь по 50 рублей на семью меньше половины среднемесячной зарплаты. Однако народная молва увеличила число беженцев в разы.

Говорили о "богатых армянах", которые "скупили все начальство" и пропихивают своих земляков в начало списков на получение жилья. Слухи дошли до того, что утверждалось: мол, в душанбинском аэропорту приземлилось несколько самолетов с армянами из Баку, и те якобы отказались выходить из них, пока им не принесут ордера на новые квартиры. Но чиновник посчитал требование собравшихся очередным малозначительным всплеском народного гнева — пошумят и разойдутся. И зря. Так как уже на следующий день на площадь вышла толпа раз в пять больше вчерашней.

Внимательный наблюдатель мог заметить в ней большое количество молодежи. Не душанбинской, нет.

Власть, сидящая на толерантной русской шее, кажется, как всегда забыла спросить русских, нужны ли нам «братские народы»? Ведь это «братство», к которому шел еще СССР, обернулось геноцидом и погромами русских, которые начались в девяностых и продолжаются до сих пор. Пусть рассказы очевидцев напомнят о «братской» любви и т. Таджикистан «Первый звонок прозвенел в 1989-ом. Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка.

И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведет. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах…» Владимир Кленов, Душанбе. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». Рогозин Д. Узбекистан «Мы с папой узнали, что их папу и маму, бабушку и самого младшего братика Алёшу убили в Узбекистане, где они родились и жили.

Убили за то, что не хотели «злым» узбекам отдавать свою большую квартиру. Дети хорошо запомнили иззверённые гневом, лоснящиеся жирные лица, кричащие и на них: «За-арэ-эж-жэм на шишлик, рускай свиньня…», «Вон с нашэй зимля.. Свидетельства очевидцев, 1990 г. Киргизия «Начались одиночные, но регулярные нападения на русских. Не хватало только массовки. Нужна была хорошая искра для хорошего костра. Но и она нашлась.

В Ошской области большая группа киргизов пришла на поле, на котором местные узбеки традиционно работали. Узбеки "махаллёй" прогнали захватчиков, но прибывшее подкрепление мародёров устроило настоящую бойню. Вот так начались "события 89-го года". Тут же вспомнилась "вековая вражда". С юга волны ненависти докатились до столицы. Сожжённые дома, изнасилованные девочки, младенцы на вилах, тысячи беженцев. Но были и российские десантники и "расстрельные бригады генерала Кулова", за что им мой поклон.

Воспоминания разные. Новые хозяева жизни уже кое-чему научились.

В сети полно рассказов о подожженных автобусах, изнасилованных женщинах, зверски убитых мужчинах. В дома и квартиры, как это происходило месяцем ранее в Баку, они не врывались. Толпе хватало пойманных на улице людей.

И смерть их была ужасной. Вот свидетельство душанбинца Вячеслава Зыкова: Нашу семью тоже затронула трагедия. Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков. Казнь была демонстрационной, на площади, чтоб боялись.

Вообще, когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений, что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта. Потом лишь следствие и опрос свидетелей установило, что его пронзали заточенными арматуринами. Никто не пытался остановить эту кровавую вакханалию. Милиционеры, по свидетельству очевидцев, разбежались по домам, где скидывали форму и переодевались в гражданскую одежду с непременной тюбетейкой, как знаком принадлежности к народу. А военные так же как и в Баку, не вмешивались, а лишь охраняли здание ЦК и несколько правительственных учреждений.

Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством. И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны. В них входили таджики, русские, армяне, узбеки.

Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны. Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска. Так это или нет, неизвестно.

Погромы в Душанбе февраля 1990 года

И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно. Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины. Горящая машина на улицах Душанбе Экономические лозунги сменились националистическими. Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе. И другие национальности вместе с ними. Представители власти опять не вышли к собравшимся и распалившаяся толпа двинулась в сторону микрорайона с новостройками, чтобы на месте «восстановить справедливость». По одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собой улицу. Они крушили все на своем пути. Шли, наклонив головы чуть вперед, руки или в карманах, или держат арматуру. Любые препятствия, которые попадались на пути, сметались бешеным напором. Они раскачивали и переворачивали машины, роняли на бок автобусы, крушили витрины, избивали и убивали встречных.

Погромщики на улицах Душанбе, 12 февраля 1990 года Таджиков в основном не трогали если только это был не «цивилизованный» таджик — в костюме, без обязательной тюбетейки или женщина с крашеными волосами. Под раздачу попадали все, кто отличался от коренной нации. Интернет хранит много воспоминаний очевидцев тех трагических событий. В сети полно рассказов о подожженных автобусах, изнасилованных женщинах, зверски убитых мужчинах. В дома и квартиры, как это происходило месяцем ранее в Баку, они не врывались. Толпе хватало пойманных на улице людей. И смерть их была ужасной. Вот свидетельство душанбинца Вячеслава Зыкова: Нашу семью тоже затронула трагедия. Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков.

Это в Москве или в какой-нибудь Рязани стояли километровые очереди за колбасой — в Душанбе вплоть до гражданской войны 90-х полки магазинов никогда не пустовали, такой была политика: республики не должны были испытывать сильного дефицита ни в чем. Но мы ошибались в своем прекраснодушии — «оранжевая революция» добралась и до нашего цветущего края. Оказалось, что при правильном применении технологии, придуманной Джином Шарпом, «зажечь» удалось даже мегаспокойный и дружелюбный народ! Главное — была проведена умелая пропаганда среди не слишком хорошо образованных слоев населения, и многонациональность из нашей силы превратилась в нашу слабость. Очень отчетливо помню февраль 1990 года, когда в Душанбе из Азербайджана сбежали от погромов несколько армянских семей.

Среди таджиков кто-то пустил слух, что тысячам армян раздадут квартиры в новостройках — те самые, которые очень ждали выходцы с окраин. Курок был спущен: в один день как по мановению волшебной палочки в столицу потянулась вереница грузовиков с сельскими жителями. Кто-то же их организовал в тот день, освободил от работы, заранее приготовил грузовики, снабдил едой, а может, и наркотическим зельем! Их требование было выполнено, но на следующий день митинг возобновился — на этот раз требовали уже отставки первого секретаря ЦК КП Кахара Махкамова. После поджога правительственной резиденции милиция начала разгон демонстрантов, и те, как бы в отместку, отправились громить магазины, транспорт, больницы, предприятия...

У нас в тот страшный день шли, как обычно, занятия в Таджикском государственном университете. Декан объявил всем, что занятия отменяются, всем рекомендуется поскорей расходиться по домам. Не все рискнули — те, кому было далеко добираться, предпочли заночевать в аудиториях: в городе слышна была стрельба. Наша семья жила не так далеко от университета, и я решилась проехать пару остановок. Помню, как еще с утра добродушные и веселые пассажиры маршрутки теперь смотрели друг на друга из-под бровей, не понимая, кто теперь друг, а кто враг, и что вообще произошло.

Чуть позже пришла с работы мама — полдороги прошагала пешком, потому что автобус, который она ждала, подожгли. Погромы магазинов, поджоги сопровождались массовыми истязаниями и убийствами русских, татар, не успевших скрыться от расправы армян. Когда с улиц исчезли все, кого националисты считали русскими, объектом преследования становились молодые таджички с короткими стрижками, в европейских платьях, потом очередь дошла и до истинных мусульманок в национальных одеяниях... Рассказывали, как была убита беременная таджичка, которая попыталась призвать толпу к порядку. За неосторожно оброненное слово ее тело полетело с моста в реку Душанбинку.

Оголтелая толпа почувствовала вкус крови... В городе перестали работать госучреждения, магазины. Рассказывали, что была произведена расправа над работниками станции скорой помощи, были вырублены телефонная связь и Первый канал телевидения.

Одним из таких новых мест, подключившихся к центробежному развалу СССР, в начале 1990 года стал Таджикистан. К этому времени в республике уже вовсю развернуло свою деятельность оппозиционное движение «Растохез», сформированное в сентябре 1989 года, которое своими главными целями объявило «независимость страны и возрождение национальных ценностей». Лидеры новой таджикской оппозиции, среди которых преобладали представители местной интеллигенции, начали активно «пробуждать национальное самосознание народа», при этом, как всегда, слабо себе представляя, что именно проснётся в результате. Зато они надеялись, что разбуженный хаос поможет прийти им к власти — на конец февраля в Таджикистане как раз были намечены выборы в парламент.

Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС. Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать. Третьи и вовсе стараются те события не вспоминать, говоря о них вскользь и напирая на то, что все самое важное было до или после.

Душанбе, столица Таджикистана, в руках ваххабитов. В русской школе в центре города исламисты захватили в заложники школьников, и т.

В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. В 20 лет она вступила в КПСС, возглавила сектор печати таджикского комсомола, в 24 года получила членский билет Союза писателей Таджикистана и ещё через 10 лет стала секретарём правления. Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку. На митингах «исламско-демократической» оппозиции поэтесса произносила антирусские речи, сокрушалась о «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой куда загнали таджиков», предрекала, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». На этом фоне весьма примечательной выглядела позиция местного криминального авторитета Сангака Сафарова, заявившего: «Кто тронет хоть одного русского - будет иметь дело со мной! Ведь что такое был Душанбе в 1990 году?

Маленький Париж. Половина населения — таджики, другая половина — русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать — а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился. Сейчас Душанбе — это большой колхоз... Об этих событиях официально стараются умалчивать, дабы не разжечь национальную рознь. Политика современной РФ — интеграция в евразийское пространство, нашей власти нужны еще миллионы мигрантов, пополняющих капитал собственных стран, обостряющих криминогенную ситуацию и увеличивающих наркотрафик. Власть, сидящая на толерантной русской шее, кажется, как всегда забыла спросить русских, нужны ли нам «братские народы»?

Ведь это «братство», к которому шел еще СССР, обернулось геноцидом и погромами русских, которые начались в девяностых и продолжаются до сих пор. Пусть рассказы очевидцев напомнят о «братской» любви и т. Таджикистан «Первый звонок прозвенел в 1989-ом. Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка. И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведет. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах…» Владимир Кленов, Душанбе.

Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». Рогозин Д. Узбекистан «Мы с папой узнали, что их папу и маму, бабушку и самого младшего братика Алёшу убили в Узбекистане, где они родились и жили. Убили за то, что не хотели «злым» узбекам отдавать свою большую квартиру.

Дети хорошо запомнили иззверённые гневом, лоснящиеся жирные лица, кричащие и на них: «За-арэ-эж-жэм на шишлик, рускай свиньня…», «Вон с нашэй зимля.. Свидетельства очевидцев, 1990 г.

Февральские беспорядки в Душанбе 1990 года: предвестник гражданской войны

Происшедшее в Душанбе 11-14 февраля 1990 года во многом похоже на события в Тбилиси. Очень отчетливо помню февраль 1990 года, когда в Душанбе из Азербайджана сбежали от погромов несколько армянских семей. Тогда по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе были введены войска. они колонизаторы, у. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости.

Геноцид русских в Таджикистане 90-х. Свидетельства очевидцев и документальная хроника

А ровно 30 лет назад 12 февраля 1990 года вспыхнули кровавые беспорядки в столице Таджикистана Душанбе. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек. Тогда по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе были введены войска. они колонизаторы, у. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. Масштабные беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года начались после того, как неизвестные лица стали усиленно распространять слухи о выделении квартир армянским беженцам. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек. В феврале 1990 года в Душанбе произошли массовые беспорядки, вызванные националистическими и религиозными протестами против присутствия армянских беженцев из Азербайджана.

12 февраля 1990 года - погромы в Таджикистане

После распада СССР дни ввода советских войск в вышеуказанные столицы бывших республик официально были объявлены траурными днями в Азербайджане, Грузии, Латвии и Литве. Таджикистан не стал исключением. Между президентским дворцом и чайханой Рохат был установлен обелиск в память о жертвах 12 февраля 1990 года. Этот день стал траурным днем в республике. Но в начале нового тысячелетия он исчез незаметно и бесследно. В Таджикистане этот черный день предали забвению. В полдень 11 февраля 1990 года несколько сотен человек собрались у здания ЦК Компартии Таджикской ССР и потребовали, чтобы к ним вышел руководитель республики Каххор Махкамов.

К руководителю республики у митингующих был один вопрос: почему армянским беженцам, прибывшим из Баку, выделили квартиры без очереди? Квартирный вопрос в Душанбе к тому времени был одним из самых серьезных проблем, потому что местные жители годами стояли в очереди за квартирой. К собравшимся вышел Махкамов и заявил, что слухи о предоставлении квартир армянским беженцам не имеют под собой основу. Его словам не поверили. Было решено создать комиссию, и на следующий день, ровно через 24 часа, Махкамов и казикалон республики Ходжи Акбар Тураджонзода должны были сообщить митингующим о результатах проверки комиссии. В действительности, с 21 по 24 января 1990 года из города Баку через Красноводск в Душанбе были эвакуированы 49 семей армянских беженцев.

В следующие дни 22 семьям армянских беженцев горисполком оказал помощь по 35 рублей, двум - по 80 рублей. Итого им было выдано 930 рублей. На митинге перед членами комиссии поставили задачу проверить все микрорайоны, где по слухам, армянским беженцам были выделены квартиры. Собравшиеся перед тем, как покинуть площадь, обещали вернуться на следующий день, чтобы ознакомиться с результатами проверки. Комиссия была создана с опозданием, поэтому только после полудня 12 февраля проверила дома отдыха, санатории и пансионаты Варзоба, Ходжа Оби Гарма, Харангона, Алмасы, Шахринау, Чептуры, Каратага, Рамита, Орджоникидзеабада, Явана, Шамбары, все общежития и гостиницы городов Душанбе, Турсунзаде, Орджоникидзеабада и Явана. Оказалось, что армянских беженцев в указанных местах нет.

Но через сутки - к полудню 12 февраля митингующие вновь собрались у здания Верховного совета и потребовали отчета у Каххора Махкамова и Тураджонзоды. Руководитель республики в назначенное время к митингующим не вышел. Махкамова не идти на поводу у толпы. Когда же он вышел, было уже поздно. Была пролита кровь, его никто и слушать не хотел, из разъяренной толпы в него полетели галоши. Начались стычки между ними и силами правопорядка, которые в ход пустили дубинки, затем водометы и слезоточивый газ.

Митингующие штурмовали здание ЦК и захватили часть первого этажа. Снайперы и автоматчики открыли огонь на поражение с крыши и окон верхнего этажа здания ЦК.

Как вспоминал Игорь Ротарь, корреспондент «Ленты. К началу осени, на пике сражений, исламской оппозиции удалось нанести ряд серьезных поражений сторонникам конституционного строя. Заняв Курган-Тюбе, радикалы устроили резню в узбекском квартале. Нападениям подверглись также русские жители города.

Однако вовремя вмешалась 201-я дивизия Вооруженных сил России. Соседи снабжали сторонников конституции оружием, деньгами, оказывали дипломатическую поддержку. Параллельно звучали и призывы к мирному урегулированию. Но к началу 1993 года у сторонников исламского Таджикистана появились влиятельные союзники за рубежом. В страну начали стекаться террористы из Афганистана , где также полыхала кровопролитная гражданская война. Объединенная таджикская оппозиция при поддержке афганских моджахедов все больше перенимала тактику партизанской войны.

Попытки развернуть наступление на широком фронте не приносили успехов. Отдельные отряды уходили в горы, нападали на пограничные заставы и колонны снабжения Так, 13 июля 1993 года боевики силами одного батальона напали на 12-ю погранзаставу, где несли службу российские военнослужащие. В кровопролитном бою они потеряли 25 человек, однако не отступили, продержавшись до прибытия подразделений 201-й дивизии.

Ленинабад правит, Гарм торгует, Куляб охраняет, Памир танцует таджикская пословица времен позднего СССР После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы — бадахшанцы, гиссарцы и гармцы — попытались изменить распределение ролей в управлении страной. Они упрощали диалект, обычаи и отношение к религии, принятые в том или ином регионе, и в большей степени определяли сторону, которую занимало население. Бои за столицу и другие крупные города, начавшиеся уже в 1992 году, сопровождались этническими чистками с обеих сторон. Как вспоминал Игорь Ротарь, корреспондент «Ленты. К началу осени, на пике сражений, исламской оппозиции удалось нанести ряд серьезных поражений сторонникам конституционного строя.

Заняв Курган-Тюбе, радикалы устроили резню в узбекском квартале. Нападениям подверглись также русские жители города. Однако вовремя вмешалась 201-я дивизия Вооруженных сил России. Соседи снабжали сторонников конституции оружием, деньгами, оказывали дипломатическую поддержку. Параллельно звучали и призывы к мирному урегулированию. Но к началу 1993 года у сторонников исламского Таджикистана появились влиятельные союзники за рубежом. В страну начали стекаться террористы из Афганистана , где также полыхала кровопролитная гражданская война. Объединенная таджикская оппозиция при поддержке афганских моджахедов все больше перенимала тактику партизанской войны.

К своим 60 годам он провел за решеткой суммарно 23 года. Формально не занимая никаких государственных должностей, мужчина пользовался безусловным авторитетом во всех официальных органах власти Моральный облик защитников коммунистической идеи был, мягко говоря, далек от идеала. За Сангаком Сафаровым в движение потянулись уголовники и просто авантюристы. Из позитивной повестки их объединяло разве что стремление сохранить дружбу с русскими и другими некоренными народами, проживавшими в Таджикистане. Также они установили контроль над аэропортом и вокзалом. На их сторону перешел городской ОМОН и часть государственных служащих. Уже через несколько недель боевые действия переместились в южные районы Таджикистана.

Обе стороны призвали добровольцев вооружаться и становиться под свои знамена. Началось массовое бегство русского, немецкого и еврейского населения из республики. Дело в том, что за годы советской власти таджики так и не сумели стать единой нацией. Клановая и региональная идентичность становилась определяющей в вопросе выбора стороны. С начала 1920-х годов доминирующую роль в политической жизни играли выходцы из Ленинабадской области — ленинабадцы, занимавшие высшие административные посты, с которыми активно сотрудничали выходцы из Куляба — кулябцы, занимавшие высшие посты в силовых структурах. Ленинабад правит, Гарм торгует, Куляб охраняет, Памир танцует таджикская пословица времен позднего СССР После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы — бадахшанцы, гиссарцы и гармцы — попытались изменить распределение ролей в управлении страной.

Горячий февраль 1990 года в Душанбе

В Москве началась паника и в конце сентября по распоряжению Горбачева в Таджикистан была послана группа во главе с Анатолием Собчаком. Они должны были уговорить конфликтующие стороны сесть за стол переговоров и начать подготовку к выборам. Оппозиция назвала своего кандидата — известного кинорежиссера Давлата Худоназарова, коммунисты — бывшего первого секретаря ЦК Рахмона Набиева, который и «выиграл», несмотря на предъявленные обвинения в фальсификации. После выборов я провожал Давлата в Москву и в аэропорту увидел группу нетрезвых и довольных российских генералов с коробками подарков. На время Кремль успокоился. Но только на полгода. Гражданская война, 1992 26 марта 1992 года начался новый митинг, побивший все рекорды массовых выступлений — 46 суток, и днем и ночью, в центре Душанбе тысячи людей требовали отставки нового президента и демократических реформ.

Рахмон Набиев — представитель старой коммунистической номенклатуры, пытался сохранить советскую систему в независимом уже Таджикистане, опираясь не только на старых соратников, но и на российский генералитет. У российского Генерального штаба были свои виды на Таджикистан, который граничит с Афганистаном, и мало кто не знал, что военные занимаются контрабандой наркотиков, оправдывая свое нахождение в далекой от России страны геополитическими интересами. Однажды вертолетчик российской армии Валерий Ким рассказал журналистам о том, как из Афганистана переправляется героин. И влиять на таджикского президента было просто — он был безвольным алкоголиком. В отношениях Москвой и Душанбе была еще одна особенность: после распада СССР Таджикистан не получил ни одного патрона, когда другие новые независимые государства получили в наследство и вооружение, и флот. В первые месяцы независимый Таджикистан не имел собственного министерства обороны, только так называемую национальную гвардию, примерно 500 человек.

Новый президент начал свою политическую жизнь с арестов. Был арестован мэр Душанбе, несколько оппозиционеров, была введена жесточайшая цензура на телевидении, было несколько попыток закрыть независимые газеты. Страна бурлила. Вечером на площадь перед парламентом ста ли собираться люди. Потом они догадались, что инициатором конфликта был президент и перешли к его дворцу, к тому самому зданию, где произошли события в феврале 1990 года. И остались надолго, до 11 мая, пока не было создано коалиционное правительство.

Люди приезжали митинговать посменно — одни уезжали, другие занимали их места. Кажется, за весь период участие в митинге приняли более миллиона человек из разных районов. Утро начиналось с молитвы, затем выстраивалась очередь из желающих выступить. Говорили не только таджики, приходили все, кому было тревожно за страну — узбеки, русские, украинцы, грузины, корейцы. Одновременно российская пропаганда ухватилась за возможность назвать митинг «шабашом исламистов», потому что одним из организаторов митинга была Партия исламского возрождения. Исламский фактор обыгрывался КГБ с середины 80-х годов, умело манипулируя общественным мнением, прежде всего в России.

Теперь на экранах российского телевидения мелькали крестьяне в национальной одежде, которые по мнению пропагандистов должны быть восприниматься именно «исламистами». Через неделю митингующие попытались захватить здание КГБ и тоже были расстреляны.

Митингующие на площади Ленина в Душанбе Эти слова падали на благодатную почву, и собравшиеся на очередной митинг 11 февраля 1990 года на площади Ленина перед зданием ЦК стали требовать выхода к народу первого секретаря ЦК Махкамова, чтобы он официально опроверг или подтвердил информацию. Но чиновник посчитал требование собравшихся очередным малозначительным всплеском народного гнева — пошумят и разойдутся. И зря. Так как уже на следующий день на площадь вышла толпа раз в пять больше вчерашней. Внимательный наблюдатель мог заметить в ней большое количество молодежи.

Не душанбинской, нет. Это были так называемые «кишлачники» — диковатые молодые люди, которые неожиданно появились в городе всего за одну ночь. То, что митинг 12 февраля был хорошо спланирован, не отрицал позже никто. И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно. Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины. Горящая машина на улицах Душанбе Экономические лозунги сменились националистическими. Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе.

И другие национальности вместе с ними. Представители власти опять не вышли к собравшимся и распалившаяся толпа двинулась в сторону микрорайона с новостройками, чтобы на месте «восстановить справедливость». По одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собой улицу. Они крушили все на своем пути. Шли, наклонив головы чуть вперед, руки или в карманах, или держат арматуру. Любые препятствия, которые попадались на пути, сметались бешеным напором. Они раскачивали и переворачивали машины, роняли на бок автобусы, крушили витрины, избивали и убивали встречных.

Погромщики на улицах Душанбе, 12 февраля 1990 года Таджиков в основном не трогали если только это был не «цивилизованный» таджик — в костюме, без обязательной тюбетейки или женщина с крашеными волосами. Под раздачу попадали все, кто отличался от коренной нации.

Подписаться В феврале 1990 года в Душанбе прошли трехдневные массовые беспорядки, начавшиеся на межнациональной почве Февральские события 29-летней давности уже превратились в историю, но в то же время три страшных дня еще живы в памяти граждан Таджикистана. Повод извне Поводом для выхода толп душанбинцев на улицы города стали слухи о том, что правительство выдаст нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартиры в Душанбе. В то время в городе ощущалась острая нехватка жилья, поэтому информация всколыхнула общественность. Таджикистан на выход: как страна обретала независимость 9 сентября 2017, 12:59 В действительности же из Баку в Душанбе бежали всего около 50 человек.

На первое место в конфликте вышла не столько идеология, сколько региональная идентичность. Почему вскоре после распада СССР постсоветский Таджикистан вступил на путь крови и пороха, как военные столкновения переросли в погромы и массовые казни, а также кто смог убедить группировки закончить вражду — в галерее «Ленты. В стране два года то и дело возникали массовые беспорядки, вызванные противостоянием бывшей прокоммунистической элиты и оппозиционных сил. Последние состояли преимущественно из исламских партий, стремящихся выстроить в Таджикистане религиозное государство по образцу соседнего Ирана. В коалицию с ними вступили национал-демократы, которые также разделяли идею умеренной исламизации и дистанцирования от «русских колонизаторов». Движение, на стороне которого выступали армия, милиция, бывшие партийные организации и даже сотрудники Комитета государственной безопасности Таджикской ССР позднее — КНБ, Комитет национальной безопасности , возглавлял уголовник со стажем Сангак Сафаров. К своим 60 годам он провел за решеткой суммарно 23 года. Формально не занимая никаких государственных должностей, мужчина пользовался безусловным авторитетом во всех официальных органах власти Моральный облик защитников коммунистической идеи был, мягко говоря, далек от идеала. За Сангаком Сафаровым в движение потянулись уголовники и просто авантюристы. Из позитивной повестки их объединяло разве что стремление сохранить дружбу с русскими и другими некоренными народами, проживавшими в Таджикистане. Также они установили контроль над аэропортом и вокзалом. На их сторону перешел городской ОМОН и часть государственных служащих. Уже через несколько недель боевые действия переместились в южные районы Таджикистана.

«Чемодан — вокзал — Воронеж!»: русская уроженка Душанбе рассказала о погромах 1990 года

РИА Новости, 12.02.2020. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. В феврале 1990 года в Душанбе, столице Таджикистана, разразилась серия столкновений и протестов, которые имели серьезные последствия для русской общины в этом городе. 12 февраля 1990 г. в Душанбе был обычным рабочим днем и ничто не предвещало тех тяжких испытаний, которые уготовила судьба его жителям и всему населению Таджикистана в ближайшие часы и дни. Офицер внутренних войск показывает предметы, которые использовали экстремисты в качестве метательного оружия, Душанбе, февраль 1990 года.

Следствие закончено, забудьте

Кровавый февраль 1990 года в Душанбе Происшедшее в Душанбе 11-14 февраля 1990 года во многом похоже на события в Тбилиси.
В этот день - 12 февраля 1990 г. в Душанбе начались массовые беспорядки Офицер внутренних войск показывает предметы, которые использовали экстремисты в качестве метательного оружия, Душанбе, февраль 1990 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий